Гоплиты

Алан-э-Дейл       25.08.2023 г.

Оглавление

Боевики

В боевиках меч — экзотика уже потому, что боевиков на фэнтези-материале мало, а на основе истории до ХХ века, можно считать, нет вовсе.

Тем ярче выглядят исключения. Достоинства меча можно неплохо изучить в Rune; хотя на нем нет особого акцента, вам он весьма пригодится в Dark Messiah of Might & Magic; большие возможности ожидают в очередной серии «Пиратов Карибского моря», переродившейся из парусной игры в фехтовальную.

В ближайшее время едва ли стоит ожидать, что таких игр станет много. Как ни крути, а бой на мечах в игре много труднее реализовать, нежели перестрелку — если не считать боем равномерный обмен ударами, характерный для ролевого жанра.

ПЕРИКЛ

Государственный деятель Древней Греции, стратег Афин (444/ 443—429 до н. э.),  знаменитый оратор и полководец Пелопоннесских войУчастие в войнах: Вторая Священная война (449 — 448 год до н. э.). Малая Пелопоннесская война (около 460 – 445 до н. э.). Самосская война (440—439 гг. до н. э.). Пелопонне́сская война́ (431—404 до н. э.). Основные сражения: Поход в Дельфы для возврата их Фокидскому союзу (449 — 448 год до н. э.). Поход в Эвбею для возврата эвбейских городов в состав симмахии (в 446 году до н. э). Победа у острова Трагия около Самоса (440 г. до н. э.). Два морских сражения около Самоса (440 г. до н. э.). Взятие Самосы (весной 439 г. до н. э.). Военная экспедицию к восточным берегам Пелопоннеса (430 г. до н. э.).

Битва при Левктрах

После Тегир война между Фивами и Спартой прекратилась на четыре года. Снова Священный отряд получил возможность проявить себя в великой битве при Левктрах в 371 году, которая сделала Фивы сильнейшим государством Греции.

При Левктрах фиванское войско возглавил полководец Эпаминонд. Он разместил Священный отряд на левом фланге. Там 300 лучших воинов под командованием Пелопида атаковали правый фланг спартанцев, прежде чем они успели перестроиться и разгромили его.

Сограждане высоко оценили мастерство Пелопида как командира Священного отряда. Военачальник получил почести, равные почестям Эпаминонда. После Левктрской битвы Священный отряд принял участие в походе Эпаминонда на Пелопоннес в 369 году. Триста воинов участвовали в штурме Коринфа, но были отброшены легкой пехотой, метавшей в них копья и дротики.

Хотя история Фив в 369−338 гг. до н. э. была богата на битвы и военные походы, упоминаний о деяниях Священного отряда больше нет. Возможно, отряд из 300 воинов не был такой значимой силой, чтобы упоминать его отдельно, если он не совершал чего-то выдающегося, как это было при Тегирах и Левктрах.

Рим и галлы

Знаменитый римский гладий,

Гладий.

Сохранился всего один образчик такого меча. Размером он был немногим меньше метра и почти чисто колющим: лезвие затачивалось не на всю длину клинка. Тогда же появилась «фирменная» колодкообразная гарда.

С I века до н. э. в ходу

помпеянский

Гладий для римлянина был важным оружием. Поначалу римское войско делилось на гастатов, принципов и триариев: для триариев меч был основным вооружением, гастаты и принципы больше использовали копья. Позднее, после реформ Мария, меч начал играть все более важную роль. Копьями пользовались все больше затем, чтобы заставить врага бросить щит: они делались с длинным наконечником из мягкого металла, который напрочь застревал в щите и мешал им работать.

Римская фехтовальная техника практически

исключала

Спата.

Ну, а кельты (они же галлы) использовали то, что в большинстве игр называется длинным мечом (long sword). Правильнее именовать его спатой.

