Форум императора траяна в риме

Алан-э-Дейл       25.08.2023 г.

Оглавление

Архитектурные особенности

Общая высота Колонны Траяна составляет 38 м, а диаметр достигает 4 м. Предполагаемая масса обелиска равна 40 т. Всю колонну можно разделить на три составных компонента:

  • пьедестал;
  • колонну;
  • капитель.

Внутри прямоугольного основания обелиска вырублен небольшой зал. В нем, кроме останков самого Траяна, хранился прах его верной спутницы (Помпеи Плотины). Надписи на стенках пьедестала сохранились с древних времен и привлекают историков стилем письма. Попасть в зал и к винтовой лестнице можно через бронзовую дверь, которая занимает одну из четырех стен пьедестала.

Основным строительным материалом является каррарский мрамор – весьма ценная и редкая порода. Колонна не является монолитным сооружением. Она состоит из 20 строительных блоков, внутри которых имеется пустота. Внутренняя часть представляет собой винтовую лестницу со 185 ступенями. По этой лестнице можно подняться на смотровую площадку капители. Одновременно наверху может находиться до 15 посетителей. По всей высоте сооружения прорублены миниатюрные окошки, похожие на бойницы. Их насчитывается около 40 штук.

В качестве декора основная часть колонны покрыта лепниной, которая напоминает ленту. Длина этой импровизированной ленты составляет 190 м. На каждом из 23 витков изображены батальные сцены из сражений, которыми руководил Траян.

Колонна расположена в небольшом дворике форума и находится по соседству с латинской и греческой библиотеками, а также древней базиликой. Создается впечатление, что строили её для созерцания вблизи, так как с соседних улиц видна только верхушка монумента.

Колонна Траяна в Риме: история и описание

Форум был построен в честь победы императора Траяна над даками. Архитектором этого сооружения стал Аполлодор из Дамаска. Площадь, имеющая размеры 116 на 95 метров была замощена цветным мрамором. Вход на нее шел через триумфальную арку, изображенную на ряде римских монет. С трех сторон были расположены портики, со статуями известных римских деятелей. С четвертой стороны находилась базилика — здание, предназначенное для  политических мероприятий. За базиликой находились две библиотеки — греческая и латинская, между которыми как раз и была установлена знаменитая колонна Траяна.

План форума

Эта беломраморная колонна Траяна была построена здесь в 113 году. Она, сложенная из 17 полых мраморных цилиндров, имеет высоту 30 метров. Колонна установлена на пьедестале высотой в 5,5 метров. Внутри полой колонны имеется винтовая лестница со 185 ступенями, которые ведут на капитель-площадку колонны.

Первоначально вершину колонны Траяна украшал позолоченный орел. После смерти Траяна его заменили статуей императора. А в VIвеке здесь окончательно обосновалась статуя св. Петра. Существует предание, что хотя Траян и был язычником, его характер и дела полностью соответствовали христианской вере. Римский папа Григорий Велина однажды задумался, что такой благочестивый человек как Траян, не познав истинной веры, сейчас пребывает в чистилище. С такой мыслью он отправился в собор Св. Петра и стал молиться за римского императора. Голос ему ответил, что услышал молитвы. Но в качестве платы за изменение установленного порядка папе были предложены два варианта — либо ему будет суждено отбыть два дня в чистилище, либо он до конца своих дней будет жить с вечными болями и страданиями. Папа Римский Григорий выбрал второй вариант, но в память об этих событиях как раз и была установлена статуя св. апостола Петра, у которого находятся ключи от рая.

Стоит отметить, что тело Траяна было погребено под колонной. По решению сената и нового императора было сделано исключение из запрета хоронить в городах, так что колонна в этом случае еще и является надгробием.

Но основным достоянием колонны Траяна в Риме является ее барельеф. Он в исторической последовательности повествует о двух войнах Траяна против даков. Рельефы очень точные и детальные, на них изображено более 2500 человеческих фигур, среди которых около 90 раз повторяется образ императора. Присутствуют среди них и некоторые мифологические римские персонажи. Но главное в этих рельефах, их детальность. Изображения несут большую историческую ценность, они передают детали одежды и вооружения той эпохи, пейзажи, лица.

В настоящий момент колонна Траяна продолжает украшать площадь и радовать глаз туристов.

Барельефы Колонны Траяна

Основным украшением колонны являются искусные рельефы. В них до мельчайших подробностей проработана каждая деталь. Кроме художественной ценности они представляют интерес для историков, потому что живо иллюстрируют бои римских солдат с даками, малоизученным народом.

