Что носили донские казачки: стереотипы и реальность

Алан-э-Дейл       29.04.2022 г.

Обувь

Сапог было много, так как в них было удобно ездить верхом и долго ходить. Обычно они были татарского образца красного, зелёного или жёлтого оттенка. Особенно казаки любили мягкие сапоги с низким каблуком или без него. Ичиги – сапоги с длинными голенищами, без каблуков. Шились в основном из прочной бычьей кожи. Чирики – кожаные галоши с твёрдой подошвой, которые надевали на мягкие ичиги. Валенки – род сапог, свалянных из шерсти. Их носили взрослые из богатых семей. Валенки с обрезанными голенищами назывались валёнками, их носили в избе, а высокие надевали в поездку. Посталы (поршни) – самая незатейливая обувь из кожи. Надевали их на работу. Воротяшки – лёгкая обувь, сделанная так, чтобы мех был вовнутрь. Карпетки – тапочки, сделанные из жёстких ниток.

У женщин было много обуви как для повседневной носки, так и на праздники:

  1. Гусарики – яркие парадные сапоги на каблуке со шнуровкой;
  2. Ичиги – обувь из красной кожи, которую украшал рисунок;
  3. Чевяки – мягкие открытые туфли без каблуков;
  4. Башмаки – кожаная обувь с ремешками;
  5. Чедыги – заострённые сапоги астраханского кроя на высоком каблуке;
  6. Гетры – обувь с длинными голенищами, которые застёгивались сбоку;
  7. Баретки – узконосые полуботинки на низеньком каблучке.

В начале 20 века стали модными резиновые галоши. Под них надевали носки из белой пряжи. Они не вышли из употребления до сей поры.

Отличие одежды кубанских от донских казаков

Из-за разных мест жительства в костюмах донских и кубанских казаков появились отличия. На экипировку кубанских казаков значительно повлияла одежда горцев. Донские казаки чаще всего надевали чекмени, тогда как кубанские обычно надевали черкески, которые распространены на Кавказе.

Исконный костюм казаков, живших на Дону, включал в себя папаху, шаровары с лампасами, сапоги, бешметы, пояса и портупеи, шерстяной башлык. Одежда кубанских казаков — шаровары, черкеска, бешмет, башлык, бурка, папаха и сапоги. Необходимым элементом была висящая на поясе сабля, позже – кинжал.

Зелёный китель и синие штаны – амуниция Донского войска. Костюм был на них всё время: и в сражениях, и дома. Экипировка Кубанского войска казаков включала в себя черкеску, бешмет, штаны. Она также носилась и в бою, и в мирное время.

Штаны синего цвета Донские казаки надевали в повседневные дни, а в церковь или на праздник – багряного оттенка. Также цвет выбирался, исходя из возраста человека. Ткань и цвет штанов Кубанских казаков подбирали согласно воинскому званию и времени года.

КубанскиеДонские

Ход занятия

Воспитатель: (чтение отрывка из стихотворения Н. Огарева)

Вдали станицы казаков,

Вокруг нагорных берегов.

При свете солнечном видны,

Румянцем нежным обданы.

— По берегам живописной реки Дон лежат бескрайние поля, ковыльные степи, да казачьи хутора и станицы. Ребята, что за народ живет в этих станицах, как их называют? А женщины? А ребята?

(казачата)

2.Сюрпризный момент: почтальон принес посылку и письмо)

Воспитатель: (читает письмо) – Письмо написали нам ребята из верходонской станицы «Облиевская» из детского сада «Казачата». Они передают вам привет и в подарок две куклы в казачьих костюмах. Вот они.

2.

Рассматривание кукол:

Воспитатель: — Обратите внимание на девочку в казачьем костюме. Что на ней одето? Какая она нарядная

На кукле одета колоритная, яркая одежда. Казаки – русские люди, поэтому их одежда очень похожа на русскую народную одежду.

— Чем украшена кофточка? (рюша, пышный фонарик)

3.

Рассматривание головных уборов:кокошники (круглый и полукруглый). Их одевают женщины казачки, прячут под них косы, а девушки носят яркие ленты и цветастые платки.