Внимание — миф: стандартное для фэнтези и игр название longsword совершенно неверно: оно относится к двуручному мечу намного более поздней эпохи. Спата — это достаточно широкий и тяжелый меч длиной около 90 см

Гарда поначалу была подобна гладиусовой, а позже появилось перекрестие. Острие у него выражено слабо, потому что галлы полагались главным образом на рубящий удар. Эта техника подходила им намного лучше. Дело в том, что римская техника идеально использует дисциплину строя — главное преимущество легиона. А галльская — боевую ярость варвара

Спата — это достаточно широкий и тяжелый меч длиной около 90 см. Гарда поначалу была подобна гладиусовой, а позже появилось перекрестие. Острие у него выражено слабо, потому что галлы полагались главным образом на рубящий удар. Эта техника подходила им намного лучше. Дело в том, что римская техника идеально использует дисциплину строя — главное преимущество легиона. А галльская — боевую ярость варвара.

Увы, римской технике галльская обычно проигрывала. К тому же делались спаты из плохого металла (хороший галлы научились делать очень нескоро), а потому работал тот прием, о котором мы говорили в начале статьи: хитрые римляне тупили вражеские мечи о свои копья и брали беззащитных галлов «теплыми».

Идею спаты заимствовали многие. У тех же римлян она стала мечом всадника; и с тех пор в качестве кавалерийского меча просуществовала еще много веков у самых разных народов Европы. Да и в пешем строю ее применяли германцы, бритты и другие народы. Слова «шпага», «эспадрон», «эспадон» — все ей сродни.

Средневековье

Многое изменилось в военной тактике на рубеже античности и средневековья. И главное среди изменений — конечно же, повсеместное распространение стремян. Кавалерия, которой в армиях Рима и Карфагена отводилась вспомогательная роль, без которой отлично обходились германцы и многие кельтские племена и которую активно использовали в Европе разве что македоняне, в одночасье сделалась «царицей полей».

Восточная Римская империя, она же Византия, сделала основой своей армии среднюю кавалерию с луками и мечами, франки и персы — тяжелую конницу, арабы — легкую. Степняки — болгары, половцы, гунны-мадьяры — сделали ставку на конных лучников.

Основным кавалерийским мечом Запада стала модифицированная спата; она сделалась длиннее и тяжелее, а также обзавелась крестообразной гардой. Этому весьма способствовало принятие креста как главного символа веры (не исключено, что и изогнутые сабли арабов тоже как-то связаны с полумесяцем, но это утверждение многими оспаривается).

Но начнем мы все же не с конницы…

Греческая фаланга — непобедимые гоплиты?

Говоря о греческих воинах, обычно представляют тяжеловооружённх гоплитов с бронзовым анатомическим панцирем, в закрытом коринфском шлеме и внушительным щитом-гоплоном, закрывавшем правую половину тела. И действительно: фаланга гоплитов была таким же символом военного дела Древней Греции, как легион — Древнего Рима. Сомкнутое построение воинов долгое время было высочайшим достижением военного искусства античности — бороться со стеной копий, неотвратимо надвигавшейся на противника, в лобовом столкновении было нелегко. Нечто похожее можно было наблюдать на излёте Средневековья, когда исполинские колонны швейцарцев сметали всё на своём пути, чем заслужили себе славу непревзойдённых мастеров войны.


Фаланга. (pinterest.com)

Впрочем, несмотря на все преимущества фаланги, слабой стороной такого построения была невозможность сражаться на пересечённой местности, где нельзя было сохранить монолитность, неразрывность строя. Для Греции с её многочисленными холмами и обилием островов гоплиты были не слишком универсальным родом войск, хотя долгое время и господствовали в её военном деле из-за политико-экономических особенностей полисного устройства. В V веке до н. э. после победы коалиции греческих государств над персами появился новый род войск, названный пельтастами.

