Воинская повинность казачьих войск в российской империи

Алан-э-Дейл       03.11.2024 г.

Привлечение к государевой службе

Видимо, почти одновременно с вольным казачеством, на Руси и в Речи Посполитой появились казаки, как род войск. Часто это были те же самые вольные казаки, сначала просто воевавшие в качестве наемников, охранявшие границы и посольства за плату. Постепенно они превратились в отдельное сословие, выполнявшее те же функции.

История русского казачества богата на события и крайне запутана, но если вкратце — сначала Русь, потом Российская империя почти на всем протяжении своей истории расширяла свои границы. Иногда ради земли и охотничьих угодий, иногда для самозащиты, как в случае с Крымом и Кавказом, но всегда в числе отборных войск были казаки и они же селились на завоеванных землях. Или сначала они селились на свободных землях, а потом царь приводил их к повиновению.

Они строили станицы, возделывали землю, защищали территории от нежелающих жить мирно соседей или, недовольных присоединением, аборигенов. С мирными жили мирно, частично перенимая их обычаи, традиции, одежду, язык, кухню и музыку. Это привело к тому, что одежда казаков разных регионов России серьезно отличается, также различны говор, обычаи и песни.

Самый яркий пример тому – казаки Кубани и Терека, которые довольно быстро переняли у народов Кавказа такие элементы одежды горцев, как папаху, черкеску, бурку. Их музыка и песни, также приобрели кавказские мотивы, например, казачья лезгинка, очень похожая на горскую. Так возникло уникальное культурное явление, с которым может познакомиться любой желающий, сходив на концерт Кубанского казачьего хора.

Менталитет, культура и традиции

Казаки – народ воинственный, своенравный и гордый (зачастую излишне), из-за чего у них всегда были трения с соседями и земляками, не относившимися к их сословию. Зато эти качества нужны в бою, а потому приветствовались внутри общин. Сильным характером обладали и женщины, на которых держалось все хозяйство, так как большую часть времени мужчины были заняты войной.

Язык казаков, имея в основе русский, приобрел свои особенности, связанные как с историей казачьих войск, так и с заимствованиями из языков соседей. Например, кубанская балачка (диалект) похожа на юго-восточный украинский суржик, донская балачка ближе к южно-русским диалектам.

Главным оружием казаков было принято считать шашки и сабли, хотя это не совсем так. Да, кубанцы носили шашки, особенно черкесские, а вот черноморцы предпочитали огнестрельное оружие. Помимо основного средства защиты каждый носил нож или кинжал.

Какое-то однообразие в вооружении появилось только во второй половине XIX века. До этого каждый выбирал сам и, судя по сохранившимся описаниям, выглядели оружие весьма живописно. Оно являлось честью казака, поэтому оно всегда было в идеальном состоянии, в отличных ножнах, часто богато украшенных.

Обряды казаков, в общем, совпадают с общерусскими, но имеют и свою специфику, вызванную образом жизни. Например, на похоронах за гробом покойного вели его боевого коня, а следом уже шли близкие. В доме вдовы, под образами лежала шапка мужа.

Особыми ритуалами сопровождались проводы мужчин на войну и их встреча, к их соблюдению относились очень серьезно. Но самым пышным, сложным и радостным событием была свадьба казаков. Действо было многоходовым – смотрины, сватовство, празднование в доме невесты, венчание, празднование в доме жениха.

И все это под специальные песни и в самых лучших нарядах. Костюм мужчины обязательно включал оружие, женщины в яркой одежде и, что было неприемлемо для крестьянок, с непокрытой головой. Платок лишь прикрывал узел волос на затылке.

Сейчас казаки живут во многих регионах России, объединяются в различные сообщества, активно участвуют в жизни страны, в местах их компактного проживания детям факультативно преподают историю казачества. Учебники, фото и видео знакомят молодежь с обычаями, напоминают, что их предки из поколения в поколение отдавали свои жизни во славу Царя и Отечества.

