Декали на немецких касках Второй Мировой войны
С 1918 года германские войска использовали
два варианта стального шлема (Stahlhelm), которые были введены во время Первой мировой войны. Речь идет о моделях образца 1916 (М16) и 1918 (М18) годов. Несмотря на небольшие отличия, эти шлемы были практически идентичны.
В 1931 году шлемы стали делать с новым типом подшлемника, тем не менее они уже не
отвечали современным требованиям, и их производство стали сворачивать. Одновременно
шли работы над созданием новой модели. В результате в 1935 году появился шлем (М35),
ставшая неотъемлемым атрибутом германского солдата на протяжении всей Второй мировой войны. Хотя стальной модели шлем М35 был принят на вооружение в мае 1935 года, до 1937 года его массовое производство развивалось медленными темпами.
Шлем изготавливался из стального листа и был окрашен в яркий темно-зеленый цвет гораздо более светлого оттенка, чем предыдущие модели. На каждой боковой
стороне размещались круглые вентиляционные отверстия:
Вентиляционное отверстие (люверс) на немецкой каске
Шлем оснащался подбородочным ремешком и подшлемником (образца 1931 года).
кожаный подшлемник м31
Подшлемник состоял из амортизатора, вырезанного из цельного куска кожи, и
алюминиевого обруча, крепившегося к стальной поверхности с помощью трех заклепок (кламмеров).
кламмер с немецкой каски
Две заклепки находились по бокам, а одна на тыльной стороне.
Подшлемник, как и сам шлем, выпускался в пяти размерах.
Размер шлема набивался на внутренней поверхности правого отлива. Размер
подшлемника ставился на кожаном лепестке черными несмываемыми чернилами. Отметки
производителя (несмываемые чернила) располагались на стальной поверхности внутри
шлема.
С левой стороны под вентиляционным отверстием рисовалась через трафарет (или переводным способом) эмблема вермахта — щиток черного цвета с белым орлом со сложенными крыльями, сжимающий в когтях свастику:
С противоположной стороны располагался щиток с германским национальным триколором:
В марте 1940 года шлем претерпел первую модификацию (М40 ). Вентиляционные отверстия стали сверлить непосредственно
в стальном листе (модель М35 отличалась составной конструкцией вентиляционных отверстий). Окрашивали шлемы отныне в темно-зеленый цвет с матовым оттенком .
Правда, в дальнейшем их неоднократно перекрашивали, поэтому существовало большое
количество вариаций.
21 марта 1941 года вышло распоряжение, предписывавшее выпускать шлемы без щитка с триколором . Кроме того, подобный знак надлежало убрать со всех шлемов, уже находившихся в войсках. Тем не менее, приказ не всегда выполнялся, и многие военнослужащие использовали трехцветный щит до конца войны.
Следующее значительное изменение имело место в 1942 году (М42): исчезла завальцовка нижних поверхностей шлема, края шлема выступали наружу. Последнее нововедение датируется августом 1943 года, когда было упразднено использование имперской эмблемы . Однако, как и в случае с триколором, некоторые солдаты продолжали носить орлов на своих шлемах до мая 1945 года.
выступающий край каски на модели 1942 года
Завальцовка (загнутый внутрь край) на шлемах ранних моделей
Металлургический завод в Любеке. На столе представлены различные этапы изготовления стальных шлемов М16 для немецкой императорской армии
С начала Руси
Воины носили шлемы с незапамятных времен. Всем хорошо известны образы древнегреческих гоплитов и римских легионеров в их характерных шлемах.
Каркасный шлем
Интересно, что если мы начнем отсчёт нашей государственности с 862 года, то и история русского шлема будет отсчитываться с этого же времени. Безусловно, на тех территориях, которые чуть позже станут называть Новгородским или Киевским княжествами, шлемы существовали и раньше.
Русский шлем с полумаской и бармицей
Свой путь русский шлем, согласно археологическим находкам, начал достаточно стандартно для северо-востока Европы. Согласно предположениям ученых, к примеру, авторитетнейшего А.Н. Кирпичникова, русский шлем начал свой путь в историю с так называемого каркасного шлема шпангенхельм, популярного у древних славянских и германских племен. На металлический каркас накладывались железные, медные или роговые пластины. Часто шлем снабжался дополнительными элементами: личиной, наушами, назатыльником.
