В каких случаях и как подаются оповестительный сигнал и сигнал бдительности?

Алан-э-Дейл       23.10.2022 г.

Оглавление

Как музыка управляет дыханием зрителя

Как заставить зрителя затаить дыхание? Музыка тише, глаза открыты: герой напряженно перемещается в пространстве опасности, пока композитор готовит вам контрастный душ из тихих низких и громких высоких звуков.

Прямолинейно — не значит плохо. В фильмах самого модного хоррор-режиссера Джеймса Вана нередко звучит плач. Музыкально говоря, это тоже глиссандирующие неустойчивые звуки, и если приправить их такими же глиссанди (множественное число от glissando) в нижнем басовом регистре, получится годная крипота.

Во фрагменте с монахиней из фильма «Заклятие 3» напряженно вибрирующая музыкальная структура создается перебивками между тишайшими басовыми звучностями и громким магнитофоном: музыка дышит а вы — нет.

Заклятие 3, фрагмент

Порой вместо плавающих звуков используют ближайшие соотношения звуков, которые крутятся вокруг пятой ступени лада — чередование пятой и шестой, или пятой и повышенной четвертой ступени дает соответственно ощущение скорби и тревоги. Такие соотношения звуков называют интонацией ламенто (итал. lamento.— жалоба, плач), академические композиторы осознанно использовали этот прием в операх, начиная с XVII века. В плаче Ариадны кроме интонации ламенто появляется ее старшая ладовая родственница — хроматическая гамма.

Плач Ариадны из оперы Монтеверди «Ариадна»
Плач Аполлона из оперы Кавалли «Дафна»

В кино эта интонация используется постоянно. Если ее ускорить и многократно повторить, получится трель — стандарный фон, который обычно поручается струнным инструментам.

Фрагмент из фильма «Лестница Иакова»

тревожные звуки

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:37

    Тревожные
    звуки

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    00:16

    Тревожные звуки
    OCEANIA

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    00:34

    Неизвестно
    51 тревожные звуки

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:13

    Реставрация
    03-Тревожные звуки

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:31

    Парафин
    Тревожные звуки(RAPBITVA )(2 раунд)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    00:08

    Триллеры
    Тревожный звук

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:32

    Сарычев
    …и наростал тревожный звук….

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    00:08

    1 сентября 2014
    Тревожный звук

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    00:11

    СХ
    Тревожный звук

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    00:08

    триллер
    Тревожный звук

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    00:41

    ВОЛШЕБСТВО
    тревожный звук

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    00:32

    Неизвестен
    Тревожный звук

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:32

    гр.Альфа
    …И наростал тревожный звук

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    00:41

    Баба Яга
    Тревожный звук.

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    00:14

    0_0
    Нагнетающий тревожный звук

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    00:10

    Звук тревожный
    Страшный Звук Из Фильма Ужасов (нагнетающий)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:46

    Звуки
    Тревожная Эхо

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:46

    Звуки
    Тревожное Эхо

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    00:10

    Звуки Для Видео
    Тревожная музыка

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    00:41

    Звук
    тревожное ожидание волшебства

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    00:10

    Звук
    Тревожная музыка

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    00:11

    Звук
    Тревожный

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:03

    «Звуки Истины»
    Интерлюдия — В Тревожной Тени

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    00:06

    Звуки для видео
    Тревожная музыка

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:42

    Звуки
    Тревожная приближение

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:16

    тревожный.набат
    звук

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    00:38

    Звук
    Сирена,война,стрельба,тревожная музыка

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    00:10

    Звуки
    Тревожная музыка

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    00:10

    ЗВУК ДЛЯ ВИДЕО
    Тревожная музыка

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:45

    Группа ПГГ. Музыка и звуки Этногенеза
    44. Блокада: Тревожная, версия 17 44. Блокада: Тревожная, версия 17

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    07:50

    ПГГ. Музыка и звуки Этногенеза
    19. Блокада. Тревожная

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:00

    дети подглядывают за ведьмой
    Тревожная с ветром-тёмная,давит,звук вьюги

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:33

    17.звук часов,только началоВолшебная тревожная
    Маховик времени.

