Аттестация безопасности движения
Данная процедура регулируется нормами Приказа Минтранса России от 20 марта 2017 года № 106. Её проведение находится в компетенции специальных аттестационных комиссий, которые формируются из числа специалистов органов Ространснадзора и федерального бюджетного учреждения «Агентство автомобильного транспорта». График заседания комиссий утверждается на каждый год и размещается на сайте ФБУ «Росавтотранс».
Обращение о прохождении аттестации должно быть опубликовано на ресурсе не позднее двенадцати дней до даты аттестации. К ней допускаются только специалисты, имеющие специальное образование и квалификацию.
Обратившемуся необходимо представить следующие документы:
1Заявление.
2Паспорт или другой удостоверяющий личность документ.
3Оригинал и копию диплома об образовании и о профессиональной переподготовке.
В случае отсутствия одного из указанных документов, аттестация проводится не будет.
Весь процесс проходит в форме тестирования. Задание содержит двадцать вопросов. На его выполнение отводится полчаса. Тестирование считается пройденным, если специалист правильно ответит не менее чем на восемнадцать вопросов.
Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом заседания. Выписка из протокола заседания выдается по запросу заинтересованного лица. За прохождение аттестации оплачивать государственную пошлину не нужно.
За чем следят чиновники?
В области автомобильного и городского наземного электрического транспорта предметом контроля Ространснадзора являются:
- наличие у субъекта надзора помещений и оборудования, позволяющих осуществлять хранение, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей и контроль технического состояния транспортных средств, или же наличие договоров со сторонними организациями о предоставлении упомянутых помещений, оборудования и услуг;
- организация работы водителей в целях обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе в части соблюдения режима труда и отдыха названных работников;
- обеспечение соответствия работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым к ним при осуществлении перевозок автомобильным и городским наземным электрическим транспортом;
- обучение водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, и специалистов (консультантов) по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в соответствии с требованиями Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов и законодательства РФ;
- соблюдение транспортными компаниями и индивидуальными перевозчиками требований, предусмотренных правилами перевозки пассажиров, багажа и грузов.
В рамках государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок в стационарных и передвижных контрольных пунктах Ространснадзор следит за соблюдением перевозчиками общих норм порядка международных автомобильных перевозок. Что это за порядок, в Положении о федеральном государственном транспортном надзоре не поясняется. От себя добавим, что в настоящее время одним из главных документов в этой сфере является Закон о государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок <1>. Во исполнение его положений принят ряд подзаконных правовых актов, таких как Положение о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.10.2001 N 730, Правила выдачи российских разрешений иностранным перевозчикам, а также иностранных и многосторонних разрешений российским перевозчикам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 89, и некоторые другие обязательные к исполнению международными перевозчиками документы.
<1> Федеральный закон от 24.07.1998 N 127-ФЗ.
Кроме того, РФ заключила с иностранными государствами несколько десятков соглашений о международном автомобильном сообщении. В них прописан порядок пассажирских и грузовых перевозок, проходящих по территории зарубежных стран. Очевидно, что контроль за соблюдением таких правил вне компетенции Ространснадзора.
Плановые и внеплановые проверки
Контрольные мероприятия могут быть внеплановыми и плановыми. Первые осуществляются только при наличии конкретных оснований. Их перечень зависит от того, является ли деятельность лицензированной или нет. Для лицензируемой работы предлагаются эти основания:
- Ранее компании было вынесено предписание об устранении нарушения. Исполнить его требования нужно в установленные сроки. Когда они заканчиваются, факт устранения нарушения проверяется с помощью внепланового мероприятия.
- В Ространснадзор поступили жалобы или обращения, в которых есть информация о грубых нарушениях. Проверка выполняется вне зависимости от того, кто был составителем жалобы.
- Действие лицензии было приостановлено.
- Лицо, предоставившее лицензию, направило ходатайство об осуществлении контрольных мероприятий. Направлены они будут на проверку выполнения предписания, которое было вынесено лицензиатом.
- Лицензиат вынес распоряжение на основании поручений Правительства.
Если деятельность организации не предполагает получения лицензии, предлагаются эти основания:
- Истек срок выполнения требований, которые были вынесены ранее.
- Жалобы на компанию, касающиеся угрозы вреда жизни и здоровью.
- Распоряжение руководителя Ространснадзора, оформленное на основании поручения Правительства.
