Введение
Экскурсия представляет собой процесс
познания окружающего нас мира, его
предметов и явлений. Это познание
начинается с непосредственного
чувственного восприятия изучаемого
объекта или явления, с ощущений, которые
получаются с помощью органов чувств –
зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.
Цель
курсовой: изучение классификаций экскурсии.
Задачи:
- изучение материала по данной теме (литература, источники Internet);
- рассмотрение основных понятий;
- рассмотрение классификации экскурсии в разные исторические эпохи, по различным признакам.
1. Основные понятия
1.1 Понятие экскурсии
Современное понятие «экскурсия» (от лат. «excursion» – поездка)
вкладывается индивидуальное или в составе
группы посещение достопримечательных
мест с учебными или познавательными целями.
На протяжении становления и развития
экскурсионного дела в понятие «экскурсия»
вкладывалось различное содержание.
Первые методисты
экскурсионного дела, например, И.М. Гревс, сводили сущность экскурсии
к «моторности», т.е. передвижению. Более
полное определение экскурсии было дано
Н.Б. Анциферовым, В.А. Гердом, Б.В. Емельяновым.
Понятие «экскурсия», согласно толкованию
Б.В. Емельянова, являет собой целенаправленный
наглядный процесс познания окружающего
человека мира, построенного на заранее
подобранных объектах в естественных
условиях или расположенных в цехах промышленного
предприятия, помещениях, лабораториях
научно-исследовательского института,
залах музея, выставки, мастерской художника,
и др. Показ чувственно воспринимаемых
объектов происходит под руководством
квалифицированного руководителя – экскурсовода
и подчинен задаче раскрытия четко определенной
темы.
Таким образом, экскурсия
– 1) процесс наглядного познания окружающего
мира: особенностей природы, современной
и исторической ситуации, элементов быта, т.е. достопримечательностей
определенного города или региона – заранее
избранных объектов, которые изучаются
на месте их расположения;
2) тематический маршрут
с целью посещения достопримечательных
объектов и местностей.
Специфика экскурсии заключается в органическом
сочетании в ней показа и рассказа. Экскурсовод
показывает экскурсантам объекты и сопровождает
показ анализом, пояснениями, историческими
справками. Если нет объектов, раскрывающих
какую-либо тему, не может быть и экскурсии.
Показывая объект, экскурсовод дает пояснение,
учит экскурсантов правильно воспринимать
увиденное, давать объективную оценку
событий, явлений, фактов, связанных с
ними.
Таким
образом, экскурсовод целенаправленно
воздействует на формирование мировоззрения
участников этого мероприятия, а сообщаемые
в процессе экскурсии сведения благодаря
наглядности хорошо запоминаются и способствуют
расширению их разговора.
План урока-экскурсии
В целом структура урока-экскурсии похожа на структуру обычного урока.
- Организационно-мотивационная часть. Учитель сообщает учащимся тему, цель, задачи урока, знакомит с основными вопросами и объектами экскурсии, напоминает о технике безопасности. На этом этапе можно дать ребятам карточки, на вопросы которой они должны ответить в ходе показа или после него, заранее сообщить виды творческих работ.
- Актуализация опорных знаний. Нужно вспомнить основные моменты, связанные с темой экскурсии.
- Непосредственно экскурсионная часть, в которой ученики должны не просто оставаться зрителями и слушателями, а как можно активнее участвовать: задавать вопросы, делать записи, зарисовки, фотографировать, изучать (смотреть, трогать, наблюдать, измерять и др.).
- Обобщение и систематизация знаний, рефлексия. Происходит обобщение и систематизация полученных знаний, выделяется главное. Ученики делятся своим мнением, впечатлениями.
- Итоги. Учитель оценивает работу учащихся, дает творческие задания на дом: сделать фотоотчет, презентацию, выпустить стенгазету, оформить стенд, написать сочинение, составить отчет и др. Наиболее интересные работы можно разместить на сайте школы, чтобы с ними могли ознакомиться другие ученики и родители.
Куда можно оправиться на экскурсию
Объект экскурсии выбирается в зависимости от цели и задач урока. Иногда может быть достаточно выйти на пришкольный участок, чтобы ознакомиться с растущими там видами растений, с сезонными изменениями в природе или посмотреть, как проводятся наблюдения над погодой в метеоплощадке.
Во многих школах есть свои школьные музеи краеведческого направления, где также можно проводить такие уроки.
