Этническая общность

Алан-э-Дейл       26.08.2023 г.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

В каждого человека его принадлежность к тому или иному этносу играет чрезвычайно важную роль в нахождении своего места в социальном пространстве и задевает саамы сокровенные чувства по поводу собственной этнической соотнесенности (идентификации). Но не только для отдельной личности, но и для целого государства этнические процессы выступают на первый план, приобретают первостепенную значимость. «Напряженность» вместо «нормы» в развитии этнических процессов является показателем социального неблагополучия, аномалии в жизни социума. Эта напряженность может привести к трагическим событиям и даже войне между этносами.

Знание психологических особенностей того или иного народа, понимание значимости этнического сознания в развитии социальных процессов необходимо каждому члену общества, чтобы способствовать его стабильности, чтобы правильно строить свои взаимоотношения с представителями других этносов. А некоторые социологи, прогнозируя будущее, даже утверждают, что этническое самосознание станет главной идеологией в мире. Вот почему этническая проблема так интересна для социологов.

Современные тенденции развития наций

Сегодняшнее общество основано на наивысшей форме процесса развития определенного этноса – нации. Современная цивилизация включает около 5 тысяч этносов, и их количество интенсивно прирастает.

Базовыми признаками современной нации являются:

  • государственность;
  • развитая экономическая система;
  • социальные отношения;
  • общегражданское сознание и самосознание как результат развития всех сфер взаимоотношений внутри общности;
  • национальный менталитет (национальный характер) как унифицированная форма восприятия культуры, традиций, национальных особенностей, образ мышления, ценности.

Россия многонациональна: насчитывается десяток малых рас, более 130 наций, народностей и малых этнических групп.

В современном обществе существуют две кардинально противоположные тенденции развития наций:

  • межнациональная дифференциация – ситуация противостояния и разделения наций и народов в рамках всех сфер жизни общества;
  • межнациональная интеграция – процесс объединения наций и народов через взаимодействие.

На ведущее место выходит глобализация как исторический процесс сближения наций, при котором постепенно утрачиваются границы и все нации объединяются в единую цивилизованную систему.

Социальные отношения

  • 10 сложных планов по блоку «Социальные отношения»
  • Основные термины по блоку «Социальная сфера»
  • Понятие, виды и функции социальных институтов
  • Всё о социальных группах и организациях

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Выбери ответ

Сложности идентификации этнической принадлежности

Представьте себе такую картину, что человек определённой национальности проживает в стране, где другой язык, люди иной национальности, культуры, истории и так далее. Как в этих условиях человеку сохранить причастность к своей этнической группе, научиться разговаривать на родном языке, познакомиться с её культурой, традициями? Если это человек взрослый, вполне сложившийся, то перед ним стоит проблема сохранения, как говорят, своих корней. А если это маленький ребёнок, то у него ещё не сложилось чувство этнической принадлежности, он буквально всю информацию впитывает в себя, как губка. Вокруг его иной мир со своими обычаями и традициями. Здесь стоит проблема передачи ему этнических качеств своего народа.

В этом большую роль играют диаспоры, создаваемые в отдельных странах, которые помогают людям сохранить правильный язык, культуру родного народа. Особенно быстро теряют признаки этнической принадлежности подростки, дети. Только с помощью своих родителей, которые стремятся сохранить их, ребёнок может не потерять связь со своим народом.

Формы этнических общностей

Любой этнос представляет собой группу людей, объединенных общностью проживания, языком, культурой и бытом. По мере развития эволюции, базовые признаки этносов трансформируются от биологических к социальным, экономическим и политическим.

Существует несколько форм этнических групп:

