Школьная энциклопедия

Алан-э-Дейл       26.08.2023 г.

Оглавление

Восприятие в XX веке

Германская империя, исходившая при финансировании раскопок не в последнюю очередь из соображений престижности, быстро нашла применение алтарю и другим археологическим находкам. Юбилейная выставка берлинской Академии художеств, проходившая в мае — июне 1886 года, демонстрировала на площади в 13 тысяч кв. м. археологические достижения из Олимпии и Пергама. Поскольку греческое государство не давало разрешения на вывоз художественных ценностей, находки из Греции на выставке представлены не были. Вместо них демонстрировалась копия пергамского храма, представлявшая собой выполненный в натуральную величину западный фасад алтарного цоколя с копиями избранных фрагментов фриза, в том числе группы Зевса и Афины. В дополнение к ним по подобию храма Зевса в Олимпии был создан входной портал. На выставке также была представлена соответствовавшая современному уровню знаний модель города Пергама II века.

Вероятно самым очевидным примером рецепции алтаря стало здание музея, построенного для Пергамского алтаря. Здание, построенное по проекту Альфреда Месселя в —1930 годах, является гигантской копией фасада алтаря.

В нацистской Германии архитектурная форма алтаря стала образцом для подражания. Архитектор Вильгельм Крайс выбрал для своего Солдатского зала в здании Верховного командования сухопутных войск в Берлине (—1938 годы), а также для не реализованного проекта памятника погибшим воинам у подножия греческого Олимпа, архитектурную форму, обнаруживавшую значительное сходство с Пергамским алтарём. В Солдатском зале предусматривался фронтальный фриз, который так и не был воплощён в реальности. Такая реминисценция не в последнюю очередь обусловлена идеологическими представлениями национал-социализма. Алтарь соотносился с жертвенностью и героической смертью. Как и Пергамский алтарь, оба этих проекта являются культовыми сооружениями. Национал-социализм пытался присвоить себе послание о победе добра над злом, которое нес алтарный фриз.

Недовольство прессы и населения вызвало использование Пергамского алтаря в кампании по выдвижению Берлина в качестве места проведения Летних Олимпийских игр 2000 года. Сенат Берлина пригласил членов Международного олимпийского комитета на торжественный обед в художественном обрамлении Пергамского алтаря. Такой обед у Пергамского алтаря уже состоялся в преддверии Олимпийских игр 1936 года, на который членов Олимпийского комитета пригласил министр внутренних дел национал-социалистической Германии Вильгельм Фрик.

Упоминают также, что при создании Мавзолея Ленина А. В. Щусев руководствовался формами не только пирамиды Джосера и гробницы Кира, но и Пергамского алтаря.

Авторское графическое воссоздание фотохудожника и актёра Андрея Александера. Экспозиция-выставка в художественном музее города Сочи, 2018 год.

Престол Сатаны

Гигантский алтарь со скульптурами и горельефами, изображавшими битву богов с титанами, был посвящён Зевсу, предводителю олимпийцев. Он представлял собой жертвенник, похожий на огромный трон, высотой около 9 метров. Посреди цоколя из желтоватого мрамора высотой более 2 метров с фризом длиной 120 метров была вырублена лестница 20-метровой ширины. На верхней площадке находилась колоннада, а на крыше — статуи. Это был самый большой алтарь эллинистического мира. Кроме того, он отличался от других подобных сооружений тем, что находился вне храма. Во времена Античности и даже раннего Средневековья Пергамский алтарь служил местом жертвоприношений. Жители Пергама вели сюда мелкий домашний скот, несли птицу и… нежеланных новорождённых детей, получая в обмен на их пролитую кровь благополучие и здоровье. Во всяком случае, они на это надеялись, пытаясь умилостивить таким образом богов. Потому-то уже первые христиане и стали называть Пергамский алтарь престолом Сатаны. Впрочем, это прозвание закрепилось за шедевром эллинистической архитектуры ещё и потому, что именно в Пергаме язычники убили верного ученика апостола Иоанна Богослова — священномученика Антипу Пергамского.

