Морская болезнь: почему британские вмс утрачивают боеспособность

Алан-э-Дейл       07.11.2024 г.

Вторая мировая война

Корабли ВМС Великобритании периода Второй мировой войны

На момент вступления Великобритании во Вторую мировую войну основу Королевских ВМС составлял Флот Метрополии, главной задачей которого было обеспечение господства на море, в прибрежных водах и на океанских торговых путях, ведущих к Британским о-вам. Флот Метропо­лии базировался на Скапа-Флоу и состоял из 5 линейных кораблей (Royal Sovereign, Ramillies, Royal Oak, Nelson и Rodney), 3 линейных крейсеров (Hood, Renown и Repulse), 2 авианосцев (Furious и Ark Royal), 7 крейсеров, 17 эсминцев и 22 ПЛ.

Для срыва попыток легких сил противника развернуть активные действия в южной части Северного моря из состава Флота Метрополии был выделен отряд в составе 2 крейсеров и 8 эсминцев с базированием на Хамбер. Это соединение («Силы Хамбера»), формально входя в состав Флота Метрополии, непосредственно подчинялось Адмиралтейству.

Оборону подходов к Ла-Маншу и Ирландскому морю с запада и при­крытие войсковых транспортов, идущих в порты Франции и обратно, обеспечивала базирующаяся на Портленд эскадра, получившая назва­ние «Силы Канала», в составе 2 однотипных линкоров (Revenge и Resolution), 2 авианосцев (Courageous и Hermes), 3 крейсеров и 9 эсминцев.

Дозорную службу в Датских проливах несли 8 крейсеров «Северного патруля».

Кроме того, в прибрежных водах Англии были развернуты четыре командования ВМС (Росайтское, Портсмутское, Морское и Западных под­ходов), обеспечивавшие местные оборонительные задачи, борьбу с ПЛ, траление. В состав росайтского (Росайт) входили 11 эсминцев и 4 шлюпа; портсмутского (Портсмут) — 6 эсминцев и 7 ПЛ; Норского (Дувр) — 8 эсминцев (в октябре 1939 года на его базе было развернуто Дуврское командование); Западных подходов (Плимут и Портленд) — 25 эсминцев.

Вне Британских островов самым крупным соединением являлся Средиземноморский флот. По предвоенным оперативным планам он должен был обеспечивать господство в восточной части Средизем­ного моря (западная часть входила в зону ответственности союзной Франции) и базировался в основном на Мальту, но незадолго до начала войны был переведен в Александрию. В его составе насчитывалось 3 однотипных линкора (Warspite, Barham и Malaya), авианосец (Glorious), 7 КР, 32 ЭМ и 10 ПЛ. Кроме того, в Красное море накануне войны перевели 3 ЭМ для уси­ления обороны морских сообщений, проходящих вблизи итальянских морских баз в Восточной Африке.

Еще одним подразделением ВМС Великобритании были океанские командования. В их задачу входили поиск и уничтожение вражеских рей­деров и патрулирование в узловых районах судоходства, где ожидалось появление противника.

Северо-Атлантическое командование базировалось на Гибралтар (2 крейсера и 9 эсминцев); Южно-Атлантическое — на Фритаун (8 крейсеров, 4 эсминца, 2 ПЛ и 4 шлюпа); Американское и Вест-Индийское — на Бермуды (4 крейсера, 2 шлю­па); в китайских водах — на Сингапур и Гонконг (авианосец (Eagle), 4 крейсера, 15 эсминцев, 15 ПЛ и 5 шлюпов); Ост-Индийское — на Тринкомали (3 крейсера, 1 ПЛ и 12 шлюпов).

В водах Австралии находились 6 крейсеров, 5 эсминцев и 2 шлюпа австралийских ВМС, так же как и т.н. «Новозеландский дивизион», имевший в своем сос­таве 2 крейсера и 2 шлюпа. В прибрежных водах Канады — 6 канадских эсминцев. С началом войны австралийские и канадские корабли перешли под контроль британского Адмиралтейства.

В годы войны организация английского флота претерпела ряд сущест­венных изменений, в частности, летом 1940 г. в Гибралтаре было сформировано Соединение «Н» (линейный крейсер Hood, линкоры Resolution и Valiant, авианосец Ark Royal, 2 крейсера и 11 эсминцев), призванное заменить в Западном Среди­земноморье флот капитулировавшей Франции. С вступлением в войну Японии в Индийском океане на основе Ост-Индийского командования сформировали Восточный флот, в начале 1942 года насчитывавший 5 линкоров (Warspite, Royal Sovereign, Ramillies, Revenge и Resolution), 3 авианосца (Formidable, Indomitable и Hermes), 7 крейсеров и 11 эсминцев. В конце 1944 года уже на его основе создали Тихоокеанский флот для наступления на Японию, в состав которого вошли все современные корабли английского флота, высвободившиеся после завершения войны в Европе.