  1. Род – группа кровных родственников, проживающая на одной территории. Чаще всего, такая группа родственников объединялась по одной линии – отцовской или материнской. В связи с необходимостью защищаться и расширять территорию для охоты, роды стали объединяться, представляя более крупные этносы – племена.
  2. Племя – общность родов, в основе которой лежит не только кровное родство, но и общие культурные факторы, осознание принадлежности к роду. Представляет собой объединение нескольких семейных кланов, произошедших от одних предков. Этот тип этноса преобладал в период первобытнообщинного строя и характеризовался проявлением первых признаков самосознания: традиции, обычаи, самобытные обряды, ритуалы, народное искусство.
  3. Народность или народ – совокупность людей, связанных территорией проживания, языком, культурой, менталитетом, а не кровным родством. Особенности развития народности связаны с зарождением торговли, разделением труда и активизацией культурных связей.
    Нация – исторически сложившееся сообщество, страна, население государства, основанное на единстве территории. Характерными особенностями нации является рост уровня экономических и политических отношений, историческая память, появление письменности и развитие колоритного, неповторимого фольклора (сказания, легенды, мифы, песенное творчество). Важная роль в такой общности отводится религии и институту власти, поэтому нация появилась в момент зарождения и становления системы государственности. Понятие нации проявляется в общегражданском сознании и самосознании. Взаимодействие наций, диалог культур – неотъемлемая составная цивилизованного общества.
  4. Этническое меньшинство – малочисленные, зачастую изолированные этносы, подвергающиеся дискриминации со стороны других общностей, но с твердым осознанием принадлежности к единому целому.

Признаки этнических сообществ:

  • внутрисемейное родство на генетическом уровне;
  • преемственность между поколениями;
  • общность территории, совместное проживание как основное условие для совместной деятельности;
  • историческое происхождение, историческая память как инструмент мотивации для формирования самобытной культуры и самосознания;
  • общая языковая принадлежность;
  • этническая психология, менталитет, ценности и нормы поведения как компоненты духовной культуры и единства;
  • этническое самосознание как самоидентификация в рамках осознания принадлежности к конкретному этносу.

Что такое народ, этнос и национальность

Народ, этнос, национальность — кажется, что эти понятия все об одном и том же. Границы между ними незаметны, но есть. Разберемся с этими и другими важными терминами.

Такое определение как нация появилось в 15-16 веках и в первую очередь связано с европейской культурой.

Сейчас мы употребляем этот термин и в отношении других культур и государств — все это влияние европейцев на остальной мир.

Для начала разберемся с терминами: этнос, национальность, народ, народность, государство и нация. Они близки, но имеют разное значение.

Начнем с этноса. Единого мнения по поводу этого явления нет. Большую сумятицу внес Лев Гумилев, который придумал теорию этногенеза. При этом современные авторитетные ученые говорят о том, что в ней много романтики и выдумки. Гумилев пережил смерть отца, аресты и лагеря, и его теория становится практически политическим актом, потому что идет вразрез с представлениями советской науки. Теория этногенеза скорее философская, нежели научная, и не находит подтверждения на конкретном материале.

️ Мы будем придерживаться мнения, что этнос — это группа людей, которые объединены лингвистически и фенотипически.⠀

Национальность — это советское изобретение, которое должно было помочь определить различные полиэтничные и полиязыковые группы на территории СССР. Тогда появилась графа и термин — национальность.

Национальность близка к этносу, но имеет юридическое основание и связана с государственным регулированием. Вписанная в паспорт национальность: русский, еврей, украинец в советские времена — это политический акт.

С понятием народ сложнее. Народ — некоторая абстракция, совокупность населения, но при этом оно отделено от тех, кто управляет (государь и народ, интеллигенция и народ, бюрократия и народ). Историки стараются этим термином не оперировать, потому что не до конца понимают, что это.

Народность — этническая группа, которая является частью большей этнической группы, но отделена какими-то этническими признаками. Так, на территории современного Дагестана живут несколько народностей, говорящих на разных языках.

Наконец, государство, страна, княжество, земля, империя — это термины, которые обозначают совокупность территорий со всем проживающим на них населением. Для самих людей используют термин подданные или граждане.

Народности Дагестана

Что почитать

Эрик Хобсбаум. «Нации и национализм после 1780 года»

Эта работа даст исчерпывающую картину формирования как самого понятия «нация», так и процесса образования наций и государства.

Диаспоры и национальные меньшинства

Диаспоры образуются за счёт добровольного переселения (миграции), насильственного выселения, угрозы геноцида и иных социальных факторов.

Диаспора — значительная часть этноса, живущая вне исторической родины.