Мастера

Почти вся внешняя декоративная отделка цоколя и жертвенника Пергамского алтаря исполнялась мастерами классической архитектурной школы Древней Греции, а именно афинского Фидия. И только некоторые пергамские местные мастера выполняли работу в индивидуальном стиле (рисунок 3).

Несмотря на разницу техник исполнения, Большой и Малый фризы выглядят внушительно и целостно. До нас дошло упоминание имен мастеров ‒ Орест, Исигон, Стратоник, Менекрат, Антигон, Пиромах. Их подписи увенчали монумент. Однако выделить авторство каждого из фрагментов не удалось.

Отсутствует и точная информация о том, как производилась работа. С высокой вероятностью, эскиз создавался одним художником, поскольку даже мельчайшие детали согласованы между собой. Например, прически и одеяния богинь ни разу не повторяются при сохранении общей стилистике, а каждый фрагмент ‒ это отдельная уникальная история.

Рисунок 3. Точное имя создателя памятника неизвестно, так как алтарь строился несколько поколений

Из любопытных фактов: над горельефом пергамского алтаря и образами божеств работало несколько поколений. Об этом свидетельствует разница в начертании подписей. Это говорит о заслуженно высокой ценности скульптурного произведения.

Компенсация убытков

Во время войны территория Советского Союза, оказавшаяся в зоне оккупации, подверглась безжалостному разграблению. Наша страна понесла колоссальные убытки, в том числе были утрачены многие предметы искусства, шедевры живописи и скульптуры. Чтобы хоть как-то компенсировать эти потери, академик Игорь Грабарь, в молодости живший в Берлине и хорошо знавший берлинские музеи, предложил вывезти из Германии ряд художественных ценностей. С его подачи был составлен список наиболее значимых предметов искусства, и первым в нём стоял Пергамский алтарь. Весной 1945 года ящики с демонтированным сооружением перевезли на территорию будущей ГДР, а уже оттуда их доставили в Эрмитаж. Там с алтаря сняли гипсовые слепки и… спрятали от посетителей на целых 13 лет. Почему? Этот вопрос многим тогда не давал покоя. В итоге родилось предположение, будто советскую власть интересовала не столько художественная ценность древнего артефакта, сколько его оккультное значение, с этой целью он якобы и был вывезен из Германии. Основания для этих слухов были, но, прямо скажем, слабоватые. Ещё в Берлине подле алтаря часто видели ученицу знаменитого мага Кроули — Лию Хирсиг. Её заподозрили в свершении каких-то тайных обрядов. Но никаких подтверждений этому, разумеется, не нашлось. Плюс к тому в 1936 году нацистская верхушка, ассоциирующая себя с олимпийскими богами, организовала у подножия Пергамского алтаря обед, посвящённый началу Олимпийских игр. В итоге на этих соревнованиях Германия одержала сокрушительную победу, на голову обставив всех своих соперников. Немцы завоевали 89 наград и стали первыми в медальном зачёте. Для сравнения: США, занявшие вторую позицию, имели на своём счету 56 наград… Как бы там ни было, в 1958 году Хрущёв приказал вернуть Пергамский алтарь ГДР. Взамен немцы обязались сделать его копию из гипса, которая по сей день находится в Санкт-Петербурге в академии им. А.Л. Штиглица. А настоящий Пергамский алтарь занял своё законное место в Пергамон-музее в Берлине. Правда, в последнее время Турция выдвигает требование вернуть алтарь на его историческую территорию.

Знаменит, но беден

В отличие от нашедшего Трою миллионера Генриха Шлимана, Карл Хуман не был богат. Ему пришлось продать все, что он имел, чтобы платить рабочим, которые трудились на раскопках. Хуман умер от лихорадки в 1896 году в Измире. Его похоронили на том месте, где когда-то стоял Пергамский алтарь. Именно Пергамский алтарь взял за образец архитектор Алексей Щусев, когда проектировал временный деревянный мавзолей Ленина. Об этом свидетельствуют рабочие эскизы архитектора. Перед ним была поставлена задача построить некрополь — величественный и лаконичный, и он создал проект требуемого здания всего за несколько часов. Кстати, совпадение это или нет, но один из храмов, стоящий рядом с Красной площадью, посвящён Антипе Пергамскому — святому, некогда замученному язычниками из Пергама.