Шелом Ивана Грозного
Конкуренцию ему чуть позже, как раз ко времени становления династии Рюриковичей на Руси, составил более современный норманнский шлем. Он уже больше похож на ставший классическим шлем русского богатыря. Хорошо развитая назальная пластина, цельная конструкция без каркаса и кольчужная бармица – вот его основные отличия. В это время домонгольские русские шлемы достигли пика своего развития, они были очень хорошо выделаны и богато украшены резьбой, серебром или чернением, имели личины и отличались качеством.
Шишак
Вслед за ним пришел так называемый шелом – классический русский остроконечный сфероконический шлем, увенчанный ярко выраженным шпилем. Высота шелома могла доходить до 30 см. Со временем к шелому добавились те же науши, козырьки и бармицы. Шелом наряду со сменившим его в XVI веке шишаком стал наиболее популярным доспехом. Шелом и шишак испытали сильное влияние монгольских, а те в свою очередь –иранских шлемов, но именно они создавали образ русского воина, снаряженного шлемом и доспехами.
Мисюрка
Шишак, плавно сменивший шелом, уже не задержался в вооружении настолько долго, насколько его предшественники. Компанию шишаку составили мисюрки – небольшие железные навершия с хорошо развитой бармицей, а также просто железные шапки – компактные и недорогие шлемы.
Железная шапка взятая от кабассета
Вслед за ними пришли уже русские варианты кабассета – металлического наголовья, известного нам по фильмам и картинкам про испанских конкистадоров. Ими снаряжались полки нового строя или стрельцы, дворяне же продолжали носить более дорогие и качественные шишаки. Но огнестрельное оружие всё быстрее вытесняло с поля боя железные доспехи и шлемы, и к концу XVI века они практически исчезают с полей сражений.
Какие каски были в СССР после революции
Если посмотреть хроники или старые фотографии первых лет после появления Советской России, то можно увидеть, что основным головным убором красноармейца была шапка-будёновка. Небольшое количество металлических шлемов сохранилось на военных складах, доставшихся Советской республике «в наследство» от царской власти, но чаще всего они мелькали на различных военных смотрах и парадах.
Политическая ситуация в Европе в 30-х годах 20 века показала СССР, что солдатам необходим массовый металлический шлем. Так возникла первая массовая советская каска СШ-36. Солдаты в них прошли через множество военных конфликтов:
- Польский поход;
- Халхин-Гол;
- Финская война;
- Гражданская война в Испании;
- Битвы на озере Хасан.
Данная каска была создана на основе немецкого шлема М-16 «Stahihelm», но значительно уступала ему по тактико-техническим характеристикам. Шлем получился слишком тяжёлым, его вес достигал 1,3 кг. Вместе с тем, толщина металла каски, равная 1,1 мм, была недостаточной для защиты от пуль и крупных осколков. Форма шлема, который имел широкие поля, мешала обзору, да и ветер иногда мог просто сдуть такую каску с головы бойца.
Вскоре он был заменён на новую модель, которая получила название СШ-39 (СШ-40 с 1940 года). Данная каска является настоящей легендой, так как именно в них бойцы СССР смогли победить фашизм. Новая армейская каска обладала следующими преимуществами:
- Он изготавливался из легированной броневой стали;
- Толщина стенок равнялась 1,9 мм;
- При этом вес был даже немного меньше, чем у СШ-36 и составлял 1,25 кг;
- Каска выдерживала лобовой выстрел на расстоянии 10 метров из нагана.
В 1940 году СШ-39 была модернизирована. Произошла замена подтулейной системы, после чего каска была переименована в СШ-40. Именно под этим именем её знают во всём мире. Даже в настоящее время данные варианты защиты не сняты с вооружения и в большом количестве хранятся на российских военных складах.
