Бегазы-Дандыбаевская культура
О ней тоже стоит вкратце рассказать. Андроновская и Бегазы-Дандыбаевская культуры связаны тесным образом. Это не «ответвление» или период, имеющий отношение к главной обсуждаемой теме. Бегазы-Дандыбаевская культура – целый феномен поздней бронзовой эпохи, который наиболее явно проявил себя в Центральном Казахстане.
У представителей данного течения главным занятием также было земледелие и скотоводство. Они продолжали поклоняться огню, но также почитали и другие природные силы: воду, солнце и др. Ещё в те времена сформировались обряды поклонения животным. В частности медведям, волкам, верблюдам, коням, овцам. Изображения этих созданий были найдены в ходе раскопок рядом со стойбищами и захоронениями.
И, конечно же, представители Бегазы-Дандыбаевской культуры состояли в тесных социально-экономических отношениях с родственным племенем – замараевским, о котором выше уже шла речь.
История открытия
Название происходит от деревни Андроново около города Ачинска, где в августе 1914 года А. Я. Тугариновым были обнаружены первые захоронения.
Андроновская культура была выделена советским археологом С. А. Теплоуховым в 1927 году. Исследования также проводились археологом К. В. Сальниковым, который в 1948 году предложил первую классификацию памятников андроновской культуры. Он выделял три хронологических этапа: фёдоровский, алакульский и замараевский.
В настоящее время в составе андроновской культуры выделяется по меньшей мере 3 родственных культуры:
- Петровская культура (Южный Урал, северный Казахстан, 1600 — 1500 годы до н. э.,
-
Алакуль (1600—1100 до н. э.), в районе между реками Амударья и Сырдарья, до Южного Казахстана;
- Алексеевка (1300—1100 до н. э.) в восточном Казахстане, влияние Намазга-Тепе VI в Туркмении
- Ингальская долина на юге Тюменской области, в которой последовательно сменяют друг друга памятники алакульской, фёдоровской и саргатской культур
-
Фёдорово (1500—1300 до н. э.) в Южной Сибири (впервые встречается кремация и культ огня
Бешкентский район — Вахш (Таджикистан), 1000—800 до н. э.
);
Непосредственным предшественником андроновской культуры является более ранняя синташтинская культура, достижения которой (металлургия бронзы, колесницы) были восприняты андроновской. Некоторые авторы ранее включали синташтинскую культуру в состав андроновской.
Выдающиеся вопросы
Одной из проблем этой культуры является ее происхождение, которое, кажется (сегодня, в 2014 году), происходит из ансамбля, в котором доминирует культура Синтахты . Это также не очень отличается от культуры Срубны . Культура Синтахты (2100-1800 гг.), Которая уже имела хорошо сделанные бронзовые инструменты и оружие, когда-то входившие в состав андроновской культуры, теперь отделена от нее, но является частью ее культурного горизонта. Основная проблема, связанная с этим регионом, связана с тем, что группы людей, населявшие его тогда, контактировали с группами людей из соседних территорий, как к западу от Урала, так и к востоку, вплоть до Синьцзяна .
Что касается западной лесостепи, Западной Сибири, сейминско-турбинский феномен несколько предшествовал андроновским культурам и соприкасался с ними. Культуры Андроново (2100 — 1500), таким образом , также связаны с этим «сейминско-турбинским явлением» (2100 — 1800) , и принадлежат все Евразийских металлургиям, происхождение которого находится в Циркумпонтийском металлургическом ансамбле. , В том числе Ямная стоянка (3300-1900 гг.): Бассейн, впадающий в Черное и Каспийское моря . Металлы из Андроново обычно содержали сплавы олова, производство которых основывалось на оксидах меди из Центрального Казахстана и месторождениях касситерита из Восточного Казахстана и Алтая . Это привело к тому, что археологи стали ссылаться на Запад или Восток Урала. Кроме того, нет единой хронологии между двумя системами, которые были построены для бронзового века: одна на Западе, европейская (точнее, балканская и микенская), а другая на Востоке (китайская), первая дает даты старше второй. Несмотря ни на что, хронологические рамки циркумпонтической провинции четко определены (3300-1900 гг. До н.э. ), а граница между первым бронзовым веком и средним бронзовым веком сегодня (в 2007 году) находится между 2700-2600. Проблемы хронологии также встречаются для этих переходных периодов между Последним бронзовым веком и первым железным веком, многие культуры этого типа были производителями и потребителями бронзы, хотя они соответствуют железному веку.
