Во что и как одеты железнодорожники

Алан-э-Дейл       30.08.2023 г.

Оглавление

О современной форме

Форменная одежда работника железной дороги говорит о его причастности к корпорации ОАО РЖД. Ее ношение обязательно для всех структурных подразделений. О принадлежности к какому-либо региональному филиалу компании говорит специальный знак на рукаве кителя или рубашки — аббревиатура отделения железной дороги. Пенсионеры-железнодорожники имеют право надевать свою форменную одежду с теми знаками различия, которые были получены ими в момент выхода на заслуженный отдых.

О своей новой форме железнодорожника представители «Российских железных дорог» отмечают следующее:

Соответствие универсальному новому бренду корпорации.
Уход от некой военизированности.
Учет исторических традиций, внимание к их преемственности.
Комфорт, удобство, функциональность и безопасность как повседневной, так и парадной формы железнодорожников.
Эстетичный внешний вид, оригинальность, обращение к современным модным тенденциям в сфере рабочей одежды.

Для каждого работника предусмотрен сборный комплект моделей предметов гардероба и аксессуаров, которые вместе составляют фирменную форму. При этом в нее не позволяется добавлять что-либо от себя — украшение, головной убор, свитер, рубашку и т. д. Сроки эксплуатации формы следующие:

  • Костюм — два года.
  • Верхняя зимняя и демисезонная одежда (плащи, куртки, пальто) — 4 года. Для трудящихся в фирменных поездах — 3 года.

На всех формах железнодорожников в обязательном порядке красуется знак отличия — овальный контурный серый щит с красной окантовкой и красными стилизованными вышитыми буквами «РЖД». Он обязательно помещается на левый рукав — рубашки, костюма, верхней одежды.

Основных разновидностей форм можно выделить четыре:

  • проводницы;
  • проводника;
  • работника локомотивной бригады;
  • кассира.

Отличие новой формы РЖД от старой

Форма, введенная для машинистов поезда и других железнодорожников в 1995 г., вызывала неудобства в ношении, по внешнему виду была ближе к военизированной. Руководство и работники предприятия «Российские железные дороги» обращались в министерство с просьбами изменить форменную одежду. В 2003 г. было решено провести конкурс по разработке дизайна спецформы и одновременно новых нашивок ОАО.

Среди поступивших на конкурс вариантов были отобраны наиболее комфортные в носке изделия, после чего проведен показ моделей. Высшие баллы заслужено получила работа Виктории Андрияновой. Опытный дизайнер умело скомбинировала мотивы исторического прошлого, касающиеся развития ж/д, с тенденциями современности.

Помимо функциональности и удобства, новая версия славится стильностью и красотой. Это подтвердила пробная эксплуатация, проходившая в 2009 г. По прошествии 4 лет новинка заняла достойное место в рабочем гардеробе железнодорожников, работающих по всей территории Российской Федерации.

Отличительные особенности новой формы РЖД для проводников мужчин:

  • костюм, составляемый из брюк и жилета серого цвета, голубой/белой рубашки;
  • куртки на выбор — серая с красной окантовкой или из плащевки с подстежкой;
  • фартук с нагрудником;
  • для холодного времени года — шапка на овчине, утепленный плащ;
  • из аксессуаров: галстук с булавкой для зарепления, фуражка.

Для проводницы поезда подготовлены:

  • костюм, который комбинируется из красной/серой юбки или серых брюк, белой / голубой / красной блузки с длинными / короткими рукавами, серой жилетки из трикотажа;
  • куртка серого цвета, отделанная красным кантом, с застежкой-молнией;
  • фартук;
  • из аксессуаров — шапочка, шерстяной шарфик, платок из шелка;
  • для зимы — шапка с овчинной подкладкой, плащ с утепленной подстежкой.

Локомотивщики получили:

  • костюм, состоящий из куртки с оттенком графитового стержня, рубашки, брюк, жилета;
  • аксессуары: галстук форменный, фуражка, декорированная серой лентой и красным кантиком;
  • в зиму черную куртку с отстегивающейся утепленной подстежкой.

Для кассиров предусмотрели:

  • полушерстяной жакет (серый);
  • юбки / брюки прямого силуэта (серые);
  • блузки нескольких тонов с рукавами различной длины;
  • жилеты (полушерсть) красного цвета;
  • шарф с логотипом.

