Восточные славяне в древности

Алан-э-Дейл       26.08.2023 г.

Оглавление

Сканды

Когда князь Сканд вернулся из второго Харийского похода (III тыс. до н.э.), жрец Óдин благословил его Рода на переселение в европейскую часть материка. Они прошли мимо Урала и вышли на реку Мутную, здесь около Чудь озера волхв Моисий умер, и в честь него озеро назвали Моиск, а реку назвали Волхвом (ныне р. Волхов), т.е. река, возле которой умер волхв. После этого сканды пошли дальше на север, там был построен новый Асгард Свитьодский, т.е. одно из племён свеев (ныне шведов) – славянское племя, построили новы Город Богов, но после пожара, когда византийские и другие купцы завезли чуму, город сгорел, и на его месте построили новый город Уппсала. Князь Сканд перед смертью сказал: «Моя Душа будет охранять сию землю от набегов», поэтому её назвали Скандинавия, т.е. охраняемая Душой Сканда (у славян Душа – это НАВИЯ, т.е. из Мира Нави).* Волхв Моисий никакого отношения к иудохристианству не имеет. У иудеев Моше или Мойша, но никакого Моисея не было — это русификация иностранного слова. Волхв Моисий раньше прошёл до территории нынешней Скандинавии, убедился что ледник ушёл и потом привёл туда Роды Скандов.

Общественный строй славян.

В первые века нашей эры восточные славяне жили родовыми общинами. Общины объединялись в племена. С усовершенствованием орудий труда и использованием тягловой силы лошадей или волов сравнительно небольшая семья могла вспахать и засеять участок земли, а затем собрать урожай.

В VI-VIII вв. родовые связи ослабли. Семьи одного рода стали селиться отдельно и самостоятельно распахивать новые участки земли. Тут же оседали и выходцы из других родов.

Община продолжала существовать, но она стала теперь объединять соседей, а не только родственников. Подобно тому как это было у древних германцев, и у восточных славян вместо родовой общины возникла соседская община.

У каждой семьи был теперь в пользовании пахотный участок земли. Каждой семье принадлежали орудия труда и собранный урожай. Это была их частная собственность.

Однако лесом, лугом, рекой соседи пользовались вместе, сообща. В соседской общине имущественное положение отдельных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли попадали в руки старейшин и военных вождей. Они же захватывали большую часть добычи во время военных походов. Так вместе с частной собственностью возникло и имущественное неравенство.

Родовой строй постепенно распадался. На севере и в глухих местах он задержался дольше, на юге, например у племени полян, он исчезал быстрее.

У славянских племен стали выделяться богатые предводители — князья. Около них создавались отряды воинов — княжеские дружины. Князья собирали дань с подвластного населения, со своих «людей». Сбор так и назывался — полюдье.

Обычно князья отправлялись в «полюдье» с началом зимы. Во главе сильного отряда дружинников они входили в славянский поселок и требовали дань. Жители — «подданные» князя (от слова «дань») — несли ему разное добро; особенно ценился мех куницы, бобра, белки. Несли мед в кувшинах и деревянных ведерках, круги воска и другие продукты сельского хозяйства. Жители поселка и кормили за свой счет князя с дружиной. Лошадям князя и дружинников надо было давать овса «сколько съедят».

Князья совершали военные набеги на владения друг друга. В случае победы это тоже обогащало их.

Славянские племена в VI в. н. э. объединялись в союзы. Во главе их стояли князья наиболее сильных племен. Около князей постепенно складывалась и укреплялась местная знать. Центром одного из племенных союзов явилось племя рось, или русь, проживавшее в древности на реке Рось (приток Днепра, ниже Киева). Позже название этого племени распространилось на всех восточных славян, которых стали называть русами, а территорию, на которой они жили, — Русской землей или Русью.

В VI-VIII вв. у восточных славян происходил процесс разложения первобытнообщинного строя, стало зарождаться классовое неравенство. В глубине племенных союзов постепенно созревали зачатки государственных объединений. Это облегчало борьбу восточных славян с внешними врагами.