— Каким орнаментом украшены платки (цветы, завитки, листики, блестки)

4.Одевание головных уборов девочкам:

Воспитатель: — А еще казачки носят цветные платья, юбки в цветочек, кофты с басочкой. В погожий весенний денек выйдут молодые девушки на поляну хороводы водить, песни петь да ребят позавлекать.

Исполнение песни «А я по лугу»

5. Рассматривание куклы в мужском костюме:

-Посмотрите на мальчика казачка. Он одет несколько по-другомуЕсли девочки любят яркие наряды то мужской костюм строгий, без украшений. Рубахи одноцветные.

-Какого цвета рубахи носят казаки? (голубая, синяя, зеленая, светло-желтая) А брюки?

(синие с красными лампасами)

— Посмотрите, во что еще одет казачонок? Из чего сшита шапка? Из какого материала сшиты штаны? (шерстяные штаны, барашковая шапка)

Воспитатель: — Казак – это воин. Он защищает свою станицу, Донскую землю. Значит, каким он должен быть? (смелым, сильным, выносливым, умным, смекалистым, дальных походов не бояться0

— А кто верный друг казака в бою? (конь да шашка)

— Послушайте песню о казаке и его коне: «Ой, при лужку, при лужку,

При широком поле,

При великом табуне

Конь гулял во поле.

Ой, поймаю, зануздаю

Шелковой уздою

Вдарю шпорами под боки,

Конь летит стрелою.

Воспитатель: — Когда казаки шли в армию служить, они давали клятву (см. папку – раздвижку,а девиз их был:»Один за всех и все за одного».

6. Показ и рассматривание походного костюма казака (взрослый казачий костюм родителя из группы Ромы Куриленко)

Воспитатель: — А этими куколками (из картона) можно играть, костюмы конструировать

Дидактическая игра «Одень куклу в казачий костюм»

В ходе игры идет закрепление названия одежды и ее деталей, цвета.

7.Воспитатель: — Подошло время потех. Вот сейчас мы посмотрим и проверим вашу удаль молодецкую. Какая смена казакам растет!

Игра-соревнование «Лихой казак» (на быстроту, ловкость)

8. ИТОГ занятия: воспитатель хвалит детей за старание, активность.

Под казачью песню дети выходят из группы (аудиозапись) на прогулку.

Культура донских казаков: песни, обычаи

Самобытность казаков отражается и в их культуре. Отечественные зрители и слушатели составляют себе мнение об этом этническом сообществе на основании фильма «Кубанские казаки», песен Розенбаума и книги «Тихий Дон». Однако для того чтобы понять донскую душу, стоит прислушаться к старинным народным песням. Они являются ярким элементом казачьей культуры.

Песни донских казаков слушать нужно хотя бы для того, чтобы понять, насколько тесно эти традиции переплетены с фольклором малороссийских и южных русских регионов. Однако в этих песнях есть и уникальность, свойственная только донской культуре.

Народные казачьи песни исполняются всегда несколькими людьми, причем на фоне обязательных нижних голосов наблюдается высокий подголосок. Это придает песне особую эмоциональность.

Нужно отметить и еще один нюанс – в исполнении задействован хор донских казаков, то есть, старинные песни поют преимущественно мужчины. Возможно, причиной служит тематика такого фольклора, ведь песни казачьи, по большей части, рассказывают о военной службе. Кроме того, казаки не просто поют, но и с помощью вокала проигрывают, проживают любую песню. Наконец, особенностью является и длительность подобных песен. Считалось, что чем длиннее песня, тем лучше.

В целом песни донского казачества можно поделить на строевые и лирические. Первые отличаются ярко выраженным темпом и напоминают молодецкую скачку на лошадях. Лирические же песни, чаще всего, являются медленными, плавными, протяжными.

Культура донских казаков сформировалась на базе христианских ценностей. Так, строго соблюдаются 10 заповедей, а также казачьи обычаи. Среди последних выделяется безоговорочное подчинение старшим, уважительное отношение к женщинам, гостям дома. Родители являлись для казаков основой мироздания, поэтому дети в казачьих семьях всегда обращались к отцу и матери исключительно на «Вы». А в присутствии человека, старшего по возрасту, запрещалось не только курить, но и сидеть.