Плановая проверка не определяется нарушениями, допущенными субъектами. Если деятельность ЮЛ не является лицензируемой, контрольные мероприятия проводятся по этим основаниям:
- Прошло 3 года с даты регистрации ЮЛ или ИП.
- Прошло 3 года с даты завершения предыдущей плановой проверки.
Если деятельность является лицензируемой, основания будут следующими:
- Прошел год с даты предоставлений или переоформления лицензии.
- Прошло 3 года с момента завершения последней плановой проверки.
Плановые мероприятия нужны для обнаружения нарушений, о которых нет никаких свидетельств со стороны внешних источников.
Как проверяется соблюдение закона?
Федеральный государственный транспортный надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок. На этот счет в Положении о федеральном государственном транспортном надзоре есть отсылочные нормы к ст. ст. 9 — 12, 15 — 18 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей <2>. В последнем документе расписаны общие положения по проведению плановой, внеплановой, документарной, выездной проверки при проведении государственного контроля (надзора). Плюс к этому установлены ограничения при проведении проверок, порядок оформления их результатов и принимаемые должностными лицами меры в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении контрольного мероприятия должностными лицами Ространснадзора.
<2> Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Стоит отметить, что в части мониторинга автомобильных перевозок ревизорам нужно учесть особенности, предусмотренные ст. 3.1 Устава автомобильного транспорта. В частности, в этой статье названы основания для проведения внеплановой проверки перевозчика. Одним из них является поступление в Ространснадзор информации о фактах дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине перевозчика, с причинением вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде.
Есть еще один нюанс. Проверки транспортных средств в процессе их эксплуатации в целях проведения мероприятий по контролю за выполнением обязательных требований проводятся должностными лицами Ространснадзора на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (его заместителя). Инспекторы уведомляют органы прокуратуры о проведении мероприятий по контролю в течение 24 часов с момента принятия решения о проведении указанных мероприятий.
В части контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок чиновникам Ространснадзора, да и проверяемым лицам, нужно принимать во внимание нормы ст. 11 Закона о государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок
В ней сказано, что контроль за такими перевозками подразумевает проверку транспортных средств, в том числе проверку имеющихся у водителей ТС разрешений и других документов, предусмотренных согласно международным договорам РФ. При нарушении правил международных договоров органы транспортного контроля и надзора выдают перевозчику или его представителю обязательное для исполнения предписание об устранении такого нарушения. Решения и действия (бездействие) транспортных инспекторов могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством.
Как проверить допог на подлинность в реестре по номеру?
ДОПОГ представляет собой разрешение на дорожную перевозку опасных грузов.
Проверка подлинности ДОПОГ может быть произведена несколькими способами:
1Обращение в учебный центр, который оформлял свидетельство. Для этого нужно посетить сайт организации, ввести в специальное поле код региона, фамилию, имя, отчество, срок действия ДОПОГ и адрес электронной почты инициатора. В течение одного дня заявителю поступит ответ.
2Обращение на сайт Министерства транспорта. Нужно будет зайти в раздел обращения граждан и заполнить специальную форму. Ответ заявитель получит на свою электронную почту.
3Личное обращение в Ространснадзор. Для этого заинтересованному лицу нужно подъехать в офис организации. При себе необходимо иметь паспорт и свидетельство ДОПОГ.
Способ проверки ДОПОГ инициатор определяет самостоятельно.
Лицензирование пассажирских перевозок в Ространснадзоре
Лицензия на пассажирские перевозки оформляется в виде типографского бланка, который включает в себя следующую информацию:
1Наименование органа Ространснадзора.
2Название самого документа. В случае лицензирования автобуса это «Лицензия».
3Дата выдачи, серия и номер.
4Вид деятельности – «пассажирские перевозки».
5Данные юридического лица или индивидуального предпринимателя, которому лицензия выдана.
6Особенности документа – регион действия, виды применяемого транспорта и оборудования.
7Срок действия лицензии.
Документ подписывается должностным лицом органа Ространснадзора и заверяется печатью. Лицензия на перевозку требуется лицам, выполняющим на регулярной основе городские, пригородные и междугородние маршруты, в отношении более 8 пассажиров.
Основанием для получения лицензии на перевозку пассажиров является заявление заинтересованного лица, в котором указывается:
1Сведения об организации или ИП, претендующем на получение разрешения – наименование, адрес, номер контактного телефона.
2Идентификационный номер налогоплательщика.
3Вид деятельности на который требуется лицензия, то есть пассажирские перевозки.