История

Торговый флот существует в течение значительного периода в истории Англии и Великобритании, благодаря развитию торговли и имперской экспансии. Его можно датировать 17 веком, когда была предпринята попытка зарегистрировать всех моряков в качестве источника рабочей силы для Королевского флота во время конфликтов. Эта регистрация торговых моряков не удалась, и она не была успешно осуществлена ​​до 1835 года. Торговый флот за последующие годы вырос и стал ведущим торговым флотом в мире, получая значительные выгоды от торговли с британскими владениями в Индии и на Дальнем Востоке . Прибыльная торговля сахаром , контрабандой опиума в Китай, специями и чаем (перевозимых на таких кораблях, как « Катти Сарк» ) помогла укрепить это господство в 19 веке.

Во время Первой и Второй мировых войн торговая служба понесла большие потери от атак немецких подводных лодок . Политика неограниченной войны означала, что торговые моряки подвергались риску нападения с кораблей противника. Тоннаж, потерянный подводными лодками в Первой мировой войне, составил около 7 759 090 тонн, погибло около 14 661 моряка торгового флота. В честь жертвы, принесенной торговыми мореплавателями в Первой мировой войне, Георг V присвоил компаниям титул «Торговый флот».

В 1928 году Георг V присвоил Эдуарду, принцу Уэльскому, титул «Магистр торгового и рыболовецкого флотов»; которую он сохранил после его вступления на престол в январе 1936 года и отказался только в его отречении , что в декабре. Со времен Эдуарда VIII титул принадлежали государям Георгу VI и Елизавете II . Когда Соединенное Королевство и Британская империя вступили во Вторую мировую войну в сентябре 1939 года, Георг VI опубликовал следующее сообщение:

Плакат времен Второй мировой войны, освещающий опасности военного времени, с которыми столкнулся торговый флот

Во время Второй мировой войны немецкие подводные лодки потопили почти 14,7 миллиона тонн судов союзников, что составило 2 828 судов (около двух третей общего потерянного тоннажа союзников). Только Соединенное Королевство понесло убытки в размере 11,7 млн. Тонн, что составляло 54% ​​всего флота торгового флота на момент начала Второй мировой войны. 32000 торговых моряков были убиты на борту конвоев во время войны, но вместе с Королевским флотом конвои успешно импортировали достаточно припасов, чтобы обеспечить победу союзников.

В честь жертв, принесенных во время двух мировых войн, Торговый флот возлагает венки памяти вместе с вооруженными силами на ежегодной службе в День памяти 11 ноября. После многих лет лоббирования официального признания жертв, принесенных торговыми моряками в двух мировых войнах, 3 сентября 2000 года День торгового флота стал официальным днем ​​памяти.

Прочие классы кораблей

А вот с другими классами кораблей пока что ничего особо меняться не планирует. Исключением являются разве что торпедные катера – в реальности Великобритания была главной движущей силой их развития и строительства, но в АИ пальма первенства принадлежит итальянцам, которые начали разрабатывать тему еще до англичан. Однако у англичан великолепный промышленный потенциал, и как только они поймут, с чем имеют дело, то могут начать клепать торпедные катера для действий в Средиземном море и других прибрежных водах массово, сотнями. Однако количество их я пока затрудняюсь указать, и потому вносить в таблицу не буду.

Возможности и перспективы

По размерам списочного состава и по боевым качествам надводные и подводные силы Королевского ВМФ Великобритании не могут поспорить с ВМС крупнейших стран. Однако КВМФ в целом соответствует текущим желаниям, планам и возможностям Лондона. В то же время, появление новых возможностей достаточно быстро привело бы к пересмотру планов в сторону расширения.

Многоцелевая АПЛ HMS Astute

Своими силами КВМФ способен осуществлять стратегическое сдерживание вероятного противника и осуществлять защиту побережья страны от основных угроз. Демонстрация флага в удаленных районах может быть связана с затруднениями, прежде всего количественного характера. Однако в этом деле Великобритания полагается на помощь зарубежных союзников.