Казачьи звания (чины) и погоны

Для членов казачьих сообществ, зарегистрированных в российском Госреестре, имеется установленный образец формы одежды и различительных знаков. Погоны у младших и низших чинов различаются по цвету кантов, просветов или полей. Так, знаки различия в случае походной формы одинаковы с погонами на непарадной, «будничной» форме, только вместо цветного (казаки младших званий) или серебристого (офицеры) полей имеет место поле цвета хаки. Канты и просветы на погонах – цветные.

В Госреестре предусмотрены даже цвет нашивок и звездочек, помещенных на погонах, их унифицированный размер, а также, разумеется, форма одежды – от повседневной до различных типов парадной.

Повседневную форму украшают синие пятиугольные погоны. К вороту они крепятся при помощи украшенных гербом пуговиц. Существует и полевой вариант погон – из зеленого сукна с полями цвета хаки.

**

Ныне возрождение казачества активно поддерживается государством. Казачьи формирования растут с каждым годом. Если вспомнить, сколько казаков было удостоено звания Героя Советского Союза в ходе Великой Отечественной войны (а их было 262), сколько их награждено боевыми наградами (около ста тысяч), то пополнение казачьих рядов можно считать своего рода данью истории, героизму, мужеству, чести.

Как вам статья?

Мне нравится80Не нравится28

Образование Центрального казачьего войска

В Центральных областях России, в большинстве своем нетрадиционных местах проживания казачества (всего восемнадцать субъектов Российской Федерации) в силу объективных и субъективных обстоятельств (репрессии по отношению к казачеству, обширные миграционные перемещения, начиная с времен коллективизации и индустриализации и в последующий период и др.) по примерным данным проживает около двухсот тысяч потомков казаков, поэтому казаки изъявили желание в 1994 году объединиться в единую структуру и 10 декабря 1994 года состоялся Большой Круг, на котором был утвержден Устав Ассоциации казаков Центра России (АКЦР), избран атаманом Б. Б. Игнатьев.

При подготовке документов на регистрацию была внесена поправка в названии организации, и вместо Ассоциации (по волеизъявлению казаков) 17 февраля 1995 года Министерством Юстиции Российской Федерации было зарегистрировано Межрегиональное общественное объединение «Центральное казачье войско».

Согласно Указа Президента Российской Федерации «О перерегистрации общественных организаций» Межрегиональное общественное объединение «Центральное казачье войско» было перерегистрировано 30 июня 1999 года, как Межрегиональная общественная организация «Центральное казачье войско».

В июне 2000 года на Большом казачьем Круге Центрального казачьего войска были внесены изменения в Устав войска, определены границы действия ЦКВ в пределах Центрального федерального округа Российской Федерации, были избраны войсковой атаман, первый заместитель (товарищ) войскового атамана, Совет стариков (старейшин), Суд чести, Контрольно-ревизионная комиссия, утвержден состав Войскового правления ЦКВ, утверждены положения: о Совете атаманов, о Суде чести, об Экономическом совете, о Контрольно-ревизионной комиссии. Утверждены символика и форма одежды членам ЦКВ, не проходящих военную службу. Приняты обращения к священнослужителям, Управлению Президента Российской Федерации по вопросам казачества, силовым министерствам и ведомствам Российской Федерации, Губернаторам (главам администраций) субъектов Российской Федерации. В последующем изменения в Устав Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско» были внесены на Круге 21 июня 2003 года.

В 2007 году Устав Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско» был подписан президентом РФ В. В. Путиным.

В апреле 2009 года Войсковое казачье общество «Центральное казачье войско» было зарегистрировано как некоммерческая организация.

В 2010 году ЦКВ подало документы на вхождение в государственный реестр казачьих обществ и 05.10.2010 Центральное казачье войско было внесено Минюстом в реестр казачьих обществ. С этого момента ЦКВ стало нести государственную службу. Все остальные казачьи союзы и объединения действующие на территории ЦФО с этого времени стали вне закона и состоящим в них казакам запрещено законами Российской Федерации носить погоны, кокарды и иметь чины как у реестровых казаков Центрального казачьего войска. Атаман ЦКВ Налимов выступил с обращением ко всем природным казакам, и в первую очередь к донским казакам, проживающим на территории ЦФО с просьбой смирится со свершившимся фактом, распустить свои казачьи организации и организованно перейти в структуру Центрального казачьего войска для несения реестровой госслужбы.

