Эволюция рыцарского шлема, лучшие оригинальные и боевые экземпляры

Алан-э-Дейл       26.08.2023 г.

Оглавление

Боевые и турнирные изделия

Турниры появились к ХI веку, и проводились они для того, чтобы мужчины могли показать свою удаль. Первые триста лет воины выступали в боевых рыцарских доспехах, но со временем стали выходить на поединок в амуниции, имевшей более нарядный вид, украшенной геральдическими символами. С появлением топфхельмов на шлемы тоже стали наносить узоры, а также дополнять их рогами, коронами, крыльями, перьями и другими атрибутами.

Шлемы для турниров тоже видоизменялись. Правую часть изделий уплотняли войлочной подкладкой, ведь именно на нее приходился основной удар. Шлемы стали выполнять из более толстой стали, чтобы сохранить здоровье рыцаря.

Также для гашения энергии и смещения направления удара шлемы стали делать округлой формы. Так появилась «жабья голова». Также применялись закрытый армет или усиленный салад со смотровой щелью.

Выступления на турнирах стали обычным явлением того времени. Экипировка для них тоже оставалась традиционной для средневекового периода. Так, бацинет, который вышел из употребления на полях сражения к концу ХIV века, еще долго оставался турнирным шлемом, так как был очень надежен.

С появлением огнестрельного оружия доспехи вышли из употребления. Это было связано не с их неэффективностью, а с дороговизной. Гораздо дешевле было вооружить войско огнестрельным оружием, чем обучать боевым искусствам и приобретать рыцарские доспехи.

Модели шлемов Позднего Средневековья

В XV веке, несмотря на то, что значение тяжёлой конницы в сражениях значительно снизилось, конструкция доспехов продолжала совершенствоваться, так как повсюду в Европе сохранялся обычай проводить рыцарские турниры. В это время наиболее интересной новинкой стал шлем с забралом, получивший название «армет».

В отличие от бытовавших в ту пору конусообразных конструкций, этот шлем имел шаровую форму и подбородник, раскрывавшийся на две половины, скреплённые во время боя штифтом. Кроме этого, он был снабжён вторым забралом, сдвигавшимся на затылок и специальными приспособлениями, надёжно защищавшими горло и ключицы.

Весьма интересен и ещё один рыцарский шлем, получивший распространение в эпоху Позднего Средневековья. Он носит название «салад» и является отдалённым родственником описанных выше бацинетов. Характерной особенностью этих конструкций был назатыльник ─ вытянутая назад часть шлема, не только защищавшая воина от ударов с тыла, но и не позволявшая стащить его с коня специальными предназначенными для этой цели крючьями. Салады делались как с забралами, так и без них. В первом случае они предназначались для конных воинов, во втором ─ для пехоты.

Шлем в римской армии Империи

На смену монтефортино в начале эпохи принципата приходит новый вид шлема, который часто называют шлемом имперского типа. Однако следует заметить, что замещение не происходило мгновенно, и монтефортино использовался вместе с имперским типом на протяжении 1-го века н.э. Имперский шлем использовался римскими легионерами в I—III веках н. э. Также зачастую шлемы называют по месту находки, к примеру в Германии шлемы данного типа известны как Вайзенау (Weisenau). Античный историк Коннолли разделяет имперский тип шлема на два подтипа: имперский италийский и имперский галльский. Основное различие между ними, согласно которому и была проведена классификация, заключается в том, что галльские шлемы имели рельефное изображение волн («бровей») на лобной части. Данное разделение носит весьма условный характер, поскольку в связи с разнообразием находок, классификация отдельных экземпляров проблематична. Также Коннолли полагает, что ауксиларии использовали шлемы аналогичные легионерским, но более простые и дешевые в производстве. Также есть версия, что изношенное легионерами снаряжение поступало на вооружение ауксилариям. Сохранившиеся изобразительные источники из-за стилизации, вносимой художниками, не позволяют в настоящее время различить легионерские и ауксиларские шлемы.

Легионер в шлеме. Колонна Траяна. Начало 2-го века н.э.

Легионер в шлеме. Колонна Траяна. Начало 2-го века н.э.

Ауксилларий в шлеме. Колонна Траяна. Начало 2-го века н.э.

