Головные уборы и причёски казачек

Алан-э-Дейл       03.11.2024 г.

История создания шапки-кубанки

Своим происхождением этот головной убор обязан папахе, которую в XV-XVI веке предпочитали носить мужчины на Кавказе. Именно оттуда и пришла на Кубань такая модель шапки. Сначала казаки носили на голове непосредственно саму папаху, но она показалась им неудобной, поскольку часто спадала во время езды на лошадях. Тогда кубанку сделали немного ниже, оставив при этом прежнюю цилиндрическую форму.

Среди мужчин Кубани эта шапка была основным зимним головным убором. Ее носили и в будни, и в праздники. В качестве женского головного убора шапки-кубанки впервые появились в 80-е годы двадцатого века. В то время иметь ее в гардеробе мечтали все дамы СССР. Мужская казачья шапка была с коротким ворсом, в основном из каракуля. Женский вариант кубанки делался преимущественно с длинноворсовым мехом.

Рогатая кичка

Рогатые головные уборы известны всем восточным славянам, и носили  их исключительно только замужние женщины и никогда девицы. Рогатые кички носили казачки средней и верхней части Дона, а также сохранены некрасовскими казачками в период эмиграции. Формы кичек и их декор также существенно отличались в зависимости от местности:

Кички с высокими рогами описаны С.Г. Гмелиным и Е. Кательниковым . Бытовали кички такого типа в ст. В-Кумоярской и ее окрестностях (средний Дон). Представляли собой сложный головной убор, состоящий из шапочки с рогами (кички), сороки, позатыльника, и покрывалась сырцовым сальником. В районе лба на кичке был круг, называемый «прямок».

«Историческое сведение о Верхне-Курмоярской станице»// Донские Ведомости, 1860,№12-16; в «Чтениях Моск. Общ. Истор. Древ.»

В словаре донского говора А.В. Миртова головной убор, соответствующий кичке называн «волосником»: «- головной убор Донских казачек в старину, очень пышное головное украшение в образе сетки, убранной жемчугом с высокими и широкими рогами /до 25-30 смтр.»

Аналогичная рогатая кичка была сохранена некрасовскими казачками, проживавшими на берегу о. Майнос в Турции. Сейчас эти кички хранятся в музеях Ростовской области и периодически выставляются в экспозиции.

«… наряд был поистине оригинален: на голове высокая “кичка” о двух рогах золотной парчи под желтым шелковым прозрачным покрывалом, накинутым поверх рогов, волоса надо лбом и на висках подвиты; с кички около ушей спускаются подвески из серебряных цепочек с разнообразными подвесками; наряд, о сходстве которого с древнерусским мы судить не беремся, но никакому сомнению подлежать,  кажется, не может, что этот наряд остался неизменным со времен ухода некрасовцев с Дона.».

  • Рогатая кичка некрасовских казачек. Выставка «Серебряная кладовая» (Россия, Ростов-на-Дону, 2015)
  • Рогатая кичка некрасовских казачек. Выставка «Серебряная кладовая» (Россия, Ростов-на-Дону, 2015)

Кичка состояла из трех частей: рогов, сороки, и позатыльника. «Рогами» называли полотняную шапочку с рогами из твердого материала, крепилась на голове такая шапочка  тесемками. Затем сзади привязывали  увешанный сплошь монетами позатыльник. Сверху на рога надевали сороку, вышитую по кругу жемчугом, каменьями золотыми и серебряными нитками. По окружности  к кичке пришивались монетки (обнизка), а в районе висков кисточки из цепочек с подвесками, называемые кутазики. Завершал головной убор платок из тонкого прозрачного шелка, накидываемый сверху на рога.

Рогатую кичку некрасовская казачка впервые надевала в день своей свадьбы и носила по праздникам вплоть до рождения первенца, это говорит о том, что отражала она в первую очередь детородный период в жизни женщины и символизировала материнство и продолжение рода. Кроме того, кичка служила знаком этноконфессиональной принадлежности казачек в иноэтничной и иноконфессиональной стране и, возможно, поэтому так долго сохранилась.

