Снаряжение для выживания: “карманные” средства подачи сигнала бедствия

Алан-э-Дейл       26.08.2023 г.

Оглавление

Жестовая кодовая система общения с пилотами

«Здесь посадка! Мы нуждаемся в помощи!» – руки вверх, ладони внутрь, ноги вместе.

«Посадка невозможна! Мы не нуждаемся в помощи!» – левая рука вверх, ноги вместе.

«Прямо» – руки подняты, согнуты в локтях, ладони назад. Ноги на ширине плеч. Покачивание предплечьями назад.

«Назад» – руки подняты вперед до уровня плеч. Ладони вперед.

«Стоп! Двигатель остановить» – скрестить руки, быстрота этого действия соответствует степени необходимости остановки.

«Зависнуть!» – руки в стороны, ладони вниз.

«Ниже» – покачивание вниз прямыми руками, ладони вниз.

«Выше» – покачивание вверх прямыми руками, ладони вверх.

«Посадка» – руки скрестить перед собой внизу.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие виды факторов выживания вы знаете?

2. Какова роль антропологических факторов в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека?

3. Какова роль материально–технических факторов в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека?

4. Каков характер воздействия природно–средовых факторов на человека при автономном существовании в природной среде?

5. Каково воздействие экологических факторов на человека при автономном существовании в природной среде?

6. Что такое «стрессоры выживания»? Каково их влияние на состояние человека?

7. Каковы первоочередные действия потерпевших бедствие при аварии транспортного средства?

8. Каковы первоочередные действия попавших в экстремальные условия на природе?

9. Что необходимо знать (определить), чтобы правильно оценить обстановку для принятия решения о дальнейших действиях попавших в экстремальную ситуацию?

10. Перечислите правила безопасного поведения при уходе с места происшествия.

11. Перечислите правила безопасного поведения при ожидании помощи на месте происшествия.

12. Какие мероприятия включаются в план действий по организации временного лагеря?

13. Каковы роль и задачи руководителя группы в условиях вынужденного автономного существования?

14. Перечислите основные требования к временным укрытиям.

15. В каких местах не рекомендуется строить укрытия?

16. Какие факторы влияют на выбор типа укрытия?

17. Какими естественными укрытиями можно воспользоваться для организации ночлега в экстремальной ситуации?

18. Что может послужить простейшим укрытием в теплое время года?

19. Каким образом можно переночевать под навесом при низких температурах?

20. Какие укрытия и как можно построить из снега?

Способы подачи сигналов бедствия

На прошлом уроке вы узнали, как действовать, если произошла авария транспортного средства в безлюдной местности. Вы помните, что одно из первых приготовлений, которые стоит сделать в таком случае, – подумать о подаче сигналов о спасении. Сегодня мы обсудим, как именно можно подавать сигналы о бедствии.

Вы уже знаете, что, отправляясь в путешествие, обязательно нужно сообщить родным и близким маршрут вашего движения и приблизительное время возвращения. Если вы не вернетесь вовремя – это будет сигналом для них о начале поисков.

Если есть мобильный телефон, естественно, сразу нужно позвонить и сообщить о своем местонахождении. Если же он поврежден или разряжен, стоит поискать специальные средства подачи сигналов бедствия: сигнальные ракеты, факелы, трассирующие пули, эти средства выпускают в воздух ярко-оранжевый или ярко-малиновый дым (рис. 1).

Рис. 1. Сигнальная ракета (Источник)

Применять их надо в крайнем случае, когда есть уверенность, что этот сигнал кто-то заметит и поймет.

Автор азбуки Морзе

Часто, когда говорят о крушениях на кораблях, вспоминают азбуку Морзе, или «морзянку». Азбука Морзе – способ кодирования информации последовательностью длинных и коротких сигналов, т. н. «точек» и «тире». История изобретения этой азбуки очень интересна.

В 1832 г. С. Морзе впервые подумал, что можно передавать сигналы с помощью электромагнитной индукции. Он тут же набросал несколько чертежей аппарата, с помощью которого это было бы возможно. И в сентябре 1837 г. продемонстрировал его в работе (рис. 2). Сигнал был послан по проволоке длиной 1700 футов.