Метки: Германия, скульптура, Древняя Греция, Все загадки мира, Сатана, Малая Азия, Зевс, город, Берлин, престол, алтарь, Пергам

Общая характеристика сооружения

Новшество создателей Пергамского алтаря состояло в том, что алтарь был превращён в самостоятельное архитектурное сооружение.

Он был воздвигнут на особой террасе южного склона горы акрополя Пергама, ниже святилища Афины. Алтарь находился почти на 25 м ниже прочих зданий и был виден со всех сторон. С неё открывался прекрасный вид на нижний город с храмом бога врачевания Асклепия, святилищем богини Деметры и другими сооружениями.

Алтарь был предназначен для богослужений под открытым небом. Он представлял собой поднятый на пятиступенчатом фундаменте высокий цоколь (36,44 34,20 м). С одной стороны цоколь прорезала широкая открытая лестница из мрамора шириной 20 м, ведущая к верхней площадке алтаря. Верхний ярус был окружён ионическим портиком. Внутри колоннады находился алтарный дворик, где размещался собственно жертвенник (высотой 3—4 м). Площадка второго яруса была ограничена с трёх сторон глухими стенами. Крышу сооружения увенчивали статуи. Целиком строение достигало высотой около 9 м .

Общий вид западного фасада алтаря.Экспозиция в Пергамском музее План-реконструкция пергамского алтаря. Пунктир разделяет западный фасад, реконструкцию которого можно увидеть в музее, и то, что не было восстановлено

По периметру цоколя непрерывной лентой тянулся знаменитый Большой фриз (высотой 2,3 м и длиной в 120 м), покрывая высокую гладкую стену цоколя и боковые стены лестницы. Верхний край фриза завершал зубчатый карниз. На внутренних стенах алтарного дворика находился второй фриз Пергамского алтаря, Малый, посвященный истории Телефа (высотой 1 м).

Реконструкция и современное состояние

В берлинском Пергамском музее, построенном специально для этой цели, экспонируется модель-реконструкция алтаря, на которой размещены сохранившиеся элементы скульптурного декора (арх. Рихард Бон).

План зала с выставленным алтарём. Рельефы северного, южного и восточного фасадов расставлены по периметру помещения, в то время как западный (главный) фасад с выносными крыльями по бокам лестницы восстановлен полностью. Алтарный дворик встроен внутрь стены

Данное сооружение не является абсолютно идентичной копией античного алтаря — воссоздана только основная, западная сторона (с лестницей, колоннадой, портиками, статуями и скульптурным фризом), которая как бы обрезана стеной помещения. Плиты фриза других сторон алтаря размещены в том же зале возле стен, то есть алтарь как бы «вывернут наизнанку».

От самого сооружения в Пергаме уцелели лишь фундамент и частично стены цоколя. Археологами были найдены многочисленные части декора: базы, стволы и капители колонн, плиты карнизов и перекрытий, надписи и статуи, а главное — рельефные изображения обоих фризов (117 плит). После доставки находок в Германию в 1880-е гг. в берлинском музее в течение ряда лет производилась кропотливая работа по реставрации нескольких тысяч обломков, по определению принадлежности плит с фигурами той или иной стороне алтаря, по установлению порядка следования изображений (расположение богов на фризе должно было подчиняться определённому генеалогическому принципу). В настоящий момент фрагменты горельефов закреплены металлическими штырями на основании в порядке, приблизительно восстановленном учёными. Зрителю заметны большие лакуны (пустой фон), так как многие элементы всё же не были обнаружены.

Экспозиция открылась только в 1930 г., так как строительство музея, начавшееся в 1910 г. по проекту архитекторов А. Месселя и Л. Хофманна, затянулось из-за Первой мировой войны.

