История казачества. донские казаки

Алан-э-Дейл       30.04.2022 г.

Символика донского казачества

Издревле донцы имели свою атрибутику, по которой их можно отличить от других войсковых соединений. На гербе донских казаков изображен олень, который поражен в бок стрелой. При этом, если рассматривать этот герб в цвете, выясняется, что сам олень имеет серебристый оттенок, а копыта и рога у него – золотые. Стрела, которая пронзила животное, также имеет золотистый цвет. Сам герб выполнен на лазоревом фоне. Почему именно олень со стрелой в боку был выбран для обозначения Всевеликого войска донского, не слишком понятно. Историки утверждают, что этот мотив во многом переплетается с древней киммерийской легендой об олене, который, даже будучи раненым, всегда скрывается от охотника и не дает себя поймать.

Не менее интересен и флаг донского казачества. Он представляет собой полотнище, на котором последовательно расположены три полосы одинаковой ширины – синяя, желтая, красная. Почему именно эти цвета выбраны в качестве войскового объединения? Здесь также существует несколько версий. Согласно одной из них, эти три цвета обозначают три категории населения Дона – казаков (синий), калмыков (желтый), крестьян (красный). По крайней мере именно так они указывались в одном из официальных казачьих законов начала ХХ века.

Есть и другое объяснение. Геральдисты утверждают, что синий цвет символизирует воду Дона, желтый – казачьи степи, а красный – волю к жизни и победе. Более того, бытует мнение, что равная ширина каждой из полос означает принадлежность донцов к христианской религии и веру в Триединого Бога.

Помимо флага донских казаков можно встретить хоругви, а также войсковое знамя, которое выглядит как прямоугольное синее полотнище, отороченное красной каймой. На лицевой стороне знамени расположен государственный герб РФ, на оборотной – герб войска Донского.

Донские казаки во Второй мировой войне

20 апреля 1936 г. прежний запрет на казачество в Красной Армии был отменен. Позже в том же году две существующие кавалерийские дивизии Красной Армии были переименованы в донских казаков. К 1939 году ряд этих полков был выпущен в традиционной казацкой форме в церемониальных и полевых версиях.

Одежда донских казаков включала широкие красные полосы на темно-синих бриджах, которые были их отличительной чертой до революции. Донской казачий кавалерийский корпус активно действовал до 1943 года, после чего его роль уменьшилась (как и у других оставшихся конных частей в Красной Армии). Однако Донская казачья конница еще существовала в 1945 году и участвовала в Параде Победы в Москве.

Во время Второй мировой войны донские казаки собрали самую большую единицу казачества в составе немецкой армии — казачий кавалерийский корпус XV СС. Большую часть казаков составляли бывшие граждане России, которые решили воевать не столько за Германию, сколько против Советского Союза. В состав XV казачьего кавалерийского корпуса СС вошли 1-я казачья дивизия и 2-я казачья дивизия.

Почему у казаков жены не русские

В XV веке беглецы, стремившиеся обрести волю на Дону, почти все были мужчинами. Донцы организовывали набеги на Турцию. Привозили пленных девушек. Казаки женились на красивых турчанках, основывая казацкий род.

Интересный факт. 1635 год – нападение в заливе Таганрога на турок. 1700 девушек и женщин попали в плен казакам. Все пленницы вышли замуж за донцов. Их стали звать ясырками, а рожденных детей – болдырями. На Руси появилась новая фамилия – Болдырев.

А назвать женой русскую или украинскую девушку донскому казаку не приличествовало. Станичники воздерживались от сближения с русскими даже в период их значительного переселения на Юг. Казачество воспринимало прибывающих на Дон как опасность для своей самостоятельности.

Создавали семьи казаки рано, до ухода на опасную службу. Надо свой род продолжить до 20 лет, ведь скоро первый призыв.