Вся лента разделена на две части, между которыми расположено изображение Ники (богини победы). Каждая из частей посвящена отдельному военному походу императора (101-102 гг. и 105-106 гг.). Вокруг щита с именем победителя расположены трофеи, которые он получил. Уникальность этого сооружения заключается в том, что оно, подобно летописи, подробно описывает важные события в истории Римской Империи. Почти полное отсутствие текста только упрощает восприятие информации для тех, кому неизвестен язык или непонятны древние буквы.

По всем поверхностям нанесены контуры более 2 500 человек. Персонажи не только воюют, но и сооружают переправы, заботятся о раненых, переносят вещи. Каждый человек изображен очень реалистично. Можно разобрать мимику и детали обмундирования. Ленту можно использовать в качестве достоверного источника информации об оружии и средствах передвижения римлян.

Силуэт императора встречает 59 раз. Чтобы выделить его из общей массы, фигура правителя расположена выше остальных. Кроме реалистичных солдат, использованы аллегорические образы. Так, ночь изображена в виде девушки с вуалью, а Дунай представлен немощным стариком.

Хронологически действия развиваются по ленте снизу-вверх. Некоторые картины не следует воспринимать дословно. Одно дерево может означать целую рощу, а один солдат – большую армию.

Пробы с поверхности памятника показали, что несколько веков назад все рельефы были расписаны яркими красками. Некоторые утверждают, что миниатюрное оружие солдат имело бронзовое покрытие. Увы, но солнце и время не пощадили красочные барельефы и сегодня перед взорами туристов предстает однотонная скульптура с ажурной лепниной.

Интересные факты

Факты из жизни императора Траяна до сих пор привлекают внимание историков и биографов. Интересных сведений из жизни правителя сохранилось немного, но они стоят внимания:

  1. Траян вёл переписку с Плинием Младшим (Plinio Il Giovane), политиком и писателем, который параллельно занимался адвокатсткой деятельностью. Благодаря письмам стало известно, что император, в разрез с убеждениями его предшественников, отличался толерантным отношением к христианам.
  2. Он отказывался рассматривать безымянные доносы на потенциальных еретиков, а также упразднил наказания для тех людей, которые были готовы отказаться от своей веры мирными путями.
  3. Простой народ говорил об императоре Траяне как о человеке великодушном, милосердном и понимающем. Однажды, когда правитель с войском направлялся в очередной поход, ему навстречу у самых ворот Рима вышла обычная горожанка, которая умоляла Траяна спасти её сына. Он был ложно обвинён в преступлении по анонимному доносу. Император Траян внимательно её выслушал, приказал армии ожидать его и направился прямиком в суд. Только после того, как правитель добился оправдательного вердикта, он спокойно вернулся к солдатам и продолжил поход.
  4. Взаимоотношения императора с сенатом заслуживают особого внимания. Выборщики нередко исписывали таблички, которые были предназначены для тайного голосования, остроумными шутками, а порой и едкими ругательствами. Всё это доставляло Траяну много забот, но данный аспект показывает, что во времена его правления должность сенатора не имела большого веса, несмотря на всю свою почётность.

Как добраться до Колонны Траяна

Форум Траяна и сама колонна соответственно находятся в центре Рима, и вы легко сможете добраться туда самостоятельно.

Как добраться от вокзала Termini:

  • Вариант 1

    Автобус:от остановки Termini на 170 автобусе до остановки P.za Venezia (9 минут)

    Пешком:180 метров по Via dei Fori Imperiali

  • Вариант 2

    Автобус:от станции Termini на 40 автобусе до остановки Borgo Sant’ Angelo (8 минут)

    Пешком:450 метров по Via Quattro Novembre и Via dei Fori Imperiali

  • Вариант 3

    Метро:от станции Termini до Colosseo (синяя ветка)