В существующих условиях нельзя уверенно говорить о безусловном развитии или деградации Королевского ВМФ. Имеются существенные проблемы, но присутствуют и достижения. Кораблестроительные и прочие программы, несмотря на все затруднения, реализуются и в целом дают нужные результаты. Тем не менее, объективные факторы экономического и политического характера затрудняют развитие КВМФ по наиболее желаемым сценариям.

Очевидно, что за последние десятилетия КВМФ серьезно изменился, и существуют разные оценки таких изменений. Вероятно, дальнейшие события смогут наглядно показать, к чему пришел флот, и как следует воспринимать его нынешнее состояние. В будущем станет ясно, что стало с КВМФ – он приобрел новый облик или превратился в бледную тень самого себя.

//

Планы на будущее

В обозримом будущем в состав КВМФ войдут несколько новых кораблей и подлодок разных классов, необходимых для наращивания боеспособности. Также прорабатывается возможность создания новых проектов техники, необходимой для развития флота в отдаленном будущем.

С 2011 г. велось строительство второго авианосца типа Queen Elizabeth – Prince Of Wales. В 2017-м корабль спустили на воду. В ближайшее время должны пройти ходовые испытания, по результатам которых в 2020 г. корабль примут в состав КВМФ. После этого в составе британского флота будет служить сразу два авианосца с современной техникой на борту.

В будущем надводный флот получит не менее 10-12 перспективных фрегатов Type 26 (City-class). Два таких корабля находятся на разных стадиях строительства, еще четыре законтрактованы. Остальные пока существуют только в планах. Корабли с водоизмещением 6900 т смогут нести широкий спектр управляемого ракетного и минно-торпедного вооружения, предназначенного для борьбы с разными целями. В дальнейшем «Тип 26» частично заменит более старые корабли «Тип 23».

Также для замены устаревшего «Типа 23» предназначаются фрегаты Type 31e (General Purpose Frigate). Пока этот проект находится на стадии конкурса, и победитель еще не выбран. КВМФ желает получить фрегат с управляемым ракетным вооружением водоизмещением до 4500 т. Анонсировано строительство первой серии из пяти кораблей со сдачей головного в 2023 г.

УДК HMS Albion — один из двух имеющихся

В рамках актуальной программы строительства обновление ожидает и подводный флот. Строительство подлодок типа Astute продолжается, и выполнена почти половина планов. Четвертая АПЛ этого типа будет принята в строй в этом году по завершении испытаний. Продолжается строительство еще трех, которым предстоит отправиться на службу в 2020-24 гг.

В 2016 г. заложили головную подлодку с баллистическими ракетами типа Dreadnought. Также запланировано, но еще не начиналось строительство трех аналогичных кораблей. Изначально они будут дополнением для ПЛАРБ Vanguard, но затем полностью заменят их.

Списочный состав

По открытым данным, в настоящее время в составе КВМФ имеется порядка 80 кораблей, подлодок, катеров и т.д. Имеются боевые и вспомогательные единицы всех основных классов, от подводных ракетоносцев и авианосцев до разведывательных и транспортных судов.

Одной из главных и долгожданных боевых единиц является авианосец HMS Queen Elizabeth – пока единственный представитель одноименного проекта. Самыми массовыми кораблями КВМФ являются фрегаты Type 23 или Duke-class в количестве 13 единиц. Несколько лет назад завершилось строительство 6 эсминцев Type 45 (Daring-class). Из крупных единиц также следует отметить пару универсальных десантных кораблей проекта Albion.

Задачи борьбы с минами возлагаются на тральщики проектов Hunt и Sandown – по шесть единиц. Имеется достаточно развитый флот патрульных кораблей и катеров. Он включает четыре корабля типа River и почти 20 катеров типов Scimitar и Archer.

КВМФ включает единственный компонент британских стратегических ядерных сил. Он представлен четырьмя подлодками типа Vanguard, несущими по 16 баллистических ракет Trident II.

Остаются на службе три сравнительно старые многоцелевые АПЛ проекта Trafalgar. Для их замены строятся корабли типа Astute. Три такие субмарины уже начали службу, четвертая находится на испытаниях, и ее могут сдать уже в этом году.

Боеспособность Королевского ВМФ также обеспечивается наличием судов обеспечения, береговой инфраструктурой и т.д. Точные показатели численности личного состава в последние годы не публиковались. По разным оценкам, во флоте служит около 30 тыс. человек и порядка 10 тысяч находятся в резерве. При этом регулярно появляются сообщения о нехватке личного состава.

