Появление на стяге
Большинство людей хотя бы раз в своей жизни видели флаг ВДВ на улицах своего родного города. 2 августа отмечается национальный день военно-десантных войск. Даже в небольших деревнях бывшие солдаты выходят на улицу, проходясь торжественным маршем и отдавая всем честь.
Кроме того, он участвует в различных официальных войсковых собраниях. Если где-то проходит парад, среди сотни флагштоков красуется уже знакомое нам зелено-голубое полотнище. Если речь идет о траурных мероприятиях, то флаг немного приспускают, отдавая дань погибшим.
Часто подобную атрибутику заказывают себе бывшие военные, не желающие забывать о былых подвигах. Они вешают флаг на крышу, балконы, окна или центральные ворота. Благо, символика ВДВ находится в свободном доступе, и приобрести ее может каждый желающий.
Как используется символика
Флаг ВДВ России, символика этого военного учреждения и различная атрибутика сейчас находится в свободном доступе. Любой желающий может приобрести ее в военторге. Поэтому не проходит ни одного 2 августа без автомобильных процессий, из окон которых выглядывают, развеваясь на ветру, флаги ВДВ. Голубые береты в этот день часто украшают головы всех десантников и даже тех людей, которые имеют к летным войскам лишь косвенное отношение.
Герб ВДВ в векторе находится в свободном доступе. Поэтому неудивительно, что с приходом праздника и все чаще люди, имеющие отношение к десантным войскам, клеят себе на машины наклейки с символикой. Это может быть флаг, герб или просто картинка с надписью. Например, парашют и слоган «Никто кроме нас», о котором мы поговорим чуть позже. Сложно сказать, нужно ли такое проявление своей преданности, но в любом случае в какой-то мере это развивает патриотизм к России в целом.
Дембельская форма
Сложно перепутать с кем-либо срочника ВДВ. Дембельская форма представлена голубым беретом, тельняшкой с голубыми полосками, голубыми нашивками на кителе и различными украшениями в виде белых и синих кос, значков, пагонов. Расшивают все солдаты вручную, поэтому каждая форма неповторима и порой заметен видимый перебор в украшениях. Не существует каких-то кардинальных отличий в форме спецназа и ВДВ, дембельская форма у всех одинаковая. Однако существует негласное правило, при котором берет у спецназовцев должен быть заломлен направо. Некоторые источники говорят о том, что эта традиция появилась во времена парадов с участием ВДВ. Тогда необходимо было со стороны трибуны максимально открыть лицо, для этого берет заламливался налево, спецназу «светить лицами» было нельзя.
Подготовка и работа десантников осуществляется в любое время года и при любых погодных условиях, будь то жара, мороз или проливной дождь, поэтому для успешного выполнения заданий форма ВДВ должна быть наилучшим образом подстроена под любые условия.
Другие знаки
С 2005 года подразделения воздушного десанта России расширили линейку символов – в ней появились малые, средние и большие эмблемы, разработанные по законам геральдики.
Малая эмблема золотого цвета, выполнена как гренада с ангельскими крыльями. Крылья ассоциируются с высокой маневренностью и готовностью пожертвовать собой, а гренада указывает на хорошую подготовку армейцев.
Средняя украшает двуглавый орел с короной. На груди птицы – московский герб с изображением Георгия Победоносца. В лапах орел держит меч серебристого цвета и крылатую гренаду. Меч – древний символ, который демонстрирует готовность немедленно вступить в бой.
Большая эмблема выполнена в форме круглого щита голубого цвета и объединяет элементы малой и средней. В центре круга – золотистая гренада с расправленными крыльями. Голубой щит обрамляет венок из веток дуба, олицетворяющих силу и мужество, крепость и несокрушимость. Наверху – герб в виде двуглавого орла с мечом в руке.
Все три варианта изображений часто используются при оформлении сувенирных и памятных нагрудных аксессуарах.
Как используется символика
Флаг ВДВ России, символика этого военного учреждения и различная атрибутика сейчас находится в свободном доступе. Любой желающий может приобрести ее в военторге. Поэтому не проходит ни одного 2 августа без автомобильных процессий, из окон которых выглядывают, развеваясь на ветру, флаги ВДВ. Голубые береты в этот день часто украшают головы всех десантников и даже тех людей, которые имеют к летным войскам лишь косвенное отношение.
