Оформление прямой речи: основные правила

Алан-э-Дейл       25.08.2023 г.

Оглавление

Как правильно оформить диалог?

Диалогом называют обмен репликами двух людей, поэтому на письме этот речевой вид оформляется без кавычек, и каждая реплика пишется с новой строки. Перед началом высказывания идет также постановка тире.

Схема примерного диалога:

– Р.

– Р?

– Р.

– Р!

– Р

Где «Р» – реплика.

Тот же словесный пример:

– Мы сегодня ходили на экскурсию.

– Куда?

– В палеонтологический музей.

– Здорово!

– Да, было очень интересно!

Иногда можно встретить необычный диалог, который вытянут в строку. Это делается потому, что реплики очень короткие. Данные диалоги оформляются по тому же самому правила, как и вкрапление авторских слов.

Например:

– Кто там? – спросила она. – Это я!

В том случае, если предложение содержит в себе две конструкции с прямой речью и каждая имеет в основе свой глагол, то перед началом «второй» конструкции ставится тире.

Пример:

– Пойдем, уже темнеет, – сказал он и тихо спросил: – Ты не замерзла?

И самым интересным случаем является следующее оформление, когда несколько реплик, это может быть и диалог, и полилог (обмен репликами нескольких людей), идут друг за другом в строку. Причем не указывается, кому принадлежат данные слова, являются ли они словами автора или героев разговора. При этом каждая реплика оформляется в отдельных кавычках и с тире.

Схема:

«П, – а, – п?» – «П». – «П?» – «П». – «П?» – «П».

Например:

«Скажи, мне, бабушка, вот что, – попросил я, – нужно тебе еще чем помочь по дому?» –- «Спасибо, внучок, есть для тебя еще работа». – «Какая, бабуль?» – «Да вот дверцу прикрутить у шкафа». – «И давно она отваливается?» – «Уже два дня, неудобно так».

Прямая речь в русском языке: что это такое?

По сути, прямой речью и называют слова говорящего, которые вставлены дословно в мысли автора. Такой формат отличается индивидуальностью и обладает стилем того, чьи слова воспроизведены. Человек может использовать диалектизмы, соблюдать паузы или насыщать свои высказывания вводными конструкциями.

Внимание! Никаких дополнительных союзов или местоимений введение такого речевого типа не предусматривает.

Оформление прямой речи обычно выделяется посредством кавычек либо отдельным абзацем. В качестве разновидности сюда можно отнести также цитирование – это выделение авторской речи в кавычках.

Что такое прямая речь?

Знаки препинания при прямой речи

1. Прямая речь стоит перед словами автора. После нее ставится запятая и тире. Если прямая речь содержит вопрос или восклицание, тогда ставится вопросительный или восклицательный знак и тире. Слова автора во всех случаях начинаются с маленькой буквы.

  • «Дело молодое», — отозвался Увар Иванович. (И.С. Тургенев) «П», — а. 
  • «Пусть привыкает!» — смеется отец. (Б. Васильев). «П!» — а.
  • «Что вот теперь хлопцам сказать?» — озабоченно спросил командир. (В. Быков) «П?» — а.

Примечание. Прямая речь разрывает слова автора. Перед прямой речью ставится двоеточие, а после нее — запятая (вопросительный или восклицательный знак) и тире.

Ольга строго начала, потом вдруг лицо ее озарилась лучом улыбки: «Я не сержусь, прощаю», — прибавила она мягко и отошла в сторону. (И.А. Гончаров) А: «П», — a.

2. Слова автора стоят перед прямой речью. После них ставится двоеточие, а первое слово прямой речи пишется с заглавной буквы.

  • Николай Петрович покраснел: «Не называй ее, пожалуйста, громко» ( И.С. Тургенев) А: «П». 
  • Бритвин закричал: «Давай сюда! Дмитрий, а ну пособи!» (В. Быков) А: «П!»   
  • Вздохнул Васков: «Готовы?» (Б. Васильев) А: «П?»  

3.Слова автора находятся в середине прямой речи.

