Казачество в великой отечественной войне 1941-1945 г

Алан-э-Дейл       01.05.2022 г.

Казачьи войска

История казачьего войска началась когда беглые крестьяне и бродяги-одиночки стали объединяться в группы для организованных набегов и совместного проживания. Со временем они стали наниматься к правителям на службу в обмен на жалованье и еду. Официальной датой образования казачьего войска считается 1875 год — именно тогда был принят устав о воинской повинности Донского войска и юридически закреплен термин «казачье войско». До этого солдат называли иррегулярным войском.

Основными были следующие войска казаков:

  • Донское — самое многочисленное и значимое для Российской империи;
  • Черноморское — в него в основном входили бывшие запорожские казаки, которых по приказу Екатерины II переселили с берегов Днестра;
  • Кубанское — казаки Северного Кавказа;
  • Оренбургское — считалось вторым по старшинству после Донского;
  • Терское — в его состав входили представители разных народностей;
  • Уральское — до 1775 года называлось Яицким, именно там вспыхнуло восстание Пугачева;
  • Забайкальское — официально образовано лишь в 1851 году приказом Николая I;
  • Сибирское — войско существует с 1582 года, когда Иван Грозный в награду за помощь Ермака в борьбе с Сибирским ханством дал его солдатам название «Царская Служилая Рать».

Атаман казаков

Атаман — это предводительства всего казачьего войска, их старшина. Войскового атамана выбирали ежегодно на народном собрании — все казаки вставали в круг и голосовали за того или иного представителя казачества. Нередко выборы заканчивались другой — настолько ожесточенными были дебаты.

Атамана казаки выбирали путем голосования

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Вставая в круг, казаки обязательно снимали свои шапки — в знак уважения к выборам.

Так, первым атаманом всего Донского казачества считают Ивана Смагу Чертенского.

Войсковый атаман особой власти не имел, он лишь исполнял решения войскового круга. А если он принимал какие-то решения самостоятельно, его могли даже казнить.

Чаще всего атаман просто докладывал на общих собраниях положение дел в обществе, выносил какие-то вопросы на голосование. Он также участвовал в нем, но его голос имел столько же значения, сколько и голос обычного казака. С 1998 года атаманам присваивается звание казачьего генерала.

Многие атаманы вошли в историю не только казачества, но и России:

  1. Ермак. Неизвестно, как происходило бы освоение Сибири, если бы не он.
  2. Михаил Черкашенин — один из главных атаманов во времена Ивана Грозного. Именно он помог выиграть битву при Молодях в 1572 году.
  3. Наум Васильев — Донской атаман, помогал в успешном взятие Азова в 1637 году, держал его оборону от турок и татар.
  4. Матвей Платов — его знают и помнят во всем мире. Он возглавлял Индийский поход, а также ездил в Лондон для заключения мирного договора с Наполеоном. Он запомнился британцам тем, что его несли от кареты до храма на руках. Именно после визита Платова в Британии стало модным казачество.
  5. Степан Разин — о нем ходили мифы и легенды, которые сам атаман успешно поддерживал. Разин руководил восстанием казаков 1670-1671 года, ставшего одним из самых крупных за всю историю.

Оружие казаков

Все казаки обладали исключительными навыками рукопашного боя и зачастую пользовались только кулаками. Однако нельзя и представить казака без его оружия, с которым он не расставался практически никогда. Казак трепетно относился к своему оружию, как к близкому и родному человеку.

Изначально главным оружием в казачестве была сабля, но вскоре ее сменила шашка — она отличалась менее изогнутым клинком.

Ещё одним важным атрибутом любого казака был кинжал. Но он чаще использовался не для сражений, а для бытовых нужд. Крепился кинжал на поясе, и казаки редко появлялись на публике без него.

А вот нагайку, в отличие от кинжала, имели право носить не все казаки. Эта короткая и толстая плеть считалась символом власти. Ее редко использовали как оружие, она скорее служила для наказаний и устрашений.