Крупный американский промышленник Стив Вейл заинтересовался работой Морзе, и первое сообщение было послано в 1844 г., его текст гласил: «Чудны дела твои, Господи!».

Итак, телеграфный аппарат был изобретен. Чтобы как-то понять передаваемые сообщения, пришлось изобретать и азбуку. Исходная таблица «кода Морзе» сильно отличалась от тех кодов, что сегодня звучат в эфире, она была слишком сложна. Здесь и проявил свою смекалку Альфред Вейл – партнер Самюэля Морзе по бизнесу. Он придумал пятизначный код для букв, а также цифровой код.

Рис. 2. Передатчик Морзе (Источник)

Собственно азбукой Морзе код начал называться только с Первой мировой войны. В 1848 году код Вейля был усовершенствован немцем Герке. Именно этим кодом пользуются до сих пор

Если принять во внимание эти факты, то знакомое сочетание «азбука Морзе» следовало ради справедливости заменить на «азбуку Вейля – Герке». Но такова жизнь, кем-то подхваченное звучное выражение «азбука Морзе», «морзянка» до сих пор ходит по планете

Если у вас в распоряжении нет ничего из перечисленных выше средств, вы можете воспользоваться костром. Костер – самая древняя сигнальная система, но до сих пор сигнальные костры и сигнальный дым считаются лучшими средствами подачи сигналов бедствия.

Прежде всего, надо выбрать удобное для костров место, хорошо различимое как с земли, так и с воздуха. Для этих целей подойдут поляны, широкие просеки. Лучше, если выбранное для костров место находится на возвышенности. Не следует забывать и о том, что это место должно быть недалеко от лагеря пострадавших.

Чтобы привлечь внимание спасателей, разводят не один, а несколько костров. Принято разводить три костра, расположенные на одной линии или в вершинах равностороннего треугольника

Такие фигуры являются международными сигналами бедствия (рис. 3).

Рис. 3. Схемы расположения сигнальных костров (Источник)

Что значит сигнал SOS

Вы неоднократно могли слышать, что потерпевшие бедствие суда передают сигнал SOS (рис. 4). А что значит этот сигнал?

В 1904 году фирма Marcony Int. Company предложила ввести единый сигнал, извещающий о бедствии на судне. Он состоял из букв CQ (come quick – «приходите быстро»). Потом была добавлена еще одна буква D (danger – «опасность»), и сигнал стал звучать как CQD – «приходите быстро, опасность». Он был утвержден 3 октября 1906 года представителями 29 стран.

Позже стало ясно, что сигнал CQD очень неудобен для передачи: в нем слишком много знаков. Поэтому было предложено заменить его на самое простое сочетание букв SOS. Такой сигнал представляет собой комбинацию «. . . — — — . . .» (три точки, три тире, три точки) и воспроизводится без пауз в отличие от других сигналов. Так и родился всемирно известный крик о помощи, который потом начал обрастать легендами и расшифровываться как Save Our Souls (спасите наши души) или Save Our Ship (спасите наш корабль).

Таблица земля воздух. Международная кодовая таблица «Земля-воздух»

Международная кодовая таблица воздушных сигналов «Земля — Воздух»

Ее знаки могут быть выложены с помощью подручных средств (снаряжение, одежда, камни, деревья), непосредственно людьми, которые должны лечь на землю, снег, лед, вытоптаны на снегу.

«Нужен врач» «Нужны медикаменты» «Неспособны двигаться»

«Нужны пища и вода» «Требуются оружие и боеприпасы» «Требуются карта и компас»

«Нужны сигнальная лампа «Укажите направление «Я двигаюсь

с батареей и радиостанцией» следования» в этом направлении»

«Попытаемся взлететь» «Судно серьезно повреждено» «Здесь можно безопасно

совершить посадку»

«Требуется топливо и масло» «Все в порядке» «Нет или отрицательно»

«Да или положительно» «Не понял» «Требуется механик»

«Операции закончены» «Ничего не обнаружено, «Получены сведения, что

продолжаем поиски» воздушное судно находится

в этом направлении»

«Мы нашли всех людей» «Мы нашли только «Мы не в состоянии

несколько человек» продолжать, возвращаемся на базу»

«Разделились на две группы, каждая следует в указанном направлении»

УЗЛЫ. ВЯЗКА УЗЛОВ.

