Виды и их способ вязания
Для вязания нужно обзавестись верёвки определённой длины. Возможно, вам не удастся сразу же запомнить, как вяжется определённый способ. Помните, здесь нужна постоянная тренировка а, главное, практика. Если вы не будете пользоваться ими хотя бы раз в неделю, то со временем все ваши знания о них просто сотрутся, как ненужный ресурс.
Каждый из узлов имеет своё название, но не нужно слишком уж заострять своё внимание на этом. главное это научится их правильно вязать и использовать в жизненных ситуациях
Беседочный узел — это основной и необходимый для любой ситуации. Каждый моряк или рыбак должен освоить его в самом начале. Он необходим как является заложенной основой нескольких узлов, Это является для него ключевым, более универсальным и подходящим в любой ситуации. Связывание двух верёвок вместе с помощью этого метода происходит надёжнее. Да и связать благодаря ему можно будет верёвки, которые имеют разные диаметры, а это иногда очень необходимо. Он не сможет развязаться ни при каких условиях, что является особо важным.
https://youtube.com/watch?v=0GB6LQUuqyU
Для того чтобы сделать такой беседочный тип необходимо выполнить следующее:
- Сделать сверху вниз обычную петлю.
- Затем необходимо продеть через эту петлю определённый конец веревки.
- Протягиваем его позади коренного, а далее снова направляем созданную петлю. Благодаря этому ходовой конец уже оказывается во второй петле.
- Остаётся лишь только туго его затянуть.
При развязывании не возникнут никаких больших сложностей.
Следующий вид верёвочных узлов схемы для начинающих это восьмёрка. Этот вид назван, скорее всего, по своему напоминанию цифры восемь. Его используют очень часто как стопор. Самое большое его преимущество состоит в лёгкости составлении и возращения в прежнее положение в любых условиях.
https://youtube.com/watch?v=WBmr09pTcXM
Как сделать морской узел этого вида нужно:
- Одну верёвку оборачиваем вокруг другой, вытягиваем её поверх него. При этом образовывается петля.
- Протягиваем этот же конец в нашу петлю, но до этого заводим его за себя.
- Затягиваем его покрепче.
Как видите, он не представляет собой ничего сложного.
Одним из известных типов морских узлов является прямой. Это один из немногих самых первых, которые были ещё во времена древних греков. Он служит механизмом соединения двух верёвок. Прямой используется очень часто, но это отнюдь не делает его самым надёжным. При сильных нагрузках происходит сползание его по верёвке или туго затягивается, что в процессе приводит к невозможному развязыванию.
Сделать его не составит большого труда. Для этого нужно всего лишь один конец протянуть в одну сторону, а второй в другую, делая при этом петлю.
Удавка также пользуется большой популярностью. Она издревле использовалась моряками. Он пользовался популярностью не только среди рыбаков и профессиональных моряков, но служил и в других слоях жизни
https://youtube.com/watch?v=a-q8CNgu3GE
Часто используемые морские узлы
Булинь является универсальным узлом, так как легко завязывается на веревке любой толщины. Его также именуют «беседочным узлом». Самостоятельно он не развяжется, не скользит по тросу, но его без усилий можно распустить, если возникла необходимость. Соединение получается одним из самых крепких. Применяют его для страховки, крепления к кольцу и гауку, швартовки и соединения разнообразных тросов.
Схема вязки:
- Создается петля, в которую проводится ходовый участок.
- Далее его заводят за коренную часть.
- Возвращают назад в петлю.
- Маленький кончик должен остаться во второй петле.
- Выполняют тугое затягивание.
Восьмерка получила свое название из-за внешнего сходства с одноименной цифрой. Ее применяют как самостоятельный вариант или в качестве элемента для вязки других креплений. Используется за закрепления или стопора. Его особенность в том, что такой якорный узел легко развязывается при намокании каната.
Схема вязки:
- Ходовый край вытягивают вдоль коренного и обводят вокруг него.
- Ходовый конец заводят за себя и вдевают в образовавшуюся петлю.
- Плотно затягивают.
Удавка применяется для поднятия груза на высоту, а также крепления веревки к опоре. Ходовую часть обворачивают вокруг предмета, а коренной участок несколько раз обводят вокруг ходового. Наиболее надежен, если в удавке для фиксации применяется контрольная затяжка.