Примером ненасильственного формирования диаспоры выступает русский этнос. Ни одному народу на свете не удалось изгнать русских с исторической родины — России. Зато русские добровольно и большими партиями покидали её начиная с XVII в. Крупнейшая в мире российская диаспора насчитывает 25—30 млн человек. В это число входят, во-первых, российские граждане, постоянно проживающие за рубежом. На учёте в консульских учреждениях сегодня состоят около 1,2 млн таких граждан. Однако это число вбирает только 15—20% всех реально постоянно проживающих за рубежом. То есть число сограждан за рубежом составляет до 8—10 млн человек. Другая группа — это выходцы из Российской Федерации, чьи корни находятся в России. Ещё 10—15 лет назад назывались цифры 35—40 млн человек. Но часть из них за последние 15 лет вернулись в Россию. Федеральный закон 1999 г. «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» устанавливает, что «соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нём и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии».

Еврейский этнос — это, пожалуй, самый «распылённый народ» в мире. Его диаспоры разбросаны по всему миру. Хотя некоторые диаспоры образовались добровольно, большинство случаев или, по крайней мере, самые известные следует отнести к насильственной миграции. Евреи почти две тысячи лет прожили за пределами своей этнической родины Палестины, откуда их в I в. н. э. выселил после восстания римский император Тит Веспасиан. Однако они не перестали быть евреями и вне Палестины, сохранили себя как этнос и смогли возродить еврейское национальное государство в середине XX в.

Диаспора — это начальный этап формирования национального меньшинства.

Под национальным меньшинством надо понимать отдельную часть этноса, оказавшуюся за пределами проживания его основной, главной части или за пределами одноимённого государства. Национальные меньшинства также именуют этническими меньшинствами.

Этническое меньшинство подразумевает, что где-то существует одноимённое этническое большинство, т. е. основная часть этого этноса.

В России меньшинствами являются, например, греки (так как есть страна, именуемая Греция), армяне, грузины, чехи, казахи, узбеки и т. д. В то же время русские являются этническим меньшинством, например, если они постоянно проживают в Венгрии, Германии, Франции, а после распада СССР стали этническим меньшинством во всех бывших республиках СССР. Хотя в Казахстане их доля не так уж и мала, в самом начале она составляла 37% и превышала долю казахов. Поэтому для такого случая был специально изобретён термин «иноэтничное большинство». Тем не менее казахи, численно уступавшие русским, были признаны титульным этносом, а русские нет.

Титульный этнос — этническая группа, название которой совпадает с названием государства.

Изучение проблемы национальных меньшинств впервые было поставлено на научную основу в США, где белое население, составляющее большинство, натолкнулось на сопротивление, которое им оказывало чернокожее население страны, находившееся в численном меньшинстве.

Поскольку Америка на протяжении всего XX столетия продолжала притягивать десятки миллионов мигрантов со всех концов света, то к концу XX в. численность всех белых и всех небелых почти выровнялась. Более того, доля первых стала сокращаться, а доля вторых интенсивно нарастать. Американские специалисты по этнологии стали поговаривать о том, что вскоре белые станут в США этническим меньшинством.

Не всегда выяснить вопрос о том, кто является меньшинством, а кто большинством, просто. Иногда большая часть этноса проживает за пределами территории или государства, одноимённого с этим этносом. Так, например, численность татар в Российской Федерации превышает 5,6 млн человек, однако в самом Татарстане их проживает менее 2 млн. Нетрудно заметить, что большая часть татар живёт за пределами одноимённого государственного образования. Всего же в мире больше 6,6 млн татар.

Классификация этносов

Ученые выделяют несколько разновидностей этнических групп:

  • Род, под которым понимают своеобразный тип этнического сообщества — его основой является кровное родство, отслеживаемое по линии отца либо матери. У родов есть собственные наименования, их представители имеют схожие черты и потребности.
  • К племени относят этническое сообщество, сформированное из нескольких родов, такой тип этнической группы был характерен для первобытного строя.
  • Народность — это этническая группа, появившаяся в результате распада первобытно-общинных отношений, ее основой является уже не родство по крови, а общность языка, быта, культуры и территории.
  • Нацией называют наиболее развитую разновидность этноса, для нее характерно не только территориальное, лингвистическое и культурное единство, но и наличие общих для всего народа исторической памяти и самосознания.

К наиболее ранним разновидностям этносов относятся род и племя. В дальнейшем, по мере усложнения общественного устройства, возник такой тип этнической общности как народность, который в результате последующей консолидации больших групп людей развился в нацию, представляющую собой целостную этническую систему.