Узлы.

Использование альпинистской веревки при проведении ПСР в горах невозможно без применения различных узлов. Узлом называется место соеди­нения веревок, лент, нитей, место образования петель и соединения веревок с различными предметами. В настоящее время известно и описано большое коли­чество узлов. Они отличаются по способу вязки, назначению, прочности. В прак­тике ПСР в горах используются в основном следующие узлы.

Узел встречный

Применяется для завязывания плоских лент. На одной ленте завязывают обычный контрольный узел, затем концом другой ленты прослеживают ему на­встречу, после чего расправляют и затягивают узел. Встречный узел на лентах не требует контрольных узлов, так как трение в нем велико. На круглых верев ках трение в этом узле значительно меньше, поэтому встречный узел применять на них не рекомендуется.

Прямой узел (морской)

Применяется для завязывания веревок одинакового диаметра. На коренном конце делается петля, в нее снизу вверх продевается рабочий конец, затем рабо­чим концом петля заносится сзади и снизу, и он вынимается из петли обратно. Узел обязательно распрямляется и слегка затягивается. Короткие и длинные кон­цы выходят из узла напротив друг друга и завязываются контрольным узлом.

Международная авиационная аварийная жестовая сигнализация.

Но еще лучше, если потерпевшие бедствие будут знать международную авиационную аварийную жестовую сигнализацию, используемую для передачи информации пилотами поисково-спасательных самолетов и вертолетов.

пеленг, заметьте ориентиры в указанном направлении. Если пострадавшие находятся в труднодоступном месте, на помощь им должны выйти несколько наиболее опытных путешественников. Недопустимо отправлять спасательную команду налегке без палатки, теплых вещей, питания. Уходящие спасатели должны быть полностью автономны, даже если терпящие бедствие находятся в нескольких сотнях метров.

Оставшиеся (страхующая группа) немедленно должны приступить к оборудованию аварийного лагеря. Разбить палатки, построить убежища, развести костры, вскипятить воду, установить знаки-сигналы вокруг лагеря и по направлению движения спасательной группы, организовать промежуточные лагеря. Если возможно, надо немедленно поставить в известность о происшедшем спасательные службы, органы власти и далее действовать согласно их указаниям. При работе штатных спасателей самостоятельные, не согласованные с ними действия недопустимы. Продолжать маршрут можно только с разрешения соответствующих служб после окончания спасательной операции.

Визуальные средства сигнализации

Пиротехнические средства сигнализации. К ним относятся:

сигнальные ракеты;

сигнальные шашки;

сигнальные мортирки.

Данные средства сигнализации требуют выполнения определенных правил пользования и хранения:

держите их подальше от себя;

помните, что они могут выстрелить, обращайтесь с этими средствами, как с оружием;

не ремонтируйте их в случае неисправности;

если случилась осечка, не используйте вторично;

всякое пиротехническое средство держите в вытянутой руке, развернув соплом от себя;

находитесь подальше от других людей и от легковоспламеняющихся предметов, храните эти средства в ящиках, которые защищены от ударов и осадков, подавайте сигнал с максимально близкого расстояния и только тогда, когда есть уверенность, что его заметят;

соблюдайте максимальные меры предосторожности. Сигнальное зеркало

Это отполированная до блеска металлическая пластина с отверстием посередине (5–7 мм), через которое вы можете следить за объектом

Сигнальное зеркало. Это отполированная до блеска металлическая пластина с отверстием посередине (5–7 мм), через которое вы можете следить за объектом.

Пущенный вашим зеркалом «солнечный зайчик» обнаруживается даже с самолета, который летит на высоте 2 км на расстоянии 20-25 км от вашего местоположения. Зеркало эффективно даже ночью, наверное, это можно назвать «пускать лунных зайчиков».

Пиротехнические средства сигнализации.

К ним относятся :

— Сигнальные ракеты. — Сигнальные шашки. — Сигнальные мортирки.

Данные средства сигнализации требуют выполнения определенных правил пользования и хранения.

