Правовые средства прокурорского надзора

Алан-э-Дейл       25.08.2023 г.

Оглавление

Прокурор: преимущества и недостатки профессии

Среди плюсов профессии:

  • Перспективы роста.
  • Уровень оплаты труда.
  • Престиж.

Минусы:

  • Постоянный стресс.
  • Сложности с продвижением по службе и поступлением на работу.
  • Риски, опасность.
  • Требования к кандидатам.

Девушка может стать правоохранителем на общих основаниях. Карьерный путь не отличается от карьерного пути для мужчин. Однако присутствуют нюансы, которые могут препятствовать замещению должности: состояние здоровья, личностные качества. Кроме того, работе придется отдаваться с головой, особенно в первые годы. Это может отвернуть девушку от сделанного ранее выбора.

Адрес поступления:

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол) Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09.00−20.00;Сб — Вс: 10.00−17.00.

Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 17 апреля 2017 г. № Исорг-71-3702-17/20823 О форме оформления результатов проверок, проводимых органами прокуратуры

4 мая 2017

Вопрос: Согласно абз. 6 п. 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. N 2-П взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательства обязывают органы прокуратуры к утверждению по итогам проверки исполнения законов некоммерческой организацией акта, содержащего констатацию наличия или отсутствия в ее деятельности нарушений законов, в связи с возможностью которых осуществлялась прокурорская проверка, и доведению такого акта до сведения проверяемой некоммерческой организации. Таким образом, проведенная прокуратурой проверка исполнения законов, независимо от результата этой проверки, должна завершаться составлением акта, констатирующего наличие или отсутствие нарушений законов.

Однако в Приказе Генеральной прокуратуры РФ от 17 марта 2017 г. N 172 «О некоторых вопросах организации прокурорского надзора в связи с принятием Федерального закона от 07.03.2017 N 27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» приведена лишь форма акта проверки, в ходе которой не выявлено нарушений закона.

В связи с этим просим пояснить, по какой форме должен составляться акт проверки, в ходе которой были выявлены нарушения закона, и какими нормативно-правовыми актами должны руководствоваться прокуроры при составлении этого акта проверки?

Ответ: В Генеральной прокуратуре Российской Федерации рассмотрено Ваше обращение от 28.03.2017 № 13/ФА/986 о форме оформления результатов проверок, проводимых органами прокуратуры.

В связи с принятием Федерального закона от 07.03.2017 № 27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральным прокурором Российской Федерации издан приказ от 17.03.2017 № 172, которым утверждена форма акта проверки, в ходе которой не выявлено нарушений закона.

Вышеназванным законом не установлено требований об установлении формы итогового документа по результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения законов. В настоящее время проверки исполнения законодательства завершаются составлением справки (акта) и актов прокурорского реагирования, направленных на устранение выявленных нарушений законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Таким образом, при оформлении результатов проверки прокуроры руководствуются требованиями действующего законодательства и организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

И.о. начальникаорганизационно-методическогоотдела Главного управленияпо надзору за исполнениемфедерального законодательства А.В. Климак

Особенности профессии

Профессия прокурора сопряжена с трудностями, рисками. Функции правоохранителя включают следующие обязанности:

  • Следственная деятельность. Расследование преступлений, противоправных деяний.
  • Обвинение на судебных заседаниях по уголовным делам.
  • Работа с гражданами, обращениями.
  • Возбуждение административных производств по факту правонарушений.
  • Контроль законности на вверенном уровне. Проведение проверок по факту сообщений о правонарушении.
  • Опротестование решений суда.

Прокуратура работает как надзорный орган. В обязанности сотрудников входит контрольная деятельность. Также правоохранители участвуют и в правотворческой деятельности.

Важные личные качества для девушек

Чтобы реализоваться в прокуратуре, необходима группа личностных качеств:

  • Уравновешенность.
  • Эмоциональная стабильность.
  • Аналитический склад ума.
  • Крепкая память.
  • Способность трудиться по нескольку часов подряд.
  • Готовность к рутинной работе.
  • Устойчивость к стрессам.

Правоохранительная работа подходит для девушек меньше. Даже, если конкретная претендентка обладает необходимыми качествами. Это связано с четырьмя моментами:

  • Характер, уровень нагрузки. Особенности психики, воспитания могут стать препятствием для работы.
  • Малое количество свободного времени. Особенно при восхождении по карьерной лестнице. Такая ситуация может продолжаться неопределенный срок.
  • Опасность, риски.
  • Профессиональная психологическая деформация. Из-за особенностей работы, правоохранители становятся эмоционально нечувствительными. Подобные качества не вяжутся с образом женственности.

