Летнаб

Алан-э-Дейл       04.11.2024 г.

Специальности

https://youtube.com/watch?v=Pj8_4ZjpZyU

Эволюция танков с Д. Пучковым. Экипаж

В каждом танке имеется свой экипаж со строго определенными специальностями. Например, в экипаже МС-1 — всего два танкиста: командир и механик-водитель. Однако в КВ-1 их уже целых пять: командир, наводчик, механик-водитель, радист и заряжающий. В некоторых экипажах могут быть два танкиста с одинаковой специальностью: например, в экипаже СУ-8 имеются два наводчика и двое заряжающих, а в экипаже Т-28 — два радиста. Танкисты могут совмещать специальности: например, в танке МС-1 командир помимо своей основной роли выполняет обязанности наводчика, заряжающего и радиста. Всего же в игре пять разных специальностей.

Командир — влияет на дальность обнаружения врагов. К тому же у него имеется «командирский бонус»: экипаж под руководством умелого командира справляется со своими обязанностями лучше, что выражается в числе со знаком процента возле портрета танкиста.

Наводчик — влияет на скорость сведения орудия и общую точность стрельбы, а также на скорость поворота башни, если таковая имеется.

Механик-водитель — влияет на максимальную скорость танка, а так же на его манёвренность и ускорение.

Радист — влияет на максимальную дальность связи, которая отвечает за видимость врагов на мини-карте.

Заряжающий — влияет на скорость перезарядки.

Бонусы к мастерству танкиста

Есть пять способов повысить танкисту уровень владения основной специальностью, при этом можно даже превысить порог в 100%.

Командирский бонус
По 1% каждому члену экипажа за каждые 10% опыта командира, округлённых в большую сторону. То есть, если командир и весь остальной экипаж обучены на 100%, то умение всех бойцов кроме командира будет составлять 100% + 10% = 110%.
Бонус оборудования
Из оборудования на экипаж влияет только Улучшенная вентиляция, добавляя 5% ко всем умениям (или 6%, при условии, что командир обучен на 100% — ведь он тоже получает 5% от вентиляции, а за счёт этого его бонус возрастает на 1%).
Бонус снаряжения
Из снаряжения на экипаж оказывают воздействие Доппаек (СССР), Шоколад (Германия), Ящик Колы (США), Крепкий кофе (Франция), Пудинг с чаем (Великобритания), Улучшенный рацион (Китай), Онигири (Япония), Бухты (Чехословакия), Кофе с выпечкой (Швеция), Хлеб со смальцем (Польша) и Спагетти с мясным соусом (Италия). Все они дают прибавку в 10% ко всем параметрам экипажа.
Боевое братство 
Боевое братство — единственное умение, которое влияет сразу на весь экипаж. Оно даёт прибавку в 5% к основной специальности и всем дополнительным умениям танкистов.
Наставник 
Наставник — умение которое ускоряет обучение экипажа. Это умение можно вкачать командиру. По итогам любого боя весь экипаж (кроме Командира) получает на 10% больше опыта (при изучении 100% умения). С 1% экипаж (кроме Командира) получает 0,1% больше опыта по итогам любого боя.

Штрафы к мастерству танкиста

На танкиста накладываются различные штрафы, если пересаживать его с танка на танк без переобучения. Штрафы таковы:

  • Если пересадить бойца на машину того же класса (за исключением премиумных), то штраф составит 25% от нынешнего уровня умения.
  • Если машина, в которую пересаживается экипаж, другого класса, то штраф составит 50% от нынешнего уровня умения.
  • При пересадке на любой танк (кроме премиумных того же класса) штраф от набираемого опыта составляет 50%.

Отдельно стоит отметить штраф за контузию:

Если танкист был контужен в бою и не был вылечен аптечкой, то он получит 90% опыта за бой (то есть штраф к полученному в бою опыту составит 10%).

Погоны и знаки различия

Отличать звания между собой помогают погоны и нанесенные на них знаки различия. Нарукавные знаки существуют только для корабельных званий. В зависимости от занимаемого ранга погоны отличаются друг от друга.