— Держите их подальше от себя. — Помните, что они могут выстрелить, обращайтесь с этими средствами, как с оружием. — Не ремонтируйте их в случае неисправности. — Если случилась осечка, не используйте вторично. — Всякое пиротехническое средство держите в вытянутой руке, развернув соплом от себя. — Находитесь подальше от других людей и от легковоспламеняющихся предметов, храните эти средства в ящиках, которые защищены от ударов и осадков, подавайте сигнал с максимально близкого расстояния и только тогда, когда есть уверенность, что его заметят

— Соблюдайте максимальные меры предосторожности

Сигнальное зеркало как средство подачи сигналов бедствия.

Это отполированная до блеска металлическая пластина с отверстием посередине (5-7 мм), через которое вы можете следить за объектом. Пущенный вашим зеркалом солнечный зайчик обнаруживается даже с самолета, который летит на высоте 2 км на расстоянии более 20 км от вашего местоположения. Зеркало эффективно даже ночью, наверное, это можно назвать «пускать лунных зайчиков».

Подручные средства сигнализации и подачи сигналов бедствия.

Отражатели для подачи сигналов бедствия.

Для обозначения своего местоположения при отсутствии сигнального зеркала можно использовать косметическое зеркальце, фольгу, лезвие ножа. Чем сильнее отполирована пластина, тем дальше виден световой сигнал. Разложите на холме куски измятой (это увеличит количество отражающих плоскостей) фольги. Или прикрепите фольгу на дереве или шесте на хорошо просматриваемом пространстве, она будет вращаться и подавать сигналы.

Воздушный змей для подачи сигналов бедствия.

Воздушный змей тоже может сослужить вам хорошую службу. Сделайте из тонких дощечек раму, натяните на нее тонкую (желательно цветную) бумагу, привяжите к хвосту змея куски фольги и яркие ленточки.

Сигнальные флаги для подачи сигналов бедствия.

Повесьте на высоких деревьях возле своего лагеря сигнальные флаги — яркие куски материи. Для того чтобы они были заметны сверху, растягивайте эти «флаги» по земле. Одну сторону материи привяжите к кустам, растущим вблизи водоема, а другую — к кольям, вбитым в дно водоема.

Сигнальный костер для подачи сигналов бедствия.

Если у вас нет ни «флагов», ни фольги, ни пиротехники, ни фонарика, вы можете развести огонь, который ничем не хуже остальных средств. Костер, расположенный на открытой местности или высоком холме, виден издалека. В ночи ярко горящий костер виден с расстояния 20 км при наблюдении с неба, 8 км — при наблюдении с земли. А еще лучше, если костров несколько, расстояние между ними в этом случае не должно превышать 20-30 метров. Однако, чтобы затея сработала, необходимо вблизи костров поддерживать постоянный небольшой огонь, так вы сможете за короткое время заставить полыхать свою «сигнализацию».

Наземные кодовые сигналы бедствия.

На открытых участках можно выложить сигналы кодовой таблицы. Самые банальные — HELP и SOS. Размеры одного сигнала должны быть не меньше 3 метров. Помните, чем больше сигнал, тем выше вероятность, что его заметят. Смастерить сигнал можно из подручных средств: обломков самолета, спасательных жилетов, одежды, бревен. Можно сигнал не выложить, а выкопать. Для этого снимите дерн и углубите траншею. Такие сигналы работают и днем, и ночью (ночью в углублениях можно развести огонь). «Разбросайте» сигналы по периферии, чем их больше, тем лучше.

Жестовая кодовая система общения с пилотами.

— «Здесь посадка! Мы нуждаемся в помощи!» — руки вверх, ладони внутрь, ноги вместе. — «Посадка невозможна! Мы не нуждаемся в помощи!» — левая рука вверх, ноги вместе. — «Прямо» — руки подняты, согнуты в локтях, ладони назад. Ноги на ширине плеч. Покачивание предплечьями назад. — «Назад» — руки подняты вперед до уровня плеч. Ладони вперед. — «Стоп!» — скрестить руки, быстрота этого действия соответствует степени необходимости остановки. — «Зависнуть!» — руки в стороны, ладони вниз. — «Ниже» — покачивание вниз прямыми руками, ладони вниз. — «Выше» — покачивание вверх прямыми руками, ладони вверх. — «Посадка» — руки скрестить перед собой внизу.