Поляне — предки киевлян

Племенному союзу полян суждено было стать ядром Киевской Руси. Именно на территории их расселения находилась будущая «мать городов русских». Так же, как и северяне, поляне в 8 веке платили дань Хазарскому каганату, однако смогли за счёт внутренних ресурсов освободиться от этой зависимости. Тем не менее, уже спустя несколько десятилетий они попадают в частичную зависимость от древлян.


Антропологическая реконструкция полян. (forum.kajgana.com)

Современные учёные отмечают, что очень быстро в исторических письменных свидетельствах термин «поляне» заменяется словом «киевлянин». Таким образом, в течение очень короткого времени эти восточные славяне становятся ядром городского сообщества Киева, а их племенная идентичность постепенно сходит на нет.

Поляне не занимали такие же обширные территории, как древляне или северяне, поэтому их сила заключалась не в многочисленности, а в удачном расположении. Киев был одним из важнейших торговых и перевалочных центров на Днепре. Поэтому именно поляне едва ли не первыми стали заниматься, помимо обычных восточнославянских промыслов, и торговлей.

Божья Русь

Божья Русь – Смоленск, Минск, Литва, Польша – это всё относилось к Божьей Руси (Боруси). А ещё выше — Латвия по Даугаве, Волге, и далее до Печоры была Славия или Новгородская земля, которую скандинавы называли Гардарика, т.е. страна городов (поселений с крепостными стенами). После того, как пустующие западные земли начали заселять племена красных русов (червонные русы), появилась Червонная Рось, она доходила до Вислы и Немана, и разделила Божью Русь на две, восточная стала Белая Русь (Беларусь), а западная стала Божьей Русью (Борусь).* Красные русы – это племена Росов, воинское сословие (поэтому «красные»), которые отделились и пошли за своим князем осваивать пустынные земли.
* Славия – потому что столицей был город Словенск, который построил князь Словен. «Лета 3113 Великий князь Словен поставиша град и именоваше его именем своим Словенск на реце Мутная, ныне завомая Волховом, и на бреге езера Моиском завомого».
Впоследствии в честь сестры князя Словена Илмеры озеро было переименовано в Илмер, потом изменилось на Ильмер, а после — Ильмень озеро.

Ваны

Между Каспием и Чёрным морем была Великая Скифия — это территория нынешнего Краснодарского края, Ставропольского края, Ростова на Дону, т.е. по Северному Донцу до Днепра, это Таврия (ныне Крым), Северный Донецк, Волга — это всё была – страна священных городов или священных поселений, поскольку города имели крепостные стены, а здесь их не было, т.е. жили в дружбе со всеми. У озера Ван, где ныне находится Армения, жили ваны, было Ванское царство. Но после семилетней засухи, т.е. урожаи погибали, ваны переселились на территорию Нидерландов, и чтобы их потомки помнили откуда они переселились, оставили приставку к своему родовому имени – ВАН (Ван Гог, Ван Бастон, Людвиг Ван Бетховен и т.д.).

То есть не было такого, как сейчас говорят: народ умножался, умножался, а потом часть его переселялась на свободную территорию. Нет, народ переселялся полностью, оставляя города в целости и сохранности, а потом засуха заканчивалась, и сюда с юга переселялись племена других народов. Т.е. в один прекрасный момент приехали на торжище, видят пустые города, или там остались древние старцы, которые не захотели никуда уходить, и пришедшие спрашивают: «Ара (т.е. уважаемый), а где все?», те отвечают: «Они ушли в лучшие земли». И торговцы начали переселяться со всем своим хозяйством сюда и занимать уже обжитые места. Потом всю историю, которая была до них сохранённая, стали переписывать под себя, и т.к. «ария» или «ара» означал уважаемый, то они стали себя называть «уважаемыми людьми», т.е. АРА – МЕН или Армения. Но также сюда начали переселяться так называемые 10 колен Израилевых, т.е. потерянных колен. И потом уже отсюда начали переселяться на территории южного Черноморского побережья, сегодняшние Турция и Туркестан, и в более южные районы на территорию Византийской или как говорили наши Предки – Ромейской империи, т.к. столицей был город Рома.