Казачья нагайка

ЭТО ИНТЕРЕСНО. В некоторых поселениях нагайку могли носить только женатые парни. В день свадьбы им ее дарил отец невесты. Плётка вешалась над дверью в спальне, чтобы показать, что казак — хозяин в доме.

Пётр Краснов

Не испытывавший симпатии к советской власти генерал императорской армии Пётр Краснов в 1918 году подал в отставку и вступил в открытое противостояние с большевиками, став атаманом самопровозглашённого государства — Всевеликого войска Донского.

Отменив на его территории все советские декреты, он обратился к немецкому императору с просьбой признать новую страну, которая в отличие от СССР не считала Германию врагом. Вильгельм II удовлетворил просьбу Краснова и наладил поставку на Дон оружия. Но после поражения Германии в Первой мировой войне атаман под нажимом других белогвардейцев, недовольных его сотрудничеством с немцами, был вынужден эмигрировать.

Вдали от родины Краснов продолжал свою антибольшевистскую деятельность, и когда Гитлер объявил войну СССР, он всецело принял сторону нацистов. С первых дней войны он призывал казаков стать под знамёна фашистов и обратить оружие против губящих Россию коммунистов.

В сентябре 1943 года участвовавший в создании Казачьего стана Краснов был назначен начальником Главного управления казачьих войск Имперского министерства восточных оккупированных территорий Германии.

Казаки и тыл

Не остался в стороне и тыл. Основной конный состав кавалерийских дивизий был мобилизован из казачьих станиц Дона, Кубани, Терека и Ставрополья. В различных городах и станицах изготавливались тачанки, повозки, походные кухни, седла, холодное оружие. В мастерских и кузницах, а также в промышленных организациях изготавливались шашки, а в пошивочных и обувных мастерских – черкески, бешметы, гимнастерки, бурки, кубанки и сапоги. Таким образом кавалерийские части всецело поддерживались народом и в, частности, казаками, внося свой вклад в борьбу с немецко-фашистскими оккупантами.

Традиции и обычаи казаков

Казаки, будучи суровыми и беспощадными воинами, дома были щедрыми, веселыми и добрыми хозяевами. В казачестве существовало много традиций и обычаев, которые неукоснительно соблюдались.

Например, во время трапезы на стол выставлялось огромное количество блюд — чтобы не обидеть хозяина дома, нужно было обязательно попробовать каждое из них. А гостей казаки очень любили и уважали — пускали всех и в течение трёх дней даже не спрашивали гостя ни как его зовут, ни откуда он и куда едет.

Много традиций было связано с уважением к старшему поколению. Так, молодежи даже не разрешалось сидеть или есть без разрешения старшего. Считалось крайне неприличным обогнать старика — следовало вежливо попросить у него разрешения пройти. Всегда требовалось уступать дорогу пожилым, даже если для этого казаку приходилось прыгнуть в реку с моста.

Женщин казаки тоже уважали и никогда не давали в обиду. Однако по традициям женщине нельзя было присутствовать на собраниях, где решались вопросы, связанные с ней. Ее интересы представлял отец, брат, муж или сын.

Праздники казаков

Военные походы отнимали много сил у казаков и нередко заканчивались трагично. Поэтому праздники в казачестве любили и праздновали от души — громко, весело, всей толпой. Самыми любимыми праздниками были:

  • Пасха;
  • Рождество;
  • Троица;
  • Иван Купала;
  • Масленица.

Большинство праздников сопровождались народными гуляниями и походами в гости. Например, на Рождество по домам ходили пожилые казаки, которые пели церковные песни, а взамен просили денег. Все средства шли в церковь.

На Масленицу устраивали кулачные бои, различные соревнования, залазили на столбы за подарками.

К Пасхе всегда прибирали дома и двор, накрывали белые скатерти, обязательно мылись в чистый четверг.

Масленица — один из любимых праздников у казаков

Традиционные блюда казаков

Еда для казаков — важная часть жизни. Примечательно, что народ, привыкший жить без изысков в суровых условиях военных походов, очень любит кушать, а ещё больше — угощать своих гостей разнообразными блюдами. Еда у казаков сытная, калорийная, очень вкусная.