Герб ВДВ в векторе находится в свободном доступе. Поэтому неудивительно, что с приходом праздника и все чаще люди, имеющие отношение к десантным войскам, клеят себе на машины наклейки с символикой. Это может быть флаг, герб или просто картинка с надписью. Например, парашют и слоган «Никто кроме нас», о котором мы поговорим чуть позже. Сложно сказать, нужно ли такое проявление своей преданности, но в любом случае в какой-то мере это развивает патриотизм к России в целом.
Отличия знаков ВДВ от значков и медалей
Многие коллекционеры пытаются купить не только значки ВДВ, но и настоящие боевые медали ВДВ. При этом стоит чётко понимать, что боевыми медалями и наградными знаками награждались только ветераны боевых действий. Если значки можно приобрести в свободной продаже, то награду, вручённую ветерану, вряд ли удастся приобрести. Свои наградные знаки настоящий ветеран ВДВ продаст только в самом крайнем случае, причём потом он постарается их выкупить обратно.
К сожалению, в настоящее время существуют фирмы, которые массово производят любые награды ВДВ, хотя данные знаки являются лишь копией, которые не несут никакой реальной ценности и являются фальшивкой.
Медаль «За службу на Северном Кавказе»
Эту общественную неправительственную медаль вручали военнослужащим и гражданским лицам российских силовых структур. Ее получал каждый участник контртеррористической или любой иной спецоперации, проводившейся на Северном Кавказе. Награду учредили Постановлением ЦС «Союза десантников России» в 2005 году.
А вообще за службу в северокавказском регионе были учреждены и иные награды. Это были такие медали: «Участник боевых действий на Северном Кавказе. 15 лет», «Ветеран боевых действий на Кавказе», «За участие в контртеррористических операциях на Кавказе», а также «Участник боевых действий на Северном Кавказе. 1994 — 2004».
Эволюция головного убора ВДВ
Визиткой современного десантника смело можно назвать голубой берет, вот только частью униформы она стала только после 1969 года. 30 июня 1967 года командующим ВДВ генерал-полковником Маргеловым В.С. был утвержден новый образец формы, созданной по эскизам художника А.Б. Жука.
Художник предложил два варианта внешнего вида служащих ВДВ:
- Повседневная форма одежды ВДВ включала берет защитного цвета и красной звездой. Данная расцветка головного убора осталась на бумаге.
- Второй вариант предполагал ношение малинового берета, именно он был принят.
Правая сторона берета была украшена голубым флажком с символикой ВДВ, так называемый “уголок”, а на лицевой стороне берета красовалась звезда, окруженная венком из колосьев.
Во время военного парада 7 ноября 1967 года по Красной площади прошли парашютно-десантные войска в малиновых беретах. А уже в 1969 году вышел приказ, где официально была утверждена форма для служащих ВДВ нового образца с голубым беретом.
У десантников и разведчиков ВДВ традиция ношения берета отличается. Первые носят берет загнутый направо, в то время как у спецназа воздушных войск существует негласное правило загибать берет налево.
Воздушно-десантные войска были обособлены в отдельный род войск лишь в 1991 году. До этого момента десантники относился к сухопутным войскам, ВМФ, ВВС, а с 1946 года включены в резервный состав ВГК и напрямую подчинялись верховному главнокомандующему.
В связи с этим цветовая гамма формы и знаки различия высшего и младшего командного состава ВДВ были связаны с родом войск, к которому они принадлежали в данный момент.
Кроме того вид обмундирования советского десантника зависел от климатических условий места высадки и должности служащего. Принято выделять четыре группы военной одежды советских ВДВ:
- повседневная летняя форма для сержантов и рядовых;
- летняя форма для сержантов, рядовых и курсантов военно-воздушных сил;
- повседневный летний комплект с погонами и петлицами для курсантов;
- зимний вариант формы с нарукавными знаками отличия для сержантов, военных строителей и курсантов ВДВ.
В начале Великой Отечественной в экипировку парашютистов входила темно-синяя шинель, чуть позже ее цвет был изменен на общевойсковой. Также экипировка спецназа ВДВ включала в себя так называемые маскировочные халаты: белые для зимнего времени и защитной пятнистой расцветки для лета. Точно такие же халаты носили разведчики и стрелки штурмовой группы.
На время спец задания десантная группа дополнительно комплектовалась спецобмундированием. Сюда входил комбинезон, шлем, унты, защитные очки.
После введения погон появились авиационные знаки отличия. Знаменитая эмблема с парашютом и двумя самолетами по сторонам была введена в 1955 году. Именно этот значок сегодня является символом единения и братства служащих в воздушных войсках.