Несмотря на то, что двор донских казаков всегда хлебосолен, а сами станичники очень позитивно относятся к застольям, пьянство в их среде строго осуждается. Напиться до состояния риз считается зазорным. Вместе с тем, редко какой праздник у донцов обходится без угощения, танцев и песен. А вот и еще одна сторона казачьих обычаев – гулянья исключительно мужской компанией, без женщин, ведение бесед. Видимо, связан такой обычай был с привычкой к долгим военным походам. В настоящее время эта традиция почти ушла в прошлое.

Костюмы-парочки. Казачок. — Фольклорно-этнографический театр «Братыня»

Пока искала материалы по позднему костюму на Русском Севере к новому спектаклю, набрала разного материала, так что буду выкладывать с картинками, чтобы не пропал. Авось пригодится кому.

В конце 19-начале 20 века на Русском Севере еще сохраняется традиционный комплекс, состоящий из рубахи и сарафана, однако под влиянием городской моды все более популярными становятся комплекты, состоящие из кофты и юбки, сшитых из одной ткани — так называемые «парочки». Как и все городское, парочки поначалу были праздничной одеждой, показателем «статусности» и «продвинутости» носителя/-ницы.

В принципе, как парочку можно рассматривать минимум два варианта костюма: первый — это сарафан и надевающаяся на него сверху кофта из такой же или контрастной ткани, второй — это кофта и юбка. «Парочкой» могли называть оба варианта.

Комплекс «сарафан с кофтой» появился примерно во второй половине XIX в. Именно это время в деревенской женской моде появляется казачок — приталенная кофта с застежкой спереди, скроенная точно по фигуре.

В Вологодской области (Спасская волость, Тотемский уезд) уже в начале 20 века часть крестьянок носила поверх сарафана, сообразно новой моде, приталенную кофту с глухим воротом. К середине века кофты стали обычным явлением: днём ходили в сарафанах с рубахами, а вечером надевали сверху кофту. .Вот, на мой взгляд, один из прекраснейших костюмов. Заонежский, ансамбль музея Кижи (современная реконструкция с соблюдением традиционных технологий. И бусы, про которые я недавно писала:)).

Несмотря на то, что под казачок надевалась рубаха, сидел он на фигуре довольно ладно. Есть у меня подозрение, что таким образом деревенские модницы пытались обойти отсутствие корсета в их гардеробе — хорошо скроенный казачок на подкладке способен изрядно подтянуть фигуру. То, что он сидел довольно плотно можно судить по крою передней полочки: она имеет изгиб в районе талии и уменьшенное расстояние между пуговицами, а это означает, что как раз туда приходилось наибольшее натяжение:)Вот тут на моем «тренировочном» казачке видно эти три петли близко-близко.

Поглядите, как он сидит на бабе справа:Казачки шили из тех же тканей, что и праздничные сарафаны — из штофа, шелка, «гарнитура». Как правило, использовались покупные однотонные ткани красного, синего, коричневого, кремового, розового, голубого цвета. Особой популярностью пользовалась жаккардовая ткань с растительным орнаментом (вспомним пресловутые «рипсовые», «павлиньи» шали).На рисунке каргопольский женский костюм 19 века

Обратите внимание на рукава «баранкой» — это отражение кроя, который учитывает естественный изгиб руки. Ну и локти меньше вытягиваются

Такие казачки отделывались так же, как и сарафаны — золотым галуном, бахромой по низу рукавов и по подолу. Кстати, тут мне пришел в голову еще один плюс казачка: он удачно вписался в праздничный костюм с штофной юбкой. Дело в том, что такие юбки в традиционном праздничном девичьем комплексе носились с полушубком (этот предмет называется по-разному в разных местах), а согласитесь, намного легче сшить кофту к юбке, чем менять наряд целиком:)

И вот тут же возник вопрос: а не был ли казачок поначалу все же бабьей одеждой? (впрочем, это журнал «Чудесные мгновения» может обладать для меня такой силой убеждения)

При этом по внешнему виду трудно понять, сарафан надет или юбка. Я додумалась только до того, что сарафан подпоясывали обычными ткаными поясами (шерстяными, но чаще шелковыми), тогда как юбки — больше поясами из ткани, так что если впереди висят концы пояса, то скорее всего это сарафан.