Казаки трапезничают трижды в день. Блюд должно быть много, это предмет гордости любой хозяйки. К еде приступают только после того, как старший в доме подаст сигнал. Часто все едят из одной большой тарелки. Напитки традиционно подаются в кувшинах.

Так как первые казаки селились вблизи крупных рек и занимались преимущественно рыбалкой, то основу традиционных блюд составляет именно рыба. Причем у каждой территориальной группы казаков свой способ ее приготовления: рыбу коптят, запекают, варят, жарят, солят, добавляют в начинку пирогов.

Основным супом считается, разумеется, уха. Причём у каждого существует свой семейный рецепт. Примечательно, что приготовление рыбного супа раньше было исключительно мужской обязанностью.

Зимой, когда все реки замерзали, а подледной рыбалкой казаки не занимались, наступала пора мясных блюд. Делали гуляш, домашнюю колбасу, голубцы, запекали мясо в печи. Коронным блюдом любой хозяйки был холодец — его подавали на стол с хреном или горчицей.

В зимнее время очень часто, гораздо чаще, чем летом, пекли блины с начинками и пироги. В основном это делалось для того, чтобы согреться.

Любимым десертом казаков, проживающих на юге, считается арбузный мёд. Для его приготовления из арбуза вынимают всю мякоть и кипятят до получения коричневого цвета.

Арбузный мед — традиционный десерт у казаков

В качестве холодных закусок традиционно делают студни, языки, варят мясо диких животных.

Сейчас кухня казаков стало ещё разнообразнее — в неё вошли борщи, рыба, фаршированная крупами, шашлыки, пельмени и вареники.

Из напитков казаки издавна предпочитают:

  • чай;
  • кофе — влияние турок;
  • кисель;
  • взвар (компот из сухофруктов);
  • ирьян — аналог айрана, только приготовленный из сузьмы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Кофе казаки всегда пили ровно в 12 часов дня. Причём они никогда не делали это в одиночку, всегда звали кого-то в гости. В напиток добавляли сливки и подавали вместе со сладкими пышками.

Казаки всегда употребляли множество ягод, фруктов, овощей. Арбузы и дыни любили есть солёными.

Варили кашу, куда добавляли изюм — ещё одно веяние, пришедшее с Востока.

Во все блюда добавляли много приправ из местных трав.

Погоны казаков

Благодаря специальным нашивкам на форме казаков — погонам, можно было легко определить должность военнослужащего. Идея о них возникла в 1775 году, когда был принят «Табель о рангах», и у казаков появились офицерские звания. Однако упорядочить погоны смогли почти через 50 лет — в 1828 году.

У каждого войска погоны были своей расцветки, с разными рисунками и шириной.

Например, у офицеров конных полков они с изображением серебристых галунов, а у нижних чинов — с таким же рисунком, но красного или жёлтого цвета.

У сотника были погоны с тремя звёздочками, а у подъесаула с четырьмя.

У есаулов на погонах звёзд не было вообще.

Зато они имелись на нашивках войскового старшины — три штуки и два голубых просвета.

Казачий коллаборационизм

Несмотря на то, что на сторону немцев переметнулось немало астраханских, уральских, кубанских, сибирских и терских казаков, всё же наибольшую активность в связях с немецко-фашистскими захватчиками проявляли представители донского казачества.

На контакт с оккупационными властями Третьего рейха шли как советские атаманы Войска Донского, так и его бывшие предводители, эмигрировавшие после Гражданской войны (1918-1920 гг.).

К слову в период братоубийственных столкновений именно донская земля во главе с Новочеркасском превратилась в мощный центр белого движения, куда стекались люди, не желавшие мириться с большевистской властью. На этих просторах была создана независимая Донская область под руководством атамана Алексея Каледина и организована Добровольческая армия, боровшаяся против советов. Однако отстоять свой суверенитет казакам не удалось, и данная территория стала частью новой огромной страны.

