Правила поведения в лесу для детей

Алан-э-Дейл       26.08.2023 г.

Оглавление

Ход занятия

Воспитатель: Дети, вы знаете, что Незнайка — это весёлый человечек из Солнечного города. Он решил приехать к нам в гости и пригласил с собою на прогулку. А куда, догадайтесь сами.

Загадка: Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню- земляникой,

Валю- костяникой,

Машеньку — орешком,

Андрюшу — сыроежкой,

Катеньку- малинкой,

Васю- хворостинкой.

Воспитатель:-Что это? Правильно, это лес. А как вы думаете, какой воздух в лесу? (Ответы детей)

-Почему он чистый в лесу? (Ответы детей)

-С какими зверями можно встретиться в лесу? (Ответы детей)

-Как назвать их одним словом? (Ответы детей)

-Почему они называются дикими? (Ответы детей)

-А что есть в лесу и нет в городе? (Ответы детей)

-А что есть и в городе и в лесу? (Ответы детей)

-Вы хотите отправиться в лес с Незнайкой? Но чтобы ехать в лес, нужно знать правила поведения в лесу. Вы их знаете? Интересно, знает ли их Незнайка, а где же он? (Появляется, запыхавшись, Незнайка)

Незнайка: — Здравствуйте, извините меня, я немного задержался, летел к вам на ковре –самолёте и пролетел ваш детский сад. Пришлось возвращаться.

Воспитатель — Здравствуй, Незнайка. А мы сейчас говорили о правилах поведения в лесу. Ты их знаешь?

Незнайка -Я всё знаю.

Воспитатель — Ну, что же, пора в путь-дорожку. Располагайтесь, дети, по удобнее на ковре-самолёте и полетим в лес. (Звучит негромкая музыка).

Поднимаемся над городом, пролетаем через реку и опускаемся в лесу. Как красиво в лесу! Давайте полюбуемся. Какие звуки можно услышать в лесу?

(Шум ветра, пение птиц, журчание ветерка.) (Звучит фонограмма «Звуки леса»)

-А какой чистый, свежий воздух. Давайте подышим. Какая красивая поляна. А сколько здесь цветов. А какие цветы растут в лесу? (Ответы детей)

Незнайка – (Наклоняясь к цветам) Я сейчас нарву большой-пребольшой букет цветов и подарю всем своим друзьям.

Воспитатель: -Ты что, Незнайка. Дети, правильно хочет поступить Незнайка? (Ответы детей)

Незнайка: — А что это за куча такая? Я чуть из-за неё не упал, вот возьму палку и уберу её отсюда, чтобы никому не мешала.

Воспитатель: -Это не куча, это домик, угадайте, чей? (Загадывает загадку)

Мы – лесные жители,

Мудрые строители.

Из иголок всей артелью

Строим дом себе под елью.

-Разве можно разорять муравейник? (Ответы детей) Почему? (Ответы детей)

Незнайка – Что-то я проголодался. Где-то у меня была конфета (ищет в кармане, вытряхивая всякий мусор, я, наверное, её уже съел.

Воспитатель – Что это ты, Незнайка, здесь намусорил. В лесу нельзя сорить.

Незнайка — А я сейчас соберу всё и сожгу (достаёт из кармана большой коробок спичек).

Дети – В лесу может быть пожар.

Воспитатель – А как же быть? (Ответы детей)

(Дети собирают мусор опять Незнайке в карманы)

Незнайка – Молодцы, ребята, вы знаете правила поведения в лесу. А знаете ли вы лесных животных?Попробуйте отгадать загадки:

Сердитый недотрога живёт в глуши лесной.

Иголок очень много, а нитки не одной. (Ёж)

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз.

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её … (лиса)

Незнайка: — Я больше так не буду себя вести в лесу, я запомнил все правила поведения в лесу. Мне надо возвращаться обратно. Садитесь на ковер самолет и я вас доставлю обратно в детский сад, а сам полечу дальше.

Что делать если потерялся

В этом случае самое главное – не паниковать. Нужно максимально успокоиться, оставаться на своем месте и громко звать на помощь.

