Военная солдатская пилотка: пошаговая инструкция и мастер класс с поэтапными фото и видео

Алан-э-Дейл       26.04.2022 г.

Как правильно закрепить на голове

Существуют рекомендации, как правильно одеть пилотку, с учетом пола и длины волос. Для начала следует подобрать соответствующий размер. Только в этом случае можно рассчитывать на безукоризненный внешний вид. В противном случае головной убор будет спадать, доставляя дискомфорт.

Согласно уставу, военную пилотку необходимо носить с небольшим наклоном вперед и вправо. Расстояние до бровей – порядка 4 см. Верхние края не должны раскрываться, иначе головной убор потеряет свою изюминку. Для этого его не стоит сильно натягивать на голову. Вышеизложенные правила, как закрепить пилотку, касаются парней.

Для девушек предусмотрены иные требования. Если волосы короткие, разрешено оставлять их распущенными, а пилотку надевать наискосок. При наличии у девочки длинных волос, их рекомендуется завязать чуть ниже макушки либо оформить в прическу с косами, а шапочку надеть согласно уставу. Для лучшей фиксации головной убор крепят с помощью невидимок.

Читайте далее:

Кожаное платье: с чем носить и как создать модный образ

Фасоны юбок в клетку: какие существуют? примеры сочетаний. модная клетка — образы. из каких материалов шьют юбки в клетку?

Чёрное пальто: с чем носить, как правильно сочетать и создать неповторимый образ

Болеро, с чем носить, как сочетать с одеждой и создать эффектный образ

Серое пальто: с каким цветом шарфа сочетать, как подобрать аксессуары и создать идеальный образ

Бежевая куртка: с чем носить, правила сочетаний, подбор аксессуаров, как создать стильный образ

Платье халат: с чем носить, какую обувь подобрать и как создать стильный образ

С чем носить рюкзак? комбинируем различные цвета и материалы. создаём популярные образы с женским рюкзаком. примеры аутфитов.

Как носить корсет? с чем его сочетать? создаем образ с юбкой, шортами, блузкой, джинсами, брюками. ансамбли для полных. топ луков с корсетом.

Модные платья из бархата: разновидности, создание модных образов

С чем носить кепку девушке осенью: фото и модные образы

С чем носить чёрные замшевые сапоги? создаём луки с сапогами на каблуке, без каблука, на свидание, в офис, и другие образы.

Зеленое пальто с чем носить — фото и описание модных образов

С чем носить ботильоны на толстом каблуке: фото и советы по созданию модного образа

С чем носить красный пиджак: сочетания для модных образов

Материалы и инструменты

В качестве основы для будущего изделия используют плотные ткани, которые могут держать форму. Исключение – летние варианты, особенно для детей: они шьются из легкой дышащей материи светлых тонов. Подойдут для этой цели жесткий лен, хлопок, из которых получаются сохраняющие форму пилотки, свободно пропускающие воздух, испарения. Основные критерии выбора: подходящий цвет, гладкая текстура ткани, плотность. Самыми удачными материалами для пилоток считаются:

  • сукно;
  • жесткий лен,
  • плотный хлопок;
  • фетр;
  • замша;
  • драп.

При подборе материала стоит учитывать не только время года и возраст носителя, но и назначение. Если изделие стилизовано под военную пилотку, то лучше взять сукно характерного серо-зеленого цвета. Для моряка стоит использовать хлопок синих оттенков, кокетливый головной убор маленькой стюардессы можно сшить из замши. Изделие из фетра – отличный выход в ситуации, когда мало времени и навыков швеи, поскольку он хорошо держит форму, с ним легко работать, не требуется окантовочных швов.

При помощи клеевой подкладки можно:

  • придать пилотке четкость контурного края;
  • легко склеить между собой части донышка, формируя выраженные складки;
  • уплотнить края изделия, помогающие сохранять форму.