* Ереван, Ванское царство – основали Предки голландцев

Рубрика: Наследие Предков

Северяне — данники хазар

Проживавшее на Левобережье Днепра, племенное сообщество северян в политическом развитии было очень похоже на соседних древлян. Историки, реконструируя сообщения летописцев, пришли к выводу, что эти восточные славяне сохраняли свою автономию в составе Древнерусского государства вплоть до первой трети 11 века, а затем стали ядром «северских земель» и Черниговского княжества в частности.


Височное кольцо — украшение, изготовленное северянами. (Wikimedia Commons)

До прихода Олега на эти территории северяне платили дань Хазарскому каганату. Олег освободил их от такой обузы и предложил свою защиту, причём обязательства перед Киевом, наложенные Олегом на северян, были значительно легче, чем аналогичные древлянские. Чуть позже княгиня Ольга распространила на этот племенной союз полюдье, однако, по всей видимости, активно в политическую жизнь пограничных племён не вмешивалась.

Радимичи — свободолюбивое племя

Наверное, самые загадочные и обделённые вниманием племена восточных славян. Радимичи проживали в бассейне реки Днепр, очень близко к полянам и будущему центру Киевской Руси, однако очень долго сохраняли свою независимость от Рюриковичей

Этот факт выглядит странным, поскольку в летописях об этих племенах очень часто отзываются либо насмешливо, либо свысока, и многие исследователи идут на поводу этих высказываний.

Женщина из племени радимичей. Реконструкция. (urokirus.com)

Вполне вероятно, что радимичи так же, как и северяне, платили дань хазарам, а затем, после завоевания Киева Олегом, подчинились пришедшему с севера князю. Вместе с ним эти восточные славяне участвовали в походах на Константинополь. Однако спустя столетие, почувствовав слабость центральной власти во время междоусобных войн, отделились от Киевской Руси.

Подавлять нелояльных радимичей отправился воевода Владимира Святославича Волчий Хвост. Войска киевлян и радимичей встретились на реке Пищань, и восставшие потерпели поражение. Постепенное поглощение вновь присоединённых племён продолжилось, и в 11 — 12 веках они стали частью Смоленского и Черниговского княжеств.

***

Мы поговорили лишь о самых значительных восточнославянских племенах и союзах племён, составивших основу Древнерусского государства. Но не стоит забывать, что были ещё и более мелкие объединения: полочане, дреговичи, тиверцы, уличи — имя им легион. А помимо них — и неславянские племена, тоже оказавшие большое влияние на формирование единой Киевской Руси. С самых первых дней своего существования держава Рюриковичей была полиэтническим государством, и каждое племя оставило свой след в истории Древнерусского государства.

Жрецы древних славян

Жрецы древних славян, получившие название волхвы, имели огромное влияние на политику государства, и именно им, в конечном итоге, принадлежало право решать основные политические вопросы. Власть жрецов была настолько сильной, что в значительной степени от нее зависели даже князья несмотря на то, что именно князья располагали военной дружиной.

Таким образом, мы видим, что древние славяне были язычниками.

Такая форма религии в науке называется политеизм, от греческих слов поле — «много» и теос — «бог», то есть ситуация, когда люди верят в нескольких богов сразу. Славянский политеизм сменился монотеизмом, то есть единобожием, только в 988 году, когда князь Владимир крестил Русь. Несмотря на такие отсталые по нынешним меркам верования, славяне вовсе не были отсталым народом.

Племена и их административное устройство

Самыми крупными племенами были следующие:

  • на севере проживали так называемые словене или ильменские славяне. Одним из городов, построенных ими был город Новгород;
  • чуть южнее проживали кривичи. На их землях возник город Смоленск;
  • еще южнее проживали радимичи;
  • дальше шли поляне. Именно на территории полян возник город Киев.

