Почему моряки говорят компас? причины, фото и видео

Алан-э-Дейл       26.08.2023 г.

Оглавление

Стрелочный компас.

Это самый распространенный вид магнитного компаса. Он часто применяется в карманном варианте. В стрелочном компасе (рис. 2) имеется тонкая магнитная стрелка, установленная свободно в своей средней точке на вертикальной оси, что позволяет ей поворачиваться в горизонтальной плоскости. Северный конец стрелки помечен, и соосно с ней закреплена картушка. При измерении компас необходимо держать в руке или установить на штативе так, чтобы плоскость вращения стрелки была строго горизонтальна. Тогда северный конец стрелки будет указывать на северный магнитный полюс Земли. Компас, приспособленный для топографов, представляет собой пеленгаторный прибор, т.е. прибор для измерения азимута. Он обычно снабжен зрительной трубой, которую поворачивают до совмещения с нужным объектом, чтобы затем считать по картушке азимут объекта.

Разновидности исполнений

Интересуясь, какой из предложенных компасов лучше, даже не надейтесь получить мгновенный ответ. И не нужно поспешно обвинять продавца в некомпетенции. Он не умеет читать мысли. Сначала определитесь, в каких условиях будет эксплуатироваться прибор и обозначьте ценовой барьер.

К примеру, крохотные, невесомые детские компасы, не отличаются высокой точностью. Вряд ли такая модель подойдет для покорения нового маршрута вдали от цивилизации.

И напротив, многофункциональное, предназначенное для решения важнейших специфических задач устройство, окажется бесполезным во время прогулок по парковым аллеям.

Ориентирующая стрелка

Прежде чем выйти на маршрут, опытные путешественники рассчитывают направление по карте, определяют угол отклонения азимута следования от магнитного меридиана. Запоминаются данные при помощи дополнительной стрелки. На всём протяжении пути она «смотрит» по наравлению точки прибытия. С ориентирующей стрелкой, составление маршрута превращается в детскую забаву.

Оптические линзы

Установленные на подложке увеличительные стекла – непременный спутник планшетных приборов. С их помощью намного проще рассмотреть мелкие условные знаки, обозначенные на топографической карте.

Флуоресцентная разметка

Светящийся кончик стрелки и символы на шкале существенно упрощают процесс ориентирования в условиях плохой видимости: ночью, в тумане, под ливнем и т. д. В походных условиях, особенно при серьезных осадках, это очень ценное свойство.

Клинометр

Приспособление, предусмотренное для инженерных приборов, позволяющее определить угол наклона склона и спроектировать предстоящие операции: строительство, земельные работы (как вариант, строительство хранилищ плотинного типа). Во время покорения горных вершин позволит оценить степень опасности лавины.

Прицельное зеркало

Отправляясь в лес, лучше иметь при себе устройство с небольшим складным зеркальцем со сквозным отверстием. Через установленное в начальное положение приспособление особенно удобно рассмотреть направление следования и ориентир, расположенный по прямой. Это существенно ускоряет передвижение туристической группы. Кроме того, зеркальце подходит для подачи сигнала SOS, если вдруг потребуется помощь спасателей.

Глобальная стрелка

Функцию оценят покорители просторов Южного полушария. Стрелка, предназначенная для свободного вращения в Северной Америке, может отказать в других частях света. Это связано с отклонениями в магнитных полях земли. Компас, оснащенный глобальной стрелкой одинаково функционален повсюду.

Компас на пальце

Совсем иными характеристиками обладает компас на пальце. Он имеет лишь одно назначение – указывать на север. Никаких дополнительных функций, ни линейки, ни азимута и ничего другого. Зато имеется специальная петля из резинки, позволяющая надежно фиксировать компас на большом пальце. Благодаря этому можно удерживать в одной руке не только инструмент навигации, но и карту.

Это действительно очень удобно для спортивного ориентирования – можно моментально прокладывать маршрут до нужного места, не тратя драгоценные секунды на то, чтобы достать компас из кармана, сопоставить его показания с картой.

Судовой магнетизм.