ДрапЖесткий ленЗамшаПлотный хлопокСукноФетр

Откуда взялась пилотка

Название традиционной шапочки, как несложно догадаться, произошло от слова «пилот», соответственно, данный головной убор носили лётчики. Так и было: в далёком 1913 году пилотка стала отличительным «знаком» воздухоплавателей.

Лётчики появились в российской армии давно: ещё в конце XIX века. Да, не удивляйтесь: воздухоплавательные части существовали, хотя и летали в них не на самолётах — на аэростатах. В принципе, отсюда и название, которое можно расшифровать, как «плавать по воздуху».

Но уже в начале XX века, в 1912 году, была создана воздухоплавательная часть при Генштабе, и на вооружении в ней уже состояли первые самолёты, а не только дирижабли. Любопытно, что изобрели эти самолёты именно отечественные специалисты.

Какие головные уборы должны были носить лётчики? Конечно же, в то время им нужно было что-то «весомое», поскольку кабины самолётов, то бишь аэропланов, продувались. Во время полётов лётчики носили очки и кожаные шлемы, но не ходить же в них и на земле — это, в первую очередь, неудобно!

И уже в 1913 году была пущена в ход известная всем складная шапочка, которую мы все знаем. Носить её можно было и во время вылета, но в основном — на аэродроме. При этом если лётчик покидал предел части, он должен был надеть специальную фуражку.

Главным преимуществом пилотки перед другими головными уборами выступало то, что её можно было складывать и класть в карман. Правда, называть пилотку именно так начали уже после революции. От шапочек открепили символ императора — двуглавого орла, и обозначили пилотки красными звёздами. Они выдавались военным курсантам. Впрочем, всё равно многие помнили, откуда произошли складные шапочки, потому они и получили название «пилотка».

Правда, через время «старые» пилотки заменили «новыми» — тёмно-зелёными, с красной окантовкой. Такие шапочки были даже со специальным ремешком, которые надевался под подбородок. Ближе к началу ВОВ пилотками снабдили все части РККА. Командирская шапочка отличалась от остальных. У каждого рода войск был свой цвет окантовки, и сами пилотки тоже отличались по цвету. Командиры сухопутных частей носили «грязно-зелёные» — цвета «хаки». ВВС — синие, танкисты — серые.

Рядовые носили обычные пилотки цвета хаки без вышитых звёзд — в общем, безо всяких «лишних» элементов. Именно в конце 30-х годов XX столетия экспериментальным путём выяснилось, что пилотку удобно надевать под шлем. Да, тогда были именно стальные шлемы, и они не имели какой-то подкладки, потому носить их было удовольствие не из приятных.

До пилотки в армии носили береты, обзор экспертов моды

Эксперты от мира моды утверждают, что произошла пилотка от берета. Берет – это изобретение кельтов, но о причинах завоевания популярности этой мешковатой шапочкой ничего не известно. В то же время многое в пилотке позаимствовано как раз от берета, такие детали, к примеру, как кант или помпон.

Если говорить о шариках, набитых паклей, то это вовсе не щегольство, как кому-то может показаться. Они необходимы для того, чтобы не набивать шишки на голове из-за невысоких потолков в корабельных каютах. А оказалось, что это ещё и украшением неплохим стало для берета.

Чтобы головной убор не снесло ветром, придумали такое приспособление, как кант – его можно при необходимости стянуть. Однако берет всё равно сползал кверху, отчего его форма напоминала перевёрнутую лодку, и от этого берет выглядел ещё красивее.

Учимся шить своими руками пилотка военную (солдатскую)

Для создания пилотки нам понадобится:

  • Ткань цвета хаки или темно-зеленого;
  • Бумага для выкройки;
  • Ножницы;
  • Иголки с ниткой;
  • Мел;
  • Булавки для шитья;
  • Швейная машинка;
  • Красная звездочка.

Размер пилотки универсален, длина ее будет около 28 см, и носить её сможет не только ребенок, но и взрослый.

Первым шагом необходимо сделать выкройку на миллиметровой бумаге или кальке, состоящую из двух деталей: основной и вставки.

