Содержание:
Учитывая недавние споры вокруг иммиграции в новостях, вы, вероятно, слышите много разговоров о расе, этнической принадлежности и национальности. Но что означают эти термины? Хотя вы, вероятно, имеете общее представление о том, что означают эти термины, правда в том, что концепции могут быть довольно сложными. Например, как именно вы определяете расу? Раса и этническая принадлежность — это одно и то же? Если нет, то в чем разница? И можно ли быть расистом по отношению к кому-то за страну, из которой они родом?
Все эти вопросы в последнее время находятся в центре диалога в Соединенных Штатах, но кажется, что люди редко начинают с самого начала с того, как вы определяете расу, этническую принадлежность или национальность. В этой статье мы расскажем вам о национальности, расе и этнической принадлежности, в том числе:
- Определение каждого термина
- Объяснение каждого термина с примерами
- Предоставление таблицы, в которой сравниваются и противопоставляются раса, этническая принадлежность и национальность
- Приводим примеры расы и этнической принадлежности
Когда дело доходит до этой темы, есть о чем поговорить, так что приступим!
Определение этноцентризма
Этноцентризм возникает, когда человек судит о другой культуре, основываясь на ценностях и стандартах своей собственной культуры.. Проблема в том, что культуры сильно различаются, поэтому результатом этноцентризма является то, что человек думает, что его культура лучше, чем культуры других людей. Этноцентризм приводит к тому, что человек или группа людей думают, что их образ жизни является естественным и правильным, а культуры, которые не разделяют одни и те же обычаи и ценности, опасны, отсталые и нецивилизованные.
Подобно расизму, этноцентризм ведет к дискриминационной практике. Например, возьмем эту историю о студентах, которых попросили снять хиджаб в одной школе Вирджинии. Хиджаб — важная часть религиозной практики некоторых мусульманских женщин. Учитель, попросивший девушку снять хиджаб, предположил, что ее культурные обычаи и ценности — в которых хиджаб не требуется — превосходят ее. В данном случае действия учителя основывались на ложном предположении, что одна этническая группа в чем-то превосходит все другие и что другие должны ассимилироваться.
Поначалу различия между расой и этнической принадлежностью сбивают с толку, но мы здесь, чтобы помочь вам лучше понять различия.
Что такое раса?
Во-первых, давайте определимся с расой. Проще говоря, раса — это физические качества человека, которые позволяют ему вписываться в отдельные группы. Группы людей со схожими физическими и поведенческими характеристиками сгруппированы по расовым категориям.
Вообще говоря, люди относятся к разным расовым категориям по своим неизменным физическим характеристикам, например, цвет кожи, текстура волос, форма глаз и черты лица. Итак, в Соединенных Штатах человек с темной кожей и очень вьющимися черными волосами будет считаться в расовом отношении черным, а человек с бледной кожей и прямыми светлыми волосами будет считаться европеоидом.
Важно понимать, что в то время как раньше люди думали, что раса была биологически детерминирована,наука доказала, что раса — это социальная конструкция. Но что именно это означает? Что ж, в какой-то момент люди подумали, что когда вы принадлежите к определенной расе, вы значительно отличаетесь биологически от людей других рас
Это часто использовалось как средство подавления людей. Например, одним из оправданий американского рабства было то, что черные люди по своей природе генетически уступали белым, что делало последнюю высшей расой.
Недавняя наука показала, что раса на самом деле является чем-то разработанным и закрепленным обществом. То есть ученые обнаружили, что раса человека не делает его генетически значительно отличным от других. Это означает, что раса — это способ общества дифференцировать людей на основе общих физически выраженных черт.
Историческое развитие
Если рассматривать развитие этнической общности глобально, следует уточнить, что на формирование определенных признаков нации влияет огромное количество факторов (рисунок 3).
Современная наука выделяет два основных подхода к формированию этнических общностей: социокультурный и естественно-биологический. Несмотря на некоторые неточности каждой теории, они имеют право на существование.
