Осторожно: граница! что можно и чего нельзя делать в пограничной зоне

Алан-э-Дейл       03.11.2024 г.

Статья 16. Содержание и установление пограничного режима

Пограничный режим служит исключительно интересам создания необходимых условий охраны Государственной границы и включает правила:

  1. содержания Государственной границы;

    1. въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств;

    2. хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль Государственной границы на суше, морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озер и иных водных объектов и на островах на указанных водных объектах, а также до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если расположен за пределами пятикилометровой полосы местности;

  2. в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации:

    1. учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду;

    2. промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности.

Правила пограничного режима не применяются к судну под флагом иностранного государства, перевозящему пассажиров-туристов в целях посещений согласно расписанию одного или нескольких портов и (или) пунктов, не осуществляющему посадку или высадку других пассажиров, выгрузку (погрузку) грузов, за исключением припасов, и имеющему разрешение на осуществление деятельности в сфере туризма, к пассажирам и к членам экипажа данного судна в случае захода в порты и (или) пункты, расположенные в районах внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, прилегающих к территориям субъектов Российской Федерации, входящим в Арктическую зону Российской Федерации и (или) Дальневосточный федеральный округ, по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.

Часть вторая исключена. — Федеральный закон от 31.05.1999 N 105-ФЗ.

Установление иных правил пограничного режима не допускается. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах допустимо только на основании и в порядке, предусмотренных законом.

Пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к Государственной границе на суше, морскому побережью Российской Федерации, российским берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, и в пределах территорий островов на указанных водных объектах. В пограничную зону по предложениям органов местного самоуправления поселений могут не включаться отдельные территории населенных пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки.

Исходя из характера отношений Российской Федерации с сопредельным государством на отдельных участках Государственной границы пограничная зона может не устанавливаться.

Пределы пограничной зоны определяются и изменяются, предупреждающие знаки устанавливаются решениями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности.

В таком же порядке определяются и изменяются участки (районы) внутренних вод Российской Федерации, в пределах которых устанавливается пограничный режим.

Конкретное содержание, пространственные и временные пределы действия предусмотренных настоящим Законом правил пограничного режима, круг лиц, в отношении которых те или иные из указанных правил действуют, устанавливаются и отменяются решениями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности, и подлежат опубликованию.

Статья 20. Учет, содержание и использование российских маломерных судов (средств) и средств передвижения по льду

Российские маломерные самоходные и несамоходные (надводные и подводные) суда (средства) и средства передвижения по льду, используемые в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, подлежат обязательному учету и хранению на пристанях, причалах, в других пунктах базирования. Может устанавливаться порядок выхода этих судов и средств из пунктов базирования и возвращения с уведомлением пограничных органов, ограничиваться время выхода, пребывания на водных объектах, удаления от пунктов базирования и берегов.

Общественное отношение[править | править код]

Публикация приказов ФСБ об установлении пределов пограничной зоны в Российской Газете прошла практически незамеченной. Конкретные меры по исполнению этих приказов начались 1 августа 2006 года в Приморском крае, к этому моменту большинство опубликованных приказов ушли в платный архив Российской газеты и были недоступны для массового читателя. Средства массовой информации не проявили большого интереса к проблеме, и обсуждение развивалось в интернете.

С одной стороны, туристические операторы приветствовали приказы, сказав, что они удовлетворены тем, что неорганизованные туристы не будут больше допущены в пограничную зону.

С другой стороны, на серверах, принадлежащих туристам и путешественникам, отмечалось, что введение пограничной зоны существенно затрудняет передвижение по стране, в частности, попадание в традиционные места отдыха. Консенсус состоял в том, что введение пограничных зон не сможет выполнить задачу усиления охраны государственной границы, а просто расширит территорию, на которой ФСБ может бесконтрольно лицензировать хозяйственную деятельность (см., например, тут).