Неофицерские

На погонах курсанта присутствует буква «К»

Неофицерские погоны имеют следующий вид:

  • Матросы и солдаты. Знаки отличия отсутствуют, погоны чистые.
  • Старшины и сержанты. На их погонах располагаются знаки, имеющие вид матерчатых галунов (лычек).
  • Мичманы и прапорщики. На погонах расположены маленькие звезды, их располагают вертикально. Погоны напоминают вид офицерских, но на них отсутствуют просветы (полоски).

Рядовые и матросы – самое низшее звание в российской армии. Эти звания считаются выше только в сравнении с курсантами, так как рядовых и матросов допускают до выполнения практических задач. Курсантские погоны отличаются буквой «К».

Звание курсанта присваивается обучающимся в специализированных военных заведениях высшего образования. Если обучение проходит по программам среднего образования, присваивается звание кадета. В этом случае на погонах располагаются две буквы «К».

Офицерские

Погоны генерал-лейтенанта российской армии

Офицерский состав начинается сразу же после прапорщиков, именно поэтому визуально их погоны похожи. Далее следуют более высокие звания, их погоны имеют характерные отличия. Существует следующая иерархия:

  • Младший офицерский состав. Имеют одну полоску, а также маленькие металлические звезды. Их размер составляет 13 мм.
  • Старший офицерский состав. Имеют две полоски и большие звезды. Их размер составляет 20 мм.
  • Высший офицерский состав. Вшитые звезды расположены вертикально, их размер составляет 22мм. Полоски отсутствуют.
  • Генерал флота и генерал армии. На погонах расположена одна вшитая звезда, размер которой составляет 40 мм.
  • Маршал Российской Федерации. Высшее воинское звание. На погонах находится одна большая звезда (размером 40 мм), от нее радиально расходятся серебряные лучи, образующие пятиугольник. Звезда имеет двойную цветовую гамму – серебряную и золотую. Также расположен герб России.

Для тех, кому тяжело запоминать описание воинских званий, рекомендуется изучить их наглядно на фото. Тем, кому предстоит срочная служба в армии, рекомендуется заранее ознакомиться со всеми воинскими званиями, так как у многих призывников возникает проблема с запоминанием всех воинских званий. Это значительно облегчит дальнейшую службу.

Звания «главный корабельный старшина» и «старшина» в настоящее время не присваиваются. Они есть только у тех, кто получил их до 2012 года.

Классификация военнослужащих

Разделяют всего два типа чинов:

  • корабельные. Присваиваются членам экипажа кораблей, сотрудникам береговой охраны. В основном – солдатам и командному составу ВМФ;
  • войсковые. Распространяются на остальные подразделения силовых структур.

Типы погон в зависимости от воинских званий вооруженных сил России

Знаки отличия делятся по трем параметрам:

  • цвет погона. Он зависит от рода войск и от того, в какой форме служащий: стандартной, парадной или для полевых учений;
  • Вторая отличительная черта – цвет полосок. Он может варьироваться в зависимости от принадлежности к ВМФ, ВДВ, ФСБ, МВД. Их количество зависит от звания ВС РФ;
  • последний параметр – расположение звезд и лычек. По их размерам, количеству и конфигурациям ориентируются солдаты при определении военного звания в России.

Воинские знания. Реформа 1924 года

Ввела в войска персональные воинские звания. Так, в военно-воздушном флоте появилось звание «капитан» — которое присваивалось командирам воздушных судов. За исключением звания «капитан», которого не было в сухопутных войсках, остальные воинские «звания-должности» соответствовали общевойсковым.

С учетом специфики военно-воздушного флота звания военных летчиков были:

  • Командир экипажа (капитан);
  • Командир звена;
  • Зам. комеска (заместитель командира эскадрильи);
  • Комеск (командир эскадрильи);
  • Зам. ком. отдельной эскадрильи;
  • Ком. отдельной эскадрильи;
  • Замкомполка;
  • Комполка;
  • Замкомдива;
  • Комдив;
  • начальник ВВАУЛ (ВВАУШ);
  • начальник ЦБП;
  • зам.ком.авиационного корпуса;
  • ком. авиационным корпусом;
  • зам.ком. воздушной армии;
  • командующий воздушной армией;
  • зам.командующего ВТА, ДА (дальней авиации);
  • командующий ВТА, ДА;
  • зам.командующего ВВС;
  • командующий авиацией Главного командования;

Понятно, что такая сложная система званий-должностей, порождало неудобство в обращении между военнослужащими, а для рядового состава, который в указанный период редко имел даже начальное образование, была совершенно непонятной и сложной для запоминания.