Бацинет
В начале XIV столетия появился бацинет. Кузнечные технологии к тому времени сделали шаг вперёд, и поэтому новый вид защиты изготавливался уже из одного куска металла. Это заметно увеличивало его прочность.
Шлем имел полукруглую форму, оставлял открытым лицо воина, но защищал щёки и затылок. Чаще всего к нему крепили бармицу — кольчужную сетку, дававшую дополнительную защиту шее и лицу.
На картинке хорошо заметны крепежи, на которые можно было установить забрало или бармицу
Первоначально бацинет считалсямалым» шлемом, который надевали подбольшой» рыцарский шлем. Но очень быстро у рыцарей этот головной убор получил забрало и стал полноценной часть доспеха. А у пехоты превратился в один из излюбленных видов защиты.
Военные шлемы в Германии
Когда противники Германии уже более года использовали защиту для головы, германские солдаты по прежнему обходились без нее. Только в 1916 году появились первые немецкие каски, которые достаточно сильно отличались от того, что носили представители блока «Антанта». Вероятнее всего, немцев просто не устраивала конструкция французских и английских касок тем, что они не выдерживали лобового попадания пули.
В начале 1916 года Германия разработала свою каску под названием М-16 «Stahihelm», которая значительно отличалась от защиты противника. Специфические «рожки», расположенные по бокам, делали внешность нового военного шлема легкоузнаваемой. Они не только прикрывали собой вентиляционные отверстия, но и служили элементом крепления бронированного щитка, который прикрывал лобную часть Подобная броня делала пробитие каски винтовочной или пулемётной пулей практически невозможным.
Среди солдат существовала интересная техника, которая позволяла сохранить шею целой при лобовом попадании пули. Для этого ремешок на каске не застёгивался, и она просто слетала с головы солдата. В результате подобной хитрости многим удалось выжить после получения пули в голову.
Дальнейшие попытки создать более прочный шлем также не увенчались успехом, потому как увеличение толщины брони придавало каске лишний вес, а шея всё равно ломалась.
Как Буденный шашкой каску испытывал
М. И. Корюков – один из разработчиков шлема – рассказывал о том, как именно проходило первоначальное испытание армейской каски СШ-40. Проводил его лично маршал СССР Семен Михайлович Буденный. Для начала он по привычке взялся за шашку, которой виртуозно владел. Причем это была не обычная шашка – она была изготовлена лучшими мастерами Златоуста по специальному заказу.
Но даже после сильнейшего удара, который когда-то разрубал человека на скаку напополам, на каске не осталось ни зазубрины. После этого маршал взялся за «наган». Стрельбу он проводил с разной дистанции – начиная с двадцати пяти метров и заканчивая выстрелом вплотную. И здесь легированная бронированная сталь не подвела. Каску подбрасывало, от грохота закладывало уши, но вмятин, а тем более дыр в ней так и не появилось. Легкая пуля калибра 7,62 миллиметров, уверенно попадающая в цель на дистанции до пятидесяти метров (что для большинства пистолетов является запредельной), не смогла повредить каску. В результате Буденный остался доволен результатом испытаний. Дальнейшие испытания проводились уже экспертами в специальном тире с использованием винтовки Мосина и пистолета ТТ.
История[править]
Перед войной испытания СШ-40 проводились на Щуровском полигоне под Москвой. Ведущий специалист по броневым шлемам — подполковник В. Орлов.
В годы войны выпускался металлургическими и Лысьвенский металлургический завод, затем в связи с оккупацией территорий СССР только последний. Приёмочные испытания готовой продукции включали выборочную (от партии) оценку бронестойкости шлема в тире предприятия обстрелом простой пулей, патрон с приведённым (уменьшенным) зарядом, из 7,62-мм винтовки образца 1891/30 годов. Дистанция стрельбы составляла 25 м. Скорость предела кондиционных поражений (ПКП) шлема составляла порядка 300 м/с.