  • Донской казак в обычной одежде и казачка в повседневной летней одежде. Материалы экспедиции И.А. Гюльденштедта, 1787 г. (Из кн. «М.В. Ломоносов и академические экспедиции XVIII века». М., 2011)
  • Мещанка и казачка в верхнем платье. Материалы экспедиции И.А. Гюльденштедта, 1787 г. (из кн. «М.В.Ломоносов и академические экспедиции XVIII века». М., 2011)

В станицах верхнего Дона носили кички с невысокими рожками. А. Ригельман в 18 веке описывал: «У простых и небогатых в верховых станицах жены носят с двумя рожками посредственные и малые кички с сороками, шитые шелками и простой бумажной пряжей». В отличие от праздничной кички некрасовских казачек и казачек среднего дона, на верхнем Дону, судя по иллюстрации работающей женщины к книге А. Ригельмана , и рисункам экспедиции И. А. Гюльденштедта в 1770—1773 гг. , кички были, в том числе, и повседневным головным убором. Украшения таких кичек были не столь обильными, как описанные выше, и ограничивались разве что вышивкой.

Подводя итог, можно сказать, что рогатая кичка символизирует в себе женское предназначение, материнство и начало новой жизни. Именно поэтому я выбрала такую кичку для логотипа своего бренда «Меланья» как отражение архаичного представление наших предков о женственности и продолжении рода.

Головные уборы и прически уральских и оренбургских казачек

Кардонка

— головной убор девушек-казачек из картона с кружевными перевязками, лентами или косынкой.

«Это у молодых женщин твердый бумажный, шитый шелком полуобруч вокруг свернутых волос на вершине головы.»

Волосник

— женский головной убор, надеваемый на заплетенные в косы волосы, уложенные на голове. Волосник изготовлялся из картона (полуобруча), обшитого коленкором или шелком с кружевами. Поверх волосника надевалась шелковая косынка, расшитая золотом или серебром. Части волосника: лобок, лобочек, втыльник с дырочкой.

Оренбургская казачка в волоснике

Сорока

— головной женский убор, главным образом замужних женщин и старух, наподобие кокошника. Сорока украшалась жемчугом и драгоценными камнями. Со временем сорока вышла из употребления и сменилась волосником, однако еще носилась в упрощенном виде старухами в виде сороки-волосника во время моления и на покойниц.

Сорока уральской казачки

«Как нарядится она в красный штофный сарафан, с золотыми пуговицами и позументами, как уберет голову жемчужной, с драгоценными камнями сорокой – так просто беда, просто всех наших красавиц перещеголяет, так просто королевной сделается, право слово королевной».

Фото из коллекции Российского Этнографического Музея.Уральская казачка в сороке.

Со временем к концу 19 века традиционная одежда вытеснялась городской модой, однако в сочетании с новой одеждой казачки по-прежнему продолжали носить кардонки и волосники.

Косынка уральской казачки, шитая золотом. Саратовский областной краеведческий музей

.

Откуда к нам пришла кубанка?

Женская шляпка, пусть даже очень теплая, но всегда изящная, симпатичная, создает индивидуальный образ. Среди огромного многообразия теплых и практичных женских головных уборов особняком стоит оригинальная по форме и очень привлекательная шапка-кубанка.

Своеобразная форма женского убора возникла не сама по себе. Идея меховой шапки с плоским донышком сформировалась пять веков назад в Карачаево-Черкесии. Высокая объемная папаха из плотного медвежьего или волчьего меха была не столько эффектным украшением на праздниках, сколько защитой от удара шашкой.

Название свое небольшая папаха получила на Кубани. Изготовленная из смушки, мерлушки, каракуля, она становится узнаваемым головным убором кубанских казаков. В целях большей безопасности во время военных действий под красивым верхом прятался металлический каркас.

Форма казачьей папахи, ее мастерское изготовление, всегда отборный мех естественно привлекли внимание женщин. Поскольку кубанка замечательно смотрелась на дамской головке, изобретательные мастерицы предложили несколько вариантов женской шапки-кубанки

Сохранив изначальную форму невысокого цилиндра с плоским донышком, модель получила новую жизнь в различных материалах – плотная ткань, вязаное полотно, мех.