А). Слова автора разрывают предложение. После первой части прямой речи и после слов автора ставится запятая и тире, а вторая часть прямой речи начинается со строчной буквы.

«Эх , — думаю, — не хотел ты за меня, земляк, похлопотать, и я тебя осуждал, а ты вот сподобился и венец страдания принял». (Н.С. Лесков) «П, — а, — п.»

Б). Слова автора стоят на границе самостоятельных предложений. После слов автора ставится точка и тире, а вторая часть прямой речи начинается с заглавной  буквы.

Ставить вопросительный или восклицательный знак — зависит от типа предложения.

  • «Дорога где? —  спросил Бритвин. —  Дорога, по которой возишь, далеко отсюда?» (В. Быков) «П? — а. — П?».
  • «Послушайте!- возразила она. —  Вы меня еще не знаете: я престранная; я хочу, чтоб мне всегда правду говорили!» (И.С. Тургенев) «П! — а. — П!».
  • «Ну, — говорил Захар в отчаянии. — Что лежишь, как колода?» (И.А. Гончаров) «П, — а. — П?».

Примечание. Если одна часть слов автора относится к первой половине прямой речи, а другая — ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире.

  • «Вряд ли удастся, — подумав, сказал Бритвин, по своему обыкновенно глядя вниз:  —  Там охрана».(В. Быков) «П,- а: — П»
  • «Посмотри-ка, —  возразил я ему:- Как у Калиныча на пасеке чисто!» (И.С. Тургенев) «П, — а : — П!»

§ 49. Авторские слова внутри прямой речи

§ 49.1

Если авторские слова стоят внутри прямой речи (выделяемой кавычками), то кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и авторскими словами (такая пунктуация встречалась в произведениях писателей XIX века): «Я командовать приехал, —  заявил Чапаев, — а не с бумажками возиться» (Фурм.).

Примечания:

1. Особый случай пунктуационного оформления при разрыве заключенных в кавычки слов (названий литературных произведений, различных предприятий и т. д.) находим в таком примере: «Пиковая…» ли это «…дама»? (реплика собеседника в ответ на утверждение, что представленный текст является отрывком из «Пиковой дамы»).

2. Не выделяется кавычками прямая речь в следующих случаях:

1) если нет точного указания, кому она принадлежит, или если при водится общеизвестная пословица, поговорка: Про Ивашку Бровкина говорили:  крепкий (А.Т.); Дома и хворать легче и жить дешевле; и недаром говорится:  дома и стены помогают (Ч.);

2) если прямая речь приводится в таком виде, который может иметь и косвенная речь с тем же лексическим составом: Но мне приходит в голову:  точно ли стоит рассказывать мою жизнь? (Т.);

3) если в середину прямой речи вставлено слово говорит, играющее роль вводного слова, указывающего на источник сообщения: Умру,  говорит,  и слава Богу,  говорит;  не желаю,  говорит,  жить (Т.); Я, говорит,  самого вахмистра жандармерии из пистолета убить хочу (Верш.);

4) если в середину предложения, представляющего собой сообщение из периодической печати, вставлено указание на источник сообщения (такая вставка выделяется одними запятыми): Речь оратора,  продолжает корреспондент, вызвала горячую поддержку у большинства присутствующих. То же, если высказывание говорящего передается приблизительно (тем самым утрачивается характер прямой речи): Предлагаемый проект,  указал докладчик,  получил уже апробацию на практике.

§ 49.2

Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами не должно было бы быть никакого знака препинания или должна была бы стоять запятая, точка с запятой, двоеточие либо тире, то слова автора выделяются с обеих сторонзапятыми и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы: «Мы решили, — продолжал заседатель,  — с вашего дозволения остаться здесь ночевать» (П.) — на месте разрыва не было бы никакого знака; «Нет, — промолвил Ермолай, — дело не ладно; надо достать лодку» (Т.) — на месте разрыва стояла бы запятая; «Нам придётся здесь ночевать, —  сказал Максим Максимыч,  — в такую метель через горы не переедешь» (Л.) — на месте разрыва стояло бы двоеточие.