Корпоративная одежда для женщин-железнодорожниц утверждена приказом

С 1 января 2021 года закон разрешит женщинам работать машинистами и помощниками машиниста на подвижном составе железных дорог. В ОАО «РЖД» обучать женщин мужской профессии помощника машиниста начали в июне этого года, 10 женщин уже завершили учёбу, а ещё 50 продолжают изучать азы профессии. В какой форменной одежде они выйдут на работу, выяснял «Гудок».

«Снятие запрета на приём женщин на должность помощника машиниста – по-настоящему исторический момент, которого в ОАО «РЖД» давно ждали. Для подготовки к приёму сотрудниц на эти позиции в компании с 2019 года реализуется специальная дорожная карта. К моменту набора на обучение была проделана большая работа, и сейчас мы полностью готовы», – ранее отметила сопредседатель Координационного совета по улучшению условий труда, отдыха и социальной поддержки женщин в ОАО «РЖД», советник генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Ирина Костенец.
Приказом от 10 июля 2020 года № 55 «О форменной и корпоративной одежде работников ОАО «РЖД» утверждены порядок обеспечения, правила ношения, описание форменной и корпоративной одежды работников ОАО «РЖД», утверждён единый фирменный стиль и закреплено, что работники ОАО «РЖД» средней, младшей и рядовой категорий должностей получают форму бесплатно.
В Дирекции тяги сейчас проходят обучение 11 будущих девушек-машинистов, и шесть уже закончили обучение, успешно сдав квалификационный экзамен на присвоение профессии (четверо уже ездят дублёрами помощников машинистов в поездах дальнего следования). Приказ № 154 «О форменной одежде и знаках различия в Дирекции тяги» был издан 11 сентября этого года – в нём утверждены комплекты форменной одежды для работников средней, младшей и рядовой категорий должностей. А в приложении к приказу закреплён состав женского гардероба.
«В комплект женской форменной одежды входят две полуприталенные блузки с длинными рукавами и две с короткими рукавами – белого и голубого цвета, классические тёмно-синие брюки из полушерстяной ткани, классическая тёмно-синяя прямая юбка и жакет тёмно-синего цвета с форменными пуговицами из полушерстяной ткани, тёмно-синий головной убор из фетра и светло-серый шарфик форменный с красными и серыми диагональными полосками. Так как локомотивные бригады исполняют обязанности в том числе и на открытом воздухе, работницам будут предоставлены пальто форменное утепленное (со съёмным капюшоном), головной убор форменный зимний и шарф форменный шерстяной красный. Этими комплектами будут обеспечены женщины – помощники машинистов, когда приступят к своим обязанностям», – отметили в Дирекции тяги.
Аналогичный комплект форменной одежды предоставит своим работницам Центральная дирекция моторвагонного подвижного состава (ЦДМВ) – в настоящее время на помощника машиниста здесь обучаются 32 женщины. Как рассказала «Гудку» заместитель начальника ЦДМВ по кадрам и социальным вопросам Марина Гудова, на время практики девушки обеспечены спецодеждой.
В Дирекции скоростного сообщения тоже разработана новая форма для женщин, в том числе для помощников машинистов (в ДОСС обучаются сейчас семь женщин). «Её дизайн разработан в модельном агентстве Леонида Алексеева. Все образцы были протестированы работающими в нашей дирекции женщинами, – рассказал «Гудку» начальник отдела по организации обслуживания пассажиров Дмитрий Бармин. – Так что можно сказать, что её выбрали сами сотрудники. Наша форма для женщин – помощников машиниста представляет собой комплект, состоящий из тёмно-синего кителя и классических тёмно-синих брюк. Для зимнего времени года женщинам будут предоставлены полупальто. Сейчас у нас готовы тестовые образцы. Они будут представлены генеральному директору – председателю правления ОАО «РЖД» Олегу Белозёрову. К лету 2021 года мы планируем выдать женщинам новую форменную одежду», – говорит Дмитрий Бармин.
Дарья Чикиркина

Требования к униформе

Униформе всегда предъявлялись следующие требования:

  • практичность;
  • безопасность;
  • износоустойчивость;
  • дешевизна;
  • эстетичность;
  • соответствие современной моде;
  • следование традициям.