Изученные памятники
В продолжение обсуждения фёдоровского этапа их стоит перечислить. Итак, вот краткая информация о них:
- Абрамово-4. Курганский могильник. Находится в Центральной Барабе, на левом берегу реки Оми (Новосибирская область, Куйбышевский район). Насчитывает более 100 курганов. Данный памятник представляет собой несколько могильников, которые сооружались на протяжении долгого времени на одном и том же месте. На данный момент вскрыто 16 захоронений.
- Абрамово-5. Поселение, находящееся на правом берегу реки Оми. Сохранился лишь небольшой участок в 50 кв. м. В верхнем слое почвы исследователи нашли фрагменты керамики времён андроновской культуры, эпохи «бронзы». В нижнем слое обнаружилось несколько хозяйственных ям и даже кости животных.
- Вахрушево. Могильник на левом берегу речи Ояш. Исследовано 11 погребений. Найдены бронзовые изделия и 40 сосудов.
- Венгерово-1. Могильник на левом берегу реки Тартас. Состоит из трёх курганов, уже полностью изученных. Были обнаружены только захоронения (1 взрослое и 6 детских).
- Венгерово-7. Могильник в 10 километрах от одноимённого села. Обнаружено 5 фёдоровских захоронений.
- Гандичевский совхоз. Могильник в Восточной Барабе. Насчитывает 20 курганов, разных по виду. Исследовано только 4. В них – 8 погребений.
- Каргат-6. Это целый комплекс памятников андроновской культуры. При раскопках выявлены фрагменты керамики и посуды, хозяйственные ямы (некоторые наполнены рыбьей чешуёй).
- Мартемьяновское поселение в верховьях реки Оми. Культурный слой был уничтожен вследствие ветровой эрозии, но фрагменты керамики были найдены.
- Преображенка-З. Комплекс памятников, исследованный полностью. Раскопана 81 могила. Из инвентаря удалось добыть сосуды, украшения из бронзы, а также кости.
- Сопка-2. Комплекс исследованных захоронений с сохранившимся погребальным инвентарём.
Археологическая характеристика Сибири андроновской эпохи
Как уже было сказано, широко распространенные в северных и северо-западных предгорьях Алтая андроновские памятники полностью отсутствуют в горной части Алтая и в Туве. На Среднем Енисее число андроновских стоянок весьма невелико, что отчасти может объясняться малой численностью населения. При этом большинство из них разрушено движениями дюнных холмов, на которых они обычно расположены. От них в ряде случаев остались лишь скопления черепков андроновской посуды.
Соседние с Минусинской котловиной восточные и северные области Сибири также дают весьма небогатый материал. Для Прибайкалья, например, это, прежде всего, памятники типа Глазковского могильника. Полученные материалы позволяют утверждать, что восток и север Минусинской котловины и в андроновское время населяются охотничье-скотоводческими группами, из которых в наиболее благоприятных районах выделяются скотоводы.
Ближайшую же аналогию с андроновскими памятниками Минусы представляют памятники районов бассейна верхней Оби, Алтая, Семипалатинских степей и Центрального Казахстана.
Первое, что бросается в глаза при анализе материалов этих районов — это разнообразие в формах надмогильных сооружений. Так, в захоронениях Семипалатинского и Каменогорского районов Казахстана преобладают плоские могилы, отмеченные кольцом из камней, наряду с ними распространены расплывчатые курганы с четырехугольными оградками на поверхности, а также невысокие земляные курганы, совершенно лишенные каких-либо оградок или колец. Известную долю этих различий можно отнести на счет местного своеобразия, указывающее здесь на большую связь этих районов с западом, где аналогичные формы надмогильных сооружений встречаются вплоть до Тобола и Урала.
Обращает на себя внимание и отсутствие в приалтайских андроиовских погребениях костей животных. Андроновские стоянки и в приалтайских степях, как и в Минусинской котловине, найдены в сильно разрушенном состоянии
Кроме отдельных разрозненных находок обломков андроновской керамики, вполне аналогичной найденной в погребениях Минусы, приалтайекие стоянки пока ничего не дали
Андроновские стоянки и в приалтайских степях, как и в Минусинской котловине, найдены в сильно разрушенном состоянии. Кроме отдельных разрозненных находок обломков андроновской керамики, вполне аналогичной найденной в погребениях Минусы, приалтайекие стоянки пока ничего не дали.
