Бессмертные

Алан-э-Дейл       26.08.2023 г.

Оглавление

Другие персонажи комикса и фильма «Бессмертная гвардия»

Норико (она же Куин)

Где и когда стала бессмертной: нет информации, но уже после Энди и до Ликона.
После всех испытаний, свалившихся на неё за столетия, Куин немножко тронулась
умом.

В комиксе Норико нужна была для того, чтобы продемонстрировать побочные
эффекты бессмертия. Например, чуть подробнее раскрывалась история того, как
Куин провели пятьсот лет в заточении на дне океана, постоянно захлёбываясь и
задыхаясь. Впоследствии вернулась в качестве злодейки.

Джеймс Копли

В комиксах Джеймс Копли был простым наёмником и бывшим секретным агентом
правительственных спецслужб, сотрудничающим с Гвардией за деньги. В фильме
получил предысторию (в одном из эпизодов он рассказывает, что стал помогать
Меррику с поиском универсального лекарства для человечества из-за жены,
умершей от рака) и должность полноценного помощника бессмертных.

Стив Меррик

В фильме глава фармацевтической корпорации Big Pharma превратился в трусливого
задрота и типичного неуверенного в себе гения, но в комиксах был настоящим
садистом. Например, пытал Никки и Джо ножом — просто потому, что весело.

Катафракты, конные лучники и бедная пехота

Как уже было сказано выше, основу персидского войска составляла конница — по мнению знати, только всадник мог считаться настоящим воином, пехота же — удел бедняков. Однако и конница Сасанидов была весьма разношёрстной: ударную силу армии составляли катафракты, вооружённые длинным 3−4-метровым копьём и представлявшие собой хрестоматийный пример тяжёлой кавалерии. В отличие от своих степных собратьев, сасанидские катафракты, наследованные от парфян, обладали ещё и отличным защитным вооружением, прикрывавшим не только всадника, но и лошадь. В качестве вспомогательного оружия всадники использовали мечи, дротики и, конечно же, луки. Лук был символом военного дела персов. Сасаниды привнесли в искусство стрельбы немало нового: персы использовали лук особой конструкции и специальный хват стрелы, умели вести стрельбу во все стороны как по, так и против движения лошади, что требовало большого искусства и мастерства. Конечно, луками вооружалась и пехота, которая даже достигала изрядных успехов в его применении, но именно конные лучники Сасанидов создали им столь громкую славу, что авторы римских военных трактатов советовали читателям как можно скорее сблизиться с персами и перейти к рукопашной, чтобы не оказаться погребёнными под градом стрел. Во многом именно благодаря столь совершенному владению приёмами верховой стрельбы из лука Сасанидам удалось отразить вторжения хионитов и эфталитов — больших масс кочевых племён, обрушившихся на восточные границы Ирана.


Шахиншах Шапур I, сасанидский всадник и кушатский воин. (Pinterest)

Тактика персов была прямым развитием их военного дела: сражение навязывалось врагу только в случае, если персидский командующий имел четырёх- или хотя бы трёхкратное превосходство в силах. В случае оборонительного боя сасанидские трактаты рекомендовали принять вызов, имея в полтора раза больше сил. Армия делилась на три части, причём центр должен был быть эшелонирован: вторую линию «сердца» составляла, как правило, пехота, служившая своего рода якорем для конницы, и резервные отряды кавалерии, которые могли бы подпитать атаку в решающий момент. Правый фланг и первая линия центра предназначались для атаки, левый же фланг должен был лишь связывать силы противника, ограничиваясь обороной.


Основные виды сасанидской конницы. (Pinterest)

Битва начиналась с атаки стрелков, которые старались пробить брешь в порядках противника и подготовить удар тяжёлой конницы. В случае, если неприятель имел преимущество в стрелках или необходимо было поберечь конницу, то для защиты главных сил выставлялась пехота, снабжённая большими плетёными щитами, обитыми кожей. Как только находился удачный момент, в бой бросалась ударная конница, воины которой сражались в очень плотном строю, призванном усилить сокрушающий эффект атаки. В случае, если атака не приводила к распаду неприятельского строя, её следовало повторить вновь, используя максимум сил. Столь развитая и продуманная тактика действий конницы позволяла добиваться впечатляющих результатов даже в борьбе с искушённым и опытным противником в лице римлян. Впрочем, тактические приёмы и стратегемы, успешно применяемые против ромеев, оказались бесполезны в борьбе с куда более отчаянным противником — арабами.