По материалам книги «Способы автономного выживания человека в природе». Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Латчук В.Г.

Сигнальное зеркало

Это отполированная пластина из металла с высверленным центром (5-7 мм в диаметре). Как подавать сигнал бедствия — вам необходимо пустить солнечный зайчик зеркалом. Будьте уверены, он будет заметен даже с вертолета, летящего на высоте 2 км и на таком же расстоянии от вашего места нахождения. Это универсальный метод, который можно применить даже ночью.


Сигнальное зеркало — способ подачи сигнала бедствия

Если у вас не оказалось сигнального зеркала, его смело можно заменить зеркальцем из косметички, фольгой, и даже — лезвием ножа. Чем больше вы отполируете пластину, тем больше вероятность, что вас заметят.

Как использовать фольгу — развесьте на дереве или разложите на холмике куски скомканной фольги. Она будет вращаться и таким образом, подавать сигналы.

Отсутствие технических средств

У людей, случайно попавших в экстремальную ситуацию в диких местах, может и не быть с собой средств для подачи сигнала бедствия. В этом случае следует воспользоваться подручными материалами. Так, при отсутствии гелиографа можно использовать все, что отражает свет: карманное зеркальце, фольгу, жестянку, часы. Можно использовать азбуку Морзе и подавать сигнал с ее помощью. Этот способ пригоден, если ярко светит солнце.

Разжигание костров

Костры использовали еще древние люди. Это просто и доступно. Выбирается удобное открытое место, которое хорошо видно со всех сторон. Огонь разводят на лесных полянах, широких просеках, в поле или на холме. Если имеются пострадавшие, то сигналы лучше подавать возле их лагеря.

По международным нормам, нужно развести три костра на расстоянии в полсотни метров. Можно их вытянуть в линию или расположить треугольником. Если зажечь пять костров буквой «Т», спасатели поймут, что здесь может сесть самолет или вертолет.

Дрова для костров собирают сразу после выполнения первых необходимых действий в экстремальной ситуации. Топливо укрывают от дождя. Если земля мокрая, делают настил из бревен.

Дымовой столб

В безветренную ясную погоду хорошо заметен столб дыма. Для увеличения дымообразования в костры добавляют свежую траву, мох и зеленые ветки, которые заготавливают заранее. В зимнее время и в плохую погоду будет лучше заметен темный дым. Для его создания в огонь бросают резину и пластик, подливают автомобильное масло.

После заката внимание лучше привлечет яркий свет. Летчик сможет его увидеть с 20 000 метров

Если огонь всего один, его рекомендуют прикрывать густыми ветками лапника или кусками ткани, чтобы создать пульсирующий свет. Так можно и подать сигнал азбукой Морзе. Мигающий свет быстрее привлечет внимание спасателей, чем ровный огонь.

В пустыне наполняют песком бочки и поливают их бензином или соляркой. Ночью зажигают костер из сухой травы и веток.

Знаки международной кодовой таблицы. Кодовая таблица

Кодовая таблица

Для потерпевших, лишенных аварийно-сигнального «инструментария», придуман еще один способ аварийной сигнализации — международная кодовая таблица.

Сигналы кодовой таблицы выкладываются на открытых, хорошо заметных с воздуха местах — на склонах холмов, полянах. В разных источниках рекомендуемые размеры сигналов указываются разные, в зависимости от вкусов и ведомственных пристрастий авторов. Поэтому лучше остановиться на международном стандарте: 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками

. Но в любом случае не меньше 2,5 м. В противном случае знак будет сложно разобрать с большой высоты. Ограничений в большую сторону нет — чем значительней сигнал, тем выше вероятность, что его заметят.

К примеру, я собственными глазами в одном из путешествий смог наблюдать знак с размерами сторон, намного превышающими сто (!) метров. Правда, это был не знак бедствия, а скорее символ человеческой глупости. Кто-то не поленился, ободрал склон возвышающегося над окружающей местностью холма для того, чтобы увековечить одно очень короткое, но емкое русское слово, которое я здесь по цензурным соображениям процитировать не могу.