История появления казачьей папахи

Уже XV-XVI вв. на Кавказе были популярны лохматые папахи. Как правило они были высотой в две головы. У них не было днища, и они использовались для праздничного убранства. Исторически кавказсие папахи имели разнообразную форму, размеры и шились из различного материала. Каждый народ имел свой вид такого головного убора и привносил в нее свои изменения. Позже они перекочевали к казакам. Так появились казачьи папахи.

Это произошло из-за многолетнего соседства. Так часто происходит, когда народы живут долгое время бок о бок. Казаки многому учились и заимствовали у народов, с кем им приходилось жить рядом и сражаться. У Льва Толстого есть повесть «Казаки» о гребенском казачестве:

«Живя между чеченцами, казаки перероднились с ними и усвоили себе обычаи, образ жизни и нравы горцев», «Щегольство в одежде состоит в подражании черкесу», «Одежа его была небогатая, но она сидела на нем с тою особою казацкою щеголеватостью, которая состоит в подражании чеченским джигитам». Папаха – пример удачного заимствования.

Но кавказская шапка претерпела изменения. Она стала меньше и короче. Какое-то время ее звали кабардинкой или кабардинской папахой. Некоторые источники называют ее осетинкой. Но позже за ней прочно закрепилось название кубанка. Эти изменения произошли вовсе не от того, что казаки хотели провести отличия между папахой и кубанкой. В высокой шапке было нелегко продираться сквозь заросли, и тем более быстро скакать на лошади.

Значение креста на донце

Большинство историков утверждают, что крест на головном уборе символизирует православную веру. Но, есть и те, кто считает, что нет какого-либо сакрального смысла в этом. Якобы, изначально донце шапки сшивалось из четырех частей, через швы проходил галун – золотая или серебряная тесьма. Традиция жива и до сих пор. Ведь казачья шапка без полос – это уже не кубанка.

Большое значение имеет цвет донца. У терских казаков – синего цвета. У кубанских – красного. У астраханских – ярко-желтого. Сейчас на территории современной России насчитывается около двух десятков казачьих войск, объединенных в союз казаков РФ. И каждое войско имеет свои форменные отличия.

Казачья кубанка – предмет гордости и достоинства

Февраль 26th, 2019 nepraht+

Во все времена, кубанка была для казака  не просто шапка, а атрибут казачьей культуры,  важный форменный головной убор.

Кубанка – это низкая папаха, изготавливаемая из выделанных шкурок животных, дополненная оригинальным цветным верхом из кожи или сукна.

Когда-то в военное время казаки примеряли шапки только из волка, медведя и барана, потому что мех этих животных обладал специфическими свойствами, смягчающими удары шашки.

Когда появилась кубанка?

В  15-16 веках среди жители Карачаево-Черкессии носили высокие лохматые папахи. У них не было верха, и использовались они для праздничного убранства.

Позже похожие папахи стали носить казаки, значительно изменив их вид. Они стали меньше, короче и обрели свое второе  название — «кубанки». Изменения во внешнем виде произошли не от того, что казакам хотелось провести отличия, а просто от того, что в  высоких шапках было неудобно пробираться сквозь леса и заросли, а при ветре и быстрой езде на лошадях, высокие папахи просто слетали.

Почему через центр кубанки проходят две линии?

Пересекающиеся линии на казачьем головном уборе напрямую связаны с особенностями кроя шапки. Если кубанка без полос – это уже не кубанка, ведь издавна донце настоящей казачьей шапки сшивалось из четырех частей, в которые помещался галун. Традиция жива и по сегодняшний день.

Обычно линии на донце кубанки белого цвета вне зависимости от особенностей пошива конкретного изделия. Большое значение имеет лишь цвет верха.

Но для всех казаков символический крест на кубанке – это символ света Божьего. Крест животворящий, ровно как и свет Божий, оберегает от нечести, сохраняет от сглаза, дурного воздействия, гипноза.

В походе, перед боем, сняв головной убор, молились на крест. Затем прикладывались к честному кресту губами и лбом и надевали на голову.

Вот как написано в книге «Казачья Наука» — Однажды я спросил у дядьки, зачем нужен крест на кубанке, он ответил так: «А когда Батька (Бог) начнет сверху топтать всех… Глядь! Ааааа, это свой, крест на голове носить».