Поэтому когда в июле 1942 года Новочеркасск оказался в руках фашистов все бывшие противники коммунистов решили воспользоваться шансом и отомстить историческим обидчикам. Осенью того же года в городе появилось особое военное формирование – Казачий Стан, куда вступали коллаборационисты, верившие в победу сил вермахта. Основной задачей входивших в его состав частей являлась борьба с партизанами, проведение карательных операций, надзор за пленёнными красноармейцами и вербовка граждан.

Но самым первым казачьим подразделением, в августе 1941 года перешедшим под эгиду Гитлера, был 436-й стрелковый полк под командованием майора Ивана Кононова. Позже союз с немцами заключили такие «коричневые атаманы» как Пётр Краснов, Тимофей Доманов, Андрей Шкуро, Сергей Павлов и другие.

Роль казачества в истории России

Сложно представить, какой была бы современная Россия без казаков. Они участвовали практически во всех войнах и сражениях со времён Ивана Грозного, защищали границы Российской империи от вторжения врагов, поднимали восстания, отстаивая свои права, а также права крестьян и простых рабочих.

Казаки помогали с освоением территорий огромной страны, заселяли ее, открывали новые земли. Нужно помнить о том, что Ермак, Хабаров, Дежнёв были яркими представителями казачества.

Их культура и обычаи повлияли и на русские традиции, внесли значительный вклад в нашу музыку, танцы, легенды и сказания.

Итак, налицо две полярные точки зрения. Так кто же такие казаки?

Действительно отдельный этнос, или все-таки воинское сословие?

На первый взгляд, у казаков действительно есть самобытные традиция, культура и язык.

Но язык этот вполне вписывается в такое понятие как южнорусский говор. Мало того, в каждой местности говор особенный. Лингвисты называют это региалектом (по сути, диалектом, присущим любому региону). На Кубани или Дону он свой, на Вологодчине – тоже свой. Но на этом основании мы не перестаем называть жителей Вологды русскими людьми.

Еще раз вспомним историю.

На момент переписи населения 1897 года суммарная численность казаков в России составляла 2 928 842 человек.

К началу Первой мировой войны в России насчитывалось одиннадцать казачьих формирований:

Донское казачье войско,Оренбургское казачье войско,Терское казачье войско,Сибирское казачье войско,Уральское казачье войско,Забайкальское казачье войско,Кубанское казачье войско,Астраханское казачье войско,Семиреченское казачье войско,Амурское казачье войско,Уссурийское казачье войско;

Интересно, что истории известны даже отдельные казачьи республики, правда, просуществовали они сравнительно недолго.

Так, в конце XIX века в Манчьжурии, на берегах реки Желта была образована Желтугинская республика – самоуправляемая казачья община из китайских и русских казаков-золотопромышленников.

Во время гражданской войны также были провозглашены

Кубанская Народная РеспубликаВсевеликое Войско ДонскоеТерская Казачья РеспубликаУральская Казачья РеспубликаОренбургский Казачий КругСибирско-Семиреченская Казачья РеспубликаЗабайкальская Казачья Республика.

За всю историю своего существования казачьи войска входили в состав вооружённых сил России, а затем и Советского Союза, а до этого — Великого княжества Литовского, «вольного города» Гамбурга, Швеции, Персии и даже Парагвая, Маньчжоу-го и Японии. То есть, это были именно воинские формирования.

Если посмотреть на места расположения казачьих войск – а это огромные территории от Дона и Кавказа до Урала, Забайкалья и Уссурийского края, то закономерно предположить, что в эти войска вливались и местные народы – и этому тоже есть подтверждения. То есть, говорить о некой моноэтничности тоже не приходится.

Вся история образования казачества говорит нам о том, что казаки – это не отдельный этнос, а составная часть русского народа, и, что особенно важно, это именно воинское сословие, на протяжение столетий овеявшие себя славой защитников Отечества. Конечно, были в их истории и горькие страницы

Гражданская война поделила казаков на белых и красных. Но таким же образом эта война разделила и всю Россию

Конечно, были в их истории и горькие страницы. Гражданская война поделила казаков на белых и красных. Но таким же образом эта война разделила и всю Россию.