Как ребенку вести себя в лесу, если потерялся:

  1. Осмотрись вокруг. Если увидел лесную дорогу, выходи на нее, вполне возможно, что на дороге встретишь людей.
  2. Стой на месте, чтобы не уйти от взрослых еще дальше. В этом случае поиски существенно затянутся.
  3. Внимательно прислушивайся к любым звукам. Голос людей, звуки проезжающих машин могут свидетельствовать о том, что ты находишься рядом с цивилизацией, двигайся в направлении звуков.
  4. Если ничего не слышно, но ты видишь ручей, иди вдоль него. Ручей обязательно доведет тебя до реки, а значит, рядом есть люди.
  5. Оставляй вокруг себя различные знаки, которые могут помочь в поисках. Делай зарубки на деревьях, отламывай веточки, это поможет тебе не ходить по кругу.
  6. Подавай любые возможные сигналы, постоянно их повторяя, чтобы тебя быстрее услышали и нашли.
  7. Потряси нижние ветки дерева. Это смогут увидеть спасатели с воздуха.
  8. С наступлением темноты готовься к ночлегу. Постели на землю листву и ветки, накройся листвой, чтобы тебя не было заметно.
  9. Не питайся неизвестными ягодами, не пей из незнакомых ручьев. Без еды и воды можно продержаться довольно долго.
  10. Не паникуй. Помощь придет гораздо раньше, чем ты думаешь.

Не стоит объяснять дошкольнику, как можно выйти из леса, ориентируясь на звезды или расположение мха на деревьях – это не лучшая идея. Природа находится в постоянном движении, все в ней меняется.

Потерявшись, малыш может попытаться применять полученные знания, в результате чего просто потеряется окончательно. Далеко не каждый взрослый сумеет ориентироваться в лесу даже с помощью компаса, что уж говорить о детях.

Правила безопасности в лесу для детей в стихах и картинках:

Безопасность в лесу для детей дошкольного возраста полностью лежит на взрослых. Необходимо  донести до малыша, что нахождение на природе может быть опасным, если не соблюдать правила.

Необходимо проводить беседы о безопасности в лесу для детей дошкольного возраста раз за разом, пока малыш не усвоит и не поймет правила. Кроме того, взрослые должны внимательно изучить памятку для родителей. Если не осуществлять должный присмотр за детьми в лесу, это может привести к непоправимой беде.

Безопасное поведение в лесу

Памятка ниже содержит основные правила, помогающие избежать опасных непредвиденных ситуаций.

Правила безопасного поведения в лесу

не ходите в лес одни, только со взрослыми;
возьмите с собой телефон для связи с родственниками;
вернуться из леса надо до наступления темноты;
не уходите вглубь леса;
не стоит въезжать в лес на транспорте, это вредит растительности;
запрещено разжигать костер без взрослых, ведь огонь опасен, как для человека, так и для обитателей леса, очень трудно остановить его распространение;
не сжигайте высохшую траву или листья;
не бросайте мусор, нельзя загрязнять природу, это дом для зверей и птиц;
не бейте стекло, поранитесь сами и нанесете вред обитателям леса;
нельзя шуметь в лесу: кричать, слушать громкую музыку, такое поведение вызывает беспокойство у лесных жителей;
не обижайте диких животных, они опасны в разъяренном состоянии, если появилась опасность нападения, не показывайте страх и не стойте спиной, лучше потихоньку постоять и подождать, когда животное уйдет;
не следует забирать детенышей животных, они могут быть переносчиками очень опасных заболеваний;