Личностные, профессиональные качества играют первостепенную роль. Но есть нюансы. Стоит ли девушке поступить на работу в прокуратуру — вопрос выбора.

Прокурор — опасная работа

Прокуратура работает как бесстрастный надзорный орган. Ключевая опасность касается обвинительной деятельности. Правоохранитель выступает противной стороной по отношению к адвокату, защите. Помогает с квалификацией дел, выдвигает предложения по уголовному наказанию для обвиняемого.

Если прокурор участвует в резонансном деле или выступает против влиятельного преступника, это сопряжено с рисками для здоровья, жизни. У работника прокуратуры может быть много врагов. Возможны попытки подкупа, провокации со стороны внутренних служб безопасности.

Учитывая условия, нужно постоянно быть начеку. Даже тогда вероятность опасности не нулевая. Готова ли девушка так рисковать — зависит от нее самой.

Форма военной прокуратуры в советский период

Упраздненная Временным правительством в 1917 году прокуратура после Октябрьской революции длительное время не воссоздавалась. На протяжении 5 лет, до мая 1922 года государство жило и его вооруженные силы жили, руководствуясь принципами «революционной законности» — самосудами и применением мер взыскания военными начальниками и комиссарами по своему усмотрению.

После окончания Гражданской войны использовать методы, допустимые в период вооруженного противостояния, стало недопустимым. Поэтому Совнарком принял решение о возрождении прокуратуры, в качестве надзорного органа, призванного повысить соблюдение законности в гражданском обществе и войсках.

На протяжении 21 года «гражданские прокуроры» не имели форменной одежды и довольствовались цивильным платьем. Военные прокуроры в этом отношении находились в более выгодном положении. Они носили форму того рода войск, за законностью в котором надзирали (так же, как во времена царского режима). Отличить прокурора от другого военнослужащего можно было по эмблеме на петлицах. Цвет петлиц указывал на род войск, количество знаков – на звание-должность, а эмблема в виде шита и двух перекрещенных мечей – на принадлежность к деятельности военной юстиции.

РИСУНОК

Знаки различия военных прокуроров с 1935 г.

В 1943 году в связи с реформой в войсках, связанной с введением новой формы одежды, военным прокурорам вместо петлиц было предписано носить на форме погоны. Военно-интендантское управление, по согласованию в Главной военной прокуратурой СССР, которое разрабатывало эскизы погон для Красной Армии, не стало мудрствовать. За образец были взяты погоны военных прокуроров образца 1904-1917 годов.

РИСУНОК

Погоны военных прокуроров с 1943 г.

Был сохранен серебряный фон погон, принцип расположения звезд в одну строчку, без расположение поперек погона. Но был изменен цвет просветов и канта с красного на зеленый. Это вызвало недовольство прокурорских работников, поскольку сближало их с работниками лесного министерства и железнодорожниками.

Военных прокуроров не затронули изменения, предпринятые в 1954 году по инициативе Н.С. Хрущева – ярого противника введения погон в армии в 1943 году. Он добился упразднения этих «буржуазных» с его точки зрения атрибутов формы у гражданских прокуроров, но не смог добиться упразднения их у военных прокуроров, которые по прежнему носили форму рода войск, в которых осуществляли свою деятельность. Серебряные погоны были заменены на погоны рода войск. Отличалась лишь эмблема на погоне и петлицах.

Сроки присвоения очередных классных чинов в прокуратуре

Устанавливаются следующие сроки пребывания в классном чине:

  • младший юрист — один год или до получения высшего юридического образования;
  • юрист 3 класса — два года;
  • юрист 2 класса — два года;
  • юрист 1 класса — три года;
  • младший советник юстиции — три года;
  • советник юстиции — четыре года.

Классные чины государственного советника юстиции 1, 2, 3 класса присваиваются Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации прокурорским работникам, имеющим высшее юридическое образование. Классные чины государственных советников юстиции (генеральские звания в прокуратуре) присваивается только руководителям прокуратур. В Генеральной прокуратуре РФ — это заместители Генерального прокурора, начальники управлений и их заместители. В прокуратурах субъектов — прокуроры и первые заместители. В районных прокуратурах присвоение классных чинов государственных советников не предусмотрено.

