Письменность и изобретение колеса
239 символов, которые нашли учёные на посуде, пока не расшифрованы, поэтому нельзя говорить, что это первый алфавит Трипольцев, а не простой орнамент.
Первенство в изобретении колеса учёные отдают древнему Шумеру, так как Месопотамии были найдены фрески возрастом более 5-ти тысяч лет, однако на Трипольской керамике старше на 2000 лет встречается аналогичное изображение, так что о первенстве можно поспорить.
Ученые теряются в догадках, куда делась трипольськая культура. Скорее всего, изменился климат (похолодало) и жители стали жить не большой общиной, а небольшими сельскими общинами. У трипольцев ремесло было специализированным – одни люди делали орудия труда, другие – керамику. В других культурах керамические изделия были более примитивными, они не были таким же красивыми, но их было проще изготавливать. Наступила бронзовая эпоха, каменные орудия еще использовались, но потребность в них уменьшалась. Таким образом люди, вероятно, не захотели жить общиной со сложной организацией и трипольская культура постепенно трансформировалась в другие археологические культуры.
Язык и письменность
Была ли в Триполье письменность? Однозначного ответа на этот вопрос нет, хотя дискуссии на эту тему ведутся давно. В 2000 году вышло исследование И.Ткачука и Я.Мельника «Семіотичний аналіз трипільсько-кукутенських знакових систем». Разбирал эту тему в своей монографии 2002 года «Трипільська цивілізація» археолог Михайло Видейко.
Выводы ученых неутешительны: полноценной письменности в Триполье не существовало. Убедительно доказать, что узоры на трипольской керамике содержат какой-то семантический языковой код никому пока не удалось. Попытки расшифровать трипольские знаки при помощи древнегреческого и других европейских языков также не увенчались успехом.
Хотя, есть одно «но», а именно исследование российского востоковеда-шумеролога Анатолия Кифишина «Древнее святилище «Каменная Могила».Опыт дешифровки протошумерского архива ХІІ-ІІІ тыс. до н.э.», изданное в 2001 году.
В своем труде ученый заявил, что ему удалось расшифровать пиктограммы на 40 панно и 16 каменных табличках, так называемых скрижалях VІІ-ІІІ тысячелетий до н.э.
Из расшифровок Кифишина вытекает, что такие протошумерские пиктограммы, как «зерно», «ячмень», «мотыга», «плуг», «колесо» и даже «пиво», впервые появились в Каменной Могиле, Трансильвании, Подунавье и Приднестровье в V-ІV тысячелетиях до н.э.
Академическая общественность отнеслась к работе Кифишина сдержанно. Предположения ученого были критически оценены востоковедом Игорем Дьяконовым ещё до публикации работы Кифишина. Из ученых Санкт-Петербурга только историк-ассиролог Ростислав Грибов поддержал Кифишина.
Зато эти предположения были подхвачены некоторыми украинскими националистами в искажённом виде: «Украина — родина шумеров».
Средний период
Последняя четверть 5-го тысячелетия — третья четверть 4-го тысячелетия до н. э. (каменный век). Племена трипольской культуры расселились на огромных территориях от Днепра до Восточной Трансильвании. Множество поселений трипольцев появилось в речищах Верхнего и Среднего Днестра, Прута, Южного Побужья и правого берега Днепра. Значительно увеличилось население, соответственно поселения стали больше.
Дома в них располагали по кругу. Жилища строились наземные, часто двухэтажные. Они имели форму вытянутого прямоугольника. Внутри обязательно находилась печь с припеками и лежанками.
Значительно увеличилась роль скотоводства. Выделились ремесла. Существовали мастерские по изготовлению керамической посуды и орудий труда. Их изготовляли по-прежнему из кости, кремния, камня или дерева. Началась добыча медной руды, например, на Волыни или в Поднестровье. Выплавка меди позволила увеличить ассортимент медных орудий: топоры, кинжалы, иголки, ножи, украшенья. Начали делать и расписную керамику с характерным спиральным узором черной краской на желтовато-красном фоне.
Периоды развития
Советские археологи Б. А. Латынин и Т. С. Пассек. из Ленинграда внесли большой вклад в периодизацию времён развития культуры Триполья, однако издавать эти работы Пассек пришлось в одиночку, так как Латынин был к тому времени репрессирован. Учёные разделили периоды развития этой цивилизации на три этапа – ранний, средний, поздний.