При использовании предельной нагрузки на разрыв, после снятия груза, канат легко развязывается. Соединение очень крепкое и не теряет прочности при намокании. Карабиновая удавка широко применяется в альпинизме. Ходовая часть закрепляется на карабине в форме восьмерки, а свободная часть может охватывать опору, например, дерево.
Штык связывают из двух узлов. Он сложен в исполнении, подходит для буксировки и швартовки. В основе применяется простой полуштык. Ходовую часть обводят вокруг предмета, затем несколько раз вокруг коренной части. Штык уместен при длительном стоянии судна в порту.
Существует несколько вариаций вязки. Разновидностью его является якорный узел, который также называют рыбацким штыком. Его применяют в ситуациях, когда задействуется сильная тяга, например, при опускании якоря.
Прямые узлы уместны для скрепления ходовой части двух разных тросов. К недостатку конструкции относят очень сильное затягивание после намокания при чрезмерной нагрузке, поэтому развязать его будет сложно. При интенсивном использовании этот якорный узел может сползать. Схема вязки:
- Две коренные части соединяют.
- Перемещают ходовые концы по отношению друг к другу и затягивают.
- Чтобы конструкция не потеряла симметрию, концы выводят по обе части коренных участков.
Воровской узел считается разновидностью прямого, его применяют для бытовых нужд, например, перевязывают мешки с зерном. Его вяжут подобным образом, направляя концы из конструкции по диагонали по отношению к коренной части канатов. Во время нагрузки соединение может изменить форму, напоминая полуштык.
Смещение приводит к взаимному развязыванию концов. Чтобы веревка не развязывалась, меняют месторасположение концов. Их прижимают, а коренные части затягивают. Если края спрятаны, соединение внешне можно спутать с прямым креплением.
Самым непрочным является тещин узел. Его именуют также бабьим узлом. В морском деле он не используется из-за ненадежности, но на берегу его успешно применяют для упаковки товаров, вязки мешков. Края ходовой части переплетают и связывают. Несмотря на кажущуюся прочность, существует высокая вероятность соскальзывания и развязывания узла при сильном натяжении.
Хуже всего соединяются канаты разного диаметра. При выборе данной конструкции следует оценивать степень опасности, так как соединение развяжется в наиболее неподходящий момент.
Третья группа – вспомогательные узлы
Рис 9. Узел Удавка
Узел удавка (рис.9) применяется для привязывания к дереву, большому камню, выступу. Узел надежен, вяжется просто, легко развязывается.
Учитывая, что узел держится за счет трения и зажатия конца веревки образованной петлей, необходимо достаточное обкручивание петли веревки свободным концом. К тому же после завязывания узла необходимо развернуть место выхода петли относительно направления предстоящей нагрузки таким образом, что веревка в этом участке «не работала на срез». Только после этого веревку можно нагружать. Желательно, чтобы узел постоянно находился под нагрузкой.
Рис 10. Узел Стремя
Узел стремя (рис.10) применяется для устройства петель со стременами, для вязания транспортировочных устройств, незатягивающихся двойных петель.
Рис 11.Схватывающий узел
Схватывающий узел (рис.11) используют при движении по закрепленной веревке, при организации самостраховки, при закреплении вспомогательной веревки на основной. Следует помнить, что ненагруженный схватывающий узел легко передвигается вдоль основной веревки, под нагрузкой он затягивается, схватывается. Учитывая, что узел плохо держит на жесткой веревке, его нельзя использовать при работе с обледенелой веревкой
Рис 12. Узел Двойной рифовый
Двойной рифовый (рис.12) иногда его называют фаловым узлом. В словаре Владимира Даля он именуется “петельным узлом” и “репейком (бантом)”. Нередко его называют и байтовым узлом. Вяжется он так же, как и прямой узел, но во втором полуузле ходовые концы троса завязывают сложенными вдвое. Это незаменимый узел для завязывания шнурков ботинок, веревки, бантов на шее и бантиков в волосах, а также на свертках и коробках.
Рис 13. Узел среднего
В альпинизме применяется узел среднего (рис.13) он рассчитан на нагрузку в любом направлении и может быть завязан в середине веревки, используется вместо узла проводника. Узел среднего очень надежен при использовании.