В России при определении принадлежности человека к определенному этносу используют термин «национальность». Данный термин не имеет никакого отношения к гражданству, а потому гражданином РФ может быть русский, татарин, украинец, армянин, якут или представитель иного народа.

Как происходит формирование этноса

У древних греков словом «этнос» было принято обозначать другие народы, которые не являлись греками. Длительное время в русском языке в качестве аналога и пользовалось слово «народ». Определение С.М. Широкогорова позволило подчеркнуть общность культуры, отношений, традиций, быта и языка.

Совремённая наука позволяет трактовать это понятие с 2 точек зрения:

  1. Этнос как форма существования человека, его культуры и осознания себя. При этом обязательно учитывается воздействие природных факторов. Примером может служить концепция, разработанная Л.Н. Гумилёвым.
  2. Этнос как историко-социальная система, которая подразумевает зарождение, развитие и переформирование структуры. В этом случае расселение этноса далеко не всегда совпадает с официально признанными границами государства. Существуют отдельные этнические диаспоры на территории других государств.

Зарождение и формирование любого этноса подразумевает большую протяжённость во времени. Наиболее часто такое формирование происходит вокруг определённого языка или религиозных убеждений. Исходя из этого мы часто произносим такие словосочетания, как «христианская культура», «исламский мир», «романская группа языков».

Основными условиями возникновения этнической группы являются наличие общей территории и языка. Эти же факторы в дальнейшем являются поддерживающими факторами и главными отличительными признаками того или иного этноса.

Из дополнительных факторов, влияющих на формирование этноса, можно отметить:

  1. Общие религиозные убеждения.
  2. Близость с расовой точки зрения.
  3. Наличие переходных межрасовых групп (метисных).

К факторам, которые объединяют этническую группу, можно отнести:

  1. Специфические черты материальной и духовной культуры.
  2. Общность быта.
  3. Групповые психологические характеристики.
  4. Общее осознание себя и представление об общности происхождения.
  5. Наличие этнонима – самоназвания.

Этнос по существу представляет собой сложную динамическую систему, которая постоянно претерпевает процессы трансформации и одновременно сохраняет свою устойчивость.

Культура каждого этноса сохраняет некую константность и одновремённо изменяется с течением времени от одной эпохи к другой. Особенности национальной культуры и самопознания, религиозные и духовно-нравственные ценности накладывают отпечаток на характер биологического самовоспроизведения этноса.

Примеры этнического разнообразия в мире

По всему южноамериканскому региону и испано-американским странам сосуществует большое количество культур и этнических групп, поэтому существует большое этническое разнообразие.

Есть люди коренного происхождения, но также европейского, африканского или азиатского происхождения. В зависимости от страны, в которой мы находимся, существуют различия в этническом разнообразии страны..

Есть много стран, в которых этнические группы объединились и породили расу метисов, таких как люди, которые имеют европейскую кровь с коренной, африканской или азиатской кровью..

Карибский бассейн и Мексика

В таких регионах, как Карибский бассейн, большая часть населения имеет европейскую или африканскую кровь. В отличие от Мексики, в которой проживает большинство коренных и европейских кровей. Это этническое разнообразие отражается на физических характеристиках населения.

Аргентина

Например, в Аргентине европейское происхождение населения очевидно. 85% населения европейского происхождения, в основном итальянцы, а остальные 15% — из коренной крови.

Колумбия

Колумбия — одна из стран с наибольшим этническим разнообразием в мире. Благодаря своему географическому положению он находится на пороге межкультурности.

Существует до 84 коренных этнических групп и 3 большие группы, отличающиеся от населения. Коренные этнические группы расположены и преобладают, прежде всего, в сельской местности, с более высокими показателями в Гуахира, Путумайо и Амазонас.

Население, являющееся потомком африканской этнической группы, составляет более 10% от общей численности населения страны. Мы также находим людей цыганской национальности, которые достигают до 5000 человек..

Колумбия считает, что множественность этнических групп представляет собой источник национальной гордости. Богатство нематериальной культуры в Колумбии высоко благодаря количеству индейских и креольских языков, таких как банде, паленкеро и романский.