Таблица соотношения классных чинов прокурорских работников, федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий

Классный чин федеральной государственной гражданской службы

Воинское звание

Специальное звание

Классный чин юстиции

Классный чин прокурорского работника

Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса

генерал армии, адмирал флота, генерал-полковник, адмирал

генерал полиции Российской Федерации, генерал юстиции Российской Федерации, действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации, генерал полиции, генерал-полковник: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы

действительный государственный советник юстиции Российской Федерации, действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса

действительный государственный советник юстиции, государственный советник юстиции 1 класса

Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса

генерал-лейтенант, вице-адмирал

генерал-лейтенант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы

действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса

государственный советник юстиции 2 класса

Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса

генерал-майор, контр-адмирал

генерал-майор: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы

действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса

государственный советник юстиции 3 класса

Государственный советник Российской Федерации 1 класса

полковник, капитан 1 ранга

полковник: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы

государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса

старший советник юстиции

Государственный советник Российской Федерации 2 класса

подполковник, капитан 2 ранга

подполковник: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы

государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса

советник юстиции

Государственный советник Российской Федерации 3 класса

майор, капитан 3 ранга

майор: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы

государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса

младший советник юстиции

Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса

капитан, капитан- лейтенант

капитан: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы

советник юстиции 1 класса

юрист 1 класса

Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

старший лейтенант

старший лейтенант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы

советник юстиции 2 класса

юрист 2 класса

Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

лейтенант

лейтенант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы

советник юстиции 3 класса

юрист 3 класса

Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса

младший лейтенант

младший лейтенант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы

юрист 1 класса

младший юрист

Соответствие званий и чинов вовсе не означает, что при поступлении на службу в прокуратуру из других правоохранительных органов будет присвоено соответствующее звание.

На практике часто бывает, что, например, при переходе из таможенных органов капитану таможенной службы (четыре звезды на погонах) будет присвоено звание юриста 2 класса (три звезды на погонах), то есть на одно ниже, соответствующее старшему лейтенанту.

Подготовлено «Персональные права.ру»

Каким образом гражданским служащим присваиваются классные чины?

Квалификационными разрядами руководствуются при кадровом наполнении государственных гражданских служб. ФЗ о государственной гражданской службе выделяет федеральные и региональные должности, которые отличаются лишь уровнем и степенью ответственности. Согласно Федеральному закону №79, вышестоящий государственный состав учреждаются указами Президента и другими ФЗ. Деятельность региональных кадров регулируется соответствующими актами субъектов РФ, которые в то же время не противоречат федеральным.

Есть разные подходы к классификации. В рамках категорий сотрудники занимают должности помощников, руководителей, специалистов, обеспечивающих специалистов. Группы бывают четырех видов: высшая с соответствующими должностями, главная, ведущие должности и младшие. Классные чины можно получить в соответствии с должностью:

  1. Действительный государственный советник – присваивают должность 1, 2 и 3 класса.
  2. Государственные советники – аналогично 1, 2, 3 класса.
  3. Советники – те же классы: 1, 2 и 3.
  4. Референты – 1, 2 и 3 классов (уровней).
  5. Секретари – 1, 2 и 3 классов (уровней квалификации).

На гражданской службе занимают 5 чинов и 3 класса

Таблица 2. Соотношение классификаций

Ранговая (классная) позиция Соответствующая группа
Секретарь ГГС 3-х квалификационных групп Младшие сотрудники ГГ службы
Референт ГГ ГГС 3-х квалификационных групп Старшие сотрудники ГГС
Советники ГГС 3-х квалификационных групп Ведущие сотрудники ГГС
Государственные советники ГГС 3-х квалификационных групп Сотрудники гражданской службы, принадлежащие к главной группе
Действительный государственный советник ГГС 3-х квалификационных групп Высшая группа сотрудников ГГ службы
Текущая категория Группа Полномочия
Руководитель Высшая, главная, ведущая Руководящий состав и заместители действующих руководителей (места работы – государственные структуры и подразделения), аналогичные должности на местах в государственных органах федеральной исполнительной власти и подразделениях структуры, представительствах госорганов и их структурных подразделениях (замещение на определенный срок, либо без конкретного срока)
Помощник Высшая, главная, ведущая Содействие руководителям в реализации их профессиональных навыков (сроки работы в должности зависят от продолжительности контракта руководителя)
Специалист Высшая, главная, ведущая + Старшая Обеспечивают работу государственного органа – поддерживают выполнение им профессиональных задач и функций (срок замещения не устанавливается)
Обеспечивающий специалист Главная, ведущая, старшая, младшая Непрофильные (хозяйственно-экономические, кадровые и т.д.) функции в работе государственных структур (срок замещения не устанавливается)