Преобладающие цвета, которые задействованы в последнем варианте спецодежды железнодорожников – алый, серебристый, тёмно-синий, серый.

Ткани для пошива форменной одежды работников РЖД образца 2010 года были утверждены самые современные: для занятых активной физической работой машинистов и проводников материалы изготовлены с помощью нанотехнологий.

Они меньше подвержены сминанию, замечательно держат форму, их можно стирать в машинке, они грязеотталкивающие, но гигроскопичные (дышащие).

Особенности массового пошива формы для такой огромной армии служителей железной дороги (более миллиона) обуславливают необходимость сведения к минимуму затрат при раскрое. Шьются изделия по российским лекалам.

Рассмотрим пример женского форменного пальто: требования практичности удовлетворяются в этом варианте наличием удобных и практичных карманов, снабжённых молнией. На четыре кнопки и молнию застёгивается и основной край пальто. Материалом для этого предмета одежды служит мягкая полушерстяная ткань и прочная плащёвка.

Для аналогичного типа пальто, но для высшего руководящего состава, материал заменён на шерстяную ткань (более фешенебельную, но менее носкую). Карманы снабжены только клапанами без молнии. Как без молнии (только на пуговицах) и центральная застёжка.

На пальто, куртках и плащах знак-логотип ОАО РЖД (шеврон овальной формы с красной окантовкой, внутри которого стилизованные красные буквы РЖД) предусмотрен на левом рукаве, а также расположен на левой стороне полочки над кокеткой. У проводников вагонов в фирменных поездах тоже существует нашивка форменного логотипа на левом рукаве.

Минтранс издал приказ о новых отличительных деталях формы сотрудников ОАО «РЖД»

Министерство транспорта РФ утвердило новые нарукавные и нагрудные знаки различия для работников ОАО «РЖД». Соответствующий приказ зарегистрирован в Минюсте 13 мая. Новые знаки сохранили традиционную символику и цвета – галуны серебристого цвета с красной окантовкой, шитьё в виде виноградных веток, но форма звёзд стала другой. В ОАО «РЖД» планируют ввести новые знаки уже в октябре. Так что зимняя форма будет обновлённой.

Нарукавные и нагрудные знаки различия являются элементом форменной одежды железнодорожников и отражают ранжирование по категориям и уровням должностей. Действующие знаки были введены в ОАО «РЖД» в 2009 году и с тех пор не менялись. Инициатором их пересмотра выступила сама компания, поскольку с момента утверждения действующих знаков многое изменилось: произошли структурные преобразования – выделились дочерние общества, упразднили отделения дорог, изменилась иерархия должностей. Всё это требовало упорядочить корпоративную систему знаков различия.
Кроме того, работники компании также высказались за перемены. Опрос в трудовых коллективах в 2018 году показал, что большинство сотрудников хотели бы сделать дизайн знаков различия более сдержанным и лаконичным.
Новые знаки сохранили традиционные для отрасли символы, в частности виноградные ветви, которые символизируют развитие железных дорог и исторически размещаются на форме руководителей. Ширина галуна, количество галунов и звёзд, как и сейчас, будут свидетельствовать о ранге сотрудника.
Изменения в знаках различия коснулись, во-первых, ширины галунов – они стали ýже на форменной одежде всех работников, кроме высшего состава, руководителей вне категории и генерального директора. Во-вторых, уменьшился размер звёзд и изменилась их форма.
«Рисунок звёзд стал другим – теперь у них дизайн более чёткой формы с ярко выраженными углами, обрамлёнными красным цветом. Мы отказались от того, чтобы размещать внутри серебристой звезды ещё одну другого цвета, как это предусмотрено сейчас», – рассказала «Гудку» начальник отдела реализации кадровой политики Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Елена Лялина.
Прежде чем внедрить новые знаки, по словам Елены Лялиной, потребуется «привязать» их к шести категориям и уровням существующих должностей. Планируется, что с 1 октября осенне-зимняя форма работников ОАО «РЖД» будет с новыми знаками различия.
Мария Абдримова

Экскурс в историю

Впервые о единой форме железнодорожных работников в советской России задумались только в 1926 году. Почти 10 лет работники железнодорожного транспорта донашивали костюмы, оставшиеся от старой власти, но только со снятыми эмблемами.

