Выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов

Алан-э-Дейл       29.04.2022 г.

Основные положения

Начнем с самого важного – ключевых элементов права, вокруг которых и строится весь закон:

Охотничьи ресурсы – объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты. Говоря просто – ресурсы это дичь;

Охотничье хозяйство – сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты. Грубо говоря, охотничьим хозяйством называется вся индустрия, поддерживающая охоту, а не конкретное охотхозяйство;

Сохранение охотничьих ресурсов – деятельность по поддержанию охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем обеспечить видовое разнообразие и сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства. Это значит запрет на добычу дичи выше квоты;

Добыча охотничьих ресурсов – отлов или отстрел охотничьих ресурсов. Тут все просто и однозначно;

Охота – деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой

Важно понимать, что под охотой не обязательно подразумевается убийство животного, отлов и перемещение тоже будут считаться охотой с юридической точки зрения;

Орудия охоты – огнестрельное, пневматическое, охотничье метательное стрелковое и холодное оружие, отнесенное к охотничьему оружию в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ “Об оружии”, а также боеприпасы, метаемые снаряды к охотничьему метательному стрелковому оружию, капканы и другие устройства, приборы, оборудование, используемые при осуществлении охоты. Вот тут нас ждут первые изменения – включение луков и арбалетов в список охотничьего оружия, которое начнет действовать с 31.01.2020 года

Подробнее об этом читайте в нашей статье;

Способы охоты – методы и приемы, применяемые при осуществлении охоты, в том числе с использованием охотничьих сооружений, собак охотничьих пород, ловчих птиц;

Сроки охоты – сроки, определяемые периодом, в течение которого допускается добыча охотничьих ресурсов. О сроках осенней охоты в 2020 годах читайте здесь;

Продукция охоты – отловленные или отстреленные дикие животные, их мясо, пушнина и иная продукция, определяемая в соответствии с Общероссийским классификатором продукции. Для нас это просто любая добыча, в том числе и заготовленная на месте;

Промысловая охота – охота, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях заготовки, производства и продажи продукции охоты.

Любительская и спортивная охота – охота, осуществляемая физическими лицами в целях личного потребления продукции охоты и в рекреационных целях. Это вот как раз наш пункт, подавляющее большинство охотников – любители;

  • Услуги в сфере охотничьего хозяйства – услуги, оказываемые охотникам, услуги по изучению охотничьих угодий и иные услуги, определяемые в соответствии с общероссийскими классификаторами видов экономической деятельности, продукции, услуг. Под это понятие попадает все, от сопровождение егерем до платы за парковку у границ угодий, если таковая есть;

  • Лимит добычи охотничьих ресурсов – объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов. Лимит может определяться каждым регионом самостоятельно. О лимитах по регионам читайте тут;

  • Квота добычи охотничьих ресурсов – часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья. Тот же самый лимит, только определенный для каждого конкретного охотугодья;

  • Охотничьи угодья – территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

  • Разрешение на добычу охотничьих ресурсов – документ, удостоверяющий право на добычу охотничьих ресурсов.

Охотничьи угодья

Под охотничьими угодьями подразумеваются земли, правовой режим которых позволяет использовать их в целях охоты. Обычно это земли сельхозназначения и лесные хозяйства, но бывают и исключения.

Все угодья делятся на :

  • Закрепленные охотничьи угодья – которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  • Общедоступные охотничьи угодья – в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты;

По закону общедоступные охотничьи угодья должны составлять не менее чем двадцать процентов от общей площади охотничьих угодий субъекта Российской Федерации.

Исправление ситуации

Создание общедоступных охотугодий вряд ли приведет к исчезновению живности. Несмотря на критику, что некому осуществлять охрану и следить за приумножением природных богатств. Так ли это? При охоте на данной территории приходится платить деньги. Причем не только за возможность охотиться, но и при добыче лицензированных видов животных. И вот эти все деньги идут собственнику – государству. Поэтому, если мыслить логично, именно на его плечи и должна лечь забота об охране и приумножении природных ресурсов, которые есть в общедоступных угодьях. Как использовать доступные возможности? Вероятным решением сложившейся ситуации будет положение, при котором общедоступные угодья станут полигонами, где будет отрабатываться система государственного управления охотничьим хозяйством. Взять на себя обязанности по охране территории могла бы егерская служба. Охотоведы смогут составлять планы соответствующих работ. Для этого можно привлекать не только специалистов, но и всех, кто желает добывать дичь. Конечно, потребуется наделение правами государственного принуждения, форменным обмундированием, средствами связи, транспортом и служебным оружием. Но прежде чем замахиваться на подобное, следует установить границы охотугодий по всей стране и утвердить их решениями уполномоченных структур.

