Антенатальный период

Алан-э-Дейл       04.11.2024 г.

Антенатальное формирование ферментативных систем

Развивающийся эмбрион для своего развития, роста, дифференциации тканей, осуществления специальных функций требует большого количества энергии. Источником энергии являются процессы окисления. У плодов функционируют системы цикла Кребса, Эмбдена—Мейергофа, Варбурга—Кейлина. Для совершения этих процессов необходимо 20—30 различных энзимов, несколько коэнзимов, причем возникновение этих коэнзимов и энзимов сочетается с периодами наиболее интенсивного роста органов, и появление ферментов строго специфично. Цитохромоксидаза появляется вместе с началом формирования дыхательной системы. Запасы гликогена как источника энергии появляются вначале в плаценте и легких плода. В печени гликоген депонируется на 12—15-й неделе беременности. К 20—24 неделям печень становится единственным органом утилизации гликогена и берет на себя функции регуляции уровня глюкозы в крови. Фермент глюкозо-6-фосфатаза обнаруживается после 10-й недели беременности в печени. На сроке 15 недель этот фермеш находят в почках.

В период дифференциации тканей щелочная фосфатаза достигает максимума. Этот фермент имеет отношение к образованию примордиального фолликула. Мак-Кей (McKay) обнаружил наибольшую активность этого фермента в период формирования нервной трубки, желудочно-кишечного тракта,печени. В наибольшем количестве этот фермент находят в тканях, где идет наиболее активный процесс синтеза новых белков из нуклеиновых кислот

Чрезвычайно важно исследование фермента карбоангидразы, принимающего активное участие в регуляции кислотнощелочного равновесия у плода. Мнения по поводу активности этого фермента противоречивы

Г. М. Савельевой выявлена низкая активность этого фермента у плодов без признаков гипоксии. Автор объясняет это преобладанием процессов анаэробного гликолиза в обмене плода. При выраженной гипоксии плода увеличение количества недоокисленных продуктов обмена приводит к возрастанию активности карбангидразы. Это зависит от компенсаторной реакции организма, направленной на уменьшение ацидоза за счет усиленного выделения углекислоты. В печени имеется целый ряд ферментов, осуществляющих биосинтез и метаболизм стероидов: 3-бета- стеропддегидрогеназа, 20-альфа — гидроксистероиддегидрогеназа. Эти ферменты появляются на 25-й неделе беременности. Печень плода очень активна в отношении конъюгации стероидов с серной кислотой, под влиянием фермента сульфокиназа. В яичках плодов мужского пола обнаружен полный спектр активных энзимных систем для биосинтеза стероидных гормонов.

Клинические корреляции

Рождение плода происходит примерно через 266 суток, или 38 недель после оплодотворения. Ооцит является способным к оплодотворению в течение 12 ч после овуляции, тогда как сперматозоиды сохраняют эту способность в течение 6 суток. Так что большинство беременностей наступает в одну из шести суток, предшествующих овуляции.

Вычисление гестационного возраста плода проводится с первого дня последней нормальной менструации. Этот метод является достаточно точным при 28-дневном менструальном цикле, но при нерегулярных циклах возможны существенные ошибки. Так, время между овуляцией и следующей менструацией достаточно постоянное (14 ± 1 сутки), но время между овуляцией и предварительной менструацией может сильно варьировать. Кроме того, беременная может иметь маточное кровотечение примерно через 14 дней после оплодотворения в результате эрозивной активности имплантированной бластоцисты.

Большинство родов происходит в промежутке 10-14 дней от удержанного срока. Плоды, которые рождаются раньше срока родов, считаются незрелыми, а плоды, которые рождаются позже этого срока — перезрелыми.

Большую роль в определении гестационного возраста плода играет ультразвуковое исследование, которое обеспечивает точные измерения (ошибка 1-2 суток) теменно-копчикового размера в период от 7 до 14 нед развития. В промежутке между 16 и 30 нед развития для оценки гестационного возраста измеряют бипариетальный размер (диаметр) головки, окружность головки и живота и длину бедра. Точное измерение гестационного возраста имеет большое значение для акушерской тактики (недоношенность, переношенность, задержка роста плода, многоплодная беременность и др.).

Задержка внутриутробного развития (ЗВУР) плода характеризуется 10% и более дефицитом массы плода по отношению к ожидаемой в данном гестационном возрасте. Встречается с частотой 1:10 новорожденных; такие дети имеют высокий риск аномалий развития, неврологических расстройств, аспирации мекония, гипогликемии, гипокальциемии, синдрома дыхательных расстройств (РДС-синдрома). Причинами ЗВУР могут быть хромосомные аномалии (10%), тератогены, внутриутробные инфекции (ТОКСН-инфекции: краснуха, цитомегалия, токсоплазмоз, герпес и др.), материнские гипертензивные расстройства, плацентарная недостаточность, употребление матерью алкоголя, табака, наркотиков и т.п.