4Реквизиты документа об уплате государственной пошлины или другие сведения, подтверждающие внесение денежных средств.
Заявление должно быть подписано руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем.
Помимо этого нужно представить копии следующих документов:
1Приказа о назначении ответственного за перевозку пассажиров, если деятельность будет осуществляться наемным лицом.
2Договора с медицинской организацией об осмотрах водителей до и после рейса.
3Свидетельств о регистрации каждого задействованного в пассажирских перевозках транспортного средства.
4Опись предоставляемых документов.
Заявление и документы должны быть переданы в орган Ространснадзора по месту нахождения заинтересованного лица. Сделать это можно лично, по почте или через портал Госуслуг. В случае выявления неполноты или ошибок в документах решение о возврате принимается в течение 6 рабочих суток. Для устранения недостатков заинтересованному лицу дается 30 календарных дней. Обращение рассматривается в течение 45 суток. После этого инициатор получает лицензию либо мотивированный отказ.
Что именно проверяется
В рамках контрольного мероприятия проверяются эти направления:
- Наличие сотрудников, несущих ответственность за соблюдение БДД. У них должен быть документ о прохождении соответствующей аттестации.
- Проведение организационных действий касательно БДД.
- Наличие медицинского надзора за состоянием водителей.
- Организация условий для осуществления предрейсовых осмотров водителей.
- Надзор над профессионализмом сотрудников.
- Наличие технического осмотра.
- Поддержание эксплуатации ТС в исправном состоянии.
- Исполнение экологических норм относительно эксплуатации авто.
- Наличие журнала учета контрольных мероприятий.
Существует более 50-ти бумаг, касающихся БДД. Это и инструкции, и акты, и различные графики, и журналы.
Куда обжаловать постановление в Ространснадзоре?
Поскольку Ространснадзор является государственным органом, обжалование выносимых им решений происходит по общим правилам. Лица, не согласные с постановлением могут использовать несколько способов.
Первый – обращение в вышестоящий орган управления. Это может быть МУГАДН или Федеральная служба. Все зависит от положения должностного лица, принявшего незаконное решение. Из документов потребуется оформить только заявление, к которому необходимо приложить вынесенное постановление. Направить жалобу можно лично, переслать по почте или через портал Госуслуги. Заявление будет рассмотрено в течение 10 суток.
Второй – обращение в суд. Такой вариант актуален, заявителя не устроил ответ на жалобу, либо последняя не была рассмотрена в установленный законом срок, Исковое заявление направляется вместе с вынесенным постановлением и ответом вышестоящего органа Ространснадзора. Обращение будет рассмотрено в течение двух месяцев с момента его поступления в суд.
Какие документы будут проверяться
В уведомлении, направляемом компании за три дня до проверки, указываются документы, которые будут запрошены в процессе. То есть руководитель получает время на подготовку. Как правило, это следующие бумаги:
- Уставные бумаги.
- Свидетельство о том, что ЮЛ поставлено на учет в налоговой.
- Свидетельство о том, что в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.
- Бумаги о назначении гендиректора.
- Штатное расписание.
- Бумаги, на основании которых ответственность за БДД возложена на конкретных сотрудников.
- Бумаги, подтверждающие квалификацию сотрудников.
- Справка о ТС, которые находится в эксплуатации на текущий момент.
- Бумага, подтверждающая наличие стоянки для авто.
- Если компания специализируется на транспортировке опасных грузов, нужны бумаги, касающиеся подвижного состава и сотрудников.
- Бумаги по организации мер по предотвращению ДТП.
- Документы, касающиеся учета путевых листов.
- Путевые листы за последние 3 месяца.
- Товарно-транспортные накладные, оформленные по каждому виду транспортируемого груза.
- Бумаги, подтверждающие меры по организации и учету осмотров водителей до рейса и после него.
- Документы об осуществлении ТО и ремонта ТС.
- Перечень водителей с указанием момента их приема в компанию.
- Медицинские справки сотрудников, которые занимаются транспортировкой.
- Документы об организации деятельности водителей. К примеру, это может быть проведение семинаров, инструктажей.
- Документы о том, что водители нарушали ПДД.
- Бумаги, касающиеся учета работы водителей за последние 3 месяца.
- Справки о проведении страхования гражданской ответственности.
- Бумаги о том, что ТС оснащены навигаторами.
Также контролирующие органы могут запросить другие документы, касающиеся водителей и ТС.
Эта тема закрыта для публикации ответов.