Указом Президента Российской Федерации Д.А.Медведева №1590 от 23.12.2010 года Налимов Валерий Иванович утвержден в должности войскового атамана Центрального войскового казачьего общества. Это долгожданное событие стало последним условием, позволяющим Центральному войсковому казачьему обществу стать полноправным войсковым казачьим обществом и в полной мере обеспечивать выполнение положений Законов Российской Федерации регулирующих несение казаками государственной и иной службы.

История ранних веков

Непонятно, как возникла первая казачья община на Тереке. Одна из теорий состоит в том, что они были потомками Хазарского государства и Тмутараканского княжества, поскольку есть записи, свидетельствующие о том, что Мстислав Тмутараканский в битве при Листвене в 1023 году имел казаков на своей стороне, когда он уничтожил армию Ярослава Мудрого . Это означало бы, что славянские народы Кавказа являются коренными для этого региона, поселились здесь намного раньше.) Но позже терские казаки ассимилировали первых терских казаков и ввели собственное новое земледелие.

Самые ранние известные записи о славянских поселениях в низовьях реки Терек относятся к 1520 году, когда Рязанское княжество было присоединено к Великому княжеству Московскому, и одинокая группа людей уехала и поселилась в естественной гавани реки Терек (современная северная Чечня). Раннее поселение располагалось в устье реки Акташ . Это сформировало старейшую казачью группу, Гребень казаков (Гребенские казаков Grebenskiye Казаков ), поселившиеся на обоих берегах реки.

В 1559–71 гг. Российское Царство в ходе нескольких кампаний построило несколько укреплений, в ходе которых была построена первая Терка, впоследствии захваченная еще независимыми казаками. В 1577 году, после поражения волжских казаков от стрельцов Ивана Мурашкина , многие рассеялись, некоторые из них поселились в бассейне Терека, и воевода Новосильцев построил вторую Терку на Тереке, положив начало терскому казачеству. В 1584 году эта Терка снова была захвачена казаками, часть которых была завербована грузинским царем Симоном I Картлийским .

В отдельной истории, атаман из Донского казачьего хозяина по имени Андрей Шадрин возглавил группу из трех казачьих sotnias к кумыкских земель, основав пограничный город под названием «Терский» (местонахождение неизвестно). Частично это могло быть мотивировано его напряженными отношениями с Ермаком Тимофеевичем . Впоследствии он основал Андреево (современный Эндирей ), названный в его честь.

В конце 16 века терские казаки совершили несколько походов против Османской империи ( Темрюк ), в результате чего султан пожаловался Ивану Грозному . В 1589 году был построен первый форпост на Сунже, а на нижнем Тереке была построена постоянная Терка, впоследствии получившая название Терский городок.

Виды казаков

В зависимости от ареала обитания и этнической принадлежности выделяли несколько групп казаков:

  1. Терские. Они проживали на территории Северного Кавказа вдоль реки Терек.
  2. Кубанские. Они жили в современном Краснодарском крае, Республике Адыгее, Карачаево-Черкесии. В основном это были бывшие запорожцы после пересечения.
  3. Уральские. Выходцы с Уральской области (ныне Казахстан). До переименования звались яицкими казаками.
  4. Украинские. Казаки, жившие в Запорожской сети и ликвидированные как община Екатериной II.
  5. Донские. Самое многочисленное казачество, проживающее на берегах Дона. Территориальные соседи запорожцев.
  6. Казаки-некрасовцы. Они покинули донские земли после восстания Буланова. Своё название получили от фамилии лидера — Игната Некрасова.
  7. Черкесы-казаки. Проживали на Северном Кавказе и Причерноморье.

Также выделяют линейных казаков — это казаки, которые ушли из Кавказского линейного войска, которое охраняло мирное население, в Кубанское.

Донское казачество ещё в XVI веке было поделено на «верховое» и «низовое» — в зависимости от того, где именно на Дону проживали казаки. Две группы разительно отличались друг от друга и внешностью, и образом жизни, и манерой поведения.