Пробитые каски советских солдат на памятнике «Мамаев курган»
Конструкция СШ-40 отличается от предыдущей модели, СШ-39, используемым подтулейным устройством, более простым и крепким. Отсюда и главное их внешнее отличие: в СШ-40 для крепления подтулейного устройства применялось шесть заклёпок, в СШ-39 — три. Подтулейное устройство состоит из трёх частей-«лепестков», изготовленных из дерматина, искусственной кожи или ткани, которые в верхней части шлема соединяются шнурком, предназначенным для регулировки (подгонки) СШ для удобства ношения. С внутренней стороны каждого лепестка находится амортизационная подушечка, изготовленная из ваты. Брезентовый подбородный ремень состоит из двух частей-половин, присоединенных к кольцам на боковых сторонах шлема. Одна из частей на свободном конце имеет скользящую пряжку; конец другой половины обжат полукруглой металлической оправкой.
В отличие от предыдущих образцов стальных шлемов, СШ-40 выпускался только трёх размеров («номеров»). Масса стальной части шлема (без подтулейного устройства) самого большого размера — 800 г.
Классические каски
В «классический боевой» XVIII век каска почти пропадает с поля боя. Она остается лишь в кавалерии, в варианте из кожи – присутствует в драгунских полках. Русские кавалергарды также носят очень оригинальную каску.
Кожаная кирасирская каска
К XIX веку железные каски остаются только у кирасиров, карабинеров и тех же кавалергардов, кстати, наряду и с кирасой – нательной тяжелой броней. Таранные удары элитных тяжелых кавалерийских полков были опасными для всадников, поэтому их скрывали под броней как могли. Каски продолжают носить и некоторые драгунские полки.
Пехотная кожаная каска
В основном же до Первой мировой каска несла церемониальные функции и использовалась как часть униформы. Известен ряд вариаций русских пехотных касок в годы Крымской войны. Однако позже их вытесняют фуражки и шапки. Опять же лишь в элитных кавалерийских полках как в России, так и за рубежом продолжают носить металлические каски. Повсеместно их украшают плюмажем или двуглавым орлом, например. Кстати, в это время металлические каски активно входят в обиход пожарных всех ведущих держав мира.
Церемониальная каска с двуглавым орлом
Возвращение стального шлема
Первая мировая стала временем, когда армии столкнулись с невиданной раньше мощью стрелкового и артиллерийского огня. Ливень стали и свинца, обрушивающийся на позиции, заставил все враждующие стороны зарыться в землю. Но потери всё равно оставались слишком высоки. Особенно страдали головы солдат. Ведь голова — то, что чаще всего торчит над укрытием. Да и когда над окопом взрывается снаряд, летящие сверху вниз осколки в первую очередь поражают именно голову.
Первыми позаботились о защите французы и англичане. В 1915 году первые приняли на вооружение стальнуюкаску Адриана», а вторые —каску Броди»(она жешлем от осколков», она жешлем модели 1»). Французский образец стал столь популярным, что его скопировали более десятка других государств. В том числе Российская империя, где применялась каска с тиснёным в металле или накладным двуглавым орлом.
Каска Адриана»
Немцы долгое время отказывались признать, что их знаменитая пикельхаубе никуда не годится. Германский штальхельм(стальной шлем) был разработан лишь в 1916 году. Однако он сразу стал одним из символов немецкой армии и даже своеобразной эмблемой милитаризма.
Немецкий шлем на поле боя
Немецкий солдат времён Второй мировой войны
Для того, чтобы оценить качество немецкой амуниции во время войны, необходимо понимать, в каком состоянии находилась экономика Германии. К началу Второй мировой каждый солдат немецкой армии был экипирован надёжными стальными касками М35 и М40.
Однако к 1943 году, когда Германия застряла в затяжной войне с СССР, ресурсы Рейха сильно истощились. Это сказалось в том числе и на качестве стали. В результате солдатские каски стали тоньше, и модель М42 уже не спасала головы солдат от осколков.
Советские каски СШ-40, напротив, обладали высокой прочностью, и немецкие солдаты отлично об этом знали. Каски, изготовленные в СССР, превращались в трофеи, которые охотно уносили с поля боя. Однако была у советских касок одна неприятная особенность — без подшлемника головной убор весил почти килограмм. При длительном ношении шея, неподготовленная к такой нагрузке, быстро уставала.