Раньше кубанку теряли только с головой

Ни один головной убор не имел такого символического значения для казака, как кубанка. Она олицетворяла защиту и покровительство, с ней назначали атаманов и шли в бой.

Раньше с непокрытыми головами ходили только иногородние, гости и не казаки, а вот представители войска могли снимать кубанку только в трех случаях:

  • 1.Молитва;
  • 2.Присяга;
  • 3.Выступление на Круге.

В кубанку зашивали иконки и написанные детской рукой молитвы. А за отворот кубанки казаки клали особо ценные бумаги. Надежнее места не было — потерять кубанку казак мог только с головой.

Значение кубанки для казака

Кубанка для казака была продолжением его я. Она являлась — знаком обладания казаком юридического полноправия. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить папаху или фуражку без кокарды или как её называли – банта.

Казак мог пропить, проиграть, продать из своего гардероба всё что угодно, за исключением нательного креста, сабли (шашки) и шапки. Если казак лишался кубанки, то сразу переводился в разряд пенных (штрафованных) казаков. Такой казак, мог быть изгнан из станицы или зачислен в пенные, до искупления своего проступка. Но казак, лишавшийся шапки в бою, но вышедший из сражения в шапке своего врага, не лишался достоинства и чести, как искупивший свой проступок.

Кубанка, сбитая с головы, считалась смертельным оскорблением, за которым следовала кровавая расплата.

Очень важную  роль играет кубанка при выборах атамана. Вступая в Круг, кандидат в атаманы снимал свою шапку в знак покорности и подчинения Кругу. А казаки голосуют, подняв свои кубанки вверх.

После выбора атамана, роли менялись. Он торжественно надевал атаманскую кубанку на голову, а все казаки снимали свои шапки, признавая тем самым волю атамана. Перед избранным атаманом шапки снимали, а он свою надевал. Отсюда и пошла поговорка: «Куда атаман свою шапку бросит, туда и мы свои головы кинем».

Кубанка – великая честь и большая ответственность перед общиной, семьей, страной и народом. Как и прежде, её нужно оберегать, как собственную жизнь.

Опубликовано в рубрике Интересное рядом Метки: Казачья кубанка, ХКО Симеиз

Не просто шапка

Папаха — это не просто шапка. Ни на Кавказе, откуда она родом, ни у казаков папаха не считается рядовым головным убором, задача которого только сохранять тепло. Если посмотреть на поговорки и пословицы о папахе, то уже можно многое понять о её значимости. На Кавказе говорят: «Если голова цела, на ней должна быть папаха», «Папаху носят не для тепла, а для чести», «Если тебе не с кем посоветоваться – посоветуйся с шапкой». У казаков и вовсе ходит поговорка, что две самые важные для казака вещи — это шашка и папаха.

Снимать папаху разрешено только в особых случаях. На Кавказе — практически никогда. Нельзя снимать папаху, когда кого-то о чем-то просят, единственное исключение — когда просят прощения кровной мести. Специфика папахи в том, что она не позволяет ходить с опущенной головой. Она как будто сама «воспитывает» человека, заставляя его «не гнуть спины». В Дагестане была также традиция делать при помощи папахи предложение. Когда юноша хотел свататься, но боялся делать это открыто, то мог закинуть папаху в окно девушке. Если папаха долго не вылетала обратно, то молодой человек мог рассчитывать на благоприятный исход.

Серьезным оскорблением считалось сбить папаху с головы. Если же в пылу спора один из оппонентов сбрасывал папаху на землю, то это значило, что он готов стоять до самой смерти. Потерять папаху можно было только с головой. Именно поэтому в папахах часто носили ценные вещи и даже драгоценности.

Забавный факт: Известный азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков, отправляясь в театр, покупал два билета: один для себя, второй – для папахи.

Махмуд Эсамбаев же был единственным депутатом Верховного совета СССР, которому разрешалось сидеть на заседаниях в головном уборе. Рассказывают, что Леонид Брежнев, перед выступлением оглядывая зал, видел папаху Эсамбаева и говорил: «Махмуд на месте, можем начинать».

Виды папах

Типы головных уборов различаются высотой меха, материалом, вышивкой донца.