Имперские шлемы создавались из бронзовых и железных сплавов. Причём железо со временем постепенно вытесняло бронзу, которая все ещё доминировала в 1-ом веке нашей эры (найдено значительно большее количество шлемов из бронзы). Ситуация в корне меняется ко второму веку нашей эры: подавляющее большинство археологических находок этого периода сделаны из железа. Имперские шлемы представляли собой цельный купол с двумя нащёчниками, подвиджно закреплёнными на шарнирах. Зачастую их богато украшали металлическими аппликациями, чеканкой, эмалью и иногда покрывали серебром. Металл, в особенности железо, мог обрабатываться для придания коррозийной устойчивости. Купол шлема усиливали перекрестиями, для придания дополнительной прочности против ударов сверху. Для дополнительной защиты лица использовались козырьки, а для защиты задней части головы и спины — назатыльники.

Шлем типа имперский галлик E (Imperial gallic Е). Железо с бронзовыми украшениями. Национальный археологический музей Мадрида. Середина 1-го века н.э.

Шлем типа Weisenau. Бронза. Коллекция Axel Guttmann. Вторая половина 1-го века н.э.

Шлем типа имперский италийский J1 (Imperial italic J1). Theilenhofen. Железо с бронзовыми вставками. Первая четверть 2-го века н.э.

Также следует отметить срок службы шлемов. В римской армии существовала традиция подписания своих вещей с целью обозначения собственности и предотвращения кражи. Найдены шлемы, подписанные тремя именами. Даже если предположить, что не все владельцы ушли со службы живыми, срок эксплуатации шлема всё равно получается значительным — около 50 лет.

Подписанный шлем. Тип имперский галлик I (Imperial Gallic I). Найден в Рейсвейке, на Рейне, в 15 км от батавского поселения в Тиль-Пассевайе. Вторая половина 1-го века н.э.

Подписанный шлем. Тип имперский галлик I (Imperial Gallic I). Найден в Рейсвейке, на Рейне, в 15 км от батавского поселения в Тиль-Пассевайе. Вторая половина 1-го века н.э.

Тип имперский галлик I (Imperial Gallic I). Найден в Рейсвейке, на Рейне, в 15 км от батавского поселения в Тиль-Пассевайе. Вторая половина 1-го века н.э.

Как сделать сомбреро мексиканского бандита?

1. Для этого понадобится двойной газетный лист. Сложите лист по вертикали и разложите его обратно.

2. Сложите два верхних угла к средней части детали.

3. Нижнюю полоску детали согните вверх до треугольника.

4. Сложите четыре нижних угла. Два загните на лицевую сторону, а два на обратную.

5. Две нижние полосы сложите вверх. Одну на лицевую сторону, а другую на обратную.

Праздничный детский карнавал – это очень яркое событие, воспоминания о котором останутся в памяти на всю жизнь. Каждый ребенок с оживлением выбирает для себя персонаж, образ которого он хотел бы примерить на празднике. Карнавальный костюм очень важен для ребенка, но не всегда нужно его покупать в магазине . Сделать сказочный образ вместе с ребенком, что может быть веселее и увлекательнее? Это хорошая возможность сблизиться всей семьей, проявить смекалку и творческие способности.

Салад с забралом

Более сложная конструкция шлема салад — уже не с открытым лицом, а с забралом. В то время как в итальянских землях своего совершенства достиг формат закрытого шлема типа армэ, разнообразные варианты салада стали элементом готического доспеха, получившего распространение в немецких землях. «Как это ни парадоксально звучит, — говорит Сергей Журавлев, — но рыцари в простых шлемах и кольчужном доспехе оказались более действенной военной силой, чем закованные в латы с ног до головы конники XV-XVI веков. Упадок рыцарства был связан в основном с двумя факторами: появлением хорошо организованных регулярных подразделений типа ландскнехтов или швейцарской пехоты и началом широкого применения на поле боя огнестрельного оружия. В 1474 году в сражении при Эрикуре тяжеловооруженные рыцари бургундского герцога Карла Смелого не смогли ничего противопоставить швейцарским пехотинцам. Полвека спустя, в 1525 году, в битве при Павии облаченные в железо французские жандармы из рот ордонанса были избиты подразделениями пеших немецких ландскнехтов. Время тяжелых шлемов, которые могли защитить от копья, но не от пули, ушло в прошлое вместе с эпохой феодального войска».