§ 49.3

Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами должна была бы стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них — точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы: «Я ни с кем и ни с нем не связан, — напомнил он о себе.  — Действительность мне враждебна» (М.Г.); «Искалечить вы меня хотите, Леночка, — покачал головой Воропаев.  — Ну, разве мне дойти?» (Павл.)

§ 49.4

Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами должен был бы стоять вопросительный или восклицательный знак, то этот знак сохраняется перед авторскими словами и после него ставится тире; слова автора начинаются сострочной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы: «Так вас зовут Павкой? — прервала молчание Тоня.  — А почему Павка? Это некрасиво звучит, лучше Павел» (Н.О.); «Вот он, край света! —  воскликнул Мохов.  — Здорово! Ни когда еще так далеко не ездил!» (Аж.)

§ 49.5

Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами должно было бы стоять многоточие, то оно сохраняется перед авторскими словами и после него ставится тире; после слов автора ставятся или запятая и тире (если вторая часть прямой речи не образует самостоятельного предложения, — начинается со строчной буквы), или точка и тире (если вторая часть представляет собой новое предложение, — начинается с прописной буквы): «Не надо… — сказал Вершинин,  — не надо, парень!» (Вс.Ив.); «Обожди…  — сказал Морозка угрюмо. — Давай письмо…» (Ф.) 6. Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой — ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие и тире, причем первое слово второй части начинается с прописной буквы: «Я тебя не спрашиваю, —  строго сказал офицер и снова спросил:  — Старуха, отвечай!» (М.Г.); «Покорно благодарю, — отозвался Мешков, смиренно снял картузик, но сразу опять надел и поклонился, добавив торопливо: —  Спасибо вам большое, товарищи» (Фед.).

Знаки препинания и прямая речь

Прямая речь в этом отношении отличается сложной комбинацией выделяющих и отделяющих знаков препинания, выполняя функцию передачи чужого высказывания. Особую роль здесь играет двоеточие.

Рассмотрим несколько вариантов изложения прямой речи с правильной расстановкой знаков препинания. При письменном отображении прямой речи используются следующие знаки препинания:

  • двоеточие;
  • точка;
  • запятая;
  • тире;
  • вопросительный знак;
  • восклицательный знак;
  • кавычки.

Прямая речь после слов автора

После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие, а первое слово прямой речи пишется . Сама прямая речь заключается в кавычки, если идет в строку.

Однако двоеточие не ставится, если прямая речь заключается между двумя предложениями, причем во втором из них содержатся слова, вводящие прямую речь.

Прямая речь перед авторскими словами

1 Когда прямая речь приводится внутри повествовательного текста, то она заключается в кавычки, а перед авторскими словами ставится запятая и тире.

2 Если речь идет о диалоге, то прямая речь выделяется тире с одной стороны и запятой с тире — с другой.

Подробнее об этом читайте ниже в разделе «Знаки препинания при диалоге»

3 Когда после прямой речи идет авторская ремарка, которая начинается словами:

  • «так рассказывают»,
  • «так говорит»,
  • «так следует»,
  • «вот как видится»,

то после кавычек ставится только тире.

То же правило действует в случае присоединительной конструкции в конце предложения.

Прямая речь внутри авторских слов

1 Когда прямая речь стоит внутри авторских слов, перед ней ставится двоеточие, а после нее — запятая или тире (факультативно). Обычно, если в конце прямой речи есть вопросительный или восклицательный знаки, то ставится тире. В иных случаях — запятая.

2 Между двумя репликами разных лиц, находящихся внутри авторского текста, ставятся запятая и тире.

3 Авторы любят использовать отдельные подлинные выражения своих героев в повествовательном тексте. В таких случаях двоеточие не ставится.

Авторские слова внутри прямой речи

В предложениях, где слова автора стоят внутри прямой речи, наблюдается особенно большое разнообразие знаков препинания и нюансов в их применении:

1 Кавычки ставятся только в начале и конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и авторскими словами.

2 Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами должно стоять двоеточие, то слова автора выделяются  с одной стороны тире, а с другой — запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы.