Они именовались по названию и в зависимости от территориальной принадлежности народов: папагов, трухменов, кабардинцев.

Кубанка, клобук и трухменка

Разберем, как выглядят разные виды папах:

Кубанка происходит от казаков Кубани. Она невысокая, изготовленная из шкур каракуля, смушки (шкур ягненка возрастом до трех дней), мерлушки (шкуры 14 – 30 дневных ягнят). Донце шапки – цветное, сшитое из сукна или натуральной кожи.

Две полосы сверху в виде креста скрывают швы: шапка сшита из четырех частей. Эта нашивка называется галун.

Цвет верха определяет принадлежность к месту службы войска:

  • синий у терских казаков;
  • красный – у донских;
  • желтый – у астраханцев.

На Руси до XIX в. папаху называли клобуками. Ее шили из шкур барашков, верх отделывали сукном. Во время Кавказких войн произошло заимствование слова «папаха».

Трухменкой называли ее донские войска в 16 – 18 в. На Дону каракулевых пород ягнят не было. Поэтому такой головной убор был редкостью и ценным боевым трофеем.

Его носили атаманы, казаки с хорошим финансовым достатком. Шили шапки из шкур с длинным мехом.

Форма менялась в зависимости от моды. Появились кабарбинки с расширенным или кубанки с плоским верхом.

Папаха с тумаком

Пословица «надавать тумаков» происходит от вида этой шапки. Тумак — это пришитый колпак в виде клина.

В него вкладывали металлические пластины, чтобы уберечься во время сражения.

Из каракуля

У кавказца папаха – это предмет гордости. Ее снимают в особом случае – просьбе в прощении кровной мести. Категорически запрещено находиться без головного убора в моменты остальных обращений.

Головной убор призван воспитывать гордость и характер хозяина, выработать привычку держать спину ровно.

Шапка имеет и свои традиции. Стеснительный юноша может предложить девушке выйти за него замуж, закинув шапку в окно. Если папаху не возвращали долгое время, предложение принято.

Мастера шили головной убор из шкур молодых ягнят каракулевой породы. Самая ценная шкура снималась с ягнят 1 -3 дней жизни. Мех отличался блеском, отчетливым рисунком. Эти шапки предназначались для высших военных чинов – генералов. Завитки, выстроенные в ряд – признак высокого качества.

Несколько дополнительных видов

Кабардинка – отличается высотой. Она пригодна для теплого времени года. Представляет собой шапку из сукна с узкой меховой опушкой. Сверху украшена галуном золотистого цвета и пуговицей посередине.

Папаха «воронье гнездо» имеет черный цвет и высокий мех.

Одежда для сильных и красивых женщин

Изучая фото кавказских девушек в национальной одежде, несложно заметить сходство мужского и женского костюма кавказских народностей. На тело одевалась длинная нижняя рубаха. Под нее, кстати, поддевались шаровары. Поверх рубахи одевался короткий кафтанчик, похожий на мужской бешмет, который застегивался спереди на застежки. Сверху надевалось длинное платье с плотно облегающим лифом. Обязательным было использование длинного пояса, у некоторых народностей доходящего до пола. Концы этого пояса богато расшивались.

В холодное время женщины носили теплое платье, например у грузинок была чоха – аналог черкески. Но подобным могли похвастаться далеко не все. У некоторых народностей теплые платья носили только пожилые женщины, молодым подобное «излишество» не полагалось.

Яркие кавказские девушки в национальной одежде нередко привлекали к себе внимание своим головным убором. У некоторых народностей, например кабардинцев, по головному убору можно было определить социальный статус хозяйки

Большинство кавказских женских головных уборов представляет собой некую шапочку (чухту), к которой крепится головной платок или вуаль. Один конец этого платка или вуали закрывал волосы женщины, а второй прикрывал шею владелицы. Некоторые народности поверх такого головного убора накидывали еще один платок или большую накидку, в которую закутывались полностью, оставляя лишь лицо.

В горных районах это практикуется до сих пор – днем на женщинах легкие платки, вечером еще и теплые, шерстяные. Потому что вечер в горах, даже в середине лета, довольно прохладен, а с ледников и от горных речек тянет настоящим холодом.

