Sarcina
Марширующие стаи из двух солдат, изображенные на колонне Траяна, с изображением локулуса , мешка для плаща, патеры , котла и «сетчатого предмета».
Военный рюкзак, который несут легионеры. В рюкзаке было несколько предметов, подвешенных на фурке или опоре для переноски. В комплект входят:
- Loculus : кожаная сумка
- Мешочек с водой: римские лагеря обычно строились возле источников воды, но каждый солдат должен был нести свою воду для дневного марша в бурдюке.
- Пища: каждый легионер нес свою еду. Хотя римская армия в движении обычно имела багажный обоз из мулов или что-то подобное для перевозки припасов, таких как еда, после Марианских реформ легионерам требовалось нести с собой основные продовольственные запасы на 15 дней.
- Кухонное оборудование: включая паштет , кастрюлю и шампур.
- Инструменты для окопов: переносятся легионерами для строительства укреплений и рытья туалетов и т. Д. Каждый легионер обычно имел при себе лопату ( батиллум ) или долабру (мотыгу) для копания, инструмент для резки дерна или плетеную корзину для вытаскивания земли.
- Судис : ставки на строительство лагерей
Ростовой щит
Костюм римского легионера невозможно представить без щита, который называли «скутум». Он считался ростовым, так как был прямоугольной формы, высота его доходила до 120 см, а ширина — до 75 см. Настоящий щит изготовляли из склеенных планок дерева или фанеры, снаружи он оббивался толстой кожей, а края заканчивались бронзовым или железным кантом.
С тыльной стороны располагалась рукоятка, которая прикреплялась в центре. Особой приметой римского щита считается имеющийся в центре лицевой стороны округлой формы бронзовый умбон. Щит римского солдата был довольно тяжелым, весил до 6 кг. У воинов армии республиканского Рима были щиты овальной формы, которые были еще тяжелее.
Литература
Вус О. В. Мобильная группировка римской армии в Таврике в конце III – V вв. н.э. // МАИАСК. – 2016. – Вып. 8. – С. 357–376.
Дандо-Коллинз Стивен. Легионы Рима. Полная история всех легионов Римской Империи / Пер. с англ. Н. Ю. Живловой. — М.: ЗАО
Елисеев М. Б. Римо-македонские войны. Легион против фаланги. — М.: Вече, 2016. — 416 с.: ил. — Серия «Всемирная история». — ISBN 978-5-4444-4926-4.
Зелинский Ф. Ф. Римская империя. — СПб.: Алетейя, 2000. — 496 стр. — ISBN 5-89329-071-2.
Кован Росс. Римские легионеры. 58 г. до н. э. — 69 г. н. э. / Пер. с англ. Н. А. Феногенова. — М.: ООО «АСТ», Астрель, 2005. — 72 с.: ил. — Серия «Элитные войска». — ISBN 5-17-027924-8.
Макнаб Крис. Римская армия. Величайшая военная машина в истории / Пер. с англ. В. Л. Силаевой. — М.: Эксмо, 2014. — 272 с.: ил. — Серия «Иллюстрированная история военного искусства». — ISBN 978-5-699-74397-1.
Маттезини Сильвано. Римские легионы. Все о самой мощной армии Древнего мира / Пер. с итал. И. Е. Андронова. — М.: Астрель, 2012. — 216 с.: ил. — ISBN 978-5-271-38826-2.
Маттезини Сильвано. Воины Рима. 1000 лет истории. Организация. Вооружение. Битвы / Пер. с итал. И. Е. Андронова. — М.: ООО «АСТ»; ОГИЗ, 2013. — 216 с.: ил. — ISBN 978-5-17-081614-9.
Галерея
Барельеф пьедесталов колонн, украшавших двор перед комплексом зданий штаб-квартиры (преторий и принципия) цитадели др. римского г. Могонтиак (лат. Mogontiacum). «Земельный музей», г. Майнц, Германия. Вторая половина I в. н.э.
Барельеф пьедесталов колонн, украшавших двор перед комплексом зданий штаб-квартиры (преторий и принципия) цитадели др. римского г. Могонтиак (лат. Mogontiacum). «Земельный музей», г. Майнц, Германия. Вторая половина I в. н.э.
Барельеф с легионером. Landesmuseum — Майнц-Д. Вторая половина 1-го века
Легионеры в строю. Каменный барельеф из Гланума (Сен-Реми де Прованс-Ф). Галло-римский музей Фурвьер-Лион. 1-2 век н.э.