Интересны уроки-экскурсии по городу, когда изучаются исторические памятники, знаменательные места
Важно только не увлечься и не затянуть ее, лучше подготовить серию небольших маршрутов, чем один долгий и утомительный
Много полезной и интересной информации можно получить в музеях.
Объектами экскурсий могут быть учебные заведения, промышленные, сельскохозяйственные и транспортные предприятия. И конечно, памятники природы родного края.
Если же возможности побывать на нужных объектах нет, то на помощь придут виртуальные экскурсии. Многие музеи на своих сайтах предоставляют такую возможность. А при изучении географии и истории с помощью современных компьютерных технологий можно посетить практически любую точку мира.
Как все начиналось
Я, мой автомобиль и моя группа
Началось все издалека.
Я очень люблю путешествия, много езжу сама, в том числе, на собственном авто. Я работала в турагентстве, и передо мной постоянно проходило множество разных туристов. С некоторыми из них возникали не только деловые, но и дружеские отношения. Зная о моих поездках, люди часто просили меня: «А возьми нас с собой. Мы тоже хотим автомобильный тур».
Мы договаривались о направлении, я рассчитывала стоимость — бензин, размещение, экскурсии, питание, и мы отправлялись в путь.
Инициаторами путешествия выступали жаждущие новых впечатлений туристы. Самой приглашать людей в такие туры мне как-то в голову не приходило. Мне казалось, что автотуризм — это очень специфично и любителей такого отдыха будет не очень много.
Примерно с год назад я наткнулась на сайт, где мужчина, влюбленный в автопутешествия, приглашал всех желающих присоединяться к нему для поездки в Норвегию. Причем он вез людей не только на своей машине, но забирал с собой других автолюбителей с их собственными железными конями. Народа в такие туры набиралось достаточно много.
Я решила, а почему бы и мне не попробовать? Кинуть кличь, посмотреть, как будут собираться люди. И потом, это же такая прелесть для меня, фанатки путешествий: ты едешь, смотришь новые места, наслаждаешься дорогой и ничего за это не платишь. Красота.
Я попробовала. И у меня получилось.
Из неожиданного
Церковь в селе Юрьево
Кто много путешествует, тот знает, что как ни готовься к поездке, а каких-то нюансов и изменений в том, что запланировано не избежать.
Так, с первой группой мы забыли заехать в один из намеченных на маршруте пунктов. Просто заболтались и забыли. Это был небольшой поселочек, остановки там не предвиделось. Мы должны были просто проехать через него и поглазеть по сторонам. Вроде бы не такой уж значимый момент, но я его заявила в программе.
В качестве компенсации мы подъехали к незаложенной в маршруте пещере в живописном месте — обрыв, река, бесконечные дальние дали и красивые фотографии на фоне природы.
Я не знала ни об этом месте, ни о том, что там есть пещера. Это мне рассказали мои туристы, чему я была очень рада — люблю разведывать что-то новое.
Со второй группой в забытый в предыдущий день поселочек мы заехали, но к пещере уже не успели. Зато в этот раз в составе туристов было две девушки, которые родились в двух городах, включенных в маршрут. Они рассказали нам любопытные факты и нюансы.
Ход занятия:
Чтение стихотворения:
Кто стучится в дверь ко мне,
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он,
Ленинградский …
Беседа:
— Дети, из какого произведения эти строки? Кто автор? («Почта», С. Маршак)
— Ребята! А для чего нужна почта человеку?
— Корреспонденцию перевозят на машинах, самолетах, поездах, поэтому люди в самых дальних уголках земного шара могут получить ее быстро и в полной сохранности.
— Ребята, как вы думаете, приятно ли будет вашим мамам и папам получить письмо от вас? Давайте нарисуем рисунки и отправим.
— Вот наши письма готовы к отправлению. Дети, что нужно сделать, чтобы письма попали по адресу? (Написать адрес)
— Куда теперь нам нужно отнеси наши письма, чтобы они дошли до ваших родителей?
— Давайте отнесем их на почту и познакомимся с работниками почты.
Ход:
По пути к почте обращаем внимание детей на названия улиц, на адреса домов. Вспоминаем правила дорожного движения и правила поведения в общественных местах
— Ребята, отгадайте загадку.
Синий домик у ворот,
Угадай, кто в нем живет.
Дверца узкая над крышей
Не для белки, не для мышки.
(Почтовый ящик).
