Рождение империи

Алан-э-Дейл       02.09.2022 г.

Из чего шили славянскую одежду

Как и все в быту наших предков, одежда наделялась смыслом, предназначалась для защиты от зла. Поэтому свойства того, что непосредственно прикасается к телу, имело особое значение. Ткань, из которой шили одежду, делали из льна и шерсти. Хлопок использовался значительно меньше, чем сейчас. Особым почётом пользовалось полотно из крапивы. Жгучую траву полагалось собирать голыми руками, не обращая внимания на ожоги. Обрабатывали ее так же как лен. Дошли до нас и сведения о том, что волокнистый материал извлекали из сосновых иголок. Из полученной пряжи вязали тёплые, врачующие ревматизм вещи.

Виды войск

В Древней Руси было три видов войск: пехота, конница, флот. Первоначально появились пехотные войска. Основная их масса – «вои». Уже при князе Святославе Игоревиче воины использовали вьючных лошадей, вместо обоза. Это ускоряло движение войска. Пехота принимала участие во взятии городов, прикрывала тыл. Проводила разные виды работ: инженерного или транспортного характера.

В дальнейшем появилась конница, но конные войска были малочисленны. В десятом веке предпочитали сражаться в пешем бою, постепенно воины становились все более совершенными. Конница помогала отбивать атаки кочевников

С 11 века занимает важное место, становится вровень с пехотой, а позже превосходит пешие войска. В коннице, как и пехоте, были тяжеловооруженные воины

Это защитники с мечами, саблями, топорами, булавами.  Выделялись и быстрые, легковооруженные воины. Они вооружались луком со стрелами, железной булавой или боевыми топорами. Тяжелое и минометное вооружение использовали только пехотные войска.

Флот занимал важную, но не ключевую роль. Применялся лишь в крупных морских походах. В девятом веке на Руси были флотилии, в состав которых входило до двух тысяч судов. Основная их роль – транспортная, на суднах перевозили воинов. Но были и специальные, военные судна, предназначенные для проведения боя. Воинов перевозили на ладьях, на них помещалось до 50 человек. Позже ладьи оборудовали метательными машинами и таранами. На них достраивали палубы, предназначенные для лучников.

Берсерки

Это воители, которые могли осознанно вызвать боевое неистовство. Рыкари-волкодлаки показывали духовную силу, благодаря тому, что они посвятили жизнь богу Одину. Обычно берсерки стояли впереди рядовых воинов и начинали бой. Они недолго находились на поле, пока продолжалось трансовое состояние. После покидали бой, а оставшиеся воины завершали сражение.

Для того чтобы стать рыкарем, необходимо было голыми руками победить зверя: медведя или волка. После победы воин становился берсерком, его все боялись. Такого воина нельзя победить, поскольку в нем живет дух животного. Берсерк наносил 3 – 4 удара, чтобы сразить противника. У рыкаря мгновенная реакция, на несколько шагов опережавшая рядового воина. Во многих старинных текстах берсерков называют оборотнями.

Ударное

Оружие для ближнего боя известно всем народам, на заре развития цивилизации основным его видом являлась палица. Это тяжелая дубина, которая на конце оборачивалась железом. В некоторых вариантах фигурируют металлические шипы или гвозди. Чаще всего в русских летописях упоминаются наряду с палицей булава, шестопер, кистень. За счет простоты изготовления и действенности в бою ударное оружие было широко распространено. Меч и сабля его частично вытесняют, но ополченцы и вои продолжают его использовать в бою. Историки создали на основе летописных источников и данных раскопок типичный портрет человека, которого называли древнерусский воин. Фотографии реконструкций, так же как и сохранившиеся до нашего времени изображения богатырей, обязательно содержат какой-либо тип ударного оружия, чаще всего в этом качестве выступает легендарная булава.

Женский костюм

Основа русского женского народного костюма — длинная рубаха. Она была белого или красного цвета и украшалась вышивкой, рисунками, расшивалась жемчугом и подпоясывалась. Поверх рубахи надевался летник — костюм с широким низом, очень длинными рукавами с колоколообразным вырезом и воротом-ожерельем. Он застёгивался до горла. Чтобы рукава летника не доходили до пола, женщине приходилось держать локти согнутыми.