Легионер с барельефа из Адамклиси, начало 2-го века н.э.
Легионер с барельефа из Адамклиси, начало 2-го века н.э.
Легионер с барельефа из Адамклиси, начало 2-го века н.э.
Легионер с барельефа из Адамклиси, начало 2-го века н.э.
Обзор
Колен Empires & Puzzles – это эпический герой с АОЕ уроном (в гражданском праве невыгодные для кредитора имущественные последствия, возникшие в результате правонарушения, допущенного должником), принадлежащий к стихии Огня. Персонаж считается довольно хорошим для средних команд, с хорошим уроном и дебафом огня, который наносит доп дамаг на протяжении 6 ходов. Желая скорость у него медленная, это не мешает ему наносит суммарно много повреждений за счет АОЕ и доп урона горения в течение 6 ходов.
Пройдемся по чертам героя. У персонажа есть неплохой перевес в сторону атаки. Урон составляет – 728 единицы, с учётом АОЕ и дебафа на горение в течение 6 ходов — это неплохой плюс, учитывать что персонажей снимающих недуги с союзников не много. Так же таковое количество атаки дозволяет ему мощно бить с камешков на поле. И еще у него много здоровья – 1094, при не особо большой броне – 537. В качестве танка он естественно не подступает, но расположив его с края команды, есть большой шанс выжить до внедрения собственной ульты.
Класс персонажа – боец, а это шанс возрождения 30% (герой возрождается с единицей здоровья) опосля смертельного удара. С учётом его навыка — это доп проблемы в ПвП в ПвЕ для его врагов.
Так как боец медленный, то его применение в ПвП ставится под колебанием, шансы (может означать: Шанс — вероятность, возможность осуществления или достижения чего-либо, а также условие, которое может обеспечить успех) выжить до внедрения возможности мелкие. На титане из-за слабенькой абилки Колен в империи пазлов тоже довольно слаб. Но ежели учитывать возникновение новейших турниров, где одна из изюминок все герои стают чрезвычайно стремительными, он будет хорошим выбором как в оборону, так и в атаку.
Да, в империи пазлов есть и лучше бойцы с АОЕ уроном и наиболее скорые, но все же он занимает свое место посреди героев огня. В особенности шанс возрождения, который дает шанс воскреснуть опосля смертельного удара и в подходящий момент поставить точку в битве. На войнах союзов и ПвП в Empires & Puzzles, бывают моменты, когда благодаря дебафу горения бои выигрывается. Не постоянно есть возможность добить противника камнями.
Внешний вид и конструкция доспехов римских солдат, имитировавших мускулатуру
Изначально конструктивно кираса представляла собой две металлические пластины длиной до бедер, которые соединялись между собой специальными ремнями.
На обеих пластинах присутствовала специальная гравировка. При помощи нее мастера придавали нагруднику внешний вид обнаженного мужского торса. На передней пластине были выгравированы мышцы груди и пресса. На задней – накачанные мышцы спины. Кроме эстетического внешнего вида, гравировка также добавляла жесткости пластинам.
Лорика мускулата – это доспехи, которые надевал человек на специальную кожаную безрукавку. Именно она и обеспечивала воину дополнительную защиту во время боя.
Однако использовали римские солдаты подобного рода кирасу с изображением мужского торса не очень долго. Она была популярна и использовалась в I-II столетиях до н. э. Впоследствии кираса Лорика мускулата уступила место более дешёвому в ремонте и в то же время долговечному кольчужному доспеху.
Кираса Лорика мускулата, несмотря на массу минусов, осталась снаряжением высшего командного состава в римской армии. Так называемый мускулистый доспех стал своего рода элементом парадной формы легатов и трибунов во времена Римской Империи.
Предыстория
Шлемы использовались практически у всех народов античного мира. В Древнем Риме первые модели могли появиться под влиянием кельтской культуры, в которой данный тип защитного вооружения был распространён особенно широко. Первые модели римских шлемов почти полностью скопированы у кельтов. Тип таких шлемов был назван «монтефортино», от кельтского захоронения Монтефортино в северной Италии. Первые модели, в отличие от имперских шлемов, не имели таких больших назатыльников, и обладали несколько иными защитными характеристиками. Наиболее распространённым материалом для производства таких шлемов были бронзовые сплавы. Есть версии, что шлемы могли изготавливаться не только ковкой, но и литьём, а также допускается версия о комбинированном методе производства (сначала отливали заготовку, затем доводили ковкой до конечной формы). На макушке шлема зачастую имелось крепление для плюмажа в виде небольшой «шишки», в которую вставлялись перья или конский волос. Монтефортино использовался с IV века до н. э. по 50-е годы н. э.
