Река белый тырым — река большой тырым — река койва, 25-26 июня 2011

Алан-э-Дейл       27.08.2023 г.

Оглавление

Река Койва на Среднем Урале

Река Койва — правый приток реки Чусовая. Длина Койвы 180 км. Общая площадь бассейна 2250 квадратных километров. Средняя высота водосбора колеблется возле 360-ти метров. Уклон русла 1,5 метра на один километр. Среди туристов водников река Койва славится скоростью течения во время половодья — до 10-12 км в час. В среднем и нижнем течении в межень скорость течения 1-2 км в час. Основными притоками Койвы являются реки: Тискос, Кырма, Ольховка, Тырым, Бисер, Саранка, Кусья.

Река Койва. Фото отсюда http://enc.permkultura.ru/

С языка коми-пермяков «койва» переводится как «вода с брызгами» или «брызжущая вода». Река полностью оправдывает это название. В верховьях она течет по очень узкому и извилистому руслу с высокими скалистыми берегами, покрытыми хвойной тайгой. На всем протяжении по берегам Койвы можно найти огромное количество береговых скал или камней, что делает сплав по Койве очень живописным и запоминающимся. В русле встречаются пороги, валуны, шиверы и сливы. Все это делает реку Койву очень популярной в среде туристов-водников, особенно в половодье. Весной течение реки настолько сильное и мощное, что вырывает деревья с корнем, растущие по берегам. Однако в межень река Койва сильно мелеет, что затрудняет сплав по ней.

Для людей непосвященных бывает довольно проблематично разобраться в названиях рек Северного и Приполярного Урала. В них действительно легко можно запутаться, т.к. они имеют очень похожие и созвучные названия: река Койва, река Колва, река Косьва. А еще есть река Косью и река Кусья (приток Койвы). При выборе маршрута их, желательно, не путать между собой, чтобы не оказаться в ненужном месте! Надеемся, что наш ресурс поможет вам в этом.

Условно реку Койву можно разделить на две части: до поселка Кусье-Александровский и после него. В первой части река имеет типично горный характер: быстрое течение, большое количество перекатов, мелей, прижимов и проток. Во второй части русло реки расширяется и река становится более спокойной. Разделяет эти условные части плотина, которую сплавщикам приходится обносить. После плотины есть один очень малопривлекательный участок — место, где прошлась драга. Однако перед самым впадением в Чусовую река Койва снова как бы начинает «беспокоиться» и дает возможность путешественникам преодолевать новые пороги, которые следуют один за другим.

Фото отсюда http://enc.permkultura.ru/getImage.do?object=1804036331&original=1

На всем протяжении по Койве встречается большое количество достопримечательностей. Так, среди прочих надо отметить: порог Федотовский (сам факт, что он имеет собственное имя о многом говорит), Калистратовская шивера, скала Шайтан со своими знаменитыми пещерами, скалы Лотари, водопадный слив Кусьи в Койву.

Рыбалка на реке Койве не очень результативна, т.к. рыболовный прессинг на реку очень большой. Дело в том, Койва богата на населенные пункты, и, кроме того, довольно доступна для автомобильного транспорта. Но это не значит, что рыбы в Койве нет совсем. Опытным и усердным рыбакам вполне возможно попадется и хариус, и щука, и окунь.

http://oreke.ru/evraziya/rossiya/reka-kojva-ot-istoka-do-ustyahttp://ketvilz.ru/splavy-po-rekam-urala/dostoprimechatelnosti-kojvy/http://fb.ru/article/422870/reka-koyva-mestopolojenie-marshrutyi-dlya-splava-osobennosti-ryibalki-fotohttp://nashural.ru/mesta/permskij-kraj/reka-kojva/http://urochishe.ru/vodnyie-obektyi/koyva-reka/http://nordural.ru/article/koiva_river/

Озеро, потерявшее цвет

Днем мы доплыли до известного в России Голубого озера. Выйдя с реки на берег, можно смело зажимать нос — известное озеро превратилось в общественный туалет вперемешку с «мусоркой».

— Это озеро бывает голубым только при длительной теплой погоде без дождей, — рассказала мне Лариса, — Нынче оно серого цвета. На озере я была последний раз года четыре назад и в прошлый раз я не наблюдала таблички «Не срать у озера». Видимо, это актуально!