К сожалению, в книгах не всегда приводятся «выходные данные» костюмов, поэтому приходится предполагать и додумывать. Скажем, что-то мне подсказывает, что этот наряд поздний (сатиновая кофта и штофная юбка будто из разных пар):Казачок прожил очень долгую жизнь в народном костюме, оставаясь на пике популярности даже тогда, когда в городе о нем забыли. Поэтому можно найти различные варианты его исполнения: и из тафты, и из сатина, и из ситца.П.С. Думаю, если не сильно заморачиваться, то стоит просто учитывать, что чем ближе к 19 веку, тем монотоннее, согласованнее цвета и праздничнее ткань, чем дальше — тем больше разнобоя.Материалы:Кислуха Л.В. Народный костюм Русского Севера, 2006.Лютикова Н.П. Крестьянский костюм Мезенского уезда, 2009.Левачева Т.А. ПОморский народный костюм, 2007.Журнал «Чудесные мгновения» №№ 1/2002, 2(6)/ 2005

ru-bratynya.livejournal.com

Влияние кавказских традиций

Близость Кавказа, который также был довольно закрытым для властей пространством, оказал непосредственное воздействие на вид казачьего национального костюма. Особенно заметны эти изменения были в одежде казачьего войска. Выяснилось, что  наряд воина-горца значительно удобнее казачьего. Он не сковывал действий при передвижении верхом на коне, не мешал обращению с оружием.

Очень удобной оказалась бурка, которая согревала в холода, могла использоваться как надежное укрытие в холода. Кроме того, она стирала социальные грани: независимо от положения в обществе и достатка, она была у каждого горца и казака

Казачьи папахи

Привлекал внимание и головной убор. У кавказцев и казаков любимой была шапка – папаха

Шили ее из овчины. Она не была нарядной, но удобной и надежно защищающей голову. Казачья папаха выглядела иначе: низкой, с плоским верхом, или высокой конусообразной.

Для богатых казаков ее шили  из собольего или куньего меха. Верх выполнялся из синего или красного бархата, расшивался золотом. Казаки победнее носили барашковую папаху или изготовленную из стриженого меха овчины, а верх изготавливался из цветного сукна.

Во время боевых действий казаки носили шапки, сшитые из меха волка, медведя или барана – только этот мех смягчал удар по голове.

Хоть у горцев и казаков шапки отличались по форме, они были обязательной принадлежностью и гордостью мужчины.

Черкеска – удобство и красота

Со временем претерпела изменения верхняя одежда казаков. Поверх зипуна (жупана) обычно надевался кафтан, но со временем ему на смену пришла элегантная, сидящая точно по фигуре черкеска. Украшенная газырями, которые первоначально имели не декоративное, а практическое назначение: в них вкладывались ружейные патроны – придавала вид воинской одежды.

Элегантность черкески покорила казаков, и они стали использовать ее как свой элемент одежды. Мода на черкески в начале XIX века пришла и в русскую армию. Ношение офицерами казачьего мужского костюма, куда входила черкеска, считалось особым шиком, а женщины были без ума от подтянутых молодых офицеров, щеголявших на балах в черкесках.

Широкие шаровары, которыми хвалились первые представители казачества, со временем стали значительно уже, что не только добавляло удобств при передвижении пешим ходом и на коне, но и значительно экономило деньги: ткани на шитье затрачивалось значительно меньше.

Удобство и красота горской мужской одежды привели к тому, что уже в 80-е годы XVIII века она почти полностью заменила прежний воинский костюм казака. Единая форма одежды казачьего войска  Азовского, Таганрогского полков и крепости Дмитрия Ростовского стала состоять из кафтана, бешмета с узкими длинными рукавами и воротником-стойкой, шаровары, которые легко заправлялись в сапоги и кубанок с суконным верхом.