— Верно, это почтовый ящик.
Письмо само никуда не пойдет,
Но в ящик его опусти.
Оно побежит, полетит, поплывет
Тысячи верст пути.
— Ребята, обратите внимание на подпись, где указано, что письмо извлекается в определенное время. Почтовый ящик волшебный, он открывается только почтовым работником
— Ребята, как можно догадаться что мы находимся в здании почты? (по почтовым ящикам).
— Но ведь ящики висят и на других зданиях (верно, но вывеска «Почта»)
— А сейчас давайте зайдем и посмотрим, что там внутри (дети заходят, осматривают здание) .
В здании есть разные отделы почты (отдел посылок, отдел писем и другие. Рассказ работников почты).
— Ребята, обратите внимание на форму обращения людей друг к другу (вежливое, спасибо, пожалуйста, будьте добры). — Как заботятся о клиентах (широкие столы, большие окна, ручки) все разговаривают тихо
— Как заботятся о клиентах (широкие столы, большие окна, ручки) все разговаривают тихо.
— Чем важен труд почтовых работников? (проявляют заботу о людях, поздравляют различных друзей, люди бы не знали что происходит в нашей стране и в других странах).
— Спасибо вам, уважаемые почтовые работники (дети дарят работникам почты рисунки).
После экскурсии во второй половине дня организуется сюжетно – ролевая игра «Почта», в которой закрепляются правила поведения в общественном месте, культурные навыки общения, специальные термины. При необходимости дети изготавливают дополнительные атрибуты к игре.
Уроки-экскурсии: универсальная форма для всех школьных предметов
Подобрать тему для урока-экскурсии можно практически по любому предмету. Исторические памятники, музеи, улицы, названные именами героев, можно посетить на уроках истории. Парки, зоосады, природные объекты ждут юных биологов.
На уроках географии можно совершить экскурсию на практически любую форму рельефа, гидрографический объект (реку, озеро). Ребята не только любуются красотой природы и слушают рассказ учителя, но проводят измерения (например, размеры озера, температуру воды в нем, скорость течения реки и т. п.), съемку участка местности, изучают почвенный профиль. География населения и хозяйства России уже подразумевает посещение предприятий.
Уроки русского языка и литературы можно проводить в виде экскурсии в библиотеку, в дома-музеи писателей и поэтов. Это же касается и преподавания родных языков.
Такие предметы как физика, химия, технология требуют хотя бы одной экскурсии в год на предприятия. Там ученики смогут воочию убедиться, как работают физические и химические законы при разных технологических процессах. Это способствует также и профессиональной ориентации учеников старших классов. Привлечение к проведению урока специалистов, которые могут досконально объяснить процесс и которым обычно дети задают вопросов больше, чем учителю, только повысит эффективность экскурсии.
И очень большие возможности для экскурсий открывает изобразительное искусство. Это и художественные музеи, и дома-музеи, и путешествия по местам, изображенным художниками-земляками, и объекты старинной и современной архитектуры.
В большинстве сельских школ есть маршрут для экскурсий, где можно расширить и углубить знания по естественным наукам. Это экологические тропы. На ней лучше проводить интегрированные уроки химии, биологии, географии.
Для учеников начальных классов найдется довольно много экскурсионных объектов и внутри школы. Им будет интересно посетить учебные кабинеты любых «взрослых» предметов, школьный музей, мастерские, компьютерные классы, посмотреть школьную столовую «изнутри». А для первоклассников после изучения букваря можно устроить очень полезную экскурсию в библиотеку. Здесь экскурсию по разделам библиотеки могут провести герои любимых книг, библиотекарь объяснит, как искать книгу по каталогу. А в конце ребят торжественно посвятят в читатели.
Как организовать автомобильный тур
Мои путешественники
Что нужно для организации тура:
- Автомобиль — свой или арендованный.
- Навык организации туров. Чужих или собственных. Нужно уметь искать информацию — о достопримечательностях, гостиницах, необычных местах, экскурсионном обслуживании, состоянии дорог, стоимости Интернета и телефонных звонков и еще о куче мелочей, которые бывают жизненно необходимы в путешествии. Вы должны лично представлять, каково это — выезжать в чужое, незнакомое место, и что вам там может понадобиться.
- У вас должна быть аудитория, которую вы можете позвать в путешествие. Ваших личных друзей будет недостаточно. Потому что все, кто любит поездки, с вами уже, вероятно, съездили.