Были и другие племена, такие, как дреговичи, древляне, вятичи, уличи, тиверцы. В общей сложности было 12 таких союзов племен. Каждый из таких союзов племен управлялся собственным вождем, который в источниках называется князем. Основным видом заработка для восточнославянских князей был сбор дани с населения, известный, как полюдье.

Князь сам со своей дружиной ходил по подвластным ему областям и собирал дань и виде зерна, шкур, мяса и так далее. Подобный обычай, полюдье, никак не регламентировался законами. Законов тогда просто напросто не было, и поэтому князь собирал столько дани с населения, сколько считал нужным. Проезжая в день по 5-7 километров, князь возвращался обратно в свою столицу с возами и телегами, набитыми добром.

Принятие христианства

Почему же именно христианство? В Повести временных лет Нестор пишет о нескольких легендах, связанных с крещением Владимира и всей Руси. 

Первая – о выборе князем религии. Князь стал приглашать к себе послов, среди которых были иудеи, мусульмане, католики и православные. Согласно Повести временных лет, Владимир спросил иудеев, где находится их Родина. На это они ответили, что бог, наказав их народ, рассеял его по всему миру. Князь сказал, что не желает служить Богу, который лишает Отечества. 

Беседовал Владимир и с католиками, но негативно отнёсся к тому, что западная вера требовала безоговорочного подчинения главе церкви. 

Привлекательнее Владимиру казалась мусульманская религия, поскольку ислам допускал многожёнство и обещал рай людям. Однако когда Владимир узнал, что мусульманам запрещается пить вино, князь заявил: «Руси веселие есть пити». 

Больше всего Владимира поразил византийский монах-филосов, показавший картину Страшного Суда, тем самым рассказав о судьбе грешников и праведников. Икона буквально поразила князя, который был приятно впечатлён. 

Но Владимир не торопился принимать решение. Вместо этого князь отправил послов в разные страны, чтобы ещё раз подтвердить своё мнение относительно других религий. Летопись говорит о приятно ошеломлённых послах, наблюдавших богослужение в соборе Святой Софии в Константинополе. 

Вторая легенда гласит о чудесном исцелении Владимира от слепоты во время похода в Византию, в Корсунь. Владимир захватил город и ослеп. Тогда христианин из его дружины предложил ему исцеление иконой Корсунской Богоматери.  

В 988 году Владимир с дружиной крестился в Корсуни. После этого византийский император согласился выдать за него замуж сестру Анну. В Киев вместе с Анной приехало большое число священников, книжников, зодчих, мастеров фрески, мозаики, иконописи. Русь стала приобщаться к великой культуре православной Византии. 

Киев с радостью принял известие о крещении. Причины: 

  1. В Киеве уже давно было много христиан. Византийский патриарх Фотий писал, что в 865 году ученики Кирилла и Мефодия крестили славян в Поднепровье (Кирилл был учеником Фотия). В 855 году Кирилл создал славянскую письменность и вместе с учеником явился к славянам. Кирилл перевёл часть Библии на славянский язык. В IX веке Болгария приняла православие. Болгарские книжники перевели на славянский язык греческие книги, в том числе Жития святых. 
  2. В 955 году и в 957 году Ольга приняла христианство и начала проводить деятельность по распространению христианства на Руси. 

Новгород, напротив, был крещён «огнём и мечом». Северо-восточная Русь утвердилась в христианской вере только в XI-XII веках. 

Значение принятия христианства 

  1. Укрепилось международное положение Руси, которая находилась в окружении монотеистических стран. На Русь перестали смотреть как на языческую, варварскую. Это открывало возможности для установления дипломатических отношений со странами Европы (заключение династических браков) 
  2. Киевские князья получили прекрасную идеологию для объединения пёстрых племён в древнерусскую народность – русичей, ведь в церкви перед Богом все едины: и князь, и раб, и смерд, и иудей, и вятич). 
  3. Русичи обрели христианскую мораль, противоположную варварским обычаям (кровной мести и родовой вражды). 
  4. Русь приобщилась к великой культуре православной Византии, начав украшаться соборами. 