Процесс формирования любой формы этноса называют этногенезом, причем, в зависимости от подхода, будут меняться и факторы формирования национальности или этноса.
С точки зрения естественно-биологического подхода, этническая общность формируется под воздействием таких факторов:
- Этнос является не социальным явлением, а всего лишь результатом развития группы людей, проживающей в одной географической местности.
- Любой этнической общности свойственны фазы подъема, расцвета, упадка и гибели.
- Основной развития этнической общности является пассионарность, то есть стремление самых талантливых людей к изменению своего окружения.
Сразу следует уточнить, что понятие пассионарности было разработано известным российским ученым Гумилевым, и оценивается неоднозначно.
Рисунок 3. Исторические аспекты оказывают сильное влияние на все этнические общности
Согласно учению П. Сорокина, в основе формирования любой этнической общности лежит социокультурный аспект, который приводит к переустройству социума, формированию новых традиций и изменению основ менталитета.
Что такое этнос?
С греческого языка слово «этнос» переводится как семья, род, народ. Этносы – это древнейшие социальные общности людей, и на сегодняшний день они являются одними из самых значимых.
Этнос – это общность, которая отличается особенными, характерными только для нее культурными чертами, сложившимися на протяжении многих веков и передающимися из поколения в поколение.
В основе деления людей по этническому принципу лежат следующие критерии:
- Общее происхождение, единая культура.
- Единство языка, норм поведения, обычаев.
- Самопричисление человеком себя к той или иной этнической общности.
- Схожесть предпочтений в еде, стиля одежды, типа жилья.
- Единая территория (необязательный признак, т.к., например, у евреев нет единой территории проживания, однако они остаются этнической общностью).
Внутри этнической группы существует несколько специфических социальных институтов:
— Эндогамная семья, то есть семья, которая образуется при вступлении в брак людей одной этнической принадлежности.
— Институт старейшин – пожилых, опытных людей, которые имеют непререкаемый авторитет в своей семье или этнической группе.
— Организация культа, характерного только для данного этноса (например, славянская мифология или религия африканского народа игбо).
В современном мире представителям разных этнических обществ приходится контактировать друг с другом, и эти контакты так или иначе отражаются на них.
Некоторые межэтнические контакты происходят без изменения этнического самосознания, их называют этнообъединительными. К числу объединительных процессов относятся:
а) Этническая консолидация – процесс объединения, сплочения большого этноса, сглаживание различий между локальными этническими группами или их объединение. Несколько близких по языку соседних этносов также могут объединиться в ходе этого процесса.
б) Этническая ассимиляция – процесс, при котором ранее самостоятельный этнос растворяется в более крупной этнической группе. Ассимилируемый народ теряет часть традиций, язык, меняется его этническое самосознание.
Процессы, в результате которых этнос меняется, называют этноразделительными. К их числу относятся:
а) Этническая дивергенция – процесс разделения единого этноса на несколько частей, каждая из которых осознает себя особой, отдельной общностью.
б) Этническая сепарация – процесс откола от этноса какой-то части, которая потенциально может превратиться в отдельный этнос.
Интересные факты о современных этносах, видах
С развитием человечества огромное количество наций пережило все этапы эволюции этноса: от рода к нации. Именно это привело к образованию известных нам наций и государств. Стоит отметить, что идеология фашизма призывала с течением времени уничтожить другие нации, но история показала, что на всем протяжении существования человечества любая народность без взаимодействия с другой вырождалась.
Таким образом, если бы на планете остались только чистокровные арийцы, то это неминуемо привело бы через несколько поколений к огромному количеству наследственных заболеваний.