20 век

Первая Мировая Война

Накануне Первой мировой войны Донское казачье войско состояло из 17 регулярных полков плюс 6 отдельных сотний (эскадронов). Кроме того, два полка императорской гвардии были завербованы с донской территории. К 1916 году донское войско расширилось до 58 линейных полков и до 100 отдельных сотен. Центральное расположение донских территорий означало, что эти подразделения широко использовались как на немецком, так и на австро-венгерском фронтах, хотя и в меньшей степени против османских турок на юге. Сохраняющаяся ценность Дона и других казаков как конных войск была проиллюстрирована решением, принятым в 1916 году о выводе около трети регулярной русской кавалерии, но о сохранении казачьих полков в их традиционной роли.

Февраль 1917 г. Революция

С началом Февральской революции 1917 года три полка донских казаков (1-й, 4-й и 14-й) входили в состав петербургского гарнизона. Частично состоящий из новобранцев из более бедных регионов принимающей территории, эти подразделения находились под влиянием общего разочарования в царском правительстве. Соответственно, они не действовали эффективно, когда им было приказано разогнать растущие демонстрации в городе. Сообщения о том, что на исторически лояльных донских казаков больше нельзя было положиться, явились важным фактором внезапного краха царского режима.

Большевистское преследование

Донское казачье войско было расформировано на русской земле в 1918 году, после русской революции, но донские казаки в Белой армии и те, кто эмигрировал за границу, продолжали сохранять музыкальные и иные традиции своего войска. Многие нашли работу в качестве трюков в различных цирках по всей Европе и в Соединенных Штатах. Адмирал Александр Васильевич Колчак, один из лидеров Белого движения во время гражданской войны в России, был донского казачьего происхождения. После поражения Белой Армии в Гражданской войне в России на выживших казаков и их родине проводилась политика их расклассификации («Расказачивание»), поскольку они рассматривались как угроза новому советскому режиму.

Родина казачества часто была очень плодородной, и во время кампании коллективизации многие казаки разделили судьбу кулачества. По словам историка Майкла Корта, «в течение 1919 и 1920 годов из примерно 1,5 млн. Донских казаков большевистский режим убил или депортировал приблизительно от 300 000 до 500 000 человек». Регион также сильно пострадал во время советского голода 1932–1933 гг. В результате советской политики.

Песни, обычаи

Старинные народные песни – заметная часть казачьей самобытности. В песнях переплетен фольклор южнорусских земель с неповторимостью донской культуры. При исполнение казаками народных песен на фоне нижних голосов непременно присутствует высокий подголосок. Песня получает положительный эмоциональный окрас.

Существует отличительная черта старинных донских песнопений – их исполняет мужской хор казаков. Причина этого в тематике казачьих песен. Они в основном повествуют о походных буднях. Поющие каждую мелодию переживают и разыгрывают. Своеобразие музыки в длительности – тем лучше, чем звучит дольше.

Песни у донских казаков – строевые или поэтичные, мягкие. Строевые характеризуются быстрым темпом и заставляют вспомнить удалые сшибки с врагом. А лирические являются плавными, протяжными.

Культуру на Дону формировали христианские ценности. Обязательно соблюдение 10 заповедей и казачьих традиций:

• безусловное повиновение старшим; • почтение к гостям; • уважительное отношение к женщинам; • обращение детей к родителям на «Вы»; • запрет курения при уважаемом человеке.

Станичники к гуляньям относятся одобрительно. Каждый казачий дом всегда гостеприимен. Праздники донцы отмечают угощением, песнями и танцами. Но пьянка в обществе сурово порицается.

Есть еще особый ритуал – в застолье участвуют исключительно мужчины. Связана традиция с длительными боевыми походами.

Культура донских казаков: песни, обычаи

Самобытность казаков отражается и в их культуре. Отечественные зрители и слушатели составляют себе мнение об этом этническом сообществе на основании фильма «Кубанские казаки», песен Розенбаума и книги «Тихий Дон». Однако для того чтобы понять донскую душу, стоит прислушаться к старинным народным песням. Они являются ярким элементом казачьей культуры.

Песни донских казаков слушать нужно хотя бы для того, чтобы понять, насколько тесно эти традиции переплетены с фольклором малороссийских и южных русских регионов. Однако в этих песнях есть и уникальность, свойственная только донской культуре.

Народные казачьи песни исполняются всегда несколькими людьми, причем на фоне обязательных нижних голосов наблюдается высокий подголосок. Это придает песне особую эмоциональность.