Затем была принята в обиход другая форма – темно-синяя, отличающаяся знаками различия из алой эмали (от звёздочек до углов) на петлицах.

В 1943 году форма, принятая для железной дороги, вновь претерпела изменения в сторону военизированности. Знаки различия были перенесены на погоны. Форма их стала различаться цветом для высшего состава, простых рабочих и служащих железной дороги.

В 1955 году форму снова переделывают, делая её более гражданской. Знаки различия вновь переносятся на петлицы. Ассортимент и количество предметов спецодежды значительно увеличивается: тёмно-синие однобортные кители (для высшего управленческого звена – дополнительно белые кители из шёлкового материала, роскошные папахи), тужурки, шинели, фуражки и шапки ушанки.

Впервые появилось деление общей формы на отдельно мужскую и отличающуюся от неё женскую. В норму вошли юбка-шестиклинка, платье и берет.1963 год ознаменовался появлением специальной эмблемы на форме железнодорожника

В декабре 1994 года выходит ещё один приказ об изменении единой формы для работников железных дорог РФ.

В апреле 2003 года начинается кампания по опросу работников для введения в жизнь формы нового образца и объявляется всероссийский конкурс на право создания этой спецодежды. Летом 2006 года жюри конкурса выбрало победителя – дизайнера и модельера Викторию Андреянову (Москва) и доверило ей конструирование и разработку всего проекта.

21 мая 2008 года в Сочи состоялся предварительный показ типовых вариантов, в основных чертах получил одобрение и было отдано распоряжение о пошиве первых пробных партий.

Приказ ОАО «РЖД» с номером 17, подписанный 17 февраля 2010 года окончательно ввел в строй новую форму для железнодорожников.

Проезд в кабине управления подвижного состава

Серафим Артёмович Герасимов — 02/08/2020 — Без рубрики — 

В соответствии с требованиями пункта 102 приложения № 6 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286, установить следующий порядок проезда в кабине управления локомотива, моторвагонного подвижного состава и специального самоходного подвижного состава (далее — подвижной состав) лиц, не входящих в состав локомотивной бригады или бригады специального самоходного подвижного состава (далее -локомотивная бригада): проезд в кабине управления подвижного состава, из которой производится управление ведением поезда (далее — кабина управления подвижного состава), лиц, не входящих в состав локомотивной бригады, допускается только для выполнения ими должностных обязанностей, на основании документов и разрешений, установленных настоящим распоряжением, в количестве не более двух человек одновременно (в кабинах управления скоростных и высокоскоростных электропоездов — не более 1 человека).

Распоряжение от 15 марта 2021 №513/р — Книга замечаний

Серафим Артёмович Герасимов — 23/07/2021 — Распоряжения и приказы — 

Распоряжение от 15 марта 2021 №513/р вводит новое положение об организации работы с замечаниями работников ОАО «РЖД» в автоматизированной системе учета. Признает утратившими силу с даты ввода автоматизированной системы учета и регистрации замечаний работников на инфраструктуре ОАО «РЖД» распоряжение ОАО «РЖД» от 4 марта 2015 г. № 550р «Об утверждении Положения об организации работы с Книгой замечаний машинистов формы ТУ-137 в филиалах ОАО «РЖД», распоряжение ОАО «РЖД» от 14 марта 2016 г. № 4 Юр «Об утверждении Положения об организации в ОАО «РЖД» работы по системе информации «Человек на пути».

Будьте внимательны!

Некоторые специалисты советуют использовать пришивные аксессуары на липучках, объясняя тем, что цена нашивок РЖД на цепкой основе ниже, чем обычных. Кроме того, их легко заменить при повреждении, деформации. Однако обладатель подобных нашивок рискует остаться без знаков отличия и, как следствие, получить взыскание. Дело в том, что в случае непредвиденных ситуаций, активных действий, прохождения через толпу пассажиров внешняя часть легко отслаивается, что приводит к необходимости заказать нашивки РЖД и потратить средства на покупку новых изделий.

Желающие надежно пришить нашивки на форму РЖД могут воспользоваться понятной инструкцией, подробно описывающей пошивочный процесс. Для правильного и надежного закрепления эмблем ручным способом или на швейной машинке достаточно следовать несложным правилам.