Примечателен и тот факт, что израильтяне развивались не по общей схеме – от семьи к нации. Все дело в том, что по жизненному укладу они относились к типичным кланам, где был общий предок – Авраам; имелось кровное родство между всеми людьми. Но внезапно, то есть за несколько поколений израильтяне смогли сформировать целое государство с четкой правовой системой и экономическими взаимоотношениями. Но все же они сохранили настоящую клановую систему, и только в редких случаях допускаются родственные связи с другими представителями народностей. С таким подходом к жизни евреев впереди ждало вырождение. Но этого не случилось, потому что возникло христианство, которое разделило эту нацию на два лагеря, враждебно относящихся друг к другу. На сохранение нации повлияло и разрушение государства, которое привело к рассеиванию народа.
Взгляды и самосознание народностей очень удивительны и порой не поддаются объяснению. Например:
- Дети южноафриканской народности на руках матери или отца проезжают больше семи тысяч километров.
- Исландцы догадались использовать тепло от вулканов для обогрева своих жилищ.
- В Российской империи монарх держал в руках скипетр, но у жителей Сиамского королевства (Таиланд) другой взгляд на предметы царских регалий. Тайский король держит в руках инструмент, которым отмахивается от мух. Изготовлен он из слоновой кости и хвоста белого слона.
- Вьетнамцы вообще каждый новый год отмечают в разные даты.
- А у японцев законом не определено, с какого возраста можно заключать браки.
Язык и культура
Хотя конституция России признает русский язык официальным языком, отдельные республики могут объявить один или несколько официальных языков. У большинства предметов минимум два — русский и язык «одноименной» национальности. В большинстве субъектов страны существует оживленная сцена на языках меньшинств: более 1350 газет и журналов, 300 телеканалов и 250 радиостанций на более чем 50 языках меньшинств. Более того, новое законодательство разрешает использование языков меньшинств в федеральном радио- и телевещании.
В 2007 году насчитывалось 6260 школ, в которых преподавалось в общей сложности 38 языков меньшинств, и более 75 языков меньшинств преподавались в качестве дисциплины в 10 404 школах. Министры Совета Европы отметили усилия по улучшению предложения учебников и учителей языков меньшинств, а также большую доступность преподавания языков меньшинств. Однако, как отметили министры, остаются недостатки в доступе к образованию лиц, принадлежащих к определенным меньшинствам.
Существует более 2000 общественных объединений национальных меньшинств и 560 национально-культурных автономий, однако Комитет министров отметил, что во многих регионах объем государственной поддержки сохранения и развития культур меньшинств все еще недостаточен. Между «одноименными» этносами и народностями, не имеющими своей национальной территории, существенная разница, поскольку ресурсы последних относительно ограничены.
Виды социально-этнических общностей
Племя – этническая группа, характерна первобытному строению общества, основанной на кровном единстве. Племя закрепляло за собой территорию и включала в себя кланы и роды. Религиозное мировоззрение (фетишизм, тотемизм и т.д.), наличие языковой формы общения, зачатки политики (старейшины, вожди и т.д.) объединяли людей в группе. Племя имело организацию, в виде главы племени и совета, принимающих решения жизнедеятельности племени.
Народность– берёт своё начало со временем распада родоплеменной организации, где основа лежит не в кровном родстве, а в территориальной форме. Главными характеристиками народности выступает развитие экономического уклада, создание фольклора и культурных особенностей в виде сказаний, примет, легенд, мифов. Народности свойственны: письменный язык, образ жизнедеятельности, конфессиональное сознание.
Нация – развитый тип этнической общности, где главными чертами выступают территориальное единство, развитая экономическая жизни, этническое самосознание. Нации сформировались из племён и народностей во времена капиталистических отношений.
Этногенез– формирования этноса. Различают 2 подхода к изучению наций:
- Естественно-биологический был предложен Гумилёвым, заключается в том, что этнос представлен результатом географического развития.
- Социокультурный подход предложен Сорокиным, главная идея состоит в сложном строении нации, которое разделяется на социальные элементы.
Этническая стратификация – выражение неравенства в социально-этнических рамках, связанное с финансовым обеспечением, уровнем образования, статусом и престиже, иерархичности общества.