Нужно отметить и еще один нюанс – в исполнении задействован хор донских казаков, то есть, старинные песни поют преимущественно мужчины. Возможно, причиной служит тематика такого фольклора, ведь песни казачьи, по большей части, рассказывают о военной службе. Кроме того, казаки не просто поют, но и с помощью вокала проигрывают, проживают любую песню. Наконец, особенностью является и длительность подобных песен. Считалось, что чем длиннее песня, тем лучше.

В целом песни донского казачества можно поделить на строевые и лирические. Первые отличаются ярко выраженным темпом и напоминают молодецкую скачку на лошадях. Лирические же песни, чаще всего, являются медленными, плавными, протяжными.

Культура донских казаков сформировалась на базе христианских ценностей. Так, строго соблюдаются 10 заповедей, а также казачьи обычаи. Среди последних выделяется безоговорочное подчинение старшим, уважительное отношение к женщинам, гостям дома. Родители являлись для казаков основой мироздания, поэтому дети в казачьих семьях всегда обращались к отцу и матери исключительно на «Вы». А в присутствии человека, старшего по возрасту, запрещалось не только курить, но и сидеть.

Несмотря на то, что двор донских казаков всегда хлебосолен, а сами станичники очень позитивно относятся к застольям, пьянство в их среде строго осуждается. Напиться до состояния риз считается зазорным. Вместе с тем, редко какой праздник у донцов обходится без угощения, танцев и песен. А вот и еще одна сторона казачьих обычаев – гулянья исключительно мужской компанией, без женщин, ведение бесед. Видимо, связан такой обычай был с привычкой к долгим военным походам. В настоящее время эта традиция почти ушла в прошлое.

Форма и одежда казаков с Дона.

В течение веков форменная одежда донских казаков не раз видоизменялась. Однако, начиная со второй половины 19 столетия, она начала приводиться к единому образцу. В настоящее время одеяние донцов стало выглядеть уже традиционным. Во многом форма повторяла общевойсковую. Однако отличительными особенностями в одежде у казаков являются башлык (капюшон с длинными белыми завязками), казакин (накидка), штаны с лампасами. Кстати, даже в мирное время настоящий казак всегда носит шаровары военного образца, на которых в обязательном порядке присутствуют лампасы. Такой лампас – символ того, что некогда казакам была дана воля. Еще один отличительный знак – погоны донских казаков.

Обувью представителям донского казачества служат сапоги. Головной убор – это либо папаха, либо фуражка. По мнению настоящих казаков, голова должна быть покрыта (по крайней мере, во время несения службы).

Фуражка всегда была особым достоянием каждого донца. Отличительные ее особенности – синий цвет и красный околыш. Вручение фуражки мальчику при посвящении в казаки автоматически означало, что он мужчина и может быть настоящим хозяином. В соответствии с этим правилом новоиспеченный казак получал право на земельный надел. Шапка донского казака в прежние времена (а для многих донцов и сегодня) являлась подлинным атрибутом его принадлежности к войску. Без нее появление мужчины даже во дворе собственного дома считалось неприличным.

Авторы Гайдпарка

  • Валерий Н.

    Нелюди

    Читать полностью

  • Светлана Юдина Юрьевна

    Отношения между Россией и Чехией под угрозой: коалиция «Вместе» победила в парламентских выборах

    Читать полностью

  • Светлана Никитина

    Когда нам сообщат о 100% вакцинации Государственной думы и Совета Федерации?

    Читать полностью

  • Мiкалай Паддубiцкi

    Вот ведь гады-норвеги. Историю 2МВ фальсифицируют, а памятник советским летчикам открывают

    Читать полностью

  • валерий рыженко

    Мистическая книга

    Читать полностью

  • Александр Матвеев Александрович

    Как вы голосовали на прошедших выборах в Государственную думу

    Читать полностью

  • ФеофанПрокопович ЗлобныйИноагент Прокопович

    Удобства и зависимость

    Читать полностью

  • Goshaperfect

    Российское электричество стало «яблоком раздора» между странами Прибалтики

    Читать полностью

  • Валерий Патюк-Истомин

    Государственный конвейер пыток и извращений

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Таинственный Ш в Ленинградском Институте Авиаприборостроения

    Читать полностью

  • Александр Попов

    Time, США: Умри, но не отступай!