Позднее Средневековье

Появление в начале XIV в. огнестрельного оружия, стало переломным моментом в истории рыцарства. Тяжёлые доспехи утратили своё значение, поскольку они не могли эффективно противостоять пулям, при этом, мешая своим владельцам спасаться от них. От шлемов не отказались, только изменили их внешний вид и конструкцию. Поскольку воинам требовался максимальный обзор во время боя, наголовья стали делать открытыми, но с забралом – подвижным элементом, который при необходимости опускали на глаза и верхнюю часть лица.

Бацинет

Модель, изначально надевавшаяся под кюбельхельм, в конце XIV в. стала вполне самостоятельной частью рыцарских доспехов. Бацинет трансформировали, сделав заднюю стенку почти вертикальной (в итальянских образцах), а позднее вообще согнув её под острым углом.

Существует несколько вариаций, в зависимости от конструкции и вида забрала.

  1. Хундсгугель – в переводе с немецкого «собачий капюшон». Сильно вытянутое вперёд конусовидное забрало с вентиляционными отверстиями, напоминающее морду гончей. Увеличенное пространство в области носа облегчало дыхание во время боя.
  1. Klappvisor – плоское забрало с креплением не по обеим сторонам шлема, а посредине в области лба. Модель использовалась в немецкой армии.
  1. Большой бацинет – помимо вытянутого забрала оснащался усиленным воротником с подбородником, заменившим малоэффективную бармицу.

Салад

Модификация бацинета, по форме напоминающая шляпу или каску с вытянутым, развитым назатыльником. Дополнительно снабжалась ребром жёсткости, которое в некоторых вариантах «перерастало» в гребень. Появившись в Италии, салад (celata) быстро приобрёл популярность во Франции и Германии.

Венецианская разновидность получила название барбюта. Это нечто среднее между классическим саладом и коринфским шлемом древних греков. Барбюта изготавливалась цельнолитой с развитыми нащёчниками, которые оставляли открытым только нос и губы.

Армет

Кавалерийский рыцарский шлем позднего Средневековья и Нового времени. Имеет наиболее совершенную с точки зрения защиты, конструкцию. Первоначально изготавливался миланскими мастерами, а затем получил широкое распространение по всей Италии и за её пределами.

Отличительные черты:

  • два забрала в форме воробьиного клюва, который мог «открываться» для лучшего обзора и притока воздуха;
  • подбородник из подвижных створок;
  • специальный затылочный диск – рондель, прикрывающий ремень нижнего забрала;
  • шарообразный купол;
  • плотное прилегание к голове с дополнительной защитой шеи и области ключиц;
  • дыхательные щели не круглой, а вытянутой формы;

В XVI в. арметы стали разделять на турнирные и боевые. У последних смотровые щели делались более высокими.

Штеххелм

Постепенное упразднение рыцарства, как боевой единицы и увеличение значимости турниров, ставших данью традиции, привело к появлению одного из самых причудливых шлемов, получивших название Stechhelm («защита от пронзающего копья»). Второе наименования «Жабья голова» очень точно описывает форму этого доспеха.

Штеххелм представляет собой модификацию топхельма, где каждая деталь предназначена для отражения мощных копейных ударов. Он наглухо крепился к кирасе, чем обеспечивалась повышенная прочность доспехов в целом. Особенность конструкции – расположенная выше уровня глаз смотровая щель. Это объясняется динамикой всадника во время поединка: сначала боец сильно наклонялся вперёд и тогда мог видеть противника, а затем, слегка выпрямившись в момент удара, надёжно защищал глаза от случайного попадания копьём.

Штеххелм стал символом уходящего рыцарства. Его чаще других изображали на дворянских гербах, указывая на принадлежность к знатному и старинному роду.

Как сделать шлем, используя искусство оригами

Доспехи средневекового рыцаря будут неполноценны без головного убора. Как сделать шлем? Из бумаги – самый простой вариант.

В этом нам поможет оригами – искусство складывать фигурки из бумаги.

  1. Возьмите лист бумаги квадратной формы – это стандартная заготовка для оригами.
  2. Сложите его по диагонали, и загните нижний край еще на 3 сантиметра.
  3. Далее края загните к середине. Получится нечто, напоминающее стрелочку.
  4. Двойной верх отогните в стороны.
  5. Согните их еще раз.
  6. Нижний треугольник, состоящий из двух листиков, загните наверх с двух сторон.

Получился шлем викинга, с характерными крылышками. Это самый простой способ, как сделать шлем из бумаги, используя лишь один лист.