Не смотря на это, система званий-должностей сохранилась вплоть до 1935 года – очередной реформы Красной Армии, в ходе которой были восстановлены существовавшие до революции 1917 года воинские звания (чины).

В 1937 году для курсантов, окончивших военные летные школы, было введено первое офицерское воинское звание – «младший лейтенант авиации». А в 1940 году – звание «генерал авиации».

Характерной особенностьюмежвоинскогообращения в этот период являлось то, что к воинскому званию, обязательно должна была указываться приставка, указывающая на род войск — «авиацию». То есть, при обращении военнослужащий должен был произносить:

— Товарищ младший лейтенант авиации;

— Товарищ майор авиации и т.д.

Окончательно, звания в военно-воздушных силах, упорядочились к 1943 году, когда было учреждено высшее воинское звание «маршал авиации», а в последующем, 1944 году, звание «главный маршал авиации».

Звания «главный маршал авиации» было удостоено 7 летчиков, больше, чем в любом другом роде войск. Первым, в марте 1944 года, оно было присвоено командующему авиацией Красной Армии А.А.Новиковуи, в августе 1944 года, командующемуАДД(авиации дальнего действия – прообразу стратегической авиации) А.Е.Голованову.

N.B! А.Е. Голованов – единственный военный летчик, который  начал службу сразу со звания «подполковник», когда, в феврале 1941 года, был назначен на должность командира 212 полка дальней бомбардировочной авиации. До этого воинского звания не имел, (был шеф-пилотом гражданской авиации). К августу 1944 года, в 40 лет, был удостоен звания «Главного маршала» рода войск. То есть, чуть более, чем за 3 года (41 месяц), он прошел 7 ступеней старших и высших воинских званий.

Как поднять звание в кс го

Особого секрета в подъеме званий в CS:GO нет – нужно побеждать чаще, чем проигрывать. Но у нас все равно есть пара фишек для апа ранга в кс.

Во-первых, серьезно отнеситесь к первой калибровке. Калибровка в CS:GO – первые 10 рейтинговых матчей на аккаунте. По ее итогам игра определит ваш уровень игры и выдаст звание. Согласитесь, легче хорошо сыграть первые 10 матчей и получить хороший ранг, чем фаниться на калибровке и потом гриндить десятки матчей, выбираясь из болота сильверов. 

Во-вторых, важен не только исход матча, но и то, как вы в нем играли. В кс го нет видимого числового рейтинга, но согласно теории сообщества, MMR в CS:GO все равно используется. Но формула тут немного сложнее, чем в Доте, где по итогам матча одна команда теряет одинаковое количество, а вся другая – получает. Считается, что чем лучше вы играете, тем быстрее будет апаться звание. Если для перехода с четвертого сильвера на «калаш» условно требуется 8 побед со средней статистикой, то при победах с очень хорошим KDA и уроне на это уйдет меньше времени.

При этом по неподтвержденной информации (как и все сказанное выше – это догадки и теории игроков) на поднятие звания влияет количество репортов и показатель грифинга. По этой теории, даже если вы будете побеждать, но при этом тимейты будут вас массово репортить, а вы будете наносить подозрительно много урона по своим, то для поднятия рейтинга будет нужно сыграть больше матчей.

Звания военных летчиков (военно-технического состава военной авиации) 1935-1939 годы

Не менее сложным было общение между нелетным (техническим) составом, занятым обслуживанием авиационной техники, авиационного вооружения и аэродромной службы. Для военнослужащих, структурно входящих в состав ВВС, но не относящимся к летно-подъемному составу, были установлены собственные звания (по возрастанию):

  • Мл. воентехник;
  • Воентехник 2 ранга;
  • Воентехник 1 ранга;
  • Военинженер 3 ранга;
  • Военинженер 2 ранга;
  • Военинженер 1 ранга;
  • Бригинженер;
  • Дивинженер;
  • Коринженер;
  • Арминженер.

Обязательно было указание приставки «авиации».