    Читать полностью

  • Василий Полевой

    Трамп переживает, что никому не нужные американские разработки украдут в Афганистане

    Читать полностью

Этимология и происхождение

Название «казак» (казак, козак) широко использовалось для описания «свободных людей» в отличие от других людей с различным положением в феодальном обществе (то есть крестьяне, дворяне, духовенство и т. Д.). Слово «казак» также применялось к мигрантам, бустерам и бандитам.

Точное происхождение казаков неизвестно. По современным представлениям, донские казаки являются потомками славян, пришедших из Приднепровья, Новгородской Республики и Рязанского княжества, и готами — аланами, выходцами из западной части Северного Кавказа.

Как становились казаками

Казаки неизменно испытывали гордость за свое происхождение. Доблестью признавали послужить Родине. Почитали и трудовую, и культурную деятельность людей.

Настоящий казак рождался на Дону, обладал родословной и историей казацкого рода. Развитие донского сообщества прочно связано с русским государством. Предопределено это единством нации и православной верой, доминирующей на южных окраинах России. В казаках значились украинцы, русские, поляки, татары и другие национальности, обитавшие на берегах Дона.

Ровней станичникам мог стать ребенок, чей прадед на общем войсковом совете был принят в казаки и обзавелся собственной семьей. Детей прибывших поселенцев посвящали в казачество с 3–7 лет. Обряд посвящения для станичных детей совершали с 10-летнего возраста. Мальчики должны были:

• показать отличное знание традиций; • прочитать христианские молитвы; • поцеловать казачью шашку; • присягнуть на верность Войску Донскому; • получить свою первую фуражку; • принять в подарок евангелие.

Ребята полноправно становились казаками и несли военную службу.

Это интересно: 3251,ОБЩЕЕВРОПЕЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1848: 1849 гг. ОБРАЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ В ИТАЛИИ И ГЕРМАНИИ

История донских казаков

Большое сообщество людей, принадлежащее к тому или иному народу, однако проживающее обособленно, имеющее свой диалект и культуру, носит название субэтноса. Именно таким субэтносом и стали донские казаки. Об их происхождении до сих пор спорят историки. Неверным было бы считать, что казачество произошло от «иноверцев» – людей иной национальности, нежели доминирующий русский этнос, исповедующих какую-то другую религию. Дело в том, что история донского казачества неотделима от русской истории, и это обусловлено как единым этническим генотипом, так и христианской религией, которой всегда придерживались люди, живущие в этом южном российском регионе.

Историческая область расселения донских казаков – это современные Приазовье, Волгоградская область, восточные части Украины. Именно здесь проживало этническое русское население еще с домонгольского периода, в годы существования Хазарии. Но это лишь одна версия. Согласно альтернативному варианту, которого придерживаются многие историки, во времена монголо-татарского ига исконное население, относившееся к русскому этносу, было уничтожено. В результате эти опустевшие земли начали заселять беженцы из тех областей, которые сегодня называются средней частью России. Во всяком случае, исследователи обнаруживают определенную связь некоторых традиций донских казаков с хлыновскими и новгородскими ушкуйниками, а также мотивы, свойственные жителям Рязанщины.

Документальные источники до середины 16 столетия не упоминали о казаках. Лишь в 1550 году Юсуф, ордынский князь, пожаловался в письме Ивану Грозному на неких людей, подданных русского царя, которые не дают покоя татарским послам, отлавливают их на дорогах, возвращающихся домой с подарками самому Юсуфу, и бессовестно грабят. Судя по всему, уже в середине XVI века будущие донцы действовали активно и не слишком боялись наказания.

Через 20 лет, в 1570 году Иван Грозный направил донским «бродникам» грамоту, признав, таким образом, их как организованное сообщество и дав независимость. Именно этот год считается точкой отсчета официальной истории донских казаков, хотя в действительности формироваться данный субэтнос начал гораздо раньше.