Рис 14. Узел Простой штык
Два одинаковых полуштыка составляют узел, который называют простым штыком рис.14. На схеме показан широко применяемый в альпинизме незатягивающийся узел – один из самых простых и надежных узлов для закрепления веревки. Чтобы отличить правильно завязанный штык от неправильного штыка, две петли узла нужно сблизить. Если при этом получится стремя (см. рис. 10), то, значит, простой штык был завязан правильно. У такого штыка его ходовой конец как после первой, так и после второго оборота должен выходить одинаково над или под своим концом. У перевернутого, т. е. неправильно завязанного простого штыка (рис. 12, б), ходовой конец после второй оборот идет в противоположную сторону, не так, как после первой. При сближении двух петель перевернутого завязанного штыка вместо стремени получается схватывающий узел (см. рис. 11).
Максимальное число полуштыков в подобном узле при любых обстоятельствах не должно превышать трех, так как этого вполне достаточно и прочность узла в целом при большем числе полуштыков не повысится.
Рис 15. Узел УИАА
Узел УИАА (рис.15). рекомендован Международной федерацией альпинизма (УИАА). Узел УИАА увеличивает трение при протравливании веревки и используется альпинистами для страховки и спуска по веревки при отсутствии спусковых устройств.
В тему:
Компоненты
Коренной конец
— конец троса, закреплённый неподвижно или не используемый при вязке узла. Противоположен ходовому концу.
Ходовой конец
— незакреплённый свободный конец троса, которым начинают движение при вязке узла. петля (открытая)Петля
(открытая петля) — ходовой (или коренной) конец троса, изогнутый вдвое таким образом, что не перекрещивается с самим собой. колышка/калышкаКолышка/калышка
(закрытая петля) — петля, сделанная ходовым или коренным концом троса так, что трос перекрещивается сам с собой. полуузелПолуузел
— одинарный перехлёст двух разных концов одного и того же троса или двух концов разных тросов. Это первая половина прямого или бабьего узла. обносОбнос
— обхват тросом какого-либо предмета (бревна, столба, другого тросa, кольца, рыма, скобы, гака), сделанный таким образом, что оба конца троса не перекрещиваются. шлагШлаг
— полный оборот (360 градусов) каната вокруг какого-либо предмета (бревна, столба, другого троса, кольца, рыма, скобы, гака), сделанный так, что после этого конец троса направлен в противоположную сторону. полуштыкПолуштык
— обнос тросом какого-либо предмета (бревна, столба, другого троса, кольца, рыма, скобы, гака) с последующим перекрещиванием тросом своего конца под прямым углом, без его пропускания в образовавшуюся закрытую петлю (не путать с названием узла «полуштык»).
Коечный штык
Данный вариант предпочитали завязывать для подвешивания коек на кораблях, благодаря чему он и получил свое название.
Отличие в вязке этого узла от простого варианта сводится к тому, что вместо начального простого узла вокруг опоры вяжется восьмерка.
Возможно, у этого варианта и есть какие-то преимущества перед простым штыком, раз он пользовался большой популярностью среди моряков на протяжении долгого времени, но лично я, применяя этот крепеж на практике, таковых не обнаружил. Нашел разве что недостатки, связанные в первую очередь с более сложным и продолжительным вязанием коечного штыка.
Классификация
- Штыки (hitches ) — прикрепляют верёвку к объекту
- Соединения (bends ) — соединяют концы верёвок вместе
- Узлы (knots ) — утолщения на верёвке, петли, декоративные узлы
- Сплесни (splices ) — огоны
Согласно книге А. Шамова «Способы и схемы вязки узлов и их применение в туристской технике», в альпинизме узлы подразделяются на 3 класса:
- Основные узлы — незатягивающиеся петли на конце или середине альпинистской верёвки для страховки (восьмёрка)
- Вспомогательные — затягивающиеся узлы для утолщения верёвки (двойной простой узел в качестве контрольного узла, предотвращающего развязывание основного узла)
- Специальные — тормозящие узлы для спуска или страховки (узел UIAA)
Согласно книге А. Лебедихина «Основы альпинизма и скалолазания», в альпинизме узлы делятся на 3 группы:
- Узлы для привязывания (восьмёрка)
- Узлы для связывания (грейпвайн)
- Вспомогательные узлы (узел UIAA)
По назначению
- Утолщить верёвку (простой узел)
- Привязать верёвку к предмету (выбленочный узел)
- Обвязать предмет для подъёма руками, или с помощью грузоподъёмного механизма (бочечный узел)
- Связать две верёвки вместе Одинакового диаметра и материала (грейпвайн)
- Разного диаметра и материала (брам-шкотовый узел)
Вывести часть верёвки из действия (австрийский проводник)
Сделать петлю на верёвке
- Затягивающуюся петлю (бегущий булинь)
Незатягивающуюся петлю (булинь)
Выделяют декоративное назначение
узлов: существует отдельная классификация галстучных узлов (виндзор).