Около 7500-6500 лет назад, в так называемый ранний период по классификации Пассек, племена Триполья жили небольшими группами по берегам Южного Буга и Днестра. Они строили как землянки, так и обыкновенные жилища. Используя довольно редко медные орудия труда, древние жители в быту в основном применяли изделия, изготовленные из камня, костей и дерева.
Помимо скотоводства и земледелия, Трипольцы занимались ещё охотой и рыбалкой. Крупный рогатый скот, являлся основой животноводства, хотя культивировали и мелких животных, таких как свиньи, овцы и козы.
В средний период своего развития, примерно с середины четвёртого и начала третьего тысячелетия до новой эры Трипольские племена занимали большие территории, начиная от Днепра и кончая Восточной Трансильванией. Увеличившись по количеству населения, древние земледельцы и скотоводы стали заселять районы Верхнего и Среднего Днестра, а также Южного Побужья и правый берег Днепра. Увеличился и размер поселений.
Поздний этап развития цивилизации Триполья учёными датируется ориентировочно от 3000 до 2500 лет до нашей эры. Территория культуры продолжает увеличиваться в северном и восточном направлениях. Получает ещё большее развитие обработка металлов, но количество расписной керамики уменьшается. В ряде мест появляется обряд кремации при погребении.
Примерно в это же период примерно 5 тысяч лет назад, в степи между Дунаем и Днепром, появились представители так называемой ямной культуры. В поисках новых пастбищ для скота, они частично перемешались с Трипольцами, создав, таким образом, культуру со своими характерными признаками. Изменился вид жилищ, керамики, которая приобрела, округлые формы и изготавливалась без узоров в виде спирали. Также появились захоронения нового типа в виде канав с насыпью обложенных по периметру камнем.
Около 2600-2700 лет до нашей эры Трипольская цивилизация перестала существовать. Причины её исчезновения с исторической арены до сих пор не ясны. Есть версия, что произошла ассимиляция с соседними народами или вполне возможно произошли масштабные климатические изменения, и люди были вынуждены навсегда покинуть обжитые места.
Как нашли Триполье?
До конца XIX века никто о Трипольской культуре не знал, но её очень искали. Дело в том, что на волнах трендового в то время панславизма славянские народы занялись поисками идентичности. Надо понимать, что в те годы ни Польши, ни Чехии, ни Хорватии, ни Словакии и Словении не существовало. Славянская общность была представлена «балканской тройкой» из Черногории, Сербии и Болгарии, и Российской империей, которую в европейском сообществе то и дело обвиняли в отсутствии демократии и сибирских каторгах.
Отыскал Триполье Викентий Хвойка. Профессионального археологического образования он не имел (окончил коммерческое училище), раскопками начал заниматься только в возрасте 40 лет.
По происхождению он был чехом и мечтал об освобождении своего народа от Австро-Венгрии. В этом вопросе он уповал на помощь Российской империи и получил от Российского императорского исторического музея средства на раскопки.
В 1899 году Хвойка на 11-м археологическом съезде в Киеве представил на суд коллег результаты своих раскопок. Главным «лотом» были расписные черепки. Хвойка объявил свои находки ни много ни мало доказательством существования «славянской ветви арийского племени».
Эпоха позднего палеолита
В период позднего палеолита в первобытном обществе складываются многие важные компоненты материальной культуры.
Используемые человеком орудия становятся все более сложными и законченными по форме. организуют охоту на крупных зверей, строят жилища, используя для этого дерево, камни и кости, носят одежду, для чего обрабатывают шкуры.
Не менее сложной становится духовная культура. Прежде всего первобытный человек уже в полной мере обладает главными человеческими качествами: мышление, воля, язык.
В обществе формируются первые формы религии: магия, тотемизм, фетишизм, анимизм.
Магия (колдовство, волшебство) находится у истоков всякой религии и является верой в сверхъестественные способности человека воздействовать на людей и природные явления.Тотемизм связан с верой в родство племени с тотемами, каковыми обычно выступают определенные виды животных или растений.Фетишизм — вера в сверхъестественные свойства некоторых предметов — фетишей (амулеты, обереги, талисманы), способных оберегать человека от беды.
Анимизм связан с представлениями о существовании души и духов, влияющих на жизнь людей.
