Эволюция меча
Легенды говорят о повсеместном использовании мечей воинами античности и средних веков. Но на самом деле все обстояло иначе. Основным материалом для изготовления оружия тогда была медь и её сплавы, такие как бронза. Несмотря на свою низкую твёрдость, бронза широко использовалась для изготовления оружия.
Следующим шагом в металлургии стало использование железа, его ковка и получение низкоуглеродистых сталей на его основе. Основным оружием пехотинца стали меч, копье и топор.
Римские манипулы и греческие гоплиты шли в бой вооружённые короткими одноручными мечами. Качество металла этих мечей оставляло желать лучшего, но это было массовое производство и от гладиусов легионеров не требовалось прорубать железные доспехи.
Но металлургия совершенствовалась, постепенно появлялись новые методы обработки железа и выплавки стали. В IV-III веке до н.э. появилась технология кузнечной сварки, тогда ещё меди, но впоследствии её стали применять и для сварки полос низкоуглеродистой стали.
Уже в XII-IX веке мастера научились сваривать полосы металла в одну полосу, после чего подвергая термохимической обработке, его кромки получать клинки мечей.
На территории Руси не было месторождений железа, высокого качества, поэтому русские мастера использовали качественный металл, закупаемый в Швеции. Ну, или многократно проковывали металл, полученный из болотной руды, даже из него славянские кузнецы делали великолепные стальные изделия.
Как делали мечи из железа
Что же такое сталь? Это сплав железа с углеродом. Благодаря последнему ее можно закаливать.
Сталь для меча куют при температуре от 850°С до 1300°C. Но если сейчас производство позволяет автоматически контролировать температурный режим и выдерживать время закалки, то как с этим справлялись в древности, чтобы ковать мечи? Не поверите, температуру определяли на глаз – по цвету накала металла.
К примеру, вишневый оттенок означает, что температура плавления стали достигает 800°С, темно-желтый – свыше 1000°С, ослепительно белый – более 1250°С.
Мастера следили и за температурой отпуска металла. Здесь также есть свои нюансы и цветовая градация. Состав оружейной стали в разные времена был разным.
Позже в сталь для изготовления сабли и меча начали добавлять различные добавки – хром, молибден, ванадий, кобальт, вольфрам, никель… Они улучшают свойства готового материала и текстуру оружейной стали, и изделия становятся более прочными и твердыми.
Хром делает сталь устойчивой к коррозии, молибден препятствует ломкости, вольфрам повышает твердость, ванадий усиливает прочность, а кобальт – режущие свойства. Главная задача при изготовлении сплава – найти оптимальное сочетание элементов. Эти знания нам доступны сегодня, а мастера кузнечного дела добивались выплавки идеального оружия методом проб и ошибок.
Они следили за тем, как сталь реагирует на изменение температуры во время ковки клинка. Если ее разогреть и охладить медленно, – металл получится мягким. Охладить быстро, погрузив в холодную воду, – приобретет небывалую твердость. Недокалить – сломается. Сложно? Еще бы!
Доводка, полировка и контроль качества
После формирования нарезов все матчевые стволы проходят финишную шлифовку (lapping), полировку и контроль качества. Для получения необходимой шероховатости внутренней поверхности канала (а она не должна быть ни чрезмерно шершавой, ни слишком гладкой) производитель выполняет шлифовку с помощью свинцового притира и абразивных паст. В ходе финишной шлифовки размеры нарезов и полей приводятся в соответствие с номинальными, заданными заказчиком. Как правило, стволы высшего качества имеют отклонения не более 0,0003″ от номинального диаметра, причем по всей длине канала ствола.
Заводские стволы можно дополировать правильным применением специальных паст
Здесь самое время оговориться: финишная шлифовка выполняется вручную, отнимает много времени и сил, а значит — довольно затратна и дорога. Поэтому ее делают только производители стволов топ-класса. Большинство же заводских винтовок нижней и средней ценовой категории имеют неполированные стволы, и с помощью бороскопа в них очень хорошо видны поперечные и продольные марки, отметки от инструмента и другие изъяны.