Следующей деталью одежды в южном костюме был сарафан — просто платье без рукавов. В северных краях его заменяла понёва — шерстяная юбка с богато украшенной нижней частью. Её разрешалось носить только замужним или просватанным девушкам. Другие элементы женской одежды:

  • Запона — одежда из прямоугольного куска ткани, сложенного пополам и не сшитого по бокам. На сгибе имеет отверстие для головы. Носится с поясом. Нижняя часть запоны скалывалась.
  • Душегрея — тёплая меховая одежда в виде кофты с длинными рукавами и отложным воротником. Застёгивается спереди на крючки. Встречаются летние варианты на вате.
  • Приволока — безрукавная накидка, похожая на мантию. Надевается поверх платьев. Богато украшена золотым шитьём, бисером, драгоценными камнями.
  • Шушпан — короткая женская одежда. Такое название давали кафтану, кофте, сарафану в разных губерниях.

Старинная верхняя одежда для женщин не подпоясывалась. В повседневной жизни они носили суконный опашень, застёгивающийся на множество пуговиц от низа к воротнику. Особенностью этого наряда были длинные висячие рукава со специальным внутренними разрезами, куда продевались руки.

Представительницы знати носили шубки — женские шубы специального покроя, похожие на летники с длинными откидными рукавами. Были распространены также муфты, душегреи, шугаи и их безрукавные разновидности — бугаи. Знатные девушки носили похожую на мужскую одежду. В зимнее время — шубы внакидку, летом — однорядки.

Как одевался славянский воин, картинка. Доспехи древнерусского воина.

В отличие от обычного человека, воину, помимо простой одежды, необходима защитная амуниция, которая убережет тело от ранений на поле боя. Это не просто аксессуар, это жизненно необходимые предметы. Надежные доспехи влияли так же на настрой врага. Когда враг видел хорошую защиту, это могло немного вывести его из равновесия, так как приходилось на ходу продумывать тактику того, как найти уязвимые места и бреши у противника. Какие были доспехи у воинов на Руси?

Фото с сайта likeforyou2.ru

  1. Щит. Изначально щиты изготавливались из дерева и были очень легкими. С таким щитом можно было легко двигаться в процессе битвы, но это снижало степень защиты, так как дерево далеко не самый прочный материал. Такой щит изготавливался во весь рост, и в нем имелись отверстия для глаз. В 10 веке это средство обороны стали обивать металлом, что сделало его более надежным. Такую защиту можно было использовать даже в качестве оружия.
  2. Шлем. На ранних этапах становления Руси воины не использовали защитных головных уборов. Позже стали появляться шлемы, которые изготавливались из металлических пластин и имели конусообразную форму. Благодаря такой форме шлема, голова была максимально защищена от ударов меча, он просто с нее соскальзывал. У знатных воинов шлемы могли быть украшены декоративными предметами, которые не несли дополнительных защитных функций. Внутри шлем обивался кожей, что смягчало удар.
  3. Кольчуга. Самый древний предмет защиты у славянских воинов. Весила кольчуга около 10 килограмм и состояла из плотно прилегающих друг к другу металлических колец. Изготовление кольчуги – очень сложный, тонкий и долгий процесс. Так же использовались кожаные рубахи, на которые нашивались пластины из металла, называлась такая защита «куяк». Позже стали появляться, наговицы (железные чулки), бармица (металлическая сетка на шею), наручи ( перчатки из металла). В 14 веке появились зерцала, служащие для защиты груди. Состояли они из больших металлических пластин, скрепленных между собой кожаными ремнями, и начищались до зеркального блеска.

Стиль и цветовая гамма

Цвета русских народных костюмов для детей, мужчин и женщин разных возрастов существенно отличались. Одежда молодых бездетных девушек отличалась яркостью и колоритностью, в то время как для нарядов пожилых людей была характерна скромность. Основные цвета тканей:

  • белый;
  • красный;
  • синий;
  • зелёный;
  • лиловый;
  • голубой;
  • розовый.