Эквадор

В Эквадоре около 80% населения составляют метисы. Признано до 13 коренных национальностей, среди которых чачи, цахила, амазонские кичуас, ава, эпера …

Только в амазонском регионе этой страны насчитывается девять признанных родных языков. Прибытие до 13 по всей стране. Язык Запара также был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Перу

В Перу насчитывается до 76 этнических групп, которые сосуществуют на их территории, где мы находим смеси андских культур по всему региону Анд, которые продолжают сохранять свои обычаи и культуру на протяжении многих лет, включая многие племена, в которых, как представляется, глобальное присутствие общества еще не пришло.

ссылки

  1. ПАРЕХ, Бхиху. Переосмысление мультикультурализма: культурное разнообразие и политическая теория.этносы, 2001, том. 1, а не 1, с. 109-115.
  2. COX, Taylor H.; Блейк, Стейси. Управление культурным разнообразием: последствия для организационной конкурентоспособности.Исполнительный, 1991, р. 45-56.
  3. ОГБУ, Джон У. Понимание культурного разнообразия и обучения.Педагог-исследователь, 1992, вып. 21, а не 8, с. 5-14.
  4. FEARON, Джеймс Д. Этническое и культурное разнообразие по стране.Журнал экономического роста, 2003, вып. 8, № 2, с. 195-222.
  5. RIGGINS, Стивен Гарольд (ред.).Средства массовой информации этнических меньшинств: международная перспектива. Sage Publications, 1992.
  6. ЗЕЛЕНЫЙ, Джеймс У.Культурная осведомленность в сфере социальных услуг: многоэтнический подход. Прентис Холл, 1995.
  7. ATKINSON, Дональд Р.; МОРТЕН, Джордж; Сью, Derald Wing.Консультирование американских меньшинств: межкультурная перспектива. Brown & Benchmark, 1979.

Историческое развитие

Если рассматривать развитие этнической общности глобально, следует уточнить, что на формирование определенных признаков нации влияет огромное количество факторов (рисунок 3).

Современная наука выделяет два основных подхода к формированию этнических общностей: социокультурный и естественно-биологический. Несмотря на некоторые неточности каждой теории, они имеют право на существование.

Процесс формирования любой формы этноса называют этногенезом, причем, в зависимости от подхода, будут меняться и факторы формирования национальности или этноса.

С точки зрения естественно-биологического подхода, этническая общность формируется под воздействием таких факторов:

  1. Этнос является не социальным явлением, а всего лишь результатом развития группы людей, проживающей в одной географической местности.
  2. Любой этнической общности свойственны фазы подъема, расцвета, упадка и гибели.
  3. Основной развития этнической общности является пассионарность, то есть стремление самых талантливых людей к изменению своего окружения.

Сразу следует уточнить, что понятие пассионарности было разработано известным российским ученым Гумилевым, и оценивается неоднозначно.

Рисунок 3. Исторические аспекты оказывают сильное влияние на все этнические общности

Согласно учению П. Сорокина, в основе формирования любой этнической общности лежит социокультурный аспект, который приводит к переустройству социума, формированию новых традиций и изменению основ менталитета.

Разница между расой и этнической принадлежностью

Возьмите кавказскую (ака, европеоидную) расу. Мака МакКонаилл, ирландский профессор анатомии, описал физические характеристики кавказцев как «светлую кожу и глаза, узкие носы и тонкие губы. Их волосы обычно прямые или волнистые». Говорят, что кавказцы имеют самую низкую степень проекции в своих альвеолярных костях, которые содержат зубы, заметный размер выступающей части черепа и области лба и проекцию области средней части лица. Человек, внешность которого соответствует этим характеристикам, считается кавказцем. Кавказцы не всегда имеют белую кожу, но в Соединенных Штатах «белые» обычно используются для обозначения белых людей.

Кавказцы встречаются во многих странах мира. Таким образом, в то время как кавказец в Соединенных Штатах может иметь определенные расовые особенности с кавказцем из Франции, эти два человека имеют разное этническое происхождение — один американец, а другой — француз. Скорее всего, они будут говорить на разных языках большую часть времени, иметь разные традиции и даже могут иметь разные убеждения, на которые сильно повлияли их местные культуры.