Что касается меня, то я активно веду личную страничку ВКонтакте: выкладываю там и туристическую информацию, и фотографии, и какие-то важные для меня моменты.
Люди, состоящие у меня в друзьях, не всегда знакомы мне лично, но меня они знают. Они знают, чем я занимаюсь, чем интересуюсь, чем увлекаюсь. Представляют, чего от меня можно ждать, доверяют и готовы общаться.
Они также знают про мои собственные путешествия. Им интересно поехать вместе со мной и испытать те приключения, про которые я рассказываю в постах.
Расчет стоимости экскурсии
Святой источник в г. Советске
Чтобы рассчитать стоимость автомобильного тура, необходимо заложить в него все затраты.
Я расскажу как это делается на примере недавно организованного мною тура. Я возила группу путешественниц в круговой маршрут по нашей Кировской области.
- Маршрут примерно 450 км: Киров — Орлов — Котельнич — Советск — Нижне-Ивкино — Киров.
- Продолжительность: 12 часов.
- Средство путешествия: мой автомобиль Лада-Калина.
- Водитель и сопровождающий: я.
Что нужно включить в стоимость экскурсии:
- Бензин. Тут все просто. Определяем, какое количество бензина потребляет ваш автомобиль, смотрим, какое количество км вам предстоит пройти и рассчитываем затраты. В моем случае это 8 л на 100 км. То есть, 450 км х 8 л / 100 = 36 л. Стоимость бензина — 44 руб/1 л, 36 л х 44 руб = 1584 руб.
- Амортизация автомобиля. Я рассчитываю исходя из того, что каждые 15 000 км пробега нужно делать ТО (техническое обслуживание) стоимостью 15 000 руб.Считаем: 450 км х 15 000 руб / 15 000= 450 руб.
- Зарплата водителя/сопровождающего. Тут уж по вашему желанию, но я исходила из средней оплаты труда в нашей области: 200 руб/час. Считаем: 200 руб х 12 часов = 2 400 руб.
- Ночевки. Если есть, то добавляем в стоимость, если нет (однодневный тур), то не учитываем.
- Оплата экскурсионного обслуживания. Если в каких-то городах берется экскурсионное обслуживание, то нужно закладывать это в стоимость. В нашем случае путешествие было больше обзорным, чем экскурсионным, поэтому эта статья расходов не учитывалась.
- Посещение музеев и достопримечательностей. Если это есть, то нужно заложить в стоимость. У нас не было — не учитываем.
- Питание. Если включено в тур, то добавляем. В нашем случае питание в стоимость я не включала. Возможно лучше этого вообще не делать, поскольку питание — штука сложная. Кто-то вегетарианец, кто-то не ест жареное, кто-то не обедает, но обязательно ужинает. Но время на еду все-таки нужно закладывать и нужно заранее определить, где группа будет питаться. В нашем случае я попросила всех взять еду с собой.
Мы ездили в период, когда только сняли карантинные ограничения в связи с коронавирусом. Часть кафе еще не работала. И если еда с собой, то это существенно экономит время поездки. Заход в кафе занимает обычно не меньше часа. Мы брали термосы с горячим чаем/кофе и бутерброды. Этого вполне хватило.
Итоговые расходы:
1584 руб + 450 руб + 2 400 руб = 4 434 руб. Округляем до 4 500 руб — это минимальная сумма, которую вы должны получить за тур. Если считать по ней, то получится следующая стоимость тура, если в машине ожидается:
- 1 пассажир — поездка обойдется ему в 4 500 руб.
- 2 пассажира — 2 250 руб/чел.
- 3 пассажира — 1 500 руб/чел.
- 4 пассажира — 1 125 руб/чел.
Однако по уму еще бы заложить в стоимость цену за работу по организации экскурсии. И командировочные расходы — водителю и сопровождающему нужно чем-то питаться.
С ценой на четверых человек может быть не все так однозначно. Потому что, чем больше человек в машине, тем больше потребление бензина. Поэтому стоимость поездки лучше выставлять немного больше, чем просто в размере предполагаемых расходов, чтобы не остаться ни с чем.
У меня были следующие параметры:
- 2 пассажира в машине — 1600 руб.
- 3-4 пассажира в машине — 1400 руб.
Это было сделано для уравнивания стоимости, чтобы не было слишком большого разрыва. Если бы поехало всего 2 человека, то затраты не покрылись бы полностью, а если 4 человека, то доход оказался бы немного выше запланированного.