Поселения и строительство жилищ
В ранний период существования Трипольской цивилизации селенья располагались на открытой местности около рек с плодородными почвами, пригодными для земледельческих работ. Вероятнее всего в тот период врагов среди других цивилизаций древности у них не было, о чём свидетельствует отсутствие каких либо внешних сооружений для обороны. Укрепление поселений валами и рвами началось уже в поздний период с появлением многочисленных приходящих племён.
Выяснилось, что все города Триполья имели единый план. Располагая дома близко, друг к другу, их использовали как укрепления в случае вражеского нападения, причём первая линия строилась вокруг центра, а вторая создавала внешний ряд укреплений на расстоянии досягаемости выпущенной стрелы.
На свободную площадь, в центре поселения образованную домами, расположенными по кругу на ночь пригоняли скот с целью защиты от хищников. В наше время подобная структура поселений встречается в Южной Африке.
Наряду с городами с 10-15 тысячным населением, были и небольшие деревни в 7-15 изб.
Трипольцы в раннем периоде своего развития строили крупные жилища максимальным размером пять на двадцать метров, используя при этих работах дерево и глину. Внутри строения были разделены на множество комнат, и обязательно оборудовали каждое из них печью. Вероятнее всего дома были предназначены для проживания сразу несколько родственных семей. Позже древние жители стали предпочитать дома меньшего размера, строящиеся для одного семейства.
При строительстве домов, изготавливали сначала сруб для первого этажа, который, скорее всего, использовался для хозяйственных нужд. После чего его накрывали обожжёнными глиняными плитами. Второй этаж, где располагались жилые помещения, чаще делали из прутьев, покрыв их с двух сторон глиной. Крыши накрывались камышом или соломой. В местах проживания, где было мало деревьев, при строительстве применялся саман.
Чтобы придать жаропрочность печам из дерева, их обмазывали со всех сторон глиной смешанной с песком, в процессе эксплуатации древесина выгорала, и оставался только слой обмазки. Рядом с печами часто устанавливали лежаки. При раскопках на Уманщине и в селе Володимировка была обнаружена модель дома, разрисованная яркими красками, с нанесением различных орнаментов. По этой и другим находкам учёные сделали вывод, что жители Триполья красиво расписывали свои жилищи внутри и снаружи.
Трипольцы меняли место поселения примерно раз в 50-70 лет, так как земля истощалась, а в лесах становилось мало дичи. Ученые предполагают, что перед уходом все строения сжигали. Но следы пепелищ на древних поселениях возможно, имеют другое происхождения – обычные пожары или нападения врагов.
Протогорода-мегаполисы
Совершенно уникальными объектами археологии являются трипольские протогорода. Их исследования начались в 70-х годах XX столетия с раскопок Н. Шмаглия возле с. Майданецкое. Позже к этим исследователям присоединилось много других археологов. Раскопки велись в Доброводах, Тальянке, Веселом Куте.
Открытие больших поселений стало возможно благодаря магнитной съемке и аэросъемке. Все началось с того что в 60-х годах прошлого столетия военным топографом Шишкиным на аэроснимках регионов центральной Украины были обнаружены следы огромных поселений. Сначала археологи не могли поверить в реальность таких следов. Но уже первые экспедиции организованные Шмаглием нашли на отмеченных местах следы культурного слоя трипольской цивилизации.
Радиоуглеродный анализ показал, что эти города существовали в период 4-3 тысячелетия до н. э. Спустя 20 лет исследований В. Дудкин создал более 40 планов трипольских поселений на территории Украины и Молдовы. Семь из них были протогородами, с населением, достигавшим 10-15 тысяч человек. Самый большой из них находился в Тальянках Черкасской области. Его площадь равнялась примерно 450 га. Он имел овальную форму, примерно 3,5 км в длину и 1,5 км в ширину. Геомагнитная съемка позволила подсчитать количество сооружений. Оно составило примерно 2700 домов и хозяйственных построек. В городе имелся даже храм. Это было самое крупное поселение в Европе того времени.
Дома в трипольских городах строились очень близко друг возле друга, создавая линии укреплений. Первая возводилась вокруг центральной площади, вторая располагалась по внешнему радиусу, на расстоянии полета стрелы от первой. Интересно, что все протогорода, где бы они не были построены, имеют одинаковую планировку.
В настоящее время к раскопкам протогородов активно подключились ученые из Германии, Великобритании, США. С помощью современных приборов ведутся масштабные изыскания в Польше, Венгрии, Чехии, Болгарии и Румынии.