не трогайте гнезда птиц, птенцов, яйца, ведь птицы могут оказаться в опасности, вы можете привлечь внимание хищников, также никогда не уносите с собой птенцов, они не смогут выжить в неволе;
не разрушайте муравейники, муравьи – это санитары леса, своей работой они приносят огромную пользу;
не ловите шмелей, бабочек, стрекоз, божьих коровок, они опыляют растения и уничтожают вредителей, погубив их, вы поставите под угрозу природу;
не вылавливайте лягушек и головастиков;
не убивайте пауков, не рвите паутину;
ходите в лесу только по тропинкам, не вытаптывайте растительность и почву, ведь могут пострадать травы и многие насекомые;
не ломайте ветки кустарников и деревьев, не делайте памятных надписей на них, не отрывайте кору, не собирайте сок с берез (если не имеете нужных навыков), берегите их, не наносите вред;
не срывайте цветы, тем более с корнем, ведь они не вырастут снова, среди них могут быть редкие, занесенные в Красную книгу, лесные цветы должны радовать своей красотой, а не вянуть в букетах;
разрешается сбор знакомых лекарственных трав, ягод, орехов, если в лесу их много;
никогда не пробуйте на вкус незнакомые ягоды, растения и грибы, велика вероятность, что они ядовиты;
собирать съедобные грибы можно только под присмотром взрослых, ни в коем случае не вырывая их, пользуйтесь ножичком, чтобы не повредить грибницу;
не топчите несъедобные грибы, ведь они являются едой для животных.

Как защититься от укусов клещей

Безопасность малышей на прогулке в лесу напрямую зависит от внимательности и ответственности взрослых. Места обитания клещей нельзя определить визуально

Поэтому важно знать как избежать их укусов

Нужно правильно одеть ребенка. Идеально подойдет белая одежда, на которой клещей можно увидеть сразу. Полностью защитить ноги высокими носками или колготками, в них же заправляется майка. Верхняя одежда должна иметь резинки, обувь должна быть полностью закрытой, на голову надевается шапка или платок.

Необходимо взять с собой специальные препараты – репелленты, которые периодически наносить на одежду малыша. Ребенка нужно периодически осматривать с целью выявить нежеланных насекомых.

Если, даже с учетом всех предосторожностей, малыша укусил клещ, нужно обязательно принести насекомое на анализ. Если анализ невозможен, нужно записать дату укуса и проследить за ребенком в течение трех недель

Появившийся насморк, отечность или сыпь требуют немедленного обращения к врачу.

Ход занятия.

Воспитатель. Скажите, какое сейчас время года?

Дети. Лето. Воспитатель. По каким признакам вы это определили?

Дети. Стало теплее. Стало пригревать солнце. На деревьях появились листочки. Бегут ручейки. Люди одели облегченную одежду.

Воспитатель. В такую погоду очень хочется отправиться в лес на прогулку. Давайте закроем глаза и представим себе, что едем на автобусе в лес.

(Звучит тихая музыка.)

Мы с вами проезжаем по улицам города и выезжаем на большую широкую дорогу, ведущую к лесу. Светит яркое солнце. Слышится шум проезжающих мимо машин. Вот мы и приехали в лес.

Открываем глаза. Как красиво кругом.

И пока мы с вами не вошли в лес, скажите, какая опасность может поджидать нас в лесу?

Дети. В лесу можно заблудиться.

Воспитатель. Правильно, в лесу можно заблудиться, поэтому в лес ходить одному нельзя, особенно – детям.

«Самое главное правило

Должны всерьез все уяснить

Без взрослых в лес нельзя ходить!

Ведь заблудиться так легко:

Уйти из дома далеко

И не найти назад пути…

И больше к маме не дойти»

В лесу нужно держаться вместе с родителями. Но если вдруг ты потеряешь из вида родителей, кричи громче, чтобы можно было найти друг друга по голосу.

Если вы заблудились в лесу, не поддавайтесь панике, не бегите куда глаза глядят, присядьте, внимательно прислушайтесь к звукам, может быть, вы услышите шум машин, поездов, лай собак, говорящие о близости людей. Постарайтесь понять, откуда идет звук, и идите, в этом направлении. Если звук становится громче – вы идете правильно.

Собираясь отдыхать на природе, какую одежду нужно надевать?

Дети: на прогулку в лес нужно надевать длинные брюки, свитер с длинными рукавами, шапочку и поднять воротник. Одежда должна быть светлой. Открытые участки тела намазать мазью от комаров.

Воспитатель: почему?

Дети: такая одежда убережет от укусов насекомых. А на светлой одежде быстрее, чем на темной увидишь насекомое.

Воспитатель: каких лесных насекомых вы знаете?

Дети: комары, кузнечики, осы, мухи, стрекозы, клещи, божьи коровки, пчелы, бабочки, шершни, шмели, гусеницы.