Основным стимулятором роста до и после рождения является инсулиноподобный фактор роста-1 (ИСР-1), который имеет митогенное и анаболическое действие. Уровень ИСР-1, продуцируемый эмбриональными тканями, коррелирует с ростом плода. Мутации гена ИСР-1 приводят к задержке внутриутробного роста, задержка роста продолжается и после рождения.

Таблица VI. 2. Стадии жизненного цикла человека (Bogin, 1999)

Пренаталъный периодОплодотворение
Первый триместр — от оплодотворения до 12-й недели: эмбриогенез.
Второй триместр — 4 — 6-й лунный месяцы: быстрый рост в длину.
Третий триместр — с 7-го лунного месяца до рождения: быстрый рост массы тела и созревание органов.
РождениеПостнаталъный период
Период новорожденности — от рождения до 28 дней: адаптация к внешним условиям жизни, самые быстрые для всего периода постнатального роста скорости роста и созревания.
Младенчество — 2-й месяц жизни до конца грудного вскармливания (в среднем до 3 лет): постепенное уменьшение скоростей роста, вскармливание материнским молоком, прорезывание молочных зубов, освоение многих ключевых стадий развития в психологическом и поведенческом контекстах.
Детство — с 3 до 7 лет: умеренные скорости роста, полуростовой скачок, прорезывание первых постоянных моляров и резцов, окончание роста мозга в конце этой стадии; хотя и отнятые от груди, дети нуждаются в защите и опеке взрослых.
Ювенильная стадия — девочки — 7-10; мальчики — 7-
12; замедление скоростей роста, способность к самостоятельному пропитанию, переход к овладению социальными навыками.
Пубертат — начинается сразу же после окончания ювенальной стадии и длится всего несколько дней или недель. Реактивация механизмов центральной нервной системы, запускающая процесс полового созревания, резкое увеличение секреции половых гормонов.
Подростковый период — от 5 до 8 лет после начала пубертата: подростковый скачок роста длины и веса тела, фактическое завершение прорезывания постоянных зубов, развитие вторичных половых признаков, социосексуаль-ная зрелость, рост интереса и переход к социальной, экономической и сексуальной жизни взрослых.Взрослость.
Зрелость и переходный период — от 20 лет до окончания периода деторождения: гомеостаз физиологических, поведенческих, интеллектуальных функций, менопауза у женщин в возрасте около 50 лет.
Пожилой возраст и старость — с окончания периода деторождения до смерти: затухание функций многих тканей, органов и систем органов.

Постнатальное развитие это

Постнатальное развитие – с момента рождения и до смерти. Для того чтобы оценить все последствия воздействия алкоголя на ребенка после его рождения, надо иметь в виду, что ребенок до совершеннолетия — постоянно развивающийся организм.

Особенности постнатального физического и психического развития ребенка резко повышают вредоносность алкоголя для его организма и возможность его превращения в больного — алкоголика.

Процессы роста и развития являются общебиологическими свойствами живой материи. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни.

Процесс развития протекает скачкообразно, и разница между отдельными этапами, или периодами жизни, сводится не только к количественным, но и к качественным изменениям.

Наличие возрастных особенностей в строении или деятельности тех или иных физиологических систем ни в коей мере не может являться свидетельством неполноценности организма ребенка на отдельных возрастных этапах. Именно комплексом подобных особенностей характеризуется тот или другой возраст.

Под развитием в широком смысле слова следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем.

Развитие включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Одной из основных физиологических особенностей процесса развития, отличающей организм ребенка от организма взрослого, является рост, т. е. количественный процесс, характеризующийся непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров.

В процессе роста увеличиваются число клеток, телесная масса и антропометрические показатели. В одних органах и тканях, таких, как кости, легкие, рост осуществляется преимущественно за счет увеличения числа клеток, в других (мышцы, нервная ткань) преобладают процессы увеличения размеров самих клеток.

Такое определение процесса роста исключает те изменения массы и размеров тела, которые могут быть обусловлены жироотложением или задержкой воды. Более точный показатель роста организма – это повышение в нем общего количества белка и увеличение размеров костей.