Африке

Северная Африка

Египтянин

  • Анхур , бог войны, а не местный бог
  • Баст , богиня с головой кошки связана с войной, защитой Нижнего Египта и фараоном , солнцем, духами, мазями и бальзамированием.
  • Гор , бог короля, неба, войны и защиты
  • Маахес , бог войны с головой льва
  • Менхит , богиня войны, «убивающая»
  • Монту , соколиный бог войны, доблести и Солнца
  • Нейт , богиня войны, охоты и мудрости
  • Пахет , богиня войны
  • Сатис , обожествление разливов реки Нил и ранняя богиня войны, охоты и плодородия
  • Сехмет , богиня войны, эпидемий и пустыни
  • Сет , бог пустыни и бурь, связанный с войной
  • Собек , бог Нила, армии, армии, плодородия и крокодилов
  • Сопду , бог палящего зноя летнего солнца, связанный с войной
  • Wepwawet , волк-бог войны и смерти, который позже стал ассоциироваться с Анубисом и загробной жизнью.

Африка к югу от Сахары

Нубийский

Апедемак , нубийский бог-воин с головой льва.

Йоруба

  • Kokou
  • Огоун
  • Оя

Игбо

  • Амадиоха
  • Эквенсу

Кения

Календжин

Борет , Кипсиги , несущий смерть бог войны. Борет (также лукет) — это акт войны. Смерть (Me’et) наблюдается как следствие войны. Таким образом, война олицетворяется как таковая.

Древние Фивы: рождение Священного отряда


Осада Мантинеи. (wikipedia.org)

В 424 г. до н. э. при Делии войска Беотийского союза разбили армию афинян. Известно, что в этом бою по всему строю фиванцев были распределены 300 отборных воинов, которых называли «колесничие и возницы».

В 379 г. до н. э. Фивами правили ставленники Спарты. Противники последних были несколькими годами ранее казнены или бежали в Афины. Осенней ночью 379 г. до н. э. семь фиванских изгнанников во главе с Пелопидом и Горгидом тайно пробрались в город и перебили правителей. Сразу за этим фиванцы восстали и заставили сдаться спартанский гарнизон. Фиванцы почувствовали волю к победе, но впереди у них была война с сильнейшим государством Греции — Спартой.

В этих условиях был создан элитный отряд. Его основателем большинство греческих авторов называет Горгида, одного из лидеров переворота. Священный отряд стоял гарнизоном на фиванском акрополе Кадмее, поэтому подразделение называли также «городским отрядом». В отряд вошло 300 воинов, которые получали содержание от города. Как правило, в Афинах и Фивах бойцами были простые граждане, которые при необходимости становились в фалангу. Особенностью Священного отряда стало то, что его бойцы были профессионалами, которые могли все время посвящать военным упражнениям.


Руины крепости Кадмея. (wikipedia.org)

Плутарх сохранил шуточное изречение фиванского полководца Паммена, который назвал мифического мудреца Нестора не искусным полководцем. Нестор советовал строить войска по коленам и племенам, но родичи часто равнодушны друг к другу. Строй же, соединенный любовью, будет несокрушим.

По задумке Горгида, воины Священного отряда распределялись по первым рядам всего фиванского войска. Этот принцип напоминает то, как сражались при Делии 300 фиванских «колесничих и возниц». Вероятно, Горгид не создал, а восстановил элитный отряд из 300 воинов, существовавший в Фивах в V в. до н. э.

В 378 и 377 гг. до н. э. спартанская армия царя Агесилая опустошала Беотию. Фиванцы и их союзники афиняне оборонялись на холмах и укрепленных участках. Здесь были и воины Священного отряда. В 375 г. до н. э. Пелопид впервые использовал его как отдельное подразделение. Фиванский полководец повел их вместе с отрядом конницы против враждебного Фивам Орхомена. Фиванцы получили донесение, что разместившийся в городе спартанский гарнизон ушел в поход. Приблизившись к городу, Пелопид узнал, что в Орхомене разместился другой спартанский отряд, и взять город с налета не получится.