Роль казачества в истории России

Сложно представить, какой была бы современная Россия без казаков. Они участвовали практически во всех войнах и сражениях со времён Ивана Грозного, защищали границы Российской империи от вторжения врагов, поднимали восстания, отстаивая свои права, а также права крестьян и простых рабочих.

Казаки помогали с освоением территорий огромной страны, заселяли ее, открывали новые земли. Нужно помнить о том, что Ермак, Хабаров, Дежнёв были яркими представителями казачества.

Их культура и обычаи повлияли и на русские традиции, внесли значительный вклад в нашу музыку, танцы, легенды и сказания.

Форма и одежда казаков с Дона

В течение веков форменная одежда донских казаков не раз видоизменялась. Однако, начиная со второй половины 19 столетия, она начала приводиться к единому образцу. В настоящее время одеяние донцов стало выглядеть уже традиционным. Во многом форма повторяла общевойсковую. Однако отличительными особенностями в одежде у казаков являются башлык (капюшон с длинными белыми завязками), казакин (накидка), штаны с лампасами. Кстати, даже в мирное время настоящий казак всегда носит шаровары военного образца, на которых в обязательном порядке присутствуют лампасы. Такой лампас – символ того, что некогда казакам была дана воля. Еще один отличительный знак – погоны донских казаков.

Фуражка всегда была особым достоянием каждого донца. Отличительные ее особенности – синий цвет и красный околыш. Вручение фуражки мальчику при посвящении в казаки автоматически означало, что он мужчина и может быть настоящим хозяином. В соответствии с этим правилом новоиспеченный казак получал право на земельный надел. Шапка донского казака в прежние времена (а для многих донцов и сегодня) являлась подлинным атрибутом его принадлежности к войску. Без нее появление мужчины даже во дворе собственного дома считалось неприличным.

Обязанности казаков

Несение воинской повинности для казачества являлась обязательным, но отличалось от других сословий.

  • Каждый представитель казачьей семьи обязан отслужить в армии. Изначально необходимо было отслужить 25 лет. Впоследствии порог был снижен до 20 лет, а позже до 18 лет. Подготовительный этап службы проходил в возрасте с 20 лет до 21 года. Строевой с 21 до 33 лет. В запасе с 33 до 38 лет. После он переходил в отставной разряд. Последние два этапа они свободно жили в станицах и проходили лишь ежегодные лагерные сборы.

  • При поступлении в армию казак был обязан самостоятельно подготовить свое снаряжение: лошадь, оружие и обмундирование. Строгих границ при этом не существовало, поэтому мог использовать любое оружие, вплоть до предыдущих поколений.

  • Служба в армии российской империи была обязательной, взамен казаки получали земли для личных нужд.

Казачьи звания (чины): форма и погоны

Указом Президента Российской Федерации от 2010 года установлен образец формы и знаки различия по званиям членов казачьих обществ, внесенных в госреестр РФ. Казачьим объединениям, не числящимся в государственном реестре, установленные знаки различия (погоны) иметь запрещено.

В каждом казачьем обществе действуют единые, установленные реестром казачьи звания, чины и погоны (фото всех погон представлены). Как видно, они различаются расцветкой канта и просветов или полей (у младших и низших чинов).

Погоны для походной формы имеют одинаковую с погонами для повседневной формы конструкцию. Разница заключается в том, что вместо цветного (для младших чинов) и серебристого (для офицеров) поля присутствует поле цвета хаки. Канты и просветы на погонах остаются цветными.

Форма погон и наличие полей, просветов и кантов для походной формы нормативно-правовыми актами конкретно не оговорены.

Цвет пуговиц, нашивок (у низших и младших чинов) и полей (у старшего офицерского состава) одинаковый – серебристый. Цвет звездочек у всех чинов – золотистый, а их диаметр составляет 13 мм.

Цвет нашивок на погонах для походной формы у низших и младших чинов — белый. Ширина узких нашивок — 10 мм, широких — 30 мм.