Кладем выкройку сверху ткани, обводим мелом, не забывая про припуски на швы около 1-2 см, иначе головной убор получится слишком маленькой, и вырезаем. Для создания пилотки нам потребуется 4 основных детали и 2- вставки.

Пошив пилотки:

  1. Складываем 2 основные детали лицевыми сторонами друг к другу и сшиваем вместе по краям. Немного надрезаем ножницами места изгиба, чтобы швы не топорщились. Делаем крупные стежки, чтобы легче было вставить звезду.
  2. Сложите получившуюся заготовку по линии сгиба. Тщательно заутюжьте оба края в разные стороны.
  3. Оставшиеся две детали сшейте аналогичным образом.
  4. Выравниваем заготовки и вставляем одну в другую лицевыми сторонами внутрь. Расправляем швы и фиксируем булавками.
  5. Сшиваем заготовки вместе по нижней части, которая полукругом. Шьем мы по той части, которая короче, чтобы шов более выделялся.
  6. Выворачиваем головной убор на другую сторону и утюжим.

Вставка:

  1. Сделаем вставку, чтобы пилотка держала форму и была более жесткой. Сшиваем вместе 2 детали по 3 сторонам: 2 боковым и 1 нижней.
  2. Вывернем пилотку на изнаночную сторону и вставим внутрь заготовленную вставку.
  3. Совмещаем все швы, тщательно разглаживаем и пришиваем по периметру.

Пилотка готова, вывернем её обратно на лицевую сторону и прогладим утюгом.

Для придания ей большего сходства с солдатской пилоткой, можно вставить красную армейскую звезду, купленную в армейском магазине. Звезда крепится посередине прямо в шов. Звезду можно вышить красными нитками или вырезать из ткани.

Если шить вы совсем не умеете или нет времени искать подходящую ткань, пилотку можно сделать из бумаги и раскрасить зеленой гуашью. Такая поделка сможет выручить, если у ребенка намечается утренник в честь 23 февраля или 9 мая. Делать детскую пилотку мы будем делать с помощью мастер-класс с фото и подробным описанием.

Для создания пилотки подойдет любая бумага или газета прямоугольной формы.

  1. Берем лист бумаги и складываем пополам в фигуру прямоугольной формы. Сторона со сгибом должна быть наверху.
  2. Полученный прямоугольник сгибаем еще раз по горизонтали, тщательно проглаживаем линию сгиба и разворачиваем обратно.
  3. Сгибаем верхние углы к центру, к линии сгиба. С нижней стороны должна остаться полоса, шириной не менее 5 см.
  4. Верхний слой нижней полосы аккуратно загибаем в верхнюю сторону.
  5. Переворачиваем заготовку на другую сторону и загибаем второй слой полосы аналогичным образом. Сгибы хорошо проглаживаем.
  6. Маленькие треугольники, которые выглядывают с обеих сторон, заправим один за другой.
  7. Разворачиваем нашу поделку, она уже готова к использованию, осталось немного укрепить по краям. Противоположные стороны соединяем друг с другом.
  8. Отвернем нижний угол вверх, переворачиваем деталь и отгибаем второй угол.
  9. Теперь готовую пилотку можно развернуть и расправить.

Как в армии появилась пилотка

Лень британских военных времен Первой мировой войны подарила миру новый головной убор

Более ста лет пилотка является неизменным предметом обмундирования солдат различных держав, хотя изначально носить ее могли только летчики, вернувшиеся с боевого вылета.

Шотланды против сербов

За право называться предком пилотки сражаются сразу два головных убора: шотландский «гленгерри» и сербская шапочка шайкаче.

Гленгерри на головах военных появился в 1848 году. Шотландский полковник Александр Макдонелл разработал для своих солдат новый головной убор, за основу которого был взят берет. Назначение у этого предмета обмундирования было исключительно эстетическое – полковник таким образом хотел чисто визуально выделить полки шотландцев. Со временем компактная и удобная шапочка распространилась среди других подразделений британской армии.