Реконструкция вооружения фиванского воина. (pinterest.ru)

Фиванцы отступали предгорьями близ местечка под названием Тегиры. Здесь они столкнулись с двумя спартанскими морами (около 1000 воинов). Выхода не было, и Пелопид повел отряд в бой. Фиванцы обратили в бегство численно превосходящих спартанцев, оба полководца которых погибли. Это было первым за долгое время поражением спартанцев в бою против такой же фаланги гоплитов. Победа Священного отряда вселила в фиванцев уверенность и стала прелюдией к победе при Левктрах.

После битвы при Тегирах Пелопид решил, что разумнее использовать Священный отряд как единое целое, а не распределять его воинов по всему строю. Отныне триста отборных воинов стали ударным корпусом фиванского войска, который посылали в бой в решающий момент.

Примечания и ссылки

  1. Пьер Шантрен , Этимологический словарь греческого языка , Париж, Клинксик , 1999 (обновленное издание), 1447  стр. ( ISBN  978-2-25203-277-0 )к слову ὅπλον .
  2. Франсуа Лиссарраг , «  Время щитов  », Images Reviews . История, антропология и теория искусства , п о  Special Edition 11 — го июня 2008
  3. Диодор Сицилийский , Историческая библиотека , XV, 44, 3.
  4. И. Ф. Лазенби и Д. Уайтхед, «Миф о Hoplite в Hoplon  », CQ п о 46/1 (1996), стр.  27-33.
  5. Пьер Дюкрей, Война и воины в Древней Греции , Hachette 1999 , с.  46 . Посмотрите на аналогичный элемент — птериги на римском солдате.
  6. Гомер , Илиада , IV, 47; XIX, 390 и др.
  7. Теофраст , История растений , III, 12, 2.
  8. Андерсон, стр.  24.
  9. Плутарх, Sayings Spartan , 237 e .
  10. Андерсон, стр.  25.
  11. П. Картледж, «Гоплиты и герои: вклад Спарты в технику ведения древних войн», JHS 97 (1977), стр.  13 .
  12. Плутарх , Параллельные жизни Солон , XXIII, 3.
  13. ↑ и А. Х. Джексон, «Гоплиты и боги. Посвящение захваченного оружия и доспехов »в VD Hanson, Hoplites: The Classical Greek Battle Experience , Routledge, 1993 ( 1- е  издание 1991 г.), стр.  229 .
  14. Жан-Кристоф Кувен, Миры в состоянии войны — Том 1. От доисторических времен до средневековья , Париж, Комплексное прошлое; Министерство Вооруженных Сил,2019 г., стр.  151–152
  15. (in) Энтони Снодграсс, Оружие и доспехи греков , Лондон, Издательство Университета Джона Хопкинса,1999 г., 200  с.
  16. Паскаль Payen, война в греческом мире ( VIII еI — й  век до н.э.) , Париж, Armand Colin ,2018 г., стр.  191–199
  17. Диоген Лаэрс , Жизнь Диогена ,
  18. Женевьева Хоффманн, Родилась и стала гречанкой в ​​древних городах , Париж, Издательство Масента,2017 г., стр.  167–193
  19. Аристотель , Конституция афинян ,
  20. Бернар Леграс, Образование и культура в греческом мире , Париж, Арман Колен ,2002 г., стр.  65
  21. Плутарх , Жизнь Ликурга ,
  22. Жан Дукат, «Спартанский ребенок и лисица», в Revue des études grecques ,2004 г., стр.  125–140
  23. Николас Ричер, Спарта. Город искусств, оружия и законов , Париж, Перрен ,2018 г., стр.  180–181
  24. (in) AJ Holladay, «Гоплит и ереси», в The Journal of Hhellenic Studies, vol. 105 ,1982 г., стр.  94-103
  25. (in) Кендрик У. Притчетт, «Питчая битва», в The Greek State at War: Part IV , London, University of California Press ,1985 г.
  26. (in) Питер Кренц, «Природа битвы гоплитов», в « Классической античности» , том 4, № 1 ,Апрель 1985 г., стр.  50–61
  27. (in) BradyGames (Фирма) , Spartan Total Warrior: официальное руководство по стратегии. , BradyGames,2005 г., 125  с.
  28. (in) Assassin’s Creed ODYSSEY: официальное руководство для коллекционеров. , ПРИМА ИГРЫ,2018 г., 352  с.