Особой популярностью пользовался красный — цвет власти и плодородия. В древней Руси различали 33 оттенка, каждый из которых имел своё название — мясной, кровавый, маковый, огненный, вишнёвый, алый, кирпичный и так далее. Другим цветам тоже давали вычурные имена, например, тёмно-лимонный или шафранный.

Костюмы, особенно женские и детские, изобиловали рисунками и вышивкой. Стиль орнаментов на одежде соответствует резьбе на русской избе. В узоры вплетали природные образы — растения, животные, птицы, анималистические символы. Часто встречались фигуры людей. Популярностью пользовались геометрические формы и символы — солнечный круг, месячный серп, кресты, овалы, ромбы. Каждый элемент вышивки подбирался индивидуально и имел символическое значение. На переднике или фартуке можно было «нарисовать» историю семьи владелицы.

Как одевались славяне в середине I тысячелетия до н.э – середине I тысячелетия н.э

Одежда восточных славян в этот период не отличалась особым разнообразием, да и данные весьма фрагментарны — в обиходе были рубахи, женские сорочки и платья, куртки, безрукавки, халаты, тулупы, плащи, пояса (обычные и богато украшенные). Некоторые исследователи эту одежду разделяют на нательную, дополнительно нательную, верхнюю (подразделялась на плечевую и поясную).

Основной головной убор, как у мужчин, так и у женщин был башлык, а основной обувью были кожаные мягкие на плоской подошве невысокие полусапоги, которые закреплялись на ногах с помощью ремня или шнурка.

Сапоги представляли собой плотные чулки из кожи (сапоги знати могли обшиваться золотом).

Шили одежду в основном из шерстяных тканей, а также тканей из растительных волокон (конопляной и льняной).

Как одевались славяне в VI – IX вв

Для изготовления ткани для одежды также, как и раньше, славяне использовали шерсть, лен, коноплю. Широко использовались шкуры и мех (овечьи, медвежьи шкуры, соболиный, беличий мех и тд). Сведений об использовании импортных тканей, в первую очередь речь идет о шелке, к сожалению, не сохранилось. Мужская одежда состояла из рубашки, штанов (узких) и верхней одежды.

Верхнюю одежду называли по-разному – жупаном, корзо, кожухом, сукнею. Одежду стягивали поясами, которые шились из ткани или кожи, а сами рубахи и верхняя одежда завязывались тесемками или застегивались на пуговицы.

Одним из основных видов обуви в этот период были башмаки, изготовляемые из кожи (также они носили общеславянское название черевики).

Основу женской одежды этого периода составляла длинная, украшенная вышивкой или узорным тканьем рубашка. Изредка женский костюм дополняли металлические украшения.

Как одевались славяне в период Древней Руси

Одежду в Древней Руси называли порты, а портищем называли кусок ткани. Также для обозначения одежды употреблялось название – ризы.

Традиционным материалом для одежды восточных славян в IX — XIII вв были ткани из шерсти, льна, конопли. Но ткани в этот период уже различались по сортам. Толстиной или частиной называлось грубое полотно, вотолой — более толстое полотно, а тонкое, выбеленное полотно называлось бель.

Ткани из льна были в основном белого цвета, шерстяные — натурального цвета овечьей, козьей шерсти или окрашивались в красные, желтые, зеленые и другие цвета.

Шелковые или золотные ткани, которые привозились из Византии и Востока, были доступны только знатным людям.

Распространенным материалом для обуви были древесная кора и лыко, из которого плели лапти, но обувь горожан и богатых крестьян изготавливали из сыромятной или дубленой кожи.

Главной особенностью одежды в Древней Руси было то, что костюм у различных слоев населения отличался количеством предметов одежды и разнообразием материалов, но покрой одежды был одинаковым. Ярким примером может служить одинакового покроя рубаха, которую носил и крестьянин, и горожанин, и князь, но у последнего рубаха была из дорогой тончайшей ткани.