Сравнение андроновских находок в Минусинской котловине с приалтайскими обнаруживает их большое сходство. Так же, как и в минусинских степях, приалтайское население этой эпохи занимается охотой и в то же время обладает всеми основными домашними животными (лошадь, корова, овца, собака) и прекрасно знакомо с техникой изготовления тканей. К этому надо прибавить и одинаковый уровень развития металлургии, выразившийся не только в применении одних и тех же технических приемов отливки и отковки, но и в поразительном сходстве внешнего вида орудий и украшений. Как и металлургия, андроновское гончарство подчеркивает единством форм и орнаментации, значит, культурную близость населения Минусинской котловины и приалтайских степей. Наконец, необходимо иметь в виду особенно ярко выраженные именно на Алтае признаки генетической связи андроновской культуры с местной афанасьевской. Очевидно, на Алтае, как и на среднем Енисее (а может быть, и в еще большей степени), афанасьевская культура послужила основой для сложения андроновской.
Раскопки андроновских погребений, главным образом в Северо-Западном и Центральном Казахстане, Южном Урале показали, что андроновские памятники занимают на западе обширнейшую территорию. К северу она простирается до южных пределов Тобольской области, а к западу доходят до юго-восточного Приуралья. Южные границы распространения андроновской культуры неясны, однако типично андроновская керамика отмечена на памятниках тазабагъябской культуры Хорезма.
Скотоводство
Скотоводство – одна из ключевых особенностей андроновской культуры. В этом занятии древних людей наблюдались следующие тенденции:
- Андроновцы разводили в основном коров. Так как эти животные помимо мяса давали ещё и молоко. Коз, овец и лошадей также разводили, но в пищу употребляли мясо последних двоих.
- Стада не были большими. Крупный скот, кстати, разводили в меньшем количестве. А свиней андроновцы почти не держали.
- Ежегодный приплод всегда шёл на убой. Так создавались запасы мяса на зиму.
- Сыр и творог делали уже в те времена. Об этом свидетельствуют найденные сосуды с отверстиями для отцеживания сыворотки.
- На зиму для скота готовили корм. Для молодняка, который в дальнейшем должен был обеспечить появление нового потомства, делали отдельное помещение, к домам пристраивали загоны.
- Лошади были не только едой. Их также использовали в военном деле, для передвижения, на пахоте. А из кобыльего молока делали то, что сейчас называется кумысом.
- Разводили они и двугорбых верблюдов. Также изображения этих животных наносили на скалы и делали из глины фигурки в их виде. В III-II вв. до н. э. верблюдов приручили.
В дальнейшем скотоводство стало кочевым. Это было разумно. Пока скот пасся в новом районе – в старом земля «отдыхала», вырастала новая трава. Также начинает преобладать коневодство.
Генетика
Fox et al. (2004) установили, что в период бронзового и железного веков большая часть населения Казахстана (часть андроновской культуры в период бронзового века) имела западноевразийское происхождение (с гаплогруппами мтДНК, такими как U, H, HV, T, I и W), и что до тринадцатого-седьмого веков до нашей эры все казахские образцы принадлежали к европейским линиям.
Keyser et al. (2009) опубликовали исследование древних сибирских культур, андроновской, карасукской , тагарской и таштыкской культур . Были исследованы десять особей андроновского горизонта на юге Сибири с 1400 г. до 1000 г. до н.э. Было установлено, что экстракция мтДНК от девяти индивидуумов представляет два образца гаплогруппы и отдельные образцы Z1 , T1 , , T4 , H , K2b и . Было определено, что экстракты Y-ДНК от одного человека принадлежат к гаплогруппе C Y-ДНК (но не C3) , в то время как два других экстракта принадлежат к гаплогруппе R1a1a , которая, как считается, отмечает миграцию на восток ранней индо-группы. Европейцы . Из опрошенных лиц только двое (или 22%) были определены как монголоиды , в то время как семь (или 78%) были определены как европеоиды , причем большинство из них были светлокожими, преимущественно со светлыми глазами и светлыми волосами .