Шесть стадий развития ребенка

По современным представлениям, принято выделять шесть стадий развития ребенка:

  • 1) период новорожденности (от рождения до 28 дней);
  • 2) грудной возраст (от 28 дней до 1 года);
  • 3) ранний возраст (от 1 года до 3 лет);
  • 4) ранний дошкольный возраст (от 3 до 7 лет);
  • 5) школьный возраст (от 7 до 15 лет);
  • 6) подростковый период (от 15 до 17 лет).

Каждый возраст имеет свои анатомо-физиологические и функциональные особенности. Увеличение роста, окружности грудной клетки, массы тела, изменение с началом ходьбы положения тела из горизонтального в вертикальное, развитие речи, нарастание массы мозга и усложнение его функций — это лишь некоторые этапы в развитии ребенка.

Интранатальный период начинается с регулярных родовых схваток до перевязки пуповины (от 2-4 до 15-18 ч).

Период новорожденности начинается с момента рождения ребенка и продолжается до 4 т нед. Его продолжительность зависит от степени зрелости новорожденного. Это первый период внеутробной жизни, когда происходит процесс приспособления ребенка к новым условиям внешней среды. В организме н овонародженого происходит интенсивная перестройка различных систем и органов, которые характеризуются морфологической незаконченность строения и функциональной незрелостью.

Все системы организма находятся в ста ни неустойчивого равновесия, и даже незначительные изменения условий жизни новорожденного могут вызвать значительные изменения состояния его здоровья. С момента рождения начинает функционировать малый круг кровообращения и отбывает ться переход на легочное дыхание. Новорожденный переходит на энтеральный тип питания.

В коре головного мозга преобладают процессы торможения над процессами возбуждения, что проявляется значительной длительные. Число сна (20-22 ч в течение сутоквж доби).

Найдено научных статей по теме — 15

Особенности роста яйцевода уток в постнатальном периоде онтогенеза

Кот Т.Ф.

В работе приведены морфометрические показатели яйцевода уток в возрасте от 1 до 360 суток. Установлено, что рост яйцевода уток в постнатальном периоде онтогенеза происходит в четыре этапа.

Влияние празифена на развитие потомства в постнатальном периоде жизни крыс

Салгириев И.Р., Мусаев М.Б.

Установлено, что празифен в три раза увеличенной терапевтической дозе 3,0/30,0 мг/кг соответственно по празиквантелу и фенбендазолу не оказывает отрицательно влияния на развитие потомства в постнатальном периоде жизни крыс.

Трансумбиликальный способ катетеризации мочевого пузыря в постнатальном периоде

Л. В. Тихонова, С. В. Гаевский

Дано топографо-анатомическое обоснование возможности катетеризации мочевого протока в различные возрастные периоды онтогенеза.

Вариантная анатомия позвоночной артерии в постнатальном периоде онтогенеза человека

Куртусунов Баговдин Толегенович, Асфандиярова Елена Витальевна, Веляева Людмила Яковлевна, Азарян Самвел Амирханович

Исследованы 35 препаратов головного мозга от трупов людей обоего пола и проанализированы компьютерно-томографические рентгенангиограммы шейного отдела позвоночного столба.

Влияние надината и митранокса на развитие потомства в постнатальном периоде жизни крыс

Козлов С.А., Мусаев М.Б.

При тестировании надината и митранокса на развитие потомства в постнатальном периоде жизни крыс, гибель и внешние уродства отсутствовали. Все крысята родились нормальными, хорошо реагировали на внешние раздражители.

Клинический аспект анатомических особенностей пупочной артерии в постнатальном периоде

Л. В. Тихонова, В. В. Обухов, А. С. Аносова

Дано топографо-анатомическое обоснование возможности катетеризации пупочных артерий в различные возрастные периоды онтогенеза и дан клинический аспект полученных данных.

Особенности постнатального периода у новорожденных с героиновым абстинентным синдромом

Гречаный Северин Вячеславович, Кожадей Екатерина Викторовна

Целью исследования было выявление особенностей постнатального периода у новорожденных с героиновым неонатальным абстинентным синдромом. Исследовано 30 таких новорожденных (основная группа).

Микроскопические показатели роста яйцевода кур в раннем постнатальном периоде онтогенеза

Кот Т.Ф.

В работе приведены микроскопические показатели роста яйцевода кур кросса Хайсекс возрастом 1, 30, 60, 90, 120 суток. Установлено два периода изменения микроскопических показателей: умеренного увеличения и интенсивного увеличения.

К вопросу о факторах, влияющих на нормальный рост и развитие детей в постнатальном периоде

Исмаилов С.И., Урманова Ю.М., Мавлонов У.Х., Ходжаева Ф.С., Джин Со-Рянг, Доиг Ли Хван, Ли Хи Ын.