В 1979 года в Афганистан был введен ограниченный контингент войск, в числе которых присутствовала специальная группа ВДВ. В виду климатических условий территории присутствия была разработана специальная ВДВ. Прообразом послужило обмундирование армии президента Конго.
Новый образец формы ВДВ
Различные условия и ситуации, в которых может оказаться десантник, да и любой другой военнослужащий, диктуют определенные требования непосредственно к форме, используемым тканям и цветам. И, конечно же, не следует забывать о функциональности. Новая форма ВДВ была сшита из высококачественного материала от российских производителей с применением последних нанотехнологий. В частности, это ткань рипстоп с упрочняющей структурой плетения и армированная нить, повышающая прочность материала, не увеличивая его вес.
Большое внимание было уделено разработке зимнего комплекта формы, который проверялся при очень низких температурах и сильных ветрах. Мужские пальто для офицеров на 90% состоят из шерсти, женские варианты полностью шерстяные и облегченные
Для различных ситуации и погодных условий предусмотрены подходящие комбинации одежды для служащих в ВДВ. Новая форма имеет функциональную куртку, которую можно надеть в прохладную погоду с отстегивающейся подкладкой или без нее при более благоприятных условиях. По сути, она теперь трансформер, способный превратиться и в легкую ветровку, и в теплый бушлат. Кофта под курткой еще лучше согреет от ветров. Комбинезон закрытого кроя из водоотталкивающей ткани будет уместен во время дождя.
Были учтены и ранние недоработки. В частности, удлинились уши у шапок-ушанок, которые теперь перехлестывают друг друга, застегиваются на липучку и защищают подбородок. Верхний клапан на ушанке теперь отгибается, образуя солнцезащитный козырек. Вместо валенок военнослужащих переобули в теплые сапоги со вставками. Полевые ботинки изготовлены из мягкой гидрофобной кожи, имеют литую резиновую подошву. Утепленный вариант полевой формы теперь в комплекте имеет жилет, не препятствующий движениям. Специально разработанный шарф-манишка отлично защищает от ветра. Опытные образцы формы для использования в жарком климате все еще дорабатываются.
На Параде Победы 2014 года на обозрение всей страны была представлена новая парадная форма ВДВ Российской Федерации. Ею уже экипированы практически все части и подразделения этих родов войск.
История
2 августа 1930 года на учениях Московского военного округа подразделение из 12 человек выбросилось с парашютами с самолёта, и, приземлившись и распаковав стрелковое оружие, нанесло удар в тыл условному противнику. В 1931 г. в Ленинградском военном округе (ЛенВО) в составе 1-й авиабригады был создан опытный авиамотодесантный отряд численностью 164 человека, предназначенный для десантирования посадочным способом. Затем в той же авиабригаде сформировали нештатный парашютно-десантный отряд. В августе и сентябре 1931 г. на учениях Ленинградского и Украинского военных округов отряд десантировался и выполнял тактические задачи в условном тылу противника.
В 1932 году РВС СССР принял постановление о развёртывании отрядов в авиационные батальоны особого назначения (бОСНАЗ). К концу 1933 уже имелось 29 авиадесантных батальонов и бригад, вошедших в состав ВВС. На Ленинградский военный округ была возложена задача подготовки инструкторов по авиадесантному делу и выработке оперативно-тактических нормативов. По меркам того времени воздушно-десантные части являлись действенным средством дезорганизации управления и тыла противника. Они должны были применяться там, где другие рода войск (пехота, артиллерия, конница, бронетанковые войска) не могут в данный момент решить эту задачу, и предназначались к использованию высшим командованием во взаимодействии с войсками, наступающими с фронта, воздушные десанты должны были содействовать окружению и разгрому противника на данном направлении.
В предвоенные годы выделялось много сил и средств на развитию воздушно-десантных войск, разработку теории их боевого применения и практическую подготовку. В 1934 году на учения Красной Армии привлекалось 600 парашютистов. В 1935 году на манёврах Киевского военного округа было десантировано парашютным способом 1188 десантников и высаживался посадочный десант в составе 2 500 человек с боевой техникой. В 1936 году в Белорусском военном округе было десантировано 3000 парашютистов, высажено посадочным способом 8 200 человек с артиллерией и другой боевой техникой. Присутствовавшие на этих учениях приглашённые иностранные военные делегации были поражены величиной десантов и мастерством десантирования
Особое же внимание уделил немецкий полковник Курт Штудент — будущий глава ВДВ Германии.