Шлем типа Монтефортино из кельтского некрополя Серра-Сан-Квирико (АН). 3 век до н.э.
Барельеф с изображением шлема типа Монтефортино. Археологический парк Carsulae Умбрии. Датировка от 3-го века до н.э. до начала 1-го века н.э.
Схема «эволюции» шлемов по Коннопполи
Современные доспехи
Первая и вторая мировая война показали новый порядок в ведении войны. Доспехи стали пережитком прошлого, кавалерия также была малоэффективной, поэтому почти не использовалась. В эту эпоху из брони остался только шлем – каска. Каски защищали голову не столько от пуль, сколько от кусков породы и камней, падающих после попадания снаряда в землю рядом. Попытки сделать первые бронежилеты были уже в Первой мировой. Громоздкие пластины метала давали защиту, но сковывали движение солдата, поэтому были хороши разве что в городском бою. Немногим лучше бронежилеты выглядели и во вторую мировую, поэтому такой вид защиты не стал повсеместным. Началом эпохи бронежилетов стала война в Корее. Жилет защищал от осколков мин, гранат, бомб и пуль. В период с 1950-1990 бронежилеты становятся частью экипировки армий во всем мире. В 1990 же начинается новый этап развития современного доспеха, образ защитника Родины уже нельзя представить без него. Cнаряжение становится больше, закрывая все больше частей тела. Бронежилет превращается в комплекс индивидуальной защиты и может быть подогнан под задачу солдата или определенные условия. Возможно эволюция современного доспеха пойдет в схожем русле, увеличивая степень защиты солдат, пока они полностью не будут закованы в подобие рыцарских лат.
Доспехи эволюционировали вместе с оружием. Как только появлялась защита, тут же появлялось оружие, способное преодолеть ее. И пусть в этой гонке оружие часто является более совершенно, создатели доспехов не отстают, а иногда и выходят вперед, пусть и не надолго.
Изготовление щита для костюма
Экипировку римского легионера для праздничного костюма начнем делать с самой легкой детали, а именно со щита воина. Понадобится большой кусок гофрированного упаковочного картона, горячий клей, цветная бумага с глянцевой поверхностью золотистого и серебристого цвета, пластмассовый шарик, острый нож, ножницы, карандаш, гуашевая краска красного цвета и широкая кисточка для ее нанесения, длинная линейка, прозрачный скотч.
Так как щит считается ростовым, измеряйте высоту ребенка от пола до верхнего края грудной клетки. Это будет высота поделки. Ширина берется на глаз. Щит должен закрывать ребенка полностью, но не более, чтобы его удобно было носить и играть свою роль на празднике или во время театральной постановки.
Перед тем как вырезать необходимую форму, нарисуйте ее на тыльной стороне картона простым карандашом, сделав все измерения длинной линейкой
Уделите особое внимание углам, они должны оставаться прямыми. Когда прямоугольник вырезан, закруглите по шаблону края поделки
Дальше нужно окрасить всю поверхность красной краской и дать время просохнуть. Чтобы краска не пачкала руки и остальной наряд маленького легионера, можно наружную сторону оклеить полосами прозрачного скотча. Дальше найдите середину щита. Там нужно разместить круглый умбон. Для этого нужно от пластикового шарика отрезать половинку сферы и приклеить деталь, намазав торцевую ее часть горячим клеем.
Дальше займитесь декорированием лицевой стороны щита. Можно рисунок сделать такой, как на фотографии выше, а можно придумать свою уникальную эмблему. Умбон закрасьте серебристой краской и оклейте место вокруг него серебристым квадратом. Останется на тыльной стороне прикрепить полоску рукоятки. Достаточно будет вырезать ее из гофрированного картона шириной 5 — 6 см. Она должна быть длинной, чтобы приклеенные горячим клеем края находились на поверхности щита.
Интересно для большей схожести с настоящим щитом добавить золотистый кант по всему периметру поделки, вырезанный по шаблону из глянцевой цветной бумаги.