Например, квоенинженеру2 ранга, соответствовавшего воинскому званию «майор», следовало обращаться:

— Товарищвоенинженеравиации 2-го ранга и т.д.

Высшее офицерство

Высшее офицерство включает три генеральских звания: генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник. Вышитые на тканевой рельефной поверхности звездочки имеют 22 мм в диаметре и располагаются посередине погона, вдоль. Количество звезд на погонах: одна, две и три – соответственно генеральским званиям, перечисленным по порядку.

Далее следуют генерал армии – диаметр звезды составляет 40 мм, наравне с ней располагается петличная эмблема Сухопутный войск (звезда в венке). Наивысшее действующее звание – маршал. Наплечные знаки различия включают вышитую сорокамиллиметровую звезду с кантом и герб Российской Федерации (без принятого геральдического щита).

Единственным маршалом в новейшей российской истории является Игорь Сергеев, удостоенный этого звания в 1997 году. Настоящий министр обороны С. Шойгу носит звание генерала армии.

Войсковые и корабельные звания: порядок соотношения

В ВМФ некоторые чины отличаются названиями.

Таблицы соответствия

Неофицерский состав
войсковые звания
рядовой ефрейтор младший сержант сержант старший сержант старшина прапорщик/старший прапорщик
корабельные ранги
матрос старший матрос старшина 2-ой статьи старшина 1-ой статьи главный старшина главный корабельный старшина мичман/ старший мичман
Старшие офицеры
Сухопутные войска и ВКС
майор подполковник полковник
ВМФ
капитан 3-го ранга капитан 2-ого ранга капитан 1-ого ранга
Высшие воинские звания
Войсковые чины
генерал-майор генерал-лейтенант генерал-полковник генерал армии
Военно-морской флот
контр-адмирал вице-адмирал адмирал адмирал флота

Различия в наименованиях рангов младшего офицерского корпуса составляет только чин капитана, на флоте он называется капитан-лейтенант.

Звания

СССР Рядовой Ефрейтор Младший сержант Сержант Старший сержант Старшина Младший лейтенант Лейтенант Старший лейтенант Капитан Майор
США Private First Class Corporal Sergeant Staff Sergeant Technical Sergeant Master Sergeant First Sergeant Second Lieutenant First Lieutenant Captain Major
Китай Lie Bing Shang Deng Bing Xia Shi Zhong Shi Shang Shi Zhun Wei Shao Wei Zhong Wei Shang Wei Da Wei Shao Xiao
Великобритания Lance Corporal Corporal Sergeant Staff Sergeant Warrant Officer Class 3 Warrant Officer Class 2 Warrant Officer Class 1 Second Lieutenant First Lieutenant Captain Major
Чехословакия Vojín Svobodník Desátník Četař Rotný Praporčík Podporučík Poručík Nadporučík Kapitán Major
Швеция Menig Korpral Furir Överfurir Sergeant Fanjunkare Förvaltare Fänrik Löjtnant Kapten Major
Польша Szeregowiec Starszy szeregowiec Kapral Plutonowy Sierżant Starszy sierżant Chorąży Podporucznik Porucznik Kapitan Major
Италия Caporale Caporale Maggiore Sergente Sergente Maggiore Aspirante Sottotenente Tenente Primo Tenente Capitano Primo Capitano Maggiore
Германия Panzeroberschütze Gefreiter Unteroffizier Unterfeldwebel Feldwebel Oberfeldwebel Stabsfeldwebel Leutnant Oberleutnant Hauptmann Major
Франция Cuirassier Brigadier Brigadier-chef Maréchal des logis Maréchal des logis-chef Adjudant Adjudant-chef Sous-lieutenant Lieutenant Capitaine Chef d’escadrons
Япония Nitou-hei Ittou-hei Joutou-hei Go-chou Gun-sou Sou-chou Jun-i Shou-i Chuu-i Tai-i Shou-sa

Звания присваиваются при достижении членом экипажа 100% опыта по основной специальности, а также за каждые 50% и 100% по дополнительным. Поэтому ответ на вопрос о том, как повысить звание члену экипажа, достаточно прост. Высшее звание (майор) может быть присвоено только командиру танка.

Максимальные звания, установленные в игре для танкистов:
Командир — «майор»,
Наводчик, Механик-водитель — «капитан»,
Заряжающий, Радист — «старший лейтенант».