Местные магнитные поля, создаваемые корпусом судна и охватываемые понятием судового магнетизма, делятся на переменные и постоянные. Переменный судовой магнетизм наводится в стальном корпусе судна магнитным полем Земли. Напряженность переменного судового магнетизма изменяется в зависимости от курса судна и от географической широты. Постоянный судовой магнетизм наводится в процессе постройки судна, когда под влиянием вибрации, вызываемой, например, операциями клепки, стальная обшивка становится постоянным магнитом. Напряженность и полярность (направление) постоянного судового магнетизма зависят от местоположения (широты) и ориентации корпуса судна в период его сборки. Постоянный магнетизм частично теряется после спуска судна на воду и после того, как оно побывает в бурном море. Кроме того, он несколько изменяется в процессе «старения» корпуса, но его изменения существенно уменьшаются после эксплуатации судна в течение года.

Судовой магнетизм можно разложить на три взаимно перпендикулярные компоненты: продольную (относительно судна), поперечную горизонтальную и поперечную вертикальную. Отклонения магнитной стрелки, обусловленные судовым магнетизмом, корректируют, помещая возле компаса постоянные магниты, параллельные этим компонентам.

Зачем нужна скоба

Многие модели, например, жидкостный армейский компас K4580, имеют на корпусе металлическую скобу. Некоторых людей она вводит в недоумение – действительно непонятно, зачем она здесь вообще нужна. На самом деле все просто – она нужна для более надежной фиксации. Взяв в руки компас, опытный пользователь автоматически надевает скобу на палец. После этого уронить его на острые камни, в воду или в другое неподходящее место, довольно проблематично. Ни одеревеневшие от холода пальцы, ни внезапный испуг больше не страшны.

Возможно, кому-то это покажется ненужной предосторожностью, однако человек, привыкший проводить много времени наедине с дикой природой, знает, что любой ненужный риск должен быть сведен к минимуму. Именно с этой целью и предусмотрена скоба на компасе

Гирокомпас

Первый гироскоп для научного использования был изготовлен французским физиком Леоном Фуко (1819–1868) в 1852 году, который также назвал устройство, проводя исследования в том же направлении, которое привело его к использованию одноименного маятника, за что он был награжден медалью Копли. Королевским обществом. Гирокомпас был запатентован в 1885 году Маринусом Герардусом ван ден Босом в Нидерландах после того, как непрерывное вращение стало возможным благодаря небольшим электродвигателям, которые, в свою очередь, стали технологическим результатом открытия магнитной индукции. Однако только в 1906 году немецкий изобретатель Герман Аншютц-Кемпфе (1872–1931) смог построить первый практичный гирокомпас. У него было два основных преимущества перед магнитными компасами: он указывал истинный север и на него не влияли ферромагнитные материалы, такие как стальной корпус кораблей. Таким образом, он широко использовался на боевых кораблях Первой мировой войны и современной авиации.

Как устроен компас

Это небольшое приспособление, по центру которого закреплена на тонкой иголочке стрелка. Она совершает вращательные движения точно параллельно силовым линиям Земли, которые опоясаны магнитными полями. Открытие занесено в четверку наиболее важных и ценных достижений китайских ученых. По своей ценности его можно сравнить с изобретением пороха, бумаги и печати на текстиле. Современные модели усовершенствованы и имеют некоторые вариации. Однако, принцип того, как пользоваться компасом остался прежним.

Рассмотрим более подробно, как устроен компас:

  1. Классический вариант — круглый. Преимущественно продаются металлические и пластиковые модели. Их не делают из железа. Их делают из меди алюминия.Выпускаются также модели с усиленным корпусом.
  2. Под стеклянной крышкой виднеется циферблат. Его второе название лимб. На нем зафиксированы обозначения сторон горизонта. Также по возрастающей указывается деление на компасе — градусы. Нулевое значение на компасе — север, 90 — восток на компасе, 180 — юг, 270 — запад. Отсчет ведется по часовой стрелке.
  3. Стрелка компаса находиться также под крышкой. Ее помещают на тонкую шпильку, чтобы движение было максимально легким и точным. Зачастую встречается двухцветный вариант, где красная стрелка на компасе показывает северное направление. Однако, соблюдение такого правила ложится лишь на плечи производителя.
  4. Арретир — механический рычаг-фиксатор, созданный для удержания стрелки в нерабочие моменты. При его спуске стрелка компаса сразу освобождается и начинает искать север.
  5. Классический вариант дополнен наружным кольцом, предназначенным для установления ориентира движения. В современных моделях кольцо заменено на стрелку, управляемую человеком. Также выпускаются приборы с линейкой и картой. Иногда их дополняют лупой.