О выделении территорий

Многих людей волнует вопрос границ. Охотугодья общего пользования часто не имеют точно установленного рубежа

Хотя это важно для планирования, территориального охотустройства и сохранения природных ресурсов. В качестве примера хорошей работы можно привести Сахалинскую область

Там подготовили документ, в котором были описаны физико-географические данные территории, численность охотничьих ресурсов, социально-экономическая характеристика субъекта, а также план мероприятий по их рациональному использованию. К схеме была приложена карта с указанием угодий (как общедоступных, так и закрепленных), зеленых зон и так далее. Кроме этого, отдельно рассматривается, где можно в будущем создать такую территорию. Более того – электронная версия карты доступна на официальном сайте министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области. Поэтому любой желающий может ознакомиться с нею и даже скачать ее. Довольно неплохо себя зарекомендовала и Тюменская область. Там решили работать через аукционы. Смешанные чувства вызывает Ивановская область. Так, все территории, что были переданы по лицензии, признали общедоступными угодьями. Тогда как дальше дело не пошло: карта с границами составлена не была, аукционы не провели. В результате пришлось пожинать собственные ошибки – через суды приходится отменять множество локальных решений. Поучительная для чиновников информация пришла из Тверской области. Там в связи с неисполнением федерального законодательства и через административные заминки в отставку подал заместитель губернатора Мельников. А вслед за ним и министр природных ресурсов и экологии Протасов.

Продолжение мысли о развитии

Как же финансировать мероприятия? В порядке эксперимента можно создать какую-то структуру, например, «Всероссийский фонд приумножения дикой природы на территории общедоступных охотничьих угодий». Финансирование будет осуществляться за счет выплат природопользователей. При желании можно найти множество источников поступлений. Например, заказывать экскурсии, сопровождение опытных стрелков. Для этой цели можно создавать лесничества и проводить требуемые работы по обустройству и сохранению существующих природных богатств. При этом необходимо позаботиться о наличии жесткой вертикали власти. Это нужно для того, чтобы местные бюрократы не устанавливали свои порядки и правила, губя на корню хорошую идею. Желательно, чтобы это была федеральная структура с непосредственным подчинением правительству. Туда можно определить не только лесников, рыбохрану и подобные структуры, но и научные учреждения. Это позволит принимать комплексные рациональные решения. Например, решено вырубить участок леса. Но на нем находится токовище глухарей. Или планируется прокладка дороги. В таких случаях необходимо внимательно изучать все факторы и выводить грамотные, научно обоснованные решения. Следует предусматривать возможность компенсации причиненного природе ущерба. И только с учетом многочисленных факторов будет приниматься разрешение на охоту или решение о ее приостановлении для роста популяций.

Как выглядит процесс участия?

В качестве объекта выбраны охотугодья Ленинградской области. Можно найти схему, в которой указаны четкие границы. В этом плане ситуация не плохая. Правда, эта схема даже в 2018 году все еще не пребывает в состоянии «утверждено». На данный момент закреплено свыше 150 охотничьих хозяйств. Их популярность и активность обусловлены тем, что, несмотря на сложный климат, добыча зверя является довольно результативной. К тому же под охоту выделена большая территория. Ленинградская область благодаря хвойным лесам с большим количеством пушных и копытных зверей неплохо развила охотничий туризм. Сюда приезжают не только из других регионов РФ, но и соседних балтийских государств. Также есть много болот, рек и озер. Например, популярна охота на кабана. Правда, такая популярность имеет и ряд негативных последствий. Например, та же охота на кабана обойдется в сумму от 10 до 25 тысяч рублей за единицу на частной территории. А с общественными угодьями, как уже выше говорилось, есть существенные проблемы. Хотя в некоторых местах стоимость может быть даже еще выше. Размер общедоступных территорий не очень большой. Несколько небольших участков находится вблизи Санкт-Петербурга. Остальные, большие по площади, расположены в Подпорожском и Тихвинском районах. Чтобы получить разрешение, необходимо оплатить сбор. Хотя как альтернативный вариант – можно на месте договориться с дежурным лесником или егерем. Если интересует аренда охотугодий, то этот вариант не подойдет. Все придется решать централизовано в рамках установленного с 2012 года порядка.

Заключение

Как видно, до полного урегулирования ситуации в сфере охоты еще долго. Начать хотя бы с полноценного приведение нормативно-правовой основы как федерального уровня, так и на местах. Ведь непринятые карты-схемы и множество иных моментов и по сей день не дают спокойно насладиться процессом охоты. Нарекания есть и на используемые обозначения, и на скорость работы, и на выполнения законов в полном объеме. Более того, после довольно солидного срока действия закона, все чаще слышны голоса о том, чтобы отменить практику закрепления охотничьих угодий. В качестве аргумента используются те факты, что охотпользователи часто заполучают себе деньги и от обычных людей, и от государства. При этом денежные средства в развитие хозяйства не вкладываются, что влечет за собой истощение природных ресурсов.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.