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    10:44

    Исцеление Звуком
    Снятие тревожности, неврозов

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    10:44

    Исцеление Звуком
    Программа снятия тревожности и беспокойства

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:45

    ПГГ. Музыка и звуки Этногенеза
    44. Блокада: Тревожная, версия 17

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:41

    Таня Буланова
    Синее море(но взметнулся в тревожную высь, звук чужой пароходной сирены…)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:00

    Mad Jayck
    Тревожные Слухи ( RapBitva3 2r ) ( Звук»12 )

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:14

    LeTsMooV
    Тревожными стали звуки

1

Как озвучивают трейлеры

Трейлеры озвучиваются на отдельных кинопроизводствах, к саундтреку фильма они никакого отношения не имеют. На сайтах кинорецензий нередко мелькают претензии кинолюбителей к бездарным музыкальным решениям. Тем не менее, выверенные шаблоны производят нужное впечатление и тизеру удается продать фильм максимальному числу зрителей.

Тизер фильма «Зловещие мертвецы»

Как это работает: благодаря частой смене звукового ландшафта неоднородная музыка производит динамичное ощущение — внезапные громкие звуки сменяются продолжительными низкочастотными, вкрапляются тревожные шумовые эффекты: скрип двери, шепот, гром, битое стекло, шкворчащие и булькающие звуки. Обязательно присутствует эффект приближающегося звука и реверс.

Но в качественных фильмах жанра музыка не только пугает, но и рассказывает: чтобы создать многомерное пространство часто соединяют две самостоятельные композиции. Одна отвечает за внешние события, а другая — за внутренние.

Фрагмент из фильма «Корабль-призрак», 2002

В таком коктейле мелодии обязательно противостоят друг другу по характеру, и классическая «Кровавая Мэри» большинства ужасов включает в себя угнетающие низкие звучности + высокие детские песенки и мелодии из музыкальных шкатулок. Последние порой выходят на главную роль, как в фильмах «Кощунство», «Бойся своих желаний» и «Шкатулка проклятия».

Трейлер фильма «Кощунство»
Трейлер фильма «Бойся своих желаний»
Трейлер «Шкатулка проклятия»

Использование концепта лейтмотивов, созданного еще Вагнером в конце XIX века, широко освоен киноиндустрией. Вагнер закреплял за героем определенную мелодию, а ее изменение в течение оперы гораздо более красноречиво подсказывало зрителю о характере происходящего, чем либретто.

Кинематограф развивает этот метод и по сей день. Перенасыщенная всеми возможными стилями «Song to song» создает атмосферу погони за счастьем — актуальную психологическую проблему, созданную глянцем и самим же кинематографом.

Трейлер фильма «Между нами музыка»

«Студия звукозаписи «Берберян» раскрывает процесс записи музыки к ужастику как самостоятельную хоррор-историю: такая экскурсия по рекурсии создана в знак уважения к итальянским пионерам страшного звука — Фабио Фрицци, Бруно Николаи и Эннио Морриконе.

Трейлер фильма «Студия звукозаписи «Берберян»

Алехандро Аменабар сам сочинил музыку к своему фильму «Другие» — истории о семье призраков, до самого конца не понимающих, что с ними произошло. Подвешенное состояние вечного ожидания и тягостной незавершенности поддерживается звуковым повествованием, которое крутится вокруг шестой ступени лада — именно она делает заключительный музыкальный оборот прерванным, оставляя ощущение незавершенности.

Фрагмент фильма «Другие»

Куда звонить, если установить причину не удалось

Если вы произвели все действия, описанные выше, но они не дали результатов, и ПС с завидной регулярность продолжает выдавать ложные сигналы о возгорании, то необходимо обратиться в компанию, которая обслуживает вашу ПС (в договоре должен быть указан контактный телефон компании).

Если пожарная система была установлена самостоятельно (это не редкость в нашей стране, богатой народными умельцами и «золотыми руками»), то следует вызвать мастера, разбирающегося в данной модели противопожарной сигнализации. Найти его не сложно, на просторах интернета полно сайтов, предлагающих подобного рода услуги.

Виды пожарных извещателей

Выбор типа пожарных извещателей зависит от характеристик объекта, на котором они будут использованы: уровня опасности возникновения пожара, типа сырья и материалов, применяемых в процессе производства продукции, наличия автоматизированных систем пожаротушения.

