Подготовка к сборке каркаса
Для эффективной сборки важно правильно произвести подготовку к сборке основного каркаса
- Вначале обираем весла. Это несложно: весельные трубки вставляем в гребные лопатки и фиксируем.
- Затем на выбранной площадке раскладываем “шкуру”. Ориентируемся, где у нас будет расположен нос, а где — корма.
- По предположительному расположению гребцов примерно раскладываем металлические детали каркаса. Компоновка модели “Таймень-3” предполагает следующее размещение отсеков байдарки:- два отсека — для гребцов;- грузовой отсек;- отсек для гребца.
- Отсеки с гребцами снабжаются овальными железками со спинками.
- Определяем две веткообразные запчасти (нос и корму.) Они абсолютно одинаковы.
- Сортируем трубки каркаса. Это четыре вида деталей имеют два различных диаметра. Больший диаметр трубок расположен в верхней части конструкции.
Итак, у нас отдельно лежат:
- 8 длинных трубок меньшего диаметра;
- 4 длинные трубки большего диаметра;
- 4 средние трубки меньшего диаметра;
- 2 средние трубки большего диаметра;
- 4 трубки короткие гладкие меньшего диаметра;
- 2 трубки короткие гладкие большего диаметра;
- 4 трубки короткие со шпингалетами меньшего диаметра;
- 2 трубки короткие со шпингалетами большего диаметра.
История создания и производства
Достоверных сведений об истории создания байдарок «Таймень» немного. Известно лишь, что выпускались они на заводе ММПП «Салют», а также, что конструктором считается Строгонов Валентин Алексеевич. В 2017 году им на личные средства была издана книга «Откровенные рассказы старого лодочника», в которой описана история «Тайменей» и роль автора в их появлении. Электронная версия книги доступна бесплатно в сети интернет. В середине нулевых годов завод «Салют» выпуск «Тайменей» прекратил. Несколько интересных статей о конструировании и испытаниях «Тайменей» были опубликованы в журнале «Катера и Яхты».
Это интересно: Байдарка под парусом и на веслах: рассмотрим детально
Байдарка для водных путешествий
Вот уже более тридцати лет эта лодка успешно эксплуатируется на участках рек Южного Буга, Карпат, Северного Кавказа, Алтая, Саян, Карелии 1-3-й категорий сложности. Байдарки туристические «Таймень» среди туристов имеют своих ярых поклонников, которые принципиально не путешествуют ни на чем другом.
Относительно небольшой вес и возможность сборки-разборки позволяют туристам на сложных для сплава участках (4-6-й категорий сложности) обносить опасные участки по берегу. Для 5-й и 6-й категорий используются специальные гребные суда: плоты, катамараны.
Впрочем, на продолжительных маршрутах предпочтительнее для туристов все-таки является байдарка “Таймень”. Отзывы путешественников свидетельствуют о том, что на открытом водном плесе ею легче управлять, чем вышеупомянутыми спортивными судами: она при волне и ветре лучше держит курс, т. е. не “рыскает”. Кроме того, в силу лучшей гидродинамики (байдарка все-таки) лодка плывет быстрее.
Опытные уристы путешествуют по маршруту со скоростью 7 км/час. При слаженной гребле наиболее быстрой является трехместная лодка. Ее средняя скорость — 8 км/час.
Отличительные особенности конструкции
Туристическая байдарка Таймень славилась своей прочностью и присущей советской эпохе конструирования надежностью на века. Цельнометаллические фальшборт и кильсон байдарки обеспечивали экипажу безопасность при преодолении маршрутов каменистых рек и порожистых устьев истоков. За счет специально замкнутых шпангоутов байдарка получала особую крепкость и прочность при ударах о камни и прочих столкновениях с препятствиями.
Технические характеристики байдарки Таймень
Что еще примечательно относительно байдарки Таймень, так это подъем штевней. Туристическое многоместное судно для сплавов получает маневренность и поворотливость, облегчающую управление в высоком потоке воды.
Производитель снабжал байдарку Таймень специальным фартуком со срывной юбкой и герметичной упаковкой для хранения снаряжения. Туристы-водники ценили эту модель за ремонтопригодность и понятность сборки.
Не обошлось и без недостатков, ведь идеальных человеческих творений не бывает. Большая масса, излюбленная компанией туристов, и килеватость, дающая устойчивость на волнах, сказываются на осадке судна, увеличивают глубину погружения в воду, что неблагоприятно для хождения по мелководью. Практичные байдарочники укрепляли и защищали Таймень дополнительной защитой по кильсону. Еще одним небольшим, но важным для пешего туриста недостатком являлась неудобная, громоздкая упаковка.
Это интересно: Безнаборная лодка из фанеры, как построить лодку из фанеры
О сборке
Сборка байдарки “Таймень” производится в среднем за 25-30 минут. Для ее осуществления потребуется площадка в 6 квадратных метров, желательно без песка. Первым делом собирается каркас лодки, потом на нее надевают “шкуру”.