Эсминцы класса «Даринг тип 45» (Type 45 destroyers)

Корабли этого класса – это военные суда нового поколения, известные так же как военные суда «класса D» или «Daring class». Первый корабль этого класса «Даринг» (HMS Daring) был спущен на воду 1 февраля 2006 года, а с 23 июля 2009 года приступил к полноценному несению службы. В данное время еще один эсминец данного типа HMS Diamond спущен на воду и проходит серию тесовых плаваний и испытаний.

Технические данные:

Экипаж: 190 человекВодоизмещение: 8000 тоннДлинна: 152.4мШирина: 21.2мОсадка: 7.4мДвигатели: 2 вала комплексной электрической тяги, 2 газотурбинных двигателя «Роллс-Ройс» WR-21, 2 дизельных генератора «Wärtsilä» и 2 электромотораСкорость: до 29 узловЗапас топлива: 7000 миль (около 13000 км) на скорости 18 узлов

Вооружение и электроника:

Противовоздушные системы и вооружение:

Эсминцы «тип 45», корабли будущего, вооружаются принципиально новыми системами противовоздушных ракет «Sea Vipers», которые были разработаны британскими, французскими и итальянскими учеными.

Многозадачный радар для обнаружения и сопровождения воздушных целей «Сампсон» (SAMPSON) дальностью до 400км.

S1850M 3D радар, который может одновременно обнаруживать и сопровождать до 1000 целей на дальности до 400км.

3D air surveillance radar, capable of tracking up-to 1,000 targets. (range 400 km)

Цифровые электронные радары UAT Mod2.0, которые уже были установлены на HMS Daring и HMS Diamond в 2012 году

48-ми шахтная ракетная система SYLVER A-50 VLS для запуска 48 ракет «Астер» (MBDA Aster) различного типа. «Астер 15» — ракеты дальностью от 2 до 30 км против воздушных целей. Астер 30 дальностью от 3 до 120км, так же, против воздушных целей, однако, они могут поражать и баллистические ракеты.

Пушки и пулеметы:

1 пушка Mk 8 mod 1 «BAE Systems» калибром 4.5 дюйма2 пушка KCB «Оерликон» (Oerlikon) калибром 30мм на одиночной платформе DS-30B2 пулемета «Миниган»6 пулеметов общего назначения (GPMG)2 системы «Фаланкс» (Phalanx)

Противолодочное вооружение эсминца:

2 4х шахтовых ракетных установок для ракет «Гарпун» (Harpoon)Так же, вертолеты «Lynx», которые способны взлететь по тревоге с палубы корабля, могут быть вооружены противолодочными ракетами «Sea Skua»

Противоподлодочные средства обнаружения и вооружения:

Сонар MFS 7000Вертолеты «Lynx» и «Merlin» могут быть вооружены торпедами «Стинг Рэй» (Sting Ray)

Вооружение против наземных целей:

На текущий момент корабли данного типа не имеют ракетдля поражения наземных целей, однако, если нужда в этом появится, то пусковые шахты могут быть быстро модифицированы для запуска американских ракет «Томагавк» BGM-109.

Системы защиты и создания помех:

Система «Сигнат» (Seagnat decoy system) способна создавать помехи для радаров управляемого оружия противника. Планируется, так же, установка системы создания инфра-красных помех.

На кораблях установлена система создания помех для воздушных целей «Airborne Systems’s IDS300»

Система создания помех для торпед (Surface Ship Torpedo Defence System)

Дополнительно на кораблях будущего данного типа могут быть размещены 1-2 вертолета моделей «Lynx» или «Merlin», а так же до 60 морских пехотинцев.

Британские эсминцы класса «Даринг» или «тип 45» — это новейшие боевые корабли, и, пожалуй, самые крупные корабли сопровождения в своем классе в мире. 1 эсминец этого класса способен обнаружить и уничтожить больше целей чем 5 эсминцев существующего класса «тип 42».