Различают следующие наиболее распространенные :

  • ручные. Срабатывают после нажатия человеком, обнаружившим пожар, сигнальной кнопки;
  • автоматические. Участие человека не требуется. В действие их приводит значительное повышение температуры, распространение пламени или дыма;
  • тепловые. Срабатывают при достижении граничного значения температуры или при резком ее скачке;
  • дымовые. Реагируют на появление и распространение дыма в контролируемом помещении;
  • . Чувствительный фотоэлемент оперативно выявляет источник пламени и оповещает о пожаре.

Любой пожарный извещатель, в зависимости от его вида и марки, имеет собственный порог срабатывания, уровень чувствительности, инерционность и распространяет свое действие на заданную площадь, указанную в нормативной документации.

При проектировании стоит учитывать важные нюансы. Например, при срабатывании датчика информация о пожаре должна быть слышна в любой точке помещения. В случае наличия в здании блокируемых дверей, они должны быть запрограммированы таким образом, чтобы при срабатывании сигналов оповещения производилось автоматическое их открытие.

Лучший вариант устройства системы оповещения – при срабатывании звуковых сигналов должны включаться световые табло, по которым будет легче найти выход со здания.

Принцип работы звуковых оповещателей

Пожарная сигнализация проектируется таким образом, что может начать работу только в случае автоматического включения сразу двух датчиков извещения. Такой принцип работы необходим для подтверждения возникновения опасности, так как в некоторых ситуациях может произойти сбой извещателя, что приводит к ложной тревоге, в результате которой может быть нарушен режим работы всего предприятия. Для избежания этого и применяется дублирующий датчик, который подтвердит сигнал от основного извещателя. В случае если данные с основного устройства не подтверждаются, система отправляет повторный запрос для корректировки работы устройства.

В зависимости от расположения помещений, в здании могут быть установлены несколько средств пожарной тревоги, которые будут способствовать более качественному извещению всех находящихся людей. Большинство сигнальных датчиков устанавливают под специальными колпаками, чтобы предохранить их от повреждений. Это дает возможность избежать несчастных случаев из-за некачественного оповещения об опасности сотрудников.

Пожарная сирена необходима для оповещения людей в случае пожара. Сирена в своем комплекте имеет следующие детали:

  • Статор;
  • Ротор;
  • Кронштейны и стойки;
  • Двигатель с электрическим приводом;
  • Устройства защиты от внешнего воздействия.

На фото – уличные сигнальные оповещатели

На что следует обратить внимание?

Для хорошей слышимости устройства во всех частях здания, звук аппарата должен составлять около 120 децибел. Более высокий уровень тревоги, издаваемый устройством, может привести к нарушениям слуха, а более низкий звук не будет слышен отчетливо.

Средняя длительность сигнала пожарной сирены составляет около 4 секунд, он постоянно повторяется. Звуковая система должна работать на протяжении всего времени, пока не будут эвакуированы все люди из здания.

В каждом здании желательно применение не только звуковых систем оповещения, но и световых, так как в помещениях со сложной планировкой человек, не являющийся сотрудником, может заблудиться и не найти выхода. Благодаря наличию световых указателей намного проще выйти из помещения, в котором произошел пожар. Специалисты из разных стран не могут прийти к общему решению, какие звуки должно издавать устройство оповещения, но они едины во мнении, что это должен быть резкий пронзительный сигнал.

На видео – учебная тревога:

Типы

По техническому устройству, принципам работы, а также времени изобретения, появления на рынке оборудования, комплектующих систем безопасности звуковые извещатели пожарной сигнализации подразделяют на 3 типа:

Электромеханические

Они формируют низкочастотные звуковые колебания, хорошо отличимые от фонового шума, поэтому сразу привлекающие внимание окружающих. Как правило, учитывая характеристики, опыт использования, их устанавливают в помещениях большой площади/строительного объема или на открытых технологических площадках, территории промышленных объектов, складских комплексов, автотранспортных предприятий, стоянок.

Электродинамические

Такие устройства выдают мощный низкочастотный сигнал с неприятным для слуха звучанием силой до 110 дБ с широкой диаграммой звукового давления.