Пережив тяжелый период, русские казаки продолжили воинские традиции своих Предков, и во время Великой Отечественной войны продемонстрировали такой же беспримерный героизм, как и их отцы и деды в прошлых сражениях.

В настоящее время идет процесс возрождения казачьих традиций как в России, так и других странах.

Казаки определяют себя по потомственному происхождению и по соблюдению традиций, культуры и обычаев. Но главное для казака – это служение Отечеству.

Именно эта высокая цель послужила в свое время причиной образования казачества, эта же цель будет сохраняться, пока будут на земле казаки, то есть – всегда. Ведь если верить народным пословицам и поговоркам, казацкому роду нет переводу!

Казаки и Великая Отечественная война

Весть о начале Великой Отечественной войны пришла в каждую станицу и хутор казачьего народа. Казаки приняли участие в боевых действиях в составе регулярных и добровольческих частей Красной армии.

С начала войны в составе Красной армии воевало более 100 тыс. казаков. Уже в 4:00 в воскресный день 22 июня состоялся кровопролитный бой с фашистами в районе Ломжи 94-го Белоглинского Кубанского казачьего полка подполковника Н. Г. Петросьянца, 48-го Белореченского Кубанского и 152-го Терского полков подполковников В. В. Рудницкого и Н. И. Алексеева. В боевые действия вступили части 210-й механизированной дивизии, образованной из бывшей 4-й Донской казачьей дивизии. На территории Бессарабии в составе 2-го кавалерийского корпуса вступила в войну 5-я Ставропольская казачья кавалерийская дивизия им. М.Ф. Блинова под командованием полковника В. К. Баранова и 9-я Крымская кавалерийская дивизия.

Нападение фашистской Германии на СССР вызвало огромный подъем патриотизма среди казаков и всего народа. В станицах и хуторах прошли митинги, где участники клялись бить врага беспощадно и до последнего вздоха, следуя по стопам героев-казаков, всегда стоявших на защите Отечества. К примеру, на территории Северо-Кавказского военного округа при районных центрах казачьих областей стали создаваться истребительные батальоны для борьбы с парашютными десантами и диверсионными группами фашистских захватчиков. В состав этих батальонов входили казаки, освобожденные от призыва в армию по возрасту или по другим причинам.

Уже в начале июля 1941 года на заседании ростовского обкома ВКП(б) было принято решение о создании отрядов народного ополчения в станицах и городах области. Такие же отряды стали создаваться и в Краснодарском крае, Ставрополье и Сталинградской области. В ряды народного ополчения вступали целыми семьями, несмотря на возраст или другие помехи.

В станице Урюпинской 62-летний казак Н. Ф. Копцов заявил присутствующим на митинге: «Мои старые раны горят, но еще сильнее горит мое сердце. Я рубил немцев в 1914 году, рубил их в Гражданскую войну, когда они, как шакалы, напали на нашу Родину. Казака не старят годы, я еще могу пополам разрубить фашиста. К оружию, станичники! Я первый вступаю в ряды народного ополчения».

Но есть и другая точка зрения

Так, казаков как особый субэтнос, впоследствии ставший этносом, классифицировал известный историк Л. Н. Гумилёв.

Подобные мнения иногда встречаются и среди казаков, считающих себя четвёртой ветвью русского народа вместе с великороссами, малороссами и белорусами, со своей историей, языком и традициями.

Так, атаман Кавказской казачьей линии Юрий Чуреков говорил:

«… мы, безусловно, народ – со своей историей, своим говором, своими традициями. Причём традиции у всех казаков сильно похожи, будь то кубанские казаки, терские, запорожские, оренбургские или другие».

Но этот же атаман выступил категорически против попыток использовать это самоопределение во зло.