Пока мы там находились, останавливались две группы людей на катамаранах. Одни хотели просто посмотреть на озеро, другие справить нужду. Обидно, товарищи…

В Чусовой добрались только вечером. Усталые, но в то же время наполненные энергией от воды и увиденного, нехотя вылезли на берег Чунжино. Логическим завершением собрали катамараны, вещи и стали расходиться по домам. На прощание громко загадали желание сплавиться следующим летом еще раз, но уже по другому, не менее интересному маршруту — реке Усьве.

Общая характеристика

Исток Койвы находится в местечке Синее Болото на горе Большая Хмелиха, абсолютная отметка – 463 м.

Устье расположено на высоте 127,4 м над уровнем моря у посёлка Усть-Койва при впадении в реку Чусовую.

Протяжённость русла достигает 180 км, а площадь водосбора составляет 2 250 км2.

Средняя величина уклона – 1,5 м/км.

Тип питания Койвы снеговой. Это значит, что пополняется она за счёт талых вод. Замерзает река чаще всего в ноябре, лед тает в апреле, и наблюдается обширное половодье. Летом и зимой – типичная межень, скорость течения воды примерно 0,5–0,7 м.

Вода в реке кристально чистая, сквозь неё отчётливо просматривается каменистое дно.

Койва имеет развитую речную систему: насчитывается около 148 притоков протяжённостью до 10 км, а 12 являются более длинными.

Левые:

Правые:

Рыбалка на Койве

В одной из особо глубоких ям я выловил хариуса и начал кидать к обрывчику на берегу, у которого лежали бревна в воде. Клюнула щучка, в прозрачной воде виднелись еще и размерами явно побольше — стал охотиться за ними. И одна из них взяла!! «Крокодил» внушительных размеров сразу пошел от берега в самую яму омута и начал таскать во все стороны!! Таскал так что меня с каяком стащило в то место где стояли щучки и где я его зацепил — из под лодки метнулись еще пяток щук размером со здоровую руку! А щука на том конце стала уставать и я начал ее вытаскивать ближе к поверхности из ямы, я, уж было, начал подтаскивать к каяку, но зверюга, изобразив пару колоссальных свечек, обрызгав меня с ног до головы, сошла в последний момент! Щук я распугал, а мои спутники ушли дальше по течению — могли начать беспокоиться, времени на забросы и борьбу со щукой ушло много, пришлось сматывать спиннинг и идти дальше, но место я запомнил, приду в следующий раз!

Догнал своих, рассказал с горящими глазами про щуку, показал улов, пошли дальше.

Через некоторое время берега разошлись, лес поредел — мы подплывали к Усть-Койве. Я, тем временем, поймал еще голавля, да пару упустил.

Отправили одного за машиной — оказывается была пятница, на базу прибыли группы туристов — десятки человек, катамараны, ящиками таскали еду, бочками воду и бухло, удалось уехать в Кусье-Александровский с одним из автобусов, который привез туристов, а мы, глядя на сборы, стали сматывать удочки, лодки и вещи

Дорога от Усть-Койвы до Кусье-Александровского это прогребенная грейдером глиняная грунтовка с большими камнями, нужно ехать осторожно, но проезжаемо на любой пузотерке, но, например, большие автобусы туда не лезут — только Пазики. Сплав получился отличный — река одна из самыйх красивых и интересных, за счет того что постоянно меняется — то тихая и глубокая, то перекаты и быстрая вода

Обзор пакрафта Басег

Отдельно я бы хотел заострить внимание на плавсредстве, на котором я прошел весь это путь и на котором я еще и по Каме походил в качестве вечерней прогулки. Это пакрафт Басег местного пермского производства

Это пакрафт Басег местного пермского производства.

Во первых что такое вообще пакрафт?

Это лодка для пеше-вело-водного туриста, охотника и рыбака, как подспорье и развлечение в походах на природу и на отдыхе за рубежом. Пакрафт нужен человеку активному — то есть мне, например. И я искал разные варианты замены своему надувному старому каяку, который не отличается прочностью из-за несерьезной неармированной ПВХ ткани и нашей лодке которая годится для рыбалки, но не совсем то для сплава

Первое и самое важно что нужно понимать основной плюс и назначение пакрафта — он очень компактный и легкий, например, входит в городской рюкзак на 45 литров

Его легко можно носить с собой в походы пешком и на велосипеды, просто бросить в багажник — он не будет там занимать весь багажник, даже если у вас Матиз.