Пьезоэлектрические. Выдающие звуковые колебания с помощью пьезокерамического кристалла. На сегодня это самые распространенные изделия в производстве подобных устройств, широко используются при проектировании, применяются при монтаже, замене оборудования установок АПС/АУПТ, систем оповещения.

По конструкции, исполнению корпуса/оболочки, месту, способу установки/монтажа изделия звуковые извещатели о пожаре бывают:

  • Настенными, потолочными, в т.ч. врезными, устанавливаемыми в подвесные системы.
  • Внутренними/наружными, а также универсальными с высокой степенью защиты от пыли/влаги.
  • Нормального/взрывобезопасного исполнения.
  • Комбинированными, совмещенными со световыми сигнализаторами о возникновении пожара – различными табло, указателями направления движения.
  • Как проводными, так и радиоканальными устройствами.

По внешним размерам корпуса наиболее компактны/миниатюрны пьезоэлектрические звуковые ПИ.

Для примера вот технические характеристики нескольких востребованных/распространенных на рынке пожарно-технической продукции изделий от отечественных компаний:

  • Оповещатели пожарные звуковые «Тон-1С-12» и «Тон-1С-24» производства завода «ИРСЭТ-Центр» из Санкт-Петербурга, отличающиеся только напряжением электропитания – 12 и 24 В. В остальном все технические характеристики одинаковы – габариты диаметр корпуса 105, высота 67 мм, уровень давления звука не меньше 85 дБ, диапазон частот сигнала 2500–3500 Гц, рабочий диапазон – от – 40 до + 55℃.
  • «Маяк-12/24 ЗМ/М1» производства фирмы «Электротехника и Автоматика» из Омска с уровнем звукового давления 105 дБ, размерами 80х80х55/100х80х30, электропитанием 12 и 24 В, степенью защиты IP56/IP 55, температурным диапазоном эксплуатации от – 50 до +55℃.
  • «Свирель-2». Является оповещателем охранно-пожарным звуковым от самой известной на российском рынке оборудования для систем безопасности компании «Болид». Выпускаются различные модификации этого изделия, работающие от слаботочной сети 12 или 24 В, с одним/двумя пьезокристаллическими излучателями звука, с дополнительным световым оповещателем, уровнем громкости на дистанции 1 м – 100/105 дБ. Выполнен в металлическом корпусе во влагозащищенном исполнении, предназначен для внутренней/наружной установки при температурах от – 30 до + 50℃. Размеры – 66х92х118 мм при массе изделия не больше 0, 6 кг.
  • «Флейта-12» производства ГК «Арсенал Безопасности» из Омска также предназначена для использования в качестве звукового оповещателя в установках ОПС. Материал корпуса – пластик. Электропитание – 9–13,8 В. Уровень громкости сигнала – 105 дБ. Диапазон несущей частоты звучания – 200–5000 Гц. Габариты – 134х134х50 мм, вес всего 70 г. Защита от пыли/влаги в воздухе помещений – IP Температурный диапазон эксплуатации – от – 30 до + 55℃. Эта группа компаний также выпускает звуковой ПИ «Гром-12М» со сходными техническими характеристиками.

Всего на рынке представлено несколько десятков моделей звуковых, светозвуковых ПИ от различных компаний производителей с похожими параметрами, но с различной защитой изделий от внешней среды, с исполнением от нормального до взрывозащищенного, в металлических/пластиковых корпусах.

Из чего состоит игра на нервах

Если до монстров дело не дошло, но необходимо создать атмосферу настороженности — можно сочетать низкие звучности с устрашающей музыкой. Для её создания используются определённые системы взаимоотношений звуков — лады.

В авангарде таких мрачных систем взаимоотношений звуков выступает фригийский, затем дорийский, локрийский и хроматический лад.

Фригийский лад

Песня Джека из культового мультфильма Тима Бёртона содержит линию в хроматическом ладу, предчувствия Салли становятся «мрачными» за счет второй пониженной ступени — признака фригийского лада. Он отвечает за таинственность, поэтому сказочные фильмы и фэнтези всегда содержат дорийские мелодии.