Воспитатель: какие из этих насекомых жалящие? Почему?

Дети: комары, осы, пчелы, шмели, шершни.

У этих насекомых есть жало, они могут ужалить.

Воспитатель: как нужно поступить, если вас ужалило насекомое?

Дети: вытащить жало, промыть ранку, положить на ранку холод (можно положить носовой платок, смоченный холодной водой).

Воспитатель: а сейчас поиграем в игру (физкультминутка). Я буду называть вам насекомых, а вы будете хлопать в ладоши, если услышите название жалящего насекомого; топать ногами, если услышите название других насекомых.

(Божья коровка, кузнечик, пчела, стрекоза, комар, саранча, оса, муха, жук, шмель, бабочка, светлячок, клещ, гусеница)

Воспитатель: вот мы с вами вышли на лесную полянку. Посмотрите сколько здесь ягод. Давайте соберем ягоды в корзину.

(Дети по очереди берут картинку, называют ягоду, описывают ее).

Молодцы, вы знаете много лесных ягод.

(Воспитатель показывает картинки ядовитых ягод).

Как называются эти ягоды?

(Волчье лыко, белена, вороний глаз.)

Чем они опасны?

(Если дети затрудняются, рассказывает воспитатель).

При сборе диких ягод в лесу следует проявлять осторожность, чтобы в корзинку не попали ягоды ядовитые. По своим внешним данным они весьма красивы, аппетитны и не вызывают опасений, поэтому и могут попасть не только в корзинку, но и в рот неопытному и незнающему собирателю, а это грозит порой смертельной опасностью

Основное правило — «Сомневаешься — не бери!»

Что еще можно найти в лесу?

Дети: грибы.

Воспитатель: какие грибы вы знаете?

(Дети перечисляют грибы)

На какие группы мы можем разделить грибы? (Съедобные и несъедобные).

Почему грибы называются несъедобные?

Дети: эти грибы ядовитые, ими можно отравиться.

Воспитатель: можно ли срывать и топтать ядовитые грибы?

Дети: ядовитые грибы нужны лесным жителям, они ими лечатся.

Воспитатель: На нашей полянке много разных грибов, давайте соберем съедобные грибы, а ядовитые трогать не будем.

(Дети собирают муляжи съедобных грибов, называют эти грибы, а муляжи ядовитых грибов не трогают).

Ни все грибы — наши друзья. Есть и враги – ядовитые грибы.

И если человек съест их, тогда наступит тяжелое отравление.

Что надо сделать, если вы сомневаетесь съедобный гриб или ядовитый?

Дети: Спросить у взрослых.

Воспитатель: А если вы так и не знаете съедобный или не съедобный тогда не срывайте.

О каких опасностях в лесу мы говорили? О чем мы должны помнить, отправляясь в лес?

(Ответы детей).

560395

529375

960720

960720

Лес – наше богатство, мы – его друзья

Памятка в виде таблицы:

Категорически НЕЛЬЗЯ! отделяться от группы, удаляться от взрослых;
уходить в глубь леса;
что либо есть, без разрешения взрослых;
трогать руками детенышей животных, забирать их с собой;
шуметь в лесу, слушать громкую музыку;
дразнить диких животных, если они вам встретятся;
убивать пауков, рвать паутину;
ловить незнакомых вам насекомых. Их укусы могут быть опасны;
ломать ветки кустов и деревьев;
разводить огонь;
рвать цветы и растения с корнем, ведь они больше не вырастут;
оставлять надписи на коре деревьев;
разрушать муравейники, они являются санитарами леса;
трогать гнезда птиц, уносить с собой птенцов;
сжигать сухую траву, ветки и листья.
МОЖНО собирать лекарственные травы под присмотром взрослых;
собирать съедобные грибы (под присмотром взрослых), срезая их ножиком;
собирать лесную землянику;
собирать мусор, оставленный нерадивыми туристами;
Если вы потерялись оставаться на месте, не бежать, так можно еще больше заблудиться;
с мобильного телефона звонить товарищам, родственникам или учителю;
в случае если связи нет, набрать номер службы спасения – 112 (доступно всегда);
громко кричать, оставаясь на месте, периодически прислушиваясь, ожидая ответ. Если вы слышите, что вас зовут – не идите на голоса, просто продолжайте звать на помощь;
Если вас не нашли прислушайтесь к голосам и звукам. Услышав звуки цивилизации (голоса, музыка, шум машин) – идите в их сторону, ориентируясь на громкость (чем громче звуки, тем вы ближе);
продвигаясь вперед, оставляйте заломы, зарубки, а лучшие всего веревочки или вещи, чтобы те, кто будут вас искать, могли знать о вашем направлении;
попробуйте вспомнить, откуда вы вошли в лес и в каком направлении двигались;
если вы нашли ручей, двигайтесь в его направлении – он приведет вас к реке, а там очень вероятно, что могут быть люди;
оглядитесь, не видите ли вы натянутые электрические провода? Если да, то следуйте вдоль них, они всегда идут в сторону населенных пунктов.