Из этого же и следуют его минусы: он совсем небольшой, обитаемость кокпита не подходит для длительных походов, походов вдвоем, в нем просто нет места. У меня вошел я и рюкзак на 80 литров, да и то что бы вытянуть ноги рюкзак пришлось ставить вертикально. Поэтому перед покупкой вы четко должны представлять себе цели и условия эксплуатации. Зато теперь вам можно с ним сходить в поход где есть водная часть, и при этом не тащить огромные катамараны и лодки, можно поехать на велике куда то, потом положить велик на пакрафт и сплавиться, можно пойти на рыбалку на какое то озеро, на которое никак кроме как пешком не проберешься, переправиться через реку или озеро, отдохнуть на берегу, если условия примерно таковы, то это то что нужно!

Управляется и двигается пакрафт за счет двухлопастного весла байдарочного типа, например, у меня было весло Басег, но оно показалось мне даже избыточным — слишком тяжелое, большая лопасть, хватило бы конструкции попроще и полегче, поменьше лопасти.

Не хватало мне и разборности: весло можно разобрать попалам, лопасти не снимаются, лучше и удобнее если бы снимались. Так что будете выбирать — хорошо примерьтесь.

И в то же время я даже был удивлен как короткая лодка идет хорошо, не виляя и соблюдая прямолинейность — все это за счет зауженного хвоста, который работает как киль, очень продуманно. Наша лодка и каяк так не могут, хотя длиннее значительно.

Задний горб работает как опора для спины, подушка надувная и мягкая, удобная, не приходится сидеть на днище с сильно согнутыми ногами. В то же время пакрафт позволяет идти по «белой» бурной воде — за счет управляемости, достаточно большого диаметра баллонов, и водозащитного фартука — брызги и волны не особенно страшны.

Закаяченность передней части работает на то же, плюс неплохо режет волны без особенных брызг.  Скорость на ровных участках тоже была приличной, на лодке точно не удалось бы на веслах такую достичь, но медленнее чем каяки и байдарки, даже надувные, это надо понимать, тем не менее за день я без особо напряга отмахал минимум в два раза больше чем сплавщики на катамаранах.

Рыбалка с пакрафта тоже вполне получится, единственное, тем кто привык к комфорту рыбацкой лодки будет некуда приткнуть весло — оно будет просто лежать на баллонах и удочки — стаканов никаких не предусмотрено. Но сидеть длительное время вполне удобно, хотя боюсь что кто то заметно более толстый чем я с трудом поместится между баллонами.

Нашел я и конструктивные минусы на мой взгляд: дно не надувное, поэтому между вами и водой только слой ткани, от воды холодно ногам, нет ручки спереди, хотя по бокам и сзади есть, приходилось разворачивать и затаскивать задом на берег, горб сзади мог бы быть больше, все таки этого немного недостаточно что бы поддерживать спину, а фартук, вернее его отверстие сделан слишком далеко от задней части, когда в нем откланяешься назад нельзя спиной опереться на заднюю часть баллона — будет резать спину тканью.

Ну и сама конструкция — монобаллонная из одного баллона, то есть если вы пробьете баллон, то плавучести у вас может не остаться — обычно надувные байдарки и лодки состоят из 2-3 баллонов и имеют в этом плане запас, но тогда бы вес, стоимость и габариты стали бы другими и потерялось основное преимущество — компактность и вес.

Несмотря на фартук в жесточайшем ливне я таки промок — через швы, молнии все таки иногда протекало, но ливень был стеной! Присутствуют и мелкие огрехи сборки, которые, впрочем, на функциональность никак не влияют.

История освоения, примечательные сооружения

Свое начало река Койва берет в котловине Синее Болото, которая находится между гор, в ширину достигает около 40 км. В начале своего пути река чрезвычайно извилиста, загромождена многочисленными завалами. В 15 километрах от истока она проходит мимо деревни Медведка. Тут она перегорожена и превращена в озеро. Деревня Медведка — это старый рудник. Именно здесь был найден первый алмаз в России. В настоящее время какой-либо добычи полезных ископаемых в его окрестностях не ведется.

Ниже по течению находится деревня Промысла, образованная в 1835 году. В этом поселке на реке до настоящего времени сохранилась плотина и подъемные штурвалы для наполнения пруда. Платиновые россыпи вблизи деревни относились к одним из самых больших в мире. В начале XX века здесь шла добыча почти четверти всей платины России. На разработках ценного метала трудилось более 5000 человек. В этих местах разнорабочим трудился известный будущий писатель Александр Грин.