Смотрите также:

  • Категории населения. «Русская Правда»
  • Международные связи Древней Руси
  • Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции

Появление новых кочевников

В прошлый раз мы уже говорили с вами, какую негативную роль в истории нашей страны сыграли кочевники степи. Сейчас славяне стали гораздо сильнее и, когда в 7 веке н. э. в степях появились новые кочевники — авары, им уже удалось дать отпор. Однако, в 8 веке в южнорусских степях складывается государство, известное, как Хазарский каганат. Его основателями были кочевники хазары. Между славянами и хазарами установились довольно своеобразные взаимоотношения. С одной стороны, между ними иногда даже заключалось что-то вроде союза, но, с другой стороны, некоторые славянские племена и даже жители Киева в течение десятков лет платили хазарам дань.

Сбор дани с купцов

Второй формой заработка для древнерусских князей был сбор дани с купцов, которые проезжали по рекам, протекавшим по подвластной им территории.

Именно в это время, в 7-8 веках н. э. складывается самый главный в истории Киевской Руси торговый путь, известный, как путь из Варяг в Греки. Этот путь начинался в Балтийском море, которое древние называли Варяжским. Из городов Скандинавии, расположенных на территории Швеции, дани и даже Норвегии, купцы через Балтийское море попадали в реку Неву, а оттуда в Ладожское озеро. Затем, через реку Волхов, купцы попадали в Новгород, и дальше, по системе волоков, они добирались до Смоленска, где уже спускали свои суда в воды Днепра. По Днепру, проплыв город Киев, миновав днепровские пороги, купцы добирались до Черного моря и попадали в город Константинополь, который, как вы знаете, был столицей Византийской империи.

Такой путь был долгим и опасным. Купцам попадались многочисленные препятствия. Во-первых, реки не представляли собой системы, и поэтому время от времени суда приходилось выволакивать на сушу и перетаскивать из одной реки в другую. Такие места получили название волоки. Если вы возьмете карту даже современной России, то вы увидите немало географических названий, связанных с этими волоками.

Самый известный из городов, получивших название по такому способу — переносу судов из одной реки в другую — расположен недалеко от Москвы и называется Волоколамск, то есть волок на реке Ламе. Там, где купцы вместе с судами оказывались на суше, на них было удобнее всего нападать. Именно в этих местах князья и ставили свои дружины для того, чтобы можно было взять дополнительные деньги за право проплыть по своей территории.

Но судя потому, что купцы платили эти деньги, и особенно не сопротивлялись такой политике князей, все равно работа на торговом пути из Варяг в Греки была для них достаточно успешной и прибыльной. А князьям позволяла не только получать дополнительное богатство, но и, в какой-то форме, участвовать в европейской политике.

На те средства, которые князья получали со своих племен и с купцов, проезжавших по их территории, князья могли строить города. Еще до образования единого государства Киевской Руси, здесь было настолько много городов, что скандинавы даже называли Русь гардарики, то есть страна городов. Можно было строить крепости, приглашать ремесленников, создавать линии обороны.

Основные занятия древних славян

Они занимались земледелием и скотоводством, у них были различные виды ремесла, они занимались бортничеством, то есть сбором меда диких пчел, и продавали свои ремесленные изделия не только в европейские страны и в Византию, но даже в такие дальние государства, как Персия и Хорезм.

В 860 годы Киев начинает переживать период расцвета, связанный с именами таких князей, как Аскольд и Дир. Они, наконец-то, прекратили зависимость Киева от хазар. Заставили платить дань кривичей. Совершили довольно успешный поход на Византию. Однако, практически в это же время на севере появилась новая угроза. Это были варяги — скандинавы, которые в это время потрясали своими походами практически всю Европу. Они то и создадут единое государство, правда для этого им придется захватить Киев.

Религия древних славян

У восточных славян в это время складывается самобытная культура. Известно более десятка богов, в которых верили наши предки в это время. Такие как Перун, Хорс, Сварог, Стрибог, Макошь. Существовало и множество более мелких богов и божеств, в которых тоже верили и которым тоже поклонялись. Особую роль среди этих божеств играли божества времен года. Все конечно знают о таком празднике, как масленица. Масленица считалась олицетворением зимы.