В исследовании, опубликованном в июне 2015 года в журнале Nature , были опрошены один мужчина и три женщины — представители андроновской культуры. Было установлено, что экстракция Y-ДНК из самца принадлежит к . Было установлено, что экстракции мтДНК представляют два образца и два образца . Было обнаружено, что люди андроновской культуры были генетически тесно связаны с предшествующей синташтинской культурой , которая, в свою очередь, была тесно генетически связана с культурой шнуровой керамики , что позволяет предположить, что синташтинская культура представляет собой распространение на восток народов шнуровой керамики. Народы шнуровой керамики были найдены , в свою очередь, тесно генетически связаны с культурой кубков , в культуре Únětice и , в частности народов Северной Европы бронзового века . Были обнаружены многочисленные культурные сходства между синташтинской / андроновской культурой, скандинавским бронзовым веком и народами Ригведы .
В генетическом исследовании, опубликованном в журнале Nature в мае 2018 года, были изучены останки андроновской женщины, захороненной ок. 1200 г. до н.э. она является носительницей материнской гаплогруппы .
В генетическом исследовании, опубликованном в журнале Science в сентябре 2019 года, было исследовано большое количество останков андроновского горизонта. Подавляющее большинство извлеченной Y-ДНК принадлежало R1a1a1b или различным его субкладам (особенно R1a1a1b2a2a ). Большинство извлеченных образцов мтДНК принадлежало к U , хотя встречались и другие гаплогруппы. Выявлено, что люди андроновской культуры имеют близкое генетическое родство с представителями культуры шнуровой керамики , потаповской культуры , синташтинской культуры и срубной культуры . Было установлено, что они имеют смешанное происхождение от ямной культуры и народов Средней Европы среднего неолита . Было обнаружено, что люди в северо-западных районах Андроново «генетически в значительной степени однородны» и «генетически почти неотличимы» от синташтинцев. Генетические данные предполагают, что андроновская культура и ее предшественница синтастха произошли в результате ремиграции центральноевропейских народов со степным происхождением обратно в степь.
Замараевский этап
Следы андроновской археологической культуры данного периода особенно отчётливо прослеживаются на территории Западной Сибири и Зауралья. Археологи находили их в таких сёлах, как Межовское, Палкино, Березовское, Лужки, Коптяки и т. д.
Керамические изделия этого этапа нельзя спутать ни с чем. Выпуклые «плечи», валики на шее, иногда высоко приподнятые к краю, геометрия в орнаменте. В качестве узоров часто встречаются насечки, ёлки, решётчатые пояса, зигзагообразные линии. Причём каждый орнамент выполнялся прочерчиванием, гладким штампом и оттисками гребёнки.
А в северных районах часто находили треугольные фестоны, заштрихованные косыми лентами, а также штампованные или рисованные кресты в верхней части сосудов и метки в виде «галочек».
А вот многие могильники в Зауралье пока что не исследованы. Были изучены только Красногорский, Тартышевский и Такталачук. Но и исследования этих мест позволили охарактеризовать традиции того времени.
Обряд погребения изначально был максимально прост. Тела клали с ориентиром на северо-запад, прямо в грунтовую яму, даже без инвентаря. В более поздних захоронениях удалось найти посуду, бронзовые орудия, серьги, иглы, копья и ножи.
Происхождение и палеогенетика
Согласно Allentoft (2015), население культуры Синтахта произошло от миграции из культуры шнуровой керамики.
Несколько образцов аутосомной ДНК из гробниц афанасьевской культуры были изучены и опубликованы в 2015 году. Они показывают, что геномы этой популяции удивительно идентичны геномам ямнской культуры , современной европейской степи в нескольких тысячах миль от них. Эти образцы также позволили определить, что культура Андроновской, позднее в Центральной Азии, а также с сильными индоевропейскими культурными и антропологическими характеристиками, определенно имеет население, генетически очень близкое к афанасьевской культуре, но что «это не так. выйти из этого.