Для членов российских казачьих обществ Государственным реестром предусмотрены различные виды формы:

  • особая парадная форма – предназначена для торжественных церемоний и других важных мероприятий;
  • парадная форма – для участия в парадах, посвященных государственным праздникам, а также годовым праздникам окружных или войсковых казачьих обществ и в случае их участия в официальных мероприятиях;
  • парадная выходная форма – надевается на общие собрания окружных и войсковых казачьих обществ и на общие собрания всех казачьих обществ, а также в других случаях, например в праздничные и выходные дни, при посещении храма и т.д.;
  • походная форма – предназначена для ношения, когда проводятся полевые сборы казачьего общества, а также может надеваться в прочих случаях по указанию атаманов;
  • повседневная форма – для повседневного ношения.

Быт и жизнь казаков

Первые казаки в основном жили за счёт охоты, рыбалки, сбора ягод и грибов. Сельским хозяйством они не занимались. Одежду, обувь, оружие казаки получали путём разорения близлежащих сел. Также они нападали на торговые суда, которые оказывались в водах Дона и Волги. Позже казаки стали совершать набеги и на корабли в Чёрном, Каспийском и Азовском морях.

Со временем в казачьих поселениях стало развиваться животноводство. Стали разводить коней, овец, на Урале — верблюдов. Вблизи крупных рек также занималось рыболовством.

В XIV веке казаки освоили и земледелие.

Казак занимается земледелием

Все дела, связанные с управлением, образом жизни казаков, войнами и бюджетом, решались Народным собранием, казачьим сходом и Сечевым советом. Казаки были категорически против деления своего народа на сословия и всячески препятствовали этому.

Однако иногда казачьи земли оказывались под властью правителей соседних территорий, которые разделяли казаков, пытаясь привлечь к себе самых влиятельных людей. С их лёгкой руки произошло выделение нескольких групп казаков:

  • дворян;
  • беев;
  • шляхт.

Им доставались многочисленные привилегии, тогда как обычные представители казачества всячески ограничивались, их права ущемляли.

Все это привело к возникновению у казаков трёх сословий.

  1. Свободные землепашцы (туда входило большинство населения).
  2. Дворяне и чиновники.
  3. Торговцы и купцы.

Также отдельно выделяли и представителей церкви, но со временем среди них не осталось казаков, их заменили приезжие из других регионов духовные служители.

Изначально главой казачьих поселений был атаман, которого избирали на войсковом совете казаков. Таким же путём назначались и старшины (должностные лица).

Картина художника Машкова, на которой изображен атаман Бакланов

Если несколько станиц решали объединиться в полки, то их предводителем назначался полковник.

Однако после того, как казачество превратилось в неотъемлемую часть России, главу поселений стали назначать российские правители.

Культура донских казаков: песни, обычаи

Самобытность казаков отражается и в их культуре. Отечественные зрители и слушатели составляют себе мнение об этом этническом сообществе на основании фильма «Кубанские казаки», песен Розенбаума и книги «Тихий Дон». Однако для того чтобы понять донскую душу, стоит прислушаться к старинным народным песням. Они являются ярким элементом казачьей культуры.

Песни донских казаков слушать нужно хотя бы для того, чтобы понять, насколько тесно эти традиции переплетены с фольклором малороссийских и южных русских регионов. Однако в этих песнях есть и уникальность, свойственная только донской культуре.

Народные казачьи песни исполняются всегда несколькими людьми, причем на фоне обязательных нижних голосов наблюдается высокий подголосок. Это придает песне особую эмоциональность.

Нужно отметить и еще один нюанс – в исполнении задействован хор донских казаков, то есть, старинные песни поют преимущественно мужчины. Возможно, причиной служит тематика такого фольклора, ведь песни казачьи, по большей части, рассказывают о военной службе. Кроме того, казаки не просто поют, но и с помощью вокала проигрывают, проживают любую песню. Наконец, особенностью является и длительность подобных песен. Считалось, что чем длиннее песня, тем лучше.

В целом песни донского казачества можно поделить на строевые и лирические. Первые отличаются ярко выраженным темпом и напоминают молодецкую скачку на лошадях. Лирические же песни, чаще всего, являются медленными, плавными, протяжными.