Пеленг компас

Компас-пеленг (18 век)

Подшипник компас представляет собой магнитный компас установлен таким образом , что она позволяет взятие подшипников объектов, совместив их с курсовой линией подшипника компаса. А буссоль представляет собой специализированный компас сделал точно измерить заголовок ориентиров и измерения горизонтальных углов , чтобы помочь с созданием карты . Они уже широко использовались в начале 18 века и описаны в Циклопедии 1728 года . Компас-пеленг постоянно уменьшался в размерах и весе для увеличения портативности, в результате чего появилась модель, которую можно было переносить и использовать в одной руке. В 1885 году был выдан патент на ручной компас, оснащенный смотровой призмой и линзой, который позволял пользователю точно определять направление географических ориентиров, создавая таким образом призматический компас . Другой метод прицеливания — использование отражающего зеркала. Компас Безара, впервые запатентованный в 1902 году, состоял из полевого компаса с установленным над ним зеркалом. Такое расположение позволило пользователю выровнять компас с объективом, одновременно наблюдая его азимут в зеркале.

В 1928 году Гуннар Тилландер, безработный шведский производитель инструментов и заядлый участник спортивного ориентирования , изобрел новый стиль ношения компаса. Недовольный существующими полевыми компасами, которым требовался отдельный транспортир для пеленгации по карте, Тилландер решил объединить оба инструмента в один инструмент. Он сочетал в себе компас и транспортир, встроенный в основание. Его конструкция представляла собой металлическую капсулу компаса, содержащую магнитную стрелку с ориентирующими метками, установленную на прозрачной опорной пластине транспортира с линией lubber (позже названной индикатором направления движения ). Вращая капсулу, чтобы совместить иглу с ориентирующими метками, можно было бы считывать ходовой подшипник на линии смазки. Более того, выровняв опорную плиту с курсом, нанесенным на карту, не обращая внимания на стрелку, компас также может работать как транспортир. Тилландер передал свой дизайн коллегам-ориентировщикам Бьёрну , Алвину и Альвару Кьеллстрему, которые продавали базовые компасы, и четверо мужчин изменили дизайн Тилландера. В декабре 1932 года вместе с Тилландером и тремя братьями Кьельстрём была образована компания Silva, и компания начала производить и продавать свой ориентировочный компас Silva шведским ориентировщикам, туристам и армейским офицерам.

Судовой магнетизм.

Местные магнитные поля, создаваемые корпусом судна и охватываемые понятием судового магнетизма, делятся на переменные и постоянные. Переменный судовой магнетизм наводится в стальном корпусе судна магнитным полем Земли. Напряженность переменного судового магнетизма изменяется в зависимости от курса судна и от географической широты. Постоянный судовой магнетизм наводится в процессе постройки судна, когда под влиянием вибрации, вызываемой, например, операциями клепки, стальная обшивка становится постоянным магнитом. Напряженность и полярность (направление) постоянного судового магнетизма зависят от местоположения (широты) и ориентации корпуса судна в период его сборки. Постоянный магнетизм частично теряется после спуска судна на воду и после того, как оно побывает в бурном море. Кроме того, он несколько изменяется в процессе «старения» корпуса, но его изменения существенно уменьшаются после эксплуатации судна в течение года.

Судовой магнетизм можно разложить на три взаимно перпендикулярные компоненты: продольную (относительно судна), поперечную горизонтальную и поперечную вертикальную. Отклонения магнитной стрелки, обусловленные судовым магнетизмом, корректируют, помещая возле компаса постоянные магниты, параллельные этим компонентам.

Стрелка компаса

Стрелка компаса сделана из ферромагнитного материала и представляет собой постоянный магнит, поворачивающийся на оси. Эта стрелка направлена в сторону магнитных полюсов Земли, если только на нее не оказывают существенного влияния посторонние магнитные поля (вот несколько вариантов почему компас показывает неправильно).
Чаще всего она располагается на шпиле для уменьшения трения во время вращения. В некоторых моделях компасов она является одним целым с диском, на который нанесена шкала.

Компас, в котором стрелка объединена с диском, на который нанесена шкала

Как и любой другой магнит, стрелка магнитного компаса имеет северный и южный полюс, которые располагаются на двух ее противоположных концах. Северный показывает в сторону севера, южный — в сторону юга.
Чтобы не возникало путаницы при измерениях, противоположные концы стрелки должны каким-либо образом отличаться. Для этого их чаще всего красят в разные цвета, либо же красят только северный конец стрелки.