Оценивая попытки самопровозглашения казачьих республик в лихие 90-ые, он говорил:

«Так забавлялись лишь немногие из казаков. Проект «независимой Казакии» – изобретение американских спецслужб. Они хотели подбить казачество на войну против России, но не вышло: казаки разобрались, что к чему. Возрождение казачьего народа не должно вступать в противоречие с целостностью России».

Религия казаков

Вся история казачества неразрывно связана с христианством. Конечно, среди казаков встречались представители и других религий, но их было крайне мало. К тому же, большинство новоприбывших казаков других вероисповеданий рано или поздно неизменно принимали христианство.

Поэтому в любом казачьем поселении всегда были построены молитвенный дом или часовня. Также совместные молитвенные обряды совершались и на открытом воздухе. В качестве священника казаки сами выбирали самого уважаемого человека, который хорошо знал все религиозные обряды.

Православие очень много значило для казаков с момента их существования. Каждый представитель этой народности видел себя в роли защитника веры и Родины.

После каждого удачного боя или набега часть полученных сокровищ или трофеев обязательно жертвовали церкви.

Казаки и православная вера тесно связаны

Если казакам приходилось переезжать, то они никогда не оставляли свои часовни и молитвенные дома, а разбирали их по частям и перевозили с собой. На месте нового поселения первым делом строили именно церковь.

Стены домов были расписаны иконами.

Молитва — важная часть жизни казаков. Перед новым боем они обязательно молились и вспоминали своих предков.

Бесстрашные воины, защитники Отечества – казаки – откуда они появились, и кто они?

В исторических хрониках упоминания о казаках встречаются с XVI века.

Местом обитания казаков, по большей части, были незаселённые территории, на Руси такие земли назывались украинами (по сути, окраинами) – местами, расположенными у края, у границы.

Официальная историческая версия выглядит так: к концу XIV века, там, где проходили торговые пути — в низовьях Днепра, Дона, Волги в больших количествах стали появляться вольные воины.

Считается, что значительной их частью были переселенцы из Московского, Литовского и Рязанского Великих княжеств, а также из других земель.

Сюда же стекались многочисленные группы беглых людей. Жизнь в таких местах была, по сути, непрекращающейся войной, и в XVI веке тут возникают военные формирования, которые одновременно стали и самостоятельными социальными сообществами.

Собственно, этот период и считается временем зарождения казачества – Запорожского, Донского, Волжского, Яицкого.

Уже при Иване Грозном казаки показали себя как отважные воины, обладавшие не только личной отвагой, но и владеющие высокой организацией ведения боя, самобытной воинской культурой. Это наталкивает на мысль, что истоки зарождения казачества гораздо глубже, чем принято считать.

По крайней мере, характерники ведут свое происхождение от древних волхвов. Да и многие воинские традиции и навыки казаки унаследовали из глубокой древности. Византийские авторы (такие как Прокопий Кесарийский, Маврикий Стратег) посвятили множество страниц славянской тактике ведения боя и умению славян действовать на воде и под водой.

Но точно такими же навыками славились и казаки, в особенности пластуны. А если мы обратимся к античным источникам, то обнаружим, что тактику и стратегию и древние славяне, и казаки унаследовали от скифов.

Эта преемственность очевидна для многих исследователей. Так, известный ученый Забелин утверждал, что попытки оторвать историю Великой Скифии от истории Великой Руси выглядят, как минимум, неубедительными.

Очевидно, что на протяжении тысячелетий эти огромные пространства населял один и тот же народ (о чем мы неоднократно говорили в других наших статьях).

В научных кругах до сих пор идут споры, кто же такие казаки – отдельный этнос, субэтнос или воинское сословие?

Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, для начала снова обратимся к официальной исторической версии.

Итак, в постоянных схватках с кочевниками, завоевателями всех мастей, в кровавой борьбе за выживание на рубежах Русского государства формировалась общность, ставшая известной всему миру как казаки.

Именно об этих людях Н.Гоголь сказал: «Не было ремесла, которого бы не знал козак: (…) снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу (…) – все это было ему по плечу.»