Некоторые стрелки считают, что данную ситуацию можно пытаться исправить самостоятельно — с помощью полировочных паст типа J-B или Iosso. Их грамотное применение на бюджетных заводских стволах действительно чаще всего дает положительный результат (детальнее мы рассказывали об этом методе в одном из предыдущих номеров журнала). Однако не надейтесь в домашних условиях получить такое же «зеркало» поверхности канала ствола, как у кастом-изделий — это крайне маловероятно.
Качество канала заводского ствола и ствола премиум-категории заметно отличается при изучении в бороскоп
Что же касается шлифовки с использованием свинцового притира и абразивов, то выполнять ее на готовом стволе не стоит. Во-первых, этим вы однозначно «просадите» диаметры ствола на несколько сотых миллиметра, чем сократите срок его службы. Во-вторых, в процессе притирки на концах ствола неизбежно формируется «раструб» — некоторое увеличение диаметра по сравнению со средней частью. Из-за этого от ствольной заготовки со стороны будущего дульного среза обычно отрезается и выбрасывается фрагмент длиной 30-150 мм. В случае с готовым стволом так сделать наверняка не получится, и в результате вред от подобного рукоприкладства может превзойти пользу.
Здесь же нужно отметить, что хорошо стрелять могут и даже очень шероховатые стволы, что регулярно наблюдается, к примеру, у винтовок Savage Arms: видимый в бороскоп «рашпиль» внутренней поверхности не мешает им кучно стрелять и попадать. А вот загрязняться (и, соответственно, чиститься) шершавый бюджетный и дорогой штучный стволы будут совершенно по-разному. В первом случае это может быть многочасовая процедура с большими затратами «химии» и сил либо интенсивное использование паст. Во втором же чистка может ограничиться несколькими проходами ерша и десятком патчей с не самой агрессивной оружейной «химией».
Оружейная сталь: настоящие дни
Тысячелетиями в мире производили из металла оружие: мечи, клинки, ножи… Технологии совершенствовались, и ныне металлурги уже пришли к так называемой порошковой высокоуглеродистой легированной стали. В основном эту сталь используют для изготовления армейских, рыбацких либо охотничьих ножей. Они пользуются спросом, поскольку максимально остры и хорошо держат заточку. Плюс такой технологии – металл для оружия легко обрабатывать, и не остается отходов: остатки всегда можно переработать в порошок и возобновить цикл.
К слову, именно к безотходности стремится вся современная металлургия. А еще – к чистоте производства. Итак, в оружии нет волшебной силы, скорее наоборот… Его сила убийственна, но при этом нельзя рассматривать меч, клинок либо нож исключительно в этом контексте. Эволюция оружия неразрывно связана с прогрессом в металлургии. С чего начинали? С пластичной меди, из которой благодаря одной ковке получали тонкие и острые лезвия. К чему пришли? К химическим элементам в качестве добавок… к порошковой стали, а еще – к оптимизации и автоматизации производства. Что будет дальше? Поверьте, металлурги смогут нас удивить. И вопрос не в скорости, а в направлении.
Европейский меч
Технологии получения металла постоянно развивались, но изначально практически везде использовали одни и те же технологии. Для того чтобы понять сущность меча, придётся вникнуть в технологию его создания с самого начала. С получения руды.
Из руды в железо
Железо изначально добывалось из болот, из так называемой болотной руды, но уже в начале средних веков стали использовать и добычу из закрытых месторождений.
Эффективность получения металла была крайне низкой. Сталь получалась нестабильной структуры, с вкраплениями шлака. Для того чтобы довести её до приемлемого состояния требовалась неоднократная проковка заготовки и в дальнейшем её науглевоживание.
Изготовление мечей на Руси было довольно дорогим и сложным процессом именно из-за болотной руды, практически все качественное оружие делали из завозимого из Швеции железа.
Нужно отметить, что сталь представляет собой сплав железа с углеродом. Чем больше в железе углерода, тем твёрже металл, но в тоже время при значительном количестве углерода материал становится излишне хрупким. При перенасыщении он переходит в чугун, который на тот момент считался бесполезным материалом ввиду невозможности обработки его ковкой.