Ну и, конечно же, украшения. Несмотря на суровость края и тяжелые условия проживания, женская одежда, особенно праздничная, отделывалась бисером, монетами и жемчугом, украшалась золотой тесьмой, расшивалась золотом или шелком. До сих пор в сундуках с приданым, у многих женщин Дагестана хранятся настоящие национальные костюмы из дорогих тканей со сложными вышивками, с монистами и поясами из серебряных царских монет.

Вам повезло, если в вашей семье сохранились такие вещи, но если даже нет, не стесняйтесь приобретать национальную одежду и украшения у современных кавказских мастеров. Они создаются по тем же технологиям, что и сто-двести лет назад и когда-нибудь превратятся в реликвии вашей семьи, которые с удовольствием будет примерять молодое поколение.

Изучая историю костюма кавказских народностей, нельзя не поразиться единению простоты и изысканности, нарядности и практичности. Наверное, благодаря этому, многие элементы национальной одежды кавказских народов прошли сквозь время и до сих пор радуют глаз. Именно поэтому даже молодежь не спешит отказываться от них и кавказские девушки в национальной одежде по-прежнему не такая уж редкость в горах на местных праздниках и свадьбах.

Раскрой казачьей кубанки


Разберём, как самостоятельно сделать выкройку шапки кубанки:

  • Изготовляем бумажную выкройку, для её построения нам нужны два замера – обхват головы и глубина шапки.
  • На этом этапе можно разрезать бумажную выкройку и, впоследствии, какую-то часть шапки сделать из ткани или замши, кожи.
  • Располагаем шкурку мехом вниз. Если у вас несколько шкурок – то раскладываем их одинаково.
  • Раскладываем выкройки, учитывая направление меха (показывается стрелкой на выкройке).
  • Шариковой ручкой обводим выкройку по мездре.
  • Острым ножом или бритвой вырезаем детали. Припуски на шов не оставляем, либо 0,5 см.

Если вы хотите получить аутентичную казачью кубанку, то сшейте её из каракуля и сделайте суконное донышко сшитым из 4-х клиньев. Швы закройте контрастной тесьмой.

Головные уборы и прически терских казачек

Сорочка

Головной убор гребенской казачки по мнению Ф.С. Гребенца, представляет из себя смесь головного убора женщин Рязанской губернии, армянок и грузинок. Замужние казачки заплетали на голове 2 косы и укладывали их на темени. На висках оставляются «букли». На косы одевался «подкосник» («подкосок» или «кокошник»). «Подкосник» делался из деревянной палочки по длине лба, которая обтягивалась ватой и обшивалась ситцем; затем из ваты скручивался полукруг, который также обшивался ситцем. Обе эти части скрепляли вместе так, чтобы образовывался полукруг. Полукруг одевается к затылку, а прямой палочкой ко лбу. Косы с «подкосником» подвязывали «сорочкой» (род очипка), поверх которой «стагаш» (или «стягашник») — шелковый алый, кашемировый или ситцевый платок, концы которого завязываются на затылке. Последней надевали «ширинку» — большой батистовый или шелковый платок с загибкой по середине («сгибкой»), которая делалась зубами, но чаще утюгом по центру свернутого угол с углом платка . Платок также завязывали на русский манер под подбородком . Вся конструкция описанного головного убора значительно увеличивала размеры головы и придавала ей немного квадратный вид. Девушки заплетали одну косу, которая опускалась до талии, сразу на волосы повязывали «стягашник, «поверх которого надевали «ширинку» или платок как у замужних женщин .

  • Весь комплект головного убора «Сорочка»: подкосник, сорочка, стягашник, ширинка
  • Часть головного убора «Сорочка»
  • Часть головного убора гребенских казачек — Сорочки — «Подкосник» в исполнении ателье «Меланья»

Аналогичные головные уборы носили казачки ст. Бороздинской и, вероятно, иных станиц Кизляро-Гребенского полка.

  • Гребенская казачка в «сорочке», нач. XX в.
  • Е.Е. Лансере. Портрет казачки станицы Старогладковской Елены Тамазиной.1928 г. Бумага, гуашь, темпера.