https://youtube.com/watch?v=W7zpvbyjP5o

Список кораблей

Флагман Первого Морского Лорда
Классический первоклассный
Класс Корабль Вымпел No. Введен в эксплуатацию Смещение Тип Домашний порт Примечание
Линейный корабль HMS  Victory 1778 3556 тонн Первоклассный линейный корабль Портсмут
Подводный сервис
Стратегический
Класс Корабль Вымпел No. Введен в эксплуатацию Смещение Тип Домашний порт Примечание
Авангард класс HMS  Vanguard S28 1993 г. 15 900 тонн Подводная лодка с баллистическими ракетами Клайд
HMS  Victorious S29 1995 г.
HMS  Vigilant S30 1996 г.
HMS  Vengeance S31 1999 г.
Флот
Класс Корабль Вымпел No. Введен в эксплуатацию Смещение Тип Домашний порт Примечание
Проницательный класс HMS  Astute S119 2010 г. 7400 тонн Подводная лодка флота Клайд
HMS  Засада S120 2013
HMS  Artful S121 2016 г.
HMS  Audacious S122 2021 г.
Подводная лодка класса Трафальгар
HMS  Talent S92 1990 г. 5300 тонн Клайд
HMS  Triumph S93 1991 г. Девонпорт
Надводный флот
Авианосцы
Класс Корабль Вымпел No. Введен в эксплуатацию Смещение Тип Домашний порт Примечание
Класс королевы Елизаветы HMS  Queen Elizabeth R08 2017 г. 65000 тонн Авианосец Портсмут
HMS  Prince of Wales R09 2019 г.
Десантная война
Класс Корабль Вымпел No. Введен в эксплуатацию Смещение Тип Домашний порт Примечание
Класс Альбион HMS  Albion L14 2003 г. 19 560 тонн Док-амфибия Девонпорт
HMS  Bulwark L15 2004 г.
Разрушители
Класс Корабль Вымпел No. Введен в эксплуатацию Смещение Тип Домашний порт Примечание
Тип 45 ( Дерзкий класс) HMS  Daring D32 2009 г. 8 500 тонн Управляемый ракетный эсминец Портсмут
HMS  Dauntless D33 2010 г.
HMS  Diamond D34 2011 г.
HMS  Dragon D35 2012 г.
HMS  Defender D36 2013
HMS  Duncan D37 2013
Фрегаты
Класс Корабль Вымпел No. Введен в эксплуатацию Смещение Тип Домашний порт Примечание
Тип 23 (класс Duke) HMS  Argyll F231 1991 г. 4900 тонн Ракетный фрегат Девонпорт
HMS  Lancaster F229 1992 г. Портсмут
HMS  Iron Duke F234 1993 г. Портсмут
HMS  Montrose F236 1994 г. Девонпорт
HMS  Westminster F237 1994 г. Портсмут
HMS  Northumberland F238 1994 г. Девонпорт
HMS  Richmond F239 1995 г. Девонпорт
HMS  Somerset F82 1996 г. Девонпорт
HMS  Sutherland F81 1997 г. Девонпорт
HMS  Kent F78 2000 г. Портсмут
HMS  Portland F79 2001 г. Девонпорт
HMS  St Albans F83 2002 г. Девонпорт
Морской патруль
Класс Корабль Вымпел No. Введен в эксплуатацию Смещение Тип Домашний порт Примечание
Речной класс HMS  Tyne P281 2003 г. 1700 тонн Морское патрульное судно Портсмут
HMS  Severn P282 2003 и 2021 гг.
HMS  Mersey P283 2003 г.
HMS  Forth P222 2018 г. 2000 тонн
HMS  Medway P223 2019 г.
HMS  Трент P224 2020 г.
HMS  Tamar P233 2020 г.
HMS  Spey P234 2021 г.
Противоминные меры
Класс Корабль Вымпел No. Введен в эксплуатацию Смещение Тип Домашний порт Примечание
Класс охоты HMS  Ledbury M30 1981 г. 750 тонн Minehunter Портсмут
HMS  Cattistock M31 1982 г.
HMS  Brocklesby M33 1983 г.
HMS  Middleton M34 1984
HMS  Chiddingfold M37 1984
HMS  Hurworth M39 1985 г.
Класс Sandown HMS  Penzance M106 1998 г. 600 тонн Клайд
HMS  Pembroke M107 1998 г.
HMS  Grimsby M108 1999 г.
HMS  Bangor M109 2000 г.
HMS  Shoreham M112 2001 г.
Прибрежный и быстрый патруль
Класс Корабль Вымпел No. Введен в эксплуатацию Смещение Тип Домашний порт Примечание
P2000 или класс лучника HMS  Archer P264 1985 г. 54 тонны Патрульный катер, УРНУ Эдинбург
HMS  Biter P270 1986 г. Орленок
HMS  Smiter P272 1988 г. Портсмут
HMS  Pursuer P273 1988 г. Гибралтар
HMS  Блейзер P279 1988 г. Портсмут
HMS  Dasher P280 1988 г. Гибралтар
HMS  перфоратор P291 1988 г. Портсмут
Зарядное устройство HMS  P292 1988 г. Орленок
HMS  Ranger P293 1988 г. Портсмут
HMS  Trumpeter P294 1988 г. Ипсвич
HMS  Express P163 1988 г. Кардифф
Пример HMS  P165 1985 г. Gateshead
HMS  Explorer P164 1986 г. Корпус
HMS  Exploit P167 1988 г. Портсмут
HMS  Tracker P274 1998 г. Патрульный катер Клайд
HMS  Raider P275 1998 г.
Ятаган класс Ятаган HMS  P284 2003 г. 24 тонны Патрульный катер Портсмут
HMS  Sabre P285 2003 г.
Опрос
Класс Корабль Вымпел No. Введен в эксплуатацию Смещение Тип Домашний порт Примечание
Эхо класс HMS  Echo H87 2003 г. 3740 тонн Многоцелевой опрос Девонпорт
HMS  Enterprise H88 2003 г.
HMS  Scott H131 1997 г. 13 500 тонн Обследование океана
HMS  Protector A173 2011 г. 5000 тонн Ледокол и сюрвей
HMS  Сорока H130 2018 г. 37 тонн Обзор моторного пуска