Требования

К военнослужащим предъявляются требования ухаживать за погонами, нашивками, менять их по мере смены воинского звания или перехода в другие воинские подразделения. Пришивать или прикреплять погоны и эмблемы следует в соответствии с Правилами ношения военной формы. Они не должны быть мятыми, грязными, с другими вставками.

К металлическим знакам такие требования: изображения не должны быть тусклыми или заляпанными грязью. Периодически надо начищать эмблемы. Не используют на форме сломанные знаки, с трещинами и сколами.

Знаки различия военнослужащих необходимы в армии любого государства. История их появления в российской армии связана с развитием государства, политическими изменениями в стране. У каждого знака отличия своя роль и правила ношения.

Какие права и льготы положены ветеранам ВОВ в 2021 году

  1. Ежемесячную выплату пенсий и пособий, размер которых колеблется в зависимости от категории и заслуг участника военных действий;
  2. Обеспечение жильём. Право реализуется единожды и не зависит от имущественного положения участника войны;
  3. Компенсацию 50% стоимости коммунальных услуг. К ним относят в том числе:
    • наём и содержание дома;
  4. взносы на капитальный ремонт, если жильё находится в многоквартирном доме;
  5. обеспечение водой, электроэнергией, газом;
  6. отведение сточных вод;
  7. топливо и его доставка, в случае отсутствия центрального отопления.
  8. Установка стационарного телефона без очереди;
  9. Преимущество на вступление в кооперативы и прочие объединения граждан без коммерческой составляющей;
  10. Оказание бесплатной медицинской помощи и в том числе углублённое обследование в диспансере (Приказ Минздрава № 571). А также сохранение права на профессиональную помощь в медучреждениях, где ветеран наблюдался до того, как вышел на пенсию;
  11. Бесплатное изготовление любых видов протезов и их установка, за исключением стоматологического протезирования. А также компенсация их стоимости в случае изготовления за собственный счёт;
  12. Приоритет в использовании части или полного ежегодного оплачиваемого отпуска и право использовать отпуск без сохранения оплаты труда длительностью 35 суток;
  13. Преимущественное обслуживание в учреждениях связи, социального сектора, розничной торговли, приобретение без очереди билетов на культурные и спортивные мероприятия;
  14. Приоритет при приёме в дома для престарелых, а также оказание помощи социальными работниками в домашних условиях.

Величина компенсаций, пенсионных выплат, пособий и прочих привилегий зависит от категории, к которой отнесён ветеран. Законодательно список льгот определяют статьи 14—19 ФЗ «О ветеранах», а суммы перечислений — статья 23.1 .

  • Для инвалидов войны — 5403,22 рублей;
  • Для участников, ставших инвалидами — 5403,22 рублей;
  • Обычные участники ВОВ — 4 052,40 рублей;
  • Для ветеранов боёв и лиц, переживших блокаду — 2972,82 рублей;
  • Граждане, занятые на строительстве стратегических сооружений, обслуживании ПВО , служившие в военных подразделениях, что не вошли в действующую армию, — 1622 рублей.

Рекомендуем прочесть: Каким Пенсионерам Положен Бесплатный Проезд В Метро

Указанные суммы включают в том числе цену набора социальных услуг (НСУ). При желании сохранения НСУ, эта сумма вычитается их объёма ежемесячных выплат.

Когда появились звания военных летчиков

Военная авиация, как род войск в России, насчитывает немногим более 100 лет. Она тесно связана с такими «техническими» родами войск, как военно-морской флот и инженерные войска, из числа офицеров и унтер-офицерского состава, которых был сформирован первый отряд военных летчиков, в количестве 12 человек. 

Не смотря на то, что первый отряд военных летчиков был сформирован в 1909 году, Высочайший УказЕИВНиколая II об образовании воздухоплавательных частей был издан только на следующий, 1910 год. А самостоятельным родом войск, военная авиация стала в 1912 году. В период, до оформления авиации в самостоятельный род оружия, воинские чины были приписаны по ведомствам, в которых они начинали воинскую службу. Соответственно, и звания у них сохранялись прежние. Подавляющее большинство первых военных летчиков имели звания: капитан-лейтенант флотаЕИВи капитан инженерных войск.