3 При наличии двух глаголов со значением высказывания внутри авторского текста, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой — ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие, при этом вторая часть прямой речи пишется с большой буквы.

Абзацы при прямой речи

Прямая речь может идти в строку (это называется в подбор)  или оформляться абзацем.

Первое чаще применялось писателями прошлого.  В современной литературе написание прямой речи в строку применяется лишь в случае короткой, небольшой фразы или  когда излагается внутренний монолог персонажа.

Абзацы при прямой речи придают повествованию более быстрый темп, большую экспрессию, большую занимательность, прерывают нудное, долгое повествование.

В  случае абзаца после слов автора ставится двоеточие, а перед прямой речью — тире.

Абзацы широко применяются при активном диалоге.

Выделение на письме

Рассмотрим знаки препинания при прямой речи в предложениях с примерами и на схемах.

Прямая речь перед словами автора.

В таком случае перед прямой речью мы ставим двоеточие и открываем кавычки, а в конце закрываем их. Если мы видим восклицательный знак, вопросительный знак или многоточие, то пишем их до закрытия кавычек. Если же точка — после кавычек.

А: «П!»

Над моим ухом прозвучал громкий голос дворника: «Эй, посторонись!»

А: «П?»

Инопланетное существо помахало клешнёй и спросило: «А на какой я планете?»

А: «П…»

А завтра по утру маменька скажет: «Мы же проститься не успели…»

А: «П».

Папа мне сказал: «Мама ушла на работу, а тебя попросила погулять с собакой».

Слова автора после речи персонажа.

Если рассматривать данный случай, то в нём мы заключаем прямую речь в кавычки, а затем ставим тире.

Важно! Слова автора после прямой речи всегда пишутся с маленькой буквы.

«П!» — а.

«Поднимем бунт!» — закричали пираты соседнего корабля.

«П?» — а.

«Почему мама отправила меня сходить в магазин,а не Федьку?» — подумал я про себя.

«П…» — а.

«Думаю, я совершил плохой поступок» — сказал я Мише и заплакал.

«П», — а.

«Хотел бы я сейчас оказаться на том острове», — сказал я папе и пошёл в свою комнату.

Слова автора и прямая речь разрываются.

В таком случае перед и после слов автора ставится тире

Обратите внимание, затем ставится точка (запятая) и тире, а дальше идёт продолжение прямой речи. Если на месте разрыва не должно быть никакого знака препинания, то после слов автора ставится запятая и тире, а дальше продолжается прямая речь с маленькой буквы

«П, — а, — п».

«Потом, — пообещал отец, — мы обязательно сходим в цирк».

Если же на месте разрыва должна быть точка, то после слов автора мы ставим её и тире, а дальше продолжаем прямую речь с большой буквы.

«П, — а. — П».

«Вот бы с кем подружиться, — подумал он еще. — Но его планетка уж очень крохотная. Там нет места для двоих…».

Если слова автора содержат два глагола,один из которых будет относиться к первой части прямой речи, а другой — ко второй, то далее ставится двоеточие и тире, а вторая часть прямой речи начинается с большой буквы.

«П, — а: — П».

«Не сердись, — подумал я и добавил: — А то мы не сможем дойти до места».

Прямая речь стоит между словами автора.

Если прямая речь расположена внутри слов автора, то перед ней ставится двоеточие, после — запятая и тире. Запятая не ставится в том случае, если прямая речь должна заканчиваться на вопросительный знак, восклицательный или многоточие. Не стоит забывать, что далее слова автора начинаются с маленькой буквы.

А: «П!» — а.

Я прижался к перилам и пропустил девочку: «Опять!» — сказал я и пошёл дальше.

А: «П?» — а.

На вопрос: «Кто ходил в амбар?» — мне не ответили.

А: «П…» — а.

Светлана подняла гребень и со словами: «Надо расчесать волосы они запутались …» — посмотрела в зеркало.

А: «П», — а.

Андрей сказал нам: «Ребята, нам стоит поторопиться», — и продолжил идти вперёд.