Последствия битвы

Сражение при Марафоне стало одним из самых знаменитых в истории. Победу эллинов восхваляли ещё древние. Римский историк Корнелий Непот писал о ней: «Никогда еще такая малая кучка бойцов не сокрушала столь мощного воинства». Отсылки к сражению встречаются во многих произведениях (особенно драматических) классического периода. Тем более, что в битве принимал участие один из величайших творцов той эпохи, «отец трагедии» Эсхил, что отражено в его эпитафии:

«Евфорионова сына Эсхила Афинского кости
Кроет собою земля Гелы богатой зерном;
Мужество помнят его Марафонская роща и племя
Длинноволосых мидян, в битве узнавших его»

При Марафоне греки впервые сумели нанести решительное поражение грозным персам, которых многие считали непобедимыми. Это положило начало пробуждению греческого самосознания и стало основой всех будущих побед над персами. Отныне любой эллин знал, что с персами можно побороться. В Афинах победа вызвала не только патриотический подъём (а с ним и политические репрессии), но и ряд важных преобразований, главным из которых было строительство боеспособного флота.

Любопытно, что один из главных «виновников» победы стратег Мильтиад не сумел воспользоваться её плодами. Уже на следующий год он скончался от ран, полученных при осаде небольшого городка, находясь под следствием из-за провала экспедиции на Кикладские острова.

Холм, насыпанный на месте сражения. (wikimedia.org)

Для Ахеменидской державы поражение на берегах Аттики было не слишком болезненным: в экспедиции участвовала лишь доля сил персов, тем более, что большая часть из них благополучно вернулась обратно. Пострадала только гордость Дария: какие-то высокомерные горцы не только отказались признать его верховенство, но и посмели дать отпор его воинам. Шахиншах даже начал собирать новый поход на Элладу, который должен был продемонстрировать всё могущество и блеск его державы. Походу, впрочем, было не суждено осуществиться — в 486 году в Египте начался мятеж, так что все силы были направлены туда. Вскоре умер и сам Дарий, а трон наследовал его сын Ксеркс, который решил продолжить дело отца. Итог нам хорошо известен.

Потери

Древние авторы сообщают нам, что в сражении было убито более 6 000 персов, большая часть которых утонули в болоте во время бегства одного из флангов. Потери греков оцениваются в 192 человека. Современные исследователи далеко не так однобоки в своих оценках: если цифра в 6 000 персов кажется многим, хотя и несколько преувеличенной, но возможной, то потери их противников, скорее всего, были приуменьшены на порядок. Потери греков принято исчислять от 1 000 до 3 000 воинов. О том насколько упорным было сражение красноречиво говорит факт, что в битве пал сам полемарх Каллимах и один из командиров племенных полков.

Воины Маори

Существуют такие сильнейшие воины в истории и по сегодняшний день, сегодня их численность может превышать 700 тысяч. Древнейший народ Океании проживают в Новой Зеландии и Маори были самыми агрессивными. Впервые с ними столкнулись в 1642 году, они встретились с членами экспедиции и даже не думали о переговорах. На контакт они не идут и выглядят устрашающе, имея татуировки по всему телу. Самое популярное среди них оружие это обычная дубинка с наконечником в виде некой пики. Делали они ее из нефрита или камней, поэтому считается опасным инструментом. Эти любители татуировок оформляли даже свое вооружение и экипировку. Самые сильные воины в истории заселились на островах Кука, но некоторые уже давно разошлись по миру.

Древние персы — властители мира

Царь Ахемен стал основателем великой династии Ахеменидов. Замечая могущество персидской державы, что становилась сильнее день ото дня, соседние племена присягнули на верность правителю, присоединившись к Персии. Однако истинная пора расцвета начинается для персов с приходом ко власти Кира Великого.

В VI веке до нашей эры Персидская империя становится сильнейшим государством мира, достигая небывалых высот в военном деле, а также политике и экономике. Кир Великий не просто создал самую большую страну мира, народы которой были объединены под его властью.