Особенности этнической стратификации заключаются в отличиях страт и минимальной подвижностью в них, этнос представлен эталоном и идеалом, противопоставление групп, разные объёмы власти.
Этнические стереотипы – комплекс убеждений и представлений о том или ином этносе, позволяющих разделять нации и воспринимать их шаблонно, соответственно предубеждениями (эстонцы – медлительные, украинцы – всё время едят сало).
Этнические предрассудки – в эту категорию относятся нетолерантные формы поведения (расизм, антисемитизм и т.д.)
Этноцентризм – взгляды на этнос, согласно которым свой этнос представляется главенствующим, идеальным. Этноцентризм оказывает сплочающее действие и формирует национальное самосознание. Конечные формы этноцентризма представлены национализмом.
Этническая дискриминация – преследование людей по этническому признаку.
Смотрите также:
- Социальные группы
- Молодёжь как социальная группа
- Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
Раса против этнической принадлежности
Раса и этническая принадлежность — не одно и то же, поэтому вы не можете использовать эти термины как синонимы. Это потому, что раса определяется внешностью человека, а этническая принадлежность определяется культурой человека.
Давайте рассмотрим пример использования языков, на которых говорят люди. Латиноамериканцы — это люди, корни которых уходят в Центральную и Южную Америку (или «Латинскую Америку»). Латиноамериканцы — это люди, чей родной язык — испанский. Не каждый латиноамериканец говорит по-испански — люди из Бразилии говорят по-португальски, а многие люди говорят только на своем коренном языке. Кроме того, не все латиноамериканцы — латиноамериканцы, поскольку люди из Испании могут говорить на испанском как на своем родном языке, но не из Латинской Америки. Язык, на котором говорит человек, относится к категории этнический различие, поскольку оно не имеет никакого отношения к внешнему виду человека.
В расовом отношении вы можете быть латиноамериканцем или латиноамериканцем и принадлежать к разным расам, включая чернокожих, коренных жителей и европеоидов. Например, люди из Испании могут быть как латиноамериканцами (этнически), так и кавказцами (расово), в то время как люди из Доминиканской Республики могут быть как латиноамериканцами (этнически), так и чернокожими (расово).
Правда в том, что у людей есть и раса, и хотя бы одна этническая принадлежность…. а это обычно не одно и то же! Кроме того, многие люди отождествляют себя с несколькими расами и этническими принадлежностями в зависимости от своего происхождения. Например, двурасовый человек, проживающий на Гаити, может идентифицировать себя как чернокожий и азиат в расовом отношении, считая себя этнически южноазиатским и латиноамериканским.
Японцы (132 млн)
Консервативных японцев на Земле 132 млн, и проживают они преимущественно на исторической родине. После Второй мировой войны часть японцев расселилась по миру, и сейчас за пределами Японии проживает лишь 3 миллиона человек.
Японский народ отличает замкнутость, высокое трудолюбие, особое отношение к историческому прошлому и национальной культуре. За многие века японцы сумели сохранить, а главное, приумножить свое наследие, как духовное, так и материально-техническое.
Японцы по-особенному, с некоторым подозрением, относятся к иностранцам и неохотно допускают их в свою жизнь.
О нескольких симпатичных японках TopCafe.su уже писал в статье про самых красивых азиатских моделях в мире.
9
Классификация и примеры этноса
Классификация проводится по самым разным параметрам, наиболее простой из них – это численность. Этот показатель не только характеризует состояние этноса на текущий момент, но и отражает характер его исторического развития. Как правило, формирование крупных и малых этносов протекает по совершенно разным путям. От численности того или иного этноса зависит уровень и характер межэтнических взаимодействий.
Примерами наиболее крупных этнических групп можно назвать следующие (по данным от 1993 года):
- Китайцы, общая численность которых составляет 1 млрд человек.
