История
Точная дата основания монастыря неизвестна. Считается, что это случилось не ранее второй половины XVII века.
В 1764 году, согласну указу о секуляризации церковной собственности, мужская Рдейская пустынь была упразднена, монастырские земли изъяты в пользу государственной казны, церковное имущество передано в другие монастыри Новгородской епархии. От всего монастырского комплекса осталась только церковь Успения, которая в 1780 году была переведена в разряд приходских. Позднее, по причине её значительной удалённости от жилья, приход был переведён в близлежащую деревню Наволок.
Последующая история Рдейского монастыря тесно связана с купцом А. Н. Мамонтовым. В 1880 году он становится попечителем приходской церкви в Наволоке, в 1883 году, при его содействии, приход переводится обратно в церковь Успения бывшей Рдейской пустыни.
В 1887 году по указу Святейшего Синода монастырь открывается вновь. Согласно новому названию, он характеризуется как женская «житейская обитель с училищем для малолетних детей». Купец Мамонтов оказал этому предприятию финансовую поддержку в размере 6000 рублей.
С этого времени, опять же — при финансовой поддержке А. Н. Мамонтова, в монастыре начинается интенсивное строительство. Описание монастырских построек 1890 года сообщает, что в это время на территории монастыря находились каменная церковь Успения, деревянная часовня, двухэтажный деревянный и трёхэтажный полукаменный жилые корпуса, некоторые хозяйственные постройки, погреба, конюшни, склады для провизии, сараи для дров, хлебный амбар, баня, прачечная, а также каретный двор.
28 мая 1893 года Святейший Синод постановил Рдейскую женскую общину «возвести» в женский монастырь с наименованием «Успенская Рдейская общежительная пустынь».
В том же году вокруг монастыря была возведена ограда — восточная сторона каменная, с других сторон — деревянная.
По приглашению игуменьи Евсевии в августе 1896 года в монастырь прибыл новгородский епархиальный архитектор А. Н. Дьяков. По его оценке церковь Успения находилась в аварийном состоянии. При финансовой поддержке купца Мамонтова была запланирована постройка каменного собора на 750 человек.
Возведение нового Успенского собора было начато в 1898 году и закончено в . Автором проекта был академик А. С. Каминский, исполнителем — архитектор И. Т. Барютин. Иконостас был изготовлен московским мастером Захаровым. Пожертвования на строительство от купца Мамонтова составили 150000 рублей. Все расходы превысили сумму в 350000 рублей. Новый храм был освящён 19 сентября 1902 года архиепископом Новгородским и Старорусским Гурием (Охотиным). Он был оборудован современной системой парового отопления.
После революции в монастыре начались волнения среди послушниц. В течение короткого времени сменилось несколько настоятельниц. Монастырь просуществовал до 1932 года, но службы в соборе продолжались до конца 1937 года. Последний настоятель иеромонах Димитриан (Савельев) был арестован 7 декабря 1937 и расстрелян 28 декабря.
Легенды
Сюда сегодня пытаются попасть многие туристы. Местные жители практически всегда предупреждают новичков о том, что ради праздного любопытства не стоит преодолевать трудную дорогу, чтобы попасть в Рдейский монастырь. Легенды, которые веками слагались вокруг этого места, тем не менее, привлекают сюда. Именно они, видимо, и побуждают людей предпринять это опасное и трудное путешествие – дорогу к храму.
Несмотря на то, что вокруг обители святых ключей нет, здесь с водой проблем не возникает. Люди пьют ее прямо из Рдейского озера. На вкус приятная вода, не портится очень долго. Рдейский монастырь называют замоленным: вокруг него ходит много легенд о целебных свойствах. Сюда, судя по рассказам, людей приводили для изгнания из них бесов. Женщинам, страдающим от бесплодия, хватало всего одного посещения, чтобы потом рожать здоровых детей. Ходят слухи, что здесь исцеляли людей от проблем с опорно-двигательным аппаратом.
Брать из храма нельзя ничего — Рдей «накажет». Свидетельством тому сравнительно недавний случай, когда два охотника решили унести отсюда плитку для своей бани, надрали три мешка и отвезли домой. Очень скоро один из них трагически погиб, а другой умер в результате неизлечимой болезни. Плитка была возвращена в Рдейский монастырь: мешки до сих пор можно здесь увидеть. Аналогичную историю рассказывают и про трактор, который вез кирпич, отбитый со стен храма. Он ушел в болото.