Культура донских казаков сформировалась на базе христианских ценностей. Так, строго соблюдаются 10 заповедей, а также казачьи обычаи. Среди последних выделяется безоговорочное подчинение старшим, уважительное отношение к женщинам, гостям дома. Родители являлись для казаков основой мироздания, поэтому дети в казачьих семьях всегда обращались к отцу и матери исключительно на «Вы». А в присутствии человека, старшего по возрасту, запрещалось не только курить, но и сидеть.

Несмотря на то, что двор донских казаков всегда хлебосолен, а сами станичники очень позитивно относятся к застольям, пьянство в их среде строго осуждается. Напиться до состояния риз считается зазорным. Вместе с тем, редко какой праздник у донцов обходится без угощения, танцев и песен. А вот и еще одна сторона казачьих обычаев – гулянья исключительно мужской компанией, без женщин, ведение бесед. Видимо, связан такой обычай был с привычкой к долгим военным походам. В настоящее время эта традиция почти ушла в прошлое.

Иерархия казачьего войска

Впервые о казацких общинах стало известно в начале XV века. Изначально это были свободные донские, днепропетровские, волжские группы казацкого рода. Позже появилась знаменитая Запорожская Сечь. В этих формированиях существовало множество разнообразных рангов. Среди них встречались атаманы, кантереи, сотники, гетманы, десятники.

В XV-XVI веках появились также полковники, есаулы, подъесаулы, гетманы и прочие. Именно в момент этого нововведения был дан старт систематизации званий у казаков. В перспективе это сказалось на развитии формирований казачества. Тогда набор в образования велся группами по 600 человек.

Процедурой руководил «голова», подчинявшийся воеводе. Набирали людей из «приборов», они же подразделялись на сотни. Ими руководили сотники, под их подчиненьем были полусотни. После иерархия предусматривала десятки, под руководством десятников. Каждое казачье поселенье имело военных, выполняющих функции обычных стрельцов.

В случае поступления на службу в каком-либо населенном пункте для дальнейшего там проживания, казаки попадали под руководство городского воеводы. Если «сторожевые» казаки направлялись в поселение как обособленные, то они подчинялись управляющему. Таких руководителей ставили выше пятидесятников. Атаманов оценивали на одном уровне с «боярскими детьми». Впоследствии им помимо денежных вознаграждений выделяли участки земли.

Царского

Единая систематизация иерархии в царской армии была утверждена в XVIII веке после «Табеля о рангах», который разработал Петр Великий. Согласно этому документу были произведены серьезные изменения среди казачьих чинов и погон царской армии.

На тот момент ранги и знаки отличия упорядочили, а затем внесли в единый первый класс. Ближе к концу XVIII века изменилась военная систематизация казачьих формирований. В 1828 году в период правления Николая I была создана единая система казачьих званий чинов и погон. В нее входили:

  • штаб-офицеры (старшие офицеры), в их числе полковники, подполковники, войсковые старшины;
  • обер-офицеры (младшие офицеры) среди них есаулы, сотники, хорунжие;
  • нижние чины – вахмистры, урядники, приказные казаки (рядовые).

Вплоть до 1880 года действовала вышеобозначенная система казачьих войск. Изменения в нее начали вносить после появления подхорунжего. В1884 году звание «подполковник» заменили на «войсковой старшина», тогда оно было равноценно военному майору. Кроме того, был введен чин подъесаул, который был аналогичен штабс-ротмистру кавалерии императорской армии. Всего иерархия этих формирований содержала более 10 званий нового образца.

Современного

В наше время, согласно Госреестру, казачьи сообщества подразделяются на высшие, главные, старшие, младшие и низшие. У казаков России существует одиннадцать подразделений, которые имеют собственные управляющие органы. Госреестром регламентированы такие чины как:

  • казаки и приказные (низшие);
  • урядники, вахмистры (младшие);
  • подхорунжие, хорунжие, сотники и подъесаулы (старшие);
  • есаулы, куренные, казачьи полковники (главные);
  • казачьи генералы (высшие).