Итак, сорочицу или рубаху шили из полотна, шерсти, шелка. Покрой у рубах был туникообразный.

Мужская рубаха была до колен, носили ее на выпуск, поверх штанов. Очень длинной, до ступней или до пола (отсюда слово – подол), была женская рубашка. Обычно длинные рукава рубашки в домашних условиях собирали с помощью браслетов.

Нательную мужскую одежду дополняли неширокие штаны. Сложно сказать какой конкретно длины были штаны, так как они заправлялись в обувь. На нижнюю часть ног состоятельные люди надевали, так называемые, наголенники, а бедные накручивали онучи – длинные узкие полосы материи. Помимо онуч на голую ногу бедное население (мужчины, женщины) надевали шерстяные носки (копытца).

Вышеперечисленная одежда у бедных слоев населения была в единственном экземпляре, поэтому в ней и работали, и ходили дома.

Верхняя одежда в этот период была представлена так называемой свитой (представляла собой длинное, облегающее тело, полотно с отложным воротником), которую носили как мужчины, так и женщины. В обиходе славян был распространен и безрукавный плащ из толстой льняной ткани, который накидывался на плечи и застегивался на шее (славянское название – вотола). Помимо вотолы была распространена и другая форма плаща – мятль, которую носили преимущественно княжеские слуги.

Зимой носили кожуки, или в простонародье тулупы, сшитые из шкур животных.

Меховые, валяные, плетеные шапки – главные головные уборы мужчин того времени.

У женщин наиболее распространенным головным убором был кокошник.

Таким образом, одежда у славян выполняла не только защитную функцию, но и была социальным и этническим показателем. Популярная поговорка что встречают по одежке – как раз и уходит корнями в рассмотренные выше времена.

Шлемы (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Древнерусские воины до IX – X века носили на голове обычные шапки, которые не защищали от рубящих ударов врага. Первые шлемы, найденные археологами, были изготовлены по норманнскому типу, но на Руси они не получили широкого распространения. Более практичной и поэтому широко используемой стала коническая форма. Шлем в этом случае клепался из четырех металлических пластин, они украшались драгоценными камнями и перьями (у знатных воинов или воевод). Такая форма позволяла мечу соскальзывать, не причиняя человеку большого вреда, подшлемник из кожи или войлока смягчал удар. Изменялся шлем за счет дополнительных защитных приспособлений: бармица (кольчужная сетка), наносник (металлическая пластина). Применение защиты в виде масок (личин) на Руси было редкостью, чаще всего это были трофейные шлемы, которые широко применялись в странах Европы. Описание древнерусского воина, сохранившееся в летописях, говорит о том, что лиц не прятали, а грозным взглядом могли сковать противника. Шлемы с полумаской изготавливались для знатных и богатых воинов, для них характерны декоративные детали, которые не несли защитных функций.

Крейцерова соната (1887—1889)

Кадр из фильма «Крейцерова соната» — София Милькина, Михаил Швейцер/Мосфильм, 1987

Эта небольшая повесть вызвала невероятно бурную реакцию в обществе, ей зачитывалась молодежь, но одно время она даже была запрещена к печати царской цензурой. По сюжету муж убивает жену в порыве ревности. Его оправдывают, и через много лет рассказывая об этой истории случайному попутчику, он размышляет, как сильно развращено все общество.

Ему противно, что девушек с юности готовят быть хорошими женами и угождать мужьям, а для юношей считается нормальным предаваться разврату  до брака. Толстой транслирует собственное разочарование в институте брака, его кризис. При том он вообще призывает отказаться от всего плотского, предназначение женщины он видит именно в рождении детей и уходе за ними.

Женская одежда Древней Руси

Одной из составляющих женской одежды Древней Руси была сорочка или рубаха. Рубаха предоставляла собой нательное нижнее белье, ее делали из грубой и толстой ткани. Сорочку шили из легких и тонких материалов, она в основном была только у богатых женщин. Девушки на Руси также носили холщовую одежду под названием «запона», она выглядела как согнутый пополам кусок ткани с вырезом для головы.