Дружина
Славяне были миролюбивым народом, поэтому древнерусские воины не слишком выделялись на фоне обычных крестьян. На защиту своего дома становились с рогатинами, топорами, ножами и дубинами. Военное снаряжение, оружие появляется постепенно, и оно в большей степени ориентировано на защиту своего владельца, чем на нападение. В X веке происходит объединение нескольких славянских племен вокруг князя Киевского, который собирает подати и защищает подконтрольную территорию от вторжения степняков, шведов, византийцев, монголов. Формируется дружина, состав которой на 30% состоит из профессиональных военных (часто наемников: варягов, печенегов, немцев, венгров) и ополченцев (вои). В этот период вооружение древнерусского воина состоит из палицы, копья, меча. Легкая защита не стесняет движения и обеспечивает мобильность в бою и походе. Основным была пехота, кони использовались как вьючные животные и для доставки воинов к местам сражений. Кавалерия формируется после неудачных столкновений со степняками, которые были отличными наездниками.
История
Начало: реформы Мариуса
Когда Гай Марий стал консулом в 108 г. до н.э., Рим находился в состоянии войны с нумидийским царем Югуртой . Видя необходимость в дополнительных людях, Марий отменил требования к собственности, которые раньше давали римлянам право служить в армии, позволив любому римскому гражданину стать легионером. После войны Мариус решил сделать римских легионеров профессиональными и стандартизировать их. Он значительно улучшил подготовку солдат и равномерно вооружил их, дав Риму вооруженные силы, которые не нужно было наращивать с каждой новой кампанией. Он также дал своим солдатам пенсионные пособия, такие как земля или денежные выплаты. Однако, поскольку легионеры рассчитывали на награды и льготы своих генералов, они вскоре стали лояльны генералам, а не римскому сенату . В конечном итоге это повлияло на конец Римской республики.
Во время принципата
Когда Август консолидировал власть в 27 г. до н.э. и основал Принципат, он еще больше повысил профессионализм римского легионера и стремился разрушить зависимость легионера от своего генерала. При нем срок службы легионера был увеличен до 25 лет (до этого средний срок службы легионера составлял всего 10 лет), а оплата труда была стандартизирована для всех легионов. Римским легионерам также были гарантированы земельные наделы или денежная выплата по окончании службы, что делало римского легионера менее зависимым от генералов в плане вознаграждений после кампаний. Август также изменил сакраментум, чтобы солдаты присягали только императору, а не генералу. Таким образом, Августу удалось положить конец гражданским войнам, которые определили позднюю Римскую республику, и создал армию, которая в целом была верна только императору.
Легионеры расширили границы Рима, включив в него нижнюю Британию , Дакию , Северную Африку и многое другое, посредством военных кампаний при Августе и будущих императорах.
Отклонить
Клибинарии , тип тяжелой кавалерии в поздней Римской империи, приобрели известность вместе с другими формами кавалерии по мере того, как римский легионер приходил в упадок.
Начиная с правления Септимуса Севера , римский легионер постепенно утратил свое превосходство. Хотя для этого спада было несколько причин, все они указывали на постепенную деградацию лояльности и / или дисциплины. Септимус Северус, возможно, невольно, начал этот спад, когда расточал своих легионеров пожертвованиями и повышением заработной платы, признавая, что они были его ключом к тому, чтобы стать и остаться императором. Однако это подорвало дисциплину легионеров, поскольку они стали ожидать от своих императоров все большего и большего вознаграждения. При Каракалле , преемнике Септимуса Севера, все вольноотпущенники Римской империи стали римскими гражданами , что фактически стерло различие между вспомогательными войсками и легионерами. Это, совпадающее с продолжающимся расширением римской армии, означало, что новобранцы более сомнительных стандартов присоединились к легионам, что еще больше снизило качество римских легионеров.
Во время кризиса 3-го века возникла необходимость в более мобильной армии, поскольку угрозы возникли через протяженные границы Римской империи. Таким образом, конная конница стала незаменимой для ответа на разнообразные вызовы империи. Из-за этого тяжелая римская пехота все больше теряла свое господство. К 4 веку у римской пехоты не хватало большой части бронежилетов классических легионеров, и они использовали дротики, а не пилы своих предшественников.