Рдейский монастырь был полностью расписан лилиями. Они видны везде: на мраморном иконостасе, на том, что сохранилось от росписи внутреннего помещения, на решетках. Говорят, что когда-то лилии были вплетены и в кресты. Орнамент под куполом напоминает современную цепочку ДНК.
Многие рассказывают, что Рдейский монастырь словно не «подпускает» к себе в первый раз, а тех, кто приходит с нечистыми умыслом, и вовсе запутывает. Говорят, что неожиданно начинают врать системы навигации, уводя в сторону от храма. Многие из тех, кому посчастливилось посетить Рдейский монастырь, упоминают колокольный звон. Слышат его очень многие, что удивительно. Ведь в ближайшей округе нет церквей. Поэтому перелив колоколов звонницы считается настоящей мистикой.
Недействующие монастыри
Памятники церковной архитектуры – заброшенные и восстанавливаемые монастыри.
Зверин-Покровский монастырь
Впервые монастырскую деревянную церковь Покрова упомянули в летописи в 1148 года, когда ее уже уничтожила молния. Появившиеся впоследствии строения Зверина монастыря в 1721 году закрыли, но спустя 6 лет восстановили. В XVIII веке этот и Николо-Бельский монастыри объединились. В 1899 году обитель пополнилась Покровским собором. С приходом большевиков монастырь закрыли. Возвратили верующим собор в 1989 году.
Адрес: г. Великий Новгород, ул. Бредова-Звериная, 18
Сайт: www.soborpokrova.ru
Деревяницкий монастырь
Название исходит от реки Деревянки, где стоит монастырь. Первое его упоминание в летописях – в 1335 год, когда построили в камне храм Воскресения Христова в камне по распоряжению св. Моисея. Под конец XVII века перестроенное церковное строение разрушилось, вместо него появился Воскресенский собор. Позднее территория монастыря украсилась выложенной камнем церковью Успения Богородицы.
Адрес: г. Великий Новгород, ул. Восточная, 3
Старорусский Спасо-Преображенский монастырь
Лавру создал в 1192 году игумен Мартирий. Спустя 6 лет построенный деревянный собор Спаса Преображения сгорел, новый в камне отстроили в 1442 году. Его иконостас, в 5 ярусов, – в византийском стиле. Украсила храмовый интерьера чудотворная икона Божией Матери. В монастыре хранятся части святых мощей 50-ти угодников. На монастырской территории до 1630 году возвели церкви – Рождества Христова и Сретения Господня.
Адрес: г. Старая Русса, Монастырская площадь, 1
Десятинный монастырь
Монастырь входит в когорту старейших в Новгороде. Основание пустыни относят к началу XIV века, когда поставили церковь св. Богородицы. В 1397 году возвели храм Рождества Богородицы, а в 1413 году – церковь Иоанна Предтечи (она в камне). Поступательно в обители появлялись кельи-стены из камня, крипта, трапезница. В 1809 году возвели звонницу в камне, перестроили в 1903 году. И сегодня она увенчивает монастырский ансамбль.
Адрес: г. Великий Новгород, Десятинный монастырь, 3
Рдейский Успенский монастырь
Поначалу на полуострове Рдейского озера существовал Преображенский мужской монастырь. В него входили и обители –Троицкая и Николо-Хвоинская. Монастырь упразднили в 1764 году, в 1886 году учредили женскую общину, превращенную в пустынь в 1893 году. В советский период ее закрыли. Сегодня в монастырском Успенском соборе частично сохранился уникальный иконостас из белого мрамора с витиеватой резьбой.
Адрес: заповедник Рдейское озеро
Описание
Внутреннюю отделку сделали достаточно роскошной. Доминантой для нее стал иконостас, созданный из венецианского мрамора. Работу осуществил московский мастер Захаров, иконы также писали столичные живописцы. Пол Рдейского монастыря был устроен из мраморной плитки. На окнах красовались витражи, а снаружи стояли кованые узорчатые решетки. После освящения монастыря осенью 1902-го сюда перенесли главную святыню обители — чудотворную икону во имя Успенской Богоматери. Паломники издалека ехали сюда, чтобы поклониться ей. Дорога на Рдейский монастырь была очень трудной, поэтому добираться до него приходилось несколько дней.