Запону одевали поверх рубахи, обязательно подпоясывая. Женщины также носили такую верхнюю нарядную одежду, как «навершник». Она обычно была сделана из дорогостоящей ткани с использованием вышивки, выглядела как туника. В зависимости от вариантов исполнения, навершник был с рукавами разной длины или без них, кроме этого, он не подпоясывался.

В зимнее время жительницы Древней Руси одевали кожухи с мехом, а летом носили рубаху просто так. Для праздников облачались в специальные рубахи под названием долгорукавки. Кроме того, женщины на Руси вокруг бедер оборачивали шерстяной тканью, перехватив ее поясом на талии. Эта часть одежды называлась «понева» и чаше всего была в клетку. Стоит отметить, что для разных племен характерны были свои цвета поневы.

Например, для племен вятичей свойственна была синяя клетка, а для радимичей – красная. Понева была очень распространена в Древней Руси. Позже на Руси также появилась одежда под названием «саян» или «феряз», которая состояла из двух полотнищ, перехваченных лямками на плечах. Посмотрите картинки с одеждой Древней Руси, чтобы увидеть, как сочетались такие формы одежды.

Современные доспехи

Первая и вторая мировая война показали новый порядок в ведении войны. Доспехи стали пережитком прошлого, кавалерия также была малоэффективной, поэтому почти не использовалась. В эту эпоху из брони остался только шлем – каска. Каски защищали голову не столько от пуль, сколько от кусков породы и камней, падающих после попадания снаряда в землю рядом. Попытки сделать первые бронежилеты были уже в Первой мировой. Громоздкие пластины метала давали защиту, но сковывали движение солдата, поэтому были хороши разве что в городском бою. Немногим лучше бронежилеты выглядели и во вторую мировую, поэтому такой вид защиты не стал повсеместным. Началом эпохи бронежилетов стала война в Корее. Жилет защищал от осколков мин, гранат, бомб и пуль. В период с 1950-1990 бронежилеты становятся частью экипировки армий во всем мире. В 1990 же начинается новый этап развития современного доспеха, образ защитника Родины уже нельзя представить без него. Cнаряжение становится больше, закрывая все больше частей тела. Бронежилет превращается в комплекс индивидуальной защиты и может быть подогнан под задачу солдата или определенные условия. Возможно эволюция современного доспеха пойдет в схожем русле, увеличивая степень защиты солдат, пока они полностью не будут закованы в подобие рыцарских лат.

Доспехи эволюционировали вместе с оружием. Как только появлялась защита, тут же появлялось оружие, способное преодолеть ее. И пусть в этой гонке оружие часто является более совершенно, создатели доспехов не отстают, а иногда и выходят вперед, пусть и не надолго.

Оруженосец (рында/подрында)

Существовала особая прослойка воинов, подобных европейским оруженосцам. Их называли рындами. Попасть в рынды могли только юноши знатного происхождения. Как правило, рындами становились придворные стольники и стряпчие. Грубо говоря, стольник — это царский официант. Он занимался обслуживанием трапезы государя: подносил яства, подливал напитки в кубок и прислуживал гостям. Если кто-то из приглашенных гостей, по веской причине, не приходил на пир, в обязанности стольников входило развозить еду и подарки по домам. Также они сопровождали царя в походах. Во время дворцовых церемоний они стояли в парадных одеждах по обе стороны трона. На иностранных приемах рынды вооружались короткими серебряными топорами, при других дворцовых церемониях — внушительными бердышами с длинными древками.

Рынды-оруженосцы
Бердыш

Над рындами был главный рында, а у рынд – подрында, чистивший одежду, помогавший одеваться. Каждый рында имел от одного до трех помощников — подрынд или податников. Внутри телохранителей также была своя иерархия и местничество. Например, стоять справа от царя считалось наиболее почетным. Удостаивались такого права либо главный рында, либо рында из наиболее знатной фамилии. Так как рынды не были чинами придворными, то у них не было жалования. Они состояли в ведении «оружейного». Рында мог иметь большой саадак (набор вооружения конного лучника), который состоял из лука в налуче и стрел в колчане.