… а ноги в тепле[править]
Самый несправедливо игнорируемый тип лат — защита ног. Почему несправедливо? Да потому что ноги — самая уязвимая часть тела любого всадника в Средневековье, а потому хронологически именно ножные латы стали первыми. Основным оружием пехоты были билли и отнюдь не о правах, а также гизармы и алебарды. Все эти прекрасные средства активной самообороны сильнее всего грозили благородным господским ногам. Ещё в конце XIII-го века колени начали защищать металлическими щитками-ронделями, посаженными на кожаные повязки, носившиеся по верх кольчужных чулок. Причина проста: удар по колену не только крайне мучителен, но и гарантированно превращает бывшего обладателя коленки в калеку до конца его дней, которые могут наступить очень скоро, если он не упрыгает от врагов на одной ноге. В XIV-м веке наколенники приобретают анатомическую форму, а потом и получают характерные закрылки, защищавшие тыльную часть колена, которую тоже многие норовили чем-нибудь проткнуть или разрезать.
В том же XIV-м столетии появляются наголенники, затем превратившиеся в анатомические поножи, латные набедренники и сабатоны. Наряду с латами, были распространены шинные доспехи, также дававшие весьма неплохую защиту. Даже пехотинцы стремились защитить по крайней мере бёдра и колени, а по возможности разживались и наголенниками (сабатоны и полные поножи им были не особо нужны). Одним из распространённых мифов является утверждение, будто во всём этом арсенале невозможно было бегать или даже быстро ходить. Это не так. Начиная с XVI-го века вся латная защита ног от сабатонов до набедренников представляла собой единый комплекс соединённых между собой пластин, в котором было вполне удобно и бегать, и прыгать, и просто передвигаться. Но даже и до того ни поножи, ни сабатоны особых стеснений не вызывали. За исключением одного случая — поздне-готических сабатонов с очень длинными носами, но они не прижились, а за пределами Германии и вовсе были непопулярны. Весь вес ножных лат распределялся так, чтобы ложиться не на ногу, а на поверхность, что вызывало серьёзные проблемы во время дождей, когда почва размякала. В остальных же случаях, проблем не было.
Ножная броня постепенно отмирала в течении XVI—XVII-го веков по причине широкого распространения пикинёрского строя и огнестрельного оружия. И пика, и аркебуза с мушкетов в основном поражали корпус противника, а не ноги, так что поножи и сабатоны вышли из употребления. Тем не менее, соединённые с кирасой набедренники и наголенники продолжали использоваться в Западной Европе вплоть до Тридцатилетней Войны, а в Восточной до Великой Турецкой.
Шлемы
Древнерусские воины до IX – X века носили на голове обычные шапки, которые не защищали от рубящих ударов врага. Первые шлемы, найденные археологами, были изготовлены по норманнскому типу, но на Руси они не получили широкого распространения. Более практичной и поэтому широко используемой стала коническая форма. Шлем в этом случае клепался из четырех металлических пластин, они украшались драгоценными камнями и перьями (у знатных воинов или воевод). Такая форма позволяла мечу соскальзывать, не причиняя человеку большого вреда, подшлемник из кожи или войлока смягчал удар. Изменялся шлем за счет дополнительных защитных приспособлений: бармица (кольчужная сетка), наносник (металлическая пластина). Применение защиты в виде масок (личин) на Руси было редкостью, чаще всего это были трофейные шлемы, которые широко применялись в странах Европы. Описание древнерусского воина, сохранившееся в летописях, говорит о том, что лиц не прятали, а грозным взглядом могли сковать противника. Шлемы с полумаской изготавливались для знатных и богатых воинов, для них характерны декоративные детали, которые не несли защитных функций.
Щит
Доспехи древнерусского воина были легкими, это обеспечивало высокую маневренность, но при этом снижало степень защиты. Большие, в рост человека использовались славянскими народами издревле. Они прикрывали голову воина, поэтому в верхней части имели отверстие для глаз. С X века щиты изготавливают круглой формы, их обивают железом, обтягивают кожей и украшают различной родовой символикой. По свидетельствам византийских историков русские создавали стену из щитов, которые плотно смыкали друг с другом, и выставляли вперед копья. Такая тактика не давала возможности передовым частям врага прорваться в тыл русских войск. Через 100 лет форма адаптируется под новый род войск – конница. Щиты становятся миндалевидной формы, имеют два крепления, предназначенные для удерживания в бою и на марше. С данным видом снаряжения древнерусские воины ходили в походы и вставали на защиту собственных земель до изобретения огнестрельного оружия. Множество традиций и легенд связано со щитами. Некоторые из них до сегодняшнего дня являются «крылатыми». Павших и раненых воинов привозили домой на щитах, при бегстве отступающие полки бросали их под ноги коней преследователей. На ворота побежденного Царьграда князь Олег вешает именно щит.