Местные летчики не без гордости утверждали, что это титаническое сооружение любителей русской словесности используется для наведения самолетов на родной аэропорт и запросто читается даже из космоса! Так что содержание содержанием, а пример того, что чем больше — тем лучше, очень наглядный.

Из чего можно сделать сигнал? Практически из всего. Из разложенных на земле спальников, разрезанной палатки, запасной одежды, спасжилетов, кусков ткани, закрепленных с помощью вбитых в грунт колышков или наложенных сверху камней. Из обломков транспортного средства, камней, лапника и веток деревьев. На берегу моря — из гальки или выброшенных прибоем морских водорослей. Можно сигнал не выкладывать, а, например, выкапывать, для чего снять с помощью лопаты или ножа дерн и углубить полученную траншею. При этом сам дерн нужно аккуратно уложить вдоль траншеи на траву внутренней, темной стороной вверх, что вдвое увеличит его ширину. На снегу сигнал «рисуется» с помощью золы от прогоревшего костра или вытаптывается каблуками обуви. Дно вытоптанных траншей желательно выстелить лапником, ветками и т.п. темным материалом. Только, вытаптывая траншеи на снегу, не надо топтаться рядом с ними, чтобы вместо четко читаемого сигнального знака не получить бессмысленный узор из десятков идущих в разные стороны дорожек и тропинок. Подходить к строительной площадке следует только с одной стороны и только по одной, заранее обозначенной тропинке.

Во всех случаях надо стремиться обеспечить максимальный контраст цветового сигнала и фона, на котором он разложен. Иначе говоря, на светлой почве знаки должны быть возможно более темными, на темной — светлыми.

В пустыне, где строительный материал выбирать не приходится, нагребаются невысокие валы из песка. Такой знак «работает» два раза в сутки — утром и вечером, когда солнце стоит низко над горизонтом. Густые тени, отброшенные искусственными песчаными валами, достаточно хорошо читаются с воздуха. Но еще лучше развесить на кольях, вбитых в песок, полотнища ткани или даже плотной бумаги. Сама ткань может быть любой окраски, даже желтой, потому что рисовать сигнал будут не полотнища, а отбрасываемая ими тень. При отсутствии ткани подобный теневой сигнал можно попытаться соорудить из связанных в длинные жгуты и растянутых между кольев в метре от земли растений.

Каждый знак кодовой таблицы имеет одноединственное известное пилоту поискового самолета значение.! ! !Выдумывать собственные сигналы не стоит, а если вы по какой-либо причине забыли, как расшифровывается тот или иной знак, можно выложить на земле общеизвестный сигнал SOS.

Я долго сомневался, стоит ли рассказывать читателю еще об одном способе аварийной сигнализации. С одной стороны, он до смешного прост и потому доступен всякому человеку, не требует никаких дополнительных технических приспособлений, действен — сплошные весомые плюсы. С другой — наносит объективный урон окружающей природе — по нынешним временам минус очень серьезный. А ну как люди, увлекшись, начнут его применять, где надо и где не надо? Но потом подумал, что уж лучше он, чем «сигнальный» пожар.

К тому же этот способ достаточно трудоемкий, чтобы человек брался за него только скуки или шалости ради. Суть данного способа сигнализации заключается в том, что потерпевшие всеми доступными им способами стараются изменить естественный вид окружающей местности. Выжигают, вытаптывают на земле геометрические фигуры большого размера, вырубают в густолесье искусственные просеки.

Сигнальный факел

Это отличная альтернативу сигнальному костру, который не всегда успеешь разжечь перед появлением самолета. Перед тем, как идти в поход, сделайте несколько заготовок. Для этого вам потребуется стружка коры из погибшей березы. Заверните ее в ткань и насадите на длинную палку. Такой факел будет гореть долго и ярко.


Применение сигнального факела, или фальшфейера

Чтобы обратить на себя внимание, вам нужно махать им над головой либо периодически закрывать пламя. Если вы об этом не позаботились заранее, то в качестве факела можно использовать несколько сухих еловых веточек, собранных в пучок и завернутых в ткань

Для изготовления факела в пустыне потребуется банка из-под консервов. Заполните ее песком и пропитайте горючим, зафиксируйте сверху на палке.