Обозначение служб и специализаций

Для обозначения специализации используется цветовой фон нашивок и петлиц.

Инженеры Канцелярия Медики Стоматологи Инструкторы Электрики Юристы Судостроители Снабженцы Спецотдел
 

В настоящее время цветовой фон нашивок офицеров не используется.

Нашивки служб Королевского военно-морского флота

Нашивки носятся на всех видах формы одежды для идентификации специализации, уровня подготовки и других идентификационных признаков. Нашивки располагаются на правом рукаве. В годы Второй Мировой войны на парадной форме старшин нашивки принадлежности к службе носились на петлицах. Нашивки срока службы носятся ниже прочих нашивок.

На нашивке, обозначающей принадлежность к той или иной службе наносится символ (торпеда, сигнальные флажки и так далее), а так же символы, обозначающие класс или ранг. На нашивки главных специалистов над основным символом наносится корона, у старших специалистов под основным символом наносится звезда. Для обозначения более точной специализации используются буквенные символы.

Старший парусный мастер Парусный мастер Старший такелажник заградителя Такелажник заградителя Контрбомбовая команда Горнист Межвойсковая служба Рулевой Старшина
Шифровальщик Старший фотограф Старшина-фотограф Фотограф Наблюдатель Моторист катера Женская вспомогательная служба
Телеграфисты
Радиотелеграфист Радиотелеграфист 1 класса Старшина-радиотелеграфист 2 класса Радиотелеграфист 2 класса Радиотелеграфист 3 класса Радиооператор Старшина береговой радиостанции Радиотелеграфист береговой радиостанции
Сигнальщики
Сигнальщик Сигнальщик минного заградителя Сигнальщик 1 класса Сигнальщик 2 класса Флажковый сигнальщик Сигнальщик-инструктор Старшина береговых сигнальщиков Береговой сигнальщик
Ремонтные специалисты Обучающий персонал Вооруженный транспорт
Старший ремонтник Мастер ремонтник Ремонтник Инструктор 1 класса Инструктор 2 класса Стрелок Матрос
Морская авиация
Пилот Стрелок-радист 1 класса Стрелок-радист 2 класса Стрелок-радист 3 класса Наблюдатель Старший наблюдатель Штурман-целеуказатель
Электромеханики-торпедисты
Старшина электромехаников-торпедистов Старший электромеханик-торпедист Электромеханик-торпедист Помощник электромеханика-торпедист Минно-тральные корабли Десантные корабли
Старшина электромехаников-торпедистов Старший электромеханик-торпедист Электромеханик-торпедист Старшина электромехаников-торпедистов Старший электромеханик-торпедист Электромеханик-торпедист
Минеры и торпедисты
Управляемые мины Пункт управления минами Рулевой торпедного катера
Старшина минеров Старший минер Электромеханик-минер Вахтенный минер Старшина минеров Старший Электромеханик-минер Электромеханик-минер
Операторы сонара Торпедисты Картограф
Главный оператор-инструктор Старший оператор Оператор Главный торпедист Старший торпедист легких торпед Старший торпедист Торпедист
Механики, мотористы, кочегары
Старший механик Старший моторист Моторист Старший кочегар Старшина кочегаров Кочегар Кочегар-пожарный
Медик Каптенармус Старшина-интендант Писарь Снабженец Кок Офицерский кок Стюарт Водолаз
Вентиляционщики
Общая система вентиляции Машинное отделение Вентиляционщики-электрики Отсеки Вентиляционщик
Старший вентиляционщик Вентиляционщик Старший вентиляционщик Вентиляционщик Старший вентиляционщик-электрик Вентиляционщик-электрик Старший вентиляционщик отсека Вентиляционщик отсека
Компрессорщики
основная система Машинное отделение Компрессорщики-электрики Отсеки Компрессорщик
Главный Старший Рядовой Главный Старший Рядовой Главный Старший Рядовой Главный Старший Рядовой
Корабли заградители Портовая оборона Патрульная служба
Стрелок Стрелок палубного орудия Торпедист-минер Оператор 1 класса Оператор 2 класса Оператор 3 класса Артиллерист-инструктор Наводчик Артиллерист
Артиллеристы
Основные специальности Расчет Зенитный расчет
Старшина расчета Наводчик Дальномерщик 1 класс 2 класс 3 класс 1 класс 2 класс 3 класс