Типы уроков-экскурсий
В зависимости от места в учебной программе экскурсии могут быть трех типов:
- Вводная экскурсия проводится в начале изучения новой темы. Например, первый урок биологии в 5 классе по разделу «Растения», посвященный разнообразию мира растений, можно провести на природе, на пришкольном участке, в ботаническом саду. Дети ознакомятся с травами, кустарниками и деревьями, уточнят понятия о светолюбивых и теневыносливых, дикорастущих и культурных, лиственных и хвойных растениях.
- Экскурсия по определенной теме. Например, тема «Творчество С.Т. Аксакова» изучается в Литературном музее.
- Итоговая экскурсия, систематизирующая знания по разделу или курсу. Последние в учебном году уроки биологии и географии, посвященные взаимодействию человека и природы, лучше провести на экологической тропе.
Работа над ошибками
Я в центре
В нашем путешествии все сложилось удачно. Нашлось столько желающих, что мне пришлось разбить тур на 2 дня — в субботу поехали 4 человека и в воскресенье 4 человека.
Все было замечательно, но в любом деле всегда можно найти, что исправить и сделать лучше. Я сделала себе пометку, что путешественникам нужно давать больше информации.
У нас был большей частью не экскурсионный, а обзорный тур. Он так и объявлялся: подъезжаем к нужной достопримечательности, смотрим, трогаем, щупаем, ходим вокруг, делаем фотографии и едем дальше. Я рассказывала все, что знала об этом месте, но мне показалось, что людям этого было маловато. Мои путешественники хотели знать больше.
Сделала для себя вывод на следующий раз: или нужно сразу договариваться с гидами, которые будут сопровождать группу в местах посещений, или самостоятельно более тщательно готовить экскурсионную программу.
Приглашение экскурсоводов в местах посещений имеет свои плюсы и минусы.
Плюсы — интересная программа, рассказ специалиста с точными фактами и возможность расслабиться для сопровождающего.
Минусы — существенное удорожание тура и вопрос в организации экскурсии. Если она будет пешеходной, то люди могут быстро устать. Если автомобильной, то нужно оставлять место в авто для гида. А это минус один турист в машине.
Почитайте мою статью про поездку на машине в Териберку
Я считаю, что автомобильные путешествия — это прекрасно.
Ход занятия:
Вводная часть:
— Ребята, мы сегодня с вами получили письмо вот в таком красивом конверте. А от кого оно мы можем узнать, отгадав загадку.
Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья.
Кто это (Осень.)
— Осень приглашает нас на прогулку в парк. Вы принимаете её приглашение (Да.)
— Ребята, вы должны помнить, что в парке вы гости. Поэтому вести себя нужно хорошо. Давайте вспомним правила поведения в природе.
Основная часть:
— Ну, а теперь мы смело можем отправляться в путь.
По дороге воспитатель уточняет, какая погода.
Придя в парк, читает стихотворение «Осень художница».
Повязала осень пёстрый фартук,
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по лесу,
Листья позолотой обвела.
Ребята, представьте, что вы все художники. Вы пришли ко мне за красками, чтобы нарисовать осень. Какие цвета вы возьмете для своих пейзажей. Давайте подумаем, какая он осень. Опишите её.
— С приходом осени все вокруг изменилось. Ребята, что вы можете сказать о кустарниках и деревьях?
— А какие деревья вы знаете? (Ответы.) послушайте загадку.
Стоит Алёнка – платок зелёный.
Тонкий стан белый сарафан.
(Берёза.)
— Давайте найдем в парке берёзу и сделаем вокруг нее хоровод. Берёза считается символом России.В народе говорят: «Где берёза вырастет, там русский человек приживется».
— Как нам узнать березу среди других деревьев?
— Какого цвета ствол у березы? (Белый с черными пятнами.)
— Какие части березы вы еще знаете? (Ствол, ветви, корень.)
— Какого цвета ветки?
— Зачем корень дереву?
— Какого цвета листья березы осенью? (Желтые.)
— Какого цвета они были летом? (Зеленые.)
