Картинки с изображением следов диких животных для детей

Алан-э-Дейл       26.08.2023 г.

Оглавление

Общие сведения

Для многих звериные следы являются лишь отпечатками лап или протоптанными лесными обитателями тропками, но для профессиональных охотников — это всё то, что животное оставило на определённом участке своего маршрута. Это может быть и сломанная или надъеденная ветка, скорлупа от орехов, останки добычи. Здесь же можно увидеть помёт, что также является своеобразным следом.

Чтобы обнаружить норы и лежки животных, гнёзда птиц охотник пытается как можно больше получить информации. Поэтому даже утерянное дикой уткой или рябчиком перо или клочок шерсти, зацепившийся за куст, могут рассказать опытному следопыту о многом.

Дикие животные обладают прекрасным чутьём, слухом и зрением и к тому же ведут себя очень осторожно. Заметив человека, они могут не убегать или улетать, а просто затаиться и выжидать

Поэтому основным ключиком к разгадке тайн жизни зверей являются в первую очередь их следы.

Знание, а также изучение следов диких животных, птиц, насекомых и рептилий даст возможность не только узнать, с кем имеешь дело, но и давность следа, направление движения зверя. Всё это в совокупности позволяет результативно вести охоту, не отвлекаясь на старые отпечатки ног животного, а также исключить ненужные встречи с хищником. Искусное чтение отпечатков зверей существенно сокращает время охоты. Хорошо при их изучении иметь опытного следопыта, но и без него, проявив настойчивость, можно достичь положительных результатов.

Точные отпечатки хорошо видны на влажном свежевыпавшем снегу толщиной не более 5 см. В это время можно ознакомиться со следами на примере домашних животных — кошки, собаки, свиньи, козы, коровы, утки и др. Существуют особенности, которые необходимо иметь в виду:

  • Следы большой собаки очень похожи на волчьи.
  • Кошачьи сходны с более крупными отпечатками диких собратьев: камышового кота, рыси, леопарда, тигра.
  • Отметины голубиных лап сходны с отпечатками куропатки.
  • Следы коровы похожи на очертания копыт лося, крупного кабана и т. д.

Исходя из сравнений и сопоставлений познаются особенности отпечатков, которые просто могли остаться незамеченными. Анализируя их, можно узнать и о численности особей, но не в случае с волками. Они обладают специфическим умением хождения след в след.

Польза творческих занятий

Рисование – веселый, увлекательный процесс. Его польза заключается в благотворном влиянии на психоэмоциональное состояние. Через стимуляцию мелкой моторики происходит развитие важных качеств. У детей совершенствуются:

  • образное мышление;
  • ориентация в пространстве листа;
  • воображение;
  • речь;
  • координация движений;
  • усидчивость;
  • эстетическое восприятие мира.

Когда ребенок создает то или иное изображение, у него совершенствуется представление об окружающих предметах. Он запоминает детали, характерные особенности и учится передавать их на бумаге.

Использование разных техник рисования позволяет полнее выразить художественную идею. В дальнейшем ребенок сможет получить рисунок без применения специальных принадлежностей, из подручных материалов: нитей, мыльных пузырей, отпечатков своей ладони или ноги.

Ход мероприятия:

В зал входят дети вместе с воспитателем. Рассматривают зал.

Воспитатель:

— Ребятки, где это мы с вами очутились?

— Посмотрите сколько тут деревьев!

— Скажите, какое время года сейчас?

— Поздняя осень.

Солнышко греет уже еле-еле;

Перелетные птицы на юг улетели;

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля.

Поочередно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук (на каждую примету).

Река покрывается льдом в ноябре –

Руки сжимают в «замок».

Поздняя осень стоит на дворе.

Разводят руками перед собой.

— Выпал первый снежок и звери готовятся к зиме. Много дел и суеты. Вот оставили следы.