Первые упоминания о втором «предке» пилотки появились в середине XIX века. Сербская шапочка шайкаче сначала шилась для моряков дунайской флотилии, немного позже ее стали носить офицеры. Отличительной особенностью этого головного убора являлся помпон, который плотно набивался паклей. Гламурный аксессуар имел сугубо прагматическое предназначение – он оберегал голову матроса от ударов о переборки и потолки в тесном пространстве трюма.

Закрепилась пилотка и в пионерской организации. wikimedia

Первым делом — самолеты

Окончательно же пилотка была узаконена все в той же британской армии в 1900 году. Новый головной убор был введен в связи с появлением в составе войск авиации. Во время выполнения летных заданий пилоты носили кожаные шлемы, которые оберегали летчика от переохлаждения и защищали голову от механических повреждений.

На земле же находиться в теплом шлеме было глупо, а ходить без головного убора во всех армиях мира не принято. Пилоты нуждались в компактной шапке, которую можно носить с собой и надевать после посадки. Естественно, традиционная фуражка для этих целей не годилась, тогда интенданты и вспомнили о гленгерри и шайкаче.

Новый головной убор поступил в королевские ВВС. Окончательную форму пилотки «утвердили» сами летчики. Они начали отгибать поля шапки, эта манипуляция превращала ее в узкую полоску, которую можно было засунуть под погон. Приземляясь с задания, летчики ленились расправлять поля и носили гленгерри в «двуносом» варианте, что и сформировало окончательный облик пилотки.

Пилотки носили и солдаты фашистской Германии. wikimedia

Покорение России

Слово «пилотка» прижилось у нас, в других армиях этот головной убор имеет другие названия. Например, в США ее называют кепка Гаррисона, в Италии – бустина, а в Польше она фуражирка.

В царской армии России пилотка появилась как часть обмундирования ВВС. В интендантских документах этот головной убор фигурировал как «шапка суконная, мягкая, складная для летчиков». Чуть позже ее стали называть «полётка», но это название не прижилось, быстро трансформировавшись в привычную «пилотку». Летный головной убор очень понравился русским солдатам, и через несколько лет его стали носить солдаты других родов войск. Революция 1917 года несколько снизила популярность пилотки у военных.

Красная армия получило в наследство от царской России огромное количество складов с обмундированием, пилоток там было с избытком. Комиссары здраво рассудили, что добру пропадать нельзя, и 16 января 1919 года был подписан приказ о введение пилотки как элемента формы для курсантов военных курсов. Но энтузиазма у военных это решение не вызвало – командиры считали пилотку пережитком царского режима и долгое время противились ее появлению в регулярных частях.

Первоначально пилотка предназначалась для летного состава ВВС Великобритании. wikimedia

Тогда и сегодня

Окончательно пилотка утвердилась в Красной армии 3 декабря 1935 года, когда было введено два типа пилоток: для командного и рядового состава.

В Великую Отечественную пилотка использовалась солдатами в качестве подшлемника под каску. Но для этого головной убор приходилось «дорабатывать». Солдаты снимали с него звезду и надевали пилотку поперек, поля отворачивались. Очень часто режиссеры фильмов про войну ошибочно используют образ солдата, на голове которого пилотка одета не по уставу, чтобы проиллюстрировать пример разнузданного бойца.

Пилотка сохранилась как часть военной формы и в российской армии. Сейчас ее носят моряки, летчики, ракетчики и военные других родов войск. На сегодняшний день этот головной убор является одним из самых распространённых во всех армиях мира.

Фашистская пилотка тоже проиграла войну

16 марта 1935 года был создан вермахт, в котором пилотка стала главным полевым головным убором. Её шили так, чтобы передняя часть боковин была выше задней, фигурно вырезая уголки на отворотах. Для этого применяли ткани цвета фельдграу. Впереди вышивалась трехцветная кокарда, над которой — имперский орел.