Культура Андроновской на самом деле произошла от культуры Синташты , которая сама по себе является прямым результатом миграции из культуры шнуровой керамики в северо-центральную Европу, которая является другой индоевропейской культурой, которая также очень тесно связана с культурой Ямны. (популяция культуры шнуровой керамики также в значительной степени генетически унаследована от культуры Ямны, но имеет слабую смесь с другими европейскими популяциями, которые придают ей генетическую подпись, которая позволяет отличить ее от образцов из культуры Ямны, и эта подпись встречается в образцах синташтинской и андроновской культур, но не в образцах афанасьевской культуры). Таким образом, культура Андроново является плодом второй волны миграции из Европы в Среднюю Азию, независимо от той, которая дала начало культуре Афанасьево. Гаплотипы Y, обнаруженные в андроновской культуре, также подтверждают это, поскольку они преимущественно R1a , как и гаплотипы струнной керамики в Центральной Европе.
Физическая антропология
Андроново были описаны археологами как имеющие ярко выраженные европеоидные черты. Население современного Казахстана было европеоидным в период бронзового и железного веков.
Археологические исследования также свидетельствуют о том , что в степной зоне Средней Азии и Алтая , первое производство пищи началось в конце третьего тысячелетия до нашей эры и что народы , которые впервые вошли в этот регион были европеоидного из культуры Afanasevo , который пришел из Арала Морской ареал ( кельтеминарская культура ).
Физические останки Андроновцев показали, что это были европеоиды с долихоцефальными черепами. Андроновские черепа очень похожи на черепа предшествующей фатьяновско-балановской культуры , абашевской и синташтинской культур , а также современной срубной культуры . Они немного отличаются от черепов ямной культуры , полтавской культуры , катакомбной культуры и потаповской культуры, которые, хотя и принадлежат к аналогичному устойчивому европеоидному типу, менее долихоцефальны. Физический тип Абашево, Синташты, Андроново и Срубной позже наблюдается у скифов . Через иранские и индоарийские миграции этот физический тип расширился на юг и смешался с аборигенными народами, что способствовало формированию современного населения Индии .
Андроновская культура (территория, хозяйство, культура)
Археологические памятники племен Казахстана эпохи бронзы относятся к андроновской культуре, названной так по месту первых раскопок могильника у села Андроново под городом Ачинском в Южной Сибири.
Андроновская культура делится на три периода: Ранняя бронза (XVIII-XVI века до нашей эры) — Нуринский этап — Находки в долине реки Нура. Средняя бронза (XV-XII века до нашей эры) — Атасуский этап — Название по группе могильников в долине реки Атасу. Поздняя бронза. (XII – начало VIII века до нашей эры) — Бегазы –дандыбаевский этап — Название по находкам у аула Дандыбай близ Караганды и в урочище Бегазы в Северном Прибалхашье.
Ранняя бронза. В центральном Казахстане обнаружено свыше 30 поселений и более 150 могильников андроновской культуры В это время стали появляться поселения, которые можно считать предшественниками городов. Широко известным уникальным археологическим памятником эпохи бронзы (XVIII-XVI вв. до н.э.) в евразийских степях является укрепленное поселение Аркаим. Аркаим – это одновременно и храм, и крепость, и ремесленный центр, и жилой поселок. Общая площадь памятника составляет 20 тыс м². Основное занятие- земледелие. Жилище – землянки.
Средняя бронза. Примером бытового комплекса является поселение Тасты-Бутак в Западном Казахстане. На юге Казахстана и в Семиречье обнаружены скопления наскальных рисунков Тамгалы и Каратау. Это выбитые на гладких поверхностях скал изображения животных, солнцеликих людей, колесниц. Основным занятием людей были пастушечье скотоводство и мотыжное земледелие.
Поздняя бронза. Получило распространение отгонное скотоводство, как переход к кочевому. На дальних пастбищах пастухи сооружали из жердей легкие каркасные жилища со стенками из циновок – предшественники юрт. В конце II – начале I тысячелетия до нашей эры климат менялся в сторону потепления и сухости, большинство населения переходит к кочевому скотоводству.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 133 | Нарушение авторского права страницы
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…
Подвижки есть
– Наблюдая за ситуацией в вашем селе, казалось, что его жители не выдержат, сдадутся… В какой-то момент подумала: может, им лучше послать всё к чёрту и успокоиться, хотя бы свои нервы сберегут, ведь всё равно толку никакого, никаких подвижек?