Низший чин может присваивать атаман казачьего сообщества. Назначать звания, относящиеся к младшим и старшим, имеет право войсковой атаман. Ранги после есаула может присваивать Председатель совета по делам казачества, который является полномочным представителем Президента РФ. Назначать казачьего генерала может сам Президент.

Традиции и обычаи казаков

Казаки, будучи суровыми и беспощадными воинами, дома были щедрыми, веселыми и добрыми хозяевами. В казачестве существовало много традиций и обычаев, которые неукоснительно соблюдались.

Например, во время трапезы на стол выставлялось огромное количество блюд — чтобы не обидеть хозяина дома, нужно было обязательно попробовать каждое из них. А гостей казаки очень любили и уважали — пускали всех и в течение трёх дней даже не спрашивали гостя ни как его зовут, ни откуда он и куда едет.

Много традиций было связано с уважением к старшему поколению. Так, молодежи даже не разрешалось сидеть или есть без разрешения старшего. Считалось крайне неприличным обогнать старика — следовало вежливо попросить у него разрешения пройти. Всегда требовалось уступать дорогу пожилым, даже если для этого казаку приходилось прыгнуть в реку с моста.

Женщин казаки тоже уважали и никогда не давали в обиду. Однако по традициям женщине нельзя было присутствовать на собраниях, где решались вопросы, связанные с ней. Ее интересы представлял отец, брат, муж или сын.

Праздники казаков

Военные походы отнимали много сил у казаков и нередко заканчивались трагично. Поэтому праздники в казачестве любили и праздновали от души — громко, весело, всей толпой. Самыми любимыми праздниками были:

  • Пасха;
  • Рождество;
  • Троица;
  • Иван Купала;
  • Масленица.

Большинство праздников сопровождались народными гуляниями и походами в гости. Например, на Рождество по домам ходили пожилые казаки, которые пели церковные песни, а взамен просили денег. Все средства шли в церковь.

На Масленицу устраивали кулачные бои, различные соревнования, залазили на столбы за подарками.

К Пасхе всегда прибирали дома и двор, накрывали белые скатерти, обязательно мылись в чистый четверг.

Масленица — один из любимых праздников у казаков

Традиционные блюда казаков

Еда для казаков — важная часть жизни. Примечательно, что народ, привыкший жить без изысков в суровых условиях военных походов, очень любит кушать, а ещё больше — угощать своих гостей разнообразными блюдами. Еда у казаков сытная, калорийная, очень вкусная.

Казаки трапезничают трижды в день. Блюд должно быть много, это предмет гордости любой хозяйки. К еде приступают только после того, как старший в доме подаст сигнал. Часто все едят из одной большой тарелки. Напитки традиционно подаются в кувшинах.

Так как первые казаки селились вблизи крупных рек и занимались преимущественно рыбалкой, то основу традиционных блюд составляет именно рыба. Причем у каждой территориальной группы казаков свой способ ее приготовления: рыбу коптят, запекают, варят, жарят, солят, добавляют в начинку пирогов.

Основным супом считается, разумеется, уха. Причём у каждого существует свой семейный рецепт. Примечательно, что приготовление рыбного супа раньше было исключительно мужской обязанностью.

Зимой, когда все реки замерзали, а подледной рыбалкой казаки не занимались, наступала пора мясных блюд. Делали гуляш, домашнюю колбасу, голубцы, запекали мясо в печи. Коронным блюдом любой хозяйки был холодец — его подавали на стол с хреном или горчицей.

В зимнее время очень часто, гораздо чаще, чем летом, пекли блины с начинками и пироги. В основном это делалось для того, чтобы согреться.

Любимым десертом казаков, проживающих на юге, считается арбузный мёд. Для его приготовления из арбуза вынимают всю мякоть и кипятят до получения коричневого цвета.

Арбузный мед — традиционный десерт у казаков

В качестве холодных закусок традиционно делают студни, языки, варят мясо диких животных.

Сейчас кухня казаков стало ещё разнообразнее — в неё вошли борщи, рыба, фаршированная крупами, шашлыки, пельмени и вареники.