Береги голову
Шлем — важная часть доспеха.|Фото: mirtesen.ru.
О римских шлемах существует немало стереотипов. Вопреки популярнейшему из них, большинство шлемов делалось из бронзы. Это красноречиво подтверждают многочисленные археологические находки. Дело в том, что больше всего ученые находят именно шлемов. Шлем легионера – едва ли не самый часто встречающийся археологический артефакт той эпохи. Это указывает на то, что производство шлемов в стране действительно стояло на потоке. Технология производства римских шлемов уходит корнями еще в бронзовый век.
Римские шлемы типа Монтефортино использовались с III века до н.э вплоть до конца I века нашей эры. На протяжении 400 лет данный шлем был лучшим другом солдата.
Один из самых часто встречающихся шлемов.|Фото: fitshki.net.
Примечание: римляне не называли шлем словом Монтефортино. Название было присвоено современными учеными в честь археологической находки на месте кельтского захоронения «Монтофортино» на севере Италии.
И снова — принцип строения шлемов римляне позаимствовали у галлов.
Отличительными особенностями римского шлема было наличие назатыльной пластины, которая очевидно защищала шею от колющих ударов сверху. Скорее всего, появление данной пластины также продиктовано реалиями тактики ведения боя в пехотном строю. Еще одним отличительным элементом является небольшой козырек, который выполнял утилитарные функции. Во-первых, он выступал элементом жесткости, обеспечивая лучшую защиту от рубящих ударов по шлему. Во-вторых, козырек защищал лицо бойца от соскальзывающих ударов.
Нащечники, козырек и ворот — важнейшие элементы.|Фото: fishki.net.
Примечательным элементом конструкции шлема являются нащечники
В первую очередь следует обратить внимание на их форму, а именно, на наличие двух вырезов. Делались они специально для рта и глаз
Без подобных вырезов солдатам было бы очень неудобно держать боевое построение, а также оперативно оценивать сложившуюся ситуацию. Во вторую очередь нужно обратить внимание на имеющиеся в задней части нащечников отгибы, которые обеспечивали дополнительную защиту шеи, а именно шейных артерий
Замечательный пример предельно простой, но при этом очень важной вещи
В верхней части шлемов имелась бронзовая втулка, которая была декоративным элементом. В нее вставлялся плюмаж, который изготавливали из перьев или конских волос. Он служил для обозначения звания бойца, а также использовался в качестве парадного элемента.
Реконструктор в шерстяном подшлемнике.|Фото: vk.com. клуб реконструкции Legio V Macedonica. Древний Рим. Реконструкция.
Интересный факт: шлем римские легионеры не носили на голую голову. Сначала одевалась небольшая шерстяная шапочка, которая также служила для амортизации на случай получения удара.
Возвышение конницы
Возвышение конницы обеспечил ряд обстоятельств. Во-первых, с исчезновением Римской империи в Европе не стало государства, способного содержать многочисленную, дисциплинированную, вооружённую и обученную армию. Заменой ей могла стать и стала малочисленная, но высокопрофессиональная конница, каждый воин которой содержал себя сам за счёт полученных земель. Во-вторых, необходимо было дать отпор вторгшимся в Европу кочевникам-всадникам, воевать с которыми приходилось на конях. В-третьих, выведение сильных и выносливых пород боевых коней позволило тяжеловооружённому воину получить необходимую для успешного боя скорость и манёвренность.
С Востока на Запад
Одними из первых тяжеловооружённой конницей обзавелись аланы — сарматские кочевые племена. Они сражались верхом с мечом и копьём. Тяжёлые доспехи защищали их от стрел других кочевников, с которыми они воевали. Стремян аланы не знали, возможно, их всадники владели особыми приёмами управления конём, позволявшими держаться в седле без опоры.
Сарматский золотой фалар
(бляха, скрепляющая ремни
конской упряжи). Причерноморье. I в. до н. э.
Науку воевать верхом от аланов переняли соседствовавшие с ними готы, а за ними и другие «степные» германцы. Конных германцев нанимали на службу римляне и византийцы, создавая из них свою тяжёлую конницу — клибанариев или катафрактов, прямой прообраз рыцарей на поле боя. В Византии тяжёлая кавалерия быстро заняла ведущее место, но на западе, где с падением Римской империи некому стало содержать такое дорогостоящее войско, тяжеловооружённая конница исчезла. Её начали возрождать умелые коневоды лангобарды в Италии и франки в Галлии.