Добыча ценного металла осуществлялась до 1954 года, до момента, когда месторождение полностью выработали.

В месте впадения в Койву реки Тискос в 1825 году были найдены значительные золотые россыпи. И с этого момента начиналась активная добыча золота. Сейчас это место неприглядно, ему нанесен существенный урон работавшими здесь механизмами. Однако первозданный чудесный вид этих мест запечатлен на картине «Река Тискос» кисти художника Алексея Денисова-Уральского.

На расстоянии около 90 км от истока реки, на правом берегу, стоит поселок Бисер. Его построила в 1786 году семья князей Шаховских, продали впоследствии графам Шуваловым. Здесь был большой завод на одноименной реке Бисер. Ее перегораживает большая плотина, достигающая в высоту почти десять метров, в длину — почти полкилометра. Она образовала большой и красивый пруд, размером с приличное озеро. Водослив плотины каскадный, сделан деревянными ступенями. Это достаточно впечатляющая сооружение. Завод не сохранился, его взорвали еще во времена гражданской войны.

Спустившись ниже по течению Койвы, около 30 километров от Бисера, путешественники и туристы натыкаются на знаменитый двухступенчатый Федотовский порог.

Далее вниз по течению, в устье речушки Большой Тырым, находится поселение Усть-Тырым. После него, по обоим берегам Ковы, начинаются величественные скалы. Самая впечатляющая из них — мрачная 70-метровая скала, называемая «боец Шайтан», расположенная по правую в сторону реки.

Ниже по течению располагается большой поселок Кусье-Александровский. Название поселку дал завод, построенный в 1751 году графом Александром Строгановым. На этом заводе выпускали различную металлургическую продукцию, в том числе отливали пушечные ядра. Доставка продукции осуществлялась плотами по реке Койве до реки Чусовой.

В начале 20 века население поселка достигало 2500 человек. Но во время гражданской войны завод был взорван и больше не восстанавливался. Заводской пруд в поселке небольшой. Водослив представляет собой 4-метровый водопад. В период большой воды, весной и в начале лета, экстремалы осуществляет с него прыжки на катамаранах. В середине XX века поселок являлся центром алмазодобывающей промышленности СССР. В нем находилось управление «Уралалмаза».

Сылва

На склонах Среднего Урала берет начало самый большой и полноводный приток Чусовой — река Сылва. Он течет на запад и впадает в залив Камского водохранилища. Принимает в себя более 300 притоков, 47 из которых длиной более 10 км.

Река многоводная, русло извилистое с мелями и перекатами, что делает ее интересной для спортивной рыбалки. Замерзает в октябре-ноябре, нередко появляются зажоры, лед сходит во второй половине апреля.

Живописная река пользуется большой популярностью среди профессиональных туристов. В бассейне нижней Сылвы встречаются карстовые пещеры. Любители водных путешествий могут увидеть береговые камни, расположенные сплошной стеной, скалы Ермак и Черная Присада, небольшие деревушки и просторные луга. В районе деревни Молебка находится так называемая «аномальная зона», здесь ежегодно проходит фестиваль уфологов. Сплав по Сылве возможен с мая по сентябрь.

В ихтиофауне реки и ее притоков — хариус, стерлядь, голавль, язь, елец, лещ, щука, судак, налим, жерех, подуст, пескарь, окунь. В плесах, образовавшихся в месте слияния с речкой Липок, хорошо клюет елец. Близость железной дороги и крупных населенных пунктов делает Сылву доступной для субъектов промышленного рыболовства и рыболовов-любителей.

Как добраться до ледяного водопада Мельничного ручья?

Это место находится в Горнозаводском районе Пермского края. Добраться можно только на автомобиле. Общественный транспорт до Усть-Койвы не ходит.

Из города Перми нужно ехать на машине по маршруту Чусовской мост – посёлок Полазна – город Чусовой – город Горнозаводск, где повернуть по указателю на посёлок Кусье-Александровский. В Кусье-Александровском переехать по мосту на другой берег реки Койвы, откуда начинается дорога на Усть-Койву. Последний участок дороги непростой, но проехать можно на любой машине. Летом местами торчат большие камни, а зимой после снегопадов может быть не всегда расчищена.