Налуч и колчан

Также был главный оруженосец царя. Рында одевался в белую одежду расшитую серебром и белые сапоги. На голове он носил высокую шапку. Одежда и топоры рынд хранились в составе Большого наряда.

Степень профессионализма таких телохранителей остается под вопросом. Их служба носила чисто декоративный, церемониальный характер. Они не были искусными воинами, поэтому вовремя среагировать на опасность и защитить царя, скорее всего, не могли. В начале XVII века рынды, стольники и стряпчие были отменены Петром I.

Былинные воины. Русские Богатыри.

В эпоху Древней Руси, помимо войн между представителями различных народов, государство восточных славян сотрясали междоусобные войны. Но ввиду наступления внешних агрессоров, славянские народы были вынуждены объединиться против общего врага. Воинов в Древней Руси очень почитали и уважали. О них слагали былины и сказания, в которых защитники земли русской обладали не дюжей силой, храбростью, солдатской доблестью и справедливостью. Как выглядел древнерусский воин в былинах?

Между прочим…

Богатырей описывают как крупных, статных и широкоплечих мужчин, обладающих громким голосом. У таких воинов тяжелые руки с короткими пальцами и, как говорили в древности, косая сажень в плечах. Волосы русских богатырей доходили до плеч, а их брови были очень кустистыми, как бы свисающими на веки.

Каждый воин имел своего коня, щит и меч. Меч на Руси весил около двух килограммов, и щит не уступал ему в тяжести. Добавьте сюда металлический тяжелый шлем и кольчугу, и получим снаряжение, которое не каждому дано поднять, а уж тем более – носить и воевать в нем. Чаще всего, сказания показывают нам богатырей как ловких и умелых молодых людей.

Фото с сайта likeforyou2.ru

Былинные воины были равнодушны к еде, но очень любили поспать. Считалось, что именно во сне они набирались сил. Но в былинах и сказаниях часто преувеличивался образ такого мужа, как древнерусский воин. Картинки, на которых изображены богатыри, показывают нам просто огромных по размеру мужчин, гордо восседающих на своих лошадях. Они с легкостью держат свои тяжелые доспехи и оружия, как будто это пушинки. В реальности таких людей очень мало, но это не исключает того факта, что в Древней Руси были по настоящему смелые и сильные воины.

Как выглядел славянский воин на самом деле? Какую одежду носил в обыденной жизни? Каковы были его доспехи и оружия? Такими вопросами задаются все, кого интересует история Древней Руси

Любой интересующийся желает больше знать о таком важном человеке на Руси, как %древнерусский воин, описание% жизни которого может немного отличаться в разных источниках. Давайте разбираться по порядку

Стратегия и тактика воевод

Киевские князья редко дробили войско, последовательно атаковали противников всеми силами. Хотя были известны случаи, когда воины Древней Руси сражались на нескольких фронтах одновременно. В средневековые времена войска разделяли на части.

Главный тактический маневр пехоты представлял собой «стену». Но это было возможно в 9 – 10 веке, когда конница была плохо развита и малочисленна. Войско строилось ровными рядами в 10 – 12 шеренг. Первые воины выставляли вперед оружие и закрывались щитами. Таким образом, они шли плотной «стеной» на противника. Фланги прикрывала конница.

Вторым тактическим маневром стал клин. Воины выстраивались в острый клин и таранили стену противника. Но у этого способа выявилось много недостатков, поскольку конница противника заходила с тылу и фалангов и била по уязвленным местам.

Конница совершала тактические маневры, в зависимости от хода боя. Воины преследовали убегающие войска, наносили встречные удары или выходили в разведку. Конники совершали обходной маневр, чтобы нанести удары, по малозащищенным силам противника.

Значение количества использованных кусков ткани для рубахи

Все в русской одежде подчинено простоте и практичности, чтобы в работе и в бою она не сковывала движений. Почему при изготовлении рубахи использовали только вертикальные полосы полотна? Конструкция домашних ткацких станков позволяла производить полотно шириной не более 40 см.