- Хиндустанцы – свыше 200 млн человек.
- Американцы, проживающие на территории США – 180 млн человек.
- Бенгальцы – свыше 180 млн человек.
- Русские – свыше 170 млн человек.
- Бразильцы – около 130 млн человек.
- Японцы – порядка 125 млн человек.
Общая численность этих народов составляет 40% от общей численности всего населения земного шара. Существует также группа этносов с численностью от 1 до 5 млн человек. Они составляют около 8% всего населения.
Наиболее малые этнические группы могут насчитывать несколько сотен человек. В качестве примера можно привести юкагиру – этническую группу, проживающую в Якутии, и ижорцев – финская этническая группа, заселяющая территории в ленинградской области.
Другим критерием классификации является динамика численности населения в этнических группах. Минимальный прирост населения отмечается в западноевропейских этнических группах. Максимальный рост отмечается в странах Африки, Азии, Латинской Америки.
https://youtube.com/watch?v=aSIgusg1O-k
Этническое и расовое неравенство
Актуальность этого вопроса велика. В последнее время она всё более привлекает к себе интерес исследователей ввиду своей не спадающей остроты и напряжённости. Именно на этой почве возникают противоречия и конфликты во многих странах, в том числе и России, которая является многонациональным государством. Практически все страны не однородны по своему этническому составу, как уже говорилось, что одни этносы имеют миллионы людей, а другие несколько сотен.
Естественно, что возникает социальное неравенство на этнической принадлежности, хотя бы в том, что небольшой этнической группе труднее сохранить свои отличительные признаки, не говоря о национальных школах и представительстве в органах власти. При этом, когда доминирующий этнос проводит политику превосходства, не уважения к национальным меньшинствам, этническое неравенство становится явным и приводит к противостоянию в обществе.
Решение этого вопроса зависит от многих факторов, основными из которых являются принцип построения государства, проводимая государственная политика и действие элит. Государство может иметь две формы: унитарную и федеративную. Последняя форма, наиболее справедливая и демократичная, при которой представлено широкое представительство разных национальностей во властных структурах, когда прослеживается связь социальных интересов всех людей, их трудовая устроенность, а так же мобильность.
Не менее важным фактором является и проводимая политика внутри государства, то есть политический строй. Хорошо известно, что тоталитарный или авторитарный режимы характеризуются высокой степенью этнической дискриминации. Примерами могут служить фашистские режимы Германии и Италии, где проводились бесчеловечные этнические чистки. Самое позорное этническое и расовое неравенство – расизм, при котором происходит дискриминация, эксплуатация, жестокое угнетение на основе расовых признаков.
Мексиканцы (148 млн)
Мексиканцев, которых насчитывается около 148 миллионов человек, объединяет общая территория проживания, единый испанский язык общения, а также удивительная национальная культура, сложившаяся на основе наследия древнейших цивилизаций Центральной Америки.
Этот народ, также яркий пример двойственности, так как те, мексиканцы, что проживают на территории США, одновременно могут считаться и американцами. Уникальность народа еще и в том, что по этнической принадлежности это латиноамериканцы, а вот язык общения относит их к романской группе. Еще это и нация на нашей планете, растущая самыми большими темпами.
8
Особенности существования этносов и их закономерности
Исторически формировавшийся этнос выступает в роли целостного социального организма и обладает следующими этническими отношениями:
- Самовоспроизведение происходит путём повторяющихся однородных браков и передачи из поколения в поколение традиций, самосознания, культурных ценностей, языка и религиозных особенностей.
- В процессе своего существования все этносы претерпевают внутри себя ряд процессов – ассимиляцию, консолидацию и пр.
- С целью упрочения своего существования большинство этносов стремится к созданию собственного государства, позволяющего регулировать отношения как внутри себя, так и с другими группами народов.
Закономерностями народов можно считать поведенческие модели отношений, которые типичны для отдельных представителей. Сюда же можно отнести поведенческие модели, которые характеризуют отдельные социальные группы, формирующиеся внутри нации.