Рогатая кичка

Рогатые головные уборы известны всем восточным славянам, и носили  их исключительно только замужние женщины и никогда девицы. Рогатые кички носили казачки средней и верхней части Дона, а также сохранены некрасовскими казачками в период эмиграции. Формы кичек и их декор также существенно отличались в зависимости от местности:

Кички с высокими рогами описаны С.Г. Гмелиным и Е. Кательниковым . Бытовали кички такого типа в ст. В-Кумоярской и ее окрестностях (средний Дон). Представляли собой сложный головной убор, состоящий из шапочки с рогами (кички), сороки, позатыльника, и покрывалась сырцовым сальником. В районе лба на кичке был круг, называемый «прямок».

«Историческое сведение о Верхне-Курмоярской станице»// Донские Ведомости, 1860,№12-16; в «Чтениях Моск. Общ. Истор. Древ.»

В словаре донского говора А.В. Миртова головной убор, соответствующий кичке называн «волосником»: «- головной убор Донских казачек в старину, очень пышное головное украшение в образе сетки, убранной жемчугом с высокими и широкими рогами /до 25-30 смтр.»

Аналогичная рогатая кичка была сохранена некрасовскими казачками, проживавшими на берегу о. Майнос в Турции. Сейчас эти кички хранятся в музеях Ростовской области и периодически выставляются в экспозиции.

«… наряд был поистине оригинален: на голове высокая “кичка” о двух рогах золотной парчи под желтым шелковым прозрачным покрывалом, накинутым поверх рогов, волоса надо лбом и на висках подвиты; с кички около ушей спускаются подвески из серебряных цепочек с разнообразными подвесками; наряд, о сходстве которого с древнерусским мы судить не беремся, но никакому сомнению подлежать,  кажется, не может, что этот наряд остался неизменным со времен ухода некрасовцев с Дона.».

  • Рогатая кичка некрасовских казачек. Выставка «Серебряная кладовая» (Россия, Ростов-на-Дону, 2015)
  • Рогатая кичка некрасовских казачек. Выставка «Серебряная кладовая» (Россия, Ростов-на-Дону, 2015)

Кичка состояла из трех частей: рогов, сороки, и позатыльника. «Рогами» называли полотняную шапочку с рогами из твердого материала, крепилась на голове такая шапочка  тесемками. Затем сзади привязывали  увешанный сплошь монетами позатыльник. Сверху на рога надевали сороку, вышитую по кругу жемчугом, каменьями золотыми и серебряными нитками. По окружности  к кичке пришивались монетки (обнизка), а в районе висков кисточки из цепочек с подвесками, называемые кутазики. Завершал головной убор платок из тонкого прозрачного шелка, накидываемый сверху на рога.

Рогатую кичку некрасовская казачка впервые надевала в день своей свадьбы и носила по праздникам вплоть до рождения первенца, это говорит о том, что отражала она в первую очередь детородный период в жизни женщины и символизировала материнство и продолжение рода. Кроме того, кичка служила знаком этноконфессиональной принадлежности казачек в иноэтничной и иноконфессиональной стране и, возможно, поэтому так долго сохранилась.

  • Донской казак в обычной одежде и казачка в повседневной летней одежде. Материалы экспедиции И.А. Гюльденштедта, 1787 г. (Из кн. «М.В. Ломоносов и академические экспедиции XVIII века». М., 2011)
  • Мещанка и казачка в верхнем платье. Материалы экспедиции И.А. Гюльденштедта, 1787 г. (из кн. «М.В.Ломоносов и академические экспедиции XVIII века». М., 2011)

В станицах верхнего Дона носили кички с невысокими рожками. А. Ригельман в 18 веке описывал: «У простых и небогатых в верховых станицах жены носят с двумя рожками посредственные и малые кички с сороками, шитые шелками и простой бумажной пряжей». В отличие от праздничной кички некрасовских казачек и казачек среднего дона, на верхнем Дону, судя по иллюстрации работающей женщины к книге А. Ригельмана , и рисункам экспедиции И. А. Гюльденштедта в 1770—1773 гг. , кички были, в том числе, и повседневным головным убором. Украшения таких кичек были не столь обильными, как описанные выше, и ограничивались разве что вышивкой.

Подводя итог, можно сказать, что рогатая кичка символизирует в себе женское предназначение, материнство и начало новой жизни. Именно поэтому я выбрала такую кичку для логотипа своего бренда «Меланья» как отражение архаичного представление наших предков о женственности и продолжении рода.