В ходе Великой Отечественной войны советские войска неоднократно проводили крупномасштабные воздушно-десантные операции. Правда, не все они были успешны, и много советских десантников погибло под Вязьмой и под Киевом. Тем не менее, немцы считали их достойным противником и чрезвычайно боялись.
Десантники на параде Победы 9 мая 2009 года.
ВДВ сыграли одну из основных ролей во время конфликтов в Афганистане и Чечне, где наряду со спецподразделениями они были основной силой, наносившей самые большие потери террористам.
В 1995 г. на базе соединений ВДВ были сформированы миротворческие контингенты в Республике Боснии и Герцеговине, а в 1999 г. – в Косово и Метохии (Союзная Республика Югославия).
С 2005 г. в ВДВ сформированы три компонента:
- воздушно-десантный (основной) – 98-я гв. вдд и 106-я гв.вдд 2-полкового состава;
- десантно-штурмовой – 76-я гв. десантно-штурмовая дивизия (дшд) 2-полкового состава и 31-я гв.отдельная десантно-штурмовая бригада (одшбр) 3-батальонного состава;
- горный – 7-я гв. дшд (горная).
Генерал армии Василий Филиппович Маргелов.
С 2005 г. подразделения соединений и воинских частей ВДВ принимают активное участие в совместных учениях с подразделениями вооруженных сил Армении, Белоруссии, Германии, Индии, Казахстана, Китая, Узбекистана.
В августе 2008 г. воинские части ВДВ приняли участие в операции по принуждению Грузии к миру, действуя на осетинском и абхазском направлениях.
Два соединения ВДВ (98-я гв. вдд и 31-я гв. одшбр) входят в состав Коллективных сил оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности (КСОР ОДКБ).
В конце 2009 г. в каждой дивизии ВДВ на базе отдельных зенитных ракетных артиллерийских дивизионов были сформированы отдельные зенитные ракетные полки. На первоначальном этапе на вооружение поступили системы противовоздушной обороны Сухопутных войск, которые в дальнейшем будут заменены на десантируемые системы.
Современный состав
Современная численность ВДВ России составляет около 35 тысяч человек, сведённых в четыре дивизии, пять бригад (одна воздушно-десантная и четыре десантно-штурмовые, формально не подчиняющиеся командованию ВДВ) и два отдельных полка.
Самолеты ВДВ
Для ВДВ нужны самолёты особой конструкции: с большим люком грузового отсека (для военной техники), трапами и рампами («горками» для машин), с задранным вверх хвостовым оперением, которое не мешает загрузке и выгрузке.
Транспортники
Фото и название | Тактико-технические характеристики |
Фото и название Тактико-технические характеристикиДальний тяжёлый транспортник Ил-76 |
Экипаж: 5
Пассажироподъёмность: 128 десантников Масса: 885-210 т Грузоподъёмность: до 60 т Объём топлива: 109 000 л Скорость: 220-850 км/ч Дальность: 4000-6500 км Экипаж: 5 человек Пассажироподъёмность: 126 десантников Объём грузовой кабины: 321 м³ |
Транспортник АН-12 |
Экипаж: 6 чел;
Масса: 28-34,5 т Топливо: 22,6 т Скорость: 670-777 км/ч Дальность: 3200-10200 км; Полезная нагрузка: 20 т (или 60 парашютистов, или 90 солдат) Максимальная высота: 10 км Длина ВПП: 1230 м |
Тяжёлый транспортник Ан-22 «Антей» — самый большой турбовинтовой самолёт в мире |
Экипаж: 5-7
Грузоподъёмность: 60 т Пассажировместимость: 290 человек (или150 парашютистов,202 носилок) Масса: 119-225 т Скорость: 560-650 км/ч Дальность: 5225-8500 км Максимальная высота: 9000 м Длина ВПП: 1460 м |
Военно-транспортный Ан-26 |
Экипаж: 6 человек
Пассажировместимость: до 43 человек, или 30 парашютистов, или 24 раненых на носилках. Грузоподъёмность: 5,5 т Масса: 16-24 т Скорость: 435-540 км/ч Дальность: 1100-2660 км Максимальная высота: 7300 м Длина ВПП: 870 м Вооружение: Бомбы до 500 кг |
Самый грузоподъёмный в мире Ан-124 «Руслан» |
Экипаж: 8
Объём грузового отсека: 1050 м³ Грузовместимость: 120 т + 28 сопровождающих Масса: 178-392 т Скорость: 800—865 км/ч Дальность: 4800-7500 км Максимальная высота: 11 км |
Реально перевезти грузы до 120 т, но выбросить парашютным способом свыше 40 т практически невозможно — самолёт может войти в штопор и разбиться.