Как отличить северную стрелку магнитного компаса

Самый простой вариант — это стрелка на компасе с треугольной или иной формой стрелки на севере или точкой (как правило — светящейся).

Стрелка на компасе с формой наконечника стрелы на севере

Довольно часто стрелку красят в разные цвета, либо же красят только северный конец стрелки. Цвет северной стрелки может быть разным. Это решает производитель, и зачастую не совпадает с тем, что написано в различных источниках.

Обычно цветом помечают один конец стрелки. Это может быть синий, красный, оранжевый, зелёный и др. Вне зависимости от цвета, если помечен только один конец стрелки, то это северный. В этом случае белая или чёрная краска на стрелке — это фоновые краски.

Если у компаса красная и синя стрелки, то красная стрелка компаса указывала на юг, а синяя на север. Синий цвет ассоциировался с холодом, а красный с теплом.

Компас с красной стрелкой
Компас с оранжевой стрелкой
Компас с зеленой стрелкой
Компас с фиолетовой стрелкой

Поэтому необходимо перед использованием компаса самостоятельно проверить свой компас, сориентировавшись на местности любым доступным способом (например, по карте, звездам или Солнцу) и сравнив результат с показаниями устройства.

Арретир

Арретир — это специальное устройство, которое служит для фиксации стрелки компаса в неподвижном положении. Арретир прижимает стрелку к верхнему стеклу колбы и таким образом не дает ей двигаться, что особенно актуально при передвижении человека по пересеченной местности, когда колебания стрелки компаса могут быть значительными.

Одним из самых известных компасов, имеющих арретир, является компас Адрианова. В этой модели стрелка фиксируется в неподвижном положении при нажатии на арретир и приводится в движение, если рычажок арретира немного вытянуть из корпуса.

Арретир на компасе Адрианова

Компасы

Компас – основной навигационный прибор, служащий для определения курса судна, для определения направлений (пеленгов) на различные объекты. На судах применяются магнитные и гироскопические компасы.

Магнитные компасы используются в качестве резервных и контрольных приборов. По назначению магнитные компасы делятся на главные и путевые. Главный компас устанавливают на верхнем мостике в диаметральной плоскости судна, так чтобы обеспечить хороший обзор по всему горизонту (рис. 3.1). Изображение шкалы картушки при помощи оптической системы проектируется на зеркальный отражатель, установленный перед рулевым (рис. 3.2). Путевой магнитный компас устанавливают в рулевой рубке. Если главный компас имеет телескопическую передачу отсчета к посту рулевого, то путевой компас не устанавливают. На магнитную стрелку на судне действует судовое магнитное поле. Оно представляет собой совокупность двух магнитных полей: поля Земли и поля судового железа. Этим объясняется, что ось магнитной стрелки располагается не по магнитному меридиану, а в плоскости компасного меридиана. Угол между плоскостями магнитного и компасного меридианов называется девиацией. « В комплект компаса входят: котелок с картушкой, нактоуз, девиационный прибор, оптическая система и пеленгатор. На спасательных шлюпках используется легкий, небольшой по размерам компас, не закрепленный стационарно (рис. 3.3).

Гирокомпас — механический указатель направления истинного (географического) меридиана, предназначенный для определения курса объекта, а также азимута (пеленга) ориентируемого направления (рис. 3.4 – 3.5). Принцип действия гирокомпаса основан на использовании свойств гироскопа и суточного вращения Земли. Гирокомпасы имеют два преимущества перед магнитными компасами: — они показывают направление на истинный полюс, т.е. на ту точку, через которую проходит ось вращения Земли, в то время как магнитный компас указывает направление на магнитный полюс; — они гораздо менее чувствительны к внешним магнитным полям, например, тем полям, которые создаются ферромагнитными деталями корпуса судна. Простейший гирокомпас состоит из гироскопа, подвешенного внутри полого шара, который плавает в жидкости; вес шара с гироскопом таков, что его центр тяжести располагается на оси шара в его нижней части, когда ось вращения гироскопа горизонтальна. Гирокомпас может выдавать ошибки измерения. Например, резкое изменение курса или скорости вызывают девиацию, и она будет существовать до тех пор, пока гироскоп не отработает такое изменение. На большинстве современных судов имеются системы спутниковой навигации (типа GPS) и/или другие навигационные средства, которые передают во встроенный компьютер гирокомпаса поправки. Современные конструкции лазерных гироскопов не выдают таких ошибок, поскольку вместо механических элементов в них используется принцип разности оптического пути.