По традициям предков, этот размер стал модульным, а безотходность выкройки обеспечивалась дополнительной, пришитой вдоль стана полосой. Хотя ширина покупной ткани разрешала обходиться без нее, традиционный крой сохранился неизменным.

Он представляется удивительно мудрым и рациональным даже по описанию и отражает все потребности народа. Прямые линии основных деталей вместе с несущими эстетическую нагрузку поликами, клиньями и ластовицами рукавов обеспечивали экономию ткани.

Простой геометрический крой порождал сложные объемные формы, чтобы подчеркнуть стать и красоту женщины. Максимальное удобство и конструктивная практичность в праздники и рабочие будни стали результатом социального отбора.

Стиль «капуста»

Отличительная черта русского национального костюма — его многослойность. Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения: праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20 предметов, а повседневный — всего семь. По поверьям, многослойная просторная одежда предохраняла хозяйку от сглаза. Ношение менее трех слоев платьев считали неблагопристойным. У знати сложные платья подчеркивала достаток.

Крестьяне шили одежду в основном из домотканого холста и шерсти, а с середины XIX века — из фабричного ситца, сатина и даже шелка и парчи. Традиционные наряды были популярны до второй половины XIX века, когда их начала понемногу вытеснять городская мода.

Пояс

На Руси было принято, чтобы нижняя женская рубашка всегда была подпоясана, существовал даже обряд опоясывания новорожденной девочки. Считалось, что этот магический круг защищает от нечисти, пояс не снимали даже в бане. Ходить без него считалось большим грехом. Отсюда значение слова «распоясаться» — обнаглеть, забыть о приличиях. Шерстяные, льняные или хлопковые пояса вязали крючком или ткали. Иногда кушак мог достигать в длину трех метров, такие носили незамужние девицы; покромку с объемным геометрическим узором надевали те, кто уже вышел замуж. Желто-красным поясом из шерстяной ткани с тесьмой и лентами оборачивались в праздники.

Верхняя одежда

kak.znate.ru

Верхняя древнерусская одежда мужчин называлась свитой. Это был длинный до икр кафтан разного цвета: красный, коричневый, бежевый, рыжий. Свита не должна была прикрывать сапоги и мешать при ходьбе

Главное, что было важно для славян в одежде – удобство, практичность, тепло. В зависимости от материального положения выбиралась ткань кафтана

Князья носили теплые, с меховым воротом и вышивкой свиты.

Из меха предпочитали овчину, бобра, кролика, лисицу, песца.Воротник был небольшой, едва прикрывая шею. В основном меховой воротник предпочитали класть на плечи. Присутствовало много пуговиц, от восьми до двенадцати.Крестьяне, рабочие надевали простые платья, на которых были только пуговицы. В холодную зиму кафтан согревал, потому что работать приходилось на улице целый день.

На плечи накидывали длинную плащевидную накидку, которая представляла собой кусок льняной ткани. Накидка была без рукавов. Это было своеобразной модой на Древней Руси. Носили накидку поверх свиты, шубы мужчины, дети и женщины разных слоев населения.Отличалась накидка покроем, качеством материала.Славянская зимняя одежда чаще всего шилась из кожуха, то есть из шкуры, меха и кожи животного. Если это был лен, то его сначала нужно было вырастить, собрать урожай, перемолоть и соткать нитки, ткань. Славяне старались быть максимально близко с природой.

Кто такие витязи

Витязь

Витязи — это храбрые воины, доблестные ратники, герои, воители, рыцари, богатыри. Витязи — это профессиональные солдаты и это понятие даже шире, чем рыцари, так как витязи в отличие от рыцарей могли быть и пешими.

Наиболее правдоподобной версией происхождения слова «Витязь» является самая древняя из всех. По этой версии слово витязь пошло от древнерусского корня «бить». Это были хорошо обученные и прекрасно экипированные профессиональные солдаты. Многие историки сходятся во мнении что броня и оружие, которое носили витязи, было не хуже, а то и лучше чем у западных рыцарей.