Бессмертная армия в 10 000 человек / Alonso Vega / monkeeyo.artstation.com

Этот царь был дерзок и амбициозен. Перед тем, как завоевать прежде непокорённые державы, он решил отстроить новую столицу, Пасаргады. Все проекты Кира были в полной мере реализованы в этом городе, что стал истинным украшением земли персов.

На мой взгляд, успех завоевательных походов Кира и расширение границ Персии были обусловлены не только мастерством воинов. Политика царя базировалась не на подавлении, а на сохранении этнических признаков и культуры покорённых народов.

Люди с завоёванных территорий не становились рабами, у них не отбирали земли, а верования и обычаи оставались прежними. Из-за этой особенности Киру удалось с лёгкостью завоевать Вавилон, жители которого считали персидского царя своим освободителем. Даже у еврейского народа нередко говорится о Кире Великом как о мессии.

Персидский всадник / Joan Francesc Oliveras / jfoliveras.artstation.com

Кир Великий, Дарий, Ксеркс и их бессмертные

Типичным вооружением бессмертного было всё лучшее, что могло предложить военное дело востока: 2−2,5 метровое копьё с листовидным наконечником, плетёный щит, обтянутый кожей, позволявший сохранять свободу движений при приемлемой защите, лук с колчаном и короткий меч, прилаженный на поясе. Знаком отличия бессмертных служили серебряные и золотые «гранаты» на копьях — украшения на противовесе оружия, а вот уже упомянутые мелофоры имели утолщения на древке в виде «золотого яблока».

На головах у бессмертных были тиары или тюрбаны (у простолюдинов), защиту торса обеспечивал чешуйчатый панцирь, поверх которого они носили туники разных цветов. Цвет туники зависел от полка, к которому был приписан бессмертный, у представителей знати они нередко были расшиты замысловатыми узорами. Защита ног, как правило, отсутствовала.

Экипировка пехотинцев должна быть не только удобной в бою, но и выполнять другие функции: демонстрировать могущество и богатство шахиншаха, служить униформой, позволяя различать принадлежность к подразделению, включать церемониальные и религиозные элементы. Так, например, обувь бессмертных традиционно была жёлтой — этот цвет считался «дворцовым», а рукояти мечей украшались головами львов и других сакральных животных. На очевидцев вид этих воинов производил неизгладимое впечатление, но были ли бессмертные эффективны в бою или годились лишь на роль дворцовой охраны и полиции?

Василий II

Василий « Болгаробойца» был одним из самых жестоких, безжалостных императоров в истории. Он был византийским императором греческого происхождения из македонской династии и управлял обширной Византийской империей в течение почти пятидесяти лет с января 976 по 1025 год. После его смерти империя простиралась от Южной Италии до Кавказа и от Дуная до границ Палестины, это было время ее наибольшего рассвета, когда границы империи были наиболее протяжены за последние четыре столетия, ее завоевание включало множество кровавых сражений, в которых Василий II всегда сражался более жестоко, чем любой другой воин в армии.

В популярной культуре [ править ]

Рассказ Геродота о двух элитах воинов — спартанских гоплитах и бессмертных — столкнувшихся друг с другом в битве, вдохновил на создание набора довольно красочных изображений битвы, особенно в отношении Бессмертных:

  • В фильме 1962 года «300 спартанцев» Бессмертные несут копье и плетеные щиты, как настоящие Бессмертные. Однако, в отличие от исторических изображений, они в основном одеты в черный цвет и другие темные цвета.
  • Комикс « 300» Фрэнка Миллера 1998 года и адаптированный на его основе художественный фильм 2006 года представляют сильно беллетризованную версию «Бессмертных в битве при Фермопилах» . Эти бессмертные носить Менг -стиля металлических маски, как представляется, бесчеловечными или обезображено, и носить пару мечей близко напоминающих японские wakizashis .
  • Документальный фильм History Channel « Последняя битва 300» также показывает «Бессмертных» как часть реконструкции битвы при Фермопилах. В этой версии тиара, которую обычно носят Бессмертные, изображена здесь как черная тканевая маска, полностью закрывающая лицо, достаточно прозрачная, чтобы видеть сквозь нее.