Немного истории

Глубочайший в истории Англии и всего Соединенного Королевства кризис Королевского флота, вызванный распадом Британской Империи, с сопутствующим падением военных расходов, выражался не только в сокращении его численного состава и инфраструктуры. Поворотным моментом, если угодно, точкой невозврата, можно считать переход Великобритании от сбалансированного (пусть и сократившегося по составу) флота, способного на самостоятельные комбинированные операции, к флоту второго эшелона, способному выполнять относительно узкий набор задач и опирающемуся на поддержку старшего союзника, в роли которого выступали ВМС США. Этот переход длился почти три десятка лет, с 1960-х по 1980-е гг., его стартовой точкой стоит считать отказ Соединенного Королевства от реализации программы постройки многоцелевых авианосцев CVA-01, а пиком — списание «Игла» и «Арк Ройала», последних британских кораблей, которые были способны решать весь спектр задач, ставящихся перед авианосцами. Символическим завершением стала продажа Индии в 1985 году корабля Ее Величества «Гермес», недавнего флагмана британской авианосной группы в Фолклендской войне, к тому времени уже переоборудованного под операции самолетов вертикального взлета и посадки Sea Harrier.

Стоит подчеркнуть еще раз, что проблема заключалась не в падении численности, которое являлось лишь одним из второстепенных симптомов. Королевский флот уже переживал периоды, когда его количественный состав был меньше, чем у основных противников, например в XVI в., когда он только создавался. Также подобная ситуация наблюдалась в периоды, когда политические кризисы парализовали его деятельность, как во второй половине XVII в., когда голландцы могли позволить себе захватывать корабли Его Величества прямо в базе. В подобных случаях выполнять задачи приходилось явно недостаточными силами, иногда триумфально, как сэру Джону Джервису в бою у мыса Сен-Винсент, или Эндрю Брауну Каннингему в рейде на Таранто, а иногда провально, как Ричарду Гренвиллу при Флоресе, Кристоферу Крэдоку при Коронеле, или Тому Филлипсу у Куантана.

Тем не менее на протяжении четырех столетий, с момента основания как регулярной военной организации на постоянной основе при Генрихе VIII и до второй половины XX в., Королевский флот развивался как самодостаточная сила, успехи или неудачи которой диктовались действиями и решениями собственного руководства. Во второй половине XX в. эта самостоятельность была утрачена. ВМС Великобритании, по сути, превратились в одно из региональных командований, занимающих подчиненное положение при ВМС США. Это означает, что в случае возможного крупного конфликта на море операции флота под флагом святого Георгия, и их исход будут определяться в первую очередь приоритетами ВМС США, и силами, которые американцы смогут (и захотят) выделить в поддержку союзника.

Еще одним признаком системного кризиса стало прекращение лидерства Британии в морских инновациях. В свое время это лидерство было неоспоримым: Королевский флот регулярно был пионером в использовании и массовом внедрении новых технологий и концепций, включая, например, создание первых океанских броненосных кораблей, дредноутов, современных легких сил, изобретение авианосца как такового во время Первой Мировой войны и его современной архитектуры в ходе и по окончании Второй Мировой войны. Сегодня британцы пользуются чужими решениями постольку, поскольку собственные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы тоже стоят больших денег.

Именно это положение вещей заставляет усомниться в ключевом выводе статьи И. Шкробтака относительно способности британского флота в перспективе «противостоять практически любой потенциальной угрозе». К счастью или к сожалению, но ВМС Соединенного Королевства в обозримом будущем при сохранении текущих тенденций останутся в положении второстепенной морской силы, зависимой от могущественного союзника. Теперь рассмотрим ситуацию подробнее и попробуем обосновать выдвинутые тезисы.