— Ой, а чьи же это следы? Кто это тут ходил? (рассматриваем следы)

— Ой, а вот ещё чьи то следы? Сколько же их много на поляне! Может здесь был медведь? А может лиса бежала за зайчиком? Или белочка скакала? Как вы думаете, ребятки?

— Так интересно ребята, вам хочется узнать, чьи же это следы?

(ответы детей)

— И мне тоже хочется.

— А как же нам узнать, ребятки? Чьи же это следы?

(ответы детей)

— А уменя еще для вса есть что-то интересное. Посмотрите, что это? (в руке у воспитателя маленькие следы медведя, лисы и зайца).

— Как вы думаете, что это? А чьи они? Как нам это узнать? (ответы детей)

— А может нам нужно идти по следу, и может мы увидим того кто их оставил на снегу. Ну? Готовы? Тогда идём! Только ребята, идём тихо – тихо, чтоб не спугнуть зверя. (идём очень тихо друг за другом по следам) .

— А вот посмотрите, здесь след остановился.

— Ну-ка, посмотрим, кто же это тут может спрятаться? (находим спящего медведя)

— Ой, ребята, тихо, да это медведь. Он еще крепко не может уснуть, наверное, просыпался и по лесу ходил.

— А посмотрите-ка, он на нас смотрит.

— Здравствуй мишенька! Не бойся мишка, мы тебя не обидим.

— Давайте, попросим его с нами поиграть (провожу подвижную игру со словами).

«Как-то мы в лесу гуляли. И медведя увидали.

Он под деревом сидит и тихонечко храпит.

Мы вокруг него ходили.Косолапого будили:

— Ну-ка, мишенька вставай, нас скорее догоняй!»

— Ну вот, теперь он наигрался и захотел спать.

-Давайте мы споем ему колыбельную6

«Баю, баюшки, бай-бай,

Мишка глазки закрывай!»

— Ну, а мы ему не будем мешать. До, свидания мишка.

— Ну вот, ребята, мы с вами узнали, чьи это такие большие следы были.

(идем дальше и замечаем другие следы)

— Новедь у меня есть еще следы. Узнаем чьи они? (идем по другому следу)

— И чей же это рыжий хвостик тут мы видим? Да это лисичка!

— Здравствуй лисичка-сестричка! А как вы думаете, зачем лисичке такой пушистый и длинный хвост?

— Правильно, она своим хвостом следы свои прячет.

— А хотите посмотреть, как лисичка прячет хвостом свои следы? (рисование на манке или песке).

— А теперь вы, сами попробуйте.

-Хотите поиграть с лисичкой? (провожу пальчиковую игру)

«Холодно зимой в лесу, Кулачки обеих рук прижать друг к другу.

Жалко бедную лису. Обе ладони поставить на ребро, внутрь ладони сгибаем указательные пальцы, большие чуть сгибаем и поднимаем вверх.

Ярко-рыжая она, Сжимать-разжимать пальцы в кулаки

Сразу на снегу видна. Вытянуть руки вперед, раскрытыми ладонями вверх»

— Вот, мы с вами и лисьи следы увидели. Пойдем дальше? До, свидания лисичка!

— И вот остался последний след! Проверим чей он? (идем по следу)

— Посмотрите ребята, а эти следы маленькие, наверное, это какой-то маленький зверёк тут пробегал. (под ёлочкой в норке дети замечают зайчика)

— Здравствуй, зайчик, чего ты трясёшься? Не бойся нас, мы тебя не тронем.

— Мы пришли к тебе по твоему следу. Зайчик, а давай с нами погреемся!

(провожу музыкальную игру)

«Зайка беленький сидит и ушами шевелит

Зайке холодно сидеть, надо лапочки согреть

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать»

— Вот и заинька согрелсяю

— А вы знаете ребята, что зайчики стучат по пенькам? А как вы думаете зачем они это делают? (ответы детей)

— Когда зайчик стучит по пенечку, как будто барабанит в барабан, он других зайчиков предупреждает, что рядом ходит лиса или волк.