В наиболее затронутых введением пограничной зоны регионах местные власти выступили против включения мест отдыха в ее состав. Так, уплономоченный по правам человека Приморского края Сергей Жеков обратился с письмом директору ФСБ с просьбой о пересмотре приказа (текст письма). По всей видимости, именно активность местных властей привела к пересмотрам приказов по Карелии и Псковской области.

История пограничной зоны в России[править | править код]

Российско-китайская граница в 40 км от Хабаровска: слева село Казакевичево, находится в пограничной зоне. Справа Китай. Вид с акватории Амурской протоки.

В мае—июне 1991 года были открыты для свободного посещения некоторые пограничные зоны в самой России, например, Камчатка, Сахалинская область. Вместе с тем, погранзоны с другими странами (Финляндия) не только не были упразднены, но их размеры и режим пребывания нисколько не были смягчены.

1 апреля 1993 года был принят Закон о Государственной Границе, по которому понятие «пограничная зона» было отменено. Вместо этого устанавливалась пограничная полоса вдоль всей границы Российской Федерации, ширина которой не должны была превышать 5 км. В эту полосу мог быть ограничен доступ граждан. Кроме того, там была запрещена хозяйственная деятельность без согласования с ФСБ. На практике, закрытой для посещения оказалась значительно меньшая часть России, включающая в основном закрытые военные города и поселки, а также удаленные острова, как Курильские и Командорские. Вместе с тем, погранзона под Выборгом (Ленинградская область, финская граница) формально по-прежнему сохранялась и её размер составлял 70 км от линии границы, фактически же КПП за Выборгом был демонтирован.

Закон 1993 года содержал большую опасность, оставляя погранзоны в совместном ведении федеральных пограничных структур и местных властей, утверждая разделенную ответственность. Самым вопиющим стало решение Президента Якутии, установившего погранзону 2200 км.

В 2004 году Президент России В. Путин, внезапно лично появившийся на коллегии ФСБ по северо-западу, дал наставление снять погранзону у Выборга, что в течение нескольких недель было выполнено (фактически, но не юридически — формально погранзона осталась). После этого при движении из России в сторону Евросоюза на автомобиле первый пост пограничников стало можно встретить в 10 км от линии границы, а не в 40-70 км, как было до этого, однако, в 2009 году тыловые погранпосты у Выборга были восстановлены.

В 2004 году Государственная Дума внесла изменения в закон о государственной границе. Из закона было изъято упоминание о пятикилометровом пределе, а также ФСБ была наделена правом устанавливать границу пограничной зоны и правила пограничного режима приказами без согласования с законодателями и местными властями, что вызвало понятные опасения у многих наблюдателей. Первые приказы о погранзонах были выпущены за подписью директора ФСБ Н. Патрушева. Пределы пограничной зоны были установлены вдоль всех границ Российской Федерации, за исключением границы с Белоруссией. Во многих случаях, особенно на восточной и северной границах, в пограничную зону вошли территории, отстоящие от государственной границы много дальше, чем на пять километров, иногда до двухсот километров. В пограничную зону попали многие места традиционного отдыха, особенно в Ленинградской области, Карелии, Приморском крае, на Кавказе (Приэльбрусье), важнейшие коммуникации (автодорога из Петербурга в Сортавалу, из Петербурга в Мурманск), крупные города (Орск, Новотроицк), а также территории, вовсе не примыкающие к государственной границе (Терский берег Белого моря). В ноябре 2006 года был опубликован приказ ФСБ «Об утверждении правил пограничного режима», по которому предписывалось получение пропусков не по месту жительства (как во времена СССР), а в том региональном управлении ФСБ, к которому относится пограничная зона.

В 2007 году ФСБ значительно скорректировало размеры погранзон, убрав самые одиозные моменты. В частности за всю историю наблюдений впервые для свободного посещения стал открыт северный берег Ладоги, а также другие значительные территории в Республике Карелия.

На начало 2009 года можно говорить о восстановлении погранзон на границах России—Евросоюз в советском варианте и сохранением таковых на террористически или иммиграционно опасных направлениях (Кавказ, Китай).