Пунктуационное оформление диалога

Диалогом называется один из четырех возможных способов включения чужой речи в авторский текст. О первых трех способах передачи чужой речи мы говорили в предшествующей главе учебника.

Чужие предложения, записанные таким способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

Доктор подошёл к мальчику и сказал:

– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?

– Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок.

(Чуковский)

О пунктуационном оформлении диалогической речи мы поговорим в следующей главе учебника.

В приведенном выше тексте можно легко выделить слова автора и реплики персонажей: первое и последнее предложения представляют авторскую речь, внутри которой две реплики, принадлежащие разным героям. Но одним важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора. Прочитайте следующий диалог.

– Куда идешь?

– А так иду, куда ноги идут.

– Помоги, добрый человек, мешки снесть! Кто-то колядовал, да и кинул посреди дороги.

(Гоголь)

Для того чтобы запомнить, как расставляются знаки препинания при записи реплик диалога, можно сравнить эту форму записи чужой речи с уже знакомой нам прямой речью. Оформление диалога отличается от оформления прямой речи тем, что реплики не заключается в кавычки, а начинаются с новой строки и со знака тире. В следующих ниже примерах одни и те же слова записаны двумя способами. Для оформления диалога, так же как и для записи прямой речи, существуют четыре правила, каждому из которых соответствует схема на иллюстрации.

Условные обозначения:

Р – реплика, начинающаяся с прописной буквы; р – реплика, начинающаяся со строчной буквы; А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы; а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

1. Слова автора предшествуют реплике или прямой речи

А: – Р.

А: – Р!

А: – Р?

Чичиков обратился к нему с такими словами:– Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце. ( Гоголь)

Чичиков обратился к нему с такими словами: «Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце».

2. Прямая речь или реплика стоит перед словами автора

– Р, – а. 

– Р! – а.

 – Р? – а.

 
– Вам нужно мертвых душ? – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления… (Гоголь)

«Вам нужно мертвых душ?» – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления…

3. Прямая речь или реплика разрываются словами автора

– Р, – а, – р.

– Р, – а. – Р.

– Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих. (Гоголь)

«Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих».

4. Слова автора разрываются репликой

А: – Р, – а. А: – Р! – а. А: – Р? – а.

Он сказал:

– Здравствуйте! – и подошел к окну… (Драгунский)

Он сказал: «Здравствуйте!» – и подошел к окну.

Диалог

Следующий способ включения чужой речи в авторский текст – это диалог.

Чужие предложения, записанные этим способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

Доктор подошёл к мальчику и сказал:

– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?

– Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок.

(Чуковский)

О пунктуационном оформлении диалогической речи мы поговорим в следующей главе учебника.

УпражнениЕ

И ему сказал отец_ _Ты, Гаврило, молодец!_ (Ершов)

_Все будет решено_ _умал он, подходя к гостиной_ объяснюсь с нею самою_. (Пушкин).

Он сел в кресла, поставил трость в угол, зевнул и объявил_ _что на дворе становится жарко_ (Лермонтов).

Я не стал расспрашивать моего верного спутника_ _зачем он не повез меня прямо в те места_ (Тургенев).

Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал_ _Барин, не прикажешь ли воротиться?_ (Пушкин)

_Нет, нет_ _овторяла она в отчаянии_ лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского_.

_О, судьба моя плачевна! _Говорит ему царевна_Если хочешь взять меня,То доставь ты мне в три дняПерстень мой из окияна_

(Ершов)

Я отвечал с негодованием_ _что я, офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачеву вступать и никаких поручений от него принять не мог_ (по Пушкину).

Иногда я говорю себе_ _Нет, конечно, нет! Маленький принц на ночь всегда накрывает розу стеклянным колпаком, и он очень следит за барашком…_ (Антуан де Сент-Экзюпери)

Говорит ему девица_ _Но взгляни-ка, ты ведь сед;Мне пятнадцать только лет:Как же можно нам венчаться?Все цари начнут смеяться,Дед-то, скажут, внучку взял!_ (Ершов)

Он сообщил_ _что губернатор приказал своим чиновникам по особым поручениям носить шпоры_ (по Тургеневу).