Советские солдаты с немецкими трофеями
Современные модели российских военных касок
Так как в настоящее время касок СШ-68 гораздо больше, чем это требуется российской армии, их производство прекращено. Теперь российская военная промышленность осваивает производство новых моделей шлемов, которые выполнены из новых и современных материалов на тканево-полимерной основе. Новые модели касок гораздо легче и удобнее, чем их стальные аналоги, а главное — их защитные свойства превосходят свойства касок из стали.
Первый шлем, который был произведён в России с использованием современных материалов, называется 6Б7. Он поступил на вооружение российской армии ещё в 2000 году. Подобную защиту получали российские спецназовцы, части ВДВ, морская пехота и прочие подобные подразделения.
В настоящее время конструкторы НИИ «Стали» занимаются доработками уникального шлема «Ратник-БШ», который не имеет мировых аналогов.
СШ-40
Русские солдаты в касках СШ-40
СШ-40 был последним и наиболее часто используемым шлемом, который Советский Союз использовал во время Второй мировой войны. Единственным внешним отличием между СШ-39 и СШ-40 были шесть заклепок в нижней части шлема, а не три в верхней части корпуса СШ-39. Размещение заклепок в СШ-40 было связано с недавно представленной гильзой, более простой и прочной, чем в предыдущих версиях. Подкладка состояла из трех (позже четырех в послевоенное время) матерчатых или клееных подушечек, соединенных хлопковой завязкой для регулировки размера. Подбородочный ремень был тканевым и соединялся с d-образными кольцами на каждой стороне корпуса язычками. Концы подбородочного ремня были соединены с помощью скользящей пряжки, и полукруглая металлическая деталь была зажата на конце длинного подбородочного ремня. В отличие от СШ-36 и СШ-39, СШ-40 выпускался только в трех типоразмерах: 1–3. СШ-40 дополнили СШ-60 и, наконец, заменен СШ-68, хотя многие из них использовались в советский период и в последующий период. СШ-40 обычно путают с Чехословацкий Vz. 53 шлем.
СШ-36
СШ (стальной шлем, или стальной шлем) 36 был разработан Александром А. Шварцем и начал производство в 1936 году. Его большой передний обод и широкие заслонки над ушами обеспечивали хорошую защиту для владельца. Немец M35Представленный за год до российского СШ-36, послужил образцом для разработки СШ-36. СШ-36 также был снабжен гребнем сверху, обеспечивающим вентиляцию. Были и апокрифические утверждения, что гребень предназначен для отражения сабельных ударов.
СШ-36 крупным планом
Ранние СШ-36 изготавливались с обшивкой из хрупкой кожи. Из-за ненадежности этих ранних моделей с кожаной подкладкой в более поздние версии были введены тканевые подкладки. Подобные проблемы также возникали с ранними кожаными подбородочными ремнями, поэтому кожаные подбородочные ремни были постепенно заменены тканевыми моделями. На протяжении всего их производства выпускались четыре размера: маленький, средний, большой и очень большой.
СШ-36 носили советские солдаты в нескольких кампаниях конца 1930-х — 1940-х годов, в том числе Халкин-Гол кампания против японцев в 1939 г. (получившая прозвище «Халкинголка»), то Финская зимняя война 1939-1940 гг. 1939 вторжение в Польшу, 1940 г. вторжения в Прибалтику и Бессарабия, а во время Второй мировой войны, или, как ее называют в России, Великая Отечественная война. Он также был распространен среди Республиканец солдаты гражданская война в Испании в сочетании с советской поддержкой правительства Испании.
Производство СШ-36 закончилось в 1941 году. Сегодня это редкая и дорогая вещь для коллекционеров.
Устройство касок
Каски военных лет всегда были предметом для исследований историков и археологов, которые досконально изучили все особенности строения и формы средств индивидуальной защиты солдата, широко используемых не одну тысячу лет. Научные исследования дают основания полагать, что главная часть конструкции защитного шлема много веков оставалась неизменной. Изменения коснулись только формы. Она зависела от развития вооружения и поражающих средств, от которых была обязана защитить.