Верования и идеология трипольцев
О религиозной составляющей – обрядах, традициях, пантеоне жителей поселений – известно достаточно мало. Трипольцы почитали землю и культ плодородия, что считается типичным для оседлых поселений эпохи энеолита.
Рисунок 5. Точных данных о верованиях трипольцев ученые пока не обнаружили
В 2012 году в Центральной Украине был найден так называемый Небелевский двухэтажный храм – огромное для той эпохи сооружение размерами 20 на 60 метров. Для его строительства трипольцы выбрали самую высокую точку поселка. В храме располагались семь алтарей для поддержания огня, ширина дверей составляла 1,7 метра, а длина коридора достигала 10 метров.
До сих пор не нашли объяснения глиняным женским фигуркам, специально разломанным на несколько частей. Их составляющие археологи находили на расстоянии до 10 метров друг от друга (рисунок 5).
Вопреки гипотезам об особенном и таинственном погребальном обряде, в трипольской культуре захоронения были достаточно банальными. Покойного закапывали в яме глубиной до 2 метров вместе с элементами домашней утвари, орудиями труда. Все могилы находились рядом с поселениями.
Вопросы вызывает и единственное святилище Вертеба (Тернопольская обл.), которое посещалось трипольцами более тысячи лет. В нем были найдены черепа четырех насильственно убитых мужчин. Судя по расположению останков, они использовались для ритуала.
В популярной культуре
Трипольская культура получила популярность в среде националистов и неоязычников и в работах, признанных научным сообществом псевдоисторическими. Различные авторы, включая связанных с украинским национализмом, утверждают, что украинцы существовали как народ и имели высокую культуру и государственность задолго до Киевской Руси. Для доказательства этого делаются попытки отождествить украинцев со скифами или более древними народами, вплоть до представителей трипольской культуры или, в некоторых случаях, людей палеолита, что изображает украинцев древнейшим народом Европы. Ряд авторов отождествляет этих предков с «арийцами» («трипольцам-ориям»). Другие конструируют двухчленную модель возникновения украинского этноса как результат смешения местных «хлеборобов-трипольцев» и пришлых «степняков-арийцев». Украинский библиотекарь Н. З. Суслопаров, не имевший лингвистического образования, утверждал, что «открыл» «звуковой трипольский алфавит» и отождествил трипольцев с пеласгами. Идея происхождения украинцев от трипольцев поддерживалась Львом Силенко, основателем украинского неоязыческого движения РУН-вера, рядом других украинских эмигрантов. Сторонником идеи был советский украинский писатель Сергей Плачинда, один из последователей Силенко, разделявший также идею докириллической «трипольской» письменности. Химик А. П. Знойко (1989) писал, что представители трипольской культуры называли себя «полянами», были пеласгами и прямыми предками украинцев. Журналист, кандидат филологических наук В. А. Довгич утверждал, что Поднепровье было родиной «арийских» народов, а украинцы являются автохтонным населением по меньшей мере с трипольской эпохи, когда они изобрели письменность. Писатель и бывший археолог Юрий Шилов рассматривал Украину как «Великую Оратанию». По его мнению, в трипольское время на Украине возникло «арийское государство», «сами трипольцы называли свою страну Араттой» и именно оттуда «вели свой род шумерские цари». На Украине Шилов считается национальным героем, и на его родине ему поставлен памятник. Политэкономист Юрий Каныгин (укр.)русск., популяризировавший взгляды Силенко и Шилова, ведёт генеалогию украинцев от «ариев», а «триполизм» объявил «украинским архетипом». Профессор Прикарпатского университета
(Ивано-Франковск), философ Л. Т. Бабий утверждает, что украина является прародиной «ариев», «создателей трипольской археологической культуры с государствами Аратта и Ариана». Бывший директор Тальновского музея истории хлеборобства краевед В. Ф. Мыцык называл трипольскую культуру «археологической державой». По его мнению, трипольцы были пеласгами, владели алфавитной письменностью и поклонялись «всемогущему Солнцу».
Публикации о происхождении украинцев от трипольцев и скифов рекомендуются Министерством образования Украины как добротный материал для обучения старшеклассников
Для туристов разработан маршрут «Золотое кольцо трипольской культуры» и открыты «парки трипольской культуры». На Украине предлагается вести курс «трипольской педагогики». Под руководством политика И. А. Зайца был создан благотворительный фонд «Триполье», призванный популяризировать идею украинства трипольской культуры, и проводились масштабные псевдонаучные конференции, посвящённые триполью как «истоку европейской цивилизации». В самом селе Триполье 2005—2012 годах на основе частной коллекции работал музей «Древняя Аратта — Украина».