Он возле меня сел и начал сказывать_ _какой он знаменитой фамилии и важного воспитания_ (по Лескову).

_Всё равно, Петруша_ _твечала мне матушка_ это твой посажёный отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит…_ (Пушкин)

Бывало, стоишь, стоишь в углу, так что колени и спина заболят, и думаешь_ _Забыл про меня Карл Иваныч; ему, должно быть, покойно сидеть на мягком кресле и читать гидростатику, – а каково мне?_ _ и начнёшь, чтобы напомнить о себе, потихоньку отворять и затворять заслонку или ковырять штукатурку со стены (Толстой).

_Ты нам не государь_ _твечал Иван Игнатьич, повторяя слова своего капитана._ Ты, дядюшка , вор и самозванец!_ (Пушкин)

На другой день, за завтраком, Григорий Иванович спросил у дочки_ _все ли намерена она спрятаться от Берестовых_ (Пушкин).

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Прямая речь заключается в кавычки, её первое слово пишется с большой буквы:

Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче? (А.С. Пушкин)

Слова автора могут стоять перед прямой речью, после неё, а также в середине прямой речи или обрамлять её с обеих сторон. От расположения слов автора будет зависеть и расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью:

Прямая речь перед словами автора
После прямой речи ставится запятая и тире (после кавычек):П, – а. У меня сегодня пять уроков, – сказала Маша.
Если прямая речь содержит вопрос или произносится с восклицанием, то после неё ставится вопросительный или восклицательный знак (внутри кавычек) и тире (после кавычек):П? – а.П! – а. Сколько сегодня уроков? – спросила Маша.
Прямая речь после слов автора
Перед прямой речью ставится двоеточие:А: П.А: П?А: П! Маша спросила Сколько сегодня уроков?
Прямая речь внутри слов автора
А: П, – а.А: П? – а.А: П! – а.А: П… – а. Понатужился немножко Как бы здесь на двор окошко Нам проделать? молвил он, вышиб дно и вышел вон. (А.С. Пушкин)
Слова автора внутри прямой речи
Если слова автора идут в середине прямой речи, то кавычки не закрываются. Их надо закрыть после окончания прямой речи – в конце всего предложения.П, – а, – п.П, – а. – П.П! – а. – П.П? – а. – П.П… – а. – П. Разъедемся, пора! сказали, – Безвестной вверимся судьбе. (А.С. Пушкин)

Если прямая речь передаётся в виде разговора двух или нескольких лиц (диалог), то речь каждого собеседника заключается в кавычки и отделяется от речи других лиц тире:

Здорово, парнище!» – «Ступай себе мимо!» – «Уж больно ты грозен, как я погляжу! Откуда дровишки?» – «Из леса, вестимо; отец, слышишь, рубит, а я отвожу! (Н.А. Некрасов)

Выделение кавычками цитат и «чужих» слов

Этот параграф у Розенталя:
 

§ . Кавычками выделяются
цитаты (чужая речь), включаемые в авторский текст, в том числе в прямую речь
(см. § 140-145).

Без кавычек оформляются стихотворные цитаты, если они
приводятся с сохранением авторской строфы. Выделительную функцию берет на себя
позиция в тексте:

Начинается двенадцатая — последняя и короткая
— глава ^ниги. Бьет двенадцатый час недолгой жизни Александра Блока.

Только в грозном утреннем тумане
бьют часы в последний раз…

…Наступил тысяча девятьсот двадцатый год,
четвертый год новой, Октябрьской эры (Орл.).

Не выделяется кавычками и прямая речь
при передаче диалога с помощью абзацного членения (см. § 138), так как
выделительную функцию берет на себя позиция в тексте.