  1. Вначале железнодорожник подбирает и выкладывает на рабочем столе приспособления для шитья: ножницы, булавки, иголки, скотч (желательно двусторонний), нитки, по цвету подходящие под оттенок окантовочного края.
  2. Следующий шаг — приклеить скотчем или приколоть булавками отличительный знак к месту размещения. После примерки вещи можно определить, насколько ровно и аккуратно расположена деталь, а также увидеть, как форменный костюм будет смотреться с накладкой.
  3. Не лишней будет проверка подобранных ниток на разрыв. Эксперимент позволит избежать прорыва в ответственный момент закрепления или формирования узелка, во время ношения формы в рабочем режиме. Опытные швеи рекомендуют выбирать полиэстерные нитки, отличающиеся высокой прочностью и износостойкостью.
  4. Далее нитку заправьте в ушко иголки, завяжите на конце узелок. Если собираетесь пришивать на машинке, установите иглу требуемого размера, введите нить соответствующего ткани цвета.
  5. Перед началом пришивания с усилием прижмите эмблему к поверхности основы.
  6. Стежки должны быть мелкими, с минимальной длиной между проколами.
  7. Следите за расположением стежков, которые необходимо прокладывать строго по периметру накладки.
  8. Если шов будет проходить с обратной стороны знака, то с лица стежков не будет видно, что придаст выполненной работе эстетичности.
  9. При использовании швейной машинки можно пристрочить швом зигзаг по контуру или выставить наименьший шаг и пройтись по контуру окантовки.

После завершения процедуры важно прогладить вещь, а торчащие нитки вывести наизнанку или обрезать

Правила хранения и ухода

Правильное хранение и грамотный уход за спецодеждой – залог того, что изделия прослужат не менее положенного срока.

Предусмотрено ношение демисезонной и тёплой зимней одежды работниками не менее 4-х лет (в фирменных поездах верхняя спецодежда выдаётся на 3 года), костюм рассчитан на 2 года. В течение этого времени разрешается стирка блузок, рубашек, шарфов, галстуков и платков. Остальные предметы одежды рекомендуется подвергать химической чистке по мере загрязнения.

Хранить одежду предписывается при температурах +15°°…+25° С, относительной влажности 40-75%.

Специальная одежда зависит не только от компаний и организаций. Она трансформируется в связи с реальным временем, с явлениями и тенденциями в обществе. Но любая униформа всегда должна оставаться комфортной для самих работников и красивой для окружающих людей.

Мурманские проводники в числе первых испытывают новую униформу РЖД

Униформе всегда предъявлялись следующие требования:

  • практичность;
  • безопасность;
  • износоустойчивость;
  • дешевизна;
  • эстетичность;
  • соответствие современной моде;
  • следование традициям.

Преобладающие цвета, которые задействованы в последнем варианте спецодежды железнодорожников – алый, серебристый, тёмно-синий, серый.

Кроме вышеперечисленного, мужской комплект спецодежды проводника пассажирского вагона включает в себя куртку утеплённую, 2 галстука и зажим для галстука, фуражку форменную с околышем – декоративной красной полоской лентой, 2 сорочки форменных с длинными рукавами (голубую и белую) и две таких же цветов с короткими рукавами, шарф серого цвета.

Женская униформа состоит из общих предметов одежды, а кроме того: черного утепленного пальто, демисезонного берета из фетра, красной юбки, серой юбки, трех штук блузок (голубого и белого цветов) с короткой длиной рукава, голубой и белой блузок с длинным рукавом, блузкой красного цвета с коротким рукавом, на поясе и аналогичного цвета блузкой с рукавом в 3/4, шейного платка из шёлка, шерстяного шарфа красного цвета.

Отдельно форму для фирменных поездов было поручено разрабатывать художнику и дизайнеру Алёне Петровой, затем эстафету переняло санкт-петербургская компания «БТК-групп».

Кроме основных предметов одежды для начальников и проводников «Сапсана», «Ласточки» и прочих фирменных поездов предусматриваются женский и мужской шарфы (тёмно-синие с серо-красными полосами на краях), мужской галстук (красного цвета с серо-белыми косыми полосками), женский шейный платок (четырёхцветный, с каймой и вышитым в углу логотипом транспортной компании).