Этнос одновременно может рассматриваться как природно-территориальное и социокультурное явление. В качестве своеобразного связующего звена, поддерживающего существование того или иного этноса, некоторые учёные-исследователи предлагают считать наследственный фактор и эндогамию. Однако нельзя не признать, что на качество генофонда нации оказывают существенное влияние и завоевания, и уровень жизни, и историко-культурные традиции.
Наследственный фактор отслеживается прежде всего в антропометрических и фенотипических данных. Однако далеко не всегда антропометрические показатели полностью совпадают с этнической принадлежностью. По мнению другой группы исследователей, постоянство этнической группы обусловлено народным самосознанием. Однако такое самосознание может одновременно выступать в роли показателя коллективной деятельности.
Уникальное самосознание и восприятие мира той или иной этнической группы может напрямую зависеть от того, какова его деятельность по освоению окружающей среды. Один и тот же вид деятельности может по-разному восприниматься и оцениваться в сознании разных этнических групп.
Наиболее устойчивый механизм, позволяющий сохранять уникальность, целостность и устойчивость этноса – это его культура и общая историческая судьба.
Исторические типы этноса
К этносам причисляют только племена, народности и нации. Этнос на самом деле — довольно позднее историческое образование. Он возник не сразу, а только в эпоху верхнего палеолита.
Этносу, как уже говорилось, предшествовала другая генетическая цепочка: семья, род, клан. Все они немногочисленные, у них нет самостоятельной культуры, а главное — они входят в состав более крупного целого: вначале в состав племени, а затем народности и нации. Кроме того, индивидуальная семья или род насчитывают обычно до сотни лет, в то время как история этносов — более высокого и сложного типа социобиологической цепочки — продолжается тысячи лет.
Итак, существуют две социобиологические цепочки. Первая развивается от семьи к роду, а затем к племени. Вторая, более сложная и многочисленная, эволюционирует от племени к народности, а от неё к нации. Это уже сотни тысяч и миллионы людей. Только у второго типа общности мы обнаруживаем свой язык, территорию, название, психологию.
За период существования этноса меняются эпохи, возникают и распадаются государства, а сами этносы перемещаются по территории планеты.
Племя — исторически первая ступенька формирования этноса. Племена включают значительное число родов и кланов. Они обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность в разное время доходила до десятков тысяч человек.
Этот тип этнической организации свойствен родовому строю и просуществовал вплоть до его распада. Племени уже свойственны все основные признаки этноса, а именно территория, язык, самосознание. Племя обладает общими особенностями культуры, воплощёнными в сложных и неповторимых ритуалах и обрядах, а также общими особенностями психологии и поведения.
В племенном самосознании особо важную роль играет представление об общности происхождения от какой-либо реальной или мифической личности, а иногда — от животного или даже растения. Тотемизм, фетишизм и анимизм, о которых шла речь в параграфе о религии, суть порождение родо-племенного общества.
В эпоху распада родового строя и формирования классового общества племена объединяются в союзы, на основе которых возникает новый исторический тип этноса — народность.
Народность — общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений, основанная на общности языка, территории и развивающейся экономической жизни и культуры. |
Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя; кровнородственные связи не охватывают всю народность.
Решающую роль в превращении союза племён в народность играет государство. Оно объединяет обширные территории, устанавливая более тесную связь между людьми и этническими группами.
Народности — достаточно неустойчивые этнические образования. В эпоху феодализма они распадаются на более мелкие части, из которых постепенно формируются новые этносы. Такая судьба постигла и древнерусскую народность, распавшуюся в XII в. на отдельные части, из которых впоследствии сформировались три самостоятельных этноса — русские, украинцы и белорусы.