Узлы классифицируются по применению; один и тот же узел, но завязанный по-разному или на разных материалах или для разных целей, отличается друг от друга, например:
- Используя один узел, завязанный по-разному на разных материалах для разных целей, образуются 2 узла: ткацкий узел, шкотовый узел.
- Используя один узел, образуются 2 узла: двойной простой узел, кровавый узел.
- Используя один узел, образуются 3 узла: булинь, шкотовый узел, бекетовый узел.
По разъёмности
Быстроразвязывающиеся (рифовый узел) Дистанционно развязывающиеся — один конец верёвки выдерживает немалую нагрузку, но если потянуть за второй, узел развяжется (ведёрный узел)
Легкоразвязывающиеся (булинь)
Трудноразвязывающиеся (констриктор)
По надёжности
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 6 марта 2020 года |
Некоторые узлы склонны к саморазвязыванию, либо портят верёвку. Во времена парусного флота считалось, что простой узел снижает надёжность верёвки в 2 раза[источник не указан 199 дней
]; прямой узел достаточно надёжен только при увязывании поклажи, а для связывания двух верёвок ни моряки, ни альпинисты его не используют. А похожий на него и часто завязываемый неумелыми людьми бабий узел очень легко скользит и развязывается. И прямой и бабий узлы унесли не одну человеческую жизнь[источник не указан 173 дня ].
По использованию компонентов верёвки
- Использующие верёвку целиком
- Требующие расплетания верёвки на пряди (сплесни). Такие узлы — сложнее, но прочнее и компактнее обычных узлов
Самые популярные приемы вязания
Начинающему с нуля вязать морские узлы схема вязки покажется запутанной. Но научиться по инструкциям, картинкам или онлайн-урокам несложно. Освоив основные элементы, можно легко перейти к двойным многокомпонентным плетениям. Удобнее учиться вязать узлы на веревке или толстом шнуре.
Прямой
Используется для вязания оборванной лески или двух канатов с разным диаметром. Его также называют рифовым, так как ранее применяли для рифления (сворачивания) парусов. Согласно морским книгам, способ появился в 1795 году.
Прямой узел схема вязания
Потребуется два каната, желательно разного цвета ‒ темный и светлый. Чтобы завязать этот морской узел, схема такова:
- Наложить темный канат на светлый, образовав крест.
- Ходовой конец темного каната оплести вокруг светлого.
- Поднять оба конца двух канатов вверх и накинуть темный на светлый. Оплести вокруг.
- Оба ходовых конца должны выходить сверху. Это основное отличие прямой вязки от похожих и основанных на ней вариантов.
- Затянуть.
Булинь
Булинь умеет вязать каждый моряк, так как он универсальный и содержит элементы нескольких плетений. Это незатягивающаяся петля, которую делали на конце веревки. Она часто спасала жизнь человека, упавшего за борт.
Техника очень старая, большинство морских так или иначе представляют ее разновидности. Булинь научились делать еще древние египтяне, но по-прежнему используют туристы и моряки, именуя «королем». Булинь также называют беседочным. Ранее он использовался для привязывания беседки ‒ деревянной доски на канатах, с помощью которой людей поднимали на мачты или спускали за борт.
Булинь узел — схема вязания
Рыбакам, которые хотят с булиня научиться вязать морские узлы, схема вязки для начинающих понравится. Порядок прост:
- Взять веревку. Прочность плетения не зависит от ее материала или диаметра.
- Сформировать петлю ближе к концевому отрезку.
- Взять ходовой конец, пропустить его через петлю, делая это снизу вверх.
- Ходовым концом веревки сделать круг через коренной.
- Продеть его в петлю уже сверху вниз.
- Затянуть за коренной конец.
Восьмерка
Еще один вид с незатягивающейся петлей, который часто применяют рыбаки, альпинисты. Им связывают отдельные концы лески или троса, закрепляют крючок, обеспечивают страховку при скоростном спуске. На восьмерке основано еще одно известное плетение ‒ фламандская петля.