Свято-Юрьев монастырь
Рекомендовать место
17
6
Свято-Юрьев монастырь — крупнейший из новгородских монастырей. Обитель была основана в месте, где река Волхов вытекает из озера Ильмень, князем Ярославом Мудрым в 1030 году. Князь, получивший при крещении имя Георгий, посвятил обитель и ее главный храм Святому Великомученику Георгию. На протяжении многих столетий Юрьев монастырь играл ведущую роль среди многочисленных новгородских монастырей, был настоящим оплотом духовности. Земельные владения монастыря были поистине огромными, а настоятель обители считался вторым духовным лицом после новгородского архиепископа.
Главный храм обители — Георгиевский собор — выдающийся памятник древнерусской архитектуры. Он был построен в 1119 году мастером Петром — первым русским зодчим, имя которого зафиксировано в летописях. В архитектуре собора сочетаются византийские и киевские элементы, но при этом он имеет четко выраженные индивидуальные черты.
В истории монастыря были периоды расцвета, переживал он и сложные времена. Наибольший расцвет приходится на XIX век, когда настоятелем стал архимандрит Фотий (Спасский), пользовавшийся огромным уважением императора Александра I. Фотий был духовным отцом графини Анны Орловой, наследницы графа Алексея Орлова-Чесменского. Обладавшая огромным состоянием графиня оказывала крупные пожертвования монастырю, и в эти годы здесь велось обширное строительство. В 1841 году была возведена колокольня по проекту знаменитого архитектора Карла Росси. Предание гласит, что она должна была превзойти московскую колокольню Ивана Великого, но император Николай I собственноручно вычеркнул из чертежа один ярус. В 20-30-е годы монастырь был закрыт и разорен, а годы войны здесь базировались немецкие и испанские части. И только в 1991 году Юрьев монастырь был возвращен Церкви, и жизнь в нем начала возрождаться.
Хутынский монастырь
Рекомендовать место
23
4
История обители тесно связана с именем старца Варлаама Хутынского, который является одним из наиболее почитаемых на севере России святых. По легенде место, где появился монастырь, считалось «худым», где властвовали злые силы. Варлаам сумел с помощью молитвы изгнать злых духов и построил церковь Спаса Преображения. Сегодня Хутынский монастырь являет собой прекрасный памятник культовой архитектуры XVI–XIX веков.
Жизнь Хутынского монастыря окутана многочисленными легендами и преданиями. Например, в 1462 году в обитель приехал царь Иван III, чтобы поклониться святым мощам. Государь начал выпытывать у игумена, почему закрыты ковчеги с мощами и предложил открыть их, чтобы любой человек мог приложиться к святыням. В момент, когда начали раскапывать могилу святого Варлаама, из земли ударил огненный столб. В ужасе царь побежал из церкви, а из земли продолжали вырываться огненные столбы. Иван III в большом страхе покинул обитель, а оставленный им посох и обожженная дверь алтаря долгое время хранились в ризнице монастыря.
Сейчас на территории Хутынского монастыря находится сопка, на вершине которой стоит часовня Варлаама Хутынского, а неподалеку от стен монастыря – святой источник. В главном монастырском храме Спаса-Преображения хранятся мощи преподобного Варлаама, а также покоится прах великого русского поэта Гавриила Романовича Державина, усадьба которого располагалась в Новгородской губернии.
Святыни храма
За все время существования этой обители, начиная с шестидесятых годов семнадцатого столетия, в ней было накоплено достаточно духовных ценностей и реликвий, к которым приходили кланяться прихожане. Как свидетельствуют старинные описи, Рдейский монастырь славился чудотворными иконами — Успения Пресвятой Богородицы, Соловецких Зосимы и Савватия. Этим святыням приписывали целительные свойства. Обе эти чудотворные иконы во время разграбления обители были окончательно утеряны.
Особенное внимание прихожан привлекал напрестольный крест. Он был серебряным, вызолоченным, чеканной работы и восьмиконечным
Ценность креста невероятно возрастала в силу вложенных в него частичек святых мощей, прочих священных предметов. Об этом свидетельствовали и надписи. Три восьмиконечных храмовых креста являются наследием от трех существовавших раньше на этом месте церквушек. Все они были сделаны из липового массива.
Антониев монастырь
Рекомендовать место
12
2
Согласно первой новгородской летописи, Антониев монастырь был заложен в в 1117 году, строительство было завершено через два года. Основателем его был преподобный Антоний Римлянин.