Головные уборы и прически уральских и оренбургских казачек

Кардонка

— головной убор девушек-казачек из картона с кружевными перевязками, лентами или косынкой.

«Это у молодых женщин твердый бумажный, шитый шелком полуобруч вокруг свернутых волос на вершине головы.»

Волосник

— женский головной убор, надеваемый на заплетенные в косы волосы, уложенные на голове. Волосник изготовлялся из картона (полуобруча), обшитого коленкором или шелком с кружевами. Поверх волосника надевалась шелковая косынка, расшитая золотом или серебром. Части волосника: лобок, лобочек, втыльник с дырочкой.

Оренбургская казачка в волоснике

Сорока

— головной женский убор, главным образом замужних женщин и старух, наподобие кокошника. Сорока украшалась жемчугом и драгоценными камнями. Со временем сорока вышла из употребления и сменилась волосником, однако еще носилась в упрощенном виде старухами в виде сороки-волосника во время моления и на покойниц.

Сорока уральской казачки

«Как нарядится она в красный штофный сарафан, с золотыми пуговицами и позументами, как уберет голову жемчужной, с драгоценными камнями сорокой – так просто беда, просто всех наших красавиц перещеголяет, так просто королевной сделается, право слово королевной».

Фото из коллекции Российского Этнографического Музея.Уральская казачка в сороке.

Со временем к концу 19 века традиционная одежда вытеснялась городской модой, однако в сочетании с новой одеждой казачки по-прежнему продолжали носить кардонки и волосники.

Косынка уральской казачки, шитая золотом. Саратовский областной краеведческий музей

.

Оружие воина-казака

Жених наряжался в военный казачий костюм с кинжалом. На ногах — кожаные сапоги со скрипом.

Обязательной принадлежностью казака была нагайка – не менее страшное и эффективное боевое оружие, использование которого могло выбить противника из седла, обезоружить и даже нанести смертельные раны. Она отличалась компактностью, изготавливалась из кожи с мягким плетением, отличалась прочностью. Для удобства ее носили за голенищем.

В бою она висела на  руке: темляк был сделан не в торце ручки, а в месте перехода рукояти в плеть. Это не мешало держать поводья лошади, в случае необходимости, плетка в любой момент могла оказаться в руке.

Использовали нагайки и в быту, как весьма эффективное «воспитательное средство»: непослушных детей и неверных жен не раз ими «охаживали» по спине и пониже. Не стеснялись и принародно  наказать плетью и провинившихся казаков. Носить нагайку имел право только женатый мужчина.

Не являлась холодным оружием, но, в случае необходимости, могла защитить своего владельца от неожиданного нападения волчатка – более короткая нагайка. Ею первоначально действительно отбивались от нападения волков, а позднее стали использовать для самообороны.

Женский казачий костюм в XIX век

Костюм шили из ткани одного цвета (парочка) или разного цвета и текстуры. В некоторых станицах носили сукман – разновидность сарафана, с узкими рукавами.

Прямой разрез шеи обшивался широкой шёлковой лентой и застёгивался на пуговицу. Подол также украшался широкой лентой и самодельной узкой красной тесьмой.

С сукманом носили широкий пояс, плетённый из красных или синих шерстяных ниток. Под сукман надевалась домотканная рубаха с прямым разрезом у шеи, небольшим стоячим воротником, сильно расширяющимися книзу рукавами, которые ткались клеточным узором или просто делались из красного ситца.

Красными были также подол и воротник рубахи. Девушки подпоясывали рубаху красным плетёным поясом и носили её без сукмана.

Во второй половине XIX века сукман уже встречался редко, в основном у старых женщин, как праздничная или обрядовая похоронная одежда.

Волосы у замужних женщин убирались сзади в узел («кугу­лю», «куль», «шиш»), на который надевался колпак (от татарского «кафаю» — тканая двухслойная шапочка в виде небольшого мешочка).

Край, а иногда и весь колпак украшался набивным рисунком (цветочный орнамент); излюбленные цвета фона — черный, зеленый, реже бежевый.