Зачем линкор

Вторую мировую войну на море принято считать войной авиации и подлодок, однако условия, в которых большую часть периода с 1939 по 1945 год действовал Королевский флот, заставляют взглянуть на роль линкоров иначе. Климатические условия Северной Атлантики, существенно отличающиеся от таковых в центральной и южной частях Тихого океана, где развернулись главные битвы ВМС США и Императорского японского флота, давали тяжелым артиллерийским кораблям куда большую свободу действий. Длительные периоды плохой погоды, нередко исключавшие действия авиации (особенно технического уровня начала 1940-х), и отсутствие авианосцев у основных европейских противников в сочетании с наличием последних у себя, с одной стороны, диктовали необходимость иметь корабли, способные применять оружие в любую погоду (и тут линкор практически не имел альтернатив), а с другой — позволяли обеспечить артиллерийские корабли авиационной поддержкой, когда это было нужно.

Самой наглядной демонстрацией возможностей линкора в Атлантике считается рейд «Бисмарка» в мае 1941 года, хотя на самом деле примеров крупных операций с активным использованием тяжелых артиллерийских кораблей очень много и «общеупотребительное» представление о линкорах как о бесполезных боевых единицах, большую часть времени простаивающих на базе, справедливо скорее как раз в отношении немецкого и итальянского флотов

Оппоненты британцев использовали свои корабли крайне осторожно: первые — после потери «Бисмарка», вторые — после серии боев в Средиземном море и крупных потерь при британском налете на Таранто

Линкор_4

Немецкий линейный корабль «Бисмарк»

Фото: commons.wikimedia.org

Линкоры считались исключительно ценными боевыми единицами, и их наличие или отсутствие серьезно влияло на проведение морских операций. Так, в первом томе опубликованной переписки лидеров СССР, США и Великобритании можно найти под номером 136 письмо Черчилля к Сталину от 30 марта 1943 года со следующими словами:«Немцы сконцентрировали в Нарвике мощный линейный флот в составе «Тирпица», «Шарнгорста», «Лютцова», одного крейсера с 6-дюймовыми орудиями и восьми эсминцев. Таким образом, опасность для конвоев в Россию, которую я описывал в моем послании Вам от 19 июля прошлого года, возрождена в еще более угрожающей форме. Я сообщал Вам тогда, что мы не считаем правильным рисковать нашим флотом метрополии в Баренцевом море, где он мог бы подвергнуться нападению германских самолетов, базирующихся на побережье, и подводных лодок, не имея достаточной защиты как против самолетов, так и против подводных лодок, и я пояснял, что если бы были потеряны или даже серьезно повреждены один или два из наших самых современных линейных кораблей, в то время как «Тирпиц» и другие крупные единицы германского линейного флота оставались бы в действии, то всё господство в Атлантическом океане подверглось бы угрозе со страшными последствиями для нашего общего дела».

Линкор_8

Британский линейный корабль «Дюк оф Йорк»

Фото: commons.wikimedia.org

Надвигавшийся в Арктике полярный день и правда существенно расширял возможности авиации, хотя британский авианосный флот в это время вполне мог обеспечить надежное воздушное прикрытие против немецких торпедоносцев и пикирующих бомбардировщиков. Однако независимо от того, насколько корректен в оценках немецкой воздушной угрозы был Черчилль (постфактум мы знаем, что ее уровень в это время и в этом районе преувеличивался), его оценка роли линкоров весьма показательна. Не менее показательна и охота за немецкими линкорами в Арктике, которую англичане вели всеми силами — от посылки мини-подлодок до стратегических бомбардировщиков. В итоге, как мы помним, «Шарнхорст» (в современной литературе принято такое написание названия этого корабля) был уничтожен в конце декабря 1943 года линкором «Дюк оф Йорк» и его эскортом, а «Тирпиц», практически не выходивший в море, — ударом тяжелых бомбардировщиков на своей норвежской базе в ноябре 1944-го.

***

Проект «Лайон» пережил войну: уже после 1945 года британцы рассматривали варианты постройки новых линкоров для противодействия «большому флоту» СССР, который так и не был построен. Окончательно от него отказались лишь в 1950-е годы, когда стало ясно, что советская кораблестроительная программа не будет реализована, а на повестку дня встают новые угрозы в виде ракетно-ядерного оружия. Но среди любителей и знатоков военно-морской истории Второй мировой, переигрывающих на электронных и бумажных картах морские битвы и целые кампании, непостроенные «львы Королевского флота» до сих пор весьма популярны: отделаться от соблазна положить на чашу весов столь мощные боевые единицы очень трудно.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.