Для офицеров обводы донца и отвороты имели окантовку из алюминиевого жгутика. Танковые генералы тоже носили этот головной убор с той разницей, что пилотка была черной, а кант и орел — розовый. По многочисленным свидетельствам, немецким солдатам нравился этот убор. Однако война вносила свои суровые коррективы.

После Сталинграда фашистская пилотка потеряла былой лоск. Орла и кокарду соединили в одно целое, чтобы упростить технологию шитья. Вскоре исчезла окантовка и шелковая подкладка, да качество сукна резко упало. Упростилась также форма отворотов. В 1944 году пилотку шили уже из самой дешевой ткани цвета хаки, постепенно вытесняя её более простым полевым кепи. Фашистская пилотка, точно так, как и вермахт, тоже проиграла войну.

Оригинал записи и комментарии на

Пилотка для ребенка часто делается мамочками для утренников или фотосессий их детишек. Сшить своими руками этот головной убор совсем не сложно, к тому же, в интернете можно найти массу простых схем пошива пилотки разных размеров.

Пилотка для ребенка часто делается мамочками для утренников или фотосессий

Выкройка пилотки – не только не сложный, но очень интересный процесс.

Для того чтобы получить эту красивую шапочку, нужно подготовить следующее:

Ткань (важно, чтобы она была плотной, так как из тонкой мягкой ткани не получится держащая форму шляпа).
Бумага (для прорисовки макета).
Ножницы.
Мел (для обвода выкройки на ткани).
Швейная машинка.

Советская пилотка как символ прошлого, и связь с нашими предками

Многие из нас помнят советских солдатиков в пилотках с красной звездочкой. Так браво и так залихватски смотрелся на них этот головной убор. Ведь, пилотку требовалось носить по строго установленным правилам: с небольшим наклоном вперед и вправо. Мальчишки за обладание этим армейским атрибутом готовы были отдать самое ценное из своего арсенала: обменивали на пилотки значки и перочинные ножики, машинки и другие предметы. Если на твоей голове пилотка, то ты самый что ни на есть командир. И тогда под твое звонкое «Ура!» гурьба мальчишек несется в бой.

Итак, советская пилотка, что же это такое и откуда она появилась? Ну, во-первых это головной убор в виде сплюснутой с боков лёгкой летней шапочки. До недавнего времени пилотка была элементом военной форменной одежды в Вооруженных Силах СССР, а советские пионеры использовали пилотку, как головной убор к пионерской униформе, состоящей: из синих шорт (для мальчиков) и юбочек (для девочек), красного галстука и белой рубашки с золотыми пуговицами.

Если углубиться в историю, то скорей всего прототипом пилотки послужил кельтский головной убор, который назывался гленгарри, который появился в конце XVII века, его носили шотландские военные, а позднее он стал частью шотландского национального костюма. В Сербии подобная шапочка называется шайкача. В 30-е годы прошлого столетия пилотки были введены в Германии, как головной убор армии вермахта. В русской имперской армии пилотки, появились в 1913 году с возникновением авиационных и воздухоплавательных частей, и называлась «полёткой». Это компактный головной убор был удобен для пилота, тем, что он легко складывался и помещался в карман, а взамен пилотки во время полета, летчик надевал кожаный шлем.

В годы Второй мировой войны пилотки носили военнослужащие многих стран мира. Назывались они бустинами и имели специальный покрой с отстегивающимися в стороны клапанами. Сбоку находились знаки различия по воинским званиям, а впереди крепилась кокарда. Бустины шились из хлопчатобумажного или полушерстяного полотна .

В Красной Армии пилотка была введена как головной убор курсантов военных курсов с 1919 года. Пилотка зеленого цвета с красноармейской звездочкой, красными кантами и красным хлястиком, к которому пристегивался черный подбородочный ремешок. Позднее с середины 30-х годов в Красной Армии были введены два типа пилоток для командиров и рядовых. Пилотки цвета хаки с кантами, цвета, которых соответствовали роду войск, и суконной звездой спереди, к которой крепилась красноармейская звездочка, так выглядели пилотки командиров. Пилотка рядовых была проще – также цвета хаки, но без кантов и суконной звезды.