Лес – волшебный, манящий и доброжелательный. Чтобы ваше знакомство прошло с пользой и позитивом – помни о правилах поведения, нарушать которые категорически НЕЛЬЗЯ.

Ход занятия:

(Дети входят в группу, здороваются с гостями.)

Воспитатель: Друзья мои, сегодня нас ждёт необычное путешествие в прекрасное царство природы. Мы с вами отправимся в лес, но не за грибами и не за ягодами, а за. чудесами!

(Дети идут за воспитателем, воспитатель читает стихотворение)

«Солнце светит спозаранку,

Всей земле улыбку шлет,

Мы выходим на полянку,

Ручеек в лесу поет

Теплый ветер гладит кожу

Лес шумит густой листвой,

Дуб нам хочет поклониться

Клен кивает головой

Птицы весело щебечут

Только их не разглядеть

Рады птицы нашей встречи

Рады солнцу и весне»

(Пришли на полянку.)

Воспитатель: День всегда начинается с первого солнечного лучика,который улыбается ласковой улыбкой и говорит нам: «Добрый день!»

Давайте и мы поздороваемся с солнцем, с небом, землей.

Дети: «Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй матушка земля

Очень любим мы тебя»

(Дети садятся на стульчики. Звучат звуки леса.)

Воспитатель: Вы слышите. Это разговаривают лесные жители. (Дети слушают звуки). Посмотрите внимательно и скажите, что вы видите на полянке?

Дети: Цветы, деревья, насекомых, птичек…

Воспитатель: А как все это можно назвать одним словом?

Дети: Природа.

В-ль: Человек может прожить без природы?

Дети: Нет.

В-ль: Без чего человек не может прожить?

Дети: Без солнца, воды, воздуха, растений…

В-ль: Мы должны научиться беречь и охранять природу.

Чтобы ее сберечь, мы должны соблюдать определенные правила поведения в природе.

А сейчас, я буду читать стихотворение, в котором говорится, как вести себя в природе, а вы вставлять слова по смыслу.

(воспитатель читает)

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять,

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость,

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

(Н. Рыжова)

На нашей лесной полянке живет один старичок — лесовичок, он внимательно слушал вас, ой, где же он прячется?

(Появляется лесовичок)

Лесовичок: Здравствуйте, друзья!

Это я, седой старик,

Называюсь лесовик,

Этот лес я сторожу

За порядком здесь слежу!

Хотел бы я узнать, знаете ли вы правила поведения на природе, как вести себя, чтобы не навредить ей?

Дети: Да.

Лесовичок : А я сейчас узнаю, мы поиграем в игру «Угадай правило».

(Лесовичок показывает картинки, которые надо соединить шнурочком по смыслу. Дети называют правила: нельзя рвать цветы, уничтожать насекомых, животных, разорять птичьи гнезда и т. д.)

Лесовичок: Молодцы, хорошие защитники природы из вас получатся, а я могу спокойно идти отдыхать. До свидание ребята.

Дети: До свидание.

В-ль: И мы тоже немножко отдохнем.

Мы погладим лобик, носик и щёчки.

Будем мы красивыми как в саду цветочки!

Разотрём ладошки, сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём,

улыбнёмся снова.

Будьте все здоровы!»