Воздух в домницу подавался мехами. Процесс достаточно небыстрый и затратный, особенно учитывая то, что уголь также требовал длительного пережога из древесины определённых сортов.
После того как уголь прогорал, из печи доставали слитки металла, называемые крицами. Это был сплав шлака, стали и чугуна. Крицу разбивали на более мелкие части, отделяли сталь, после чего проковывали её, удаляя пустоты и частицы шлака. После этого заготовки продавали мастерам оружейникам.
Ковка меча
После получения железа требовалось провести ещё множество операций. Технология ковки боевого оружия из такой руды дело тонкое и требующее опыта, аккуратности и мастерства. Клинок создавался в несколько этапов:
- получение пакетов из металла разной твёрдости, многократная проковка с кузнечной сваркой;
- кузнечная сварка пакетов для создания клинка меча;
- придание формы;
- термохимическая обработка режущих поверхностей;
- окончательная закалка;
- полировка лезвия;
- заточка и насаживание рукояти.
Кузнечная сварка пакетов металла различной твердости применялась для того чтобы клинок меча обладал достаточной упругостью (мягкая сердцевина), прочностью (средние по твердости боковые пакеты) и твердостью (область лезвия).
Термохимическая обработка обычно заключалась в поверхностной цементации, раскалённая заготовка опускалась в сосуд с мелкоистолченным углём и прогревалась в нем. В это время происходило насыщение поверхностных слоёв стали углеродом, от чего возрастала твёрдость поверхности клинка.
Так делали знаменитые каролингские мечи, изготовление скандинавских мечей практически ничем от этого процесса не отличалось.
Процесс получения таких изделий, в настоящее время освоен энтузиастами кузнечного дела, по самостоятельно созданным эскизам и чертежам оружия средневековья, но и сейчас при использовании сравнительно современных технологий требуется до полугода на создание качественного меча.
Мечи викингов
Знаменитые викинги, как известно, выходцы из Скандинавии. И, говоря современным языком, это были отлично вооружённые и обученные небольшие подразделения морской пехоты, наводившие ужас по всей Европе. Из походов они привозили с собой награбленные сокровища.
Местность современной Норвегии, Швеции, Исландии и Дании, как основные места их поселения, обладали достаточно суровым климатом. Что соответственно наложило свою печать на формирование у викингов властной и иерархической структуры.
В его подчинении были отдельные рода, которые в свою очередь объединялись в кланы. У главы племени в подчинении была военная дружина и корабли – драккары.
Экономика развивалась лишь за счёт добычи и продажи железной руды и изделий из неё, а также скудной охоты и рыболовства, так как земледелие в тех краях было достаточно неудобным и опасным, с точки зрения неурожая, делом. Основным путём экономического развития были торговля, пиратство и набеги на прибрежные города других народов с целью грабежа.
В силу родового уклада добыча металла, производство оружия и даже отдельные технологические операции по его украшению находились в руках нескольких отдельных кланов или родов. Так известен род Ulfberht, один из знаменитых кузнечных родов франков и данов.
Вооружение дружин скандинавских конунгов ничем не выделялось на фоне вооружения франкских или древнегерманских отрядов. Обычно для старшего воина – это был меч, щит и доспехи, для обычных дружинников топоры и щиты из дерева с набитыми умбонами и оббитой металлом закраиной щита.
Это длинный прямой обоюдоострый клинок, с крестовиной. Рукоять круглая или овальная в сечении, одевалась на хвостовик клинка. Поверх рукояти одевалось навершие-яблоко.
Мечи созданные скандинавскими кузнецами предназначены для рубящих ударов. Длиной, обычно 70…90 см. Толщиной – 4..4,2 мм. Шириной – 5…6 см. Конец, как правило, тупой или даже закругленный. Все дело в том, что мечем неудобно наносить колющие удары. По классификации Ошкотта, эти мечи являются подвидом европейских «каролингских мечей».
Мечи носили как удобно воину, обычно на бедре. Но вопреки фильмам носить мечи на спине не очень удобно и к тому же крайне опасно, вынуть его при необходимости быстро не получится. По этой причине это чисто кинематографический приём.