В статье авторы анализируют данные литературы о влиянии различных факторов риска на пост-натальное развитие ребенка.

Причины железодефицитной анемии у детей

В развитии железодефицитной анемии у детей могут быть задействованы антенатальные (период внутриутробного развития плода) и постнатальные (после рождения) факторы.

  • К антенатальным факторам относится несформированность депо железа во внутриутробном периоде. В этом случае железодефицитная анемия обычно развивается у детей в возрасте до 1,5 лет. Раннему развитию анемии у ребенка могут способствовать токсикозы, анемия беременной, инфекционные заболевания женщины в период гестации, угроза прерывания беременности фетоплацентарная недостаточность, отслойка плаценты, многоплодная беременность, преждевременная или поздняя перевязка пуповины у ребенка. Наиболее подвержены развитию железодефицитной анемии дети, рожденные с большой массой, недоношенные, с лимфатико-гипопластическим диатезом.
  • Постнатальные железодефицитные анемии у детей связаны с факторами, действующими после рождения ребенка, прежде всего — недостаточным поступлением железа с пищей. В группе риска по развитию железодефицитной анемии находятся дети, получающие искусственное вскармливание неадаптированными молочными смесями, козьим или коровьим молоком. К алиментарным причинам железодефицитной анемии у детей также относятся поздние сроки введения прикормов, отсутствие в рационе животного белка, несбалансированное и нерациональное питание ребенка в любом возрасте.

К железодефицитной анемии у детей могут приводить наружные и внутренние кровотечения (желудочно-кишечные, в брюшную полость, легочные, носовые, травматические), обильные менструации у девушек и т. д. Дефицит железа сопутствует заболеваниям, протекающим с нарушением всасывания микроэлементов в кишечнике: болезни Крона, язвенному колиту, болезни Гиршпрунга, энтеритам, дисбактериозу кишечника, муковисцидозу, лактазной недостаточности, целиакии, кишечным инфекциям, лямблиозу и др.

Избыточная потеря железа отмечается у детей, страдающих кожными аллергическими проявлениями, частыми инфекциями. Кроме этого, причиной железодефицитной анемии у детей может выступать нарушение транспорта железа вследствие снижения содержания и недостаточной активности трансферрина в организме.

Неонатальный период

Неонатальный период объединяет два под периоды

Ранний неонатальный период (от рождения до 7-ми суток — 168 ч).

В настоящее время наблюдаются пограничные состояния: физиологический катар кожи, физиологическая желтуха, физиологическая потеря массы тела, сечокы ислий инфаркт, половой криз, а также выявляются аномалии развития, фетопатии, наследственные заболевания, гемолитическая болезнь при антигенной несовместимости крови матери и плода, клинические проявления родовой травмы, асфиксии, последствия внутриутробного инфицирования или инфицирования во время родов, проявления аспирационного синдрома; гнойно-септические заболевания, вирусные поражения кишечника и дыхательных путей; синдром дыхательных расстройств вследствие незрелости легочной ткани и гипертензии малого круга кровообращениегу.

Поздний неонатальный (от 7-й до 28-го дня жизни — 21 день). Период восстановления после перенесенных дезадаптационных синдромов

Перинатальный период длится с 28-й недели беременности до 7-го дня жизни. Включает поздний фетальный, интранатальный и ранний неонатальный периоды

Для оценки физического развития новорожденного используют средние статистические показатели основных параметров зависимости от гестационного возраста или оценочные таблицы по типу перцентили.

Гестационный возраст в определяют по времени последней менструации матери, дате первого шевеления плода, по данным объективного обследования вагитноив женской консультации, включая ультразвуковое исследование, а также на основ и клинической оценки степени зрелости новонародженого.

Відповідно до статистичних даних показники у межах.

М ± 2σ або. Р 10-90 вважаються за нормальні для даного гестаційного віку, а відхилення у середньому. М на 2σ та більше або понад.

Р 90 та нижч че. Р 10 является резким отклонением от нормы

Важное значение для оценки физического развития имеет характеристика пропорциональности телосложения и состояния питания новорожденного младенцеви

Определение критериев живонароджености и мертвонароджености

Живонародженисть — это полное изгнание или извлечение продукта зачатия из организма матери вне зависимости от продолжительности беременности, который после такого отделения дышит или проявляет другие признаки жизни, такие я как сердцебиение, сокращение мышц, пульсация пуповины, независимо от того, перерезана она или нет, отслоившейся плацента.

Каждый продукт такого рождения считается живорожденныхм.

Смерть плода (мертворожденный плод) — это смерть продукта зачатия до его полного изгнания или извлечения из организма матери вне зависимости от продолжительности беременности.