Раз-два-три-четыре-пять —

по лес идем гулять. Обычная ходьба.

По извилистым тропинкам

Потихоньку мы пойдем. Ходьба «змейкой»

Может быть, и под листочком

Сладку ягодку найдем. Присели

На носочки дети встали,

По дорожкам побежали. Бег на носочках

И на каблучках пойдем,

Через лужи перейдем. Ходьба на пятках.

На команды разделились,

В лес чудес мы удалились.

Ребята, а сколько на поляне красивых цветов,я хочу прочитать вам хорошее стихотворение:

«Если ты сорвешь цветок,

Если вы, и я, и ты

Если мы сорвем цветы,

То останутся пусты

И деревья и кусты

И не будет красоты»

В-ль: Не обязательно цветы срывать, чтобы кому-то их подарить, ведь все можно сделать своими руками и сейчас мы это покажем, сделаем цветы из ниток.

(Звучит спокойная музыка и звуки природы, после показа воспитателя, дети проходят к столам, на которых разложен материал и выполняют работу из ниток на бархатной бумаге.)

В-ль: Какие красивые цветы у вас получились.

Вот и солнышко выглянуло, полюбоваться вашими цветами. А у меня есть лучики, которые вы ему подарите.

Игра «Пожелания».

(Дети дарят солнцу по одному лучику и дают обещание, как они всегда будут правильно себя вести в природе.)

В-ль: Давайте же всегда будем охранять и беречь нашу природу и делать только добрые дела.

Правила безопасности

Если вы отправляетесь на прогулку в лес, внимательно изучите правила, соблюдая которые можно обеспечить безопасность в лесу для детей:

  1. Прежде чем идти в поход, сообщите своим близким, куда вы идете. Зная об этом, родственники смогут обратиться за помощью в случае необходимости.
  2. Возьмите в дорогу сухие спички, часы и компас. Положите в карман небольшой нож. Возможно, что все это пригодится на лесной прогулке.
  3. Прихватите с собой запас еды и воды на случай задержки. Не стоит употреблять в пищу незнакомые ягоды и пить воду из непонятных источников.
  4. Наденьте яркую верхнюю одежду, лучше со светоотражающими деталями, так спасателям будет легче вас заметить.
  5. Определите маршрут движения и придерживайтесь его постоянно. Не надо сокращать дорогу, чтобы быстрее добраться, если для этого нужно пройти через болото.
  6. Если вы потеряли знакомого, срочно вызывайте спасателей. Не надо пытаться искать самостоятельно, вы можете уничтожить следы, которые помогут в поисках.
  7. Попробуйте докричаться до потерявшегося, но при этом старайтесь оставаться на месте.
  8. Возьмите в поход средства первой помощи. Они могут пригодиться, если кому-то станет плохо.
  9. Осматривайте дорогу, по которой идете, чтобы не попасть в яму и не сломать ногу. Лесные тропинки не всегда хорошо утоптаны, об этом не нужно забывать.
  10. Не оставляйте за собой мусор, выкопайте в земле ямку и заройте его. Ни в коем случае не оставляйте в лесу осколки стекла.
  11. Не устраивайте костер рядом с деревьями, отойдите от них не менее чем на 1,5 метра. При наличии кострища не следует устраивать новое.
  12. Собираясь домой, тщательно затушите костер, чтобы он не занялся снова после вашего отъезда. Желательно закидать костер землей, не разбрасывая углей.

Готовим детей к походу

После того, как вы тщательно подготовились сами, вам нужно проинструктировать детей по поводу их безопасного поведения в походе. К лесному приключению детей начинают готовить заранее, рассказывая и объясняя, что можно делать, а что категорически нельзя. Все ваши «нельзя» должны быть понятными и ясными для детей. Просто  слово «нельзя» некоторые дети воспринимают как «если никто не видит, то можно» 

Поэтому очень важно не просто запретить, а объяснить детям все то, что может случиться с ними (и с лесом), если они нарушат запрет. Если вы планируете сбор грибов и ягод, то необходимо прежде познакомить детей с названиями грибов, научить их отличать съедобные грибы (ягоды) от несъедобных