– На самом деле подвижки были, но этот процесс проходил так медленно, что порой наступали моменты отчаяния. Но безвыходных ситуаций не бывает. Многие, например, считают, что если получил один ответ-отписку, то уже больше нет смысла обращаться. Как показал наш опыт, чем больше таких отписок на руках, тем больше несостыковок и важных нюансов в них можно найти. С этими моментами нам помогали разбираться юристы и журналисты. В итоге после нескольких заседаний в УФАС, выступлений в СМИ андроновцы добились того, что им (пусть и почти с годичной задержкой) сделали новую скважину по краевой программе «Ремонт 100 скважин». А в конце июля тюменцевская районная администрация наконец погасила стотысячный долг местного МУПа за электроэнергию, потребляемую андроновской водокачкой. Теперь здание клуба и сельского совета снова подключено к электричеству.
Фото: Ирина Катенева
– Ирина, а ваши односельчане верят, что чиновникам могут быть интересны ваши проблемы, что они могут вам помочь?
– И среди чиновников есть профессиональные и адекватные люди. Правда, на мой взгляд, в Тюменцевском районе управленческий кризис и кадровый застой не позволяют таким людям проявиться.
Да, за год андроновцы услышали и прочитали не только от районных, но и краевых чиновников много противоречивых ответов. Чего только стоят обещания представителей краевого Минобра относительно даты завершения ремонта школы. Её переносили то на 1 ноября, то на 12 января, то на 1 марта. Полностью ремонт не сделали до сих пор, и даже не пускают родителей в школу, чтобы его доделать. Хотя, по заявлениям главы районной администрации Ивана Дитца, 25 августа ремонт должен был быть завершён. Но, видимо, сроки опять сдвигаются…
Думаю, после нашего личного обращения к врио губернатора Алтайского края Виктору Томенко (он приезжал 19 августа в Тюменцево на День села) ситуация должна измениться. Мы рассказали ему о нашем крауд-проекте, о проблемах, которые районные власти не могли решить целый год. В частности, просили помочь сохранить андроновскую школу, которая во многом повторяет судьбу школы Старой Суртайки Красногорского района. Виктор Петрович слушал внимательно и задавал вопросы. А в завершении общения я попросила у него защиты для андроновцев, так как в их адрес буквально накануне этой встречи поступили угрозы. В течение недели в Андроново ездил так называемый «переговорщик», который представлялся бизнесменом Николаем Ивановичем Тишковым. Он уговаривал сельчан не ездить на встречу с врио губернатора и не портить общее впечатление о Тюменцевском районе. Томенко гарантировал, что люди не пострадают.
…Если определять жанр, в котором развивается история села Андроново и его жителей, то здесь было всё: и трагедия, и драма, и детектив, и приключенческий роман. Главное – что у этой истории есть шансы если не на «хеппи-энд», то хотя бы на светлую перспективу. Ведь андроновцы вошли во вкус преображений. В следующем году они собираются достроить часовню и оформить парк в центре села.
Андроновцы удивляют
– Почему прибегли к краудфандингу?
– Мы решили собирать деньги на котёл, потому что он стоит непосильную для местных жителей сумму – более 200000 рублей. Но это конкретная вещь, а значит, участники проекта понимают, на что жертвуют деньги. Перечислить можно любую сумму. Один мужчина перевёл 1 рубль и написал, что средств у него нет, но он решил хотя бы так нас поддержать. Можно купить лот: открытку, украшения ручной работы, именную табличку, которую мы разместим на входе в отремонтированный клуб. Кстати, многие из тех, кто купил этот лот (он называется «Билет в историю»), просят указать на табличке имена своих дедушек и бабушек как своеобразную память о хороших людях.
Жители Угловского района добились ремонта школьного маршрута
Подробнее
Наш проект называют уникальным и сами жертвователи, и организаторы «Планеты.ру», потому что андроновцы первыми из сельских жителей Алтайского края решили изменить свою жизнь к лучшему при помощи этой интернет-технологии. На сегодняшний день нам удалось собрать 150000
рублей. Когда я запускала крауд-проект, то рассчитывала на тех, для кого Андроново является малой родиной. Приятным шоком оказалась не только финансовая, но и моральная поддержка людей, готовых поддержать нас по идейному, а не географическому принципу. Таких оказалось больше сотни.
– А твои односельчане за прошедший год тебя удивили?