В 1990 г. очевидной стала необходимость реставрации алтаря. Однако проект был остановлен вследствие проблем с финансированием в испытывающем нехватку наличности Берлине. В 1993 г. Музей изящных искусств Сан-Франциско и нью-йоркский музей искусств «Метрополитен» предложили Берлину часть средств, необходимых для начала реставрационных работ, полная стоимость которых составила 2,8 млн долларов США. В 1997 г. наконец началась реставрация алтаря: «Шедевр эллинистической культуры находился в плачевном состоянии: металлические дюбели, которыми крепились плиты, заржавели и грозили расколоть мрамор, а сами плиты покрылись нездоровой патиной. В результате каждую из них пришлось снять, разобрать, промыть и собрать заново». В течение 10 лет над плитами трудился реставратор Сильван Бертолин и его мастерская. В ходе работ также нашли свое исконное место на фризе несколько сотен ранее непристроенных деталей — так, один титан обзавёлся змеевидной ногой, а Афина обрела второй факел. Бертолин также перекомпоновал разрозненные обломки, придав фризу новое, более интересное звучание. В 2004 г. экспозиция была открыта заново.

Общая характеристика сооружения

Пергамский алтарь в архитектуре эллинизма занимает значимое место. В отличие от классических жертвенников, это был отдельный архитектурный комплекс. Изначально строение возвели на южном склоне горы акрополя немного ниже афинского святилища. Алтарь располагался ниже всех городских строений более чем на 25 метров и хорошо просматривался со всех сторон. Со ступеней строения можно было увидеть панораму: нижнюю часть города, святилище Деметры, храм Асклепия ‒ бога-врачевателя, змеиный посох которого ныне стал символом здравоохранения (рисунок 2).

Рисунок 2. Общее строение памятника

Описание назначения пергамского алтаря также не сохранилось. Но по аналогичным постройкам можно сделать вывод, что он возводился для ритуалов под открытым небом, ‒ в конструкции отсутствовала закрытая крыша.

Устройство пергамского алтаря схоже с классическими храмами Древней Греции:

  1. Строение имеет форму растянутой буквы «П». На верхнем ярусе в основании установлен жертвенник, а нижний ярус обнесен со всех сторон глухими стенами.
  2. Цоколь размерами 36,44 на 34,20 метров располагается пятиуровневом фундаменте.
  3. По всей длине цоколь обрамлен Большим фризом высотой 2,3 метра и продолжительностью 120 метров. Внутреннее пространство на верхнем ярусе у алтаря украшает Малый фриз высотой всего 1 метр.
  4. Ступени шириной 20 метров входят в серединную часть цоколя и ведут к площадке для жертвоприношений, на которой стоит сам алтарь высотой около 3-4 метров.
  5. Верхний ярус строения окружен классическим ионическим портиком, крыша украшена статуями олимпийских богов.
  6. Общая высота конструкции составляет 9-10 метров.

Примечания и ссылки

Рекомендации

  1. Мартин Элен Фурмонт, «Чудеса света, Семь», в Encyclopædia Universalis , 2004.
  2. Этот раздел взят из книги Пьера Гро, «Пергам», в Encyclopædia Universalis , 2004.
  3. (Де) В. Хёпфнер, «Der vollendete Pergamonaltar» , в Archäologischer Anzeiger , 1996, p. 115-134.
  4. Осталось всего два маленьких кусочка.
  5. Л. Роберт, Hellenic переписка Bulletin п о  108 (1984), стр. 488-489.
  6. Liber memoralis , 8,14: «  Pergamo ara marmorea magna, alta pedes quadraginta, cum maximis sculpturis; континент autem gigantomachiam  »
  7. Патрис Футакис, «Греки строили в соответствии с золотым сечением? ”, Кембриджский археологический журнал , т. 24, № 1, 2014 г., стр. 78-80.
  8. Мимас , цитируется псевдо-Аполлодором в Библиотеке , I, 6.
  9. (in) Ричард Стоунман, Земля потерянных богов. Поиски классической Греции , Хатчинсон, Лондон, 1987, ( ISBN  0-09-167140-X ) , стр. 19 и 286.
  10. (in) Пол МакКендрик, Греческие камни говорят. История археологии в греческих землях , Нортон, Нью-Йорк, 1962 ( ISBN  0-393-00932-7 ) , стр. 346.
  11. Пол МакКендрик, стр. 346.
  12. ↑ и (ru) Ричард Стоунман, Земля потерянных богов , стр. 289.
  13. Кунце, Кестнер: Antikensammlung II , стр. 30; Шаллер: Пергамоналтар , стр. 211.
  14. Пол МакКендрик, стр. 347-350.
  15. Пол МакКендрик, стр. 347.