Рождение и распространение рыцарства
Окруженные врагами — язычниками и арабами — франки при Каролингах создали мобильное войско, готовое по первому зову выступить в поход и быстро оказаться в любой точке страны. Каролингских рыцарей кормили крестьяне, дарованные им вместе с землями, и воины могли полностью посвятить себя военному делу. Так появилась профессия конного воина, престиж которой возрастал в то время непрерывных войн.
Сарматский конный воин
Преимущество конницы оценили бывшие викинги — нормандцы, поселившиеся рядом с франками и перенявшие их военное искусство. Они экспортировали конницу в завоёванную ими Англию. По их примеру тяжёловооружённую конницу создали и скандинавские викинги — датчане, норвежцы, шведы. Особое «сельское рыцарство» возникло в освобождавшейся от арабов Испании. Границы «рыцарской» Европы расширялись.
Седло
Первые наездники сидели на непокрытой спине лошади, потом появились попоны и седельные покрышки. Седло изобрели скифы, кочевавшие в Причерноморье. Известно, что кельты, опытные коневоды и наездники, стали использовать сёдла не позднее I в. до н. э. От кельтов седло перешло к римлянам, и к началу IV в. римские конники уже сидели на седле с лукой для упора всадника сзади. Тяжёлые клибанарии римской армии пользовались кожаным седлом с «рогами», на которые опирались при отклонении взад-вперёд. Сёдлами широко пользовались германцы. Изобретение высокого седла с луками-спинками, вкупе с использованием стремян, дало отягощённому бронёй и оружием всаднику необходимую устойчивость для боя верхом.
Скифская седельная
покрышка и седло. Алтай.
V в. до н. э.
Рыцарское высокое
седло. 1422 г.
Стремя — опора рыцаря
Стремя изобрели китайцы, создавая тяжёлую конницу. Вначале стремя было одно — на него опирались при посадке, на лошадь. Второе стремя добавили, чтобы можно было сесть на коня с любой стороны. Потом в стремена стали вставлять ноги во время езды, что дало всаднику опору, высвобождая руки для действия оружием. В VI в. китайские стремена появились в Средней Азии, откуда с кочевниками проникли к сарматам, персам, аварам. От аваров стремя переняли германцы, и в Европе стремена распространились к VIII в. Стремя сделало возможным создание тяжеловооружённой рыцарской конницы.
Шпоры и подковы
Шпоры — приспособление для управления лошадью изобрели в V в. до н. э. Первые шпоры были короткими, но с появлением седла и доспехов всаднику стало труднее дотягиваться до боков лошади, и шпоры удлинились. Последним усовершенствованием конского снаряжения, необходимым для рыцарской конницы, стала подкова. Упавшая лошадь с закованным в броню всадником уже не могла встать, и обездвиженный всадник становился лёгкой добычей врага. Подковы предотвратили скольжение и падение лошадей, укрепили копыта, чтобы они не расщеплялись от ударов и конь не выходил из строя.
Рубящее, колющее
В истории древней Руси огромное значение имеет меч. Он является не только основным видом оружия, но и символом княжеской власти. Применяемые ножи имели несколько видов, они носили названия по месту ношения: засапожные, поясные, подсайдашные. Они применялись наряду с мечом и древнерусского воина меняется в X веке, на смену мечу приходи сабля. Ее боевые характеристики русские оценили в боях с кочевниками, у которых и заимствовали форму. Копья и рогатины относятся к наиболее древним видам колющего оружия, которое успешно использовалось воинами в качестве оборонительного и наступательного. При параллельном использовании они эволюционировали неоднозначно. Рогатины постепенно вытесняются копьями, которые совершенствуются в сулицу. Топорами воевали не только крестьяне (вои и ополченцы), но и княжеская дружина. У конных воинов данный вид оружия имел короткую рукоять, пехотинцы (ратники) пользовались топорами на длинных древках. Бердыш (топор с широким лезвием) в XIII – XIV веке становится оружием Позже он преобразуется в алебарду.
Античные доспехи
Период первых цивилизаций ознаменовал начало эпохи войн между государствами и появление армии как организации. Люди научились обрабатывать ткань, метал, кожу, поэтому в эту эпоху появились возможности для создания брони, которая давала настоящую защиту. Кожаные доспехи, а так же тканевые стали первыми на пути к рыцарю в латах. Метал научились обрабатывать очень давно, но по настоящему крепкие доспехи появились лишь в позднем средневековье, поэтому ткань и кожа долгое время оставались на первом плане.