Беспилотники
Помимо транспортников, ВДВ активно используют беспилотники для сбора информации, слежки за объектами, корректировки огня и пр.
Фото и название | Тактико-технические характеристики |
Разведывательный малогабаритный комплекс Искатель |
Максимальная высота: 4 км Максимальная дальность: 10 км Время полёта: 40 мин Масса: 1,3 кг Двигатель: электрический Длина крыльев: 0,6 м запускаются «с руки», приспособлен для горной местности. |
Многофункциональный Орлан-10 |
Скорость: 90–150 км/ч
Максимальная высота: 5 км Максимальная дальность: 120-600 км Время полёта: 16 ч Температуры: от −30 до +40°C Двигатель: внутреннего сгорания (бензин А-95) Полезная нагрузка: 5 кг Взлетает с разборной катапульты, приземляется на парашюте. |
Тактический разведывательный Элерон-3СВ |
Скорость: 65-105 км/ч
Максимальная высота: 3 км Время полёта: 1,25 ч Температуры: от −30 до +45°C. Двигатель: электрический Длина: 0,45 м Масса: 3,4 кг Длина крыльев: 1,47 м Начинка: цифровая и ИК-камеры, приближение 10Х. |
Малый тактический разведывательный Тахион |
Скорость: 65-120 км/ч
Максимальная высота: 4000 м Минимальная высота: 50 м Максимальная дальность: 40 км Время полета: 2 ч Температуры: от −30 до +40°C Двигатель: электрический Длина: 0,6 м Полезная нагрузка: 5 кг Длина крыльев: 2 м. |
Эмблема ВДВ
Почти 25 лет у «крылатой пехоты» не было специальных эмблем. Первый знак отличия появился в 1946 году – это была нашивка на рукав. Ситуация изменилась кардинально, когда в 1954 году командующим ВДВ был назначен Василий Маргелов.
Под его началом воздушный десант стал одним из наиболее мобильных и боеспособных подразделений. Модернизация войск коснулась и формы военнослужащих. В 1955 году появилась знаменитая эмблема ВДВ. На ней изображен парашют с двумя самолетами, взлетающими по бокам.
Эта эмблема вскоре стала логотипом, фирменным знаком «крылатой пехоты». На ее основе в дальнейшем разрабатывались все нагрудные и сувенирные значки, другая символика элитного воинского подразделения.
Парашют в окружении двух самолетов стал символом духовного единства десантников, знакомым не только военным, а и гражданским людям. Автором идеи и эскиза является Зинаида Бочарова, работавшая в 60-х ведущим чертежником в штабе ВДВ.
История создания эскиза началась с того, что командование объявило конкурс на лучшую эмблему. Василий Маргелов лаконично сформулировал требования к ней: простая, понятная, без геральдических измышлений и выкрутасов, но, чтобы любой увидел и понял – перед ним десантник.
В штаб ВДВ приходили тысячи писем с эскизами – их посылали авторы из разных уголков Советского Союза. Но лучшим комиссия во главе с Маргеловым признала рисунок Зинаиды Бочаровой.
Командующий, подводя итоги конкурса, заявил офицером, что те ежедневно ходят мимо чертежницы и ничего не видят. А ведь она войска любит всем сердцем, поэтому в ее эмблеме дух десантный, хоть сама ни разу с парашютом не прыгала.
В 1978 году Василий Филиппович ушел в отставку, но прежде чем он покинул штаб, заглянул в чертежное бюро, чтобы еще раз поблагодарить Зинаиду Бочарову. Тогда он сказал, что ее эмблема переживет их обоих и поблагодарил от всех воздушных десантников.
Слова Маргелова оказались пророческими, потому что знаменитый парашют с самолетами, как и ранее, красуется на форме военнослужащих ВДВ России, нагрудных знаках, флагах, эмблемах и нашивках.
На сувенирных значках и других изделиях этот символ всегда в центре, а гражданские лица без лишних слов определяют его принадлежность.
История появления знаков отличия ВДВ
Помимо общепринятых знаков отличия ВДВ РФ, закреплённых директивами министерства обороны, отдельным частям воздушно-десантных войск разрешили разработать, а также использовать при ношении форменной одежды особые знаки ВДВ России. Как правило, они являлись отражением боевой истории подразделения, где они были приняты.