Электронный компас построен на принципе определения координат через спутниковые системы навигации (рис. 3.6). Принцип действия компаса: 1. на основании сигналов со спутников определяются координаты приёмника системы спутниковой навигации; 2. засекается момент времени, в который было сделано определение координат; 3. выжидается некоторый интервал времени; 4. повторно определяется местоположение объекта; 5. на основании координат двух точек и размера временного интервала вычисляется вектор скорости движения: • направление движения; • скорость движения.

Подложка

Подложка — это прямоугольная прозрачная основа, на которой размещен компас.
Обычно на подложку наносится разметка линейки, что позволяет более эффективно использовать его для работы с картой.

Очень часто вместо одной линейки, на планшет нанесено две шкалы, одна из которых расчерчена таким образом, чтобы измерять расстояния в дюймах или для автоматического перевода сантиметров карты в километры на местности. Второй вариант работает лишь на картах определенного масштаба, который и указывается на линейке с такой шкалой.

Если же подложка прозрачная, то на неё могут быть нанесены дополнительные шкалы.

Компасы на такой подложке называются «планшетными» (в англоязычной версии «plate compass»).

Устройство планшетного компаса
Планшетный компас

Колба компаса (капсула)

Колба компаса — это герметичный поворачиваемый блок на компасе, в котором находится магнитная стрелка (см. изображение планшетного компаса выше). Колбу делают прозрачной с тем, чтобы всегда было видно магнитную стрелку и важные детали карты.
Для того чтобы замедлить или остановить колебание стрелки компаса, колбу обычно наполняют специальной жидкостью. Но внутри может быть и воздух.

Ношение магнитного компаса

Существуют три основных варианта ношения компаса: на большой палец руки, на запястье руки, подвешивание на шею.

Ношение магнитного компаса на большой палец руки

Такое ношение компасов используются для спортивного ориентирования. Такая конструкция увеличивает скорость ориентирования, т.к. пользователь удерживает карту и компас в одной руке.

Однако компас с пальцевым ношением (которые в англоязычной версии называются «thumb compass») менее точны по сравнению с другими по двум причинам:

  • их размеры слишком малы, чтобы на них можно было нанести шкалу с минимальной ценой деления
  • в их конструкции отсутствует линейка, что не дает возможности делать точные измерения по карте
Ношение компаса на большом пальце руки

Ношение магнитного компаса на запястье руки

Обычно такие компасы более точны при измерениях на местности, т.к. имеют более «подробную» шкалу, да и зачастую оснащены элементами визирования.

Ношение компаса на запястье руки

Ношение магнитного компаса подвешиванием на шею

Для подвешивания компаса на шею многие модели снабжены тонкой веревочкой.

Во время передвижения компас прячется под верхнюю одежду, чтобы не болтаться на шее, не цепляться за окружающие предметы (например, ветки деревьев, выпирающие части рельефа) и не биться о них, а при необходимости — быстро извлекается и используется по назначению, после чего снова прячется под одежду

Светящиеся шкала и стрелка

Часто на стрелку и на шкалу наносится состав, который светится в темноте. Что, конечно же, улучшает возможность ориентироваться в темное время суток.

Светящиеся шкала и стрелка на компасе
Светящийся компас

Вначале для светящегося компаса на магнитную стрелку и циферблат наносились специальные вещества фосфоры, обладающие свойством фосфоресценции — свечения в темноте после их облучения («зарядки») солнечным светом. Однако длительность такого свечения была небольшой.В 20-х гг. прошлого века для этих целей стали использоваться вещества (обычно на основе изотопов тория или радия), свечение которых было обусловлено мягким и жестким излучением (радиолюминесценция). При этом не требовалась «подзарядка» солнечным светом, и свечение сохранялось на протяжении десятков лет. Однако из-за вредного влияния на здоровье в середине прошлого века им на смену пришли новые виды фосфоресцирующих материалов, длительность свечения превышала 10 часов.

Лучшие спортивные компасы

При составлении второго обзора на рассмотрении экспертов были исключительно компасы для спортивного ориентирования. Здесь топовыми признаны модификации с лучшей скоростью стабилизации стрелки, повышенной прочностью, универсальностью назначения. Vyborexperta.ru одобрил 2 номинантов.

Suunto Clipper

Миниатюрная жидкостная модель изготовлена в Финляндии, предназначена для ориентирования во время спортивных занятий. Отличается повышенной прочностью и устойчивостью к загрязнениям, работает даже при погружении в воду.