Дара против персов (530)

У византийцев в этом сражении было примерно 25 тысяч воинов. Персидская армия под командованием Фируза заметно превосходила их численно — она насчитывала около 40 тысяч солдат. Чтобы хоть как-то уравновесить силы, Велизарий усилил позиции тремя рвами(двумя фланговыми и одним в центре, во второй линии). Войска расположились за рвами, в которых имелись проходы для контратак.

Битва при Даре: начало. Карта из книги Б. Т. КэрриДорога на Манцикерт: византийское и исламское военное искусство, 527–1071 гг.»

Укрыв армию за укреплениями, Велизарий успешно применил активную оборону.

В ходе битвы персидская конница несколько раз атаковала то правое, то левое крыло византийского боевого порядка, а ромеи отвечали удачными контратаками.

Сначала от удара скрытых за холмом гуннов серьёзные потери понесло правое крыло армии Фируза. Тогда акцент перенесли на другое крыло, усилив егобессмертными». Тяжёлая персидская конница, обойдя рвы, смяла противостоящую ей конницу ромеев под командованием Иоанна Армянина. Велизарий нанёс удар из центра по увлёкшимся персам — они понесли серьёзные потери, а их командир погиб. В это же время Иоанн, получив передышку, остановил отступающую конницу. Левое крыло персидской армии было смято, фланг их войска оголён.

Карта из книги Б. Т. КэрриДорога на Манцикерт: византийское и исламское военное искусство, 527–1071 гг.»

Затем, после обстрелов из луков и атак конницы, строй персидского войска удалось сломить, и оно обратилось в бегство.Бессмертные» сражались до последнего. Византийцы вскоре приостановили преследование, но победа была налицо — на поле боя остались лежать восемь тысяч лучших персидских воинов.

Исход битвы решили столкновения конницы. Персидская пехота практически не принимала участия в битве.

Война с Персией в 532 году фактически закончилась установлениемстатус-кво» на восточной границе. При этом Византия должна была выплатить большую сумму; формально — за оборону Кавказских горных проходов, но фактически империя просто купила мир. Как позже выяснилось — на восемь лет.

Бессмертные на войне

Кир Великий, основавший Империю Ахеменидов, похоже, породил идею создания элитного корпуса имперской гвардии. Он использовал их в качестве тяжелой пехоты в своих кампаниях по завоеванию мидийцев, лидийцев и даже вавилонян. Со своей последней победой над новой Вавилонской империей в битве при Описе в 539 году до н.э. Сайрус смог назвать себя «королем четырех уголков мира» — отчасти благодаря усилиям его Бессмертных.

В 525 году до н.э. сын Кира, Камбис II, победил армию египетского фараона Псамтика III в битве при Пелусии, расширив персидский контроль над Египтом. Опять же, Бессмертные, вероятно, служили ударными войсками; они так боялись после своей кампании против Вавилона, что финикийцы, киприоты и арабы Иудеи и Синайского полуострова решили объединиться с персами, а не сражаться с ними. Таким образом, дверь в Египет была широко открыта, и Камбиз в полной мере этим воспользовался.

Третий император Ахеменидов, Дарий Великий, также развернул Бессмертных в своих завоеваниях Синда и некоторых частях Пенджаба (ныне в Пакистане). Это расширение дало персам доступ к богатым торговым путям через Индию, а также к золоту и другим богатствам этой земли.

В то время иранский и индийский языки были, вероятно, все еще достаточно похожи, чтобы быть взаимно понятными, и персы воспользовались этим, чтобы использовать индийские войска в своих битвах против греков. Дарий также сражался с жестоким, кочевым скифским народом, которого он победил в 513 году до нашей эры. Скорее всего, он бы охранял Бессмертных для собственной защиты, но кавалерия была бы гораздо более эффективной, чем тяжелая пехота, против очень подвижного противника, такого как скифы.

Труднее всего оценить наши греческие источники, когда они рассказывают о битвах между Бессмертными и греческими армиями. Древние историки не делают попыток быть беспристрастными в своих описаниях. По словам греков, Бессмертные и другие персидские солдаты были тщеславны, женоподобны и не очень эффективны по сравнению со своими греческими коллегами. Однако, если это так, трудно понять, как персы победили греков в многочисленных битвах и удерживали так много земель, прилегающих к греческой территории! Обидно, что у нас нет персидских источников, чтобы сбалансировать греческую точку зрения.