Египетские доспехи
Древний Египет не сильно отличался по климату от нынешнего Египта, что накладывало отпечаток на то, какую броню использовали египтяне. Из-за невыносимой жары и относительной дороговизны изготовления даже матерчатых доспехов, простые солдаты почти никогда не носили доспехов. Они использовали щит и носили традиционные египетские парики, которые были выполнены из твердой кожи и часто имели деревянную основу. Это было некое подобие шлема, который мог смягчить удар популярного в то время оружия – булавы или палицы. Бронзовые топоры были достаточно редким оружием, а уж про мечи и говорить не стоит. Такое было по карману только особам, приближенным к Фараону. То же можно сказать и про доспехи, даже из ткани и кожи. За многие годы раскопок почти не было найдено ни одного металлического панциря, что говорит о дороговизне его производства и, возможно, малой эффективности. Визитной карточкой египетской армии, да и многих армий того периода, были конечно же колесницы, поэтому все знатные, хорошо обученные войны сражались верхом на колеснице. В основном выступали они в роли мобильной кавалерии и стреляли из лука. Подобного рода действия требовали немалого умения, в связи с чем воины на колесницах обязательно носили тканевый или кожаный доспех, потому что потеря такого умелого солдата стоила недешево. Не говоря уже о том, что зачастую это были знатные люди.
Щит
Первые щиты были лёгкими, сплетёнными из прутьев и обтянутыми кожей. Они защищали от стрел, но удары меча ими нельзя было отражать. Круглые щиты из дерева 40-70 см диаметром, укреплённые металлом, служили и для защиты, и для отражения ударов. Тяжёлые щиты (до 10 кг), как, например, у римских легионеров, были не только защитой, но и наступательным оружием — ударом такого щита воин сбивал с ног врага. Большие щиты-прикрытия разных форм укрывали от стрел, орудовать такими щитами было неудобно, за ним просто прятались.
Щит-капля
Щит-капля
Щит-капля, когда его носили на ремне через плечо, защищал всадника сбоку, освобождая ему руки для управления конём и действия оружием. Щит-капля не был тяжёл — его делали из дерева, обтягивали кожей и раскрашивали в разные цвета, часто изображая драконов и львов. Щит имел умбон, иногда укреплялся ободом и перекрещенными полосами железа. Форма щита повторяла форму тела — широкую в груди и сужающуюся к ногам, и щит защищал от стрел в первую очередь корпус воина
Форма капли были выбрана ещё и потому, что по площади такой щит был меньше, чем овальный или прямоугольный той же высоты, а значит, был легче, что было важно в бою
Большой каплевидный щит до конца XIII в. использовали на Востоке, защищаясь от стрел арабских и византийских лучников. На Западе в рыцарских поединках стал удобнее укороченный щит.
Укороченный щит
В середине XIII в. на смену большому щиту-капле пришли укороченные и более прочные щиты, которыми отводили удары копья и меча в рыцарских поединках. Обычной формой щита XIII в. был равнобедренный треугольник с закруглёнными «бёдрами», но встречались и другие формы. На щите изображали герб владельца. По щиту, главным образом, и опознавали рыцаря в бою.
Щиты рыцарей XIV–XV веков
В XV в. распространился щит тарч – прямоугольный или трапециевидный (30 х 40 см). Тарчи использовали чаще в поединках, чем в бою, в них делали выемки – упоры для копья. Арбалетчиков укрывали от стрел поставленные на землю большие щиты (150 х 60 см) – павезы, они служили и упором для арбалета. Рыцари пользовались фехтовальными павезами (60 х 40 см). Щиты делали из досок, их изгибали путём вываривания, затем обтягивали тканью или кожей, раскрашивали, а часто наносили рельефные изображения составом, напоминающим папье-маше. Круглые щиты-рондаши (диам. ок. 60 см) обивали металлом и украшали чеканкой. Маленькие (диам. ок. 30 см) круглые «кулачные» щиты – баклеры служили для отведения удара меча в пешем бою. Богато оформляли парадные щиты, сделанные не для войны, а для военных смотров.
Щит-тарч с мальтийским гербом. Германия.
Конец XV в.
Фехтовальная павеза.
Австрия. 1490 г.
Щит-рондаш. Венеция.
1480–1490 гг.
Эта тема закрыта для публикации ответов.