Изменения вносились на фоне выполнения обязательных требований к форме одежды военнослужащих, соответственно приказам МО, в их числе:
- запрещено ношение знаков, иной атрибутики, разрешённой к применению приказами командования, имеющими на это право. Например, если принимается решение о выпуске памятного знака десантника, то требуется распорядительный документ, определяющий его статус, описывающий изображение, ограничение выпуска, порядок вручения;
- исключается использование кустарно изготовленных элементов формы одежды, не соответствующих установленному образцу (эмблем, шевронов, знаков отличия, прочего);
- шеврон, например, должен иметь форму прямоугольника, нижняя часть содержать эмблему рода войск. Но это не исключает возможность закрепить приказом, дополнение к штатному знаку — наименования подразделения или особого элемента.
ВДВ на параде в Москве
В подразделениях ВДВ большая часть знаков или нашивок представлены голубым фоном — символом приверженности к небу, благородства поступков и парашютом — определяющим смелость, особую подготовку.
История создания ВДВ (кратко)
Легендарная история создания ВДВ России перечислена в таблице:
Дата | Место |
Событие |
Весна 1929 |
Таджикистан, г. Гарм | Год создания ВДВ. Первое применение воздушного десанта — группа вооружённых красноармейцев, высаженных с воздуха, разгромила заграничную банду при поддержке местных |
2 августа 1930 |
Московский военный округ, учения | Первое появление парашютного десанта |
Конец 1930 |
под Воронежем | Создана первая воздушно-десантная часть — авиамотодесантный отряд |
1931 |
Ленинградский военный округ | Авиамотодесантный отряд (164 человека) — нештатный, опытный
На вооружении: динамореактивные пушки Курчевского; танкетки, гранатомёты, (бронемашины), ручные и станковые пулемёты, легковые и грузовые автомобили, мотоциклы и самокат |
1932 |
Реввоенсовет СССР | Постановление о развёртывании авиабатальонов особого назначения |
Конец 1933 |
Ленинградский военный округ | В состав ВВС вошли 29 авиадесантных батальонов и бригад. Решено продолжить развитие ВДВ, организована подготовка инструкторов и выработка нормативов |
1934 |
учения Красной Армии | 600 парашютистов |
1935 |
Киевский военный округ, учения | Отработана массовая высадка (1188 десантников на парашютах и 2500 бойцов с боевой техникой) воздушного десанта — 2-часовая операция по захвату Броварского аэропорта |
1936 |
Белорусский военный округ, смотр с приглашёнными иностранными делегациями | 3000 парашютистов + 8200 человек с боевой техникой, высаженные посадочным способом |
1938 |
352 десантника получили ордена и медали | |
1939 |
Монголия, Халхин-Гол | Разгром японцев в локальном пограничном конфликте |
1939—1940 |
Финляндия | Боевые военные операции |
1940 |
Бесарабия, г. Болград и г. Измаил | Присоединение Бессарабии к СССР |
1940 |
Для парашютной, посадочно-десантной и планерной боевых групп утверждены новые штаты | |
Начало 1941 |
Состав ВДВ РФ пополнился 5 корпусами, по 10 000 бойцов каждый | |
29 августа 1941 |
Приказ №0329 | ВДВ становятся самостоятельным родом войск: появляется должность Командующего ВДВ, утверждается аппарат Управления ВДВ РККА. |
4 сентября 1941 |
Приказ №0083 | Сформированы:
|
Зима 1942 |
под Вязьмой | Контрнаступление, воздушно-десантная тыловая операция |
Сентябрь 1943 |
Битва за Днепр | Помощь в форсировании реки войскам Воронежского фронта |
Октябрь 1944 |
ВДВ превратились в отдельную гвардейскую воздушно-десантную армию и стали считаться авиацией дальнего действия | |
18 декабря 1944 |
Директивы Ставки | ВДВ подчиняется ВВС. Десантные дивизии переформированы в стрелковые. В составе остались 3 воздушно-десантные бригады, воздухоплавательный дивизион, учебный полк ВДВ |
15—16 апреля 1945 |
Вена | Стратегическая операция — наступление на Вену |
6—11 мая 1945 |
Польша и Чехия | Участие в Пражской операции с выходом на Эльбу |
Август 1945 |
Маньчжурия | Участие 4000+ человек в стратегической операции |
1941—1945 |
Десятки тысяч бойцов получили ордена и медали, 126 стали Героями Советского Союза | |
1946 |