Удивительные легенды рассказывают о появлении основателя монастыря. Во время молитвы Антония кусок скалы, на которой стоял преподобный, откололся, и на этом камне он доплыл до Новгородской земли. Антоний увидел в этом божий промысел и на месте, куда принесли его воды реки Волхов, решил основать монастырь.
Основным храмом монастыря является собор Рождества Пресвятой Богородицы. На территории комплекса находится немало достопримечательностей. К ним можно отнести 6 мозаичных икон 12 века, трость из морской травы, которую якобы держал в руках святой Антоний, когда прибыл в Новгород, а также кусок камня, на котором приплыл преподобный.
В1920 году монастырь был упразднен. Сегодня на этой территории находятся факультеты Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого.
О чудодейственной силе монастыря слагаются легенды
В течение нескольких лет энтузиаст Мирон Антипов устраивает на мотодельтаплане воздушные экспедиции к монастырю, дабы привлечь к нему внимание общественности и потихоньку всем миром восстановить
Сам Мирон – живое подтверждение сверхъестественных возможностей Рдейской обители. Несколько лет назад при посадке мужчина разбился: ему практически оторвало ногу. Была проведена операция, но функции ноги не восстановились, и Мирон не мог ходить без костылей.
Намучившись, он решил однажды попытать счастье в монастыре. С большими трудностями добравшись до него, мужчина провел в Рдейской обители одну только ночь. Когда Мирон вернулся домой, то несколько дней страдал от ужасной боли, однако за месяц функции ноги восстановились полностью. Сейчас Мирон Антипов вспоминает о костылях и своих злоключениях только во время бесед об удивительных чудесах обители.
Паломники, часто бывающие в монастыре, говорят: тот, кто собирается сюда, должен оставить дома все свои расчеты и планы, так как Рдея сама решит, пускать ли ей посетителя. Как же проявляется ее отказ? Человек либо начинает кружить, либо, сам не понимая причины, решает с полпути вернуться. А бывает и так, что на него нападает сильнейший страх, не позволяющий продолжить путь. Чудесная обитель открыта только для «своих», и этих счастливцев она приглашает к себе снова и снова
https://youtube.com/watch?v=Q0JdsEY3ggg
Современное состояние[править | править код]
Постройки монастыря сильно пострадали во время войны. Из них сохранилась только каменная часть ограды 1893 года и Успенский собор, который находится в разорённом аварийном состоянии. Полностью отсутствует кровля, двери и окна, верхнее перекрытие заросло деревьями; из декора сохранились элементы иконостаса из белого венецианского мрамора и остатки итальянской плитки.
Плитка, кровельное железо и другие достойные внимания элементы построек растаскивались как местными жителями так и некоторыми заезжими гражданами. Кроме того, монастырское кладбище нередко подвергалось набегам со стороны так называемых чёрных копателей.
В последнее время возрос интерес к возрождению «Рдейщины», который поддерживается экспедициями мото- и дельтапарапланеристов к Рдейскому монастырю, ежегодно проводимые в феврале-марте начиная с 2001 года. В 2008 году в районе создан благотворительный фонд возрождения Рдейского монастыря «Фонд Рдейский монастырь». Основной целью Фонда является консервация, восстановление, охрана и содержание архитектурного памятника Рдейский монастырь, возрождение Рдейского монастыря. При его участии начата консервация храма (покрытие куполов плёнкой) с целью сохранения памятника для его последующего восстановления. Как отметили ИА «Ваши новости» в областном комитете культуры, туризма и архивного дела, в восстановлении обители большое участие принимает Новгородская епархия.
Бывшая монастырская дорога. Описание
С северного края деревни Наволок (у второго — третьего дома)
в южном направлении уходит хорошо заметная полевая дорога,
ведущая в деревню Шапково. Идем по дороге примерно 900 метров до трубы,
в которую упрятан ручеек. Сразу за ручьем — поворот по колее направо.
Движемся по ней примерно 1050 метров, пересекаем новую канаву
и еще через 600 метров входим в лес. В морозную бесснежную погоду
до этой точки можно без труда добраться на легковом автомобиле.
Координаты — 57.30841 северной широты, 31.01506 восточной долготы.
Далее идем по хорошо заметной лесной дороге.