Палеогенетика
Изучение останков из пещеры Вертеба около села Бильче-Золотое в Тернопольской области, относимых к периоду 3600—2500 годов до н. э. и связываемых с трипольской культурой, позволило выделить митохондриальную ДНК семи индивидов, которая оказалась принадлежащей к митохондриальным гаплогруппам pre-HV, HV или V (2 образца), H (2 образца), J и T4. Такой набор меток является подтверждением родства населения этой культуры с народами балканского неолита, корни этих линий лежат в Малой Азии. Местная (автохтонная) линия в останках трипольцев оказалась преобладающей. В 2017 году были опубликованы митохондриальные гаплогруппы H, H1b, H5a, H5b, HV, T2b, U8b1a2, U8b1b, а также K и W. Находка у двух образцов митохондриальной гаплогруппы U8b1 может свидетельствовать о связи трипольцев с популяциями верхнепалеолитической Европы.
У четырёх трипольцев из пещеры Вертеба определена Y-хромосомная гаплогруппа G2a (три носителя G2a2b2a и один G2a), также характерная для культур балканского неолита, у одного — Y-хромосомная гаплогруппа E.
У четырёх женщин с двух позднетрипольских (3500—3100 лет до н. э.) стоянок в Молдавии (Покровка V (Pocrovca 1, Pocrovca 2, Pocrovca 3) и Гординешти I (Gordinești)) определили митохондриальные гаплогруппы K1a1 (Pocrovca 1), T1a (Pocrovca 3), T2c1d1 (Pocrovca 2), U4a1 (Gordinești). Анализ PCA показал, что образцы Gordinești, Pocrovca 1 и Pocrovca 3 сгруппировались с более поздними образцами культуры колоколовидных кубков из Германии и Венгрии рядом с четырьмя мужчинами-трипольцами из пещеры Вертеба, в то время как образец Pocrovca 2 попал в кластер культуры линейно-ленточной керамики рядом с неолитическими земледельцами из Анатолии и Старчево. Три из этих образцов также показали значительное количество степной родословной, что предполагает приток в генофонд трипольцев людей, связанных, например, с украинским мезолитом. Степной компонент появился в сельскохозяйственных сообществах Восточной Европы, возможно, уже в 3500 году до нашей эры, что согласуются с гипотезой о продолжающихся контактах и постепенном смешивании прибывающих степных и местных западных популяций.
Поселения и хозяйственная деятельность
Быт и хозяйство племен развивалось на очень высоком уровне. Как мы упоминали выше, одним из показателей развитости трипольской культуры была керамика. Из тонкой, гладкой, практически идеально выполненной основы изготавливали блюдца, тарелки, чаши, кувшины. Все изделия украшались аккуратными орнаментами, повествующими об истории, повседневности и верованиях народа.
Отдельного внимания заслуживают женские глиняные фигурки – по детализации и позам статуэток можно проследить культурный и религиозный рост трипольцев (рисунок 3).
Плодородные черноземы и мягкий умеренный климат позволял народу вести хозяйство в следующих направлениях:
- Выращивание зерновых культур: просо, ячмень, бобы, пшеница, а также фруктовых: абрикосы, сливы, яблоки, груши и даже виноград. Стоит отметить, что благодаря трипольцам на территории Украины появились первые вишни.
- Скотоводство и одомашнивание животных: помимо мясомолочного направления, трипольцы задействовали крупный рогатый скот для обработки земли с помощью плуга. Диких лошадей они приручали, поя жеребят коровьим молоком. В поселениях присутствовали и домашние животные – собаки, кошки.
- Охота и рыболовство: для легкой охоты трипольцы использовали луки и стрелы с каменными наконечниками.
- Гончарство: создание посуды и утвари, а также отделка жилищ.
- Обработка металла (топоры, серпы, ножи): цеха по обработке устанавливали рядом с месторождением руды.
- Ткачество: задействование шерсти и хлопка, тканевых красителей. Однако большая часть одежды и обуви изготавливалась из шкур животных и меха.
Рисунок 3. Поселения и хозяйство того времни были достаточно развитыми
Поселения создавались на основе семейных кланов рядом с водоемами вдоль лесополосы. На первых этапах развития в каждом поселке находилось не больше 10-15 жилищ.