Что такое Пергамский алтарь

Архитектура античности по праву заслужила звание самой детализированной, искусной и долговечной ‒ беломраморные изваяния даже спустя несколько тысяч лет не теряют своего величия. Построенный на территории современной Турции под влиянием культуры Греции, Пергамский алтарь является образцом мастерства эллинских скульпторов (рисунок 1).

Версии относительно предыстории создания сооружения разные:

  1. По первой версии, предшествующие созданию памятника события были связаны с победой пергамского правителя Аттала I в войне с галатами (они же галлы или кельты), совершившими набег на их царство. После блистательного отражения атаки и победы, Пергамия приняла решение больше не подчиняться Селевкидской империи. Тогда же был построен мемориальный памятник. Дата событий ‒ 228 год до н.э.
  2. По более популярной второй версии, сооружение возвели в честь войн и побед Пергамских царей и римлян над галлами. Дата событий ‒ с 184 по 166 год до н.э.
  3. Третья, самая «традиционная» версия гласит о посвящении памятника божествам Зевсу и Афине или «двенадцати олимпийцам» (основным древнегреческим богам).

Из-за отсутствия уточняющих надписей, принадлежность одного из величайших греческих памятников ‒ Пергамского Алтаря ‒ к определенным историческим событиям установить невозможно.

Об алтаре в самых ранних исторических памятках встречается мало упоминаний. Например, римский писатель Луций Ампелий внес строение в свой очерк «О чудесах мира». Вскользь упоминал о мемориале и греческий географ Павсаний. Об алтаре Зевса говорится в Библии, в Откровении Иоана: «…Ангелу Пергамской церкви напиши: ты живешь там, где престол сатаны» (Откр, гл. 2, стих. 12‒13). Также изображение алтаря сохранилось на римской монете.

Историки не могут ответить до конца на вопрос, почему настолько искусной работе было уделено настолько мало внимания в письменных памятниках античности. С высокой вероятностью, к эллинистической скульптуре римляне отнеслись холодно: она не возникла в классическую эпоху и не была создана в настоящих аттических мастерских.

Рисунок 1. Пергамский алтарь — один из самых ценных памятников античности

Дальнейшие события должны были навсегда уничтожить следы памятника, но каждый раз алтарь сохранялся. Мемориал пережил разрушения, погребения в земле, встройку в другие сооружения, уничтожение города арабами в 713 году н.э., крупное землетрясение в средневековое время, раскопки в XIX столетии, перевозку уцелевших фрагментов в Берлин, полную реставрацию, вывоз русскими из Берлина в Эрмитаж и последующее возвращение…

Ценность работы эллинов по достоинству оценили только в XIX-XX веках, противопоставив находку фризу из Парфенона и начав полную реставрацию. Тогда же началась активная борьба за права на находку. Важнейшие детали памятника и общую структуру удалось восстановить, однако целостные образцы письменности не сохранились.

Пергамский алтарь

Западный фасад алтаря. Целиком сфотографировать его в музее вряд ли получится даже на широкоугольный объектив!

Пергамский алтарь — знаменитое произведение искусства эллинистического периода, один из самых значительных памятников этого времени, сохранившихся до наших дней. Получил название по месту своего создания — городу Пергаму в Малой Азии.