Как сделать морской узел-восьмерку пошагово:
- Сформировать петлю ходовым концом, расположив его под веревкой.
- Затем сформировать фигуру, напоминающую цифру 8, проведя ходовой конец над веревкой. Пропустить его через петлю сверху вниз.
- Завязать, потянув концы веревки в разные стороны.
Восьмерка узел — схема вязания
Петля восьмерки при нагрузке не сместится и останется такой же, как в момент завязывания. Поэтому она легко распустится, даже если веревка долго была в использовании.
Минусами восьмерки называют сложность вязания, необходимость в усилении при тонкой леске.
Простой полуштык
Полуштык появился в Европе более 100 лет назад. Его часто используют как завершающий элемент для страховки основного. Завязывается вокруг опоры, выдерживает большие нагрузки. Английский вариант названия ‒ half hitch.
Простой полуштык редко применяют в чистом виде, так как ходовой конец требует дополнительной фиксации. Иначе он развязывается самопроизвольно. Обычно полуштык прихватывают с помощью тонкого шнура.
Простой полуштык
Чтобы правильно завязать морской узел, нужно:
- Перекинуть веревку через опору.
- Ходовой конец провести над коренным, продеть его в получившуюся петлю.
- Прикрепить ходовой конец к коренному шнуром.
Якорный
Старинный корабельный узел, поэтапное описание которого появилось в литературе 1794 года. Среди русских мореплавателей известен как рыбацкий штык, или английский. По конструкции напоминает полуштык, так как завязывается на опоре. По технике это вариант двойного простого.
Издавна используется в сфере судоходства из-за прочности, нужен для скрепления канатов, подвергающихся сильному натяжению. Так крепили якорь, швартовочный трос, сейчас используют для связывания рыболовных снастей.
Якорный узел
Чтобы вязать якорные морские узлы, используйте схему:
- Взять веревку, перекинуть ее через опору.
- Обернуть дважды.
- Перекинуть ходовой конец через коренной, сделав обнос.
- Ходовой конец закрепить с помощью дополнительного шнура.
Якорный легко развязывается, очень надежен, особенно при закреплении мокрых или обледеневших тросов. В рыболовстве применяется при фиксации крючка.
Якорный узел: как вязать?
Чтобы избежать непонимания у читателей, далее будет представлена пошаговая инструкция без применения морской терминологии:
- Вокруг предмета дважды обернуть трос. Второй обнос делать без затяга, иначе под него не пройдёт верёвка.
- Ходовой конец каната опустить поверх неподвижного, провести под свободно лежащей петлёй, слегка затянуть.
- Оставшийся отрезок обернуть вокруг основной части троса. Просунуть его в получившуюся петлю.
- Свободный конец закрепить с неподвижным при помощи стяжки или проволоки для дополнительной безопасности.
Это интересно: Пожарная безопасность в лесах: требования, нарушения, ответственность
Как ранее было сказано, якорный узел крайне схож с другим, название которого – простой штык со шлагом. Люди, не связанные с судоходной сферой, обычно часто их путают. И это неудивительно. Однако стоит помнить: при выполнении серьёзных работ данный узел подходит намного лучше.
Дополнительные полуштыки (действия, описанные во 2 и 3 пункте) делают его более безопасным. И если бы тот узел, с которым путают якорный, в действительности использовался для крепления каких-либо частей судна, он быстро получил бы новые модификации. Иначе ему нельзя было доверить тросы с сильной тягой.
Штык со шлагом
Данный вариант отличается от простого тем, что вокруг опоры делается дополнительный (двойной) оборот, что увеличивает надежность связки, позволяет избежать перетирания. Применим чаще всего при креплении швартовых, но в случае, если корабль стоит длительное время.
Рисунок 4. Схема вязания узла «штык со шлагом» (1); фото узла «штык со шлагом» или двойной (2); фото тройного узла (3)
Штык со шлагом может называться еще и двойным, соответственно, тройной – это узел с двумя шлагами (Рисунок 4). Понятно, что для вязания тройного нужно сделать дополнительный сдвоенный оборот каната кругом опоры, как показано на картинке.