И это лишь малая часть из того, что должен был уметь и знать каждый казак. Именно благодаря всем этим навыкам казачье сословие сыграло роль цивилизаторов на землях, присоединенных в свое время к России.

В расширении российских границ (самых обширных в мире) казаки внесли неоценимый вклад.

Отметим, что кроме военного ремесла на казачьих землях развивались свои формы самоуправления, напоминающие новгородское вече — Донской Войсковой круг и Запорожскую Раду.

Существовала выборность сверху донизу. Каждый казак имел голос наравне со всеми. Кругу или Раде принадлежала вся законодательная и судебная власть, ими назначались военные походы, утверждались приговоры суда, избирались военачальники и главнокомандующий.

К началу XIX века в России казаки получают статус самостоятельного сословия.

Они несут охрану государственной границы и даже обеспечивают личную безопасность российского государя. Казаки имеют социальную независимость, собственную землю, освобождаются от налогов.

В 1807 году в книге Е. Зябловского «Новейшая география Российской империи» были перечислены славянские народы России.

Это «Россияне, казаки, кои суть славянские народы, кои суть донские, гребенские, терские, волжские, оренбургские, сибирские, малороссийские, бугские и черноморские, поляки, другие славянские народы».

То есть, тут прямо говорится, что казаки – это славянский народ.

Несмотря на всю многоликость казачьих формирований, все они с воодушевлением говорили и пели: «Наша матушка Рассея — всему свету голова».

Вся история образования казачества приводит нас к мысли, что казаки – это особое воинское сословие русского народа. И даже больше – что это духовно-воинский орден со своими древними традициями и особой организацией.

История казаков на Руси

Слово «козак» появилось в русском языке в 1395 году из Половецкой Степи и означало «работник».

Однако первые упоминания о казаках встречаются в 1245 году в мамлюкско-арабском словаре. Перевод слов был «кочевник, бродяга, человек, свободный от обязательств». Первая самая крупная группа казаков образовалась в районе Дона. Впервые официально о казаках на Руси упоминается в письме князя Юсуфа Ивану Грозному в 1550 году, в котором он жалуется русскому царю, что казаки нападают на его территории и караваны, мешая спокойной жизни.Однако откуда появились казаки, доподлинно неизвестно.

Происхождение казаков

Учёные до сих пор не могут договориться, откуда всё-таки произошли первые казаки.

Одни считают, что казачество образовали беглые крестьяне и холопы, которые бежали из Руси в Дикое поле (безлюдные степи между Днестром и Доном), обосновались там и регулярно привечали новых беглецов.

Казаки — гордый и свободолюбивый народ

Это подтверждается рядом доказательств. Проведённые ДНК-тесты указывают, что первые вольные казаки имели славянское происхождение, вероятнее всего, русское или украинское.

Другие исследователи считают, что казачество возникло ещё в античный период и представляет собой отдельный этнос. По их мнению, первые группы казаков произошли от смешения нескольких племен, говоривших на славянских наречиях:

  • туранцев;
  • скифов;
  • меотов;
  • аланов;

Все они представители кочевых народов. Эта теория подтверждается изолированностью казаков от остального населения государств, их культурными и бытовыми особенностями. Данной версии придерживаются и сторонники «казачьей науки».

Первые поселения казаков

Со временем казаки стали обосновываться на одной территории, учиться вести быт, строить не временные, а постоянные жилища. К XII-XIV векам вольные казаки заселили области Руси, которые находились на границах с другими государствами. Селились в основном вблизи крупных рек, в труднопроходимых местах, чтобы сохранять свою обособленность от других людей. Первые вольные казаки хорошо знали, где нужно разбить лагерь, где лучше устроить пастбище, а где можно охотиться. Казаки жили в простых, суровых условиях. Рыли примитивные землянки, которые в случае опасности можно было забросить и перейти на новую территорию. Пропитание добывали себе охотой и рыбалкой, иногда занимались собирательством. Грабили соседние деревни и области.