В любом случае, история персидских Бессмертных могла быть искажена во времени, но даже на таком расстоянии во времени и пространстве очевидно, что они были боевой силой, с которой нужно считаться.

Марафонская битва

Помощь балканских греков восставшим ионийцам дала персам повод к началу войны. По преданию, царь Дарий велел слуге каждый день повторять: «Владыка, помни об афинянах!» Летом 490 г. до н. э. персидский флот (около 400 кораблей и 24-тысячное войско) поплыл к Балканской Греции. Сначала из-за предательства пала Эретрия, затем персы высадились на равнине Марафон в 40 км от Афин. Видимо, эту идею им подсказал бывший тиран Афин Гиппий: равнина была удобна для действий конницы. Персы хотели выманить из Афин основные силы, разбить их и войти в город.

Помощь афинянам прислали только Платеи из соседней Беотии – тысячу гоплитов, всего набралось 10 тысяч воинов. Все стратеги единодушно передали командование Мильтиаду. Несколько дней встретившиеся у Марафона армии выжидали. Греки не позволяли выманить их на равнину и ждали помощи спартанцев, между тем у персов начались затруднения с питьевой водой. И лишь когда персы стали грузить конницу на корабли для отплытия к Афинам, греки молниеносно (приказ звучал так: «Бегом атаковать варваров») напали на пехоту, застав ее врасплох.

«Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям», картина работы Лоуренса Альма-Тадемы, 1868

Хитроумной расстановкой фаланги Мильтиад заманил персов в центр своего войска и окружил его. Часть кораблей сгорела. План персов доплыть до опустевших Афин тоже не удался: победители сразу же выступили маршем обратно в город. А чтобы предупредить жителей, гонец Фидиппид пробежал расстояние до города и со словами: «Радуйтесь, мы победили!» — и упал замертво. В память его подвига на Олимпийских играх есть забег на марафонскую дистанцию – 42 км 195 м. Современники же героя просто похоронили его в общей могиле. Греки не были неблагодарными людьми, но они считали подвиг во имя свободы и славы Родины естественным для каждого гражданина.

Исход битвы при Марафоне избавил греков от ужаса перед персами: они увидели, что победа возможна. Поколение победителей навсегда вошло в историю Эллады как «марафонские бойцы».

Древнегреческие гоплиты

Греческий город под названием Аргос – это здесь появился сильнейший воин мира, когда зародилась аргосская армия. Здесь стали тренировать пехотинцев тяжело вооруженных и прозвали их гоплитами. По сегодняшний день их считают самыми умелыми и мощными. Служили они греческому народу и несли военную службу. В будущем стать гоплитами могли только зевгиты, которые были способны финансово обеспечить себя всем военным снаряжением. Каждый самый сильный воин здесь доминировал на поле боя, и продолжалось это не меньше 400 лет. Вооружались они круглым тяжелым щитом под названием гоплон, брали с собой короткие прямые мечи и копье, достигающее в длину метра 3. Естественно не обходились они без доспехов.

Военная практика

Большая проблема с персидской армией заключалась в обеспечении перемещения всех. Иногда это означало, что у солдат было много простоя. Так что же они сделали, чтобы передать время? Как насчет охотничьих львов, пантер и гепардов? Интересно, что Бессмертным было разрешено привозить с собой караваны с их поездками. Эти караваны были полны еды, поэтому они не охотились на больших кошек, потому что они были голодны.

Вместо этого охота на больших кошек была формой практики, которая отличала их боевые навыки. Они также использовали бы шкуры для украшения своих караванов и их униформы. Шкуры были признаком храбрости и умения Бессмертного. Поскольку эти охоты были настолько опасны, их обычно делали только высокопоставленные Бессмертные.

Численность[править]

Самое раннее упоминание о вооруженных формированиях древних иранцев сохранилось в «Авесте». Так, например, народное ополчение названо «*kāra-«, которое сохранилось в современном персидском языке в таких словах как «kārzār» ‘битва’, «peykār» ‘сражение, противостояние’, «kārwān» ‘караван’ (в древности — ‘военная колонна, обоз’). От «*kāra-» произошли древнеиранские мужские имена собственные *Kāra-pāna- ‘хранитель, попечитель армии, войска’, *Kārana- ‘воин’ и *Kārapati- ‘глава войска’.