На рубеже веков появляются «файжонка» и «шлыч­ки». Файжонка (фальшонка) по рассказам станичниц-хитрое нововведение казачек.

Издревле на Руси по православным традициям принято покрывать голову платком, не показывать свои волосы мужчине.

Но женщины на Дону очень хотели выглядеть привлекательно, но не нарушать исконно-русские традиции.

Они придумали файжонку, которая соединила в себе и то и то: покрывала волосы, но открывала верхнюю часть головы.

Делалась она из черного кружева, связанного на кок­люшках, состояла из шапочки на «куль», наподобие русского сборника, и двух полос (скорее, напоминающих лопасти) ­«хвостов»; в «хвосты» для сохранения формы вставлялись кос­ти. Файжонки были распространены на Среднем и Нижнем Дону и на Северском Донце.

«Шлычки» Верхнедонские казачки носили в виде держащей форму круглой шапочки с плоским верхом, надеваемой на узел и прикалываемой шпильками.

Считалось, что волосы казачки обладали магической, манящей силой. До замужества девушки заплетали одну косу, как символ того, что она одна.

Как только молодую казачку выдавали замуж, ей заплетали 2 косы и укладывали в узел на затылке.

На улице голову и плечи казачки покрывали шалью — шелковой и шерстяной, украшенной бахромой.

Турецкие шали были известны казакам издавна, но в XIX в. покупались шали русского производства. Большим спросом пользовались у казачек шали, связанные на коклюшках.

Организация Донского Казачества

Донские казаки, вольные и равноправные люди, избирали (до 1708 г.) своего атамана на собраниях ( кругах ). Последний правил военным собранием ( рада ).

Атаман Дона

Атаман — правитель, избираемый, обычно пожизненно, радой, состоящей из одного представителя от каждой сотни . Он единственный, кому отвечают все казаки.

Большинство атамана Дона было облагорожено царями России под названием подсчета см иногда Kniaz (князь). Так как Петр I — й русский , в рядах таблицы (или подбородок ) регулирует положение казацкого в дворянской империи.

Атаманов , как правило , 4 — го или 3 е подбородка (строка) таблицы, так как эквивалентен общем, это также оценка несколько атамана Дона с Платовым.

Донской казак, 1821 г. Гравюра Федора Солнцева, 1869 г.

Донской казачий офицер с традиционной саблей чачкой во время Великой Отечественной войны

Знаменитые атаманы

  • Матвей Платов , атаман Дона во время наполеоновских войн. Он перенес столицу казачества в Новочеркасск .
  • Алексей Каледин , первый атаман, избранный после 1708 года, атаман во время гражданской войны в России , покончил жизнь самоубийством.29 января 1918 г..
  • Анатолий Назаров , правая рука Каледина, избран атаманом после смерти последнего, казнен большевиками на25 февраля 1918 г..
  • Генерал Петр Николаевич Краснов , избранный атаманом Дона в г.Май 1918 г., он будет последним атаманом, избранным донскими казаками.
  • Митрофан Петрович Богаевский , временный атаман, был командующим Донской радой при атамане Каледине, был арестован и расстрелян красногвардейцами в 1918 году.
  • Африкан Петрович Богаевский , атаман второй, возглавил Раду Дона после смерти брата, сам умер в ссылке в Париже в 1934 году.

Служение России

Казаки отличались в Российской империи особой системой воинской повинности (они, в свою очередь, освобождались от призыва), налогообложением и налогообложением, а также использованием государственной земли.

Донские казаки, которых было трудно интегрировать в регулярные части, были известны своей работой по рассылке, разведке и преследованию протекающих линий. Их также использовали для защиты ступеней империи.

Донское войско, главное казачье войско империи, могло почти без промедления мобилизовать 70 000 «сабель» (всадников). Казаки Императорской гвардии были с Дона, их рекрутинговая база находилась в Новочеркасске .

Донской казачий мундир

Форма донских казаков удивительно едина по сравнению с униформой других казаков, которая варьируется от подразделения к подразделению.

Мундир синий с красной каймой, головной убор из типичного казацкого меха.

Флаг донского казачества, принятый на 4 мая 1918 г., представляет собой горизонтальный синий, желтый и красный триколор .

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.