Простой штык
Надёжный вариант, который нетрудно запомнить, а также легко вязать, благодаря чему является одним из наиболее популярных в рыбацком деле. Часто он используется альпинистами при сооружении навесных переправ, поскольку просто завязывается и развязывается, когда канат находится под нагрузкой. Также используется для прикрепления троса к опоре, фиксации страховки, при буксировке автомобилей, погрузочных работах на кораблях.
Простой штык образуется при завязывании двух полуштыков
Важно верно выполнить второй, иначе связка затянется
Рисунок 3. Схема узла «простой штык»
На рисунке 3 а) показано правильное расположение петель, образующих при сведении выбленочный узел.
Рисунок 3 б) – при сведении петель получился коровий узел, который затягивает петлю, является неправильным исполнением простого штыка.
Для увеличения прочности можно добавить еще полуштык. Вязать большее количество не имеет смысла. Это не повысит надежность, но увеличит время связывания и развязывания.
Для надежности обязательно закрепляйте узловые концы бечевкой друг с другом.
Выполнение
Накидываем петлю кругом точки опоры.
Проводим веревку через образованную петлю
Не суть важно, проводите ли вы свободный конец под или над веревкой. Все последующие должны быть завязаны так же, как первый.
Делаем петлю вокруг каната.
Проводим свободный конец сквозь образованную петлю, аналогично первому разу.
Закрепляем контрольным узлом либо бечевкой.
Альтернативные варианты штыка
Есть и другие виды штыка, имеющие отличия и позволяющие применять их в некоторых ситуациях с наибольшей эффективностью. Это двойной и тройной, штык с обносом, мокрый полуштык, рыбацкий, штык со шлагом, коечный, мачтовый, обратный.
Двойной и тройной
Двойной и тройной штыки отличаются от простейшего тем, что вместо одного оборота каната вокруг опоры делают 2 или 3. Эти виды отличаются большей прочностью благодаря добавочным оборотам. При этом воздействие нагрузки на полуштыки, которые составляют крепеж, будет наименьшим из-за силы трения каната в точках крепления к опоре. При этом канат не будет истираться.
С обносом
Чтобы понять, как вязать штыковой узел с обносом, сначала совершают свободным концом веревки оборот вокруг стояка. Потом узелок перебрасывают через основной и опять окручивают столб в противоположную сторону. После этого делают полуштыки, как при простом соединении. Крепеж меньше скользит при переменном направлении нагрузки. Петли каната обвивают столб по обе стороны от основного конца, на которое оказывается давление. Двумя шлагами штык с обносом позволяет привязать садок к неподвижному объекту. Конструкция зависит от прочности первого и второго шлага.
Обратный
Обратный штык — это перевернутый крепеж с обносом. Используют его моряки, когда появляются препятствия при обносе основного конца шнура вокруг столба. При создании узла опору надо обойти один раз. При вязании соединения с обносом обходить вокруг столба нужно 2 раза. Эта конструкция имеет те же достоинства, в отличие от простейшего соединения, что и крепеж с обносом, но при сравнении с ним обратный тип более удобный.
Коечный
Коечный штык раньше в морской практике завязывали для подвешивания гамаков на судах. Он отличается от простого типа тем, что вместо первого простого соединения вокруг столбов вяжут восьмерку. У такой конструкции есть достоинства в отличие от простого крепления. Недостатком является более сложная и длительная вязка коечного крепления.
Эффективность узла
Также хотелось упомянуть тему ослабления веревки узлами.
Данная характеристика называется эффективностью узла, которая представляет собой остаточную прочность верёвки в узле от номинальной прочности верёвки, выраженная в процентах.
Силы, действующие на верёвку внутри узла, не распределяются равномерно по всему её поперечному сечению. Часть нитей, находящихся на внешней стороне дуги, натягивается довольно сильно. В зоне перегиба возникают и поперечные усилия, которые суммируются с продольными и дополнительно нагружают нити верёвки. Чем сильнее она изогнута, тем в большей степени уменьшается её прочность. В зависимости от узла, прочность верёвки обычно ослабевает на 30–60 %.
Прочность узла зависит от материала веревки, от способа плетения, от диаметра, нагрузки, направления нагрузки, вида узла и других условий.
- Узлы на мокрой веревке менее прочны на приблизительно 25 %.
- Чем тоньше веревка, тем менее прочен узел.
- Если материал веревки более скользкий, то узел менее прочен.
- Чем жёстче материал веревки, тем менее прочен узел.