Если русских витязей сравнить с западными рыцарями, то сходство налицо. Методики подготовки похожи, вооружение и кони почти такие же. У рыцарей — замки, у витязей — поместья. И те и другие были из дворянства. И у тех и у других были свои кодексы чести.

На Руси взяли лучшее, что было с той и другой стороны для создания мощной профессиональной армии. Устройство княжеской дружины позволяло осуществлять руководство на поле боя на принципах единоначалия. Князь руководил войсками через своих военных начальников, именуемых воеводами. А на главном направлении наступали самые сильные и опытные воины — богатыри. Таким образом, на витязи были тем же, чем рыцари в Европе.

Русь, волей исторических судеб оказавшаяся между двух огней, Западной Европой и мусульманским Востоком, уже в IX-X веках создала «сбалансированную армию». Во главе этой армии были дружины тяжеловооруженных всадников. Княжеская дружина состояла из старшей и младшей дружин (старшая около 1/3 численности, младшая около 2/3 численности). Численность дружин была от нескольких десятков, до 1-2 тысяч из наиболее больших и богатых княжеств.

К конной дружине примыкало ополчение городов и континенты добровольцев. Кроме того, в начале X века появились отряды конных лучников — кочевников. В России в XIII-XIV веках ситуация была очень близка к Западноевропейской, хотя сам термин «Копьё» никогда не употреблялся.

… а ноги в тепле[править]

Самый несправедливо игнорируемый тип лат — защита ног. Почему несправедливо? Да потому что ноги — самая уязвимая часть тела любого всадника в Средневековье, а потому хронологически именно ножные латы стали первыми. Основным оружием пехоты были билли и отнюдь не о правах, а также гизармы и алебарды. Все эти прекрасные средства активной самообороны сильнее всего грозили благородным господским ногам. Ещё в конце XIII-го века колени начали защищать металлическими щитками-ронделями, посаженными на кожаные повязки, носившиеся по верх кольчужных чулок. Причина проста: удар по колену не только крайне мучителен, но и гарантированно превращает бывшего обладателя коленки в калеку до конца его дней, которые могут наступить очень скоро, если он не упрыгает от врагов на одной ноге. В XIV-м веке наколенники приобретают анатомическую форму, а потом и получают характерные закрылки, защищавшие тыльную часть колена, которую тоже многие норовили чем-нибудь проткнуть или разрезать.

В том же XIV-м столетии появляются наголенники, затем превратившиеся в анатомические поножи, латные набедренники и сабатоны. Наряду с латами, были распространены шинные доспехи, также дававшие весьма неплохую защиту. Даже пехотинцы стремились защитить по крайней мере бёдра и колени, а по возможности разживались и наголенниками (сабатоны и полные поножи им были не особо нужны). Одним из распространённых мифов является утверждение, будто во всём этом арсенале невозможно было бегать или даже быстро ходить. Это не так. Начиная с XVI-го века вся латная защита ног от сабатонов до набедренников представляла собой единый комплекс соединённых между собой пластин, в котором было вполне удобно и бегать, и прыгать, и просто передвигаться. Но даже и до того ни поножи, ни сабатоны особых стеснений не вызывали. За исключением одного случая — поздне-готических сабатонов с очень длинными носами, но они не прижились, а за пределами Германии и вовсе были непопулярны. Весь вес ножных лат распределялся так, чтобы ложиться не на ногу, а на поверхность, что вызывало серьёзные проблемы во время дождей, когда почва размякала. В остальных же случаях, проблем не было.

Ножная броня постепенно отмирала в течении XVI—XVII-го веков по причине широкого распространения пикинёрского строя и огнестрельного оружия. И пика, и аркебуза с мушкетов в основном поражали корпус противника, а не ноги, так что поножи и сабатоны вышли из употребления. Тем не менее, соединённые с кирасой набедренники и наголенники продолжали использоваться в Западной Европе вплоть до Тридцатилетней Войны, а в Восточной до Великой Турецкой.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.