Литература

  • Вэрри Джон. Войны античности. От греко-персидских войн до падения Рима / Пер. с англ. Т. Баракиной, А. Никитиной, Е. Никитиной, С. Самченко, Т. Сенькиной, А. Чеха. — М.: Эксмо, 2009. — 2-е изд. — 232 с.: ил. — Серия «Военная история человечества». — ISBN 978-5-699-30727-2.
  • Греческий гоплит // Военно-исторический альманах «Солдат» / Ред. В. И. Киселёв. — Артемовск: Военно-исторический клуб «Ветеран»; Тип. «Книга», 2002. — 36 с.: 6 л. вкл.
  • Кембриджская история Древнего мира. — Т. III, ч. 3: Расширение греческого мира. VIII—VI вв. до н. э. — М.: Ладомир, 2007. (О гоплитах: стр. 405—407, 532—533, 553—557 и др.). — ISBN 978-5-86218-467-9.
  • Конноли Питер. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории / Пер. с англ. С. Лопуховой, А. С. Хромовой. — М.: Эксмо-Пресс, 2000. — 320 с.: ил. — ISBN 5-04-005183-2.
  • Парк Герберт Уильям. Греческие наемники. Псы войны древней Эллады / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2013. — 288 с. — ISBN 978-5-9524-5093-6.
  • Лавренов С. Я. Армии Древней Греции. — М.: ООО «АСТ»; Астрель, 2001. — 48 с.: ил. — «Военно-историческая серия „Солдатъ“». — ISBN 5-17-004689-8.
  • Секунда Нил. Армия Спарты / Пер. с англ. А. В. Красулиной. — М.: ООО «АСТ»; Астрель, 2004. — 72 с.: ил. — Серия «Элитные войска». — ISBN 5-17-023262-4.

Снаряжение

Лоуренс Альма-Тадема. «Пиррический танец» (1869).

К обеспечению воинов оружием греческие государства перешли ближе к концу классического периода. До этого времени граждане-гоплиты должны были сами заботиться о своем вооружении, хотя комплект оружия стоил довольно дорого. К концу VI века до н. э. в Афинах был принят закон, по которому поселенцы на Саламине должны были обеспечивать себя доспехами стоимостью 30 драхм. Данная сумма равнялась месячному доходу ремесленника того времени. При этом дорогое оружие обычно передавалось от отца к сыну. В Древней Греции производство оружия было сконцентрировано в крупных городах, а небольшие поселения вооружались за счёт импорта. При Перикле в Афинах была организована мастерская по производству щитов, в которой работало свыше 120 рабов, не считая свободных граждан; это было крупнейшее производство античной Греции.

Вооружение

  • Гоплон — большой круглый тяжёлый щит, также называемый «аргивский». Щит из-за тяжести (8 кг) при бегстве бросали первым, поэтому потеря щита считалась большим позором. Большой щит использовали и как носилки, на которых несли погибших, с чем связывают происхождение фразы «со щитом или на щите», по легенде, принадлежавшей некой спартанке.
  • Ксифос — короткий прямой меч, либо махайра — короткий кривой меч с обратным изгибом.
  • Дори (англ.)русск. — копьё длиной примерно в 3 метра, состоящее из древка, сделанного из дерева (либо из ясеня, либо из кизила), диаметром 5 сантиметров и весом от 1 до 2 килограммов, а также состоящее из плоского листовидного железного наконечника, чей вес уравновешивается подтоком. На ранних изображениях гоплиты часто имеют второе копьё, использовавшееся для метания, но в более позднем, классическом периоде, у гоплитов имеется только одно копьё.

