Новости
28.07.2019
Министерство природных ресурсов РФ готовит законопроект, который обяжет добывающие предприятия резервировать средства для ликвидации возможного экологического ущерба

Министерство природных ресурсов РФ готовит законопроект, который обяжет добывающие предприятия резервировать средства для ликвидации возможного экологического ущерба
25.07.2019
В Подмосковье заключили контракты на рекультивацию свалок в Дубне и Пушкино

В Подмосковье заключили контракты на рекультивацию свалок в Дубне и Пушкино


Главная » Новости » Круглый стол «Перспективы развития экологически эффективных технологий с учетом глобальных и национальных вызовов». Итоги.

Круглый стол «Перспективы развития экологически эффективных технологий с учетом глобальных и национальных вызовов». Итоги.

27 октября на географическом факультете МГУ состоялся Круглый стол «Перспективы развития экологически эффективных технологий с учетом глобальных и национальных вызовов». Организаторами круглого стола выступили ТП «Технологии экологического развития» и Отраслевой центр прогнозирования (ОЦП) по направлению «Рациональное природопользование». Участие в мероприятии приняли более 25 представителей научного и вузовского сообщества, реального сектора экономики, технологических платформ (ТП) и федеральных органов исполнительной власти.

В рамках мероприятия были представлены два доклада: Заместителя декана географического факультета МГУ, зам. председателя Научно-технического совета ТП «Технологии экологического развития» С.А. Добролюбов и ведущего эксперта НИУ ВШЭ Л.Ю. Матич

С.А. Добролюбов в своем докладе «Перспективы экологически безопасного развития Арктической зоны» рассказал об основных эколого-географических и социально-экономических характеристиках Арктического региона, их временной динамике. Также он проанализировал проблемы организации мониторинга, прогнозирования в условиях меняющегося климата и предпринимаемые для экологически безопасного развития меры, в числе  которых – создание национального атласа Арктики, формирование системы комплексной безопасности (на базе аварийно-спасательных центров при сотрудничестве МЧС и Гидрометцентра России) и др.

 Л.Ю. Матич на примере нефтехимической отрасли рассказала о концепции разработки технологической дорожной карты на основе прогнозно-стратегических документов. В своем выступлении она акцентировала внимание на отсутствие связей между прогнозными и стратегическими документами, а также на возможное решение этой проблемы благодаря комплексному подходу, применяемому в технологических дорожных картах.

В ходе дискуссии участники круглого стола отметили необходимость использования в своей деятельности различных стратегических документов, которые содержат российские прогнозные исследования. К ним относятся:

  1. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденный Правительством 25.03.2013 г.;
  2. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденный Правительством 03.01.2014 г.;
  3. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (до 2030 г.), подготовленный РАН;
  4. ГП РФ «Развитие науки и технологий» на 2013 - 2020 годы;
  5. Профильные государственные программы Российской Федерации;
  6. Приоритетные направления и критические технологии Российской Федерации;
  7. Стратегическая программа исследований Технологической платформы, тематика которой соответствует вашей специализации;
  8. Программы инновационного развития компаний с государственным участием;
  9. Стратегии развития отраслей.

Научный руководитель Института экономики природопользования и экологической политики НИУ ВШЭ А.М. Багин высказал мнение, что недостаток существующих прогнозных и стратегических документов заключается в том, что постановка целей в них осуществляется исходя из сегодняшних условий, не учитывая перспективы будущего. Он отметил, что к обязательному использованию должны быть привлечены программы инновационного развития госкомпаний.

Наряду с такими ключевыми проблемами, препятствующими внедрению результатов прогнозов в управлении, как несогласованность действий ключевых министерств и ведомств и нежелание разработчиков адаптироваться под нужды заказчиков, эксперты отметили:

— Несовпадение интересов государства и бизнеса, слабую заинтересованность компаний в государственных прогнозах и стратегиях, отсутствие необходимой инфраструктуры для соответствия требованиям заказчика;

— Незаинтересованность компаний в сотрудничестве с государством; несогласованность интересов компании и государства в горизонтах планирования (наиболее актуальный для бизнеса горизонт планирования – полгода);

— Несогласованность компетенций и зон ответственности;

— Отсутствие доказательной базы; отсутствие регулирования по обновлению и формированию баз данных.

Участники круглого стола отметили, что функции мониторинга во многом могут быть сконцентрированы на технологических платформах. Были высказаны мнения о необходимости ликвидировать повторяемость научно-технологического мониторинга различными организациями. В настоящее время во многом функции мониторинга возложены на ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ.

По итогам работы круглого стола эксперты решили:

— Рекомендовать внести в прогнозно-аналитические документы обязательный раздел «Меры государственной поддержки»;

— Использовать ТП как площадку для обсуждения и продвижения экономически-обоснованных, экологически-эффективных технологических или организационных решений для удовлетворения запросов со стороны промышленности;

— Для создания центров научно-технологического прогнозирования (компании, вузы, научно-исследовательские организации и др.) максимально привлекать потенциал профильной ТП при тесном взаимодействии с экспертами Отраслевого центра прогнозирования;

— Использовать ТП для поддержки взаимодействия и коммуникации государства, науки и бизнеса.