Шлемов существовало огромное множество. Разные виды для разных боевых действий, в разных странах мира.

Боевые и турнирные шлемы

Шлемы средневековья, как и всё защитное вооружение, в зависимости от своего предназначения развивались двумя различными путями. Для турниров выковывались более тяжёлые и прочные образцы, обеспечивавшие большую безопасность, но не позволявшие долго в них находиться. В частности, широко применявшаяся турнирная модель «жабья голова», являвшаяся одной из самых надёжных за всю историю рыцарства, но лишённая должной вентиляции, была рассчитана лишь на кратковременное использование, не превышавшее 5 минут. По истечении этого срока запас воздуха в ней иссякал, и воин начинал задыхаться.

Боевое же вооружение, включавшее в себя весь комплект доспехов, делалось таким образом, чтобы позволить владельцу находиться в нём длительное время. Исходя из этого, при его изготовлении оружейники старались придать всем деталям наименьший вес. Это требование в полной мере относилось и к шлемам. Без ущерба для надёжности они должны были быть предельно лёгкими, хорошо вентилируемыми и обеспечивающими хорошую обзорность.

Дополнительные аксессуары

Для создания сильного образа недостаточно знать, как сделать костюм рыцаря. Следует также подумать об изготовлении дополнительных аксессуаров. Основная гордость героя — это его оружие. К этому карнавальному наряду превосходно подойдет мощный меч. Для его изготовления понадобится плотный картон. На нем требуется изобразить будущее орудие, после чего аккуратно вырезать и раскрасить разноцветными красками. Не стоит его сильно заострять, чтобы ребенок не получил травму.

Из картона также можно сделать большой щит в форме круга и раскрасить его в серебристый, красный или синий цвет. В нем нужно сделать два незаметных отверстия и продеть через них ремень, после чего защиту рыцаря можно надевать на пояс.

Еще одна важная деталь образа — это шлем. К сожалению, создать красивый аксессуар самостоятельно достаточно сложно, долго и проблематично, поэтому рекомендуется купить готовую деталь костюма в соответствующем магазине. Однако можно при желании сделать его из картона, соединив несколько листов в цельный прямоугольник, соответствующий размеру головы, и вырезав в нем отверстие для лица. Дополнительно его можно разрисовать узорами при помощи красок.

Как выяснилось, костюм рыцаря для любимого сына можно сделать своими руками. Причем для этого понадобится минимальное количество материалов, которые можно найти даже у себя дома. Зато появится отличная возможность создать сильный и могучий образ героя.

Иногда случается так, что на праздник ребёнку нужен какой-то реквизит, но его нет. Зато есть немного свободного времени и разные подручные материалы. В такой ситуации, если есть желание творить, можно сделать шлем для рыцаря вместе с ребёнком своими руками. Это сэкономит время, и принесёт массу положительных эмоций. Что может быть интереснее, чем совместное творчество с собственным чадом?

Существуют специальные схемы, по которым можно сделать шлем рыцаря из картона. Однако, в интернете их огромное количество, поэтому приводить пример не имеет смысла: каждый может найти любую схему на своё усмотрение.

Ниже приведены несколько мастер-классов по изготовлению шлема для мальчика из бумаги.

Раннее Средневековье

Великое переселение народов в IV – VII вв., падение Римской империи и формирование мелких феодальных государств, постоянно переживавших набеги кочевых племён с востока – вот приблизительная картина ранней средневековой Европы. Тогда же зародилось рыцарское сословие, испытавшее сильное влияние сарматов и остготов и в какой-то мере противопоставившее себя утратившей влияние культуре античности. Вот почему снаряжение средневековых воинов копирует доспехи кочевых племён и мало похоже на римское.

Среди шлемов наибольшее распространение получают:

  • спангенхельм;
  • вендельский;
  • назальный.

Все они довольно примитивны и были созданы по распространённой в те времена каркасной технологии.

Спангенхельм

В переводе с немецкого Spangenhelm означает «убор из металлических полосок». Это каркасная конструкция, представляющая собой конусную или куполообразную раму для 4 – 6 железных или бронзовых пластин, которые крепились заклёпками.