— Давайте и мы с вами побарабаним как зайчики. (Отбиваем ритм)

«Зайка громко барабанит,

Он серьезным делом занят.

Тра-та-та, тра-та-та разбегайтесь кто, куда!»

— Зайчик уже хочет куда-то бежать. Давайте его отпустим. До, свидания заинька!

— Чьи же следы мы видели на поляне? (ответы детей)

— Вот как хорошо ребята мы с вами погуляли, узнали у какого дикого лесного зверя какие следы.

— А чьи самые большие следы были? (ответы детей).

— А самые маленькие?

— А еще у нас с вами остались вот такие следы. Как вы думаете чьи они? (следы детей)

— По этим следам мы с вами веренемся в группу.

Краткая характеристика вида

Живут как парами, так и поодиночке. Быстро размножаются, за год самка может принести потомство 3-4 раза. Зайчата рождаются уже развитыми, с меховой шкуркой и открытыми глазами. Мамаша совсем недолго заботится о них, она кормит их не более недели, так что значительная часть потомства погибает от хищников.

Зайцы отличаются чутким слухом и обонянием, а вот зрение у них слабое.

Любимые места обитания – редколесье, свежие вырубки, заросли кустарников по берегам рек и овраги, пустыни и степи. Часто селятся в непосредственной близости с человеком, где наносят большой урон садовым и огородным культурам. В природе не обустраивают себе специальных жилищ, а используют естественные укрытия под завалами веток, в ямках и овражках. Иногда живут в брошенных норах лисиц и других животных. Питаются в сумеречное и ночное время, днем прячутся от посторонних глаз.

Признаки присутствия других животных

Ласки ведут охоту на мелких грызунов и домашнюю птицу в ночное время суток. Несмотря на небольшой размер, ласка очень злобный и смелый хищник, в зимнее время полностью белого окраса. Её гибкое тело даёт возможность проникнуть в любое труднодоступное место. Например, когда добывает мышей в их же норах.

Отпечатки лап зверька очень маленькие около 1 см, расположены тесно, пятки сближены. Длина прыжков обычно достигает 1822 см, может быть и больше 3035 см. Цепочка следов неровная, суетливая, волнообразная или зигзагами по 510 см.

Белки ведут активный образ жизни как летом, так и зимой. Отыскивая пищу, они прыгают по деревьям, иногда спускаются на землю, оставляя там цепочки следов, соединяющих одно дерево с другим. Если зимой на участке установлены кормушки для птиц, вполне возможно, что белка доберётся и до них.

В целом отпечаток белки похож на заячий. В прыжке крупные задние лапы опережают передние, поэтому маленькие следы от передних остаются всегда позади. Длина прыжков зависит от плотности снега: на уплотненном составляет 5070 см, на рыхлом 3050 см.

У каждого животного свой неповторимый отпечаток, который и дает возможность выследить и настигнуть зверя с присущими ему осторожностью и чуткими природными инстинктами. Следы лесных обитателей это подсказка для опытного охотника, которую можно прочитать и разгадать

Процесс тропления

Поиск «косого» нужно начинать с мест его жировки. Питаются они возле плодовых деревьев, озимы, и остатках зерновых на полях. О том, что на месте жировки был зверек, будет свидетельствовать множество следов оставленных на снегу.

Когда вы нашли такое место, следует обойти его по кругу и найти точку выхода зайца. Это место обязательно будет, так как зверек никогда не устраивает дневку в местах кормежки. Идти по следу нужно немного в стороне, и не затаптывать малик, так как заяц, чтобы запутать следы может сделать круг, и вернутся в исходное место. В большинстве случаев зверьки запутывают тропы такими способами:

  1. Делает петли на снегу разной величины.
  2. Может возвращаться на тропу несколько раз и менять его направление.
  3. Может возвращаться не дневку по следам других зайцев.