Из Екатеринбурга ехать на машине по Серовскому тракту, свернуть на Качканар и, не доезжая до него, повернуть на Горнозаводск. От Горнозаводска ехать через Кусье-Александровский до Усть-Койвы.

Примерно в середине деревни Усть-Койва нужно выйти к берегу реки Чусовой. Ориентир – домики, стоящие на полянке на другом берегу. Слева от них виден лог Мельничного ручья.

GPS-координаты начала тропы: N 58° 13.215′; E 58° 12.466′ (или 58.22025°, 58.207767°).

Нужно перейти по льду реку Чусовую (у левого берега местами лёд тонкий, встречаются промоины, поэтому с тропы лучше не сходить). Вдоль Мельничного ручья, вверх по его течению, идёт тропа к ледяному каньону. Зимой она обычно всегда натоптана.

GPS-координаты каньона Мельничного ручья: N 58° 12.841′; E 58° 11.991′ (или 58.214019°, 58.199852°).

Расстояние от Перми – 210 км, от Екатеринбурга – 340 км, от Челябинска – 550 км, от Уфы – 580 км.

Павел Распопов

  • 10 мест Урала, которые нужно посещать именно зимой
  • Озера Голубое и Малое Голубое на Чусовой. Глухие камни
  • 10 интересных фактов о реке Чусовой

Начало сплава и его герои

Приехали в посёлок Кусье-Александровский во втором часу ночи. Не переезжая мост через Койву, заночевали на хорошей зелёной полянке. Утром густой облачный туман сделал это место немного сказочным.

Прямо в Кусье-Александровском можно подняться на высокую скалу и чуть дальше за ней посетить небольшой водопад.

На другом берегу Койвы есть туристическая база «Затерянный мир», на которой я когда-то был на корпоративе, когда ещё работал в оффлайне. Там можно оставить машину на время сплава.

В этот раз нас было аж 7 человек.

  • Я
  • Елена Пастухова
  • Алексей Митин
  • Ксения Митина
  • Денис Сабуров
  • Ольга Бушуева
  • Ярослав Черемных

Почти все участники предыдущих наших 7 сплавов.

С погодой нам повезло невероятно, такое ощущение, что дождь обходил нас стороной. Когда поехали обратно, друзья нам сказали, что в Чусовом дождь лил с перерывом на обед, а у нас почти ни капли. Пару раз дождевики доставали, но пока одевали, дождь заканчивался.

Дожди, которые лили ранее, промочили все дрова на стоянках насквозь. Я недавно читал статью про сплав в дождь, где ребята не смогли разжечь костра, они все промокли и замёрзли. Поэтому решил не рисковать и на заправке набрал пару литров бензина.

Бензин — опасная вещь! Пары воспламеняются моментально. Поэтому просто обливать сырые дрова и подливать его из бутылки в огонь не рекомендую

Возьмите консервную банку, налейте в неё бензина, сверху сложите дрова и осторожно подожгите. Можно предварительно макнуть конец длинной тонкой палки в бензин, потом поджечь её и поднести к банке

Таким способом легко разгораются даже сырые дрова.

Утром, как обычно, все сборы. Катамаран взяли у друзей всего за 400 рублей на все 4 дня (с дорогой), он оказался не совсем обычным, пришлось поломать голову, как зафиксировать верёвками скользящие трубы без специальных зажимов.

Сделали зарядку.

Только выплыли и уже подкачиваемся, вода холодная, кат сразу просел. На перекатах в сапоги удалось начерпать всем.

Потом меня с ката выгнали за плохое поведение и пришлось остальные 2 дня ехать в лодке.

Особо даже не гребли, просто 3 дня сплавлялись по течению.

В первый день недалеко от Кусье-Александровского проплывали несколько скал и пещеру Арочная (Печка).

День 2: Мельничный ручей

На следующий день, проснувшись пораньше, мы отправились посмотреть на «сосульки». Очень известное место Пермского края, на которое приезжают посмотреть туристы со всей России (и не только!).

Мельничный ручей – так называется это чудо природы.

Напротив посёлка Усть-Койва в Чусовую впадает речка Мельничная. Согласно описаниям, она течет в глубоком узком ущелье, а её длина не превышает 6 км. Название реки не случайно: примерно в километре от устья на этой речке стояла мельница.

Зимой за счет замерзания воды, проникающей по трещинам ущелья Мельничного ручья, здесь образуются удивительной красоты ледяные сталактиты и сталагмиты, создающие водопад и ощущение зимней сказки: будто не в лесу вы находитесь, а в чертогах снежной королевы.