  1. Для детей среднего и старшего школьного возраста достаточно провести беседу и раздать памятку или буклеты. Изучаются специальные знаки, используемые лесниками и пожарными для безопасности человека и дикой природы;
  2. Для детей младшего возраста беседа должна быть повторной и эмоционально окрашенной, буклеты более красочными. Не лишним станет просмотр фильма и проведение классного часа на тему «бережем природу»;
  3. Дети дошкольного возраста более эмоциональные, более послушные, но они же и более любопытны, чем их старшие товарищи. Запомнить правила поведения для них гораздо сложнее, поэтому и подготовка к походу требует более длительного периода. Памятку заменяют картинки, которые родитель или воспитатель поясняет в подробностях. Как средства инструктажа дошкольников, используют обучающие мультфильмы, сказки, дидактическую игру «Правила поведения в лесу».

Ход занятия:

Я, ты, он, она-

Вместе дружная семья.

Руку дай соседу справа.

Руку дай соседу слева.

Я, ты, он, она-

Вместе дружная семья.

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Обними соседа справа,

Обними соседа слева.

Ущипни соседа справа,

Ущипни соседа слева.

Сюрпризный момент: Дети, присаживайтесь, пожалуйста, поудобнее. Отгадайте, пожалуйста, ребята, кто наш сегодняшний гость?

Лес, животных охраняет,

Следы путает, петляет.

То лохматый старичок,

То от дерева сучок!

На коне ты или пеший,

Страх нагонит. Кто он?

Дети: Леший

Воспитатель: Молодцы, отгадали, правильно «Леший, который живет в лесу».(Воспитатель показывает картину Лешего).Леший сегодня оставил нам письмо,вот что он пишет: «Неполадки кругом, неполадки! Плохо в лесу стало моем, и птицам, и зверям, и растениям.

Много гостей приходит, а как вести себя не знают.

Был вчера в лесу пикник:

Плачет луг и плачет речка-

Нет здесь чистого местечка»

Воспитатель: Ребята, поможем Лешему! Как мы поможем ему помочь?

Дети: Мы постараемся!

Воспитатель: Нам нужно правильно ответить на вопросы Лешего. Каждый ваш правильный ответ поможет Лешему и его друзьям. Д/и «Что можно, что нельзя делать в лесуКогда можно хлопаем в ладоши, когда нельзя мы сидим тихо.

1)Разводить костер где попало?

2)Слушать громкую музыку?

3) Весь мусор положить в пакет и забирать его с собой?

4)Разрушать птичьи гнезда?

5) Можно по лесу гулять

Ветки с дерева ломать?

6) Дети по лесу гуляли,

Не шумели, не кричали,

Никого не обижали.

Так можно дети?

7)Без взрослых в лесу можно ли гулять?

Воспитатель: Молодцы, ребята вы с этим заданием справились. Леший очень рад, что дети знают как себя вести в лесу. Он хочет познакомить нас со своими друзьями. Для этого мы должны отгадывать загадки.

1)Гуляет в рыжей шубке,

Хитрит и скалит зубки.

(Лиса)

2)Дружбу водит он с лисой,

Для других ужасно злой.

Всё зубами щёлк да щёлк,

Очень страшный серый…

(Волк)

3)На деревьях живет

И орешки грызет.

(Белка)

4)Он зимой в берлоге спит,

Потихонечку храпит,

А проснётся, ну реветь,

Как зовут его —

(Медведь)

5) Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.

(дятел)

Воспитатель: Леший передает нам памятку «Правила поведения в лесу», чтобы мы рассказали своим друзьям

Воспитатель: Леший хочет с нами поиграть. Физкультминутка

СОВА

В лесу темно,

Все спят давно.

(Дети изображают спящих.)

Все птицы спят.

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

(Дети делают взмахи руками.)

Совушка — сова,

Большая голова.

На суку сидит,

Головой вертит.

(Изобразить большой круг руками. Присесть, сделать повороты головой вправо, влево.)

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит.

(Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

Воспитатель: Спасибо тебе, Леший, что нам напомнил правила «Как себя вести в лесу?»Но нам пора уже прощаться с вами. До свидания!

Воспитатель подводит итог занятия.

Ход занятия:

Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

Звонит телефон.