В процессе тропления «косого» у вас могут возникнуть ситуации, когда заячьи следы пересекаются. Есть вероятность прохода двух разных особей, но скорее всего, такую петлю выполнил один и тот же зверек с целью запутать следы. Если вы обнаружите подобные петли, не спешите переходить на новую тропу, так как заяц может совершить скидок (соскочить в сторону).

Пример пересечения петли

Важно понимать, что чем дальше вы находитесь от места жировки «косого», тем более внимательным и острожным вы должны быть. Как уже писалось выше нужно идти немного в стороне, так как вы можете не заметить скидку зверя в сторону

В процессе тропления каждый охотник должен знать, что во время дневки, заяц ложится мордой в ту сторону откуда дует ветер.

Следы беляка и русака

Как правило, охота по свежему малику проводится на зайца русака, и на это есть несколько причин. Во-первых, белый окрас беляка делает его практически незаметным для охотника, а во-вторых, этот тип зайцев очень хорошо путает следы, и определить его местонахождение бывает порой сложно. Даже если вы найдете место дневки зверька, вероятность того, что он уйдет незамеченным, очень велика.

В связи с этим, если вы проживаете в местности, где обитают оба вида зайца, очень важно уметь отличать их по малику. Ключевое отличие, заключается в том что, лапы беляка немного круглее и шире, чем у русака

Более широкие лапы способствуют тому, что зверек быстрее передвигается по рыхлому снегу. Отпечатки лап русака более овальные, и длинные, так как они в среднем крупнее своих сородичей.

Следы беляка и русака в сравнении

Ход занятия:

-Прогулка с ребятами по зимнему лесу.

Как красиво вокруг. Всюду белым –бело. Ой, посмотрите, а что же это на снегу? (Ответы детей). Правильно следы. Это следы зайца. Давайте пойдем по его следу и посмотрим, куда они нас приведут.

-По следам пойдем,

И кого-нибудь найдем. (возле дерева находят игрушку-зайца).

Я зайчонок маленький,

Вот такой удаленький.

Мне не холодно зимой

В теплой шубке меховой.

— Ребята, потрогайте шубку. Какая шубка у зайчика (белая, пушистая, мягкая, теплая)

Под кусточком я присяду,

Спрячусь под сосной,

Не увидит, не узнает, зверь меня лесной.

-А где голова у зайчика (показывают) Какая она (круглая)

-А это что (ушки)Ушки какие (длинные)

-Ребята, покажите глазки, носик, ротик, лапки, животик, хвостик. Молодцы какие. Зайка с вами хочет поиграть.

Игра «Зайка скачет по поляночке»

Какие молодцы, смотрите как весело прыгает зайка. Ребята, посмотрите сколько следов оставил наш зайка. Посмотрите какие они маленькие.

— А следы можно еще нарисовать на бумаге.

— Проходите за столы, я вам покажу, как мы сегодня будем рисовать следы не кисточкой, а с помощью пальчика (показ приёма рисования на доске). Складываю пальчик, набираю краску, и примакиваю его к листу бумаги. Вот такой красивый получается след.

Дети выполняют работу, если затрудняются, воспитатель показывает на своём листе.

— Что же у нас получилось? (следы).

— А чьи это следы? (зайкины).

— Молодцы ребятки! Посмотрите сколько следов мы с вами нарисовали.

— А теперь давайте мы тоже пойдем и попрыгаем, как наши зайчики. Прыг-скок-прыг-скок.

Физкультминутка: «Зайка беленький сидит»

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так,

Он ушами шевелит.

(Дети поднимают руки к голове и шевелят руками, как зайцы ушами).

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,

Надо лапочки погреть.

(Дети встают и хлопают в ладоши, а потом, крестным движением рук, хлопают себя по плечам, делают вид, что греются).

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

(Дети подпрыгивают на двух ногах на месте).