    Пешком:900 метров по Via dei Fori Imperiali

Время работы: ежедневно, круглосуточно

Вход: свободный

Колонна Траяна на карте

Интересные факты

  • Императора похоронили прямо под колонной, поэтому она является еще и его надгробием. В эти времена запрещалось хоронить людей в черте Рима, но ради Траяна сенат сделал исключение.
  • Анализируя барельеф колонны и сравнивая его с дакскими источниками, исследователи пришли к выводу, что сценки скорее отображают настроения в римском обществе на момент их создания, нежели реальные события.
  • Сам Траян появляется в сценках не только как полководец, но и как благочестивый и просвещенный властитель. Он произносит напутственные речи перед воинами, поднимает с ними кубок, совершает жертвоприношения богам.
  • Шотландский ученый Джон Коулстон долгое время изучал барельефы и установил, что вся композиция – это не общий замысел. Возможно, ее создавали несколько разных мастеров. Об этом свидетельствуют небольшие различия в стиле и оплошности.
  • Некоторые сцены до сих пор вызывают много вопросов. Самая непонятная из них – та, где поверженные даки протягивают руки к чаше. Они либо хотят выпить яд, чтобы не подчиняться победителям, либо пытаются просто испить воды.
  • Изначально мраморные блоки были скреплены при помощи металлических фиксаторов, но в средние века их украли. То же самое произошло и с Колизеем. Однако обе постройки прекрасно «держатся» и без крепежей, что говорит о высоком уровне тогдашних архитекторов.
  • В 1162 году вышел указ, по которому любой, кто нанесет вред римской колонне, будет казнен. Постройку не тронули даже сподвижники Наполеона.

Колонна Траяна в Риме

Полезные советы

Лайфхак: Рассмотреть все иллюстрации на колонне снизу невозможно. Если вам хочется самостоятельно расшифровать комикс Траяна, как его иногда называют, отправляйтесь в музей Римской Цивилизации, где выставлены на показ слепки всего рельефа.

Музей Римской Цивилизации, где выставлены слепки всего рельефа колонны

Колонна находится в самом сердце Рима, поэтому после ее осмотра вы можете продолжить знакомство с достопримечательностями города. Рядом – Траянский Рынок, который в древние времена не был виден за архитектурой площади. Вы также можете посетить монумент Витториано, с крыши которого открывается прекрасный вид на итальянскую столицу. Неподалеку расположены Капитолийский холм, Римский форум и Колизей.

Панорама

Колонна Траяна ежегодно собирает вокруг себя тысячи туристов, которые пытаются рассмотреть и разгадать значение самого древнего «комикса» в мире. Она входит в список обязательных к посещению достопримечательностей Рима наравне с Колизеем, фонтаном Треви, площадью Испании, Ватиканом и другими культовыми местами. Она известна всему миру и фигурирует на многих открытках и сувенирах, которые можно найти в любом магазинчике итальянской столицы. Глядя на эту единственную сохранившуюся часть форума, остается только догадываться о былой роскоши этого места.

Пантеон

Пантеон – грандиозный храм, построенный императором Адрианом и посвященный не конкретному божеству, а сразу всем богам.От большинства античных зданий уцелели одни развалины, и лишь Пантеон сохранился в первоначальном виде. Произошло это благодаря тому, что христиане превратили бывший языческий храм в церковь Святой Марии и мучеников.Находится Пантеон на Piazza della Rotonda, церковь до сих пор действующая и вход свободный.Внутри здание поражает своим видом и монументальностью, куполообразный потолок находится очень высоко. А еще в церкви царит таинственная атмосфера, создаваемая полутьмой. Окон в здании нет, свет проникает только через двери и единственное отверстие в куполе.

Особенности великолепной колонны

Древний памятник представляет собой мраморную колонну высотой около 40 метров, установленную на массивном прямоугольном основании, которая изначально была увенчана позолоченной бронзовой статуей самого императора. Подобные, но гораздо меньшие по своим масштабам памятники не являлись чем-то необычным в императорском Риме, однако Колонна Траяна имела несколько особенностей:

  • винтовую лестницу внутри, по которой можно было подняться на капитель колонны со смотровой площадкой;
  • сплошной спиралевидный скульптурный рельеф, украшающий колонну с внешней стороны по всей ее высоте;
  • погребальную камеру, сделанную в основании постамента.

Возвышаясь над Форумом Траяна, колонна была видна из любой точки древнего города. Те, кто мог позволить себе взобраться на ее смотровую площадку, открывающийся вид поражал воображение.

Лестница в небо

Спиралевидная лестница внутри полой и темной шахты Колонны Траяна полностью дезориентировала восходящего посетителя. Редкие узкие окна, больше похожие на щели, располагались на такой высоте, что из них невозможно было что-либо увидеть, а единственным ориентиром во мраке пространства являлся яркий прямоугольник синего неба вверху, завершавший длинное восхождение. Ослепленный дневным светом, первое, что мог видеть «прозревший» посетитель – и величественный Колизей, огромные Рынки Траяна, прорезанные в склоне Квиринальского холма, а также массивную крышу базилики Ульпия, покрытую бронзой и сверкающую золотом в лучах Солнца. Все увиденное впечатляло современников императора даже больше, чем нанесенные на колонну рельефы, украшавшие памятник.