В качестве материала для изготовления касок использовался металл. Это были тонкие листы бронзы или меди, которые со временем были заменены стальными или железными. Именно каски из железных листов использовались всеми армиями мира до 80-х годов двадцатого века. Позже военные каски и шлемы стали изготавливаться из таких современных материалов, как титан, кевлар, тканевые полимеры, соединение титана с алюминием.
Внутреннее устройство каски представлено специальной кожаной деталью, крепящейся с помощью заклепок по окружности в нижней внутренней части изделия. Эта часть каски получила название “тулейка”. Она ответвляется с помощью прорезей на несколько соединенных шнурком лепестков. Основные функции, которые выполняют тулейка и лепестки:
- обеспечение сбалансированной посадки каски на голове;
- предотвращение контакта головы с металлическим листом шлема;
- смягчение силы ударов осколков и камней по наружной части каски.
Танковый шлем Адриана, образца 1917 года
Решение разработать шлем непосредственно для танкистов было принято Адрианом в сентябре 1917 года. Работая над новым вариантом своей каски, он заменил передний козырек, закрепив на его месте толстый противоударный валик, который был выполнен из темной кожи. Также на шлеме появилась эмблема штурмовой артиллерии (с октября 1917 года рыцарский шлем типа Армэ, который был наложен на скрещенные пушечные стволы). Подбородный ремень, толстый подшлемный амортизатор и лепестковый подтулейник были выполнены из коричневой кожи. Данные шлемы красились в темно-синий цвет — «цвет горизонта».
В комплекте с танковым шлемом Адриана образца 1917 года, у которого не было забрала, шли шоферские или авиационные очки. Однако некоторые танкисты в бою для защиты лица цепляли к шлему специальную кожаную или стальную маску с очками-жалюзи и подвесной кольчужной «бородой», данные маски французские танкисты времен Первой мировой войны позаимствовали у пехотинцев. В пехоте они достаточно часто использовались наблюдателями в окопах.
Маски были призваны защитить танкистов от небольших пулевых осколков, отколов с внутренней стороны брони и свинцовых брызг. Это было необходимо, так как немецкая пехота с начала применения стальных монстров на поле боя начала концентрировать ружейно-пулеметный огонь на открытых смотровых щелях танков. По этой причине ранения лица и глаз составляли существенный процент ранений членов танковых экипажей. При этом и английские, и французские танкисты в годы Первой мировой войны часто шли в бой в противогазах, вне зависимости от того проводил противник газовую атаку или нет.
В нашей стране найти человека, который бы не знал о том, как выглядит шлем танкиста, сегодня практически нереально, если речь не идет о малых детях. О том, почему для танкового шлема в Советском Союзе был выбран именно такой силуэт и форма, сказать трудно. Известно лишь, что знакомый нам танковый шлем появился еще в 1934 году, при этом он претерпел до Второй мировой войны еще ряд модернизаций. Войну советские танкисты встречали в шлеме образца 1938 года. Радиооборудованием авиационного типа шлем начали оснащать только в конце 1942 года, после чего его и переименовали в шлемофон, а в простонародье новая версия танкового шлема получила прозвище «говорящая шапка».
Согласно техническим условиям 1938 года предусматривалось несколько вариантов шлемов для советских танкистов — кожаный, крытый кирзой, из кирзы и меховой. Кожаный шлем танкиста шили из черного шеврета, в качестве подкладки использовалась темно-синяя байка. Ото лба к затылку на шлеме находились три валика, выполнявших роль амортизаторов, в передней части располагался налобник. С боков шлема располагался или один валик, который пришивали по центру, или три, расположенные веером. Обязательным элементом советского танкового шлема были клапаны, которые призваны были защищать уши танкиста.
Все валики или ребра наполнялись конским волосом, в более поздних моделях шлемов для этой цели использовались технические волокна. Уже в годы Великой Отечественной войны в увеличенных пазухах и специальных карманах на клапанах шлема стали размещать радиооборудование (овальные чашки ларингофонов и телефонов, а также соединительные шнуры). Советский шлемофон, как собственно и практически вся советская военная машина отличались неким консерватизмом, по этой причине за практически 80 лет своего существования танковый шлем не претерпел никаких особых изменений.