Поверьте, эти живописные места навсегда останутся в вашей памяти и поразят вас своей самородной красотой! Вдоволь насладившись этой красотой, мы поднялись вверх по тропе, откуда вниз скатились на горке))

Поход на Мельничный занял около 2 часов. Мы вернулись на базу.

Камень Большой Шайтан

Камень Большой Шайтан

Координаты: 58.264117, 58.413797

Основной достопримечательность маршрута по праву может считаться камень Большой Шайтан. Здесь бывает достаточно людно, все группы останавливаются хотя бы на час что бы подняться наверх и полюбоваться местными панорамами. Иногда здесь тренируются скалолазы. Так же на камне хорошо ловит сотовая связь.

Однако с этим камнем некоторая путаница, на старых картах он отмечен выше по течению, чем есть на самом деле. Не зная этого, мы причалили у высокой, заросшей скалы с крутым подъемом. Четверо самых отчаянных, мы полезли к верху пробиваясь через заросли елок, и лежащие через каждые несколько метров поваленные деревья, иногда продираясь вслепую просто закрывая голову руками. После подъема на вершину, нам открылась не самая интересная панорама. Радовало одно, здесь с переменным успехом ловила сотовая связь, и нам удалось позвонить домой.

Самые отчаянные (фото Константина Титова)

Только потом, проплыв несколько километров мы увидели настоящий Шайтан-Камень с ползающими по нему туристами. Пообщавшись с туристами, выяснили, что мы не одни поднялись на «ложный» Шайтан. Хотя если у Вас полно сил и некуда девать энергию можно подняться на оба этих камня.

Скала «ложный» Шайтан
Координаты: 58.273047, 58.453003

Вид с «ложного» ШайтанаВид с «ложного» ШайтанаСкалы «ложного» Шайтана

Подъем на Большой Шайтан крутой, но не сложный, есть тропинка. В камне несколько проходных гротов. Проходя через первый грот, на обратном пути принято загадывать желание. Есть здесь и две естественные смотровые площадки. Что бы попасть на ту, которая пониже нужно проползти через узкий грот, сперва поднявшись по лестнице. Лестница стоит на самом краю скалы, поэтому при подъеме и при спуске кто-то всегда должен страховать. Самая высокая площадка расположена на вершине, попасть туда намного проще. С нее открывается живописный вид на долину реки Койва.

Вид с нижней смотровой площадки камня ШайтанВид с нижней смотровой площадки камня ШайтанВид с верхней смотровой площадки камня ШайтанВид с верхней смотровой площадки камня ШайтанВид с верхней смотровой площадки камня ШайтанВид с верхней смотровой площадки камня ШайтанКак только не изголяются туристы на Шайтан камне что бы сделать красивый снимок

Название камня происходит от тюркского (пришедшему в тюркский из арабского) слова «шайтан» — злой дух, черт и отражает отношение русских переселенцев к местам религиозного поклонения местных язычников манси. На Койве, ниже поселка Кусье-Александровский есть так же скала Малый Шайтан. Скалы с аналогичным названием есть на многих реках: на Чусовой, не реке Реж, и название, возможно, имеет одинаковое происхождение.

История реки

Река по меркам Урала считается достаточно обжитой. Ее окрестности богаты на полезные ископаемые. Так, в 1829 году в этих местах местным старателем Поповым был обнаружен первый уральский алмаз. Самые крупные поселения: Теплая Гора, Бисер, Кусье-Александровский. В настоящее время крупных промышленных производств на берегах реки не ведется.

Скалы по берегам реки Койвы высокие, и их очень много. По живописности они сравнимы с берегами Чусовой. Однако река во многих местах изрезана драгами. По всему течению насыпаны острова, поросшие зарослями. Часто встречаются руины различных сооружений, остатки плотин, технические насыпи и производственные ямы. Протоки по берегам Койвы очень извилистые, не все их можно пройти ввиду частых древесных завалов. В середине 20 века в местах протекания Койвы планировали построить Лотарингский гидроузел, оснащенный плотиной с водохранилищем. Но планам этим не суждено было сбыться.

До 12 века река Койва проходила по территории, принадлежащей народности коми. Потом перешла во владение манси (вогулы). В 18 веке бассейн протекания Койвы стал владениями России, начал активно заселяться русскоязычным населением.