Алтарь был возведён в честь победы, одержанной пергамским царём Атталом I над варварами-галлами, вторгшимися в страну в 228 году до н. э. Именно после этой победы Пергамское царство перестало подчиняться империи Селевкидов, а Аттал провозгласил себя независимым царём.

Битва с гигантами

Основная тема рельефных изображений — битва богов с гигантами. Считается, что алтарь был посвящён Зевсу. Но по немногочисленным сохранившимся надписям его принадлежность нельзя реконструировать точно.

Нерей, Дорида и Океан

За прошедшие тысячелетия алтарь подвергся разрушениям: его фрагменты оказались погребёнными в земле или встроенными в другие сооружения. В 713 году город был разрушен арабами. Когда в Средневековье город постигло землетрясение, алтарь, как и многие другие сооружения, оказался погребённым под землёй.

В XIX веке турецкое правительство пригласило немецких специалистов на строительство дорог: с 1867 по 1873 годы работами в Малой Азии занимался инженер Карл Хуман. Он обнаружил, что в Пергаме ещё не проводились полноценные раскопки, хотя находки могут представлять чрезвычайную ценность. В 1878 году директор берлинского Музея скульптуры обеспечил финансовую поддержку раскопок, Хуман получил официальное разрешение османской стороны, а все находки перешли в собственность Германии.

План-реконструкция пергамского алтаря

После Второй мировой войны алтарь в числе прочих ценностей был вывезен из Берлина советскими войсками. С 1945 года он хранился в Эрмитаже, где в 1954 году для него был открыт специальный зал, и алтарь стал доступен посетителям. Но в 1958 году алтарь был возвращён Германии.

В сентябре 2014 года зал с Пергамским алтарём закрыли на ремонт. Он вновь будет открыт для посещения только в 2019 году.

Характерные особенности стиля

Несмотря на качественное подражание стилистике греческих мастеров, Пергамский алтарь стал зеркальным отражением именно эллинистической архитектуры.

Если в классическом античном искусстве наблюдается благородное и статичное спокойствие фигур, то все герои пергамского горельефа энергичны, экспрессивны, динамичны. Даже при беглом взгляде на тысячи деталей, изгибы бровей, губ, рук, ног создается впечатление, что на мир обрушился катаклизм и, если его не преодолеть, то наступит конец всему. Точно передан спектр эмоций победивших и проигравших. Хтонические существа в отчаянье, божества напряжены и сосредоточены. Само устройство горельефа позволяет увидеть все детали, оттененные или осветленные благодаря перепаду плоскостей. Переход светотени усиливает ощущение напряжения от просмотра сюжета Большого фриза.

Также разница архитектуры периода эллинизма прослеживается в жестокости и грандиозности, с которой отображена битва олимпийцев и гигантов на Пергамском алтаре. Противостояние доведено до максимальной точки кипения, преисполненные праведным гневом олимпийцы направляют все силы на осуществление кары над жестокими демонами.

Более ранние скульптуры демонстрировали только предупреждения от богов без прямой физической расправы, ценные уроки, все герои изображались с умиротворенными, гармоничными лицами. Однако создатели не перебрали с жестокостью, и на горельефе отсутствуют слишком жестокие или вызывающие отвращение сцены.

Ценная коллекция

В Музее Пергамон три основных экспозиции:

  • античное искусство — Греция и Рим (Antike Architekturen)
  • коллекция искусства Передней Азии (Alter Orient)
  • собрание исламского искусства (Islamische Kulturen)

Здесь представлены: архитектура, скульптура, живопись, мозаика, резьба по камню и дереву, артефакты исламского мира, есть коллекция ковров. Это то, что сразу приходит на ум. За 6000 лет истории люди столько красивого сделали.

Но самое главное — в музее представлены монументальные экспонаты, каких нет ни в одном музее мира. Это делает экскурсию по музею похожей на перемещение в машине времени. Пройти через Милетские ворота или прогуляться вдоль стен Иерихона, поглазеть на ворота Иштар и выйти из них на Дорогу Мардука. Это возможно только в Пергамоне.