— Посмотрите, какое красивое дерево! Оно высокое, стройное. У него тонкий белый ствол, с черными полосками. Как вы думаете для чего они? (Через эти полоски дерево дышит). Гибкие тонкие веточки. Ветер любит прилетать к березке и играть с ее веточками. Веточки гнутся до самой земли, а потом опять выпрямляются. Посмотрите, какие красивые золотые листочки появились на березке. Они словно золотые монетки падают на темную землю. Быть зиме суровой, если в середине октября на березе еще есть листья. Когда лист с березы опадает чисто, год будет урожайным.
-Живет берёза более 100 лет. Она очень любит свет и простор. Про берёзу есть много стихотворений. Послушайте одно из них.
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками, с зелёными серёжками.
— А у меня для вас ещё одна загадка.
Вот колючка-недотрога!
Лучше ты ее не трогай.
Ой, остры иголочки
У зеленой. (елочки) .
— Давайте найдем в парке ель и станем вокруг нее в хоровод. Две больших сосны стояли рядом,
А меж ними елочка росла,
Две сосны подружку укрывали,
Чтоб вершинку ветры не сломали,
Чтоб красивой елочка была.
— Ель похожа на пирамидку, все ветви у нее покрыты иголками, растущими вместо листьев; они короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета. Иголочки у ели покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветках, торчат в разные стороны, не опадают, если до них дотронуться. В конце осени деревья остаются без листьев, а ель остается зеленой. На ее веточках вместо листьев – маленькие иголочки, шишки. Она зеленая зимой и летом. А еще елочка пахнет.
— Давайте с вами погуляем по парку и посмотрим, какие ещё деревья здесь растут.
Проходя по парку, дети называют деревья. (Каштан, вяз, рябина.)
— Давайте остановимся около рябины.
Я по парку погуляла,
Где заря растет узнала.
Поглядела вверх — она
Сразу стала мне видна!
Ярко ягодки горят,
На меня они глядят!
Что за чудная картина? —
Это дерево — рябина!
— Рябина очень красивое дерево, посмотрите на его крону. Красивы и ее листья, причем в разное время года. Сейчас они зеленые, скоро будут желтыми, багряными. Красива рябина и весной, когда она одевается в белый наряд. А еще за что любят рябину? (Из ее ягод варенье варят, чай заваривают). Кто еще любит ягоды рябины? (Птицы)
— А сейчас я вас проверю, хорошо ли вы знаете деревья. Давайте поиграем в игру «К названному дереву беги».
Проводится игра.
— В парке растут не только деревья, но и кустарники. Чем кустарники отличаются от деревьев. (Ответы детей.) Я сейчас ребята закройте глаза и послушайте, как шелестят листочки на деревьях. Как вы думаете, почему они шелестят? (Ответы детей.) молодцы, правильно.Это ветер играет с листьями: срывает их с деревьев и кружит в воздухе. Поиграем с листьями? Я буду показывать вам листочки, а вы называть с какого они дерева.
Проводится игра «От какой ветки детки».
Заключительная часть:
Ребята, давайте соберем листочки, чтобы сделать красивые поделки. Нам пора отправляться в детский сад. Но мы обязательно ещё посетим наш парк.
Подготовка к уроку-экскурсии
Подготовка интересного и эффективного урока всегда требует достаточно много времени. Учитель должен четко определить цель и задачи экскурсии и продумать ее содержание в соответствии с ними.
Объекты для экскурсии должны быть подобраны таким образом, чтобы до них можно было легко и быстро добраться. Они должны представлять познавательную ценность, быть интересными
Важно учитывать и требования безопасности, например, не стоит вести детей в ветхое здание, каким бы ценным в историческом отношении оно ни было
Педагог заранее продумывает, как будет проводить урок, какие методы применять, как вовлекать детей в познавательную деятельность, в активное восприятие. Он готовит материалы, пользуясь различными источниками, составляет маршрут, пишет краткий, но емкий и интересный текст об объектах экскурсии, готовит творческие задания для детей.
Кроме этого, учителю необходимо заранее пройти маршрутом планируемой экскурсии. Это нужно для того, чтобы:
- легко ориентироваться на маршруте;
- просмотреть хронометраж, ведь для младших школьников не рекомендуются экскурсии длительностью больше часа, а для старших — более двух уроков;
- уточнить описания объектов, при необходимости внести изменения.