В более ранних вариациях, спангенхельм имел нащёчники из металла или толстой кожи, которые навешивались по бокам и могли за ненадобностью подниматься вверх, а также защиту для носа. Реже использовалась маска прикрывавшая либо всё лицо, либо его верхнюю часть. Некоторые разновидности спангенхельма снабжали кольчужной сеткой – бармицей, защищавшей шею от ударов сзади.

Считается, что каркасный головной убор изобрели древние персы, а сарматы «популяризировали» его среди народов Европы, на Руси и Ближнем Востоке. Слабым местом спангенхельма была неоднородность, что приводило к раскалыванию от ударов тяжёлого оружия. Тем не менее, он активно использовался вплоть до XIII в., хотя уже за 4 столетия до этого стал вытесняться наголовьями цельнометаллического типа.

Вендельский шлем

Разновидность каркасного головного убора, распространённая в северной Европе, преимущественно у скандинавов и англосаксов. Применялась в так называемую Вендельскую эпоху, длившуюся с VI по VIII вв. Характеризуется частым использованием личин – особых масок, не только защищающих лицо от ударов, но и пугающих противника.

Второй тип таких головных уборов напоминал корзину из металлических полос, скреплённых заклёпками. Пространство между ними ничем не заполнялось.

Норманнский шлем

Эту модель боевых доспехов ещё называли назальной, поскольку упор здесь был сделан на защиту лба, носа и прилегающих частей лица. Сначала головной убор имел каркас, но к XI в., благодаря развитию кузнечных технологий, его стали изготавливать из цельного куска металла. Прочностные характеристики изделия заметно увеличились.

Форма тульи была либо яйцевидной, либо сфероконической – оптимальной с точки зрения защиты, поскольку меч противника при ударе соскальзывал в сторону, не нанося ущерба. С лицевой стороны крепилась усиленная металлическая пластина трапециевидной формы – наносник, сзади шею защищала бармица. В некоторых случаях её заменяли кольчужным капюшоном.

Доспехи коня

Матерчатые попоны, подобно чехлам покрывавшие всего коня целиком, с головой и хвостом, появились в рыцарском обиходе после первых Крестовых походов и распространились к началу XII в. В жаркой Палестине, где воевали первые крестоносцы, такие попоны защищали животных от палящего солнца и впитывали обильный лошадиный пот. На попонах оказалось удобно размещать рыцарскую геральдику, и по укрытому цветной попоной коню издали опознавали рыцаря. Попона состояла из двух частей — передней, с чехлом для шеи и головы, в котором проделывались отверстия для глаз и ушей, и задней, покрывавшей круп коня. Части сходились у седла, оставляя открытой место его крепления и стремена. Но ткань не спасала коня от ран, и в середине XIII в. под матерчатую попону стали надевать кольчужную попону той же формы.

Полное снаряжение рыцаря и его коня

В начале XV в. конский кольчужный доспех дополнился латной защитой головы лошади – шанфроном. Вскоре появился и полный латный конский доспех – бард. Полный комплект барда состоял из шанфрона, дополненного пластинами для защиты ушей, критнета – защиты шеи, пейтраля – защиты груди, круппера – защиты крупа и фланшарда – защиты боков. Бард весил 35–40 кг, и если прибавить к этому вес всадника – 70–90 кг и его доспехов 25– 35 кг, то коню приходилось нести от 130 до 165 кг. При этом, судя по размерам сохранившихся бардов, рыцарские кони не были похожи на тяжеловозов и, при всей мощи, были стройными животными. Такие сильные, выносливые, быстрые и красивые боевые кони – дестрие – стоили очень дорого, и их приобретали только богатые воины.

Полный конный готический доспех. Германия. Аугсбург. 1480-е гг.

Поделиться ссылкой

Шлем богатыря своими руками – полноценный костюм богатыря

Чтобы дополнить костюм богатыря, нужно сшить из плотной ткани длинный плащ. Для закрепления на плече необходимо использовать большую металлическую брошь. Богатырь не может обойтись без булавы или меча. Вы можете купить любой атрибут в магазине детских игрушек, но оружие можно сделать и своими руками из картона, обернутого фольгой. Из большой картонки получится отличный щит. В новогоднюю ночь именно меч сделает образ богатыря завершенным.

Для более взрослых детей конструкцию шлема придется усложнить. Добавьте вместо сетки защитные щитки, которые можно вырезать из бутылки. Пофантазируйте и все у вас получится. Пусть совместное творчество с детьми принесет вам радость.