Вскоре она из леса выводит на небольшое поле с пригорком
в его конце. Сразу за пригорком — очередной ручеек.
На противоположном его берегу то, что раньше можно было
назвать дорогой, заканчивается и начинается болото.
Этот участок пути имеет длину около 1250 метров.
Координаты точки выхода на болото —
57.30246 северной широты, 30.99703 восточной долготы.
Теперь вам предстоит решить две проблемы:
определить куда идти сейчас и как возвращаться потом.
Обе они легко решаются и без привлечения
тяжелой артиллерии в виде GPS-приемника.
Монастырь лежит от вас по курсу 243 градуса
на расстоянии 6 километров 800 метров.
При условии идеальной видимости можно даже
различить верхушку собора. Впрочем, необходимости
в этом нет — все что от вас потребуется,
это умение держаться на курсе.
Именно так, по идеальной прямой, и была проложена
монастырская дорога. Нельзя сказать,
что она хорошо сохранилась. Местами она различима
легко, местами едва-едва. Но ее прямолинейности
можно позавидовать.
Перед тем как двинуться в дальнейший путь,
оглядитесь по сторонам. Справа от вас растет компактная
группа высоких деревьев. Это идеальный ориентир для обратной дороги,
видимый с расстояния минимум полутора километров.
Болото довольно сильно изъедено колеями от различного транспорта,
разбегающимися в разные стороны. Летом они вряд ли окажутся
полезными в вопросе достижения монастыря. Иное дело
самый конец осени и начало зимы, когда болото встает, но снега
еще немного. В такую погоду двигаться прямо по колее чрезвычайно удобно.
Там, где летом глубокие лужи, в такое время ровный и прочный лед.
Остается лишь выбрать самую топкую (летом)
колею, ведущую в направлении монастыря. В целом, большая их часть
тянется чуть правее бывшей монастырской дороги, периодически
на нее выходя. Примерно через 4 километра на горизонте показываются
купола собора, возвышающиеся над лесом. Еще 3 километра ходьбы —
и вы под стенами монастыря.
Координаты — 57.28249 северной широты, 30.88995 восточной долготы.
Лирическое отступление специально для любителей трофи-рейдов.
Болото — это чрезвычайно хрупкая экосистема. Колеса вашей
техники способны нанести ей непоправимый ущерб за минимальное время.
Большая просьба — воздержитесь, пожалуйста,
от езды по болоту на тяжелых транспортных средствах.
Мы рекомендуем использовать более экологичные виды
транспорта — «каракатицы», велосипеды и собственные ноги.
Спасибо.
Николо-Вяжищский монастырь
Рекомендовать место
15
5
В 12 километрах к северо-западу от Великого Новгорода расположена небольшая деревня Вяжищи. Здесь, в верховьях речки Веряжи взору путешественников открывается невероятно красивый архитектурный ансамбль Николо-Вяжищского монастыря. Стройные силуэты храмов, зеленые купола и сверкающие изразцы создают впечатление, что какой-то волшебник соткал его как тонкое кружево и поместил сюда, в окружении бескрайних полей.
Вяжищский монастырь был основан в конце XIV века тремя монахами — Игнатием, Евфросином, Галактионом, а также присоединившимся к ним священником Пименом. Впоследствии Пимен стал первым настоятелем обители. Из монастырских построек до наших дней сохранились лишь Никольский собор (1681-1683 гг.), трапезная с храмами Иоана Богослова и Вознесения (1694-1698 гг.), а также жилой корпус. Ансамбль монастыря выглядит цельным и завершенным, он изящен и величав.
Особую выразительность зданиям придает богатый декор, состоящий из разноцветных изразцов — больших и маленьких. Чаще всего на небольших изразцах были изображены цветочные букеты, либо геометрические фигуры. Изразцы более крупных размеров имели более разнообразные росписи: на плитках встречаются единорог, двуглавый орел, крест, ваза с крупным цветком-плодом и другие сюжеты.
Николо-Вяжищский монастырь — это бесценный памятник архитектуры Новгородской земли. Невозмутимое спокойствие великолепного ансамбля и ощущение возвышенности привлекает сюда многочисленных туристов и паломников. Монастырь открыт для посетителей в любое время.