    Гребенская казачка в сорочке (красная деталь под платком — стягашник)

  • «Казачка ст. Червленой» Г.Г.Гагарин. акварель середина XIXв.
    Незамужняя девушка-казачка в стягашнике и ширинке

Шлычка

Женщины ст. Ищерской носили на голове шлычки вроде чепцов, а сверх шлычки надевали шелковые, кашемировые или кумачные повязки. Летом в праздник носили одни повязки на головах без платков.

Шлычка Мартыненок Д.В. Ставропольский край

Куталка

— способ повязывания платка для сохранения кожи лица от загара во время полевых и домашних работ, схожий с донской зануздалкой.

терские казачки в куталках. Рисунок Е. Лансере

«Для сохранения кожи лица и рук от загара они и на работе в поле и садах, а так же дома, «кутаются», обвязывая лицо платком настолько, что оставляют видными только одни жгучие глаза.»

«Женщины же во время летней жары, чтобы сохранить белизну и нежность лица, «кутаются», то есть обвязывают лицо платком.»

«Во время лета каждая девушка старательно оберегает свое лицо от загара и вообще от всех внешних влияний, с каковою целью употребляется для лица особый вид повязки. Лицо так плотно закутывается, что с трудом можно дышать и смотреть, почему невольно удивляешься, как в таком замаскированном виде девушка может усиленно работать в летнюю страду.»

Современное значение кубанки

Раньше традиционную шапку имели право носить только те, кто её заслужил. Это был знак отличия, который получали те, кто был лучшим по итогу испытаний. Получить головной убор было большой честью, поэтому такой головной убор берегли и чтили.

В современном обществе многие дизайнеры взяли необычный крой за основу и стали выпускать модели в казацком стиле. Теперь модницы и модники имеют возможность согреться зимой тёплой и стильной меховой шапкой, дизайну которой они обязаны кубанским казакам.

С чем её носят модницы?

На подиумах девушки демонстрируют кубанку в сочетании с коктейльными платьями и даже лёгкими летними сарафанами. Но шапка предназначена для холодной погоды, поэтому такие образы совсем непрактичные.

Образы с шапкой-кубанкой:

  • жилетки из меха;

  • пальто с меховыми элементами, размещёнными по горизонтали;
  • пальто без меха, подчёркивающее талию;
  • укороченные куртки и длинные зимние юбки;
  • шубы (расцветка должна подходить под головной убор).

При создании образа нужно опираться на элегантность. Стиль должен быть аристократическим, женственным, парящим. Изделие совсем не подходит под модные пуховики и дутые куртки в спортивном стиле.

Кубанка подходит практически всем. Лучше всего такая шапка смотрится на дамах с аристократическими чертами лица

Круглолицые девушки также могут приобрести такой головной убор, но здесь важно правильно подобрать цвет. Нужно сместить акцент с нижней части лица, которая выглядит более массивной

Девушкам с бледным цветом кожи рекомендуется обратить внимание на высокие шапки, которые позволят зрительно вытянуть лицо

Что за шапка кубанка?

Для кубанки применяются натуральные меха. Головной убор из норки, песца, енота способен согреть самой холодной зимой. Для северного народа этот критерий имеет большое значение. Встречаются варианты из искусственного меха. Некоторые носят связанную шерстяную шапку.

Откуда он появилась?

Кубанку мужчины носили в зимнее время. Это был отличный вариант как для повседневной жизни, так и на праздник. В 80-е годы ХХ века шапку начали носить женщины. В то время она была на пике популярности, о ней мечтали все модницы. Изделие изготавливали из каракуля, ворс был коротким. Для дам выпускали головные уборы с длинным ворсом.

Важно! Сейчас кубанки вновь обрели популярность. Вариаций достаточно много, каждый сумеет подобрать оптимальный вариант для себя

Что за крест у неё на «макушке»?

Эта отметина связана с нюансами покрояТолько оттенок верха имел значение.

Особенности цвета верха:

  • синий – использовался тверскими казаками;
  • красный – характерный для донских казаков;
  • жёлтый – применялся астраханцами.

Важно! На территории современной России насчитывается больше 20 казачьих войск. Они представляют собой один союз, но имеют разные порядки, традиции, обряды

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.