Песня Джека
Песня Салли

Между таинственным и страшным очень тонкая граница: до определенного момента нам нравится легкое возбуждение тайны. Поэтому в озвучивании ужасов, мистики, фэнтези и сказочных фильмов используются общие средства. Неудивительно, что специфика «игры на нервах» находит своего профессионала: существует немало композиторов, работающих в этой нише. Джеимс Ньютон Ховард — один из них, на его счету более 150 разных фильмов, но наиболее успешные саундтреки принадлежат сказкам и фэнтези.

«Лемони Сникетт и 33 несчастья», фрагмент

Современная академическая музыка полна диссонансов — острых созвучий, которые в прежние времена считали дисгармоничными. Эпоха сменилась, искусство пошло вперед, но диссонирующие созвучия до сих пор воспринимаются как нечто зловещее.

Расслышать в нем каждую ноту сможет только профессионал, из-за чего музыкальное облако моментально становится пугающим.

Но пальму первенства среди всех диссонантных созвучий держит тритон: напряженное сочетание из первой и пятой пониженной ступени лада всегда сообщает нам об опасности. В сцене с приближающимся поездом в фильме «Лемони Сникетт и 33 несчастья» задействован тритон, звук приближения и, конечно же, дьявольский смех. А в музыке к «Фантастическим тварям…» Джеймс Ньютон Ховард воспользовался и хроматическим ладом и его противоположностью — целотонным. Фильм — часть вселенной «Гарри Поттера…», поэтому главная мелодия Поттерианы тоже вошла в этот саундтрек.

Музыка к фильму «Фантастические твари и где они обитают»

Если мистер Ховард знаменит не только благодаря мрачным саундтрекам, то имя Фабио Фрицци связано исключительно с хоррорами. В сотрудничестве с Лючио Фульчи они создали культовые ужасы, которые сегодня считаются классикой жанра.

Фабио Фрицци, музыка к фильму «Проклятое дитя»

А вот композитор, всю жизнь проработавший в тандеме с Линчем, создал культовые произведения, которые знают даже те, кто не смотрел озвученные им фильмы. Хотя найдется ли сегодня человек, который не смотрел «Твин Пикс»?

Как выключить оповещение о пожаре самостоятельно?

Если произошло срабатывание системы оповещения о пожаре (ложное), в первую очередь стоит отключить режущую слух сирену. Если имеется ЦП (центральный пульт), то на нем есть специальная кнопка, обозначенная силуэтом колокольчика или мегафона, ее стоит нажать или удерживать определенное время (обычно 3-5 сек).

В случае если такая кнопка отсутствует, на каждом ЦП есть кнопка сброса, обнуляющая показания датчиков. Очень часто для сброса информации, требуется ввести специальный код, который указан в инструкции к ПС. Такой код необходимо запомнить, а лучше записать рядом с пультом управления сигнализацией.

Не можете разобраться с ПУ ПС, просто отсоедините его от сети, в результате чего произойдет перезагрузка системы и информация будет обнулена.

Не забывайте, что большинство моделей оснащены внутренними источниками питания, которые также необходимо отключить.

Используемые сигналы

Для оповещения окружающих о пожаре наиболее часто используются звуковые и световые виды.

Звуковые сигналы

Уровень громкости звука при проектировании выбирается в зависимости от типа помещения: в жилом комплексе он должен быть не более 70 дБ, в общественном здании – до 95 дБ, на улице – до 105 дБ. Если на производстве фоновый шум превышает показатель допустимого уровня громкости пожарного извещателя, то он может быть увеличен.

Обычно используется сигнал сирены, представляющий собой три звуковых гудка, длительность пауз между которыми занимает аналогичный промежуток времени. Также могут быть использованы голосовые сообщения о наступившем бедствии.

Световые сигналы

Представляют собой мигающий свет, частота которого не превышает 5 Гц. Взрывозащищенные оповещатели обычно располагают над аварийными выходами. Также принято использовать указательные табло, на которые наносится соответствующая надпись. Они помогают сориентироваться в пространстве и оперативно найти аварийный выход в стрессовой ситуации.

Аварийное освещение выходов и путей эвакуации — принцип действия такой системы оповещения аналогичен указательным табло.