В 20 веке поселки Промысла и Кусье-Александровский были центрами добычи драгоценных минералов России. В их окрестностях шла добыча золота, платины и алмазов.

Сплав по реке Койве, Пермский край

Путешественники и спортсмены с удовольствием проводят время, сплавляясь по реке. Однако отмечают недостаток — сезонное маловодье. Оно заканчивается в мае, в момент, когда берега реки украшаются цветущей черемухой.

Наилучшим вариантом сплава летом считается трасса длиной в 180 км. Она имеет свое начало от старого автомобильного моста п. Теплая Гора. Завершается маршрут там, где река Койва впадает в реку Чусовую, в поселке Усть-Кове. Желающие могут продолжить путешествие, справляясь по реке Чусовой до одноименного города. Во всех населенных пунктах по берегам Койвы имеются удобные подходы к водоемам, наличествуют площадки, на которых можно собирать плавсредства.

Первые километры сплава считается наиболее трудными. В этих местах Койва характеризуется быстрым течением и извилистыми изгибами. Позже русло становится шире, а берега отличаются красивыми скалами и утесами. По трассе обязательно придется проходить плотину, перетаскивая плавсредства по суше. Для сплава река Койва очень интересна. Это в первую очередь объясняется красивыми берегами и непредсказуемым ее характером, что связано с тесным руслом и быстрым течением. Сделанные на реке Койве фото всегда неповторимы и впечатляющи.

День второй. Водно-скальный. Выходим в неспешные воды Чусовой.

Ночью ударили заморозки. Промокшие накануне палатки покрылись тонким ледком. Моя соседка по палатке, Настя Танасийчук, жалуется на то, что мерзла ночью в двух спальниках, горнолыжной куртке и теплых штанах, предлагает выходить с маршрута на день раньше (благо запланированный километраж позволяет). Объясняем Насте, что в спальник нужно ложиться в минимальном количестве одежды, чтобы не нарушать теплообмен между кожей и внутренним пространством спальника. Идею о сокращении сплава на день никто не поддерживает.

После вкуснейшего завтрака овсяной кашей с изюмом и сгущенкой настроение улучшается, заморозки уже не сильно пугают, а влажные от конденсата вещи не так расстраивают. Продолжаем сплав. Сегодня наша задача проплыть 25 км по Койве и встать на ночевку недалеко от ее устья на правом берегу Чусовой, чтобы осмотреть камень Дыроватые Ребра с аркой Царские Ворота – визитную карточку Чусовой.

А по берегам Койвы нас еще ждет множество достопримечательностей. Широкий, мелкий, быстрый Паршинский перекат не позволяет нам уйти к левому берегу, чтобы причалить к одному из чудес нашего маршрута – камню Арка, подземная полость которого тянется на 14 м. Поэтому дугообразный свод берегового камня Арка быстро проносится мимо нас.

Следующая интересная скала на нашем маршруте – камень-стенка Горевой с Большой Горевской пещерой и единственной карстовой аркой в бассейне реки Койвы – Игольное Ушко. Причаливаем у самой высокой части скального отвеса и поднимаемся на вершину по тропе в поисках описанных выше достопримечательностей. Замечаем отверстие в скале, куда спуститься можно только с веревочной страховкой, предполагаем, что это и есть одно из отверстий карстовой арки Игольное Ушко.

Идем дальше, река не изобилует сплавщиками: проплывают, в основном, пермяки – «соленые уши»; изредка встречаются «ни рыба, ни мясо» – ребята из Миасса, парни из Горнозаводска – и все они, узнав, что наша группа из Тагила, дружно кричат нам в ответ «Тагил рулит!». Сплавщиков-новичков отпугнула обещанная накануне суровая погода. И действительно: снег сыпет то хлопьями, то крупой; то внезапно появляется из-за тучи солнце и дразнит нас своими теплыми лучами, то поднимается порывистый ледяной ветер и выдувает из-под одежды драгоценное тепло…

На обед пристаем к небольшой поляне у подножия Родничного Камня. Подкрепившись рыбным супом из консервов, по тропе доходим до Смотровой Площадки – вершины одного из первых по пути утесов. С нее открывается широкая панорама, как самого камня, так и Койвы, протекающей у его подножья. Недалеко от площадки, справа от тропы расположена скала Пушкин, названная так за поразительное сходство с портретом поэта в профиль. Напитываемся удивительной энергетикой этого места: кто-то обнимает березы, кто-то сосны – у каждого свое заряженное дерево.