Отличие одежды кубанских от донских казаков

Из-за разных мест жительства в костюмах донских и кубанских казаков появились отличия. На экипировку кубанских казаков значительно повлияла одежда горцев. Донские казаки чаще всего надевали чекмени, тогда как кубанские обычно надевали черкески, которые распространены на Кавказе.

Исконный костюм казаков, живших на Дону, включал в себя папаху, шаровары с лампасами, сапоги, бешметы, пояса и портупеи, шерстяной башлык. Одежда кубанских казаков — шаровары, черкеска, бешмет, башлык, бурка, папаха и сапоги. Необходимым элементом была висящая на поясе сабля, позже – кинжал.

Зелёный китель и синие штаны – амуниция Донского войска. Костюм был на них всё время: и в сражениях, и дома. Экипировка Кубанского войска казаков включала в себя черкеску, бешмет, штаны. Она также носилась и в бою, и в мирное время.

Штаны синего цвета Донские казаки надевали в повседневные дни, а в церковь или на праздник – багряного оттенка. Также цвет выбирался, исходя из возраста человека. Ткань и цвет штанов Кубанских казаков подбирали согласно воинскому званию и времени года.

КубанскиеДонские

15-17 вв

Рязанские казаки упоминаются в 1444 году как защитники Переславль-Залесского против частей Золотой Орды и в письме Ивана III Руси с 1502 года. После падения Золотой Орды в 1480 году территория вокруг Дона была поделена между крымскими. западная сторона и ногайская восточная сторона. На их границе с 14-го века обширная степная зона Дона была населена теми людьми, которые не были удовлетворены существующим общественным порядком, теми, кто не признавал власть землевладельцев, сбежавшими крепостными, теми, кто жаждал свободы. Со временем они превратились в единое сообщество и стали называться «казаками». Сначала основным занятием этих небольших вооруженных отрядов была охота и рыболовство, а также постоянная борьба с турками и нападающими на них татарами. Только позже они начали расселяться и работать на суше.

Воспитание

Воспитывали мальчиков очень сурово. Юные казаки учились драться, как только произносили первые слова. С 3-х лет изучали хитрости рукопашной схватки, получали навыки наездника. Стрельбе учили с 7 лет, а владеть холодным оружием – с 10.

Донские казаки были не только бойцы, но и хорошие земледельцы. 5-летние дети наравне со старшими выходили в поле – смотрели за овцами, подгоняли волов на пашне. Атаман и старшины заботились, чтобы «не ездили» на парнишке, чтобы не лишался развлечений. Будущий воин обучался работе или военному делу даже в игре.

Сын офицера с 5 лет уезжал с отцом в полк, участвовал в схватках. Знания, полученные в детстве, позволяли станичнику занять достойное место среди земляков. Лучший в военном ремесле – задача рождённых для почетной службы.

16-ый век

Первые записи, относящиеся к казачьим деревням: «станица», относятся к 1549 году. В 1552 году донские казаки под командованием атамана Сусара Федорова вступили в армию Ивана Грозного во время блокады Казани в 1552 году. 2 июня В 1556 году казачий полк атамана Ляпуна Филимонова вместе с армией московитов в составе стрельцов завоевал и аннексировал Астраханское ханство.

Во времена Ивана Грозного (Иван IV) атаман Ермак Тимофеевич отправился в экспедицию по завоеванию Сибири. После победы над ханом Кучумом осенью 1582 года и оккупации Искера, столицы Сибирского ханства, Ермак послал войска казаков по Иртышу зимой 1583 года. Отряд во главе с Богданом Брязгой (по другим данным, казачий вождь) Никита Пан); прошли через земли конг-пелымских вогулов и достигли стен города Самарово. Застигнутые врасплох казачьей атакой, остяки сдались. Осенью 1585 года, вскоре после смерти Ермака, казаки во главе с воеводой (командующим армией) Иваном Мансуровым основали первый русский укрепленный город в Сибири, Обской, в устье реки Иртыш на правом берегу Оби. Таким образом, земли Манси и Ханты стали частью Российского государства, в конечном итоге обеспеченного основанием городов Пелым и Березов в 1592 году и Сургута в 1594 году. В результате экспедиции Ермака Россия смогла аннексировать Сибирь.