На смерть указывает тот факт, что после такой ого отделения плод не дышит или не проявляет любых других признаков жизни, таких как сердцебиение, пульсация пуповины или определенные движения мышцев.

доношенных новорожденных — ребенок, родившийся при сроке гестации от 37 нед до 42 мес со средними показателями массы тела.

У доношенного новорожденного ребенка голова составляет 1/4 части тела важно ное значение имеет определение формы головы и окружности черепа при рождении течение первых 2-3 дней жизни у ребенка сохраняется конфигурация черепа, обусловленная прохождением головки через родовые пути и матери. К вариантам нормы относятся такие формы черепа, как долихоцефаличний, брахицефаличний, черепа виде башни

Окружность головы у доношенных детей составляет 33-36 см, может превышать окружность грудной кл иткы на 1-2 см. Большое темечко открытое, его размеры в норме не превышают 2,5-3 см. Малое темечко — в диаметре не более 0,5 см — может быть открытым у 25-30% доношенных оджених.

  • Недоношенный новорожденный — ребенок, родившийся в срок от 24 до 37 полных недель гестации
  • переношенной новорожденный — ребенок, родившийся в срок 42 полные недели гестации и более

При сопоставлении показателей физического развития ребенка и срока гестации (гестационного возраста) выделяют следующие группы детей:

  • 1 новорожденного с большой массой тела
  • 2 Новорожденные с нормальным физическим развитием для определенного гестационного возраста
  • 3 новорожденных с низкой массой тела относительно гестационного возраста или новорожденные с задержкой внутриутробного развития
  • 4 Новорожденные с внутриутробной (урожденной) гипотрофией

Возрастная периодизация постнатального онтогенеза

Существует определенное разделение всех возрастных периодов постнатального онтогенеза человека. У каждого из них свои особенности и физиологически цели, поэтому мы рассмотрим их более детально.

Фактически, каждый период отражает определенные стадии физиологического и психологического развития, которые влияют на дальнейшую индивида.

Ювенильный

Это самый ранний этап развития человека, так как он начинается с момента рождения и продолжается до начала половой зрелости. Для него характерны процессы, начавшиеся еще на этапе эмбрионального развития, а именно – увеличение размеров тела в общем, и его органов по отдельности (рисунок 4).

Рисунок 4. Ювенильный период начинается с рождения

Именно на данном этапе формируются индивидуальные особенности организма человека, а также завершают развитие жизненно важные органы и системы. Позже других заканчивает формирование половая система и вторичные половые признаки.

Ювенильный период принято делить на несколько отдельных этапов, включающих грудной возраст, первое и второе детство, а также период развития подростков. Несмотря на то, что для каждого из них характерны свои особенности (к примеру, выпадение молочных зубов или формирование вторичных половых признаков), все индивидуумы ювенильного возраста имеют и нечто общее. Во-первых, они проходят определенные этапы развития, а во вторых – достигают нужных физиологических параметров для дальнейшего продолжения рода.

Зрелый

Период зрелости также называют репродуктивным, так как именно в этом возрасте человек достигает того уровня физического, психологического и интеллектуального развития, необходимого для продолжения рода (рисунок 5).

Несмотря на то, что половая зрелость наступает еще в конце ювенильного этапа, человек проходит еще несколько стадий до начала непосредственного размножения.

Стоит отметить, что период зрелости у людей длится несколько десятилетий. Как и у предыдущего этапа, у него есть свои особенности, в частности окончательное формирование всех органов и систем. Считается, что период зрелости не включает рост организма, хотя ученые доказали, что параметры человеческого тела меняются постоянно, даже после завершения активного детского периода роста.

Рисунок 5. Зрелость — самый продуктивный этап жизни

Переломный момент наступает после того, как половая и эндокринная система прекращают выполнять некоторые из своих функций. В это время организм становится непригодным для дальнейшего размножения, и наступает период старости.

Период старости

Основная характеристика последнего временного этапа онтогенеза человека выражается в процессах, обратных периоду роста в детстве, юности и зрелости. Процессы обмена веществ постепенно замедляются, а органы начинают работать хуже. Также наблюдается старение тканей (рисунок 6).

Рисунок 6. Старость — время угасания всех обменных процессов

Естественный процесс старения может иметь разную длительность, в зависимости от индивидуальных особенностей организма, среды обитания и условий жизни человека. Однако, вне зависимости от продолжительности, период старости заканчивается естественной смертью.

В видео наглядно показано, какие этапы проходит человек с момента рождения и до смерти.

https://youtube.com/watch?v=ei9pG4kG6PI

Поделиться

15.04.2019
8 616

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.