Доспехи

Коринфский шлем — гг. до н. э.

  • Гиппоторакс — анатомическая кираса (рельефные изображения мышц служили как украшением, так и ребрами жесткости; обычно полный доспех весил около таланта, но встречались и доспехи весом в два таланта) либо линоторакс — льняной панцирь.
  • Книмиды-поножи. При отсутствии поножей к низу щита привешивался кусок материи, чтобы скрыть незащищенные голени.
  • Глухой шлем, известный как коринфский.
  • Наручи, которые хоть и были известны ещё со времён микенской эры, гоплитами использовались до середины V века до н. э. Имеются археологические находки, датируемые VII—V веками до н. э., но больше всего находок датируется VI—V веками до н. э., также найдены наплечники и набедренники VI века до н. э. преимущественно на территории Пелопоннесского полуострова; в этот период в Спарте проводилась реформа утяжеления гоплитов (видимо, из-за того, что спартанская армия составляла всего 8 мор — около 4 тысяч воинов, — и реформа проводилась для сохранения жизни спартиатов).

С середины V века до н. э. по всей Греции снаряжение гоплитов стало облегчаться, гиппотораксы стали вытесняться линотораксами, исчезают из употребления наручи, так как построение становилось более глубоким и плотным, численность воинов в отрядах увеличилась, до 256 (кроме Спарты — у неё так и осталась классическая система отрядов по 144 человека), из-за чего рубящие удары наносятся уже реже, а чаще колющие удары, при которых рука уже не подвергалась опасности быть отрубленной, копья стали удлиняться с 3 метров до 3,5—4 метров, гоплиты постепенно перерождались в сариссофоров. С середины V века до н. э. появляются наёмные гоплиты, которые обходились уже линотораксами, на животе усиливающимися чешуёй, более открытыми халкидскими шлемами и куполообразными бронзовыми шапками, называемыми «пилос», аргивскими щитами (гоплонами), новыми удлинёнными копьями — сариссами (введёнными фиванским стратегом Эпаминондом во времена войны Фив со Спартой, позже перенятыми Филиппом Македонским для своих сариссофоров). То же самое относится и к другим частям доспехов, которые во времена господства Микен были гораздо полнее, фактически представляя собой бронзовые латы.

Теории перехода к боям фалангой

Афинский кавалерист Дексилей сражается с голым пелопоннесским гоплитом в Коринфской войне . Дексилеос был убит в бою недалеко от Коринфа летом 394 г. до н.э., вероятно, в битве при Немее или в ближайшем сражении. Могильная стела Дексилея , 394–393 гг. До н. Э.

Война темного века переросла в войну гоплитов в 8 веке до нашей эры. Историки и исследователи веками обсуждали причину и скорость перехода. На данный момент существуют 3 популярные теории:

Теория градуализма

Теория градуализма, разработанная Энтони Снодграссом , утверждает, что гоплитный стиль боя развивался в несколько этапов в результате нововведений в доспехах и оружии. Хронологически датируя археологические находки гоплитовых доспехов и используя полученные данные для приблизительного определения формирования фаланги, Снодграсс утверждает, что переход занял около 100 лет, начиная с 750–650 до н.э. Развитие фаланги потребовало времени, потому что по мере созревания фаланги требовались более плотные формирования, которые заставляли элитных воинов вербовать греческих граждан. Большое количество гоплитовых доспехов, которые необходимо было затем распространить среди населения Греции, только увеличивало время применения фаланги. Снодграсс считает, что формирование фаланги стало популярным только после того, как была установлена ​​броня.

Теория быстрого принятия

Модель быстрой адаптации была разработана историками Полом Картледжем и Виктором Хэнсоном . Историки считают, что фаланга была создана вооруженными силами индивидуально, но была настолько эффективной, что другим пришлось немедленно адаптировать свой способ ведения войны для борьбы с формированием. Сторонники быстрого усыновления предполагают, что щит гоплонов с двойным захватом, который требовался для формирования фаланги, был настолько ограничен в мобильности, что, когда он был введен, темная эпоха, беспрепятственная война была недостаточна для борьбы с гоплитами, только увеличивая скорость перехода. Вскоре формация фаланги и гоплитовые доспехи стали широко использоваться по всей Древней Греции. Картледж и Хэнсон считают, что переход произошел в 725–675 годах до нашей эры.