Хоть рыцарские турниры уже давно не проводят, все же многие маленькие мальчики просто мечтают стать рыцарями. А наши маленькие принцессы с детства думают о мужественных принцах, которых регулярно видят в .

Чтобы убедится, спросите у своих деток — знают ли они, что это за люди такие — рыцари? Думаю, в ответ вы услышите, что это такие люди, которые всегда спасают принцесс.

У любого рыцаря должен быть красивый, благородный конь, при помощи которого он добирается до замка, где томится принцесса, и выручает ее. А потом на этом коне он принцессу отвозит домой.

Каждый мальчишка хочет хоть немного побыть рыцарем, стать победителем, героем. Если у вас в семье подрастает сынишка, вы можете воплотить его мечту в реальность.

Попробуйте вместе с сынулей разыграть маленький спектакль, в котором он будет рыцарем. И это будет совсем не сложно. Для начала создаем образ. Нам нужен рыцарский плащ (это может быть любой кусок ткани). Конем может стать, например, швабра или палка от пылесоса.

А еще рыцарю просто необходим шлем, ведь он будет сражаться за принцессу и для того, чтобы случайно не пострадала голова, ему нужна защита. Но и это не беда — шлем можно быстро смастерить своими руками из бумаги.

Как делать шлем из бумаги?

Небольшой мастер класс – шлем из бумаги. Для этого нужно:

  • Картон длиной ОГ + 10 см, шириной 35 см для основы, и кусок картона для верха.
  • Ножнички.
  • Клей ПВА.
  • Перо, но можно взять и цветную бумагу.

Берем прямоугольник из картона, в центре намечаем забрало. Аккуратно вырезаем и подгибаем вверх.

Замерьте шлем по диаметру, и при помощи циркуля сделайте такого же диаметра круг, а к нему пририсуйте небольшие ушки, и вырезайте.

Затем круг при помощи ушек вклейте в шлем и воткните перо или его имитацию.

Жизнь маленького ребенка, как правило, наполнена праздниками, мероприятиями и полезными вечерами, которые проводятся в учебных и дошкольных организациях. Родители, соответственно, хотят, чтобы их дети выглядели необычно. Поэтому их основной задачей является выбор уникального наряда.

В основном малыши приходят на праздники в костюмах сказочных героев. Девочки прекрасно смотрятся в образе принцессы, белочки или Золушки. Мальчикам же нужно что-то более смелое и решительное. Идеальным вариантом для них будет костюм рыцаря. Совсем не обязательно бегать в поисках него по магазинам, его легко можно создать и своими руками.

Предшественники рыцарских доспехов

Защитные головные уборы мастерили из подручных средств ещё первобытные люди. Они использовали кору деревьев, звериные шкуры и даже лозу. Эти боевые «шапки» были весьма уязвимыми, но ведь и оружие в те времена не отличалось большой силой.

Первые доспехи из металла начали изготавливать примерно в III тыс. до н. э. Золотые и бронзовые шлемы обнаружены в царских гробницах древнего шумерского города Ур, который располагался на территории южного Междуречья. Изделия были очень дорогими и предназначались исключительно для высокородной знати. Простые воины довольствовались кожаными или плотными льняными наголовьями, иногда обшитыми пластинами из меди.

Период с VIII по VII вв. до н. э. ознаменовался появлением железных шлемов сфероконической формы в государствах Ассирия и Урарту. Этот тип защитных головных уборов долго отвоёвывал позиции у бронзовых аналогов и окончательно «взял верх» только в I тыс. н. э.

Древняя Греция известна характерными коринфскими боевыми наголовьями, которые полностью закрывали лицо. Позднее великий завоеватель и военный реформатор Александр Македонский ввёл в обиход более открытые и лёгкие пилосы, а также фракийские шлемы, ставшие сегодня одним из символов боевой Эллады. Вторую разновидность позаимствовали впоследствии практичные римляне, немного изменив и усовершенствовав конструкцию.

В конце V в. переживавшая кризис Западная Римская империя привлекла на военную службу кочевые племена сарматов, которые имели свои уникальные доспехи, в том числе и головные. Боевое облачение «азиатов» обладало одним важным достоинством – простотой изготовления. Сарматские головные уборы состояли из сегментарных железных полос на заклёпках, между которыми располагались металлические либо кожаные пластины. Именно эта незатейливая, но надёжная конструкция легла в основу первых шлемов средневековых рыцарей.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.