ВДВ стали частью сухопутных войск и несколько десятилетий были самыми масштабными ВДВ в мире | |
Конец 1940-х |
Северный полюс | Десантирование в полном боевом снаряжении |
1956 |
Венгрия | Участие в венгерском восстании |
Конец 1960-х |
Созданы десантно-штурмовые части | |
1968 |
под Прагой и Братиславой, операция «Дунай» | Боевые операции на двух аэродромах ЧССР |
1970—1980-е |
Создание:
Всё это поступает в распоряжение ВДВ СССР |
|
1979—1989 |
Афганистан | Самая массовая в СССР боевая операция ВДВ — 5-я Панджшерская операция, за 3 дня более 4000 человек посадочным способом с вертолётов |
1982—1983 |
Утверждена эмблема воздушно-десантных войск России, части получили форму и знаки различия ВДВ | |
1982—1986 |
Замена авиадесантируемой бронетехники (БМД-1, БТР-Д) на мотострелковую (БМП-2Д, БТР-70) | |
Середина 1980 |
В составе ВДВ числятся:
|
|
1992 |
Официально образовались Воздушно десантные войска России из всех дивизий и бригад ВДВ, которые находились на территории РСФСР + некоторых подразделений из Грузии, Азербайджана, Туркмении, Литвы, Украины и Молдавии (в 1992-1993) |
Описание флага
14 июня 2004 года правительство Российской Федерации в очередном приказе закрепило официальный вид полотнища. Оно представляет из себя горизонтально ориентированный прямоугольник, крашенный с двух сторон. Соотношение длины и ширины стандартное, 2 к 3.
Основной цвет ― небесно-голубой. Внизу расположена яркая зеленая полоса, занимающая примерно 1/4 общей площади. В центре нарисована специальная эмблема размером 1/2 от всего флага.
В качестве изображения используется картинка золотистого раскрытого парашюта. Слева и справа от него в воздух взлетают готовые к бою самолеты. Встречаются и иные вариации, но данный символ считается официальным и используется на торжественных мероприятиях.
Парашютист 1936 года
Значок ВДВ образца 1936-го отличается от предыдущего меньшими размерами, тупым нижним углом и отсутствием номера на оборотной стороне.
Аксессуары выпускали несколько предприятий:
- Ленинградская эмальерная фабрика – на ее образцах все детали никелированные, в качестве фона используется светло-синяя и темно-синяя эмаль;
- Московская фабрика «Победа» также использовала темную и светлую эмали, ее изделия узнаются по бронзовым очертаниям контуров;
- Московский монетный двор выпускал изделия с горизонтальной булавкой и винтовым креплением. На оборотной стороне есть клеймо «ММД».
Эти знаки вручались до ноября 1955 года, а затем их сменили атрибуты нового образца. В истории ВДВ известны случаи, когда десантники крепили металлические «Парашюты» на самодельных подкладках. Подкладки изготавливали из металла в виде самолета или крыльев, а на них крепили подвески. Количество подвесок было равно количеству прыжков с парашютом.
Отличительные знаки
С тех пор, как возникла крылатая пехота, разные войсковые соединения старались выделиться своими знаками отличия и впечатляющей формой, донеся с помощью этого историю своего подразделения. Поэтому в разных воздушно-десантных частях отличительные знаки во многом похожи, но в то же время они несколько различаются.
Существуют общепринятые официальные и полуофициальные знаки, крепящиеся на рукав обмундирования, которые носят десантники определенной части. При этом они в целом похожи на нашивки других частей и могут отличаться разве что мелкими деталями. На советских нашивках присутствовала красная звезда, на современных имеется российский триколор с гербом. Место крепления знаков осталось неизменным, как и основные цвета.
Значок изготовлен из металла, изображает два летящих самолета между которыми раскрыт парашютный купол со звездой по центру. К кителю символ крепится на специальных усиках. Существуют парадные петлицы золотистого цвета. Их используют в торжественных случаях – на праздниках, парадах или при демобилизации.
На картах российские военные обозначают свой десант красным цветом. Район предположительной высадки очерчивается красной пунктирной линией, внутри которой рисуется схематический парашют в виде прямоугольника, соединенного с крестом. Там же пишется время высадки. Если высадка произведена, то линия заменяется на сплошную.