Из напитков казаки издавна предпочитают:

  • чай;
  • кофе — влияние турок;
  • кисель;
  • взвар (компот из сухофруктов);
  • ирьян — аналог айрана, только приготовленный из сузьмы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Кофе казаки всегда пили ровно в 12 часов дня. Причём они никогда не делали это в одиночку, всегда звали кого-то в гости. В напиток добавляли сливки и подавали вместе со сладкими пышками.

Казаки всегда употребляли множество ягод, фруктов, овощей. Арбузы и дыни любили есть солёными.

Варили кашу, куда добавляли изюм — ещё одно веяние, пришедшее с Востока.

Во все блюда добавляли много приправ из местных трав.

Терское казачье войско 1860–1920-е гг.

Казаки 2-го Горно-Моздокского полка Терского казачьего войска

Конец Кавказской войны положил конец линии казачьего войска. В 1860 году он был разделен: два западных полка вошли в состав Черноморского казачества и образовали Кубанское казачье войско, а оставшиеся — в Терское казачье войско . Следующее десятилетие показало постепенную реформу от военного управления к гражданскому. В 1865 г. была сформирована постоянная полиция, а в 1869 г. образовалась Терская область , состоящая из восьми горных округов (с коренным населением) и семи казачьих подразделений. Последовало несколько полковых реформ: Кизлярский и Роверский, а также Горный и Моздокский полки были объединены в два (количество подразделений уменьшилось до пяти), а в 1871 году был издан устав терских казаков.

С 1870-х годов Восточный Кавказ оставался в основном мирным (если не учитывать восстания чеченцев в конце 1870-х годов и периодические обмены набегами). Однако Терек казаки приняли участие в нескольких имперских войнах, включая кампании против Хивы в 1873. Во время русско-турецкой войны (1877-1878) Терско казаки послали шесть кавалерийских полки, один гвардейский эскадрон и один смонтированные артиллерийский полк на Балканы и а еще семь полков и конная батарея были мобилизованы против восставших чеченцев и дагестанцев, которые подняли восстание против царских властей в 1878 году.

В 1880-х годах появление железных дорог и открытие нефти сделало Терскую область одной из самых богатых на Кавказе, что привело к значительному росту казачьего и коренного горного населения. Это создало трения в отношении собственности на землю. Казаки владели обширными плодородными территориями в низинах и степях, в то время как коренное горное население владело землями только в горных зонах. Мир был сохранен сложной российской политикой поддержки лояльных вождей кланов и бесплатного снабжения продовольствием и товарами. Терские казаки участвовали в походах на Геок-Тепе в 1879 г. и в 1885 г. вплоть до афганской границы в Средней Азии .

Униформа и снаряжение

Униформа Кизляр-Гребенского 1-го казачьего конного полка России

До 1914 года Терское казачье войско носило парадную форму, состоящую из темно-серого / черного кафтана (без воротника до колен) со светло-голубыми погонами и тесьмой на широких манжетах. На груди кафтанов носили декоративные контейнеры ( czerkeska ), в которых изначально находились единичные пороховые емкости для дульнозарядных мушкетов. Кафтан имел открытый перед, открывающий голубой жилет. Были надеты широкие серые штаны, заправленные в мягкие кожаные сапоги без каблука. Офицеры носили серебряные погоны, тесьму и наконечники, последние — в черкесках . Это кавказское национальное платье также носило Кубанское казачье войско, но другого цвета облицовки. Высокие черные меховые шапки носили на все случаи жизни с голубыми суконными верхами и (для офицеров) серебряными кружевами. Вместо шпор использовали хлыст. До 1908 г. отдельные казаки из всех воинств должны были иметь собственное обмундирование (вместе с лошадьми, кавказскими седлами и упряжи). На действительной службе во время Первой мировой войны терские казаки сохранили свою отличительную одежду, но с темным жилетом, заменяющим бросающийся в глаза голубым жилетом, и без серебряных украшений или синих окантовок парадной формы. Черный войлочный плащ ( бурки ) носили в непогоду как в мирное время, так и на действительной службе.

Теркские и кубанские казаки Императорского конвоя ( Конвоя ) носили особую праздничную форму; в том числе алый кафтан с золотой тесьмой и белый жилет.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.