Владельцу-новичку рекомендуем ознакомиться и запомнить специфические названия деталей каркаса.
Описание конструктивных частей байдарки |
Название |
Нос, а также корма байдарки. По своей конструкции являются идентичными, байдарка“Таймень” симметрична по форме |
Штевень |
Основа дна байдарочного каркаса. Точнее, его передняя и задняя часть |
Кильсоны |
Детали крепежные для дна байдарки |
Шплинты |
Поперечные детали (ребра) каркаса |
Шпангоуты |
Подольные детали каркаса |
Стрингеры |
Верхняя обрамляющая трюм и крепежная для «шкуры» плоская труба, состоящая из 6 сборных частей |
Фальшборт |
Советы по эксплуатации
За 30 лет пользования байдарками “Таймень” их собственниками накоплен определенный опыт и составлены рекомендации, обеспечивающие безопасное плавание. Изложим некоторые советы:
- Опытные туристы для обеспечения непотопляемости лодки закрепляют в ее носовом отсеке надувные емкости объемом от 20 л.
-
Поскольку байдарка имеет сравнитнельно низкую осадку, ее нельзя загружать на глубине менее 40 см. Иначе дно лодки може быть порезано о камни, ракушки и т. п.
- Весь багаж в лодке должен быть жестко привязанным (закрепленным). Это правило действует на маршрутах любой сложности.
- Внутри байдарки запрещено оставлять свободные веревочные концы. На резких поворотах они могут захватить и зафиксировать ногу, что весьма опасно.
- Байдарка “Таймень” должна причаливать к берегу исключительно против течения и только боком. Штевни ее не педназначены для швартования, они могут не выдержать такой нагрузки.
- Лодку можно переносить по берегу, лишь освободив ее от груза. Дюралевые запчасти могут деформироваться, и, соответственно, способность лодки разбираться-собираться нарушится.
- Осуществляя провод байдарки по воде, запрещено быть спереди, иначе сама лодка под действием течения и своей массы может прижать проводящего.
- Если поднялась волна от катеров, моторных лодок и т. п., байдарку следует развернуть носом к волне, дабы избежать переворачивания.
- Если байдарка перевернулась, запрещается ее переворачивать обратно. Следует вначале отбуксировать лодку к берегу. Нельзя выпускать пузырь воздуха из-под перевернутой байдарки, ведь он обеспечивает ей запас плавучести.
Типы байдарок «Таймень»
Существует 3 типа байдарок «Таймень»: «Таймень-1», «Таймень-2» и «Таймень-3».
«Таймень-1»
В 70-80 гг. XX века данная байдарка была единственной одноместной байдаркой, выпускаемой промышленностью СССР. Исторически была первой байдаркой в модельном ряду «Тайменей». Было выпущено всего несколько сотен экземпляров, после чего производство было прекращено и производиться стали только «Таймень-2» и «Таймень-3». Имеет достаточно большую грузоподъёмность и запас плавучести, может применяться в дальних путешествиях. Каркас цельнометаллический, удобный в сборке и разборке. Байдарка комплектуется фартуком со срывной юбочкой и гермоупаковками. По характеристикам «Таймень-1» ближе всего к «Колибри» — двухместной прогулочной байдарке. «Таймень-1» можно было бы использовать как прогулочную двойку, однако форма кокпита не позволяет разместить гребца. Однако во многих случаях форма кокпита при необходимости дорабатывается для этих целей. Конструктивно сильно отличается от старших двух- и трёхместных моделей. Собрать «Таймень-1» из «Таймень-2» невозможно.
«Таймень-2»
Байдарка «Таймень-2» с оболочкой из ПВХ и фартуком
Двухместная байдарка. Самая популярная из серии «Тайменей» и всех остальных байдарок, эксплуатируемых в России . Отличительная особенность их — значительное, почти как у каноэ, разнесение мест гребцов. Это исключает столкновение весел гребцов, упрощает упаковку и загрузку, увеличивает манёвренность, но острые обводы носовых окончаний ухудшают всхожесть на волну.
«Таймень-3»
Трёхместная байдарка. Отличается от двухместной только вставкой в кильсон длиной 0,7 м, дополнительным шпангоутом со спинкой, дополнительным сиденьем и веслом. Так как байдарка длиннее, чем двухместная, то её манёвренность хуже, а ходкость и остойчивость лучше. Другие отличия представлены в таблице.