Пьедестал колонны Траяна

Многие историки до сих пор не пришли к единому мнению – являлся ли монумент погребальной камерой императора после его смерти, так как известно, что в Риме запрещалось делать захоронения в черте священной границы города. Некоторые источники утверждают, что для увековечивания памяти в основание пьедестала Колонны Траяна все-таки были помещены золотые урны с прахом императора и его супруги Помпеи Плотины (70-121гг.н.э.). Если это было так, то колонна является монументальной гробницей, построенной еще при жизни Траяна.

Основание памятника украшено рельефами, изображающими груды оружия и доспехов, захваченные у дакийцев. Отображенные трофеи, как бы брошенные к ногам возвышающегося на вершине Траяна, символизировали полную победу над непокорным народом Дакии. С одной из сторон пьедестала находится дверь, над которой размещен римский лапидар, поддерживаемый двумя мифическими крылатыми фигурами. Из надписи, высеченной на нем, следует, что «сенат и народ Рима посвящает это императору Цезарю, сыну божественного Нерва – Траяну Августу Германику». В тексте также упоминается, что на этом месте возвышался холм, который был срыт ради сооружения монумента.

Отели в историческом центре Рима

Собираетесь в Рим и ищите комфортный отель недалеко от центра города — тогда посмотрите, что мы для вас нашли

Смотреть отели

По-варварски цивилизованные.

Колонна Траяна может и пропаганда, но археологи говорят, что в ней есть доля правды. Раскопки на Дакийских стоянках, включая Сармизегетузу, продолжают обнаруживать следы цивилизации, гораздо более изощренной, чем подразумевалось под «варварским», пренебрежительным термином римлян. У даков не было письменности, поэтому то, что мы знаем об их культуре, фильтруется через римские источники. Многочисленные свидетельства говорят о том, что они веками доминировали в регионе, совершая набеги и требуя дани от своих соседей. Даки были искусными мастерами по металлу, добывали и плавили железо, золото для создания великолепных украшений и оружия.

Сармизегетуза был их политической и духовной столицей. Разрушенный город ныне находится высоко в горах центральной Румынии. Во времена Траяна 1600-километровое путешествие из Рима заняло бы месяц как минимум. Высокие буковые деревья, бросая холодный оттенок даже в теплый день на широкую каменную дорогу ведущую от толстых, наполовину погребенных стен крепости вниз, к широкому, плоскому лугу. Это зеленое пространство—терраса, высеченная на склоне горы, была религиозным сердцем дакийского мира.

Римляне, загружающие вьючный транспорт добытыми трофеями из города

Последние археологические данные подтверждают впечатляющее для такого недружелюбного народа искусство архитектуры, некоторые веяния сюда были занесены даже влиянием Рима и Эллады. Большое количество искусственных террас на более чем 280 гектарах занимаемой городом площади и нет никаких признаков того, что Даки выращивали здесь пищу. Нет возделываемых полей. Вместо этого археологи обнаружили остатки плотных скоплений мастерских и домов, а также печи для переработки железной руды, тонны готовых к работе железных кусков и десятки наковален. Похоже, город был центром производства металла, снабжая других даков оружием и инструментами в обмен на золото и зерно.

Дакийцы превращали драгоценные металлы в украшения. Эти золотые монеты с римскими изображениями и браслетами из руин Сармизегетузы, и восстановлены в последние годы.

После падения Сармизегетузы были разрушены самые святые храмы и алтари Дакии. Все было демонтировано римлянами. Остальная Дакия тоже была опустошена. В верхней части колонны видна развязка: деревня, преданная огню, даки, спасающиеся бегством, провинция, пустая от всех, кроме коров и коз.

Фриз

Дизайн

Сплошной винтовой фриз обвивается 25 раз от основания к столбу и в свое время был архитектурной новинкой. Дизайн был принят более поздними императорами, такими как Марк Аврелий . Повествовательная полоса расширяется с 1 метра (3,3 фута) у основания колонны до 1,2 метра (3,9 фута) вверху. Сцены разворачиваются непрерывно. Часто в одной и той же сцене используется множество разных перспектив, чтобы можно было раскрыть больше ( например , используется другой ракурс, чтобы показать мужчин, работающих за стеной).