Разновидность морских узлов
Видов морских плетений бесконечное множество (Рисунок 3).
Среди них чаще всего используются:
- Восьмеркой;
- Бабочка или пчелка;
- Беседочный;
- Прямой или простой штык;
- Якорный.
Кроме того, все они классифицируются по своему целевому назначению или используемому для них материалу:
- Для связывания веревочных и тросовых частей — кинжальный, бабий, дубовый или водяной;
- Чтобы укрепить основу тросов или канатов — юферсный, устричный или кровавый;
- Накидные со свободными не затянутыми петельками — жилковый, совершенный, бурлацкий;
- Классические на затяжку — восьмерка и удавка;
- Декоративные и особые с оригинальными названиями — турецкий, кошачья лапа, амфорный и королевский, т.д.
Прямой
Универсальное плетение, известное еще со времен древнего Египта (Рисунок 4). Прямой узелок представляет собой два полуузла, которые последовательно завязываются в разные стороны один над другим. При этом, он может сильно затягиваться при большой нагрузке и сильном намокании, что не мешает его быстрому развязыванию в течение пары секунд.
Рифовый
Об этом элементе с легкостью можно сказать, что с ним справиться любой, кто завязывал бантик на шнурках. В море с его помощью крепят лебедки и другие снасти на открытой палубе, закрепляют чехлы из брезента на спасательных шлюпках. Ниже схема вязания узла (Рисунок 5).
Восьмерка
Самое распространенное плетение (Рисунок 6), оно:
- Является прекрасным стопором, надежно закрепляющим конец троса или каната;
- Применяется для закрепления веревочного стартера механизаторами;
- Не портит крепежный элемент, так как не имеет на нем мертвой затяжки;
-
Просто поддается развязыванию.
Рисунок 6. Морской узел восьмерка
Плоский узел
Его основная цель — завязывать канаты разной толщины.
При наличии четырех точек пересечения, он:
- Гарантирует надежность соединения и не затягивается намертво;
- Равномерно распределяет нагрузку, так как не имеет сильных перегибов.
Все эти качества сильно зависят от правильного исполнения, поэтому принцип вязки не приемлет каких-либо отклонений (Рисунок 7).
Простой штык
Легкое плетение элемента позволяет держать нагрузку в любом из направлений и развязывать его под ней без особых усилий.
Как правильно завязать морской узел на веревке, схема — можно узнать из этого простого способа (Рисунок 8):
- Оберните полтора раза канат вокруг столба, дерева или камня;
- Проведите ходовой конец сверху коренного и заведите его снизу, пропустив из-под коренной части в получившуюся петельку — у вас получится один шлаг;
-
Затяните его и повторите свои действия, затем завяжите контрольный узелок.
Рисунок 8. Морской узел простой штык
Шкотовый узел
Его также рекомендуют использовать для связывания лесок и крепежных соединений разной толщины. Материал большего диаметра применяется для обычной петли, но и на одинаковых по диаметру частях, крепление держит ничуть не хуже.
Инструкция по шагам расскажет вам, как правильно завязать шкотовый узел на веревке (Рисунок 9):
- Сделайте петельку на более толстом канате и держите его в одной руке;
- Проденьте более тонкий тросик через нее и заведите за основной и больший концы;
-
В завершении — протяните тонкую часть под петлей.
Рисунок 9. Шкотовый морской узел
Калмыцкий
Этот тип применяется на парусных и российских суднах. Он издавна использовался в военно-морских целях и подходит для временной привязки кораблей в порту и гужевых повозок к столбу.
Следуйте инструкции, чтобы научиться завязывать калмыцкие веревочные узелки (Рисунок 10):
- Возьмите ходовую часть и сделайте петельку, не обматывая веревки и еще одну в противоположную сторону;
- Протяните главный конец в первую из них и сложите вдвое, снова проведите его складкой в ближайшее полукольцо первой петельки;
-
Накиньте вторую петлицу на устойчивое дерево или столб и затяните за корневой конец.
Рисунок 10. Калмыцкий морской узел
Беседочный узел
Благодаря своей простоте и надежности, булинь применяется в туризме и альпинизме, морском деле. Он вяжется на краю веревки и представляет собой не затягивающуюся красивую петлю (Рисунок 11). Полезный навык — умение вязать его одной рукой пригодится в ряде экстремальных ситуаций.
Эта тема закрыта для публикации ответов.