Позже скандинавские кузнецы освоили и метод послойной ковки, изготовляя мечи по методу аналогичному дамасской стали, но в отличие от востока, у скандинавов эта традиция не прижилась.
В первую очередь, это связано с наличием залежей железных руд, из которых получалась качественная сталь, которая ценится до настоящего времени, вторым фактором было время. На изготовление дорогого меча могло уходить до полугода, таким временем викинги не располагали, набеги нужно было совершать гораздо чаще.
По этой причине мечи каролингского типа викингов это скорее оружие для старшего воина или вождя. В скандинавской дружине более удобными считались топоры и молоты, ввиду их стиля ведения боя.
Источники
- https://warbook.club/oruzhie/holodnoe/kisten/
- https://militaryarms.ru/oruzhie/holodnoe/kisten/
- https://warways.ru/holodnoe-oruzhie/kisten.html
- https://gun-35.ru/vidy-oruzhiya/kisten-holodnoe-oruzhie-tehnika-boya-kak-vyglyadit-bez-rukoyati-razreshyon-ili-net-prakticheskaya-trenirovka.html
- https://gunsfriend.ru/kisten-kak-primenat-v-bou-holodnoe-oruzie-srednevekova-kakoj-princip-dejstvia-i-tth-otkuda-poavilos-i-kakie-vidy-susestvuut-kakaa-sila-udara/
- https://dubki-nk.ru/drugoe/kisten-oruzhie-odnoj-epohi.html
Сварка конструкционной стали
Конструкционная сталь используется куда чаще, чем инструментальная. Из нее изготавливают все: от мелких деталей до заводских станков. Именно к данной категории относится сварка 40х стали, стали 30хгса, стали 35хгса и прочих других марок.
Что из себя представляет конструкционная сталь? По составу это очень интересный металл. Он состоит из различных примесей, в частности фосфора и серы. Чем этих компонентов больше в составе, тем ненадежнее будет сталь, так что нужно следить за этим показателем. Конструкционная сталь может быть обыкновенной, качественной, высококачественной и особо высококачественной.
Как вы понимаете, последний тип конструкционной стали содержит минимум примесей, за счет чего удается получить по-настоящему качественный и прочный металл. Ну а в обычной конструкционной стали примесей больше всего, она считается самой недолговечной. Кстати, у этой классификации есть еще отдельные подгруппы (они отличаются по наличию в составе некоторых дополнительных химических компонентов). Но мы не будем подробно расписывать классификацию, чтобы не запутать вас.
Именно из-за возможной хрупкости конструкционной стали из нее чаще всего изготавливают изделия, которые не будут подвергаться серьезным механическим нагрузкам в процессе работы. Теперь перейдем к теме, как выполняется сварка изделий из конструкционной стали, например, сварка стальных труб.
Для начала нужно прокалить заготовку в печи. Так вы добьетесь большей пластичности металла и устраните его чрезмерное напряжение. Как и в предыдущем случае, рекомендуем использовать инвертор и электроды с покрытием. Для наших целей отлично подойдут стержни марки УОНИ 13/55. Их можно легко найти в любом магазине, они стоят недорого и с их помощью возможна даже сварка стальных трубопроводов, не говоря о более мелких изделиях.
Тактико-технические характеристики кистеня
В обычном боевом варианте общая длина оружия составляла 45-55 см. Кистень состоял из ударной части – била, которая могла быть разного исполнения. Палка или рукоять обычно изготавливалась из дерева. Для знатных воинов было принято украшать рукоять различными металлическими деталями, придавая оружию особую ценность. Рукоять могла быть обтянута кожей для удобного хвата. На конце имелась кожаная петля, посредством которой кистень фиксировалась на запястье.
В средневековой Европе, где имелись лучшие технические условия для изготовления металлического холодного оружия, появляются разнообразные модели кистеня. Рыцари предпочитали иметь моргенштерн, у которого имелось металлическое било со стальными шипами. Удар таким предметом по стальным доспехам мог стать фатальным для противника. Шипы легко пробивали латы и шлемы. Среди воинов, владевших этим оружием, придерживались следующего принципа — один удар — одна смерть.