В начале XX века популярным было представление о том, что воздушное пространство представляет собой «пятый» океан – наполненный эфиром. От этого зародилось представление о воздухоплавателях, как о покорителях «воздушного океана». Это повлекло заимствование некоторых понятий из терминологии военно-морского флота. К сожалению, воинских званий это не коснулось. Военные летчики получили такие же звания, как и служащие в других родах войск, в отличие от военных моряков, имеющих собственную систему воинских званий.

Участник и ветеран боевых действий — кто они и в чем отличия

  1. Военослужащие, некогда проходившие боевую подготовку и служившие в рядах Советской армии во времена Великой Отечественной воны. Сюда правительством присоединяются партизаны, действующие в военный период, воспитанники воинских частей, юнги, члены подпольных организаций. Данные люди проводили боевые операции по защите Отечества и непосредственно участвовали в них. Согласно федеральному закону также ветеранами боевых действий считаются лица, участвовавшие при исполнении интернационального долга в боях в Афганистане, Вьетнаме, Корее, Египте, Анголе и прочих других странах, куда их направляло правительство ССССР в качестве специалистов по ведению военных действий.
  2. Военнослужащие, работники ОВД и системы ФСИН, принимавшие участие в урегулировании военных конфликтов на территории стран СНГ: Таджикистан, Приднестровье, Нагорный Карабах и так далее. Также к ним относятся военнообязанные жители Российской Федерации, участвовавшие в установлении конституционного строя в республиках Дагестан и Чечня.
  3. Работники Министерства Обороны СССР и Российской Федерации, принимавшие в боевых сражениях непосредственное участие.
  4. Лица, проходившие воинскую службу в ротах автомобильных батальонов. Они перевозили в Афганистан грузы в период проведения там боев.
  5. Военнослужащие-летчики, вылетавшие в Афганистан для выполнения боевых действий.
  6. Вольнонаемные люди, занимавшие штатские должности и участвующие в проведении боевых операций.
  7. Сотрудники разведки и контрразведки, исполнявшие боевые задачи в тылу врага, в захваченной вражескими войсками территории.
  8. Военнослужащие, участвовавшие в проведении боевых операций по выявлению на территории Литвы, Латвии, Белоруссии и Украины националистического подполья и так далее.

Обратите внимание => Восстановительная стоимость основных средств формула

Во все времена война являлась средством выражений воли и желаний правителей воюющих государств. Сегодня людей преклонного возраста принято именовать не иначе, как «ветераны», а лиц средних лет – участниками различных боевых действий. По каким же параметрам могут отличаться эти два статуса, определяющие принадлежность военнообязанного человека к той, или иной категории?

Контузии экипажа

Попадание по танку с пробитием брони может привести к контузии (выходу из строя) члена экипажа. Несмотря на то, что контуженный танкист фактически недееспособен, его параметры снижаются только на 50% от нормального уровня умения. Также, перестают работать дополнительные навыки и умения экипажа, кроме Боевого братства.

Командир — обзор снижается вдвое, а также перестаёт действовать «командирский бонус», не работает «6 чувство».
Наводчик — скорость сведения и поворота башни, а также точность уменьшаются вдвое.
Механик-водитель — максимальная скорость уменьшается вдвое, маневренность и ускорение уменьшается вдвое.
Радист — радиус связи уменьшается вдвое.
Заряжающий — время перезарядки орудия увеличивается вдвое.

Если танкист совмещает несколько специальностей (например, командир является одновременно и наводчиком), то штрафы за контузию влияют на все его функции.

Малая аптечка или Большая аптечка могут вылечить одного или всех танкистов. Повторное использование аптечки возможно лишь по истечении 90 секундной перезарядки. После лечения любого танкиста возможна его повторная контузия с теми же условиями.

Дополнительное умение командира Мастер на все руки снижает негативные последствия от контузий остальных членов экипажа, но не приносит никакой пользы в случае, если сам командир оказался контужен.

В машинах с открытой рубкой экипаж может располагаться за границами видимой модели техники. То есть снаряд, пролетевший над самоходкой может задеть кого-то из танкистов, которые по этическим причинам не отображаются визуально. Таким образом, повредить внутренние модули можно и без попадания по танку, хоть это и случается крайне редко.