В Вооруженных Силах СССР пилотки входили в летнюю повседневную форму одежды солдат, сержантов и старшин. Хлопчатобумажные пилотки с красной звездочкой спереди, возможно не всегда были удобны в носке, но весьма симпатично сидели на голове солдата. У офицеров и прапорщиков пилотки были сшиты из полушерстяной ткани цвета хаки с кантами цвета, соответствующего роду войск и кокардой спереди. Во флоте офицеры носили черные полушерстяные пилотки с белыми кантами и кокардой. Матросы – суконные черные пилотки.

В общем, солдатская пилотка не просто головной убор, а символ доблести, мужества и славы советских солдат. В годы войны на могильный холмик погибшего солдата по традиции клали солдатскую пилотку с красной звездочкой.

Организаторы праздника в честь 65-ой годовщины Великой Победы в городе-герое Волгограде, символом праздника выбрали именно солдатскую пилотку. Волонтеры раздавали жителям города и приезжим гостям, пришедшим на праздник солдатские пилотки. Эта инициатива стала актом памяти и своеобразным проявлением благодарности солдатам, стоявшим до последнего при обороне Сталинграда. Для нас с вами пилотка — символ прошлого, и связь с нашими предками, которые в этих самых пилотках боролись за наше будущее.

В вооруженных силах современной России пилотка просуществовала до 2011 года. Это были уже модернизированные пилотки, так называемые пилотки-двууголки, их носили военнослужащие РФ, но с единой кокардой для всех родов войск. Спереди слева крепился геральдический знак.

Юные продолжатели дела отцов, дедов и прадедов – советские пионеры, носили красные пионерские пилотки. В них пионеры давали клятвы на верность Родине и Партии, и на призыв: «Будь готов!», дружно отвечали: «Всегда готов!».

Вроде бы пилотки ушли в прошлое, но кто знает, все когда-то возвращается, ведь все новое — это хорошо забытое старое… 07.11.2014 К другим записям

Когда можно надевать пилотку

В современной России пилотка плотно закрепилась не только как военный, но и как гражданский головной убор. Кроме стюардесс, обслуживающего персонала, пионеров, данный предмет гардероба с удовольствием надевают модники и модницы.

Многие известные дизайнеры демонстрируют на подиумах, как носить пилотку правильно, с чем ее комбинировать. Чаще всего ею дополняют образ во время празднования Дня Победы, однако и в будни этот головной убор пользуется популярностью, ведь особого повода, чтобы надеть такую оригинальную шапочку, искать не нужно. Главное – правильное сочетание всех элементов образа.

Чтобы выглядеть изысканно, необходимо следовать определенным рекомендациям стилистов, так как ношение пилотки – настоящее искусство. В противном случае столь экстравагантный головной убор может испортить весь образ.

Когда и как надевают пилотку:

  1. Меховой вариант под названием «амбассадор» носят под пальто, дополнит образ лаконичное украшение и соответствующие стилю перчатки, кашне, сумка.
  2. Фетровая модель синего цвета идеально впишется в повседневный стиль. Джинсы, приталенная рубашка и элегантный головной убор создадут утонченный женственный образ.
  3. Серый либо черный вариант из фетра, декорированный вуалью, выглядит изысканно в дополнении к пальто-шинели либо строгому костюму.
  4. Зимой вместе со светлой шубкой черная вязаная пилотка подчеркнет элегантный женский образ.
  5. Для торжественного мероприятия следует использовать модели из легкой ткани с декоративными кружевными вставками.

Популярность пилотки объясняется удобством, простотой и изысканностью. А разнообразие материалов, расцветок, декоративных элементов способно покорить сердца даже самых капризных модников и модниц.


Вязаная


Кружевная


С вуалью


Фетровая


Меховая

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.