Немецкий моргенштерн или кистень, который стал появляться на вооружении частных феодальных армий, был изготовлен достаточно примитивно и грубо. Только с началом крестовых походов, когда между благородными рыцарями возникло негласное состязание в качестве боевой экипировки, появляются более благородные образцы этого оружия. Рукоятка сначала отсутствовала. Цепь с гирькой просто одевалась при необходимости на деревянную палку. В некоторых вариантах на конце цепи имелся специальный крюк – скоба, на которой можно было зафиксировать какой-то груз в качестве била.
Дворянская конница, предпочитающая щеголять друг перед другом, привнесла в боевое оснащение свои новшества. Оружие становится более изысканным. Особый акцент делается на внешний вид оружия. Рукояти кистеня принимают более удобную для хвата форму, квадратного или овального сечения
Для воина, находящегося в гуще рукопашной схватки, важно было в ответственный момент не выпустить оружие из рук. Для более эффективного применения холодного оружия в бою, при изготовлении начинают учитываться стандарты веса ударной части
Делать гирю большего размера не целесообразно. Больший вес влечет за собой большее усилие. Создаваемая во время замаха инерция тяжелого била может только навредить самому воину. К тому же кистень с большой гирей в бою был неудобен. Времени на полный замах могло и не быть. Наибольший эффект давали короткие и хлесткие, кистевые удары.
Сталь имени базара в Дамаске и булат, и их отличия
Дамасская сталь, несмотря на своё название с городом никак не связана, своё название она получила в Средние века из-за крупного оружейного базара расположенного там. А появилась она ещё в античности.
Клинок из дамасской стали представляет собой клинок из нескольких пакетов стали с различным содержанием углерода.
Наиболее известна так называемая «харалужная» сталь. В этом случае кузнец сваривал несколько прутков металла с разным содержанием углерода в один пакет, после чего закручивал его в косу и проковывал в брусок, несколько таких брусков также сваривались, закручивались и проковывались.
После отковки клинок закаливался и затачивался. Характерный упорядоченный рисунок на его поверхности протравливался.
Вторым вариантом изготовления дамаска было многократное проковывание пакета пластин из стали, с постоянным его складыванием и сгибанием. В итоге получалось «слоёное тесто» из сотни с лишним микрослоев материала различной твёрдости и вязкости.
Но и этот вариант занимал огромное количество времени. Для такой ковки требовалось применять труд молотобойцев, так как в одиночку кузнец явно не справился бы с такой работой.
Так получалось великолепное оружие, легенды окрестили его по имени восточного города Дамаск, но на самом деле харалужные клинки появились в Европе в начале средних веков, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки. Так бастарды, то есть одноручные европейские мечи из дамасской стали появились раньше, чем киличи и шамширы с Востока.
Дамасская сталь отличалась от композитных клинков японских и европейских мастеров. Но, несмотря на великолепные характеристики, изготовление таких мечей было слишком трудоёмким. Особого распространения они не получили, но зато вошли в легенды.
Нужно заметить, что качества дамасских клинков сильно преувеличены. Клинок не мог прорубить сам по себе пластинчатый доспех или перерубить подушку, это все выдумки романистов 18-19 веков. Дамасские клинки отличались лишь повышенной прочностью, остротой заточки и повышенным режущим свойством, за счёт многослойной структуры клинка.
В конце 19 века дамасская сталь и булат были получены русским металлургом Аносовым. Но если булатные клинки массово выпускались на Златоустовском заводе, то выпуск дамасской стали был признан экономически невыгодным, ввиду её сложности.
Он как раз и пришёл в Европу с Востока, под именем вутц его делали в Индии, в Афганистане и Иране он еще известен под именем хорошан. Внешне отличить дамасскую сталь от булата сравнительно просто. Булат имеет хаотический, беспорядочный узор, в то время как на дамаске полученном ковкой узор более стабилен и упорядочен.
Получали булат из высокоуглеродистой стали, практически чугуна, добавляя в него частицы низкоуглеродистого металла при плавке, не до конца расплавившиеся частицы низкоуглеродистой структуры и придают булату его характерные узоры.