Цена деления шкалы составляет 10 . Весит прибор всего 5 г, размеры 24х30х11 мм. Циферблат черного цвета с белой разметкой, стороны света нанесены флуоресцентной краской. Вместо стрелки здесь картушка, ее плавный ход обеспечивает сапфир, встроенный в подшипник.

На обратной стороне расположен зажим для крепления прибора на ремешке наручных часов или на элементах экипировки. Устройство откалибровано для работы в Северном полушарии, выдерживает температуру от -30° до +60°.

Достоинства:

  • Водонепроницаемый корпус;
  • Возможность использования в темноте;
  • Универсальное крепление;
  • Четкая разметка;
  • Плавный ход;
  • Минимальная погрешность.

Недостатки:

Слишком маленький размер.

Аксессуар отличается повышенной прочностью, возможно использование в любых условиях. Однако, по мнению владельцев, прибор лучше справляется с простой навигацией и может служить в качестве резервного навигатора.

Кроматек 57149b003

Жидкостный компас для любителей охоты, путешествий и спортивного ориентирования. Конструкция предусматривает ношение на запястье как часы. Быстро определяет нужное направление, корректирует маршрут, не подойдет для расчета расстояний.

Ширина циферблата составляет 30 мм, весит прибор всего 30 г. Цена одного деления равняется 4 . Корпус изготовлен из пластика черного цвета. Деления обозначены белым цветом, поэтому обозначения и стрелку отчетливо видно благодаря контрасту. Принцип работы компаса – магнитное поле.

Регулируемый ремешок поможет прочно закрепить аксессуар на руке. Такой вариант удобный, он экономит место в карманах туриста. Использование устройства не требует специальных знаний.

Достоинства:

  • Конструкция для запястья;
  • Точное определение направления;
  • Контрастный циферблат;
  • Спортивный дизайн;
  • Легкий вес;
  • Недорого.

Недостатки:

Нет подсветки для использования в темноте.

История возникновения

Модель китайского компаса периода династии Хань

Само слово «компас» произошло от древнебританского «compass», означавшего «круг». Большинство современных историков утверждает, что компас был изобретен в Китае в I в. до н. э. Хотя есть свидетельства, что данный прибор существовал еще во 2-м тыс. до н. э. В любом случае тогда компас являл собой небольшой кусок намагниченного металла, который был прикреплен к деревянной планке, находившейся в сосуде с водой. Такой компас использовался при движении по пустыням. Также им пользовались астрологи. История открытия компаса гласит, что в арабском мире он появился в VIII в., а в европейских странах — только в XII в. Первыми названный прибор переняли у арабов итальянцы. Затем компас начали использовать испанцы, португальцы и французы. Последними о новом приборе узнали немцы и англичане. Но и в то время устройство компаса оставалось максимально простым: магнитная стрелка укреплялась на пробке и опускалась в воду. Именно в воде пробка, дополненная стрелкой, ориентировалась соответствующим образом. В XI в. все в том же Китае появилась стрелка компаса, которую изготовляли из искусственного магнита. Как правило, ее делали в форме рыбки.

Дорожный компас и солнечные часы, XVIII век

История создания компаса была продолжена в XIV веке. Эстафету принял итальянец Ф. Джойя, который сумел значительно усовершенствовать этот прибор. В частности, он решил надеть магнитную стрелку на вертикальную шпильку. Это нехитрое, на первый взгляд, приспособление помогло значительно улучшить компас. Кроме того, к стрелке была прикреплена катушка, разбитая на 16 румбов. Спустя два столетия деление катушки уже составляло 32 румба, а коробку со стрелкой начали помещать в специальном карданном подвесе. Таким образом, качка корабля переставала влиять на компас. В XVII в. компас оборудовали вращающейся линейкой, что помогло более точно отсчитывать направление. В XVIII в. у него появился пеленгатор.

Но на этом история создания компаса не заканчивается. В 1838 г. был найден способ нейтрализации влияния на данное устройство железных изделий корабля. А в 1908 г. появился гирокомпас, ставший основным навигационным прибором. Именно он всегда указывает на север. Сегодня точное направление движения можно узнать при помощи спутниковой навигации, тем не менее много судов оснащены магнитными компасами. Их используют для дополнительной проверки или на случай технических неполадок. Таким образом, история создания компаса насчитывает даже не сотни, а тысячи лет.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.