Стоит отметить, что «раса» и «этническая принадлежность» могут быть очень субъективными, причем границы между этими двумя понятиями часто размыты. В видео ниже обсуждается, как термины для расовой и этнической идентичности менялись с годами, и как расовый или этнический термин может не точно описывать личность человека, поскольку у него может быть несколько расовых и этнических групп.

Многорасовый против Многокультурного

В большинстве случаев раса унитарна, т. Е. Человек принадлежит к одной расе, но может претендовать на этническую принадлежность в нескольких группах. Например, Барак Обама чернокожий в расовом отношении, несмотря на то, что его мать кавказская. С другой стороны, человек может этнически идентифицировать себя как шотландский и немецкий, если он действительно жил в обеих этических группах.

Самоидентификация и выбор

Другое различие между расой и этнической принадлежностью связано со способностью идентифицировать себя. Человек не выбирает свою расу; это назначено обществом, основанным на ее физических особенностях. Тем не менее, этническая принадлежность самоидентифицируется. Человек может выучить язык, социальные нормы и обычаи и ассимилироваться в культуру, чтобы принадлежать к этнической группе.

Что такое раса?

Во-первых, давайте определимся с расой. Проще говоря, раса — это физические качества человека, которые позволяют ему вписываться в отдельные группы. Группы людей со схожими физическими и поведенческими характеристиками сгруппированы по расовым категориям.

Вообще говоря, люди относятся к разным расовым категориям по своим неизменным физическим характеристикам, например, цвет кожи, текстура волос, форма глаз и черты лица. Итак, в Соединенных Штатах человек с темной кожей и очень вьющимися черными волосами будет считаться в расовом отношении черным, а человек с бледной кожей и прямыми светлыми волосами будет считаться европеоидом.

Важно понимать, что в то время как раньше люди думали, что раса была биологически детерминирована,наука доказала, что раса — это социальная конструкция. Но что именно это означает? Что ж, в какой-то момент люди подумали, что когда вы принадлежите к определенной расе, вы значительно отличаетесь биологически от людей других рас

Это часто использовалось как средство подавления людей. Например, одним из оправданий американского рабства было то, что черные люди по своей природе генетически уступали белым, что делало последнюю высшей расой.

Недавняя наука показала, что раса на самом деле является чем-то разработанным и закрепленным обществом. То есть ученые обнаружили, что раса человека не делает его генетически значительно отличным от других. Это означает, что раса — это способ общества дифференцировать людей на основе общих физически выраженных черт.

Особенности существования этносов и их закономерности

Исторически формировавшийся этнос выступает в роли целостного социального организма и обладает следующими этническими отношениями:

  1. Самовоспроизведение происходит путём повторяющихся однородных браков и передачи из поколения в поколение традиций, самосознания, культурных ценностей, языка и религиозных особенностей.
  2. В процессе своего существования все этносы претерпевают внутри себя ряд процессов – ассимиляцию, консолидацию и пр.
  3. С целью упрочения своего существования большинство этносов стремится к созданию собственного государства, позволяющего регулировать отношения как внутри себя, так и с другими группами народов.

Закономерностями народов можно считать поведенческие модели отношений, которые типичны для отдельных представителей. Сюда же можно отнести поведенческие модели, которые характеризуют отдельные социальные группы, формирующиеся внутри нации.

Этнос одновременно может рассматриваться как природно-территориальное и социокультурное явление. В качестве своеобразного связующего звена, поддерживающего существование того или иного этноса, некоторые учёные-исследователи предлагают считать наследственный фактор и эндогамию. Однако нельзя не признать, что на качество генофонда нации оказывают существенное влияние и завоевания, и уровень жизни, и историко-культурные традиции.

Наследственный фактор отслеживается прежде всего в антропометрических и фенотипических данных. Однако далеко не всегда антропометрические показатели полностью совпадают с этнической принадлежностью. По мнению другой группы исследователей, постоянство этнической группы обусловлено народным самосознанием. Однако такое самосознание может одновременно выступать в роли показателя коллективной деятельности.

Уникальное самосознание и восприятие мира той или иной этнической группы может напрямую зависеть от того, какова его деятельность по освоению окружающей среды. Один и тот же вид деятельности может по-разному восприниматься и оцениваться в сознании разных этнических групп.

Наиболее устойчивый механизм, позволяющий сохранять уникальность, целостность и устойчивость этноса – это его культура и общая историческая судьба.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.