Советы от экспертов

Производители противопожарных сигнализаций дают некоторые рекомендации по устранению причин ложного срабатывания системы оповещения. Они выглядят следующим образом:

Перед тем как приступать к обнаружению или устранению причин ложного срабатывания, снимите прибор с охраны, путем его отключения.

Если вы собираетесь делать ремонт в квартире, то предварительно закройте датчики полиэтиленом, фиксированным резинкой или скотчем.

После замены элемента питания датчика (батарейки), протестируйте систему на ее работоспособность, путем нажатия кнопки «тест» (если такая отсутствует, ознакомьтесь с инструкцией).

Также рекомендуем ознакомиться с Инструкцией ОТ и ТБ для пожарной сигнализации, чтобы понять, как решают похожие проблемы в крупных организациях.

Если вы отключили систему или отдельный датчик, не забудьте, после устранения причин срабатывания, включить все обратно – это залог безопасности вашей жизни.

Селективное преимущество

Тревожный звонок от белки

Этот компромисс между стоимостью и выгодой в поведении, вызывающем тревогу, вызвал множество дискуссий среди эволюционных биологов, пытающихся объяснить возникновение такого явно «самоотверженного» поведения. Центральный вопрос заключается в следующем: «Если конечная цель поведения любого животного состоит в том, чтобы максимизировать шансы передачи собственных генов организма с максимальной плодотворностью будущим поколениям, то почему человек намеренно рискует уничтожить себя (весь свой геном)? ради спасения других (других геномов)? ».

Альтруизм

Некоторые ученые использовали свидетельства вызывающего тревогу поведения, чтобы опровергнуть теорию о том, что «эволюция работает только / в первую очередь на уровне гена и« заинтересованности »гена в передаче себя будущим поколениям». Если сигнал тревоги действительно является примером альтруизма , то человеческое понимание естественного отбора становится более сложным, чем просто «выживание наиболее приспособленного гена».

Другие исследователи, обычно те, кто поддерживает теорию эгоистичных генов , сомневаются в подлинности этого «альтруистического» поведения. Например, было замечено, что верветы иногда издают крики в присутствии хищника, а иногда — нет. Исследования показывают, что эти верветки могут звонить чаще, когда они окружены собственным потомством и другими родственниками, у которых много общих генов. Другие исследователи показали, что некоторые формы сигнала тревоги, например «свист воздушного хищника», производимый сусликами Белдинга , не увеличивают шансы того, что вызывающий абонент будет съеден хищником; сигнал тревоги выгоден как для вызывающего, так и для получателя, так как пугает и отгоняет хищника.

Аттракцион хищника

Другая теория предполагает, что сигналы тревоги привлекают новых хищников, которые сражаются из-за организма жертвы, давая ей больше шансов на побег. Другие по-прежнему предполагают, что они являются сдерживающим фактором для хищников, сообщая хищнику о готовности жертвы. Одним из таких случаев является западное болото ( Porphyrio porphyrio ), которое дает заметные визуальные взмахи хвостом (см. Также апосематизм , принцип гандикапа и стоттинг ).

Дальнейшие исследования

Значительные усилия по исследованию по-прежнему направляются на цель и разветвления поведения, вызывающего тревогу, потому что в той мере, в какой это исследование дает возможность прокомментировать возникновение или ненаступление альтруистического поведения, эти результаты могут быть применены к пониманию альтруизма в человеческом поведении.

Как сделать музыку непостижимой

Нам не нравится, когда мы чего-то не понимаем; человек стремится к контролю ситуации, чтобы гарантировать свою безопасность. До эпохи электронной музыки «странные созвучия» создавались особым сочетанием акустических инструментов. То, что сегодня мы с улыбкой воспринимаем как «те самые скрипочки», на рассвете Хичкоковского хоррора воспринималось как нечто жуткое и непонятное.

Знаменитая сцена из «психо» содержит еще один устрашающий эффект, действующий на более глубоком уровне: шум душевой воды, который скрывает звуки опасности.