В древнеиранском войске особую роль играли колесничие, которые назывались «raθaē-štar-» (от «raθa-» ‘колесница’ + «štar-» ‘стоящий’). Именно от этого термина через пехл. artēštār произошло слово «arteš» в значении «армия» в современном персидском языке.

Первая профессиональная армия у древних иранцев появилась в Ахеменидской империи (550 – 330 до н.э.). Войско называлось *spāda-, было организовано по десятичной системе и делилось на десятки — др.-иран. *daθa-, сотни — др.-иран. *θata-, тысячи — др.-иран. *hazāra- и десятки тысяч — др.-иран. *baivara-, во главе которых стояли десятники — *daθapati-, сотники — *θatapati-, тысяцкие — *hazārapati- и темники — *baivarapati-. Главнокомандующий войсками назывался *spādapati- или *kārana-.

По подсчетам греческих историков, это войско достигало численности в 700 тыс. солдат и офицеров. Самостоятельно могли проводить операции соединения персидской армии в 50—80 тыс. солдат. Современные историки полагают, что численность персидской армии была сильно завышена в античной исторической литературе. По-видимому, она была соизмерима с численностью армии Древней Македонии, а её костяк составляли т. н. бессмертные («амртака», элитный корпус из 10 тыс. воинов) к которым присоединялось территориальное ополчение во главе с сатрапами. После царя самым высшим чином в войске в то время был хилиарх (hazahrapatish — тысяцкий), после которого обычно перечисляются лохаги и илархи (сотники). В битве при Гавгамелах со стороны персов упоминаются 15 командиров, равных по статусу сатрапам.

Галерея[править]

Армия Ахеменидов

Пехота:

Персидская пехота • Бессмертные • Кардаки • Спарабары • Союзная пехота из сатрапии (Ликийские воины • Фригийские копейщики • Мидийцы-копейщики • Киликийские копьеметатели • Кавказские такабары) • Греческие наёмники • Танувабары • Персидские пращники • Такабары

Кавалерия

Персидская конница (Асвараны) • Персидская конные лучники • Союзная конниица из сатрапии (Армянская конница • Бактрийская конница • Мидийская конница • Каппадокийская конница • Ликийская тяжёлая конница • Сакские конные лучники) • Серпоносная колесница • Скифская колесница • Персидская колесница • Боевые верблюды • Боевые слоны

Флот:

Персидский флот • Галерные рабы • Персидские морские лучники • Финикийская морская пехота • Египетская морская пехота • Ликийская морская пехота

Личности:

Дарий III • Ксеркс • Гидарн Младший

Современность:
Бессмертные

Начало сражения

Ещё в Средние века в Греции имела хождение поговорка «конница ушла», означавшая решительное изменение планов. По преданию своим происхождением эта поговорка обязана как раз Марафонскому сражению: ионийские греки из покорённых полисов, находившиеся в составе персидской армии, якобы оповестили своих заморских родичей, что неприятельская конница погрузилась на суда и отплывает. Именно этот момент стал ключевым для греков. Мильтиад, командовавший войском в тот день (главенство осуществлялось стратегами поочерёдно), решил воспользоваться ситуацией и перехватить инициативу. Отрядам было приказано занять свои места в общем строю, греки готовились к атаке. Персы уже ожидали их на равнине неподалёку.

Построения армий отражали тактические особенности и стиль мышления противников. Главной силой персидской армии, приносившей ей победы, была конница, которая участия в сражении принять не могла, будучи посажена на суда. Надеждой Датиса теперь были гвардейские части арстибара (дословно копьеносцев) из корпуса постоянной армии царя — Бессмертных и саки (представители ираноязычных племён в армии Дария, считавшиеся способными воинами), на флангах разместилась лёгкая пехота. Такое построение пехоты было характерно для персов, так как командующий обычно руководил войсками из центра, где его охраняли лучшие войска. Численность персидских войск в оценках историков античности варьируется от 100 до 600 тысяч воинов. Современные исследователи склонны оценивать возможности персов более скромно — 10−15 тысяч человек, равномерно построившихся в 10 шеренг по всей ширине фронта.