Повествование

Рельеф изображает две победоносные военные кампании Траяна против даков ; нижняя половина, иллюстрирующая первую (101–102), и верхняя половина, иллюстрирующая вторую (105–106). Эти походы были современниками времен строительства Колонны. На протяжении всего фриза повторов стандартизированных сцен императорского адреса ( adlocutio ), жертва ( lustratio ), а также установка на кампанию (армия profectio ). Сцены сражений в колонне очень редки; вместо этого он подчеркивает изображения стройных солдат, выполняющих церемонию и строительство.

Война против Дакии была войной завоеваний и экспансии. Таким образом, целью кампаний даков было включение и интеграция Дакии в Римскую империю в качестве римской провинции, поэтому изображения насильственных действий по отношению к иностранным женщинам и детям отсутствуют. В целом насилие во время войны, похоже, было преуменьшено.

Некоторые ученые предполагают, что отсутствие батальных сцен и большое количество строительных сцен — это пропаганда, созданная специально для городского населения Рима (основная аудитория), направленная против их страха и недоверия к армии, изображая ее войну как войну с небольшим побочным ущербом.

Ключевые конкретные события: первое пересечение Дуная римским легионом, путешествие Траяна по Дунаю, сдача даков в конце первой войны, великая жертва на Дунайском мосту во время второй войны, штурм столица даков и смерть дакийского царя Децебала .

Эти две части разделены олицетворением победы, написанным на щите, по бокам которого расположены трофеи.

Фигурки и наборы

Римская карробаллиста, полевое артиллерийское орудие на тележке (деталь рельефа)

Большое внимание уделяется тому, чтобы различать мужчин и женщин с обеих сторон кампании, а также ранги внутри этих отдельных групп. Сцены заполнены матросами, солдатами, государственными деятелями и священниками, всего изображено около 2500 фигур

Он также существует как ценный источник информации о римском и варварском оружии и методах ведения войны (таких как форты, корабли, оружие и т. Д.) И костюмах. На рельефе изображены такие детали, как баллиста или катапульта. Точные детали создают сильный эффект правдоподобия ; дизайнер преподносит образы как объективную историческую правду.

Император Траян реалистично изображен в веристическом стиле, 59 выступлений в качестве центрального героя среди своих войск. Изображение римской армии как относительно мягкой могло быть направлено на поддержку имиджа Траяна как человека «справедливости, милосердия, умеренности и сдержанности».

Женщины

Женщины по большей части занимают и определяют границы сцены. Однако смертные женщины в римском государственном искусстве настолько редки, что примечательно, что они вообще включены в военный памятник. В мужском дискурсе войны женщины представляют собой визуальный троп, который развивает идею порабощения путем феминизации иностранного побежденного.

Однако на Колонне находится «одно из самых необычных, тревожных и жестоких изображений женщин в римском искусстве — сцена пыток». В этой необычной сцене четыре дакийских женщины пытают двух обнаженных мужчин.

Барельефы Колонны Траяна

Основным украшением колонны являются искусные рельефы. В них до мельчайших подробностей проработана каждая деталь. Кроме художественной ценности они представляют интерес для историков, потому что живо иллюстрируют бои римских солдат с даками, малоизученным народом.

Вся лента разделена на две части, между которыми расположено изображение Ники (богини победы). Каждая из частей посвящена отдельному военному походу императора (101-102 гг. и 105-106 гг.). Вокруг щита с именем победителя расположены трофеи, которые он получил. Уникальность этого сооружения заключается в том, что оно, подобно летописи, подробно описывает важные события в истории Римской Империи. Почти полное отсутствие текста только упрощает восприятие информации для тех, кому неизвестен язык или непонятны древние буквы.

По всем поверхностям нанесены контуры более 2 500 человек. Персонажи не только воюют, но и сооружают переправы, заботятся о раненых, переносят вещи. Каждый человек изображен очень реалистично. Можно разобрать мимику и детали обмундирования. Ленту можно использовать в качестве достоверного источника информации об оружии и средствах передвижения римлян.

Силуэт императора встречает 59 раз. Чтобы выделить его из общей массы, фигура правителя расположена выше остальных. Кроме реалистичных солдат, использованы аллегорические образы. Так, ночь изображена в виде девушки с вуалью, а Дунай представлен немощным стариком.

Хронологически действия развиваются по ленте снизу-вверх. Некоторые картины не следует воспринимать дословно. Одно дерево может означать целую рощу, а один солдат – большую армию.