Расширенная теория градуализма

Ваза Киджи с гоплитами, держащими дротики и копья

Теория расширенного градуализма, разработанная Хансом Ван Виесом , является самой длинной из трех популярных теорий перехода. Ван Вис изображает иконографию, найденную на горшках средневековья, полагая, что основа формирования фаланги зародилась именно в это время. В частности, он использует пример вазы Чиги, чтобы указать, что солдаты-гоплиты носили на спине обычные копья, а также дротики. Взрослые гоплиты не носили дальнобойного оружия, в том числе дротиков

Ваза Киджи имеет важное значение для наших знаний о гоплитах солдата , потому что это один , если не единственное представление о формировании гоплитов, известном как фаланги, в греческом искусстве. Это заставило Ван Виса поверить в то, что был переходный период от дальних войн Темных веков к ближнему бою гоплитовой войны

Еще одно свидетельство переходного периода содержится в тексте спартанского поэта Тиртая , который писал: «… отступят ли они для ударов , несмотря на батарею огромных метательных камней, шлемы выдержат погремушка «. Нигде в других текстах Тиртайос не обсуждает ракеты или камни, приводя еще один довод в пользу переходного периода, когда гоплитовые воины обладали некоторыми способностями дальнего боя. Сторонники расширенного градуализма утверждают, что воины-гоплиты не сражались в настоящей фаланге до 5 века до нашей эры. По оценкам, скорость перехода достигла 300 лет, от 750 до 450 г. до н.э.

Одежда[править]

Гоплиты в ходе Пелопоннесской войны, 431 — 404 гг. до н. э.

Основной одеждой гоплитов были уже описанные выше элементы защитного вооружения — панцири и шлемы

Иногда под панцирь (не важно, гиппоторакс или линоторакс) для удобства надевалась туника из плотной ткани (spolas). Однако, туника под доспехами могла быть очень тонкой

Греческая туника называлась хитон, а иногда использовалась уменьшительная форма хитониск. Для защиты промежности от колющих ударов копьем и мечом под панцирь часто поддевался фартук из плотного материала, так называемая perizoma.

Экипировка гоплитов в V в. до н. э. облегчалась. К началу Пелопоннесской войны от ношения панцирей отказались, полностью полагаясь на щит. Воины носили синие, зеленые и желтые туники, но «военным» цветом считался только красный и малиновый. Появился новый тип туники — экзомис заменил хитонлик к концу V в. до н. э. Экзомис делался из двух прямоугольных кусков ткани, обычно льна, сшитых вдоль в виде цилиндра так, что оставалось только место просунуть руки. На плечах ткань сшивалась или закалывалась так, чтобы рубаха держалась на плечах. На поясе экзомис перехватывался ремнем, при этом образовывалась складка, закрывающая рамень. Края туники свисали на руки, создавая ложное впечатление, что у рубахи есть короткие рукава. Чтобы не стеснять движения правой руки, распускали шов на правом плече. Другая одежда гоплита — накладка (эфапт). В начале V в. до н. э. накидку носили в качестве набедренной повязки. К концу столетия распространилась практика носить накидку на локтях. В сценах охоты или драки эфапт часто обматывали для защиты вокруг предплечья.

Во время Пелопоннесской войны у спартанцев особенно популярным был особый вид хитона — эксомида, которую носили спущенной на правом плече. Вместо шлема гоплиты в это время уже начали использовать войлочную шапку – пилос, которая со временем превратилась в одноименный металлический шлем.