Походы казаков

Известно, что казаки не только защищали свои территории от захватчиков, но и сами ходили за добычей — нападали на соседние государства и поселения, грабили и разоряли села, захватывали корабли. К тому же подобные походы помогали казакам бороться с набегами чужестранцев на свои земли.

Первый поход казаков состоялся в конце XV века, когда запорожцы поплыли по Днепру к крепости Тягинь, в результате чего был захвачен и потоплен большой турецкий корабль.

Затем казацкие судна стали бороздить акваторию Дона, Чёрного и Азовского морей, а воины нападали на Феодосию, Азов, Анатолию.

Большое историческое значение имеет поход Ермака в Сибирь, с которого и началось освоение этих территорий. К донцам за помощью обратились купцы Строгановы, которых третировало Сибирское ханство — сибирские татары совершали набеги на их территории и разоряли их.

Поход Ермака в Сибирь

В первом походе Ермака приняло участие совсем немного казаков, они выступали без разрешения царя и не смогли добиться удачи.

Зато через год было собрано около 840 человек:

  • волжские и донские казаки;
  • немцы;
  • литовцы;
  • татары.

Уже к 1580 году они дошли к Тюмени, разграбили город и унесли с собой все самое ценное. Далее были одни победы, в итоге в 1583 году Ермак захватил столицу Сибирского ханства Кашлык и город Назым.

Однако затем настала зима, к которой казаки не были готовы. Температура воздуха опускалась ниже 40 градусов, все было заметено снегом, охотиться было невозможно. Многие казаки погибли от холода и голода.

Именно тогда, в марте 1585 года началось восстание татар. Его итогом стала гибель Ермака в августе того же года. Оставшиеся казаки решили не зимовать в холодной Сибири и возвращаться домой.

Станицы казаков

Станица — это название населённого пункта казаков, обычно ее формировали несколько небольших казачьих поселений. Чаще всего станицы строили на берегах рек. Станицей могло считаться то селение, которое могло выделить сто всадников для казачьего войска.

Станицы состояли из простых одноэтажных домов, преимущественно деревянных. Были атрибуты и социально-культурной жизни:

  • школа;
  • церковь;
  • площадь;
  • базар;
  • станичное правление;
  • канцелярия.

Если станица располагалась на границе с иностранными территориями или просто в неспокойных местах, то ее обносили рвом или валом.

Одной из самых известных станиц, дошедших до наших дней, считается Старочеркасская. Она впервые упоминается ещё в 1570 году. Именно здесь хранилась грамота царя Ивана Грозного казакам до тех пор, пока ее не уничтожили по приказу Петра Великого.

Станица связана с многими историческими событиями:

  • отсюда начинался Азовский поход;
  • восстание Степана Разина;
  • здесь был убит Кондратий Булавин;
  • в местной церкви крестили атамана Платова.

Виды казаков

В зависимости от ареала обитания и этнической принадлежности выделяли несколько групп казаков:

  1. Терские. Они проживали на территории Северного Кавказа вдоль реки Терек.
  2. Кубанские. Они жили в современном Краснодарском крае, Республике Адыгее, Карачаево-Черкесии. В основном это были бывшие запорожцы после пересечения.
  3. Уральские. Выходцы с Уральской области (ныне Казахстан). До переименования звались яицкими казаками.
  4. Украинские. Казаки, жившие в Запорожской сети и ликвидированные как община Екатериной II.
  5. Донские. Самое многочисленное казачество, проживающее на берегах Дона. Территориальные соседи запорожцев.
  6. Казаки-некрасовцы. Они покинули донские земли после восстания Буланова. Своё название получили от фамилии лидера — Игната Некрасова.
  7. Черкесы-казаки. Проживали на Северном Кавказе и Причерноморье.

Также выделяют линейных казаков — это казаки, которые ушли из Кавказского линейного войска, которое охраняло мирное население, в Кубанское.

Донское казачество ещё в XVI веке было поделено на «верховое» и «низовое» — в зависимости от того, где именно на Дону проживали казаки. Две группы разительно отличались друг от друга и внешностью, и образом жизни, и манерой поведения.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.