Наименование | Вместимость, чел. | Грузо-
подъемность, кг |
Длина, м | Ширина, м | Высота приваль-
ного бруса, мм |
Осадка, м | Полное
водоизмещение, кг |
Запас
плавучести, кг |
Вес
корпуса, кг |
Вес
комплекта, кг |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
«Таймень-1» | 1 | 150 | 4,00 | 0,75 | 250 | 0,14 | 280 | 155 | 17 | 22 |
«Таймень-2» | 2 | 250 | 5,00 | 0,85 | 270 | 0,15 | 550 | 300 | 25 | 32 |
«Таймень-3» | 3 | 375 | 5,70 | 0,88 | 270 | 0,17 | 700 | 325 | 30 | 38 |
Модификации байдарки
Всего в зависимости от наличия комплекта для водозащиты и материала оболочки имеется 8 модификаций байдарки. Представим их также в табличном виде:
Модификации байдарки |
Материал дна и деки, которыми оснащается байдарка «Таймень» |
1 и 5 варианты |
Днище из прорезиненой ткани на основе хлопчатобумажной. Дека (верх) изготовлена из хлопчатобумажной ткани |
2 и 6 варианты |
Днище из прорезиненой ткани на основе хлопчатобумажной. Дека (верх) — ткань капроновая с ПВХ-покрытием |
3 и 7 варианты |
Днище из прорезиненой ткани на основе капроновой. Дека (верх) изготовлена из хлопчатобумажной ткани |
3 и 7 варианты |
Днище из прорезиненой ткани на основе капроновой. Дека (верх) — ткань капроновая с ПВХ-покрытием |
Шкура для байдарки «Таймень», как вы поняли, если следовать терминологии изготовителей, называется декой. Если ее рассмотреть, то можно отличить кормовую часть (в нее имплантирована железка с двумя дырками) и носовую (ее металлический разъем содержит одно отверстие).
Весла для байдарки «Таймень» являются разборными. Они состоят из трубки и гребной лопатки с фиксатором.
№ модификации |
Наличие водозащитного комплекта |
1,2,3,4 |
Байдарка «Таймень» оснащена комплектом водозащитным (боковыми гермоупаковками, крышкой люка, юбками, фартуком) |
5,6,7,8 |
Водозащитный комплект не предусмотрен |
Об изготовителе “Тайменя”
Данную лодку второго поколения начала выпускать промышленность СССР еще в конце 70-х гг. Конструкция получилась экономичной и оптимальной. Исключительно надежна и служит в среднем 30 лет байдарка “Таймень”. Производитель — завод ФГУП ММПП «Салют» — выпускает данную байдарку второго поколения и в наше время. Покупать новую лодку рекомендуем в фирменном московском магазине «Мотоблоки» по проспекту Буденного, 14.
Байдарка, состоящая из сборного каркаса и «шкуры» (оболочки из полихлорвинила (ПВХ)), обладает отменным запасом плавучести и хорошей грузоподъемностью.
Кроме того, легко можно купить подержанную лодку. Есть целые сообщества владельцев данной байдарки. Запчасти к ней приобрести — не проблема.
Рекомендации по сборке
Сборка байдарки “Таймень” осуществляется согласно инструкции. Впрочем, мы специально для читателей-новичков внесем некоторые комментарии в порядок сборки, не отягощая их терминологией. Просим не считать нижеизложенное полноценной инструкцией (она обязательно должна присутствовать при сборке).
Собирая первый раз байдарку “Таймень” методом проб и ошибок, мы сочли следующие этапы принципиальными:
- Начинаем собирать с носа и кормы. Соединяем (с каждой стороны) веткообразную (штевень) и самую маленькую овальную деталь (шпангоут). Снизу к конструкции крепим шпильками зауженную с одного конца лесенку (кильсон). Длинные трубки соединяем с трубками носа (кормы).
- На корме устанавливаем малую овальную железку (шпангоут). Отверстия на ней порезаны с наклоном в сторону кормы. Далее крепим эту малую железку к зауженной металлической лесенке (кильсону). В гнезда овальных деталей вставляем средние трубки.
- Далее к кормовой лесенке крепится самая короткая лесенка (кильсон), а к ней — самая большая овальная деталь со спинкой. Короткие трубки без шпингалетов вставляем в отверстия средней части.
- Соединяем обе половинки (носовую и кормовую) каркаса байдарки. Совмещаем концы лесенок и крепим их шпильками. Соединяем трубки шпингалетами.
- “Шкуру” крепим, ориентируясь на металлические кольца. Заправляем ее концы в фальшборт и устанавливаем фальшборта, закрепив их замками.
Заключение
Подготовка лодки “Таймень” к походу — дело серьезное. В нем нет мелочей. Неудобное весло или скамья, мешок для багажа, который подтекает — все это может испортить радость от общения с природой.
Имеет ли недостатки байдарка каркасная “Таймень”? Если таковым является достаточно неудобная упаковка для транспортировки высотой более 1,5 метра и весом более 30 кг, то да. Рекомендуем заранее спланировать ее беспроблемное перемещение к месту старта путешествия.
Также туристам-профессионалам, путешествующим по речным маршрутам второй и третьей квалификации сложности, обязательно следует доработать «шкуру», проклеить ее под кильсоном и стрингерами, воспользоваться водонепроницаемым фартуком, юбками и заглушками.
Надеемся, что наши рекомендации будут полезны и новичкам, и уже путешествовавшим на байдарке “Таймень”.
Эта тема закрыта для публикации ответов.