Зайку кто-то испугал,

Зайка прыг и ускакал.

(Дети разбегаются в разные стороны).

-Ребята, посмотрите, зайчик сидит грустный. Что случилось с тобой? Давайте узнаем.

-Расскажи, кто тебя обидел? Представляете, он говорит,что заблудился в лесу и не знает как попасть домой. Поможем ему попасть домой. Не печалься зайка, иди по следам в лес и ты попадешь себе домой.

-Ребята, зайчик вам оставил подарок. А какой,сейчас вы увидите сами:

Просмотр мультфильма «Маша и медведь».

Выставка работ.

Выслеживание русака

Следы зайца ведущие в лес

Итак, найдя вереницу заячьих следов, сначала необходимо определить направление его движения. Об этом уже упоминалось выше. Однако, если отпечатки не четкие, направление его перемещения можно узнать по другим признакам, в частности, по расстоянию между отпечатками отдельных следов. Множество других вспомогательных признаков описываются в специальной охотничьей литературе, которые помогут начинающему охотнику. Опытный охотник, наметавший глаз не за один сезон, без труда определит направление зайца.

Если вы заметили, где лежит русак, нужно, не теряя времени, направляться к нему. Если он далеко, нужно обходить место лежки стороной, приближаясь на то расстояние, с которого можно сделать верный выстрел. При приближении не стоит постоянно смотреть на животное, он это обязательно заметит и сбежит.

Начинающему охотнику можно порекомендовать начинать отслеживать русака с места жировки, где легче всего проследить зайца по отпечаткам, направляющимся к местам лежки. Следуя одной тропе, не перекидываясь с одного малика на другой, в результате цель будет выслежена и добыта.

Соболиный след

Следы соболя на снегу обычно не четкие, заметить и распознать их может не всяких охотник. По размеру отпечатка они не уступают лисьим следам, а при движении трехчеткой (3) по своему характеру напоминают заячьи. В основном же зверек передвигается свойственным всем куньим шагом — двухчеткой (1). На плотном снегу отпечаток может составлять от 7 до 10 см в длину и до 6 см в ширину. При этом длина прыжка в среднем составляет 45-75 см. На рыхлом снегу парные отпечатки чаще всего сливаются в одну ямку (2) и длина прыжка составляет не более 30 см. Однако во время ухода от погони или на охоте, соболь может совершать прыжки до 2 м.

Фото следов соболя на снегу добавлено пользователем Valdemar38 в 2017 году.

Следы животных на снегу

Легче всего увидеть следы, конечно, на снегу. На покрытой белым покрывалом земле есть множество звериных и птичьих дорожек. Специалисты могут многое сказать про животное по обнаруженному следу. К примеру, что за зверь оставил оттиски своих ног, детеныш это или взрослая особь, здоровый он или больной, как быстро он двигался, куда бежал, как давно был в месте обнаружения отпечатков.

Чтобы определить свежесть следа, нужно поразмыслить и связать в одно целое определенные сведения: биологические характеристики зверя (повадки, суточная активность), особенности местности, состояние погодных условий на настоящий момент и некоторое время назад.

Чтобы узнать направление движения, необходимы знания о постановке ног (лап) разных животных. Существуют также особые понятия поволока и выволока. Это показатели различий между стенами следа для определения направления движения.

Следы животных на снегу

Когда снег глубокий и рыхлый, то очертания следов становятся на нём расплывчатыми и нечеткими, совсем не такими, как при печатной пороше. Тяжелое животное идет вброд, и сильно тонет в снегу. Края следовых ямок осыпаются, между ними тянутся борозды, и весь путь зверя или крупной птицы представляет собой глубоко пропаханную канавку с вереницей неясных ямок там, где ступали ноги. Определяя такой след, приходится пользоваться не признаками отпечатков ног, а тем, как располагаются ямки, глубоки ли они, какова длина шагов, прыжков, и ширина тропы в целом, а также, целой суммой признаков, которую мы называем видовым почерком животного

На ходу животное опирается или на всю стопу – стопоходящие звери это , выдра и т.д., или только на кончики пальцев – пальцеходящие – кошки, лисы, корсаки, все копытные и др. У зверей, часто выкапывающих добычу, когти передних лап значительно длиннее и прямее, чем на задних конечностях. У кошек, хватающих добычу острыми крутоизогнутыми когтями, они втяжные и не дают отпечатков на следу, так как скрыты под мягкой частью пальцев.