В 2013 году в силу вступил приказ ФСБ № 515, согласно которому гражданам Российской Федерации пропуск требуется лишь для посещения 5-километровой приграничной полосы, а для въезда (прохода) на остальную территорию погранзоны требуется лишь паспорт.

Пограничные зоны в других странах[править | править код]

Так называемая «сигнальная дорога» на чехословацко-австрийской границе, расположенная в 400 метрах от границы за заграждениями U-60 в пограничной зоне, использовалась до 1990 года для перехвата нарушителей погранслужбой ЧССР.

На территории Норвегии и Эстонии пограничных зон не существует. Поэтому в интернете можно довольно часто видеть фотографии путешественников на фоне норвежских и эстонских пограничных знаков, и, соответственно, в 10-15 метрах от российских пограничных знаков.

На территории Финляндии существует пограничная зона шириной до 4 км по воде и до 3 км по суше. На практике по воде погранзона достигает указанных 4 км, а по суше — значительно у́же — от 400 м до 2 км, в отделённых районах Лапландии — до предельных 3 км. Если вблизи границы расположен посёлок, хутор или какой-либо объект, хоть как-то интересный туристам, он будет обязательно вне погранзоны. Не исключением является и крайняя восточная точка Финляндии на озере Вирмаярви, проезд к которой изъят из погранзоны. Выдача пропусков в финскую погранзону является разрешительным мероприятием.

На территории Литвы существует погранзона шириной в 1 км.

Статья 24. Пребывание в пунктах пропуска через Государственную границу лиц и транспортных средств

Места и продолжительность стоянок в пунктах пропуска через Государственную границу транспортных средств заграничного следования определяются администрацией аэропортов, аэродромов, морских, речных портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, других транспортных предприятий по согласованию с пограничными и таможенными органами.

Доступ лиц к транспортным средствам и на транспортные средства заграничного следования в период осуществления пограничного и иных видов контроля ограничивается, а в случаях необходимости — запрещается.

Посадка пассажиров в транспортные средства при убытии из Российской Федерации и высадка при прибытии в Российскую Федерацию, а также погрузка (выгрузка) багажа, почты и грузов производятся с разрешения пограничных и таможенных органов.

Должностные лица транспортных предприятий, организаций, владельцы транспортных средств обязаны по требованию представителей пограничных органов вскрывать для досмотра опломбированные (опечатанные) вагоны, автомобили, трюмы и иные помещения транспортных средств и перевозимые на них грузы.

Транспортные средства заграничного следования могут начинать движение для убытия с территории Российской Федерации или следования в глубь территории Российской Федерации, а равно менять место стоянки только с разрешения пограничных и таможенных органов.

Пребывание в пунктах пропуска через Государственную границу граждан Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию регулируется в порядке, предусмотренном частью пятой настоящего Закона.

Авторы Гайдпарка

  • Валерий Н.

    Нелюди

    Читать полностью

  • Светлана Юдина Юрьевна

    Отношения между Россией и Чехией под угрозой: коалиция «Вместе» победила в парламентских выборах

    Читать полностью

  • Светлана Никитина

    Когда нам сообщат о 100% вакцинации Государственной думы и Совета Федерации?

    Читать полностью

  • Мiкалай Паддубiцкi

    Вот ведь гады-норвеги. Историю 2МВ фальсифицируют, а памятник советским летчикам открывают

    Читать полностью

  • валерий рыженко

    Мистическая книга

    Читать полностью

  • Александр Матвеев Александрович

    Как вы голосовали на прошедших выборах в Государственную думу

    Читать полностью

  • ФеофанПрокопович ЗлобныйИноагент Прокопович

    Удобства и зависимость

    Читать полностью

  • Goshaperfect

    Российское электричество стало «яблоком раздора» между странами Прибалтики

    Читать полностью

  • Валерий Патюк-Истомин

    Государственный конвейер пыток и извращений

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Таинственный Ш в Ленинградском Институте Авиаприборостроения

    Читать полностью

  • Александр Попов

    Time, США: Умри, но не отступай!