Разведка, устрашение и бомбежка листовками

Воздушные бои в Гражданской войне происходили довольно редко (одна из причин — далеко не у всех были установлены пулеметы, истребители вообще составляли меньшую часть авиапарков). Обычно боестолкновения заканчивались совершенно бескровно. Гражданская война в небе, в отличие от войны на земле, не стала кровавой баней. По данным В. Кондратьева и М. Хайруллина, в 1918 г. воздушных боев случилось всего 10, в 1919 г. — 46, в 1920 г. — 113. При этом в 1918 г. красные и белые сбили только по одному самолету, в 1919 и 1920 гг. красные сбили по 4 самолета (то есть всего 9 за всю войну), а белые — 2 самолета (всего 3 аэроплана за войну, и еще 2 советских аэростата). Еще 2 самолета красных сбили английские интервенты; к этому можно прибавить несколько случаев, когда самолетам наносили повреждения зенитные орудия. Пилоты подбитых самолетов, даже не имея парашютов, могли спастись: так, в 1918 г. подбитый летчик советского 5-го авиаотряда Степанов спланировал в болото, где вражеская кавалерия не стала его преследовать. Через три дня летчик добрался до своих.


Самолет РККВФ. (Авиация Гражданской войны. М., 2000)

Основная часть работы пилотов вообще не наносила противнику потерь, во всяком случае, напрямую. Самый первый «боевой вылет» Гражданской войны — вылет двух аэропланов Гатчинской летной школы 30 октября 1917 года. Летчики сбросили на Петроград антибольшевистские листовки и вернулись на аэродром. Весьма символичное событие: в течение всей войны доставка противнику пропагандистских материалов оставалась одной из главных задач авиации. Самолеты перед боевым вылетом снабжали, как правило, бомбами и агитационной литературой. Может показаться смешным, но нередко летчики получали задание сбросить на врага бомбы вместе с листовками — дабы усилить силу убеждения. Рядовой отчет о выполнении боевого задания белогвардейским летчиком в сентябре 1919 года: «В кавалерию, что по реке Бобровая Потудань, выброшено 18 бомб весом 9 п., выпущено по ним 7 обойм и сброшена литература ½ пуда. Задание выполнено». Эффективность такой агитации у обеих сторон была, мягко говоря, невысокой.


Листовка для белых солдат. (Pinterest)

Флешетты. (hagen.de)

Особенно много летчики занимались воздушной разведкой, а также передачей срочных сообщений. Однажды самолеты выполнили крупную снабженческую миссию — авиация Донской армии весной 1919 г. наладила «воздушный мост» с участниками Верхнедонского восстания: повстанцам доставляли боеприпасы, медикаменты, продовольствие, деньги и табак. В этих полетах участвовало более десяти офицеров, которые летали по 3−5 часов, чтобы доставить грузы. Восставшие сумели выстоять и затем влились в Донскую армию, а Деникин потеснил ослабший Южный фронт РККА и продвинулся в направлении Москвы.

Однако в целом, в Сибири, на Юге России и особенно на Северо-Западе авиация не сыграла большой роли. Характерно, что, отступая в конце 1919 — начале 1920 гг., белые на Юге бросили много аэропланов, предпочитая вывозить прежде всего артиллерию. В конце войны у П. Н. Врангеля еще оставалась пара десятков самолетов. Их последним успехом стала помощь в отражении атаки красной кавалерии 28 августа 1920 г.: «Дэ Хэвилленды» бомбами отогнали бойцов 2-й конной армии. С падением белого Крыма в ноябре того же года закончилась и история белой авиации.

Летчик- наблюдатель

Гирш Меерович Баран вступил в ряды Красной Армии еще в 1937 году. Жил в Ленинграде, учился в Военно-морском училище имени Фрунзе.

Гирш Баран с сокурсниками в Ленинграде. Фото: из семейного архива

Гирш Баран в училище имени Фрунзе. Фото: из семейного архива

Сначала судьба закинула молодого лейтенанта в Баку, потом последовал перевод на север, где шла Зимняя война. Начало Великой Отечественной войны, по воспоминаниям родственников, он встретил в артиллерийских войсках.