Вообще древние мастера владели не только этим секретом, вариантов выплавки было много, но основным и наиболее лёгким в освоении был все-таки этот.
Как и дамаск, булат не обладал сверхъестественными способностями. Высокопрочная сталь клинка, хорошая вязкость и твёрдость – это клинок из булата. Но на фоне современных ему композитных мечей, зачастую изготовленных с нарушениями технологии, булат отличался великолепными характеристиками.
С окончанием средневековья в котором были и войны, и нашествие татар, секрет получения дамаска и булата был утрачен. Восстановил его в 1881 году российский металлург Аносов.
История возникновения
Четко отследить время появления кистеня невозможно. Еще Геродот в своих трудах указывал, что в VI—IV веках до нашей эры скифы (они проживали на юге Восточной Европы и в Азии вплоть до Монголии) использовали как оружие в бою кнуты. Таким образом, до появления кистеня оставалось присоединить к концу кнута костяной или каменный груз.
Доподлинно установлено историками и археологами, что восточноевропейские варианты кистеня произошли от различных его хазарских вариантов. У этих кочевых племен, живших в нижнем и среднем течении Волги, применение боевых кистеней отмечено в IV—IX веках нашей эры.
Поскольку кочевники постоянно нападали на сопредельные государства то не удивительно, что кистень распространился в X веке в Древней Руси, постоянно подвергавшимся набегам с юга.
Жители Руси по достоинству оценили это оружие первого удара, и вскоре оно стало использоваться как вспомогательное оружие у всадников и у пеших ратников. Разумеется, техника работы с кистенем была изменена в соответствии с особенностями боевых действий наших древних предков.
Появление этого холодного оружия в Центральной Европе связано не только с набегами кочевников, хотя хватало и их, но и с миграцией народов во времена Средневековья вообще. Здесь следует вспомнить переселение волжских булгар на территорию современной Болгарии, и венгров с Урала на территорию современной Венгрии.
Эти народы были знакомы с техникой боя кистенем, и на новом месте жительства остались верны прежним традициям. Учитывая небольшие европейские расстояния, это оружие быстро распространилось сначала по сопредельным странам, а затем и по всей Европе.
Здесь следует вспомнить, что европейские армии X—XV веков основной своей ударной силой имели закованных в броню и малоуязвимых рыцарей.
Понятное дело, что ни костяным, ни каменным кистенем особого повреждения даже шлему рыцаря не нанесешь, поэтому ударная часть стала металлической.
Не следует думать, что подобное оружие было распространено только в Европе — так как идея прикрепить к ручке на ремне или цепочке ударную часть очень простая, то различные варианты этого оружия появились практически везде, где жили люди.
Стоит отметить разницу между оружием, созданным на основе орудий производства, таких как цеп. Боевые цепы (нунчаки), в отличие от кистеня имели укороченную гибкую сцепку и более длинную рукоять и ударную часть, что в корне изменяло технику боя.
Вопрос по сварке оружейных сталей.
Собственно не только оружейных, прочих сталей конструкционных и инструментальных.Довольно часто владельцы винтовок и карабинов Мосина желают иметь изогнутую к низу рукоятку затвора, без чего кстати установить классическую оптику просто не выйдет.Бывает что гнут ‘родную’ ручку, но когда хочется чего то более удобного, приделывают новую.Видел варианты, когда новую ручку устанавливали на небольшой ‘пенёк’ оставленный от старой, это как раз понятно. Куда интереснее, когда новая рукоятка приваривается на место прежней. Но насколько это безболезненно перенесёт деталь?Затвор винтовки Мосина, насколько я помню, всегда изготавливался из стали 50. Считается, что стали выше 30 свариваются плохо, из за возникающих при сильном нагреве напряжений и изменений структуры. Сталь 50 тем более плохо свариваема. Вот и возникает вопрос, насколько прочно такое соединение, и не портятся ли свойства детали подвергшийся интенсивному нагреву?Возможно здесь применяются особые сварочные приёмы, или после сварочных работ необходима какая либо специальная термообработка?Как то несколько лет назад у одного моего знакомого на ‘Сайге’ лопнула затворная рама в месте вворачивания в неё штока толкателя. Трещина разрасталась при стрельбе, и в конце концов деталь была отправлена на завод. Так вот, там ему поначалу предложили просто заварить деталь, а не менять на новую! В качестве одного из аргументов ИЖМАШа оставить ту раму что была, прозвучало, что после сварки будет проведён отжиг детали и заново проведёна её закалка!Я посоветовал ни в коем случае не соглашаться на такое заманчивое предложение, и требовать новую затворную раму, что в конце концов и было сделано. Тем не менее этот случай лишний раз показал мне, что завод считает не лишней операции отжига и закалки после сварочных работ.В тоже время когда у другого стрелка и тоже на ‘Сайге’ точно так же лопнула рама, он особо не заморачиваясь заварил раму ‘на коленке’, и с тех пор отстреляв более пятисот патронов проблем не имеет. Вот такие крайности в отношении к сварке, от проведения полной термички заново, до отсутствия самой мысли о её необходимости
Молот эти рукояти варит сотнями и тысячами, жалоб не было. Аргоном варить или углекислоткой, все будет хорошо.