Причины межэтнической вражды
Во многих современных государствах проживают разные этносы. Мирная жизнь в таких странах складывается не всегда. Межнациональное взаимодействие часто проявляется в виде этнонациональных конфликтов. В такой ситуации между народами растёт социальное напряжение, появляется желание защитить интересы своей нации различными методами.
Вражда между общностями может выражаться в нетерпимости и дискриминации на межличностном уровне. В крайних случаях она принимает форму вооружённых столкновений или войну за национальное обособление. Главные причины межнациональных конфликтов:
- неравенство в уровне жизни;
- споры из-за месторасположения границ расселения народов на территории одного государства;
- резкое изменение количества представителей этноса по различным причинам (миграция, естественный прирост населения и т. д. );
- принадлежность к разным религиозным течениям;
- убеждённость этноса в своём превосходстве над другими общностями;
- вражда между нациями в прошлом;
- стереотипы обыденного сознания;
- агрессивная форма национализма в политике.
Как происходит формирование этноса
У древних греков словом «этнос» было принято обозначать другие народы, которые не являлись греками. Длительное время в русском языке в качестве аналога и пользовалось слово «народ». Определение С.М. Широкогорова позволило подчеркнуть общность культуры, отношений, традиций, быта и языка.
Совремённая наука позволяет трактовать это понятие с 2 точек зрения:
- Этнос как форма существования человека, его культуры и осознания себя. При этом обязательно учитывается воздействие природных факторов. Примером может служить концепция, разработанная Л.Н. Гумилёвым.
- Этнос как историко-социальная система, которая подразумевает зарождение, развитие и переформирование структуры. В этом случае расселение этноса далеко не всегда совпадает с официально признанными границами государства. Существуют отдельные этнические диаспоры на территории других государств.
Зарождение и формирование любого этноса подразумевает большую протяжённость во времени. Наиболее часто такое формирование происходит вокруг определённого языка или религиозных убеждений. Исходя из этого мы часто произносим такие словосочетания, как «христианская культура», «исламский мир», «романская группа языков».
Основными условиями возникновения этнической группы являются наличие общей территории и языка. Эти же факторы в дальнейшем являются поддерживающими факторами и главными отличительными признаками того или иного этноса.
Из дополнительных факторов, влияющих на формирование этноса, можно отметить:
- Общие религиозные убеждения.
- Близость с расовой точки зрения.
- Наличие переходных межрасовых групп (метисных).
К факторам, которые объединяют этническую группу, можно отнести:
- Специфические черты материальной и духовной культуры.
- Общность быта.
- Групповые психологические характеристики.
- Общее осознание себя и представление об общности происхождения.
- Наличие этнонима – самоназвания.
Этнос по существу представляет собой сложную динамическую систему, которая постоянно претерпевает процессы трансформации и одновременно сохраняет свою устойчивость.
Культура каждого этноса сохраняет некую константность и одновремённо изменяется с течением времени от одной эпохи к другой. Особенности национальной культуры и самопознания, религиозные и духовно-нравственные ценности накладывают отпечаток на характер биологического самовоспроизведения этноса.
Заключение
Всем нам следует помнить, что род, племена, народности, нации — это виды этносов, каждый из которых имеет свои черты и уровень социально-экономического, а также культурного развития. В данной статье мы с вами рассмотрели вопросы, которые касаются этнической общности, а именно: понятие, типы общностей, этнические отношения и их процессы.
Стоит понимать, что любая культура – это единое целое, которое взаимосвязано трагической и славной историей, межнациональными союзами, миграцией, культурой и традициями, различными идеалами, экономикой и тысячами других элементов. Этническая общность охарактеризована тремя главными свойствами:
- атрибутивность;
- устойчивость;
- интенсивность.
Однако нация считается высшей формой этнической общности человечества, которая возникла в период становление буржуазных отношений, устранения феодальной раздробленности территории и единения людей, которые разговаривают на одном языке, а также имеют единую культуру, психологию и взгляды на жизнь.
Эта тема закрыта для публикации ответов.