ОБЖ

§ 16. Сигналы бедствия

Находясь в экстремальной ситуации, никогда нельзя терять надежду на помощь. Человека непременно будут искать любыми доступными средствами: прочёсывая лес пешком, на вездеходах, с воздуха — на самолётах и вертолётах. Поэтому нужно постоянно быть готовым к подаче сигналов спасателям. Это относится и к варианту ожидания помощи в лагере, и к варианту выхода самостоятельно. Можно воспользоваться сотовым телефоном (если он есть). Позвонить в службу спасения и точно отвечать на вопросы оператора. Это значительно облегчит поиск. В походе не надо вести лишних разговоров по телефону, нужно беречь батарейку для передачи сообщений в экстремальной ситуации.

Мы уже говорили о том, что лагерь надо располагать на просторной поляне или возле неё. Открытое пространство понадобится для обозначения своего местоположения, для подачи сигналов бедствия.

Самый простой способ подать сигнал — развести большой сигнальный костёр. Не дожидаясь появления самолёта, вертолёта, необходимо заранее приготовить для него дрова и хорошую растопку. Для надёжности накрыть их чем-нибудь от дождя. Заготовить побольше сырых веток, травы — всего, что даст много дыма, который хорошо виден издалека.

Сигнальные костры

Услышав звуки вертолёта или самолёта, надо разжигать костёр. Лучше использовать три костра, расположив их, как показано на рисунке.

Можно жечь костёр и для того, чтобы его увидели спасатели, идущие пешком: густой дым виден издалека.

Внимание спасателей с воздуха можно привлечь не только костром. Для этого следует использовать яркую одежду, палатку, всё, что резко контрастирует с поверхностью земли

На траве хорошо будут заметны вещи белого, красного, ярко-жёлтого цвета. На снегу хорошо видны все цвета, кроме, естественно, белого. Можно выложить какой-то знак ветками ели, сосны, кустарников или вытоптать его в снегу. Это может быть всем известный международный сигнал бедствия «SOS».

Для передачи информации спасателям можно использовать и специальные знаки международной кодовой таблицы символов:

Сигнальное зеркало: а — одинарное; б — двойное

При совершении походов в удалённой от населённых пунктов местности всем участникам группы лучше раздать яркие ленты (0,3 x l,5 м), из которых можно легко и быстро составить знаки.

В дневное время в солнечную погоду эффективно сигнальное зеркало, которое можно изготовить самостоятельно. Для этого металлическую пластинку, жестянку надо зачистить с двух сторон песком или золой. От степени полировки будет зависеть яркость солнечного зайчика. В центре пластины следует пробить отверстие.

Зеркало надо держать, как показано на рисунке. Через отверстие наблюдать за самолётом или за судном. Не теряя объект наблюдения, надо поворачивать зеркало к солнцу. Найдя световой блик (проходящий через отверстие солнечный луч) на лице или одежде, совместить зеркальное отражение блика с отверстием в зеркале. При совпадении отверстия с отражённым бликом световой сигнал окажется направленным на самолёт или судно.

Двойное сигнальное зеркало более удобно в применении. Оно состоит из одинарного зеркала и прикреплённой к нему при помощи петель, кронштейнов или проволоки, матовой пластины, изготовленной из фанеры, пластмассы, неотполированного металла. Створки надо развести под углом 60—70°. Через отверстие наблюдать за самолётом. Зеркальное отражение солнечного блика стараться совместить с отверстием.

Вопросы и задания

  1. Какими способами можно подать сигналы бедствия днём и ночью?
  2. Почему туристы и спасатели стараются одеваться в яркую одежду и иметь рюкзаки и палатки ярких расцветок?
  3. Вместе с родителями выберите полянку в лесу и разложите на ней из ярких лент несколько специальных знаков из кодовой таблицы символов.
  4. Изготовьте вместе со взрослыми сигнальное зеркало, как показано на рисунке. Попробуйте его использовать в дневное время в солнечную погоду.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.