Сводная таблица

Категории/Группы Руководитель Помощник Специалист Обеспечивающий специалист Классный чин (1-3 классы)
Высшая + + + Действительный государственный советник РФ
Главная + + + + Государственный советник РФ
Ведущая + + + + Советник РФ
Старшая + + Референт РФ
Младшая + Секретарь РФ

Высшие должности

Данная группа включает действительных государственных советников трёх классов. Это особо приближенные лица, задействованные в работе таких структур, как Администрация Президента, Совет Безопасности, и т.д. К обладателям статуса относятся пресс-секретарь Президента, его помощник, заместитель руководителя Администрации.

Сотрудники назначаются на должности указанной группы непосредственно Президентом, правительством РФ, руководством государственного органа федерального значения

Главные должности

Государственные советники соответствуют главной группе должностей. К ней относятся все три класса: первый, второй и 3-ий. Могут выполнять служебные обязанности как на федеральном, так и на региональном уровне.

Ведущие должности

Ко третьей по старшинству группе относятся советники 1, 2 и 3 класса. На уровне федерации присваивается классный чин советника ГГС РФ, на региональном действуют советники, относящиеся к ГГС субъектов РФ.

Старшие должности

Вступая на должность в рамках специалитета старшей группы (инспекторы, старшие специалисты, специалисты-эксперты, и т.д.), сотрудник переходит в классный чин уровня «референт» (для всех квалификационных групп — 1,2 и 3).

Начальный уровень младших должностей

Карьеру в ГГС начинают с первой ступени – секретаря 1 класса. Далее в случае успешной работы и прохождения квалификационных испытаний следует повышение до 2 и 3 классовых ступеней. Классный чин секретаря ГГС РФ или субъекта РФ соответствует категории обеспечивающих специалистов.

Должности гражданской службы должны быть включены в реестр

Краткий исторический экскурс

В отличие от фискалов, которые так же по велению Петра I были призваны наблюдать за законностью, но делали это тайно, прокуроры с самого начала появления службы были людьми публичными. Кроме публичности, авторитет первым прокурорам придавали высокие воинские звания-должности, которые ставили их в один ряд с высшим офицерским составом армии и чиновниками гражданской службы.

Возглавлял прокуратуру генерал-прокурор, в ведении которого находился штат обер-прокуроров, коллежских прокуроров, прокуроров губерний и состоящих при надзорных судах (поддерживали обвинение). Как видно из иерархии званий, прокуратура изначально мыслилась как военизированное формирование, служба в котором подразумевала ношение формы и знаков различия, позволявших определять иерархию подчиненности.

Первый генерал-прокурор – граф П.И. Ягужинский носил придворный камзол с орденами, пожалованными за службу

РИСУНОК

Но уже 1740-1760 генерал-прокурор князь Н.Ю. Трубецкой предстает на портретах в мундире зеленого сукна, имеющего крой по образцу немецкой военной формы, которым был отмечен период царствования Императрицы Анны Иоанновны.

РИСУНОК

В годы последовательно сменявших друг друга императоров династии Романовых, форма военной прокуратуры эволюционировала, вместе с форменными костюмами чиновников гражданской службы. Начиная со времени царствования Императора Николая I форма, как элемент одежды, стала обязательной для всех государственных служащих, а так же учащихся гимназий и университетов. До 1867 года не существовало разделения на гражданскую и военную прокуратуру.

Годом основания военной прокуратуры и началом формирования формы и знаков отличия стал 1867 год, в котором по инициативе Императора Александра II была осуществлена военно-судебная реформа. Первым Главным военным прокурором Российской Империи стал В. Д. Философов.

На портрете он предстает в форме гражданского чиновника с генеральскими погонами.

РИСУНОК

Вплоть до февральской революции 1917 года, положившей начало разрушению правоохранительной системы, в том числе – упразднению прокуратуры, военные прокуроры носили военную форму тех родов войск, надзор за законностью в которых они осуществляли. Отличительной особенностью были эмблемы на погонах (связанные в пучок прутья (фасции) с надписью на ленте «Законъ»

РИСУНОК

Погоны военных прокуроров до 1904 года

РИСУНОК

Погоны военных прокуроров 1904-1917 годы

Форма военной прокуратуры в советский период

Упраздненная Временным правительством в 1917 году прокуратура после Октябрьской революции длительное время не воссоздавалась. На протяжении 5 лет, до мая 1922 года государство жило и его вооруженные силы жили, руководствуясь принципами «революционной законности» — самосудами и применением мер взыскания военными начальниками и комиссарами по своему усмотрению.