Источник
Применение боевых кистеней
В военной истории не часто упоминались кистени как основное оружие в сражениях. Их широкому распространению послужила современная трактовка истории в средневековой Европе. Особенно в кинолентах всадники для зрелищности изображались закованными в рыцарские доспехи и размахивающие болтающимися на цепях шипованными металлическими гирями. В действительности такая картина была большой редкостью.
Российская история знает о массовом боевом применении кистеней. Это было во времена, когда северо-западные княжества противоборствовали Тевтонскому ордену. Русские ополченцы, в составе которых были простолюдины и бедные дворяне, предпочитали иметь у себя на вооружении рогатины, пики и кистени. В прямых столкновениях с германскими рыцарями русские всадники, как правило, использовали копья и секиры. Европейцы активно использовали кистени во времена крестовых походов против гуситов. Именно гуситы были вооружены всем, что попадалось под руки, в том числе и кистенями. В их руках они выглядели как стальные тяжелые цепы, способные не только выбивать всадников из седел, но и сминать первые шеренги наступающих врагов.
Как только произошли первые боевые столкновения с ополченцами, чешской знати пришлось воспользоваться кистенями как вспомогательным оружием. Ударные части утяжелялись и оснащались с помощью дополнительных шипов, а чтобы улучшить гибкость, начали уменьшать звенья цепей. Делалось все, чтобы кистени были удобными в боевом использовании.
Самым легендарным кистенем было приспособление именуемое «утренней звездой». Он выглядел как оружие с большим ядром на цепи, которое все было в длинных шипах. Были и другие разновидности кистеней с тремя билами на цепях, но их изготавливали главным образом для психологического эффекта. Пользоваться подобным оружием в реальном бою не представлялось возможным. Такие образцы в основном делались для устрашения неприятеля.
Боевое использование кистеней, не идет ни в какое сравнение с боевыми топорами, копьями и мечами. Однако как культурная ценность они заслужили свои место в историческом наследии. Неспроста мастера–оружейники придавали своим созданиям особенные формы. Пригодились бы кистени в бою или нет — неизвестно, но однозначно украсили бы своим присутствием экипировку воинов.
Заключение
Если боевое применение кистеня нельзя сравнивать с частотой использования боевых топоров, мечей и копей, то с точки зрения культурной ценности оружие заслуживает определенное место в историческом арсенале. Форма оружия, его конструкция вызывает уважение. Недаром давние мастера – оружейники старались придать своим творениям особенный и привлекательный вид. Было неизвестно, пригодиться такое оружие в бою или нет, однако в любом случае кистень украсит собой экипировку воина.
Как в случае с мечами, рапирами и шпагами, кистень становится публичным оружием. Мастера работают над его внешним видом постоянно. Конструкция могла меняться в зависимости от технической оснащенности оружейной мастерской. На рукоятках, на гирях становится модным ставить родовой герб, наносятся изображения эпических животных. Кистень, как и булава, становится в ряде стран символом высшей военной власти.
Эта тема закрыта для публикации ответов.