Следующая достопримечательность, у которой мы делаем остановку, — Туристическая Почта – почтовый ящик, прибитый к сосне, в котором любой желающий может оставить свою запись, а также ознакомиться с «письмами» других групп. Но, к сожалению, почтовый ящик превратился в кормушку: в нем мы обнаруживаем только краюху хлеба и горстку семечек.

К 18.00 мы подплываем к пос. Усть-Койва. Подходящего места для лагеря на правом берегу Чусовой, у устья Койвы, между чередой дач и туристских баз мы не находим. Решаем разделиться: часть группы уходит на скалы Дыроватые Ребра за 2 км по берегу против течения Чусовой, другая половина отправляется на катамаранах по течению выбирать поляну для ночевки.

Забравшись на крайнюю вершину одного из 5 крупных, вертикально поставленных пластов Дыроватых Ребер, мы, к сожалению, не находим ни двух пещер, ни Грота «Влюбленных», ни карстовой арки «Царские Ворота». Они просто не открылись уставшим, жадным до достопримечательностей, туристам. Ни солоно нахлебавшись, отправляемся вниз по Чусовой на воссоединение со второй частью группы, надеясь поскорее отужинать горяченьким жарким.

В завершение сегодняшнего дня природа радует нас красивым пейзажем: багровым закатом на реке у камня Красный. Встаем на ночевку на правом берегу Чусовой, на огромной поляне, на которой ранее располагалась деревня Койва, самый древний населенный пункт этих мест.

Особенности сплава

Отдых на Койве благотворно влияет на психическое и физическое состояние человека. Живописные водные маршруты позволяют оценить красоту этих мест.

Сплав на байдарках, резиновых лодках, плотах лучше начать от населённых пунктов Тёплая Гора, Усть-Тискос, Старый Бисер, Кусье-Александровский. До этих мест добираются на поезде или автобусе.

Байдарочников на реке Койва меньше, чем на соседней Чусовой, а это значит, что всем хватит запаса дров и мест для отдыха на оборудованных стоянках.

Туристический сезон в Пермском крае продолжается с мая по сентябрь, хотя для сплава лучше предпочесть май или июнь – время, когда река разливается и становится максимально удобной для прохождения. Летом рекомендуется сплавляться после продолжительных дождей: уровень воды в Койве некоторое время остается повышенным.

Есть два маршрута, которые пользуются популярностью:

Усть-Тырым – Кусье-Александровский. Протяжённость 14 км. На этом маршруте можно полюбоваться живописными береговыми утёсами, которые сложены из вертикальных, горизонтальных или изогнутых пластов породы. Их высота достигает 150 метров.

Кусье-Александровский – Усть-Койва. Протяжённость 30 км. В районе посёлка Кусье-Александровский ещё при попытке добычи алмазов русло Койвы было изрезано драгой, что осложняет сплав на этом участке реки, где встречаются как протяжённые перекаты, так и водопадные сливы

На этом маршруте внимание туристов привлекут скальные обнажения с гротами

Препятствия

Федотовский порог на реке Койва.

Река Койва протекающая в Пермском крае, считается не самой опасной рекой для прохождения. В верховьях она относится ко II категории сложности. Движение здесь затрудняют пороги и валы, но их легко обойти, и предварительная разведка не требуется. Среднее и нижнее течение реки относится к I категории сложности и пригодно для новичков.

При высоком уровне воды опасностей немного, но всё же трудности при сплаве вызывают большие пороги и шиверы – мелкие участки с быстрым течением, с непредсказуемым строением дна и выступающими над поверхностью камнями.

Особого искусства управления байдаркой требуют прижимы – локальные изменения уровня воды, как правило, у отвесного скалистого берега. Прохождение осложняется тем, что прижимы могут как отбрасывать лёгкое судно, не давая причалить, так и, наоборот, затягивать его в гроты, образующиеся при разрушении пород.

Заставят поволноваться новичков и камни-бойцы – массивы скал, вдающиеся в реку и похожие на миниатюрные мысы.

Прижимы на Койве встречаются преимущественно в верховьях, пороги можно встретить по всему руслу. Самые известные препятствия – Федотовский порог и Калистратовская шивера. Они располагаются между населёнными пунктами Старый Бисер и Кусье-Александровский.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.