После окончания Гражданской войны использовать методы, допустимые в период вооруженного противостояния, стало недопустимым. Поэтому Совнарком принял решение о возрождении прокуратуры, в качестве надзорного органа, призванного повысить соблюдение законности в гражданском обществе и войсках.

На протяжении 21 года «гражданские прокуроры» не имели форменной одежды и довольствовались цивильным платьем. Военные прокуроры в этом отношении находились в более выгодном положении. Они носили форму того рода войск, за законностью в котором надзирали (так же, как во времена царского режима). Отличить прокурора от другого военнослужащего можно было по эмблеме на петлицах. Цвет петлиц указывал на род войск, количество знаков – на звание-должность, а эмблема в виде шита и двух перекрещенных мечей – на принадлежность к деятельности военной юстиции.

РИСУНОК

Знаки различия военных прокуроров с 1935 г.

В 1943 году в связи с реформой в войсках, связанной с введением новой формы одежды, военным прокурорам вместо петлиц было предписано носить на форме погоны. Военно-интендантское управление, по согласованию в Главной военной прокуратурой СССР, которое разрабатывало эскизы погон для Красной Армии, не стало мудрствовать. За образец были взяты погоны военных прокуроров образца 1904-1917 годов.

РИСУНОК

Погоны военных прокуроров с 1943 г.

Был сохранен серебряный фон погон, принцип расположения звезд в одну строчку, без расположение поперек погона. Но был изменен цвет просветов и канта с красного на зеленый. Это вызвало недовольство прокурорских работников, поскольку сближало их с работниками лесного министерства и железнодорожниками.

Военных прокуроров не затронули изменения, предпринятые в 1954 году по инициативе Н.С. Хрущева – ярого противника введения погон в армии в 1943 году. Он добился упразднения этих «буржуазных» с его точки зрения атрибутов формы у гражданских прокуроров, но не смог добиться упразднения их у военных прокуроров, которые по прежнему носили форму рода войск, в которых осуществляли свою деятельность. Серебряные погоны были заменены на погоны рода войск. Отличалась лишь эмблема на погоне и петлицах.

Поступление на службу в прокуратуру

Профессиональный путь правоохранителя начинается еще во время учебы.

С ходу стать прокурором невозможно. Эта должность конкурентная. Формальные требования помимо высшего образования устанавливаются законом. Среди критериев соответствия кандидата любого пола должности:

  • Возраст 27+, 5 лет юридического опыта для замещения должности среднего звена.
  • Возраст 30+, 7 лет опыта по юридической специальности для замещения должности прокурора субъекта РФ (область, край, республика и пр.).

Помимо, предъявляют требования к состоянию здоровья, биографии, юридической чистоте.

Чтобы поступить на работу в прокуратуру, необходимо проявить себя. Сделать это можно во время учебы на позиции общественного помощника. Через 1−2 года можно стать помощником, через 3−4 — пробиться на желаемый самостоятельный пост.

Как стать прокурором — зависит от личного выбора. Путей несколько.

Почему важно знать в каком звании (классном чине) прокурор?

Вряд ли вы читаете эту статью из праздного любопытства. Скорее всего судьба столкнула вас с прокурорским работником и вы пытаетесь понять, насколько сложно ваше положение.

Разумеется, любая ситуация индивидуальна и лучше будет получить консультацию юриста или адвоката. Но если говорить в общих чертах, то здесь будет работать точно такое же правило, как и с званиями полицейских.

Если же вы изучали эту статью, чтобы суметь правильно обратиться к прокурору по званию, то не стоит из-за этого беспокоиться. В отличии от армии и полиции, прокуратура более статская организация. Уместнее будет назвать сотрудника, с которым вы общаетесь, по имени и отчеству. Или как принято было в советское время — товарищ (гражданин) прокурор.

Обзор документа

В связи с изменениями, внесенными в Закон о прокуратуре, была утверждена форма акта проверки, в ходе которой не выявлено нарушений закона.

Вышеназванными изменениями не предусмотрено требований об установлении формы итогового документа по результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения законов. В настоящее время проверки исполнения законодательства завершаются составлением справки (акта) и актов прокурорского реагирования, направленных на устранение выявленных нарушений законодательства.

Таким образом, при оформлении результатов проверки прокуроры руководствуются требованиями действующего законодательства и организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.