Единственное отличие состоит в том, что они имеют характерную синевато-голубую расцветку. Расположение лычек и звезд соответствует воинским званиям других войск.
https://youtube.com/watch?v=1rklPEhF-Ro
Например, званию майор соответствует погон с двумя продольными голубыми полосами, символизирующими старший офицерский состав, и одной звездой. Аналогичное соответствие наблюдается и у младшего состава (рядовые солдаты, сержанты, старшины). Десантные погоны также делятся на парадные, боевые и полевые.
Интересное о ВДВ
Сами десантники в шутку называют себя «войсками дяди Васи». Это связано с тем, что к командованию подразделением имел отношение Герой СССР Василий Маргелов. Именно он способствовал появлению самолётов Ан-8 и Ан-12 на вооружении структуры.
Тому же человеку ВДВшники обязаны ношением характерных тельняшек. Хоть руководство структуры было и против такого элемента одежды, больше свойственного для моряков, Маргелов настоял на своём, изменив лишь цвет полосок на синий — цвет неба.
Что касается голубого берета десантников, удивительно, но некоторое время головной убор был малинового цвета. Правда, продолжалось это недолго, всего пару лет, с 1967 года по 1969, когда цвет был заменён на голубой.
У бойцов ВДВ существует традиция есть арбуз, празднуя день структуры, 2 августа. Продукт этот был выбран неслучайно — именно он всегда присутствовал на праздничных торжествах десантников во время Афганской войны. Стоит отметить, что эта операция была самой масштабной по числу задействованных людей из личного состава после 1945 года. В целом, на войну в Афганистане было высажено около двенадцати тысяч российских десантников.
Ответ на вопрос, почему десантники купаются в фонтанах 2 августа так и остаётся загадкой.
Почти за 150 лет до появления ВДВ — это событие предрёк в одном из своих произведений писатель Фаддей Булгарин.
Уже практически сотню лет десантники России по количеству служащих занимают первое место во всём мире среди аналогичных структур.
В 40-х годах ВДВшники смогли высадиться даже на Северном полюсе.
История появления знаков и наград ВДВ
Особые знаки отличия, введённые исключительно для десантников-парашютистов, появились вместе с возникновением воздушно-десантных войск в 1930-х годах. Они представляли собой знак «Парашютист», введённый в 1931 году. С 1936 года этот знак дополнился небольшой сменной подвеской, на которой значилось число совершённых прыжков с парашютом.
Вместе с тем никаких других специальных эмблем и знаков ВДВ достаточно долгое время не создавалось. Лишь после 1946 года, став отдельным родом войск, десантники получили нарукавную нашивку. Ситуация изменилась с приходом на пост командующего ВДВ Василия Филипповича Маргелова, который всесторонне модернизировал эти войска и не оставил в стороне такой аспект, как внешний облик воздушных десантников.
Главный символ воздушно-десантных войск
С 1955 года, в связи с введением в Вооружённых Силах СССР новой воинской формы одежды, появляется знаменитая эмблема ВДВ – парашют со взлетающими по бокам от него самолётами. Эта эмблема попала на петлицы, позднее – на шевроны, и вплоть до настоящего времени стала основой практически всей символики Воздушно-десантных войск, его признанным логотипом.
Особые эмблемы для отдельных войсковых частей и соединений в Советской Армии не практиковались. В Вооружённых Силах РФ, напротив, эта традиция стала складываться очень быстро, причём в числе первых оказались дивизии и бригады Воздушно-десантных войск. Свои собственные эмблемы эти подразделения начали получать с 1993 года.
Десантное братство
В первую очередь, татуировки ВДВ предназначены не для украшения. Эта особая группа тату, скорее, служит для того, чтобы можно было всегда и везде безошибочно определить своих. Повышенная декоративность изначально не являлась обязательным элементом армейских тату, скорее, они носили информативный характер. Хотя не стоит думать, что среди кустарных армейских татушников сплошь одни дилетанты! Некоторые умудряются создавать настоящие шедевры с помощью собранных наспех машинок и подручной краски. И все же даже абсолютно аскетичная надпись с номером ДШБ будет являться таким же предметом гордости, как и трехмерное изображение десантирующейся группы на фоне скалистых гор.
Армейские татуировки ВДВ позволяют отслужившим бойцам безошибочно узнавать своих. Главными признаками послужат изображения парашютов и надписи «ВДВ». Но, как говорят сами воины, узнают они друг друга в первую очередь «не по форме и шевронам, а по глазам». Так что выразительные тату для многих из них являются, скорее, данью памяти о временах, проведенных в подразделении, напоминанием о боевых операциях, нитью, навсегда связавшей фронтовых товарищей.
Эта тема закрыта для публикации ответов.