Большинство зверей при быстрых скачках выбрасывает сильные задние ноги вперед передних, оставляющих при этом более слабый след, и отталкивается резкими ударами задних. Так делают волки, лисы, косули и другие звери на галопе. А, для зайцев, белок, бурундуков такие прыжки – обычный тип побежки, при нём отпечатки лап подаются четверками, более крупные следы задних ног располагаются шире, впереди и по сторонам от меньших передних, которые нередко ложатся в линию один за другим. Для обычной побежки мелкой рысью волка, лисы, шакала корсака характерно расположение отпечатков в одну линию – цепочкой или веревочкой. Задние ноги при этом попадают точно в следы передних и располагаются строго по воображаемой средней линии тела животного. Из собак только хорошие могут долго сохранять такой тип побежек, большинство же других оставляет следы в виде двойной линии отпечатков или ломанной, угловатой полосы, так как ставит ноги вразброс. Двойной ряд отпечатков волка или лисы оставляют только там, где идут медленно, настороженно, подкрадываясь к добыче или пытаясь незаметно проскользнуть мимо людей. У лис, кроме того, ноги начинают заплетаться, и цепочка отпечатков теряет свою четкость, когда сытый усталый зверь под утро идёт в укромную чащу на лежку. В удобных местах при мягкой погоде к спящей лисице можно подойти на выстрел, взяв такой след, тянущийся с полей, где она мышковала, к зарослям бурьянов, чащинкам мелколесья на болотах, степным оврагам… Об .

Расположение отпечатков тесными парами или тройками характерно для соболя, куницы, хорька, норки, колонка, горностая. Отпечатки правой и левой ног располагаются рядом, примыкая один к другому на средней линии следа. На прыжках задние ноги попадают точно в следы передних или слегка заходят за них. Прыжки обычно длиннее, причем у хоря, горностая, и ласки длина их постоянно меняется, а весь путь зверька отражает множество резких поворотов то в одну, то в другую сторону. Следы такого хода челноком напоминают контур пилы, тогда как челнок мышкующей лисицы имеет волнообразную кривую с плавными поворотами и большими отклонениями вправо и влево от основного направления, избираемого зверем обычно с учетом направления ветра.

Следы крысы на снегу могут ввести в заблуждение неопытного следопыта. Крупный грызун, независимо от , меняет походку в зависимости от глубины снега. Оставляет отметины, более характерные для мелких грызунов. Иногда вырисовывает маневры подобные ласке или белки. Крыса может контролировать глубину нажатия лапок, менять шаговое расстояние.

Крысиные следы поражают разнообразием, часто напоминают отпечатки лап других жителей полей, лесов.

Выводы

Итак, картинки со следами животных могут стать отличным пособием для обучения детей общению с окружающей природой. Неплохо будет после серии уроков закрепить полученные знания на практике. Организуйте ребятам поход в лес, присмотритесь, какие животные и птицы оставляют там свои следы.

Зоопарк тоже может стать полезным объектом наблюдений, но следы там заметить намного труднее. В этом случае поход может стать лишь ознакомительным.

Картинки с различными видами транспорта также могут оказаться для Вас полезными, с помощью них Вы сможете провести тематическое занятие с ребенком и познакомить его с основными видами транспорта. Также на моем блоге множество других карточек на различные темы. Например, тема игрушек может быть освящена с помощью специальных карточек с картинками детских игрушек.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.