Даже если экскурсия будет проходить в музее, картинной галерее, театре и т. д., учителю нужно заранее посетить эти места
Если саму экскурсию будет проводить экскурсовод, стоит обговорить с ним, на какие вопросы следует обратить особое внимание
На помощь учителю могут прийти ученики, которые получили опережающее задание узнать что-то интересное о конкретных объектах и подготовить небольшой рассказ о них. А в школьных музеях часто именно учащиеся являются экскурсоводами по определенным темам.
n1.doc
7
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ЭКСКУРСИИВЫБОР ТЕМЫВыбор темыОТБОР ЛИТЕРАТУРЫ И СОСТАВЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИИОТБОР И ИЗУЧЕНИЕ ЭКСКУРСИОННЫХ ОБЪЕКТОВпамятные места, связанные с историческими событиямиздания и сооруженияприродные объектыэкспозициипамятники археологиипамятники искусстваЭкскурсионные объекты классифицируются:по содержаниюпо функциональному назначениюпо степени сохранностиПознавательная ценностьИзвестность объектаНеобычность (экзотичность) объектаВыразительность объектаСохранность объектаМестонахождение объектаВременное ограничение показа объектаНабор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной группы.карточку объектовВыводы.Контрольные вопросы:2.3. СОСТАВЛЕНИЕ МАРШРУТА ЭКСКУРСИИ наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. хронологический, тематический и тематико-хронологический.основные дополнительные.ОБЪЕЗД (ОБХОД) МАРШРУТАОбъезд (обход) маршрутаПОДГОТОВКА КОНТРОЛЬНОГО ТЕКСТА ЭКСКУРСИИКОМПЛЕКТОВАНИЕ «ПОРТФЕЛЯ ЭКСКУРСОВОДА»восстановить недостающие звенья при показе.дать зрительное представление об объектеСодержание «портфеля» диктуется темой экскурсии.отбораметодических приемов определения приемов сохранения вниманиявыработки рекомендацийотбора правил техникиОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИКИ ВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИСОСТАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИОбразец методической разработки экскурсии
Маршрут | Оста-новка | Объекты показа | Время | Наименование подтем и перечень основных вопросов | Организа-ционные указания | Методические указания |
Новая Басманная ул. – М. Разгуляй – Бауманская ул. | Проездом | Новая Басманная ул.; собор св. Павла; д. № 16 на Новой Басманной ул., д. № 2 на Спартаковской ул. | Подтема I: Пушкинская Москва 1. Бывшая Немецкая слобода – один из аристократических районов Москвы XVIII-XIX вв.2. Новая Басманная ул. – уголок Пушкинской Москвы | Рассказ ведется при замедленном движении автобуса | 1. Использовать прием репортажа, давая характеристику бывшей Немецкой слободы. Соблюдать синхронность рассказа и показа объектов, расположенных на разных улицах2. Характеризуя облик Немецкой слободы конца XVIII в., когда здесь поселились Пушкины, использовать для показа планировку и застройку Новой Басманной ул. Использовать в рассказе названия переулков, по которым проходит маршрут, для характеристики прошлого. Упомянуть о сохранив- |
Продолжение табл. 2.1
Маршрут | Оста-новка | Объекты показа | Время | Наименование подтем и перечень основных вопросов | Организа-ционные указания | Методические указания |
шихся на берегу р. Яузы домах вельмож (Лефортовский дворец, Слободской дворец и т. д.) | ||||||
Бауманская ул., д. 8/10 | Остановка во дворе школы им. А. С. Пушкина № 353 | Здание школы им. А. С. Пушкина, мемориальная доска с барельефом Пушкина-ребенка на фасаде здания | 3. Место рождения поэта4. «Моя родословная»5. Детство поэта | Группу вывести из автобуса, подвести к зданию школы, остановиться у мемориальной доски. Затем подвести к памятнику А. С. Пушкина, расположив группу так, | 3. Словесная реконст-рукция этого уголка Немецкой слободы конца XVIII в. Показать: рельеф двора школы (высохшее русло ручья Кукуй), сохранившиеся флигели (д. 8), напоминающие владение Скворцова, в котором родился А. С. Пушкин.Раскрывая вопросы 4, 5, процитировать отрывки из произведений «Моя родословная» и «Гости съезжались на дачу». Использовать «портфель |
Продолжение табл. 2.1В графе «Маршрут экскурсии»В графе «Остановки»В графе «Объекты показа»Графа «Продолжительность экскурсии».Графа «Наименование подтем и перечень основных вопросов»В графе «Организационные указания»Графа «Методические указания»
7
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ЭКСКУРСИИ
Эта тема закрыта для публикации ответов.