Костюм для Владимира Якунина шился вручную из ткани, привезённой из Англии, обшлага, погоны, воротник вышиваются специальными нитками с добавлением 5-ти процентного серебра.

А вот форменные пуговицы, специально разработанные Геральдическим советом при президенте для всех одинаковые: серебряного цвета с бортиком и эмблемой РЖД внутри.

Минтранс издал приказ о новых отличительных деталях формы сотрудников ОАО «РЖД»

Министерство транспорта РФ утвердило новые нарукавные и нагрудные знаки различия для работников ОАО «РЖД». Соответствующий приказ зарегистрирован в Минюсте 13 мая. Новые знаки сохранили традиционную символику и цвета – галуны серебристого цвета с красной окантовкой, шитьё в виде виноградных веток, но форма звёзд стала другой. В ОАО «РЖД» планируют ввести новые знаки уже в октябре. Так что зимняя форма будет обновлённой.

Нарукавные и нагрудные знаки различия являются элементом форменной одежды железнодорожников и отражают ранжирование по категориям и уровням должностей. Действующие знаки были введены в ОАО «РЖД» в 2009 году и с тех пор не менялись. Инициатором их пересмотра выступила сама компания, поскольку с момента утверждения действующих знаков многое изменилось: произошли структурные преобразования – выделились дочерние общества, упразднили отделения дорог, изменилась иерархия должностей. Всё это требовало упорядочить корпоративную систему знаков различия.
Кроме того, работники компании также высказались за перемены. Опрос в трудовых коллективах в 2018 году показал, что большинство сотрудников хотели бы сделать дизайн знаков различия более сдержанным и лаконичным.
Новые знаки сохранили традиционные для отрасли символы, в частности виноградные ветви, которые символизируют развитие железных дорог и исторически размещаются на форме руководителей. Ширина галуна, количество галунов и звёзд, как и сейчас, будут свидетельствовать о ранге сотрудника.
Изменения в знаках различия коснулись, во-первых, ширины галунов – они стали ýже на форменной одежде всех работников, кроме высшего состава, руководителей вне категории и генерального директора. Во-вторых, уменьшился размер звёзд и изменилась их форма.
«Рисунок звёзд стал другим – теперь у них дизайн более чёткой формы с ярко выраженными углами, обрамлёнными красным цветом. Мы отказались от того, чтобы размещать внутри серебристой звезды ещё одну другого цвета, как это предусмотрено сейчас», – рассказала «Гудку» начальник отдела реализации кадровой политики Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Елена Лялина.
Прежде чем внедрить новые знаки, по словам Елены Лялиной, потребуется «привязать» их к шести категориям и уровням существующих должностей. Планируется, что с 1 октября осенне-зимняя форма работников ОАО «РЖД» будет с новыми знаками различия.
Мария Абдримова

Форма служащих первых железных дорог в России (первая половина XIX века)

О форменных костюмах служащих первых железных дорог известно немного. Проектировщик и строитель дороги Царскосельской железной дороги Ф. Гертснер выписал форму для кондукторов вагонов из-за границы.

Накануне открытия регулярного движения поездов Петербурго-Московской линии было утверждено «Положение о составе Управления С.-Петербурго — Московской ж.д.», где было указано, что весь обслуживающий персонал разделяется на четыре роты. Первую составляли машинисты, их помощники и кочегары. Вторую — обер-кондукторы и кондукторы. Им всем полагался мундир военного образца, головным убором служила каска. Кондукторам и обер-кондукторам полагался фашинный нож на черной портупее.

Начиная с 1855 г. происходят большие изменения, в покрое форменного обмундирования всех служащих ведомства путей сообщения. Чтобы поднять престиж государственной службы среди нижних чинов, вводится право отличать выслугу лет серебреными галунами: так, за пять лет службы мастерам и машинистам Николаевской железной дороги полагались галуны на обшлага рукавов, за десять лет к ним прибавлялись галуны на фуражку и воротник.

  • Кадет Института Корпуса путей сообщения, 1829 г.
  • Инженер Института Корпуса инженеров путей сообщения, 1830-1840 гг.
  • Унтер-офицер военно-рабочих рот путей сообщения, 1855 г.
  • Обер-кондуктор, 1855 г.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.