Английские солдатские шлемы
Военное руководство Великобритании, которое закупило большую партию французских шлемов, осталось весьма недовольным их защитными качествами. Была создана комиссия по разработке своего шлема, который был бы лучше, чем французский аналог. Возможно, что данное решение было принято из-за гордости британской военной аристократии, которая считала зазорным пользоваться на войне шлемами, которые придумали «лягушатники».
В отличие от французской модели, английский шлем был цельным и имел широкие края по всему периметру. Он прекрасно подходил для защиты в окопе, так как широкие поля защищали от попадания шрапнели и осколков сверху. Зато каждая атака в нем была очень рискованной, потому что шлем совершенно не защищал затылок, виски и уши. Так как в атаку английские войска ходили не слишком часто, данная каска не только понравилась английским военным, но и была принята на вооружение нескольких весьма дружественных Великобритании стран. Это были:
- Соединённые Штаты Америки;
- Канада;
- Австралия.
Понятно, что у этих 3-х стран, в связи с тем, что они практически не участвовали в боевых действиях, каски были только для «порядка».
Появление боевых шлемов во Франции
Вплоть до начала Первой мировой войны солдаты европейских государств обходились без защитных касок. От доспехов армия отказалась уже давно, поэтому шлем , защищающий голову, рассматривался как элемент старинного доспеха, которому не место в современной армии. Однако Первая Мировая война, которая получила неофициальное название «окопная», показала, что отказ от солдатских шлемов был опрометчивым решением.
Первые шлемы специального назначения были разработаны во Франции. До их появления французские солдаты носили суконные кепи , которые могли защитить голову только от непогоды. Первый французский шлем получил название «Адриана» и начал выпускаться серийно уже в 1915 году. Он был нецельнолитым и состоял из следующих частей:
- Колпака;
- Гребня;
- Юбки .
Сразу же после появления шлемов потери французской армии существенно сократились. Например, общее количество раненых уменьшилось на 30%, а убитых – на 12-13%. При этом стоит учитывать тот немаловажный факт, что французский шлем был предназначен вовсе не для защиты от пуль. Он, конечно, мог отрикошетить пулю, которая попадала в него по боковой траектории, но прямое попадание не выдерживал. Зато шрапнель и осколки от гранат его не пробивали.
https://youtube.com/watch?v=g6NcuS2Kh7Q
Видя неожиданный успех по «реанимации» такого, казалось бы, устаревшего элемента защиты как шлем , страны-союзники поспешили закупить для своих армий огромное количество «Адриана». Закупили такую защиту следующие страны:
- Россия :
- Румыния :
- Италия :
- Португалия :
- Великобритания .
Упадок защитного вооружения в XVIII–XIX веках
По мере совершенствования огнестрельного оружия и развития линейной тактики европейские армии отказались от защитного вооружения. Металлические каски стали атрибутом лишь дворцовой почётной стражи и некоторых полков тяжёлой кавалерии. Голову пехотинца теперь защищала лишь шляпа-треуголка, на смену которой затем пришёл кивер.
Кивер был неплохой защитой в эпоху, когда схватки с применением холодного оружия стали редкостью на поле боя. Этот головной убор из кожи и плотного фетра мог спасти голову солдата от слабого удара саблей. А удар штыком могла отвести или ослабить прочная кожаная амуниция.
Но в середине XIX века шлемы вновь вернулись в военный обиход. В 1842 году в прусской армии появился новый головной убор — кожаная каска с пикой, называемая пикельхельм или пикельхаубе.
Её придумывали на волне увлечения средневековой романтикой, модной в эту эпоху. Получилась некаяфантазия на тему», впрочем очень хорошо вписавшаяся в военную моду. К тому же каска оказалась более удобной и лёгкой, чем кивер, но при этом обладала неплохими защитными качествами — отчего завоевала популярность и сохранилась в некоторых европейских армиях(в том числе и в русской) до Первой мировой войны.
Эта тема закрыта для публикации ответов.