Отрывок из фильма «Психо», музыка Бернарда Херрмана

С возникновением электронной музыки появились инструменты изменения уже готовых записей: реверс — проигрывание музыки в обратном порядке; приглушение или создание дополнительного эха. Теперь саунд заброшенного ангара или мрачной пещеры можно создать вручную, выкрутив нужный контроллер. Известные нам страшные звуки можно подретушировать так, чтобы узнавание происходило не сразу: когда вы слышите нечленораздельное звуковое облако, в котором мерцает звук церковного хора, это создает дополнительное напряжение.

Японский трейлер «Темные воды»

Тот же эффект производят «плавающие звучности»: в музыке нередко используются глиссандо — изменение звуковысотности без четкого разделения на каждую ноту. Такой прием можно извлечь из струнных инструментов. При злоупотреблении ими создается эффект неустойчивости — а значит, и опасности. Этот же эффект используется в сигнальной сирене воздушной тревоги, который так любят использовать в фильмах про вторжение инопланетян и апокалипсис.

«Мгла», фрагмент

Самый знаменитый пример использования реверса — всё в том же сериале «Твин Пикс»: населяющие красную комнату сущности говорят на «обратном» языке. Любители разгадывать режиссёрские загадки до сих пор «переворачивают» весь сериал в поисках ответов, а одна из серий Симпсонов воссоздает ситуацию красной комнаты с Лизой Симпсон в «главной роли».

Фрагмент в красной комнате, «Твин Пикс»
Трейлер третьего сезона «Твин Пикс», выпущенного спустя 25 лет после окончания второго сезона.
Фрагмент из «Симпсонов», пародирующий красную комнату

Скрипочка, орган и голос: главные инструменты хоррора

Франс Франкен, «Смерть, играющая на скрипке», 1625 год. Источник.

Какой инструмент может достучаться до наших сердечек? Считается, что лучше всего это удается скрипке. Ее секрет в близости к звучанию человеческого голоса: струнно-смычковые инструменты способны гибко отражать эмоциональные перепады, схожие с речью.

Всю историю ее преследует инфернальный образ любимицы дьявола. Она встречается на гравюрах в руках чертей, в роли «дьявольского скрипача» нередко изображали Паганини, а посвящённые ей стихи создают криповый образ:

Мрачная красавица с «сомнительной репутацией» рифмуется с образом Лилит и вдохновляет на легенды до сих пор, а струнный оркестр неизменно сопровождает любой хоррор.

Фрагмент из фильма «Ван Хельсинг»

Кто еще прослыл обладателем мрачного тембра? Конечно, царь инструментов — орган. Никогда не выходящий за пределы церкви или концертного зала, он становится лицом таинственного, а его величественный звук вкупе с пугающими музыкальными формулами действуют безотказно.

Horror of Dracula
Фрагмент из фильма «Сонная лощина»
Трейлер фильма «Три лика страха»

Младший клавишный собрат органа — клавесин — используется только в специальных ситуациях: ужин у графа Дракулы, фильмы про ведьм и вампиров.

Фрагмент из сериала «Семейка Аддамс»
Фрагмент из фильма «Интервью с вампиром»

Ударные инструменты сопровождают большую часть всей существующей музыки, но в фильмах ужасов их роль особенно заметна: гонги, литавры и электронные барабаны звучат в начале любого хоррор-тизера и составляют драматургический «скелет» страшных сцен.

Для саунд-дизайна фильма особенно важны индустриальные шумы: стук капель, скрежет железа и скрипы половиц. Отдельно от видеоряда саундтрек порой кажется перенасыщенным шумовыми эффектами, но в фильме они производят нужное угнетающее впечатление.

Фрагмент из фильма «Сияние»
Фрагмент из фильма «Отражение»
Трейлер индийского фильма «6-5=2»

На вершине ужаса стоит не инструмент, но человеческий голос: зловещий хор — музыкальный атрибут каждого уважающего себя мистического фильма ужасов.

Эмоциональное влияние также объясняется генетической памятью: наши предки использовали хоровую атаку, чтобы спастись от крупных животных и запугать врага на войне. Совместное звучание голосов в соединении с угнетающей музыкой становится дополнительным стимулятором в сценах с привидениями. В азиатских фильмах голоса привидений часто удвоены и обработаны дополнительным ревером, который изображает эхо загробного мира и оставляет тревожный вопрос о количестве (и качестве) говорящих существ.

Фрагмент корейского фильма «0.0MHz»
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.