Персидские щитоносцы и метатели составили фланги построения. (factinate.com)

Греки построились примерно в 8 стадиях от неприятеля (около 1500 метров) в линию, однако, чтобы неприятель не мог охватить их с флангов, Каллимах и Мильтиад специально ослабили центр построения (здесь гоплиты стояли в 4 шеренги), усилив при этом фланги. Замысел командующих был ясен: пока полки центра сдерживают лучшие части врага, фланги, пользуясь преимуществом, громят крылья персов. Такой план хорошо отражал психологию греческих стратегов, уверенных в победе (чего нельзя сказать про простых греков), полных решимости нанести захватчикам решительное поражение, даже если для самих персов эта кампания была рядовой экспедицией.

Командующий Каллимах занял самое почётное и опасное место — крайнее справа (в фаланге один воин прикрывал другого частью своего щита и только крайний правый оставался открытым, оттого это место полагалось самому уважаемому воину, чаще всего одному из командующих). Левый фланг заняли платейцы (ок. 1000 воинов). Всего у греков было примерно 10 тысяч тяжеловооружённых пехотинцев, кроме того, в сражении участвовали рабы — впервые в греческой истории.

Религия Персии

Религия древней Персии представлена очень интересным религиозным учением – Зороастризмом, названым так благодаря основателю этой религии, мудрецу, пророку (и возможно магу) Зороастру (он же Заратуштра). В основе учения Зороастризма лежит извечное противостояние добра и зла, где доброе начало представлено богом Ахурой-Маздой. Мудрость и откровение Заратуштры представлены в священной книге Зороастризма – Зенд-Авесте. По сути у этой религии древних персов очень много общего с другими монотеистическими более поздними религиями, таким как христианство и ислам:

  • Вера в единого Бога, который у персов был представлен собственно Ахурой-Маздой. Антипод Бога, Дьявол, Сатана в христианской традиции в Зороастризме представлен демоном Друджом, олицетворяющим собой зло, ложь, разрушение.
  • Наличие священного писания, Зенд-Авеста у персов-зоорастрийцев, как Коран у мусульман и Библия у христиан.
  • Наличие пророка, Зороастар-Заратуштры, через которого передается божественная мудрость.
  • Морально-этическая составляющая учения, так Зороастризм проповедует (впрочем, как и другие религии) отречение от насилия, воровства, убийств. За неправедный и греховный путь в последующем согласно Заратустре человек после смерти окажется в аду, в то время как человек, совершающий благие деяния после смерти будет пребывать в раю.

Зороастрийский храм.

Одним словом, как видим, древнеперсидская религия Зороастризма разительно отличается от языческих религий многих других народов, и по своему характеру очень схожа с поздними общемировыми религиями христианством и исламом, и к слову она существует и поныне. После падения Сасанидского государства наступил окончательный крах персидской культуры и в особенности религии, так как завоеватели арабы несли с собой знамя Ислама. Многие персы также в это время приняли ислам и ассимилировались с арабами. Но была часть персов, которая желала остаться верной своей древней религии Зороастризму, спасаясь от религиозных гонений мусульман, они бежали в Индию, где сохранили свою религию и культуру по сей день. Сейчас они известны под именем парсов, на территории современной Индии и сегодня есть немало зороастрийских храмов, так и приверженцев этой религии, настоящих потомков древних персов.

Создание империи

Изначально персы представляли собой достаточно разнородную смесь племён. На их этническое формирование оказывали влияние соседние народности, а сама территория Персии оказалась в центре торговых путей, а значит, и некоторого смешения этносов.

В своих трудах персидский путешественник и историк Масуди отмечает следующее:

И подобное языковое разделение сохранилось до наших дней, поскольку персы — не одно племя, а целая группа близких по духу, происхождению и культуре народностей.

Персеполь — столица Персии / Ryan Teo / ryanteo.artstation.com

Историю Персии можно разделить на несколько этапов, каждый из которых становился переходной ступенью на новый уровень развития, значительно меняя культурный и жизненный уклад персов. Важнейшей вехой в становлении народа становится создание столицы, Персеполя.

Но это был лишь первый шаг к строительству целой империи. Персидские правители осознавали, что лишь постоянным укреплением городов и их границ, завоеваниями можно добиться расширения своих владений, что принесёт процветание государству.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.