Уникальная архитектура, элементы которой использовались вплоть до XX столетия н.э., говорит о высокой развитости трипольской культуры в строительстве:
- Каркас дома создавался из древесины или коры ивы, покрывался сверху смесью глины и половы (побочном продукте обработки зерновых). Для поддержки крыши использовались деревянные столбцы. Форма крыш была разной – от плоской и округлой, до двухскатной.
- Пол, стены и оконные проемы также изготавливались из глины, после чего покрывались сверху краской белого, коричневого или красного цветов.
- В каждом доме устанавливалась печь, которая отапливала помещение в холодные ночи.
Самый необычный факт – это сжигание поселений после переезда на новое место. Жители одного поселка переселялись спустя 50-70 лет проживания и уничтожали в огне все, что построили ранее. Это было необходимостью, поскольку за два-три поколения лес вырубался, а ресурсы земли опустошались.
Примечания
- ↑
- Кукутени / Пассек Т. С. // Советская историческая энциклопедия : в 16 т. / под ред. Е. М. Жукова. — М. : Советская энциклопедия, 1965. — Т. 8 : Кошала — Мальта. — 990 стб.
- Кукутени / Пассек Т. С. // Конда — Кун. — М. : Советская энциклопедия, 1973. — ( : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 13).
- ↑
- В. А. Дергачев, И. В. Манзура. Погребальные комплексы позднего Триполья : Свод источников / Отв. ред. В. Я. Сорокин; АН ССР Молдова, Отд. этнографии и искусствоведения. — Кишинев: Штиинца, 1991. — 333 с. — ISBN 5-376-01192-5.
- Санжаревский И. И. // Политическая наука и искусство управления (Мультимедийный сетевой научно-образовательный проект) / Авт. и сост. Санжаревский И. И., РАНХ и ГС,Тамбов. — 2-е изд., испр. и доп. — Тамбов, 2019.
- Титов В. С. Неолит и энеолит // История Европы в 8 т. Том 1. Древняя Европа. / Отв. ред. Е. С. Голубцова — М.: Наука, 1988. — С. 80
- Круц С. И. Антропологические материалы позднетрипольского могильника у с. Чапаевка // Раннеземледельческие поселения-гиганты трипольской культуры на Украине. — К., 1990. — С. 103.
- Зиньковский К. В. Антропологическая характеристика материалов из второго грунтового могильника у с. Усатово // Новые археологические исследование на Одесчине. — К., 1984. — С. 34-43.
- Потехина И. Д. Антропологические материалы из могильника Маяки // Патокова Э. Ф., Петренко В. Г., Бурдо Н. Б., Полищук Л. Ю. Памятники трипольской культуры в Северо-Западном Причерноморье. — К., 1989. — С. 125—133.
- Алексеева Т. И. Истоки антропологических особенностей славян // Антропология и геногеография. — М., 1974. — С. 44.
- ↑
- Пассек Т. С. Периодизация Трипольских поселений (III—II тысячелетие до н. э.). — М.—Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1949. — С. 20. — 245 с. — (Материалы и исследования по археологии СССР. Вып. 10).
- ↑ Корвин-Пиотровский А. Г. Трипольская культура на территории Украины. // Трипольская культура в Украине: поселение-гигант Тальянки: сборник научных трудов / Отв. ред. А. Г. Корвин-Пиотровский, Ф. Менотти; Институт археологии НАН Украины. — К.: , 2008. — 256 с. — С. 21. — ISBN 978-9-66-024944-8.
- Кременецкий К. В. Палеоэкология древнейших земледельцев и скотоводов Русской равнины. / Институт географии АН СССР. — М.: Наука, 1991. — 193 с.
- ↑ Videiko M. Yu. // Trypillya culture proto-cities. History of investigations = Трипільські протоміста. Історія досліджень (англ.) / Institute of Archaeology, National Academy of Sciences of Ukraine. — Kiev, 2002. — P. 103—125. — 144 p.
- ↑
- Трубачев О. Н. К прародине ариев // Вопросы языкознания. № 3 С. 3—12.
- Iванченко Р. П. Історія без міфів. Бесіди з історії української державності. Киiв: Український письменник, 1996.
- Русина Е. В. Трипольский синдром: Украина в зеркале «правильной» истории // Фальсификация исторических источников и конструирование этнократических мифов / А. Е. Петров, В. А. Шнирельман (ред.). М.: Институт археологии РАН, 2011. С. 150—152.