    Читать полностью

  • Василий Полевой

    Трамп переживает, что никому не нужные американские разработки украдут в Афганистане

    Читать полностью

Как будут работать и кого затронут новые пограничные зоны в трех российских областях

7 февраля вступило в силу постановление о введении пограничных зон между Россией и Белоруссией. Скажется ли их появление на жизни граждан двух стран и что стоит знать желающим попасть в Белоруссию, выясняли «Известия». 

Как это работало до сих пор

В последние 22 года границы между Россией и Белоруссией фактически не было: в 1995 году страны подписали Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, после чего пограничная зона была упразднена, а россияне и белорусы получили право свободно перемещаться между двумя государствами. Линия границы не зафиксирована на бумаге и никак не отмечена на приграничных территориях. Однако за прошедшие годы вопрос о контроле за гражданами третьих стран, желающих попасть из одного государства в другое, так и не был решен.

Что такое пограничная зона

Пограничная зона — территория, необходимая для охраны государственной границы, на которой в том числе могут располагаться контрольно-пропускные пункты и проводиться досмотр людей или транспорта. Ее длина может составлять до 5 км, для того чтобы попасть в погранзону, требуются паспорта или специальные пропуска. 

Вскоре после того, как стало известно о планах по созданию погранзоны между РФ и Республикой Беларусь, эксперты заявили, что главная сложность будет заключаться прежде всего в отсутствии необходимой пограничной инфраструктуры — включая помещения для организации КПП. 

Где будут располагаться и как будут работать погранзоны

При этом по российским законам точный порядок доступа на территорию погранзон, так же как и график их работы, должен определяться в индивидуальном порядке региональными погранвластями. 

Что там будет происходить

В приказе о создании погранзон не разъяснялся порядок их работы и не говорилось о наличии на их территории пропускных пунктов. Это вызвало ряд вопросов у представителей СМИ и экспертов. В частности, оставалось неясным, будет ли досматриваться личный транспорт при пересечении пограничного пункта. Российская сторона заявляла, что изменения не помешают гражданам России и Белоруссии свободно перемещаться между двумя странами, а для прохода в погранзону россиянам не потребуется загранпаспорт — достаточно будет внутреннего документа. 

Кому стоит волноваться

Тем не менее появление погранзон может сказаться на свободе перемещения для нескольких категорий граждан. Так, до сих пор через Белоруссию выезжали россияне, которым был запрещен выезд за пределы страны, в том числе должники или те, кто дал подписку о невыезде правоохранительным органам. Кроме того, появление погранзон скажется на гражданах других государств, желающих попасть из Белоруссии в Россию, минуя международные порты и аэропорты на территории РФ. В ФСБ РФ главной целью создания пограничных зон назвали противодействие незаконной транзитной миграции, наркотрафику и контрабанде.

Статья 18. Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне

Особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, связанной с пользованием землями, лесами, недрами, водными ресурсами, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне регулируются федеральными законами, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности или до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности, осуществляются на основании разрешения, а в остальной части — с уведомлением пограничных органов.

Разрешение на проведение работы, мероприятия или уведомление о проведении работы, мероприятия, кроме вопросов, предусмотренных настоящего Закона, включает определение места, времени проведения, количества участников, лица, ответственного за их проведение. Для регулярных работ, мероприятий могут устанавливаться постоянные места их проведения.

Примечания

  1. Данная административная единица расположена на территории Крымского полуострова, бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией, контролирующей спорную территорию, и Украиной, в пределах признанных большинством государств — членов ООН границ которой спорная территория находится. Согласно федеративному устройству России, на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Согласно административному делению Украины, на спорной территории Крыма располагаются регионы Украины — Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь.
  2.  (фин.). Suomen Rajavartiolaitos. Дата обращения: 2 января 2020.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.