– Андроновцы меня, конечно, удивили, потому что на первых этапах нашей борьбы (в хорошем смысле этого слова) за школу, водокачку, клуб многие находились в пассивно-запуганном состоянии и считали, что отстоять свои права у них просто не получится. Иногда мне даже казалось, что они просто не допускают мысли о том, что нужно действовать и что-то менять.
Фото: Ирина Катенева
Сейчас большинство андроновцев намерены идти до конца. В том числе в суды, чтобы отменить решение районной администрации о понижении статуса андроновской школы с основной до начальной. Не возникает проблем с тем, чтобы собрать подписи под коллективными обращениями, хотя людям есть чего бояться, ведь трое самых активных жителей Андроново уже становились «обвиняемыми» по статье «Клевета», в том числе за безобидный пост в соцсетях о проблемах школы.
Примечания
- А. Я. Тугаринов Андрониковские могилы // Сибирская живая старина. Иркутск. 1926 год. стр.153-158
- ↑
- ↑
- ↑ . bigenc.ru. Дата обращения: 5 октября 2021.
- Андроновская культура // БРЭ. Т.1. М.,2005.
- Карасукская культура // БРЭ. Т.13. М.,2008.
- Массагеты // БРЭ. Т.19. М.,2011.
- Иссык // БРЭ. Т.12. М.,2008.
- Бактрия // БРЭ. Т.2. М.,2005.
- Бактра // БРЭ. Т.2. М.,2005.
- Кельтеминарская культура // БРЭ. Т.13. М.,2009.
- Дашлы // БРЭ. Т.8. М.,2007.
- ↑
- ↑
- Technical University of Denmark. (англ.). European Nucleotide Archive. www.ebi.ac.uk. Дата обращения: 9 мая 2020.
- . Заметки о генетике (23 июня 2015). — любительский перевод на русский язык. Дата обращения: 11 мая 2020.
- ↑
- . Дата обращения: 1 июня 2020.
- ↑
- Евразийская степная металлургическая провинция // БРЭ. Т.9. М.,2007.
- Валиковой керамики культура // БРЭ. Т.4. М.,2006.
- Киммерийский период // БРЭ. Т.13. М.,2008.
- Киммерийцы // БРЭ. Т.13. М.,2008.
Быт
Одежда и украшения женщины андроновской культуры. XVII—XIII вв. до н. э. К. А. Акишева
В сибирских степях сложился единый для всех андроновцев хозяйственно-культурный тип пастухов-скотоводов и земледельцев, Андроновцы жили оседло в долговременных бревенчатых полуземлянках. Их поселения располагались в долинах рек, богатых пастбищами и плодородными землями, пригодными для земледелия. В стаде преобладали крупный рогатый скот, овцы, лошади. Андроновцы стали первыми в азиатских степях наездниками. Скот большую часть года содержался на пастбищах под наблюдением пастухов, а зимой — в специальных загонах. Злаки возделывались на лёгких для обработки пойменных землях. Почва обрабатывалась вручную каменными и бронзовыми мотыгами. Охота и рыболовство в хозяйственной жизни имели второстепенное значение, за исключением более северных, таёжных районов.
Андроновцы обладали медными рудниками, изготавливали бронзовые орудия (бронза мышьякового типа). Бронзовые орудия немногочисленны, их литейщики и кузнецы обеспечивали производство орудий труда (иглы, шила, ножи, серпы, топоры, тесла), украшений из бронзы, серебра. Наконечники стрел и копий изготавливались из камня. Разрабатывались месторождения медной руды в Южном Урале.
Освоив степь и лесостепь, андроновцы в поиске новых полей и пастбищ по долинам рек проникали в таёжную зону, где смешивались с аборигенным населением. В результате на юге западносибирской тайги сложились андроноидные культуры (черкаскульская, сузгунская, еловская, пахомовская, корчажкинская), сочетавшие местные и пришлые традиции. На основе андроноидных культур позднее появились местные культуры «железного века», сыгравшие большую роль в распространении металла в таёжной зоне, среди предков угорских и самодийских народов.