Пробы с поверхности памятника показали, что несколько веков назад все рельефы были расписаны яркими красками. Некоторые утверждают, что миниатюрное оружие солдат имело бронзовое покрытие. Увы, но солнце и время не пощадили красочные барельефы и сегодня перед взорами туристов предстает однотонная скульптура с ажурной лепниной.

Статую на вершине Колонны Траяна несколько раз заменяли. Еще при жизни императора на ней восседал орел, который символизировал непобедимость. После смерти правителя на вершину колонны поместили его скульптуру. С конца XVI века с высоты птичьего полета на форум смотрел уже Апостол Петр. Других модификаций во внешнем облике монумента не произошло.

Пока Траян правил Римом, в границах города не был похоронен ни один человек, независимо от его состояния и титула. Останки самого императора поместили в основании обелиска, превратив его в надгробный памятник. Это захоронение стало первым в пределах древнего города.

Внимательно изучить все рисунки и полюбоваться красотой барельефов с земли довольно трудно. Чтобы туристы могли по достоинству оценить красоту колонны, на крышах библиотек оборудовали смотровые площадки.

Колонна императора Траяна предстает нашим взорам почти в неизменном виде, чем могут похвастаться лишь немногие достопримечательности.

Восстания

Траян допустил главную оплошность завоевателя – он не закрепил свою власть на покорённых территориях. Он двигался чересчур быстро и зашёл слишком далеко – такое огромное пространство тяжело полноценно держать под контролем. Траян получает известие о том, что парфянский правитель вернул себе Центральную часть Месопотамии, некоторые провинции, например, иудеи Египта и Кирены, подняли восстание, многие новообразованные колонии были недовольны завоеваниями римского императора.

Траян, было, бросился обратно, желая подавить мятежи, но старость и усталость после длительного похода брали своё. У императора началась водянка, после которой последовал инсульт и паралич. Предчувствуя скорую смерть, Траян поручил Марцию Турбону (Marzio Turbon) закончить начатое и подавить восстание в Месопотамии.

Особенности сооружения

Визуально триумфальная колонна Траяна поделена на три части. Во-первых, на основание — пьедестал, затем на непосредственно центральную часть и на выступающую за ее пределы верхнюю — капитель. Диаметр колонны составляет около четырех метров.

Памятник выполнен из ценнейшего сорта каррарского мрамора. Для его строительства использовано двадцать блоков, которые установлены таким образом, чтобы во внутреннем пространстве образовалась полость. В ней находится винтовая лестница из ста восьмидесяти пяти ступеней, ведущих к площадке, устроенной на капители. Солнечный свет внутрь колонны проникает через небольшие окошечки, больше напоминающие бойницы.

Наружная часть строения покрыта рельефной лентой, которая поднимается по спирали до его вершины. Изображения, сделанные на ней, рассказывают об эпизодах военной кампании императора Траяна. Барельеф двадцать три раза огибает стволовую часть колонны. Его общая протяженность составляет сто девяносто метров.

В основании находится зал. Здесь покоятся урны с прахом императора Траяна и его жены Помпеи Плотины. А на пьедестале до наших дней сохранилась надпись, которую ученые считают образцом римского шрифта.

Первая смерть и расследование

В 1922 году Молли Маджиа уволилась с фабрики из-за болезни. Она не знала, что с ней не так, — всё началось с больного зуба. Стоматолог удалил его, но начал болеть следующий, пришлось удалить и его. На его месте возникли язвы, наполненные кровью и гноем.

Боли в руках и ногах были такими мучительными, что она не могла ходить. Врач, убежденный, что Молли мучает ревматизм, прописал ей аспирин.

Загадочная инфекция распространялась: она потеряла все зубы, ее нижняя челюсть, мочки ее ушей представляли собой «один сплошной абсцесс». Когда стоматолог аккуратно дотронулся до ее челюсти, она сломалась…

Она рассыпалась.

Девушки стали болеть одна за другой: они страдали от анемии, частых переломов и некроза челюсти — состояния, ныне известного как «радиевая челюсть». И в конце концов умирали.

Компания USRC отрицала любую связь между смертями девушек и радиевой краской. Тем более что официально смерть первой девушки наступила в результате сифилиса, как написали в заключении. Президент компании пришел в ярость, когда одно из расследований показало, что между радием и болезнью действительно есть связь. Вместо того чтобы признать вину, он подкупил ученых, чтобы те дали ложное заключение, и отказался выплачивать деньги девушкам на лечение.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.