Дети, интересно, кто это нам звонит. Я сейчас послушаю. А, это Ёжик. Он зовет к себе в гости в лес.

Воспитатель: Ребята, поедем в лес. Закройте глаза (Звучит музыка) Мы очутились в лесу.

I.На интерактивной доске изображение леса и Ёжика.

Здороваемся с Ёжиком.

Как здесь красиво!

Ёжик объясняет детям, что в лесу не только красиво и могут встречаться опасности.

Какие же здесь могут быть опасности.

Дети: В лесу можно заблудиться.

Воспитатель: Правильно! Можно заблудиться. Поэтому мы знаем, что ходить в лес надо только со взрослыми и уходить от них далеко нельзя.

Воспитатель: Ребята, а помните сказку про Машеньку, как она с подружками собирала ягоды и заблудилась. А почему?

Дети: Она ушла далеко от подружек.

Воспитатель: Правильно, ребята. Надо быть рядышком.

Физкультминутка

Дети по лесу гуляли (шагаем на месте)

За природой наблюдали.

А сейчас мы отдохнём, (остановились)

Встанем, глубоко вздохнём. (вдох, выдох)

Вверх на солнышко посмотрим, (подняли голову)

А затем похлопаем, (хлопаем)

Ногами мы потопаем. (топаем)

Хорошо мы погуляли, (шагаем)

И нисколько не устали.

II картинка. Поляна с ягодами.

Видим картинки (на магнитной доске) с изображением ягод.

Ёжик. Ребята, а что это за ягодки, такие красивые и растут в лесу? Давайте рассмотрим. Какая это ягодка? Кто знает? Дети называют ягоду.

Ёжик. Правильно. Это земляника. А вот это, что за ягодка?

Дети называют.

Ёжик. Правильно, это малина. Эти ягоды съедобные.

Ёжик. А вот на этой картинке, что за ягода?

Если дети затрудняются, Ёжик им помогает назвать ягоду: Это волчья ягода и ее нельзя брать в руки и есть, можно отравиться.

Ёжик. Давайте, я ее заберу с собой. Потому что детям ее нельзя брать в руки.

Идем дальше по лесу.

III. Поляна с грибами. (на интерактивной доске).

Видим картинки с изображениями грибов.

Ёжик предлагает детям отгадать загадку.

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы!

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы (гриб).

Ответ детей: гриб.

Ёжик: правильно, ребята – то гриб.

— Но не все грибы наши друзья.

Вот на этой картинке, что за гриб?

— Да, это белый гриб. Он так называется и он съедобный.

— А вот эти желтенькие грибочки, как они называются?

— Правильно, лисички.

— А вот посмотрите, что это за гриб? У него красная шапочка в белый горошек и на вид он очень красивый, но это очень опасный, ядовитый гриб. Его ни в коем случае нельзя брать в руки, а тем более есть, это мухомор.

Ёжик. Я его уберу в свою корзину.

IV. Сухое дерево, на нем жук.

Проходим дальше и видим — стоит дерево без листьев. Смотрим, на нем сидит жук. Он ядовитый и называется он – короед. В руки брать его нельзя.

Ёжик предлагает детям подуть на жука, чтобы прогнать его. Дети дуют и жук улетает. После этого на дереве появляются листья, дерево ожило.

Почему?

Жуки ели листья и деревце погибало. Дети подули, жуки улетели. Дети спасли дерево.

Ёжик. Я забираю ядовитого жука в свою корзинку. Детям его трогать нельзя.

Прощаемся с ёжиком.

Ёжик отдает нам корзинку с опасными предметами леса, чтоб мы у себя в детском саду сделали уголок, в котором будут изображены насекомые, ягод и грибы, которые нельзя трогать руками.

Кружимся и закрываем глаза руками, мы очутились в детском саду.

В уголке у нас висит знак, на котором изображена рука с перечеркнутой линией, т. е.знак опасности: руками не трогать.Прикрепляем наши картинки: вредные насекомые, опасные грибы и ягоды.

Воспитатель: Хвалю детей, говорю им спасибо, они хорошо справились, теперь, когда они пойдут в лес, будут соблюдать все правила безопасности.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.