Жилища представляли собой полуземлянки и наземные бревенчатые хижины. Некоторые поселения (например, поселения в районе Петровки и Боголюбово) окружались рвами и валами, земля для которых бралась при отрывке рва. По верху валов сооружался деревянный частокол. Для проезда внутрь были оставлены перемычки во рву, а в валу устроены ворота для проезда колесниц.[источник не указан 74 дня]
Погребения производились в ямах с каменными насыпями, иногда окружались оградами из каменных плит. Встречаются захоронения с использованием деревянной облицовки. Умерших укладывали в скорченном положении, кисти рук укладывались перед лицом. Для фёдоровской культуры характерна кремация. В погребениях находят кремнёвые наконечники стрел, бронзовые орудия и оружие, украшения, керамику.
Характеристики
Андроновская культура состояла из общин, которые были в значительной степени мобильными, и поселившихся в небольших деревнях. Поселения особенно ярко выражены в его среднеазиатской части. Укрепления включают рвы, земляные насыпи, а также деревянные частоколы, около двадцати из которых были обнаружены. В андроновских деревнях обычно от двух до двадцати домов, но обнаружены поселения, в которых насчитывается до ста домов. Андроновские дома обычно строились из сосны , кедра или березы и обычно выстраивались с видом на берега рек . Большие дома размером от 80 до 300 м 2 , вероятно, принадлежали большим семьям, что типично для ранних индоиранцев.
Андроновское поголовье — крупный рогатый скот , лошади , овцы , козы и верблюды . Примечательно отсутствие домашней свиньи , что типично для мобильной экономики. Процент крупного рогатого скота среди останков Андроновских значительно выше, чем среди их западных соседей Срубны. Лошадь была представлена на андроновских стоянках и использовалась как для верховой езды, так и для тяги. Сельское хозяйство также играло важную роль в экономике Андроновской области. Андроновская культура отличается региональными достижениями в области металлургии . Они добывали месторождения медной руды в Горном Алтае примерно с 14 века до нашей эры. Предметов из бронзы было много, существовали мастерские по обработке меди.
Андроновские мертвые были захоронены в деревянных или каменных камерах под оба круглых и прямоугольными курганами ( курганы ). К захоронениям прилагался скот, колесные повозки, нагрудники для лошадей, а также оружие, керамика и украшения. Среди наиболее примечательных останков — захоронения колесниц, датируемые примерно 2000 годом до нашей эры и, возможно, ранее. Встречаются колесницы с парными упряжками, обнаружено также ритуальное погребение лошади в культе «голова и копыта». Некоторых андроновских мертвецов хоронили парами, взрослые или взрослые и дети.
В Кытманово в России между Монголией и Казахстаном, датируемом 1746–1626 гг. До н.э., штамм Yersinia pestis был извлечен из зуба мертвой женщины в могиле, общей для нее и двоих детей. Гены этого штамма экспрессируют флагеллин , который запускает иммунный ответ человека. Однако, в отличие от других доисторических бактерий Yersinia pestis , этот штамм действует слабо; позже историческая чума вообще не экспрессирует флагеллин, что объясняет ее вирулентность. Таким образом, штамм Кытманово был отобран, чтобы стать чумой (хотя это не была чума). Все трое в могиле умерли одновременно, и исследователь считает, что их убила пара-чума.
Сома, возможно, возникла в андроновской культуре. По данным Journal of Archaeological Science , в июле 2020 года ученые Южно-Уральского государственного университета исследовали двух лошадей позднего бронзового века с помощью радиоуглеродного датирования с кургана 5 Новоилиновского кладбища 2 в городе Лисаковск Костанайской области . Исследователь Игорь Чечушков указал, что у андроновцев появилась способность к верховой езде на несколько веков раньше, чем предполагали многие исследователи. Среди исследованных лошадей жеребцу было почти 20 лет, а кобыле — 18 лет. По словам ученых, животных хоронили вместе с человеком, которого они сопровождали на протяжении всей жизни, и их использовали не только в пищу, но и для запряжения в транспортные средства и для верховой езды.
«Вероятно, в могильнике Новойлиновский-2 похоронена военизированная элита, власть которой основывалась на физическом контроле соплеменников и соседей с помощью навыков верховой езды и боя. Всадник имеет значительное преимущество перед пехотинцем. Может быть другое объяснение: эта элита выполняла функцию посредничества в конфликтах внутри коллектива, а значит, обладала властью и высоким социальным статусом. Образно говоря, эту элиту можно назвать шерифами бронзового века », — сказал Игорь Чечушков.
Эта тема закрыта для публикации ответов.