- Отрощенко В. Міфологізація етногенезу українців // Новітні міфи та фальшивки про походження українців: збірник статей. — К.: Темпора, 2008. — С. 51—65 24—50.
Поселения[править | править код]
Для трипольской культуры характерны высокий уровень развития хозяйства и развитые общественные отношения. Во времена этой культуры произошло значительное увеличение плотности населения в ареале её распространения. Трипольские посёлки чаще всего располагались на пригодных для земледелия пологих склонах, возле воды. Их площадь достигала нескольких десятков, а в некоторых случаях — 200—450 гектаров. Они состояли из наземных глинобитных жилищ, разделённых иногда внутренними перегородками или двухэтажных. Часть помещений, служившая для жилья, отапливалась печами, открытыми очагами, имела круглые окна, часть использовалась под кладовые. В таких домах, вероятно, жила одна или несколько семей. Посёлок использовался около 50 лет, до истощения окружающей его земли (чернозёмы тогда ещё не образовались), потом обязательно сжигался по особому ритуалу, а племя переселялось на новое место. Племенами управляли вожди, существовали также и верховные вожди союзов племён. Исследование трипольского поселения в Небелевке, позволило сделать вывод о том, что летом в Небелевку стекались целыми семьями жители небольших поселений в радиусе 100 км. Она функционировала как место ритуальных собраний. Сюда приносили с собой вещи, посуду, еду, пригоняли домашних животных. Здесь совершали совместные ритуалы. Предварительно строили дома собраний и храмы, оборудовали площадь для всенародных торжеств, сооружали заградительный ров. Для проживания возводили жилые дома, которые сжигали после одного или нескольких посещений. Зимой в Небелевке оставалось жить небольшое число людей.
Трипольцы в бассейне Южного Буга создали протогорода-гиганты, размеры которых доходили до 250—400 га (Майданецкое — 270 га, Доброводы — 250 га, Небелевка — 320 га, Тальянки — 400 га), а население — до 10-15 (по другим оценкам 20-24) тыс. человек.
Хозяйство
Начало и большая часть времени существования трипольской культуры совпадает по времени в климатическом отношении с мягким, теплым и влажным атлантическим периодом, который оказал содействие активному развитию земледельческого хозяйства. Палеоботанические исследования убедительно показали, что уже на раннем этапе Триполья земледелие представляло собой стойкое, давно сформировавшееся явление и имело надежный семенной фонд.
Трипольцы выращивали плёнчатую пшеницу, , просо, горох, ячмень, бобы, виноград, алычу, абрикосы. Для обработки земли применяли подсечную или подсечно-огневую систему земледелия.
Разводили одомашненный крупный и мелкий рогатый скот (на который приходилась половина всех домашних животных), свиней, лошадей, коз и овец. Овцы приобретают решающее значение в южных регионах во время последней фазы существования культуры. В отличие от региона степной андроновской культуры, базирующейся на распространении влияния культуры Северного Причерноморья (ямная, скифов, сарматов, ариев, трипольцев), трипольцы имели преимущества в одомашнивании лошади с ранним одомашниванием предваряя на 1,5—2 тыс. лет молочным товарным производством молока и стойловым содержанием животных в зимнюю пору в условиях бескормицы, в суровых условиях снежной зимы. Жеребёнка сразу вскармливали молоком коров, что позволяло не только приручить, но и одомашнить лошадь — получение потомства у изначально приручённых животных, в отличие от табунного выпаса и содержания. Это подтверждается применением в пищу взрослых животных, в отличие от охоты, когда в кухонных остатках встречаются кости молодняка.
Кроме того, трипольское население активно занималось охотой, рыболовством и собирательством. Охотились при помощи лука и стрел. Использовали на охоте собак. В лесах и рощах, окружавших трипольские посёлки, собирали дикую грушу, яблоки, вишню и кизил. В реках и речных протоках ловили сома и вырезуба, причём отдельные особи, попадавшие на стол трипольцев, достигали в длину двух метров.
Орудия труда и оружие изготавливались из костей животных, кремня и камня, иногда из меди, существуют свидетельства торговли заготовками из кремня.
Высокого уровня достигло гончарное ремесло. Трипольская керамика занимала одно из видных мест в Европе того времени по совершенству выделки и росписи.
Эта тема закрыта для публикации ответов.