Строй и обучение

Два гоплита в атакующих позициях

Первым серьёзным испытанием на прочность для греческой военной доктрины стало персидское вторжение в 546 году до н. э., обусловившее резкие изменения в тактике. Изначально граждане-гоплиты образовывали «филы», которые формировались без учёта возраста, кровного родства и уровня военной подготовки (одно из первых упоминаний о «филах» появилось в «Илиаде» Гомера). Однако численность подобного армейского деления было очень сложно соблюсти из-за естественных причин: рождение, смерть, гибель в бою. Первоначально «филы» подразделялись на «фратрии» («братства»), а «фратрии» — на роды (γένος). Но фратрийская система деления утратила свой смысл в ходе реформ около VIII века до н. э. Согласно Геродоту, в результате реформ Ликурга появились новые подразделения: эномотии (ἐνωμοτία), триакады («тридцатки», τριάκας) и сисситии.

Давший клятву гражданин назывался «эфебом» и на протяжении двух лет должен был пройти программу физической и военной подготовки — «эфебат». Элементы «эфебата» были похожи у многих греческих городов-государств. В состав физической подготовки входила специальная тренировка — «гоплитодром» (-дром (греч. δρόμος) — дорога, улица), представлявшая собой бег гоплитов в тяжёлом вооружении — в шлеме, в панцире, в поножах, со щитом и с оружием (меч, копьё), — всё общим весом около тридцати килограммов, что развивало выносливость и силу. Со временем гоплитодром вошёл в состав древнегреческих спортивных состязаний и проводился на дистанцию в один или два стадия.

Около VII века до н. э. в Греции изобрели специально для гоплитов особый строй — фалангу.

Сражались гоплиты при поддержке пельтастов и пращников (иногда также присутствовали наёмные лучники с Крита). Кавалерия, если была, обыкновенно играла лишь вспомогательную роль, особенно у спартанцев, считавших кавалерию ненужной. А поскольку идеальным образцом фаланги считалась именно спартанская фаланга, то лошади в основном использовались для подвоза к полю боя богатых воинов. Однако ученик Сократа Алкивиад, помимо прочего, вошёл в историю ещё и тем, что на коне, в одиночку, прикрывал отступление фаланги, в первом ряду которой находился Сократ.

Что любопытно, элитный пеший отряд из 300 спартиатов (полноправных граждан), появившейся ещё до реформы Ликурга, именовался отрядом «всадников». Помимо сопровождения царя на войне, в мирное время «всадники» выполняли функции полицейского отряда быстрого реагирования.

Победы греков в греко-персидских войнах привели к высокому спросу в соседних странах (особенно в Персии) на наёмных гоплитов.

Корабль Эгейского моря

Из-за довольно высоких стоек-опор вёсла входили в воду под углом, близким к нормали, что снижало их эффективность. Спустя несколько столетий этот недостаток был устранён на пентеконторах — одноярусных гребных суднах, приводимых в движение пятью десятками вёсел — по 25 с каждой стороны при общей длине корабля 28-33 метров и ширине 4 метра.

Корабль Эгейского моря (Крит)

Пентеконторы были в основном беспалубными (греч.афракта – без ограждения), то есть открытыми судами. Однако иногда строились и палубные пентеконторы (катафракта). Наличие палубы защищало гребцов от солнца и от метательных снарядов противника, а также увеличивало грузопассажирскую вместимость корабля. На палубе можно было перевозить припасы, коней, боевые колесницы и воинов, которые первоначально и сидели на вёслах. Сходя на берег, они вели войну. Для уничтожения неприятельских судов на пентеконторах появляется таран.

Скорость судна составляла около 9.5 узлов (17.5 км/ч). Увеличение её требовало увеличения количества гребцов, что на одноярусном корабле привело бы к удлинению корабля на 1 метр. В связи с этим греческие и финикийские кораблестроители приняли изящное решение: если корабль нельзя удлинить, значит его необходимо сделать выше и разместить второй ярус гребцов над первым. Так появилась бирема (конец VIII в. до н.э.).

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.