Вторая жизнь
Большую поддержку этой глухой обители оказывал купец Мамонтов – двоюродный брат известного благотворителя и мецената. Уже к 1890-му территория монастыря полностью изменилась. Были построены жилые корпуса, часовня, трапезная, несколько амбаров и прочих строений, обновлена ограда. Из-за ветхости старую Успенскую церковь снесли. На ее месте в 1898 году архитектором Борютиным было начато строительство пятиглавого монастыря, рассчитанного на семьсот пятьдесят человек.
Щедрые пожертвования Александра Николаевича Мамонтова дали возможность при возведении использовать самые современные по тем временам технологии. Неподалеку был построен небольшой кирпичный заводик, бесперебойно снабжавший стройки своей продукцией. Отопление, согласно проекту, было сделано паровым: для этого использовали котлы Демидова. Кстати, они и по сей день стоят здесь.
Рдейский монастырь
Рекомендовать место
8
2
Рдейский монастырь находится на восточном берегу озера Рдейское в Холмском районе Новгородской области. Он словно вырастает из густой лесной чащи, окруженный с трех сторон болотами. никакой информации о времени основания монастыря не известно, но в XVII веке обитель уже упоминается, кроме того, речь идет и колоколе, отлитом в 1689 году.
Сложные времена обители начались в 1764 году, когда она была упразднена в соответствии с указом Екатерины II о секуляризации церковной собственности. Все земли монастыря перешли в казну, а имущество было распределено между монастырями Новгородской епархии. Постепенно монастырь окончательно обеднел и был закрыт в 1873 году.
Расцвет Рдейского монастыря был связан с именем купца Александра Николаевича Мамонтова. Благодаря его щедрым пожертвованиям, началось активное восстановление обители с применением самых передовых технологий того времени. Рядом располагался кирпичный завод, поэтому перебоев с сырьем не было, проект предусматривал паровое отопление котлами Демидова. Что касается внутреннего убранства, то оно просто поражало своим великолепием. Главным украшением стал роскошный иконостас из Венецианского мрамора. Пол был выложен мраморными плитами, окна были украшены витражами и изящными коваными решетками. Следы былой роскоши в виде великолепного мраморного иконостаса сохранились здесь до сих пор, но людей сюда притягивает не это, а совершенно удивительная атмосфера спокойствия и умиротворения.
Трудные времена
Безбожные советские времена добавили монастырю проблем, но он по-прежнему оставался действующим. В 1938г. обитель безжалостно ограбили, найти украденные святыни так и не удалось.
В годы второй мировой в этих местах проходили ожесточенные бои. Немцам так важна была победа в них, что они выпустили даже специальные наградные знаки. Фашистам крепко доставалось от здешних партизан, и они считали, что те используют монастырь в качестве наблюдательного пункта: колокольня Успенского храма позволяла осматривать окружающую местность.
Решив избавиться от досаждавшего им монастыря как смотровой площадки, фашисты заминировали всю его территорию. Никто до сих пор не понимает, как Успенский собор уцелел, когда вокруг повсюду взрывались мины.
Монастырь сегодня
Возникает вопрос: чем же полуразрушенный храм, лишившийся всех своих святынь, привлекает сегодня многочисленных паломников, не говоря уже о местных жителях? Причина, скорее всего, в том, что земля, на которой стоит Рдейский монастырь, является местом силы и способна исцелить тело и душу человека.
Мы уже упоминали о том, что эта земля сама выбирает, кого ей можно пустить, а кому лучше дать от ворот поворот. Кроме того, она не прощает людей, нанесших вред монастырю.
Фото из открытых источников
По слухам, все, кто осквернил стены обители своими «памятными надписями», ушли вскоре после этого из жизни. Известен случай, когда молодой парень приехал в монастырь, чтобы выполнить предсмертную просьбу отца – стереть со стены надпись, которую тот оставил, однажды побывав в обители.
А вот еще история на эту же тему. Один предприимчивый товарищ зимой приехал к монастырю на машине и снял с пола в храме часть уникальной плитки, чтобы оборудовать ею бани – свою и родственника. Месяц спустя обе бани сгорели, самого похитителя поразил тяжелый недуг, а его родственник сильно травмировался, работая с бензопилой. Осознав свой проступок, вор вернул в храм голубую плитку и после этого пошел на поправку.
Фото из открытых источников
Мы можем только предполагать, какую кару понесли грабители, похитившие монастырские иконы, и копатели здешних могил.
Эта тема закрыта для публикации ответов.