Военное искусство

Отличие казачества – всеобщий воинский призыв на служение Отечеству. Использовали повинность нечасто. Нельзя оставлять границу без защиты. Донцы прикрывали рубежи тревожного юга Российской Империи, всегда угрожавшем войной.

Казаки находились в постоянной боеготовности даже у себя дома. Количество столкновений с ворами, грабителями, бандитами подсчитать было невозможно. Войско Донское ежедневно участвовало в упорной, извечной войне.

Полковой командир выбирался из именитых и зажиточных казаков. Личный состав набирался в именной полк из предписанного района. Полку выдавали:

• мундиры для образца; • по числу всадников сукно; • ремни; • деревянные основы седел; • амуниция.

Полсотни ветеранов обучали новичков. Командиру определяли дату, когда сформированному полку прибыть в пункт назначения. Ему никто более не мешал. Сам принимал устав, назначал урядников, сам представлял к присвоению офицерского чина.

Созданный и укомплектованный полк направлялся на смотр вооружения и конского состава. Получив оценку уровня строевой подготовки и взаимодействия подразделений, донцы разъезжались по домам попрощаться с семьями.

Полк состоял из 6 эскадронов. Взводы и звенья добирались к месту дальнейшей службы дорогами по своему усмотрению. Казаки к дисциплине и воинскому долгу относились очень серьёзно. В пути урядники заканчивали подготовку молодежи. Подобным образом Платов и Греков собирали свои легендарные сотни, под началом Суворова и Кутузова громили турецкую и французскую легкую кавалерию.

Казаки в бою несли минимальный урон. Часто деды и внуки воевали одним строем, плечом к плечу. Скорее они умрут, но не позволят убить своего товарища.

У казака одна серьга в ухе – значит он единственный сын в семье. Его всеми силами оберегали от гибели. Иначе казачий род прекратит существование. Угаснет хранитель военных и духовных традиций. На рискованную операцию вызывались охотники, но нередко жребий определял участников.

Рожденные для военного ремесла, прекрасно экипированные бойцы, казаки хорошо владели боевыми умениями:

• разведывательными; • тактическими.

Трудно было представить русское войско без казачьих войск. Николай Михайлович Карамзин писал о казаках – «глаза и уши армии».

Как посвящали в казаки донские.

Традиции казачества своеобразны. Они, несомненно, берут свое начало от тех полузабытых времен, когда вольница с Дона пользовалась свободой, дарованной Иваном Грозным. Именно в ту пору зарождался своеобразный казачий устав, который регламентировал принятие в казаки.

Нужно отметить, что казаки всегда гордились своим происхождением. В их кругу считалась доблестью не только служба, но и образ жизни. О том, что казаком надо родиться и стать, говорят и некоторая обособленность казачьего уклада, и дошедшие из старины некоторые обряды.

Так, настоящим казаком мог быть только тот, кто родился на Дону и имел свою генеалогию донского казачества. Однако вровень с ним мог стать и потомок в третьем колене человека, принятого на кругу в казаки и создавшего здесь собственную семью. Если казачья семья приезжала на Дон из других мест, можно было пройти обряд посвящения в донские казаки.

В этом ритуале принимали участие дети от 3 до 7 лет (из иногородних семей). Однако станичные дети также проходили такой же обряд посвящения, только возраст их начинался от 10 лет. Сначала мальчик должен был продемонстрировать, что отлично знает не только традиции, но и православные молитвы. Затем он целовал казачью шашку в знак присяги на верность войску Донскому. После этого казачку дарили евангелие и фуражку, и с этого момента он считался полноправным казаком, вступившим на военную службу.

Стоит принять во внимание, что воспитание будущих воинов у донских казаков было доволько строгим. Драться юный казак должен был уметь, когда только начинал говорить

Мальчики учились рукопашному бою с 3-х лет. В том же возрасте начиналась учеба верховой езде. Стрелковое оружие преподавалось с 7-ми лет, а владение орудовать шашкой и нагайкой – с 10-ти. Казаки были не только прирожденными воинами, но и хорошими земледельцами, поэтому детвора работала в поле наравне со всеми уже с пяти лет.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.