На музей стоит выделить целый день.

Античное искусство (Antike Architekturen)

Основа собрания — Пергамские находки. Затем коллекция пополнялась силами коллекционеров древностей.

Пергамский алтарь. Это сооружение было воздвигнуто около II века до нашей эры там, где на данный момент располагается Турция. Считается, что алтарь был посвящен Зевсу, отсюда другое его название – алтарь Зевса. Грандиозное сооружение было известно всему античному миру, более того, почиталось как настоящее чудо света. Было разрушено в Средние века.

Ещё один монументальный экспонат — ворота Милетского рынка. Пример римской архитектуры I века нашей эры.

Хранится в музее и клад Трои.

Милетские ворота

Коллекция искусства Передней Азии (Alter Orient)

Переднеазиатский музей представлен в экспозиции Пергамона более чем двумя сотнями экспонатов из Сирии, Месопотамии, Анатолии. Самый известный из них – ворота Иштар – огромная арка, ограниченная не менее масштабными стенами, выходящая на Дорогу Процессий.

Дорога процессий также находится в музее. Но конечно, не вся.

Ворота Иштар

Как вы уже догадались из названия, ворота посвящены богине Иштар. Они созданы из кирпича, покрытого голубой, белой, желтой и черной глазурью. Яркость красок здесь поражает не меньше, чем размеры сооружения

Приковывают к себе внимание и Ассирийские рельефы с яркими, объемными изображениями животных

Чтобы войти в Вавилон, нужно было пройти через ворота Иштар

Собрание исламского искусства (Islamische Kulturen)

Исламское искусство представлено собранием артефактов VII-XIX веков. Здесь вы познакомитесь с пятиметровым каменным фризом XVIII века, который служил украшением во дворце Мшатту, с Алеппской комнатой из Сирии, украшенной росписью по деревянным панелям, а также другими экспонатами.

Михраб из Коньи и ковёр

Михраб — ниша в стене мечети. Указывает направление на Мекку.

В 2011 году комплекс Пергамон порадовал своих посетителей открытием панорамы, которая переносит зрителей во второе столетие до нашей эры, в древний Пергам. Вокруг разворачиваются сцены из жизни обычных горожан, вот кто-то стирает белье, неподалеку идет оживленная торговля и так далее. Вы слышите шум толпы, видите закат и восход солнца, слышите жужжанье насекомых. Иными словами, переноситесь на много столетий назад. Не посетить такое просто невозможно.

Музей открыт каждый день.

  • по четвергам с 10.00 до 20.00
  • другие дни с 10.00 до 18.00

Сколько стоит

  • Цены на билеты вполне демократичны. Вход в музей+панорама стоит 19 евро. Стоимость уже включает аудиогид (есть русский язык).
  • Если купить карту Музейного острова можно посетить все его музеи за 18 евро.

Где остановиться в Берлине

Сейчас много вариантов жилья в Берлине появилось на сервисе AirBnb. Как пользоваться этим сервисом у нас написано здесь. Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.

Мы жили в отеле Adam, район Шарлоттенбург. Понравился за соотношение цены и качества.

Предлагаем неплохие варианты отелей в Берлине

Как добраться до музея

Музей Пергамон находится на музейном острове Берлина.

  • Доехать до музея на метро. Ветка U-Bahn U6 – остановка Friedrichstraße. Ветка S-Bahn S1, S2, S25 – остановка Friedrichstraße.
  • На автобусе №100 или №200 до Lustgarten, №147 – до остановки Friedrichstraße.

Еще один способ – трамвай. М1, 12 до Am Kupfergraben или М4, М5, М6 до Hackescher Markt.

Адрес: Berlin, Bodestrasse 1-3

Путешествуйте с улыбкой, путешествуйте с наслаждением! А мы будем стараться и дальше помогать вам с этим. Подписывайтесь на обновления нашего блога. И до скорого!

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.