В авиацию Карельского фронта, а точнее в 7-ю воздушную армию Гирш Баран попал в 1942 году, когда фронт стабилизировался и активных наступательных действий ни одна, ни другая сторона не проводили.

Основной задачей авиации на этом участке фронта была разведка, доставка диверсионных групп и продуктов для партизан. Финны на захваченных областях организовали серьезную противовоздушную оборону, поэтому любой боевой вылет был сопряжен с огромным риском.

Ил-2 на заправке. Фото: World war photo

Каким образом из артиллерийских войск судьба закинула молодого лейтенанта  в авиацию – неизвестно. Вполне возможно, что Гиршу, как артиллеристу было проще рассмотреть на земле вражеские батареи.

О том, каким был фронтовой путь летнаба Гирша (так в документах называли летчика-наблюдателя или штурмана) можно судить по наградным листам. В 1944 году он получил сразу два ордена: Орден Красной Звезды и Орден Отечественной войны I степени.

Наградной лист Барана Г.М. Фото: «Память народа»

Из наградного листа Гирша Барана Мееровича, представленного к ордену Отечественной войны I степени:

«Капитан-лейтенант Баран Г.М. с января 1942 года находится на Карельском фронте. За это время совершил всего 31 успешный боевой вылет. С 21.06.1944 г. При прорыве обороны противника совершил всего 8 боевых вылетов в район Лодейное Поле на разведку переднего края обороны противника и артиллерийских позиций.

Несмотря на сильный зенитный огонь противника и плохую погоду, тов. Баран как летнаб умело и настойчиво добивался успешных разведданных о противнике, за что имеет благодарность от командующего артиллерией 7-й армии. Особо отличился тов. Баран при выполнении задания 27.06.1944 года по разведке на полный радиус действия самолета ИЛ-2, добыв ценные данные о противнике».

Более подробно о заслугах летчика-наблюдателя написано в наградном листе, когда Гирша Барана представляли к Ордену Красного знамени. Наградной лист датирован 21 октября 1944 года.

Наградной лист Барана Г.М. Фото: «Память народа»

«За период с января 1942 года совершил 52 боевых вылета, из них на разведку – 18, на корректировку артогня нашей артиллерии – 18, на фоторазведку – 12, на выброску продуктов партизанам – 4.

6 июля 1944 года при прорыве финской обороны на реке Свирь продвижению наших наземных войск мешали две батареи противника. Для подавления их был вызван самолет-корректировщик капитана-лейтенанта Барана. Как  опытный  штурман-корректировщик с большим опытом практической работы по корректировке артогня нашей артиллерии капитан-лейтенант Баран с поставленной задачей справился на отлично. Батареи противника были подавлены, после чего на данном участке фронта путь для продвижения вперед нашей пехоте был свободен.

На Мурманском направлении, летая на фоторазведку переднего края обороны противника, давал штабу отличные фотоснимки, произведенные с малой высоты».

Свирско-Петрозаводская операция июня-августа 1944 года позволила освободить территорию КФССР от финской оккупации, вывела Финляндию из войны и серьезно снизила напряженность на северном участке фронта. Германия, лишившаяся поддержки своих скандинавских союзников, больше не могла влиять на поставки помощи СССР.

Авиация Карельского фронта возвращалась на советские аэродромы, отвоеванные у финнов. Эскадрилья Гирша Барана в ноябре 1944 года перебазировалась в Петрозаводск. 30 ноября штурмовик Ил-2 Гирша Барана и летчика Александра Малышевского вылетел из аэродрома Сегежи, но в Петрозаводск не прилетел. В самолете помимо пилота и штурмана был техник Анвар Абзалетдинов.

Разбитый самолет обнаружили неподалеку от поселка Пиндуши на склоне холма. По всей видимости, из-за плохой погоды пилот не заметил приближающуюся землю, и самолет разбился.

Родственники Гирша долгое время не знали о его судьбе. Сначала пришли известия, что он пропал без вести, лишь спустя 4,5 месяца в лесу нашли остатки самолета и три трупа. Невесте Гирша написали, что летчиков похоронили в Петрозаводске. Никто не подумал о том, что в условиях недавно завершившейся войны, когда в лесах оставалось множество тел бойцов, везти останки летчиков из-под Пиндуш в Петрозаводск для захоронения — по меньшей мере странно.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.