Ее сжигали с приходом весны, а другое божество — Кострома, считалось, наоборот, олицетворением весны и ее чучело сжигали в самом начале лета. Славянские святилища получили название капища. В капищах устанавливались изображение богов, которым поклонялись древние славяне. Такие изображения назывались идолами и представляли собой большие каменные, а чаще деревянные, столбы, на которых были вырезаны лики божеств.

Все эти идолы, ну или почти все, были уничтожены, когда Русь приняла христианство в самом конце 10 века н. э. Немногие сохранившиеся идолы сегодня находятся в музеях, как, например, знаменитый Збручский идол.

Анты и Росы

Анты в XVI тысячелетии до н.э. освоили большой остров в Атлантическом океане, который назвали Антлань, т.е. земля Антов (греч. Атлантида). После того как Антлань затонула, анты переселились на север Африканского континента и создали Державу ТАКЕМ (т.е. чёрная земля или земля чёрных, или выжженная земля под палящим солнцем) и устроили там свои города на южном Средиземноморье, но греки называли этих белых людей «кемерийцы», т.е. анты, живущие в Кемерии (ТА — т.е. «это»; КЕМИ, или Кемерия). После великой засухи, когда погибли многие урожаи, анты переселились на северо-запад от Чёрного моря, и жили рядом с племенем Рось. Земля росов была восточнее, где Киев и Переяславль, а анты жили западнее до Дуная. Потом у них появилась совместная Держава Киевская Рось (Русь), но её территория была только до Чернигова, а дальше начиналась территория Божьей Руси.
* Украинцы – это потомки Антов и Росов

Словене — предки новгородцев

Племена словен расселились у озера Ильмень довольно поздно — с 8 века, однако именно им суждено было стать (наравне с пришлыми варягами) одними из главных героев всей ранней истории Древней Руси. Ильменские словене, наряду с норманнами и местными финно-угорскими племенами, заложили основу племенного суперсоюза с центром сначала в Ладоге, а потом и в Новгороде.

От других этносов, проживавших у озера Ильмень, археологи отличают словен по характерным захоронениям под сопками. Их соседи, варяги, кривичи и финно-угры, использовали иной тип погребений: длинные курганы. Исследователи сходятся во мнении, что таким образом эти восточнославянские племена стремились сохранить свою идентичность.

Антропологический облик ильменских словен. (balto-slavica.org)

Впоследствии в летописях термин «словене» стал синонимом слову «новгородцы». Историки считают, что большая часть этого восточнославянского союза племён стала влиятельной аристократической прослойкой в Великом Новгороде. Этому способствовало и поддержка словенами сначала Владимира, а затем и Ярослава Мудрого в междоусобных войнах 10 — 11 веков.

Кривичи — древнерусские судостроители

Это племенное объединение соседствовало с ильменскими словенами и занимало огромные территории: районы городов Смоленск, Полоцк и Псков. Современные исследования позволяют утверждать, что этот племенной союз восточных славян не обладал «племенным центром», как словене или древляне. Кроме того, кривичи очень тесно взаимодействовали с балтскими племенами и скандинавами. В пользу этого говорят их курганные захоронения, вскоре после принятия христианства постепенно исчезающие.

Помимо этого, о тесном взаимодействии кривичей и их балтских соседей говорит и их этноним. По одной из гипотез, слово «кривичи» произошло от названия верховного балтского жреца — Криве. Более того, в современном латышском языке русских называют «креви», а Россию в целом — «Кревия».


Изображение Криве на Памятнике Свободы в Риге. (Wikimedia Commons)

Кривичи упоминаются и в сочинениях византийского императора Константина Багрянородного. Так, безилевс писал, что лодки, на которых славянские и варяжские дружины подходили к стенам Константинополя, были построены именно этими племенами. Русские же летописи связывали кривичей с полоцким княжеским домом, постоянно враждовавшим с киевскими и новгородскими князьями. Эти племена упоминаются в древнерусских исторических памятниках вплоть до середины 12 века.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.