Этот параграф у Розенталя:
 

§ . Кавычками
выделяются чужие слова, включенные в авторский текст, когда обозначается их
принадлежность другому лицу: Это произошло весной 1901 года,
который Блок назвал «исключительно важным (Орл.); Пастернак пишет: «…в моем отдельном
случае жизнь переходила в художественное претворение, как оно рождалось из
судьбы и опыта». Но что такое «судьба и опыт» в «отдельном случае»
Пастернака? Это опять-таки «художественное претворение», с которым были связаны встречи, переписки, беседы — с Маяковским,
Цветаевой, Асеевым, Паоло Яшвили, Тицианом Табидзе (Лих.); Иордан любил Кипренского и называл его «предоброй
душой» (Пауст.); Борьба Пастернака за «неслыханную простоту» поэтического языка была
борьбой не за его понятность, а за его первозданность, первородность — отсутствие
поэтической вторичности, примитивной традиционности… (Лих.).

Как оформить прямую речь

Если авторские слова расположены перед прямой речью, то после них поставьте двоеточие, откройте кавычки, а прямую речь пишите с прописной буквы. При окончании прямой речи вопросительным или восклицательным знаком кавычки ставятся после него, а в повествовательном предложении закрываются кавычки и ставится точка.

Примеры: Андрей сказал: «Я буду сейчас играть».

Он воскликнул: «Как прекрасен вид из окна!»

Если прямая речь предшествует авторским словам, заключите ее в кавычки, начните с прописной буквы, поставьте тире, а слова автора пишите с маленькой буквы, в конце предложения ставится точка. Восклицательный и вопросительный знаки после прямой речи ставьте всегда внутри кавычек, запятую при прямой речи без эмоциональной окраски – после кавычек и перед тире.

Примеры: «Я буду сейчас играть», – сказал Андрей.

«Что ты делаешь?» – спросил он.

«Как прекрасен вид из окна!» – воскликнул он.

Прямая речь может прерываться авторскими словами. В этом случае кавычки откройте и закройте один раз, прямую речь напишите с прописной буквы, поставьте запятую и тире по окончании ее первой части, слова автора пишите со строчной буквы, после них снова поставьте запятую и тире:

«Прямая речь, – автор, – прямая речь». Заметьте, что после авторских слов поставлена запятая, а прямая речь начинается с маленькой буквы. Например: «Иди дальше, – сказала девушка, – я следую за тобой».

«Прямая речь, – автор. – Прямая речь». Например: «Вечером приду в гости, – сказал он. – Нам нужно серьезно поговорить».

«Прямая речь!(?) – автор. – Прямая речь». Например: «Какой прекрасный день, не правда ли? – спросила Катя. – Я искренне восхищена природой».

Прямая речь располагается внутри авторских слов. В этом случае расставьте знаки препинания по следующим схемам:

Пример. Он пробормотал: «Я очень хочу спать», – и сразу же уснул.

Пример. Я услышал голос из холла: «Как так можно?» – и Сергей Петрович вошел в комнату.

Пример. Капитан промолвил: «Ветерок бы сейчас подул…» – и устремил взгляд в море.

Оформление диалога возможно одним из следующих способов: В одну строку пишутся все реплики, авторские слова между которыми отсутствуют. С помощью тире отделяется каждая реплика, заключенная в кавычки.

Пример. В течение нескольких минут они шли молча. Елизавета спросила: «Как долго вы будете отсутствовать?» – «Два месяца». – «Вы будете мне звонить или писать?» – «Да, конечно!»С новой строки написана каждая последующая реплика, перед которой ставится тире. Кавычки в этом случае не употребляются.

– Вам холодно, Екатерина? – спросил Иван Петрович.

– Цитата записывается по одному из способов оформления прямой речи.

Пример. Белинский считал: «Литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни».

– Часть цитаты не приводится, а ее пропуск отмечается многоточием.

Пример. Гончаров писал: «Все слова Чацкого разнесутся. и произведут бурю».

– Цитата является составной частью авторского текста. В этом случае она пишется со строчной буквы и заключается в кавычки.

Пример. Белинский отмечает, что у Пушкина есть удивительная способность «делать поэтическими самые прозаические предметы».

– Цитировать стихотворный текст следует без кавычек, соблюдая строчки и строфы.

Источник статьи: http://www.kakprosto.ru/kak-38655-kak-oformit-pryamuyu-rech

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.